Есть ли гражданское общество в современной России? Понятие «гражданское общество

Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.

Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества :

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:


Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

Гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

Свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

Создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

Свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое государство: понятие, принципы, предпосылки формирования в Российской Федерации.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности - к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель , Платон ): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права ;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Правовой статус личности: элементы, характеристика.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

1. Порядок его приобретения и утраты .

Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности - возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности.

В понятие правосубъектности включается три элемента:

Правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

Дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

- деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом "О гражданстве РФ" или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Гражданство РФ прекращается:

Вследствие выхода из гражданства РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация - выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ).

2. Права и обязанности.

Субъективные права - гарантированная государ-ством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности - вид и мера должного (требуемого) поведения.Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

· государство демократическое, правовое;

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю , гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса . Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

  • социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
  • общество как совокупность граждан страны;
  • мировое сообщество граждан.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Характерные признаки современного гражданского общества:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитость и разветвленность демократии;

· правовая защищенность граждан;

· определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

В современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов.

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Гражданское общество и государство.

Взаимодействие с государством – один из важнейших факторов и условий функционирования гражданского общества. Условие формирования гражданского общества находится в диалектически противоречивом единстве с государством: они взаимополагают, взаимодополняют, взаимоотрицают друг друга.

1) С одной стороны, гражданское общество – автономная сфера самодеятельности свободных граждан (вне рамок государства).

2) С другой ее нормальное функционирование невозможно без конституционных гарантий прав и свобод граждан, а также действенной защиты этих свобод государством на основе права. Нужно правое регулирование в свободном взаимодействии людей во всех сферах общественной жизни.

Модели взаимодействия:

1) Гражданское общество и государство враждебны (современное авторитарное государство).

2) Одно вытесняет другое (тоталитарное государство XX в)

3) Гражданское общество и государство дружественные (правовое демократическое государство).

Непростые отношения между государством и обществом

Государство, издавая законы, создает условия для реализации многообразных индивидуальных интересов, двигаясь от общего к частному. Гражданское общество, напротив, создавая механизмы адекватного выражения, свободного взаимодействия и согласования частных интересов, идет во встречном направлении от частного к общему. Между государством и гражданским обществом устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодополняемость на основе осуществления важнейшей функции обеспечения реализации интересов членов общества в сложноорганизованной общественной системе.

Эффективное взаимодействие между гражданским обществом и государством предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь государственных и негосударственных органов и организаций. Важно, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения организации гражданского общества с целью недопущения ими попрания реального многообразия существующих в обществе интересов, чтобы указанные интересы могли заявить о себе перед лицом государства, проинформировать его о существующих объективных потребностях и проблемах. В свою очередь, необходимо, чтобы частные интересы не разорвали живую ткань общества, находили пути к согласию, сообразовывая свою деятельность с законом и учитывая насущные потребности государства.

Сегодня в демократических государствах активно вырабатываются и совершенствуются механизмы общения гражданского общества и государства (механизмы для участия граждан и их объединений в формировании государственной власти и в корректировке принятых политических и управленческих решений).

Формы взаимодействия :

1) Сотрудничество представителей организаций гражданского общества в парламентских комитетах и комиссиях, в ходе парламентских слушаний, когда указанные представители выступают в качестве экспертов, владеющих ценной информацией по существу обсуждаемых проблем и законопроектов, а также выражают общественное мнение (парламенты );

2) Специальные органы связи с организациями гражданского общества . Например, социально-экономические советы, имеющие консультативный характер; в них входят представители государственных органов и представители общественных организаций экономической и социальной сфер (есть во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других: правительства запрашивают мнения о принимаемых законах, касающихся социального и экономического характера).

3) Служба парламентского уполномоченного , контролирующего соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет независимое лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями, имеющих высокий авторитет.

В России развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством. В российском парламенте создана должность уполномоченного по правам человека. Привлекаются представители гражданского общества. Приступила к работе Общественная палата РФ, которая обеспечивает взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации РФ и местного самоуправления. Заключение Палаты подлежат обязательному рассмотрению.

