Общие принципы социальной защиты. Понятие системы соц.защиты населения: факторы становления и развития. Принципы соц.защиты населения. Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитыват

Соц.защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Институт социальной защиты как комплексная система, формирующаяся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности.

Мишра подчеркивает еще один опыт, который благодаря своим особенностям не вписывается ни в одну из трех ранее представленных моделей. Главной особенностью системы социального обеспечения является его гибридность. Еще одной отличительной особенностью является характеристика сохранения полной занятости, которая подлежит снижению ставок из-за смешанной системы «пожизненной занятости», обеспечиваемой двойным рынком труда, при этом значительная часть рабочей силы, фирмы с низкой заработной платой и льготами.

Кроме того, это также объясняет низкое участие женской рабочей силы на рынке труда до последних лет. Наконец, в Японии система социального обеспечения в значительной степени зависит от систем социального обеспечения, связанных с поддержанием занятости, особенно в области жилья и пенсий, медицинского обслуживания, дополнительных пособий и семейного отпуска. Это объясняется особенностями, уже упомянутыми в японской системе.

Политические факторы . Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе. Политический фактор проявился в активизации деятельности общественных объединений и политических партий. Вопросы развития и улучшения социальной защиты, поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стали чаще привлекать внимание общественных объединений, включаться в их программы и другие документы, вноситься в качестве инициативы на обсуждение законодательных органов власти.

Важно считать, что это страна с одной из самых конкурентоспособных и успешных экономик мира. Из-за этих характеристик немецкая экономика и ее проект развития стали называться «продуктивистским и социально-инклюзивным капитализмом». Конечно, этот процесс зависел от того, как национальная политическая экономика в каждой стране была связана с этой дискуссией. Это частично согласовано с тезисом, представленным автором. То, как государства благосостояния были подделаны или институционализированы в разных реалиях, нельзя объяснить только «идеологическими и политическими» аспектами.

Экономические факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме. Семья, являясь важнейшей ячейкой общества, становится естественным защитным механизмом для своих членов, обеспечивающим выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума.

Появление государства всеобщего благосостояния в некоторых странах и в других странах не может быть объяснено с этой точки зрения. Затем в документе делается попытка изучить этот аргумент, чтобы лучше понять объяснительные альтернативы создания государственных структур социальной защиты.

Конфликт, классовая борьба и государство всеобщего благосостояния. В этом разделе статья будет основываться, в частности, на интерпретирующих аргументах Наварро, считая его анализ ближайшим к тому, который мы планируем разработать позже. Развитие этого автора дает возможность строить важные различия по сравнению с тем, что мы представляем и анализируем.

Идеологические факторы играют важную роль в становлении института социальной защиты. Они отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института социальной защиты.

В принципе, существуют две другие концепции, которые определяют исследования по формированию этих государств. Один из них стремится изучить в государстве причины построения системы социальной защиты. В другом случае основное внимание уделяется производственному процессу, отражающему составные элементы государства всеобщего благосостояния. Эти два течения вряд ли предполагают мирную точку, как указывает Наварро.

Франкфуртскую школу можно упомянуть как один из важных течений социальной мысли, который также был затронут в послевоенный период с развитием размышлений и исследований по пониманию политических, социальных и, государственного образования и благосостояния. Центральным механизмом этой интеграции был консенсус, который привел к социальному контракту, в котором сотрудничали как капитал, так и труд. Таким образом, государство всеобщего благосостояния было бы созданием класса капиталистов для узаконивания его интересов, и в целом реформы были бы не более чем инструментами, направленными на укрепление статус-кво и увековечение господства над рабочим классом.

Нравственно-психологические факторы являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека – при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания. Поэтому задача института социальной защиты – способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов – проблемы взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи в социальном функционировании – это сфера интересов института социальной защиты.

Один из авторов, упомянутый Наварро, Адам Пржеворски, защищает тезис о том, что процесс борьбы за реформы будет означать только улучшение функционирования механизмов капитализма, а не просоциалистическую борьбу. Предоставление экономических, социальных и политических прав было бы средством для представителей капитала искать поддержки от противоборствующих сил, тем самым избегая возникновения процессов крупных разрывов. Таким образом, изменения или реформы были интерпретированы как движения, основанные на интересах капиталистов, чтобы интегрировать рабочих в производственные отношения.

Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности . Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями – все это повышает эффективность мер по социальной защите.

С другой стороны, можно найти тезис, защищенный Буравой. По словам Наварро, этот автор придает большое значение рабочему месту в качестве пространства для строительства социальных пактов. Это защищает тезис о том, что именно в этой среде рабочие, находящиеся в прямом противостоянии с классом капиталистов, борются за свои непосредственные и фундаментальные интересы. В этом процессе капиталистический класс делает уступки, чтобы узаконить его гегемонию и обеспечить контроль над производственным процессом.

Таким образом, заводский этаж будет пространством, в котором будут возникать реформы, способствуя таким образом, чтобы обеспечить капиталистическое размножение и непрерывность процесса разведки. Короче говоря, эти два течения в точности отличаются от окружающей среды и объекта анализа, главным образом от того, где давление, которое приведет к реформам, уходит, чтобы укрепить структуры и узаконить капиталистический порядок. Для авторов, которые фокусируют свой анализ на государстве, реформы на государственном уровне, как правило, усиливают капиталистические отношения, а для тех, кто анализирует производственный процесс, - это реформы в производственном процессе, которые стремятся укрепить эти отношения.

