Общегосударственные вопросы. §15. Нации и межнациональные отношения. Вопросы и задания к документу

Сталин указывал также, что эта операция «создала предпосылки для организации второго фронта в Европе поближе к жизненным центрам Германии» и что она «выведет Францию из состояния оцепенения».

В общем и целом после высадки в Северной Африке межсоюзнические отношения заметно улучшились. Как сказал мне спустя несколько дней английский посол Кларк Керр, «Кремль ныне излучает тепло».

Глава III. Окружение немцев под Сталинградом

Между опубликованием «Клятвы защитников Сталинграда» и началом большого контрнаступления, завершившегося два с половиной месяца спустя сталинградской победой, прошло всего 13 дней. Однако за эти 13 дней немцы успели предпринять новое отчаянное наступление. Положение обороняющихся стало еще более трудным из-за появления на Волге льда. Из-за этого все перевозки через реку практически прекратились, и даже эвакуация раненых стала почти невозможной. И все-таки, когда это последнее немецкое наступление было отбито, дух защитников Сталинграда поднялся выше, чем когда-либо раньше, тем более что они смутно чувствовали: вот-вот случится что-то очень важное.

Впоследствии сталинградские воины рассказывали мне, с какой безумной радостью, надеждой и волнением они прислушивались к грому далекой, но интенсивной артиллерийской канонады, раздавшейся 19 ноября между шестью и семью часами утра, в это самое тихое время суток на Сталинградском фронте. Они понимали, что означает этот гром пушек. Он означал, что им не придется оборонять Сталинград на протяжении всей зимы. Высунув головы из блиндажей, в почти непроницаемой темноте - тусклый, сырой и туманный рассвет только еще занимался - они прислушивались.

Никаких официальных сообщений не было опубликовано ни 19 ноября, когда войска Донского фронта под командованием Рокоссовского и войска Юго-Западного фронта под командованием Ватутина двинулись на юг в направлении на Калач, ни 20 ноября, когда войска Сталинградского фронта под командованием Еременко двинулись из района к югу от Сталинграда в северо-западном направлении на соединение с ними. Ничего не сообщалось об этом и в сводке от 21 ноября. «Правда» посвятила в тот день свою передовую статью «сессии Академии наук в Свердловске».

Лишь в ночь на 22 ноября в специальном сообщении была обнародована грандиозная новость о том, что несколько дней назад советские войска, сосредоточенные северо-западнее и южнее Сталинграда, перешли в наступление, захватили Калач и перерезали две железнодорожные линии, по которым доставлялись припасы для немецких войск в Сталинграде, в районе Кривомузгинской и Абганерова. В этом сообщении еще прямо не говорилось о том, что кольцо вокруг немцев в Сталинграде замкнулось, но приводились цифры громадных потерь противника: 14 тыс. немецких солдат было убито, 13 тыс. взято в плен и т.д.

Москва была охвачена сильнейшим волнением, у всех на устах было одно слово: «Началось!» Все инстинктивно чувствовали, что от этого наступления можно ожидать каких-то очень больших результатов .

Основное, что следует сказать об этом втором, решающем этапе Сталинградской битвы, сводится к следующему:

1. Войска трех советских фронтов располагали в общей сложности 1005 тыс. солдат, которым противостояло почти равное количество вражеских войск; они имели около 900 танков против 700 немецких , 13 тыс. артиллерийских орудий против 10 тыс. у немцев и 1100 самолетов против 1200 у противника.

С другой стороны, на направлениях главного удара Красная Армия обладала таким подавляющим превосходством, какого, согласно «Истории войны», им за всю войну еще никогда не удавалось достигнуть: троекратным превосходством в живой силе и четырехкратным в технике - особенно в артиллерии и минометах. Фактически все это вооружение было произведено советской промышленностью в течение лета и в первые осенние месяцы; советские войска использовали лишь незначительное число западных танков, грузовиков и джипов. К февралю 1943 г. Советскому Союзу было поставлено в общей сложности около 72 тыс. грузовиков западного производства, однако в момент, когда началось наступление под Сталинградом, русские имели лишь очень небольшую их часть.

2. Боевой дух войск был исключительно высок.

3. План контрнаступления разрабатывался еще с августа, главным образом Сталиным, Жуковым и Василевским в консультации с командующими фронтами - Ватутиным, Рокоссовским и Еременко. В октябре и ноябре Василевский и Жуков посетили район предстоящих операций.

