Экономика и правовое обеспечение профессиональной деятельности. Социальные права человека. Тема: Конституция РФ – основной закон государства

6-е издание

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Глава 1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Понятия экономики и экономических отношений

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-пер­вых, потому, что она обеспечивает людей материальными усло­виями их существования - продуктами питания, одеждой, жи­льем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому, что экономическая сфера жизни общества является системообразу­ющим компонентом социума, той решающей сферой его жиз­ни, которая определяет ход всех происходящих в обществе про­цессов.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормаль­ного существования и развития. В системе общественного произ­водства можно выделить три уровня:

1-й - трудовая деятельность индивидуального работника;

2-й - производство в рамках фирмы или предприятия (так называемый микроуровень);

3-й - производство в рамках общества, государства (так назы­ваемый макроуровень).

При переходе от одного уровня к другому происходит процесс усложнения элементов производства: на индивидуальном - оно представляет собой простой процесс труда одного человека; на микроуровне - кооперацию труда, т.е. объединение нескольких лиц в едином процессе; на макроуровне - кооперацию труда все­го общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.

Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из не­скольких взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов про­изводства, и прежде всего материального, где создается веществен­ное богатство, и нематериального, где идет процесс создания ду­ховных, нравственных и иных ценностей. Еще одним немаловаж­ным элементом современного производства является сфера услуг. Услугой называется такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и который связан с удовлет­ворением какой-либо потребности. Наконец, особое место в со­временном производстве занимает его инфраструктура - сово­купность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают об­щие условия для функционирования производства.

Инфраструктура подразделяется на производственную и соци­альную. К производственной инфраструктуре относятся вспомога­тельные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение и др.). Социальная (или непроизводственная) инфраструктура - это та сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни работников производства и их семей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, здравоохране­ние, образование и др.).

В ходе практической деятельности производящие материаль­ные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологиче­скими.

Технологические отношения - это складывающиеся на опреде­ленной технической основе отношения производителя материаль­ных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений являются экономические, или производственные, которые подразделяются на отношения:

      в сфере предпринимательской деятельности;

      наемного труда.

Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на си­стематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Деятельность представляется как совокупность постоян­но или систематически осуществляемых действий. К определяю­щим признакам деятельности относятся:

        системность - наличие в действиях единой неразрывной связи;

        целенаправленность - подчиненность всей системы дей­ствий единой цели;

        постоянство - длительность осуществления операций.

Предпринимательская деятельность характеризуется рядом при­знаков, которые иногда также называют принципами предпринима­тельства.

1. Самостоятельность. Самостоятельность осуществления пред­принимательской деятельности означает осуществление ее пред­принимателем своей властью и в своем интересе. Российское за­конодательство идет по пути предоставления предпринимателю наибольшей степени самостоятельности. Он выступает от своего имени и действует в своем интересе. Этот случай является класси­ческим примером реализации принципа: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом». Никто не вправе диктовать и навя­зывать предпринимателю свою волю. Но, с другой стороны, ни­кто и не обязан содействовать предпринимателю в его деятельно­сти: предоставлять ему работу, создавать нормальные условия труда и т.п.

          Собственная имущественная ответственность предпринима­теля. Предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций).

          Рисковый характер. Предпринимательской деятельности при­сущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополуче­ния предпринимателем дохода или даже его разорения. Любой пред­приниматель, безусловно, несет множество рисков при осуще­ствлении своей деятельности. В силу различных обстоятельств, не зависящих от его воли (изменение рыночной конъюнктуры, па­дение курса национальной валюты, банкротство партнеров, ис­чезновение с рынка необходимых для ведения предприниматель­ской деятельности товаров, военные действия, правительствен­ные меры, ограничивающие экономический оборот, и т.д. и т.п.), коммерческие расчеты предпринимателя могут не оправдаться, и он в лучшем случае не получит запланированной прибыли, а в худшем - разорится вследствие понесенных убытков.

          Направленность на систематическое получение прибыли. Пред­принимательская деятельность всегда имеет своей целью получе­ние прибыли. Прибылью называют доход предпринимателя, по­лучаемый в виде прироста вложенного в производство капитала. Получение прибыли является главным стимулом и основным по­казателем эффективности любого предприятия. Прибыль - это вознаграждение предпринимателя за деловую активность. Размер прибыли зависит от личных качеств предпринимателя и его успе­ха на рынке. Высокие прибыли заставляют капиталы и рабочую силу мигрировать из одной отрасли в другую, поскольку прибыль в разных отраслях экономики - производстве, банковском деле, торговле - образуется неодинаково и размер ее может существенно различаться.