Контакты с организациями гражданского общества являются бесценным источником информации о состоянии общества и общественных процессах, позволяют государственным органам правильно оценивать ситуацию, вырабатывать стратегический курс, своевременно вносить необходимые коррективы во благо общества и всех его членов.

В рамках гражданского общества возникают политические партии, выражающие и агрегирующие интересы общества, и трансформирующие их в политические программы, требования, и формирующие политическую сферу, и создающие демократические механизмы формирования государственной власти, и обеспечивающие легитимный характер власти. Неполитические организации гражданского общества повышают эффективность деятельности государственных органов. Гражданское общество – основа стабильности государства и политической системы.

Гражданское общество – особая человеческая общность, которая тождественна обществу в целом, обладает спецификой, находится в сложном взаимодействии у государством. Оно включает в себя свободных и равноправных граждан с их объединениями и организациями. Это сфера индивидуализма, повседневной жизни людей, среда их самореализации во взаимодействии с себе подобными, область самоорганизации и самоуправления, сфера свободной игры и баланса интересов. Гражданское общество достигает наивысшую ступень развития в условиях рыночной экономики и демократической правовой государственности; тогда оно эффективно выполняет свою главную функцию по обеспечению условий для максимального удовлетворения интересов и потребностей членов общества.


Похожая информация.


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

4. Гражданское общество и государство

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматрива­ется после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемокра­тические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии.

Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопро­сами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организа­ций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.

Что же такое гражданское общество и почему оно может раз­виваться наиболее полно лишь в условиях демократических по­литических режимов?

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представ­ленная

I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и

2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений граж­дан или предприятий (признак высокоразвитого демократи­ческого общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, дела­ющих первые шаги в демократическом развитии);

Объединения, составляющие гражданское общество, отра­жают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, куль­турных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, существу­ют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

Составляющие гражданское общество объединения возни­кают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Одна­ко подавляющая их часть становится долгожителями, по­стоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем обще­ственного мнения, что служит своеобразной формой прояв­ления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.

Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образо­вание коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изме­нять законодательство о банках, ужесточать условия их функци­онирования.

Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в част­ности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необ­ходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Ос­новные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммер­ческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концеп­цию развития банковского дела, рекомендации и проекты нор­мативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятель­ность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализо­ван очень сильный конкурент российских банков.

Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собствен­ности, привело к образованию в стране многочисленных коопе­ративных, арендных предприятии, акционерных обществ, то­вариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприя­тий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государ­ственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого



Мировой опыт показывает, что на налоговую политику госу­дарства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными струк­турами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация граждан­ского общества. Многочисленные союзы предпринимателей су­ществуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наиболь­ший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь воз­никли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз пред­принимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.

О Союзе малых предприятий России скажем несколько под­робнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способ­ствовать устранению монополизма в российской экономике. Дан­ной организацией разрабатываются предложения по совершен­ствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием дело­вого сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содей­ствие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конферен­ции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприя­тиям в строительстве производственных здании.

Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Од­нако спектр общественных интересов, в связи с которыми воз­никают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти инте­ресы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неустав­ных отношений, матери воинов, проходящих службу, органи­зовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкрет­ные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.

В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие при­меры организации гражданского общества. Однако и из ска­занного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидар­ности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское обще­ство М, 1994. С. 21).

В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведе­ние, экономическая теория, история, философия, социоло­гия и др.

Правоведение изучает гражданское общество как субъект граж­данского права и как субъект правового регулирования.

Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль фи­нансовой сферы в их функционировании.

История описывает конкретные национальные формы граж­данского общества, особенности участия граждан в обществен­ной жизни.

Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает харак­тер и формы взаимодействия гражданского общества с полити­ческими и общественными институтами - государством в це­лом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и ус­ловия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоз­дает целостную картину гражданского общества.

ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

2.1. Раскрытие понятия гражданское общество

Учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».

Понятие «гражданское общество», как прави-ло, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого полито-лога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государст-во» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсо-лютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социально-го, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индиви-ды, реализующие частные интересы и осущест-вляющие индивидуальный выбор. Напротив, го-сударство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотноше-ний политически организованных субъектов: го-сударственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представля-ется возможным построение правового демокра-тического государства, поскольку именно созна-тельные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого об-щежития. Таким образом, если гражданское об-щество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централи-зованной государственной волей, то государст-во призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной лич-ности.

Разделение гражданского общества и государ-ства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество пред-ставляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономи-ческих, культурных, религиозных и иных струк-тур, которые развиваются в обществе вне ра-мок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и меж-личностных отношений создает условия для са-мореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребнос-тей.

Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.

Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.

Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

Гражданское общество -- это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Понятие цивильное или гражданское общество обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые сами совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества, независимо от государства и вне рынка.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

На основе вышеуказанных определений можно синтезировать следующее понятие. Гражданское общество - этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы и т.д.) и институты гражданского общества (профсоюзы и т.д.).

Надо также отметить, что не которые исследователи пытаются определить понятие гражданское общество, через демократический режим. Однако гражданское общество возможно и при других режимах. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.

Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных

ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

Идея гражданского общества в середине 17 века. Впервые этот термин употребил немецкий Г. Лейбниц. Концепция гражданского общества в то время базировалась на идеях общественного договора и естественного права. Особое место в разработке этой темы занимают труды Г. Гегеля. Он считал гражданское своеобразной стадией между семьей и государством. Такое общество , по его мнению, включает рыночную экономику, политические институты и социальные классы. Деятельность гражданского общества не зависит напрямую от государства и регулируется правом. Карл Маркса общество как общественную организацию, развивающуюся из производства и обращения. Современная политология называет общество м совокупность государства и гражданского общества. Оно выступает связующим звеном между государством, как основным институтом политической власти, и гражданином. Именно в таком обществе осуществляется повседневная политическая жизнь.Гражданское общество включает в себя , экономические, правовые, религиозные и этнические отношения. Гражданские связи - между юридически равноправными партнерами. Гражданское общество - общество цивилизованных рыночных отношений. Характерные черты современного гражданского общества - правовая защищенность граждан, развитость и разветвленность демократии, определенный уровень гражданской культуры, наличие свободных владельцев средств производства, легитимность, плюрализм, свободно формирующиеся общественные мнения. Основными элементами гражданского общества являются политические партии, различные общественно-политические организации, союзы предпринимателей, потребителей, научные и культурные организации, ассоциации избирателей, независимые средства массовой информации, и . Важнейшей политической функцией такого общества является участие в референдумах и выборах государственных органов.

Видео по теме

Источники:

  • О современном понятии гражданского общества

Семья – это самая сплоченная и стабильная ячейка общества. В ней представлены различные стороны жизни, регулируемые на основе принятых в государстве норм и принципов. Именно здесь начинается социальная жизнь человека и его формирование как личности.

Инструкция

Несмотря на различия в традициях и обычаях, в любом обществе семья формируется через супружество. Когда два человека решают связать себя брачными узами, они приобретают определенные права, обязанности и привилегии по отношению друг к другу, а также их двоих по отношению к своим детям, другим членам семьи и обществу в целом. Как элемент общества семья наделена рядом важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Половое регулирование. Через семью общество упорядочивает сексуальные отношения между людьми. Особенно это актуально сейчас, когда добрачные и внебрачные половые связи стали вполне нормальным явлением. Часто в брак вступают после длительного совместного сожительства, при этом супруги уже имели несколько половых партнеров. Еще в прошлом веке подобный образ жизни строго осуждался.

Репродуктивная функция. Без воспроизводства населения новыми поколениями общество просто перестанет существовать. Поэтому государство задействует те или иные механизмы для регуляции рождаемости. Например, помощь молодым семьям в виде выплат по уходу за ребенком. Такая политика активно проводится в странах, где численность населения идет на спад.