4. Приготовления к наступлению потребовали огромных организационных усилий и были проведены с соблюдением величайшей секретности. Так, в течение нескольких недель перед наступлением всякая почтовая связь между солдатами тех фронтов и их семьями была прекращена. Хотя немцы бомбили железные дороги, ведущие к району севернее Дона, они не имели ясного представления о том, какое количество техники и войск доставлялось (главным образом по ночам) в район к северу от Дона и на два основных советских плацдарма в излучине Дона. Немцы никогда не предполагали, что советское контрнаступление (если оно вообще будет предпринято) может принять такие широкие масштабы. Еще более трудной была задача по переброске на Сталинградский фронт, на юг, массы войск и огромного количества техники. Для этого приходилось использовать железную дорогу, шедшую на востоке от Волги, которую немцы усиленно бомбили, а также наводить понтонные мосты и устраивать паромные переправы через Волгу, можно сказать, под самым носом у немцев. В отличие от местности к северу от Дона, где имелись кое-какие леса, в голой степи южнее Сталинграда было особенно трудно обеспечить маскировку.

И все же, несмотря на все это, немцы не имели представления о мощи готовящегося удара.

5. Немецкое командование, и в особенности сам Гитлер, были настолько одержимы мыслью о необходимости захватить Сталинград по соображениям престижа, что не уделили достаточного внимания укреплению обоих флангов расположения своих войск, которое мы можем назвать сталинградским выступом. Строго говоря, это не был выступ: на северной его стороне действительно был фронт, но на юге лежала своего рода ничейная земля, тянувшаяся через калмыцкие степи до самого Северного Кавказа; здесь было лишь несколько слабеньких рубежей, которые удерживали в основном румынские войска. На севере на некоторых участках фронта тоже стояли румыны. Румынские войска хорошо сражались под Одессой и в Крыму, однако в начале зимы, когда они оказались в донских степях, их боевой дух сильно упал. Здесь они уже явно воевали не за интересы королевской Румынии, а за интересы Гитлера, и их отношения с немцами были далеко не дружественными. Далее к западу, на Дону, действовали итальянские войска, моральное состояние которых также было не блестящим. Советское командование было хорошо об этом осведомлено и справедливо считало удерживаемые румынами и итальянцами участки фронта самыми слабыми.

Наступление началось в 6 час 30 мин утра 19 ноября артиллерийской подготовкой на широком фронте к северу от сталинградского выступа; через два часа двинулись пехота и танки. Из-за плохой погоды к помощи авиации прибегали мало. За три дня войска под командованием Ватутина продвинулись приблизительно на 125 км, разгромив в ходе наступления 3-ю румынскую армию и несколько немецких частей, спешно посланных для спасения союзников. Несмотря на сильное сопротивление немецких, а также некоторых румынских частей, войска Юго-Западного фронта под командованием Ватутина достигли 22 ноября Калача и там встретились с войсками Еременко, которые осуществили прорыв с юга, где сопротивление противника оказалось менее упорным.

В ходе боев четыре румынские дивизии были окружены и вскоре капитулировали во главе со своим командующим, генералом Ласкаром. Такая же участь постигла и другую окруженную румынскую группировку, которой командовал генерал Стэнеску. Разгром румынской 3-й армии, в результате которого Красная Армия захватила около 30 тыс. пленных, оказал немалое политическое влияние на отношения Гитлера с его союзниками. Прежде всего немцы установили после этого над румынскими войсками гораздо более строгий и более непосредственный контроль.

1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом

А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархия
А.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тиранический
А.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистская
А.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинство
А.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленные
А.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФ
А.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ 2) назначение Председателя Совета Федерации 3) назначение Председателя Государственной Думы 4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы
А.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениям
А.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А.1 Полная независимость государства от других государств называется 1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом

А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза
А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархияА.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тираническийА.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистскаяА.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинствоА.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленныеА.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФА.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ2) назначение Председателя Совета Федерации3) назначение Председателя Государственной Думы4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной ДумыА.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениямА.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное - сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах - этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» - этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.

Толерантность в межнациональных отношениях - это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида - истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

По указанному разделу отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, бюджетные ассигнования по резервным фондам, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

По подразделу 0101 "Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации" отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.

По подразделу 0102 "Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления" отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По подразделу 0103 "Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления" отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

По подразделу 0104 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций" отражаются расходы на содержание Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и соответствующих аппаратов.

Расходы на содержание федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по данному подразделу не предусмотрены. Их следует отражать по соответствующим разделам и подразделам.

По подразделу 0105 "Судебная система" отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов.

В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.

По подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В подраздел включены также расходы на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства.

