Методические советы по подготовке и сдаче экзамена. Методика преподавания теории государства и права

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу?

А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку. Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Другие способы стимуляции

Каждый, кто хоть раз сдавал сессию, знаком с предэкзаменационным волнением. Чаще всего оно охватывает студентов, которые затянули с изучением материала и приступили к подготовке, когда до часа Ч остается мало времени. Но если правильно подойти к процессу, можно быстро выучить билеты к экзамену.

Как готовиться к экзамену по билетам

От правильности планирования процесса подготовки напрямую зависит итоговый результат. Поэтому, чтобы сдать экзамен по билетам следует:

Придется на пару недель сессии ограничить общение с приятелями и отказаться от походов в ночные клубы - настоящие друзья все правильно поймут, развлечения никуда не денутся, зато появится уйма времени на качественную подготовку, а чуть позже - и веская причина отметить успех.

Как лучше всего учить билеты к экзамену

Итак, комфортная обстановка для изучения экзаменационных вопросов создана, теперь настал черед разработать собственную методику для запоминания информации с учетом четырех рекомендаций:

  • выучив вопрос, вычеркивайте его из общего списка: постепенное сокращение перечня оказывает положительное психологическое влияние;
  • никогда не зазубривайте материал - это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса - информация отложится в памяти сама собой;
  • учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать. Если новый вопрос нельзя понять без осмысления хотя бы одного предшествующего, то следует учить все по порядку.
  • делайте записи - это поможет быстрее и лучше усвоить материал любого характера, так как подключение зрительной и мышечной памяти способствует более качественному запоминанию.

Приемы запоминания

Чтобы выучить все билеты к экзамену, нужно не столько их зазубривать, сколько использовать приемы, разработанные специально для лучшего запоминания.

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики - после написания шпаргалок.
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй - пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий - заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности.

    Как не спать всю ночь и быть бодрым?

    Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.

  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.

Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные - требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу? А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.
Конечно, к разным способам бодрствования ночью не стоит прибегать часто, поскольку немного людей могут переносить такие нагрузки без вреда для своего самочувствия. Будем надеяться, что вы воспользуетесь нашими советами лишь в действительно важных, безвыходных ситуациях.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку.

Сон – в руки!

Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Чай содержит меньше кофеина, но зато, по мнению большинства исследователей, более безопасный для здоровья. Так что, если вы любите чай, пейте его. Лучше заваривать крепкий чай, но не без соблюдения меры, конечно. Однако, если кофе достаточно выпить 2-3 чашки, чтобы не заснуть на протяжении ночи, то чаю — уже 4-5 чашек. Больше пить не рекомендуется, потому что существует вероятность отравления.

Теперь пару слов об энергетических напитках. У них содержимое кофеина, конечно, чуть меньше, чем в кофе, но зато присутствуют другие тонизирующие вещества. Главнее всего здесь — не переборщить. Крайне не рекомендуется пить такие энергетики, в которых одновременно содержатся и кофеин, и алкоголь. Дело в том, что кофеин бодрит, а алкоголь, напротив, расслабляет нервную систему, и от такого сочетания самочувствия может ухудшиться. Что касается дозы энергетических напитков, то не рекомендуется выпивать больше 2-х банок за ночь, то есть 300-400 мг.

Также можно посоветовать пить таблетки янтарной кислоты, которая применяется не только для борьбы с похмельем. 5-6 таблеток помогут хорошо ободриться.

Другие способы стимуляции

Для некоторых идеальным способом того, как ни спать всю ночь и оставаться при этом бодрым, может стать, например, музыка. У этого стимулятора есть как свое достоинство, так и недостаток. Достоинство музыки (понятно, бодрой, способной стрясти человека) заключается в том, что она, особенно в сочетании с «питьевыми» стимуляторами, может достаточно быстро и надолго подбодрить человека. Недостаток проявляется тогда, когда человеку придется работать ночью. Одно дело просто не спать и веселиться под музыку, и совсем другое — писать дипломную или курсовую работу. Музыка отвлекает от дел, не дает сосредоточиться. Если вам она не мешает, используйте ее, только не разбудите родных и соседей и слушайте ее или не очень громко, или в наушниках.