Система соц.защиты населения базируется на принципах, составляющих ее научную основу. Принципы – это научно обоснованные положения, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам по социальной защите людей. Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость.

Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Таким образом, дискуссия сосредоточена между производством или государством благосостояния, то есть в среде, из которой начинаются соглашения и соглашения, которые обеспечивают непрерывность системы. Однако между этими двумя концепциями существует парадокс. Наварро не рискует войти в эту дискуссию, только продолжает свой обзор, вводя еще одну влиятельную теоретическую позицию для понимания составных элементов государства всеобщего благосостояния.

Этот другой ток касается регуляторов. Одной из ведущих интеллектуалов в этой теоретической перспективе является Аглиетта. Ядро проблемы в Аглиетте объясняется тем, что появление государства всеобщего благосостояния обусловлено осознанием класса капиталистов, когда оно осознает, что массовое производство, порожденное фордистскими технологиями производства, требует массового потребления. В другой работе Аглиетта работает с той же точки зрения, когда пытается классифицировать фордистскую систему производства: Фордизм - это режим интенсивного накопления, в котором класс капиталистическая попытка управлять глобальным воспроизводством наемной рабочей силы через товарные отношения, при которых наемные работники приобретают свои средства потребления.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода их них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека.

Таким образом, государство всеобщего благосостояния могло бы обосноваться в том, чтобы утверждать, что класс капиталистов, осознавая потребности в расширении потребления в результате массового производства, установил ряд соглашений и институциональных механизмов, которые были необходимы для непрерывность процесса производства и накопления. Поэтому у капиталистического класса были свои причины для поддержки расширения социальных пособий, поскольку, с одной стороны, это уменьшало издержки за счет использования наемных рабочих, а с другой стороны, рабочий класс сотрудничал с капиталистическим производством и имел доступ к преимуществам потребления и социальных услуг, предлагаемых государством.

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность.

Предположительно, видение будущего этого класса отвечало за создание государства всеобщего благосостояния и рост частного потребления, которое породило его. Теоретические элементы, которые Коннор использует для разработки своего тезиса о финансовом кризисе, используются для объяснения того, что рост массового потребления в разгар фордистского периода требовал от государства предоставления растущего предложения коллективных услуг. потребность в более высоких государственных доходах, затруднение продуктивной деятельности и увеличение государственного дефицита, с известными инфляционными эффектами, которые также имели сильные подходы к предпринимательской деятельности и заработной плате.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается: единством целей, принципов и направлений деятельности; сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку; всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Таким образом, все три теоретические перспективы, проанализированные ранее, что попытка объяснить возникновение государства всеобщего благосостояния начинается с того, что капиталистический класс несет ответственность за действия в пользу институционального строительства, которые привели к созданию системы социальной защиты. Это было связано с тем, что он помог как процессу фордистского накопления, так и кооптированным рабочим сотрудничать с производительной системой. В то же время рабочие классы выросли с точки зрения материальной жизни, а капиталисты улучшили свое благосостояние.

Принцип превентивности мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.

Что важно для этой статьи, так это аргумент, защищенный Наварро, что все эти перспективы сводят на нет «рабочий класс как движущую силу трансформации капитализма». Это как если бы рабочий класс был пассивным агентом в некоторых важных преобразованиях в структурах системы. Только кованые и рабски снисходительные с указаниями, прослеживаемыми капиталистами.

Таким образом, государство всеобщего благосостояния? триумф рабочего класса, завоеванный огромной ценой крови, пота и слез? считается легитимирующей реформой, предоставляемой капиталистическим классом, с целью консенсусного принятия ее роли. Несмотря на все эти перспективы, Наварро защищает, таким образом, тезис о том, что реформы и институциональные изменения в направлении создания государства всеобщего благосостояния были результатом интенсивного противостояния между социальными классами, с большим вниманием к борьбе рабочего класса.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. В современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг. Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресности удается достичь главное – помочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Конфликты, которые имели последствия в преображении государства, в формах производства и в политическом, социальном и гражданском поведении общества. «Таким образом, способ установления и администрирования социального обеспечения в разных странах зависел от соотношения классовых сил». Поэтому этот аргумент подтверждает нашу обеспокоенность в отношении ранее высказанных ранее замечаний о попытке объяснить объяснение возникновения государства всеобщего благосостояния.

Например, в Германии, Австрии, Франции и Италии государство всеобщего благосостояния возникает в результате союзов между классом капиталистов, слабым и неспособным продвигать большие разрывы с феодальным порядком, с аристократией, которые вместе пытались предотвратить продвижение рабочих сил. Способ внедрения систем социального обеспечения в этих странах соответствовал модели, определенной автором как корпоративной, в которой рабочий класс должен был быть разделен, предоставляя ему социальные пособия.

Записи:
  1. Характеристика методов эмпирического познания, особенности их применения в СР
  2. Метод индивидуальной СР: цель, принципы, этапы СР со случаем.


В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь. 1

Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:

Пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

Пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

Протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

Льготы и преимущества инвалидам. 2

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

Принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

Принципа опоры на общественное участие:

Принципа территориальности:

Принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. 1 В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.