Социальные статусы и роли. Социальная роль и социальный статус.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Наши роли очень яркие, часто противоречивые, и иногда их нужно радикально менять с одной секунды на другую. Количество наших ролей не является постоянным. Он меняется в соответствии с тем, что мы делаем, где мы встречаемся, куда мы идем, чего хотим, и текущим психологическим состоянием ума. Однажды мы можем сыграть двенадцать, иногда только две, и когда мы дома, мы не посещаем и не поднимаем, а только один. Это происходит только в исключительных случаях. В общем, мы можем сказать, что играем больше, чем меньше.

Мы являемся одним из наших детей, мы братья, сестры, партнеры, партнеры, друзья, друзья, мужья, жены, матери, отцы, мы - его коллеги, начальники, подчиненные, например, клиенты в магазинах или офисах, Если мы ходим в школу или посещаем занятия. Количество ролей связано с нашим образом жизни, нашими интересами и распространением нашей общественной жизни. Но мы не идентифицируем себя с каждой ролью, но мы довольны этим. Есть роли, которые мы не хотим удерживать, но по какой-то причине мы должны это делать.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

В таких случаях мы говорим о ролевых конфликтах. Из обычной неудовлетворенности тогда легко может возникнуть травма. Каждый из нас иногда сталкивался с конфликтом ролей и, возможно, не только один раз. Они встречаются довольно регулярно, но если они продолжаются какое-то время, или если они не напряжены и для нашего психологического благополучия невыносимы, мы их даже не замечаем, или мы не слишком много разбираемся в них. Мы воспринимаем их в основном как что-то раздражающее, иногда утомительное, мы чувствуем, что мы не в нашей коже, но это не вызывает у нас такой большой неприятности, что мы расстраиваемся.

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Иногда у нас есть хорошее чувство, потому что посещение было приятным, разумным долго, и гости наслаждались собой, иногда мы расслаблялись после отъезда. Игра у хозяина истощила нас, и у нас было много зубов, потому что мы просто сражались с партнером, решили в тот день с серьезными проблемами на работе или устали и не были в настроении для гостей, но их визит не был отменен. Такой конфликт ролей обычно не вызывает травмы. Можно встретить несколько более противоречивые роли, например, при посещении родителей, которые еще не решили, что они взрослые, и, прежде всего, как мы живем.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
  • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

Это опыт 32-летнего иллюстратора и графического художника Ленки. Например, оставляя изучение медицины и посвящая себя искусству моей мечты. Оба они - врачи, и они надеются пойти по их стопам. Но это не потому, что мне жаль их всех, хотя это так в эти напряженные моменты. Социальная роль - это ожидаемый способ поведения в индивидуальной социальной ситуации. Обычно поведение является подходящим и желательным для индивидуума в определенной позиции и связано с его или ее текущим положением или положением в соответствующей группе.

Психолог Милан Наконечный в психологии личности объясняет: Концепция роли выражает то, что ожидается от человека в определенных ситуациях и в отношении его возраста, пола, социального статуса и конкретных социальных функций. У людей есть система ролей, которая может быть более или менее единообразной. Есть роли, которые более или менее идентифицируются, и роли, которые он отвергает, и если он их исполняет, он чувствует себя как принуждение. Люди не любят принимать роли, в которых они чувствуют себя эксплуатируемыми, униженными, ограниченными и т.д.; Женщина-гомосексуалист не может согласиться с ролью обычной жены.

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Но, напротив, есть роли, в которых они растут и понимают их как их естественные обязанности, меньше можно идентифицировать, например, с ролью ученика, работника, солдата. Если роль сильно вознаграждается, она становится источником удовлетворения и не ощущается как нечто безличное, принудительное. Решающей является степень и идентификация личности с ролью и как его производительность в настоящий момент вознаграждается. Степень идентичности с ролью различна для разных людей. У людей есть целая система ролей, которые могут быть более или менее внутренне объединены.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Многие роли становятся источником новых мотивов. Поэтому резкое различие роли и личности неверно, хотя бывают случаи, когда роль воспринимается как бремя и ассоциируется в этом смысле с ношением маски при осуществлении. Роль всегда выражает индивидуальную модель ожидаемого поведения, то есть индивидуальную концепцию того, что делать в правильной ситуации, как человек должен вести себя в одной и той же ситуации. В этом смысле от ребенка ожидается нечто иное, чем от взрослого, что-то иное, чем младший взрослый человек, чем младшая женщина и т.д. Однако ожидания исходят с разных сторон и связаны не только с возрастом, но, как уже упоминалось, с различными социальными группами, в котором мы движемся.

— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

Кое-что еще от ребенка ожидается одноклассниками, другими учителями, чем-то еще, родителями и еще чем-то еще дедушкой и бабушкой. Часть социального интеллекта - это способность адаптироваться к различным социальным ситуациям и понять, что роль человека принадлежит, чему мы учимся с самого раннего детства. Мы также учим наших детей, когда мы объясняем, что некоторые из выступлений лучше оставить дома, потому что они не подходят к публике или потому, что другие люди могут не понимать их поведения. Дошкольник знает, что что-то не говорят другим людям, потому что это может причинить им боль, например, и они не плачут дома.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Действительно, даже более высокие млекопитающие играют разные роли в разных ситуациях. Тот, у кого есть собака, заметил, что он ведет себя по-разному в разных ситуациях и для отдельных членов семьи - его поведение зависит не только от инстинктов, но и определяется обучением и тем, что выгодно для него.