Также отличным для некоторых способом того, как ни спать всю ночью, будет изменение деятельности. Если вам нужно дописать работу, посидите часа полтора, потом послушайте музыку или посмотрите какое-то видео, займитесь домашними делами, а потом опять за работу. А если вам нужно просто дождаться утра, можете сходить в клуб или встретиться с друзьями, или заняться в доме разными делами — время пролетит незаметно. Главное — избегайте приема алкоголя, чтобы не заснуть.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать. Как вы уже знаете, не рекомендуется пить разные стимуляторы нервной системы в больших дозах — чай, кофе, энергетики. Также на это время желательно отказаться от приема еды. Дело в том, что при активной работе пищеварительной системы нервная система успокаивается, «засыпает», потому постарайтесь не есть.

15 проверенных способов, как не спать всю ночь

Для каждого студента понятие «экзамены» не самое приятное, поскольку связаны с данным этапом учебы обычно бессонные ночи, масса материала, который нужно выучить и полное отсутствие свободного времени. Такая перспектива никому не понравится, но если все рационально распределить, а также учесть несколько советов при подготовке, то и процесс этом не будет таким мучительным для учащихся. Рекомендации в данном случае достаточно просты:

  • Старайтесь пройти все билеты, чтобы потом не сетовать на судьбу, что вам попался именно тот билет, который вы не учили. Количество экзаменационных билетов обычно не большое, поэтому выучить их вполне по силам каждому.
  • Составьте график «уровня знания» билета, чтобы вам было легче их учить. Напишите по порядку номера билетов, а затем отмечайте, какой из них вы знаете отлично, какой нужно бы перечитать, а на каком требуется акцентировать особое внимание.
  • Если время позволяет, можно сделать по каждому билету небольшой конспект, который поможет вам в повторении материала. Для этого нужно написать в тетради номер билета, а затем по каждому вопросу составить план его содержания в 2-3 пунктах.
  • Не нужно заучивать билеты наизусть, поскольку вы можете легко сбиться при ответе – нужно уметь ответить на вопросы в нем своими словами, чтобы было видно ваше понимание материала.
  • Если вы хотите удивить преподавателя, то можно почитать дополнительную информацию по билетам, которой вполне достаточно на просторах всемирной паутины или же в специализированной литературе в библиотеках.
  • Не стоит перечитывать экзаменационные билеты, слушая беседу друзей, телевизионную передачу или отвлекаясь на переписки, поскольку вы просто не сможете запомнить то, что вы читаете, так как основное внимание подсознательно будет обращено на развлекательные моменты.

Подготовка к экзамену – это дело серьезное, поэтому и относиться к этому процессу нужно соответствующим образом. Если вы хотите получить хорошую или даже отличную оценку, постарайтесь выделить на подготовительный процесс несколько дней, а ночь перед экзаменом лучше использовать по прямому назначению, а именно, хорошо выспаться, чтобы идти на экзамены полным энергии сил и со свежими мыслями.

Кроме того, нельзя забывать и о дополнительных вопросах, которые могут возникать у комиссии, принимающей ваш экзамен.

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики.

Как не спать всю ночь и остаться бодрым: полезные советы

Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.

Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»

После сдачи ТГП у меня началось то, что лучше всего описывается двумя словами: синдром бога. И/или, возможно, последствия огромного стресса, коим был прошлый экзамен. Я думал - все, жизнь удалась, я сдал ТГП, да не просто сдал, а сдал на 5. До следующего экзамена было 6 дней. В первый же день после этого мне пришлось ехать в военкомат по повестке и вежливо намекать, что у меня ГОСы и что пока мне не до них. И после этого я смог начать готовиться. Парням на заметку: так можно и к ответственности за это вас не привлекут, как бы они не грозились (если будет интересно, расскажу, как дружить с военкоматом - что можете вы и они).