По подразделу 0107 "Обеспечение проведения выборов и референдумов" отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.

По подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Расходы на содержание и обеспечение деятельности представительств (представителей) федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах по данному подразделу не предусмотрены. Их следует отражать по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

Расходы, связанные с краткосрочными командировками на территории иностранных государств, по данному подразделу не предусмотрены. Указанные расходы отражаются по соответствующим разделам и подразделам в части расходов на руководство и управление в сфере установленных функций.

Расходы, осуществляемые в счет привлеченных связанных иностранных кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, отражаются по соответствующим разделам функциональной классификации, исходя из осуществления расходов в установленной сфере деятельности.

По подразделу 0109 "Международная экономическая и гуманитарная помощь" отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.

Подраздел не включает расходы на предоставление Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

По подразделу 0110 "Государственный материальный резерв" отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.

По подразделу 0111 "Фундаментальные исследования" отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.

По указанному подразделу отражаются расходы на проведение фундаментальных исследований всех главных распорядителей средств бюджетов.

Кроме того, по данному подразделу отражаются расходы на предоставление субсидий, выделяемых академиям наук и организациям, находящимся в их ведении.

По подразделу 0112 "Обслуживание государственного и муниципального долга" отражаются расходы, связанные с размещением, обслуживанием и выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Кроме того, по данному подразделу отражаются расходы, связанные с погашением просроченных процентов в рамках обмена внешних долговых обязательств Российской Федерации на условиях, сопоставимых с условиями обмена задолженности перед кредиторами Лондонского клуба.

По подразделу 0113 "Резервные фонды" отражаются бюджетные ассигнования на образование резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В случае принятия в установленном порядке решения об использовании средств указанных резервных фондов расходы отражаются по соответствующим разделам функциональной классификации, исходя из отраслевой и ведомственной принадлежности.

По подразделу 0114 "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, проведение научных мероприятий, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.

По подразделу 0115 "Другие общегосударственные вопросы" отражаются иные расходы, не отнесенные к другим подразделам, а также на содержание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации и решением о бюджете муниципального образования.

В указанном подразделе отражаются также расходы, связанные с централизованными закупками и снабжением, эксплуатацией центральных автопарков, зданий, принадлежащих законодательным и представительным органам власти или занимаемых ими; управлением, находящимися в государственной и муниципальной собственности, акциями открытых акционерных обществ; обеспечением приватизации и проведением предпродажной подготовки объектов приватизации, оценкой недвижимости, признанием прав и регулированием отношений по государственной и муниципальной собственности; проведением статистических обследований и переписей; предоставлением и возвратом бюджетных кредитов и ссуд, в т.ч. предоставленных на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, исполнение государственных гарантий по внутренним заимствованиям при условии возникновения регресса, погашением внутренней задолженности бывшего СССР владельцам специальных (рублевых) средств в Сберегательном банке Российской Федерации, возмещением расходов, связанных с проведением компенсационных выплат по сбережениям граждан, и другие общегосударственные расходы.

Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления.

Система органов управления в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность представительных и исполнитель­ных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры.

В соответствии с Конституцией РФ система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодатель­ной, исполнительной и судебной властей, а также разграниче­ния предметов ведения междуРФ, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автоном­ными округами и местным самоуправлением.

Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием - Государственной Думой, судебная - Верховным Судом РФ.

Главой исполнительной власти в РФ является ПрезидентРФ,Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ.

На региональном и местном уровне структура органов управления аналогична государственной и представлена законо­дательными (представительными) органами и администрацией.

Финансирование перечисленных выше видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ по разделу 1 «Общегосударственные вопросы» в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов на финансирование общегосударственных вопросов приходится на федеральный бюджет.

В последние годы доля бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные расходы» в общем объеме расходов Федерального бюджета составила около 14-16% при этом если в 2005-2007 гг. наблюдалось ее незначительное увеличение, то в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг.» предусматривается ее постепенное снижение до 13,6% за счет снижения расходов на обслуживание государственного долга. В дальнейшем планируется в бюджете 2010-2012 гг. планируется снижение удельного веса расходов на общегосударственные вопросы в связи с оптимизацией аппарата государственных служащих и продолжением административной реформы.

Основное место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосударственных вопросов занимают бюджетные ассигнования обслуживание государственного долга (22-25 % от общей сумы расходов по разделу), на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора (около 23%), на судебную систему (10-11%).

На региональном уровне расходы на финансирование общегосударственных вопросов составляет менее значительную долю от общего объема расходов бюджета - около 7-9%. Примерно такую же долю эти расходы составляют в структуре расходов местных бюджетов.