Социализация. Семья – источник определенных культурных образцов, которые пополняются и передаются из поколения в поколение. Здесь ребенку прививается культура общества, знания о моральных нормах, понятиях долга, чести, добра и справедливости. Он копирует модели поведения своих родителей, которые закладывают основу его собственного поведения в будущем.

Обеспечение моральной поддержки, эмоционального и духовного общения. Люди, с детства лишенные родительской заботы, чаще других страдают психическими расстройствами, имеют проблемы в общении, склонность к неконтролируемым поступкам. Доверительные отношения , их поддержка и понимание – это залог душевного здоровья и положительного жизненного настроя. Когда семья становится человеку опорой, он чувствует себя уверенно и добивается больших успехов в жизни.

Институт семьи, в зависимости от ее ценностных ориентаций, предоставляет своим членам физическую, психологическую и экономическую защиту. Кроме того, дети получают от родителей часть накопленных ими духовных, нравственных и моральных ценностей. Поэтому судьбу человека во многом определяет принадлежность семьи к тому или иному социальному классу.

Видео по теме

Обратите внимание

Состояние семьи отражается на состоянии всего общества. Конфликты и разводы наносят большой социальный вред. Поэтому очень важно заботиться о нравственном здоровье и культурном просвещении семей, ведь в них – будущее нашей нации.

Связанная статья

Источники:

  • Семья и ее функции в 2019

В современном обществе возникло такое понятие как «гражданский долг». Оно означает стремление гражданина к соблюдению законов и установлении справедливости в окружающем его социуме.

Возникновение гражданского долга

На протяжении всей истории человечества не переставали совершенствоваться . Каждый человек состоит в системе определенных отношений с другими членами общества. В определенный момент жизни наступает осознание того, что социальная среда – это сложная система, в которой все индивиды играют определенную роль, оказывают влияние друг на друга и на различные ситуации. При этом одни поступки являются положительными и справедливыми, а другие – отрицательными и приводят к дисбалансу в социуме. В результате, граждане государства осознают необходимость оказывать положительное влияние на происходящие внутри него процессы и других людей. Это и есть гражданский долг.

Исполнение гражданского долга берет свое начало с момента осознания человеком своей , и у него сформировывается определенное представление о том, как решать проблемы, возникающие в обществе. На это во многом оказывают влияние общественное мнение, опыт предыдущих поколений, тяга к устройству идеального общества и просто здравый смысл.

Проявление гражданского долга

Основополагающий фактор гражданского долга – принятие существующей в государстве правовой системы. Быть гражданином не означает просто иметь паспорт. Важно постоянно трактовать права и сохранять готовность к исполнению своих обязанностей. Например, у гражданина есть право на самозащиту, а все военнообязанные мужчины должны выполнять гражданский долг по защите страны. Таким образом, гражданский долг становится своеобразной платой за предоставляемые государством права и свободы. Последние определяет законодательство государства.

Тем не менее, на формирование гражданского долга влияют не только установленные законы, но и позиция самого человека как социального субъекта, ответственного за будущее нового поколения. Природа человека обуславливает противостоять несправедливости, ущемлению прав и нарушению закона. В этих и других случаях он обычно стремиться изменить ситуацию в положительную сторону путем проявления своего гражданского долга.

Одним из главных факторов осознания гражданского долга в стране является легитимность государственной власти. Проведение соответствующих законам выборов, составление не ущемляющих ничьи права законов и установление благоприятного для жизни общественного порядка помогают в формировании положительного настроя в обществе и заставляют граждан защищать не только личные права, но и действовать в интересах всего государства.

Видео по теме

Рождаясь, человек становится единицей общества, ее неотъемлемой частью со своими взглядами, мотивами, стремлениями. В процессе воспитания человек принимает определенную модель выстраивания отношений, поэтому еще на этапе становления личности важно разобраться, что же такое общество и какие формы ему присущи.