Особенностью первого экзамена было то, что он огромен по объему, достаточно жесток в структуре ответа, но наполнение этой структуры могло быть достаточно свободным, если вы можете обосновать свое мнение. И это сделать действительно возможно.

Второй Экзамен

Уголовное право - это предмет без чувства юмора, где одна запятая может решить судьбу человека (казнить нельзя помиловать). Т.е. в ответе нельзя забыть даже одно слово и структура значительно жестче. В то же время объем материала значительно меньше, и если вы не судья Верховного Суда или доктор юридических наук, своих рассуждений от вас не потребуют. По крайней мере, пока не закончат с основной программой.

Соответственно, не требуется читать много, нужно просто запомнить и понять одну единственную книжку - Уголовный кодекс РФ. Единственное, что можно прочитать сверх - это постановления Пленума Верховного Суда, в которых суд разъясняет некоторые положения УК. Но их объем также не велик.

Уголовное право я помнил довольно хорошо со второго и третьего курсов, когда мы сдавали экзамены по этому предмету. Поэтому основной деятельностью было повторение, которое состояло в перечитывании УК и необходимых пленумов.

Экзамен состоит из двух вопросов по общей и особенной части. В общей части закреплены, как понятно из названия, общие положения (понятия преступления и наказания, виды, сроки, порядок его назначения и т.д.), а в особенной - конкретные составы преступлений (убийство, мошенничество, бандитизм и др.). Так как формат ответа на второй вопрос закреплен очень жестко (есть четыре элемента, через которые раскрываются все преступления), я решил составить таблицу, в которой разбил все перечисленные в билетах преступления на эти четыре элемента. Такая работа требует хорошего понимания материала и позволяет уже подготовиться к ответу на экзамене.

Далее я использовал схемы моей мамы, которая среди прочих предметов преподает и уголовное право. Пару дней я изучал их, проговаривая ответы и составляя конструкции у себя в голове. После чего перешел к этапу обсуждения. И в течение двух дней по вечерам по 5-6 часов без перерывов отвечал маме все вопросы без подготовки. Надо сказать, милая вещь, после которой мысли вообще не складываются в хоть сколько-нибудь связные предложения. Увы, по всем вопросам мы пройтись не успели.

На уголовном праве я волновался уже меньше, но все равно проделал ту же процедуру: прежде чем начал отвечать на вопрос, пару минут потратил на то что бы успокоиться с помощью дыхательных техник, и лишь затем приступил к ответу на вопрос.

Этот экзамен я, наверное, не забуду никогда. Все началось с того, что одного из студентов поймали на списывании и, пригласив сотрудника деканата, выгнали с выставлением двойки. Затем другому студенту приспичило в туалет, и просьба выйти каким-либо образом (со сменой билета или под присмотром) вызвала бурю негодования в комиссии с приглашением все того же сотрудника из деканата, который тоже добавил свои пять копеек. Завершилось все тем, что последний зашедший студент вытянул вопросы, которых не было в предварительном перечне и ему пришлось 4 раза перетягивать билет и гонять председателя комиссии для выяснения причины того, почему у студентов оказались не те вопросы.

Пока все это кипело вокруг, нам нужно было готовиться, не обращая ни на что внимания. Но чертовски сложно сохранять самообладание, когда вокруг тебя постоянно что-то происходит. Так что умения сосредотачиваться и контролировать свое эмоциональное состояние оказываются крайне полезными навыками на ГОС экзамене.

Отвечал я быстро и уверенно, но во втором вопросе допустил ошибку в описании государственной измены. Описал ее по редакции, в которую недавно внесли изменения. Самое веселое здесь то, что я никогда эту редакцию не читал, т.е. вспомнил то, чего никогда не знал (прям как в том анекдоте).
Мой ответ оценили на четверку, что меня хоть и расстроило, но не особо удивило. Что из этого я извлек, и как следовало действовать для получения пятерки? Технология показала себя отлично. Слабым местом оказался я, так что для решения этой проблемы существует два варианта: повышать работоспособность заранее или иметь большее количество дней на подготовку.