В настоящее время в РФ сформировалась разветвленная система органов, осуществляющих управленческую, контрольную и надзорную деятельность. При этом если формирование налоговых и таможенных органов является прерогативой федерального центра, то управленческие органы могут создаваться на всех трех уровнях власти. Соответственно финансирование органов, сформированных на федеральном уровне, осуществляется из федерального бюджета, а финансирование региональных или местных органов – из соответствующих региональных и местных бюджетов. При этом привлечение внебюджетных источников финансирования, а также разделение полномочий по финансированию органов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ не допускается.

К финансовым, налоговым и таможенным органам надзора, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, относятся:

1. Счетная палата РФ;

2. Федеральная налоговая служба;

3. Федеральная таможенная служба;

4. Федеральное казначейство;

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

6. иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также центральный аппарат Министерства финансов РФ).

Структура и динамика расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности указанных органов на период до 2001 года характеризуется незначительным ростом. Планируемый рост расходов обусловлен:

§ повышением размера денежного содержания государственных служащих, включая расходы на внедрение механизма материального стимулирования работников налоговых органов в зависимости от соответствия их работы критериям оценки ее эффективности;

§ увеличением аппарата сотрудников ряда финансовых органов;

§ совершенствованием технического обеспечения;

§ проведением капитального ремонта административных зданий.

Значительную долю финансирования общегосударственных вопросов федерального бюджета занимают расходы на федеральную судебную систему. Кроме того, по результатам исполнения последних отчетных лет и на основании прогнозных данных федерального бюджета до 2012 г. наблюдается положительная динамика по указанному направлению расходов. Рост расходов на судебную власть обусловлен, прежде всего, проведением в РФ судебной реформы, предусматривающей ряд мероприятий:

§ улучшение информационного обеспечения деятельности органов судебной власти;

§ реконструкция или приобретение зданий для размещения в них судов;

§ обеспечение жильем судей и работников судебной системы;

§ увеличение численности лиц и заработной платы лицам, занятым в судебной системе.

При расчете расходов на управление и судебную власть за базу принимаются предварительные итоги ис­полнения бюджета предыдущего года с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов в планируемом году.

Объем расходов на содержание аппарата указанных органов опреде­ляют такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.

В штатном расписании указываются наименования должно­стей руководителей и специалистов по структурным подразделе­ниям, количество штатных единиц по каждой должности, схемы должностных окладов, надбавки, месячный фонд заработной платы по должностным окладам, размеры оклада на каждой должности (минимальные и максимальные).

Размер ассигнований не может превышать объема, утвер­жденного в бюджете; при этом основным принципом использо­вания бюджетных ресурсов является строгое их регламентирова­ние по назначению и времени.

Расчеты по расходам на органы управления и судебную власть готовят соответствующие структурные подразделения. При этом используются метод прямого счета и метод нормиро­вания. Размер необходимых ассигнований рассчитывается на основании утвержденных тарифов, норм и т. д. При определе­нии расходов могут применяться индивидуальные и комбиниро­ванные нормы, объединяющие группу расходов. Расходы преду­сматриваются в соответствии с группировочными кодами бюд­жетной классификации.

В состав расходов на содержание аппарата управления вхо­дят: заработная плата (должностной оклад и надбавки), начис­ления на заработную плату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.

Фонд заработной платы на год исчисляется путем умноже­ния среднемесячной ставки заработной платы на среднегодовое число работников и 12 месяцев.

Средняя ставка заработной платы рассчитывается исходя из месячного фонда заработной платы по должностным окладам, утвержденным по штатному расписанию, деленным на количе­ство штатных единиц.

Один из основных видов затрат на управление - расходы на приобретение инвентаря, оборудования и расходных материалов (канцелярских и других товаров).

Расходы на командировки и служебные разъезды работников аппарата управления включают оплату стоимости проезда, раз­личные надбавки к заработной плате, выплаты за счет команди­ровочных (суточных, квартирных) и т. д.

Затраты на оплату транспортных услуг включают содержание транспорта, его текущий ремонт, компенсации за использование личных легковых автомобилей.

Оплата услуг связи включает расходы междугородных и иных телефонных переговоров, телефаксов, оплату почтовых отправи­телей и т. д. К расходам на коммунальные услуги относят расхо­ды по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснаб­жение и другие услуги.

В прочих текущих расходах учитывают оплату текущего ре­монта оборудования и инвентаря, повышение квалификации кадров и др.