Именно поэтому мы играем разные роли. Это хорошо для нас, потому что, если мы не будем следить за тем, что от нас ожидается, будут применены санкции - в основном в форме отказа, ссор и трещин, которые мы стараемся избегать в большинстве случаев. Однако мы не всегда хотим избежать, мы не всегда можем это сделать, и мы не должны всегда отступать. В некоторых случаях лучше расчленить с социальной группой, чем испытать внутреннюю драму и потерять свою личность. В психологии обычно выделяются три основных подхода индивидуума к социальной роли: индивид идентифицирует или идентифицирует роль, отходит от нее - разыгрывается внешне, но не внутренне идентифицирует себя, отвергает эту роль, несмотря на все санкции это приносит.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Конфликт происходит во втором случае, то есть когда мы принимаем эту роль, но мы ее не идентифицируем внутри себя. Величина конфликта тогда влияет на то, насколько противоречие в нас принимает и ролевая игра. Это может зависеть от конкретной ситуации и нашего конкретного психологического состояния. В этом случае конфликты ролей невелики и не имеют долгосрочных последствий. Тогда есть роли, которые могут быть в полном противоречии с нашей личностью, и если мы не можем их отвергнуть, мы имеем дело с большими психическими проблемами, которые могут привести к депрессии, а в худших случаях - к самоубийству.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Примером этого может быть человек гомосексуальной сексуальной ориентации, который находит аналог противоположного пола из-за опасений относительно того, как реагировать на окружающую среду и вынужден играть роль гетеросексуала. Сильный конфликт ролей может испытать человек, который вскоре женился и обнаружил, что жизнь его семьи не удовлетворяет его, например, приходится путешествовать, полностью посвящать себя профессии, но ответственность перед его партнером и детьми заставляет его отказаться от своих мечтаний и заботиться о семье.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

Конечно, это может быть женщина, которая не счастлива в своей семейной жизни. Женщины становятся еще более трудными в таких ситуациях, чем мужчины, потому что не ожидается, что женщина покинет семью, а санкции со стороны общества тогда намного больше, чем когда мужчина делает то же самое.

Лаура Браун, один из трех героев романа писателя Майкла Каннингема, после большой внутренней борьбы, в конце концов уволила свою мать и жену как своего мужа и двух маленьких детей. Санкции были большими, семья никогда не говорила с ней, и дети не прощали ее. Она рассказала о своих причинах: Я должен был это сделать. В обществе невозможно иначе. Но это не означает, что мы не можем выбирать и что роли, вызывающие невыносимые внутренние конфликты, нельзя отрицать.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

Наши роли не зависят только от той социальной группы, в которой мы сейчас находимся, и от какой позиции мы поддерживаем или чего хотим. То, как мы себя ведем, как в глобальном, так и в конкретных случаях, в корне влияет на наш пол. Поэтому, если мы мужчины или женщины. В этом контексте иногда говорят о роли сексуальных или гендерных ролей. Все общины предписывают формальные и неформальные нормы, которые определяют, как мужчина и женщина должны вести себя, что подходит им, а что нет, что подходит и что не подходит.

Английский термин «пол» иногда переводится как гендерный или гендерный и определяется как совокупность социально-культурных социальных ролей, связанных с биологическим уклоном. Область изучения гендерных различий и особенно социально-культурных различий в их социальных ролях называется «гендерные исследования». Первоначально она занималась спецификой женского пола, но сегодня она также занимается проблемой мужской идентичности или позиции разных меньшинств в обществе. Роли мужчин и женщин в большей или меньшей степени отличаются от культуры к культуре, а как история и настоящее, она подвержена развитию и изменению.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Тем не менее, несмотря на все изменения, существуют традиционные стереотипы сексуальных ролей, которые появляются прежде всего в средствах массовой информации. Мужские герои приписываются так называемым «типично мужским качествам», а женщины «обычно женского пола».

Именно эти стереотипы могут привести к внутренним конфликтам, если они не хотят отождествлять себя с ними, а потому, что они ожидают, что общество или определенная социальная группа будут вести себя так, что они не преувеличивают слишком много. Если человек идентифицирует себя с его или ее биологическим сексом, мы говорим о сексуальной идентичности. Однако гендерная идентичность не означает, что она разделяет все, что общество предписывает ему в связи с биологическим сексом. В дополнение к внутренним конфликтам могут возникать и внешние конфликты - например, когда они выбирают несоответствующего партнера или партнера, который принуждает их к поведению, которое им не подходит, и против которого они восстают.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Характеристики социальной роли

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.


Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей. Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль - это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи - не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других - оба считатюся равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно - неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других - считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других - исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.