Защита диплома

Следующим этапом была защита дипломной работы. Те, кто читает меня уже долго, знают, что диплом я писал сам, и даже видел мою статью о том, как написать диплом за неделю. После написания той статьи и диплома было еще много встреч с научным руководителем, было внесено достаточно дополнений, правок, ссылок и прочего. Над ним кипела работа и за его защиту я, в целом, мог не волновался. Если бы только на момент начала ГОСов моему научному руководителю не пришла в голову мысль о том, что в одном из параграфов не хватает примеров и их пришлось срочно искать и вставлять в текст. С другой стороны, несколько моих коллег на ГОСах полностью переписывали части диплома, так что все познается в сравнении.

Основную трудность во всей подготовке составляло оформление ссылок и сносок по правилам ГОСТа и требованиям организации. Полный бред, надо сказать, но требования есть требования.

Закончив со всем оформлением, я отправил диплом на рецензирование своему будущему научному руководителю. Рецензию я получил в двух вариантах: сначала профессор прошелся по моему русскому языку. Моему удивлению не было предела. 70 страниц текста он умудрился просмотреть за пару дней не просто его прочитав, но найдя все опечатки и не совсем корректные формулировки. Это на самом деле круто, я тоже так хочу уметь.

Зато вторую рецензию (содержательную) я получил в ночь перед защитой диплома, что заставило немного понервничать. Но рецензия оказалось положительной, а заданные вопросы не были для меня новыми, и я быстро составил речь на защиту, согласовал ее с научным руководителем и спокойно пошел спать.

После таких приготовлений и объема выполненной работы, защита прошла как по маслу, со всеми заданными вопросами я справился отлично, получил свою пятерку, и мы всей кафедрой пошли отмечать защиту дипломов чаем с тортиком.

Третий Экзамен

Последним экзаменом был Английский язык. Экзаменационные задания были известны -

1) письменный перевод текста в размере 1800 знаков на юридическую тему с английского на русский язык (проверка навыков перевода)
2) устный перевод с русского на английский язык небольшого текста (проверка навыков перевода)
3) диалог на тему дипломной работы (проверка коммуникативных навыков).

Т.е. на экзамене было то, что либо есть, либо нет, за несколько дней это не создашь. Поэтому вся моя подготовка заключалась в создании и погружении в атмосферу английского языка с помощью 10 часов просмотра Игры престолов на английском языке и нескольких выступлений с TED корейцев и других участников, для которых английский не являлся родным языком. И в первом, и во втором случае мне приходилось прикладывать усилия, чтобы различать акценты, особенности произношения тех или иных слов. Такие усилия натренировали меня достаточно, чтобы я вспомнил язык и мог спокойно понимать кого угодно и когда угодно.

К началу третьего экзамена мне было уже вообще все равно. Казалось, что шел на беседу, не более. Все выгорело. Текст попался мне не очень знакомый, но в общем понятный и если бы не пришлось писать перевод от руки, справился бы гораздо быстрее. С написанием перевода вручную, кстати говоря, проблема возникла почти у всей группы - скорость письма была низкой.

С устным текстом почти не возникло проблем, в одном месте я допустил неточность в переводе, а так все прошло замечательно.

Беседа на тему диплома, который я полностью написал сам, в том числе на основе иностранных источников прошла быстро, я даже разогнаться не успел, а мне с улыбкой: «все достаточно, спасибо». Получил я, соответственно, пятерку.

В следующей (последней) части я сведу всю информацию и обобщу ее чтобы сформировать некоторые закономерности и привести мой опыт в четкую систему полученных знаний, не пропустите!

П.С. Дорогие читатели, в последнее время мои статьи выходят не так регулярно как раньше, но не переживайте, со мной все хорошо и блог я оставлять не собираюсь! Чтобы не пропустить обновления подписывайтесь и добавляйтесь в друзья в ВК (

Подготовка студентов к экзаменам по теории государства и права должна осуществляться с начала занятий и на всем протяжении изучения данного предмета. На первом курсе - в процессе слушания полного курса лекций и работы на семинарских занятиях.

Прежде всего, необходимо оптимально использовать лекции, в ходе которых системно излагаются научные основы курса. Для этого студенту необходимо комплексно работать на каждой лекции, постепенно приучая себя одновременно внимательно слушать профессора (или доцента), осмысливать излагаемый им материал и кратко записывать основные положения лекции (вести конспект). Накануне каждой последующей лекции рекомендуется внимательно прочитать запись предыдущей. Примерно с середины изучения курса освоение нового материала следует сочетать с систематическим повторением ранее пройденных тем.

Важная роль в изучении предмета и подготовке к экзаменам принадлежит таким формам занятий, как семинары. Пользуясь конспектами лекций, учебниками, рекомендуемой специальной литературой, принимая активное участие в обсуждении вопросов, предусмотренных планами этих занятий, студенты углубляют и закрепляют свои знания. При этом надо стремиться к тому, чтобы после семинаров у студентов по возможности не оставалось непонятных, не выясненных в ходе занятий вопросов. В этих целях желательно использовать и систематически проводимые на кафедре консультации для студентов.

На протяжении всего процесса занятий и особенно в определенный расписанием период непосредственной подготовки студентов к экзаменам, исключительно важное место принадлежит самостоятельной работе студентов с книгой и нормативным материалом. Студент должен внимательно изучить рекомендованную специальную литературу - учебники и учебные пособия, монографии и статьи, а также Конституцию Российской Федерации, важнейшие законы и другие нормативно-правовые акты.

Кроме того, студенты непосредственно перед сдачей экзамена имеют возможность на проводимых для них консультациях устранить отдельные пробелы в своей подготовке, получить ответы на оставшиеся невыясненными вопросы.

Экзаменационные вопросы по теории государства и права для студентов 1 курса всех форм обучения

    Предмет и метод теории государства и права.

    Теория государства и права в системе юридических наук и её соотношение с другими гуманитарными науками.

    Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

    Причины и формы возникновения государства у разных народов.

    Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

    Соотношение общества и государства.

    Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Понятие и сущность государства.

    Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

    Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

    Правовое государство: понятие и принципы.

    Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

    Понятие и элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства.

    Формы государственного правления. Понятие и виды.

    Форма государственного устройства: понятие и виды.

    Политический режим: понятие и виды.

    Место и роль государства в политической системе общества.

    Понятие и классификация функций государства.

    Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

    Характеристика основных внешних функций Российского государства.

    Формы осуществления функций государства.

    Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    Понятие и структура механизма государства.

    Орган государства: понятие, признаки, классификация.

    Правовая политика: понятие и приоритеты.

    Понятие и сущность права.

    Право как государственный регулятор общественных отношений.

    Понятие права в объективном и субъективном смысле.

    Принципы права и их социальная обусловленность.

    Соотношение экономики, политики и права.

    Функции права: понятие и виды.

    Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания.

    Правовая культура: понятие и структура.

    Правовая система общества: понятие и структура.

    Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

    Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

    Понятие и основные признаки нормы права.

    Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

    Структура нормы права.

    Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

    Классификация норм права.

    Понятие и виды форм права. Источники права.

    Правотворчество: понятие, принципы, виды.

    Понятие юридического процесса и юридической процедуры.

    Понятие и виды нормативно-правовых актов.

    Отличие нормативно-правового акта от акта применения права.

    Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.

    Понятие и стадии законотворчества в РФ.

    Юридическая техника.

    Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

    Понятие системы права.

    Частное и публичное право.

    Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

    Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

    Институт права: понятие и виды.

    Соотношение системы права и системы законодательства.

    Понятие и основные принципы законности.

    Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

    Гарантии законности: понятие и виды.

    Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации.

    Работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности».

    Основные стадии процесса применения норм права.

    Юридические коллизии и способы их разрешения.

    Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

    Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.

    Акты официального толкования, их особенности и виды.

    Способы и объем толкования правовых норм.

    Пробелы в праве и способы их устранения. Аналогия закона и аналогия права.

    Юридическая практика: понятие и структура.

    Правовое отношение: понятие и признаки.

    Предпосылки возникновения правоотношений.

    Взаимосвязь нормы права и правоотношения.

    Понятие и виды субъектов правоотношений.

    Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

    Правовой статус личности: понятие и структура. Конституция РФ о защите прав человека и гражданина.

    Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

    Объект правоотношений: понятие и виды.

    Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

    Механизм правового регулирования. Понятие и элементы.

    Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация.

    Понятие, признаки и виды правонарушений.

    Юридический состав правонарушений.

    Понятие, основания и виды юридической ответственности.

    Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

    Договорная теория происхождения государства.

    Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

    Естественно-правовая теория.

    Психологическая теория права.

    Историческая школа права.

    Нормативистская теория права.

    Социологическая теория права.


Предмет очень важный, на самом деле. Конечно, зачастую его преподают те, которым не нашлось места в жизни, несостоявшиеся юристы-неудачники. Это очень плохо! Но ценности самого предмета это обстоятельство не снижает. Конечно, теория государства - вещь довольно скучная, с практикой связана мало, но вот теория права!.. Хороший юрист просто обязан знать, что такое правовая норма, нормативный акт, правоотношение и т.д. Без знания этих категорий (которые и изучаются в курсе ТГП) вряд ли можно успешно работать на практике. Мой совет всем, кто сталкивается с этим предметом, - на теорию государства можете смело "забивать", но вот теорию права - учите, учите и еще раз учите!!!

13/11/07, Agent
Данную учебную дисциплину я начал изучать с сентября этого года, и очень рад, что начал изучать данный предмет, несомненно данный предмет расширить мой кругозор предоставить более глубокую картину устройства, сущности права и гос-ва в целом, а не отдельной страны.Так, что у меня все впереди - политология, социология, философия, философия права и т.д. и т.п.Как говорил товарищ Ленин: "Учиться и еще раз учиться", но от себя добавлю, главное не лениться:). Учеба - это жизнь и это главное!

23/02/09, Адвокатъ
Это базовая профессиональная дисциплина, закладывающая фундамент общей юридической культуры юриста. Она предназначена не только для приобретения общих научных знаний о государстве и праве, но и для формировния понятийного аппарата, который используется всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста. Знания, полученные при изучении этой дисциплины, упрощают изучение других, в первую очередь отраслевых, юридических дисциплин, и активно применяются в практической работе юриста.

11/01/11, Ева Антикоммунизм
Это один из моих любимых предметов, и он дается мне легко. На самом деле, это базовый предмет, которые должны знать все будущие юристы, дипломаты, политики, а также иные менши, собирающиеся заниматься государственными и правовыми вопросами. Короче, мне нравится.

24/07/11, Sulfur Mustard
Всем, поступающим на юрфак: учите, учите все, кратко и сжато, это и правда фундамент... Как без него овладевать отраслевыми науками? Все равно что строить дом на песке... Как, к примеру, понять главу 2 Конституции, не зная ТГПшную тему о правовом статусе? Как учить уголовный процесс, не зная самого понятия процесса? Как изучать законы и Конституцию, не зная, что есть НПА? И так далее... Нам, желторотым первакам, дают самое основательное, а мы не ценим %(

05/02/12, Карамелька с Ванилью
Основа основ всей юриспруденции, пусть она и не развивается со временем, но зная ТГиП, ты всегда будешь хорошим юристом, т.к. все изменения в законодательной системе любого более-менее развитого государства, обязательно в той или иной мере подчинены данной науке. У нас был замечательный преп на 1 курсе, фанатик своего дела, благодаря ему я увидела в "сухой", в чём-то скучной науке, целый мир, настоящую строгую систему современной государственнности и развития человечества в целом.

1. Государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки :

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки :

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства :

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;

7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.


8. Политический (государственный) режим это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется - тип государства.

Тип государства это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права совокупность родственных правовых институтов .

37. Правотворчество это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .

57. Аналогия закона это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .

61. Правопорядок это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение это поведение, соответствующее предписаниям норм права .

63. Правонарушение это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» это совокупность национальных правовых систем , объединённых :

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.