          Легализованный характер. Сущность этого признака состоит в том, что любой предприниматель должен декларировать себя в качестве такового перед уполномоченными государственными орга­нами. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен встать на учет в государственные органы. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголов­ная ответственность. После получения регистрационного свиде­тельства и постановки на учет в статистические и налоговые орга­ны, внебюджетные фонды предприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, их можно осуществлять с момента получения лицензии.

Виды и функции предпринимательства

Различают предпринимательство индивидуальное и коллектив­ное. Индивидуальным предпринимательством называется любая со­зидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллектив­ное предпринимательство - это некоторое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий (до 50 человек), средний (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч чело­век) бизнес.

В зависимости от связи с основными стадиями воспроизвод­ственного процесса предпринимательство подразделяют на про­изводственное, коммерческое, финансовое, страховое, посред­ническое.

Производственное предпринимательство относится к числу са­мых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Его основу составляет производство любой направ­ленности: материальное, интеллектуальное, творческое.

Сущность коммерческого предпринимательства состоит в про­даже предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц.

Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-про­дажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что пред­приниматель-страховщик гарантирует страхователю за определен­ную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценно­стям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.

Посредническое предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцами покупате­лей и, наоборот, заключению между ними сделки купли-продажи.

Выделяют три основные функции предпринимательства.

Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной дея­тельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое, повышая та­ким образом эффективность экономики. Добивается он этого, осу­ществляя вторую функцию предпринимательства - организацион­ную. Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано спо­собствовать достижению поставленной цели - получению высо­кого дохода. Третья функция предпринимательства - творческая - связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями научно-технического прогресса и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направ­ление предпринимательства - венчурное (рисковое) предприни­мательство, сущностью которого является внедрение в производ­ство новых образцов техники и новейших технологий.

Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования

Любое государство заинтересовано в эффективном экономи­ческом развитии своей страны. При этом независимо от проводи­мой им экономической политики и применяемых методов управ­ления экономикой универсальным регулятором производствен­ных отношений всегда является право. Правовые нормы призваны регулировать лишь те общественные отношения, которые госу­дарство считает полезными для общества. Отношения обществен­но вредные право не регулирует, а только наказывает. В нашей стране предпринимательская деятельность поощрялась не всегда: в СССР она была запрещена государством, а занятие ею счита­лось преступлением и влекло за собой уголовную ответственность.

Для современной России предпринимательство - явление от­носительно новое. Отсчет его нынешней истории начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декаб­ря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента появляются правовые нормы, регулирующие пред­принимательскую деятельность, начинает складываться и особая отрасль права - предпринимательское право.

Предпринимательское право – это совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе неком­мерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Общественные отношения, урегулированные нормами пред­принимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Эти отношения делятся на три группы.

            Предпринимательские отношения, т.е. отношения, возника­ющие в процессе осуществления предпринимательской деятель­ности.

            Некоммерческие отношения, тесно связанные с предприни­мательскими. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерче­ских организаций), деятельности ряда некоммерческих органи­заций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регули­рования предпринимательства.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринима­тельскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Прежде всего гражданское право регулирует имущественные отношения, т.е. отношения, которые связаны с принадлежностью имущества тому или иному лицу или возникают при обмене имуществом, предоставлении таких благ, ценность которых можно измерить в деньгах. Граждан­ским правом определяется также правовое положение индивиду­альных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Нормы гражданского и предпринимательского права могут предоставлять субъектам права возможность более или менее са­мостоятельно решать вопрос об объеме их прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный харак­тер, а могут и исчерпывающе определять объем субъективного права или обязанности субъектов предпринимательской деятель­ности (императивные нормы).

Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права, кото­рые регламентируют порядок государственной регистрации субъек­тов предпринимательской деятельности, т. е. устанавливают про­цедуру приобретения ими статуса предпринимателя, порядок ли­цензирования отдельных видов предпринимательской деятельно­сти и т.д. Помимо регулирования отношений, нормально склады­вающихся и развивающихся в процессе осуществления предпри­нимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за совер­шение административных проступков в сфере предприниматель­ства. Наиболее же опасные правонарушения в области предпри­нимательства попадают в сферу действия уголовного права и вле­кут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность фи­нансовое право, в частности налоговое. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отноше­ний, но может воздействовать на них опосредованно: путем уста­новления различных режимов налогообложения, налоговых ста­вок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регу­лируемые финансовым правом, не являются производственны­ми, а следовательно, и предпринимательскими.

Следует также отметить и такую отрасль права, как трудовое право, нормы которого регулируют трудовые отношения, скла­дывающиеся между работниками и работодателями, которыми в ряде случаев являются субъекты предпринимательства.

Таким образом, в механизме правового регулирования обще­ственных отношений, связанных с осуществлением предприни­мательской деятельности, различные отрасли права взаимодей­ствуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные зада­чи, преследуют единую общую цель - создание необходимых ус­ловий для нормального экономического развития страны.

Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим пред­принимательские отношения в России, является Конституция Рос­сийской Федерации. Для предпринимательства особое значение име­ют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.

Так, в ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование сво­их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Дальней­шее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.

Огромное значение имеет и конституционный принцип при­знания многообразия форм собственности, юридического равен­ства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодатель­ством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или огра­ничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятель­ность с использованием имущества, находящегося в государствен­ной, муниципальной или частной собственности.

Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конку­ренция и не допускается экономическая деятельность, направ­ленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ог­раничения принципа единого экономического пространства мо­гут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Далее в иерархической структуре источников права следует на­звать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в на­стоящее время приняты и действуют его первая, вторая и третья части). Данный акт содержит множество норм, регулирующих пред­принимательство, начиная от самого понятия предприниматель­ской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществ­ления, правового режима имущества предпринимателей и до за­крепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, веду­щую роль в системе источников предпринимательского права иг­рают федеральные законы , классификация которых может быть пред­ставлена в виде схемы 1.

Большую роль в регулировании предпринимательской деятель­ности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь сле­дует назвать указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации. Значительное количе­ство норм предпринимательского права содержится и в норма­тивных актах федеральных органов исполнительной власти, дей­ствующих непосредственно в экономической сфере, таких как Ми­нистерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др. В некоторых обла­стях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского уче­та и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данно­го уровня.

Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР - в случае, если они не отменены и не противоречат дей­ствующему законодательству Российской Федерации.

В силу федеративного устройства нашего государства и в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуп­равления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых са­мими хозяйствующими субъектами в целях регулирования соб­ственной предпринимательской деятельности.

Помимо нормативных правовых актов источниками предпри­нимательского права являются обычаи делового оборота. В соответ­ствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сло­жившееся и широко применяемое в какой-либо области предпри­нимательской деятельности правило поведения, не предусмотрен­ное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применя­ются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).

Наконец, составной частью правовой системы Российской Фе­дерации являются общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии меж­дународного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткий курс лекций

Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является общепрофессиональной и связана с такими дисциплинами как «Основы права», «Основы экономики», «Охрана труда» и другими.

Цель изучения данной дисциплины состоит в том, чтобы будущие специалисты получили знания правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность организаций (предприятий).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

Основные положения Конституции Российской Федерации;

Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

Организационно-правовые формы юридических лиц;

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

Порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;

Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

Право социальной защиты граждан;

Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

Виды административных правонарушений и административной ответственности;

Нормы защиты нарушенных прав и судебной порядок разрешения споров

Данная дисциплина основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин.

Пособие состоит из пяти разделов, которые соответствуют разделам программы дисциплины:

Раздел 1 Основы конституционного права Российской Федерации

Раздел 2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Раздел 3 Трудовое право

Раздел 4 Административное право

Раздел 5 Социальная защита населения в РФ

Первый раздел добавлен в пособие в связи с ФГОС, который требует знание основных положений Конституции Российской Федерации; прав и свобод человека и гражданина, а также механизмы их реализации.

Во втором разделе рассматривается правовой статус субъектов предпринимательской деятельности – юридических и физических лиц. Третий посвящен рассмотрению вопросов трудового права, четвертый дает краткие базовые знания по административному праву, пятый посвящен вопросам социального обеспечения и защиты населения. Разделы разбиты на темы, составленные в соответствии с программой. Для последующего правильного понимания юридических терминов вначале приводятся основные понятия права.

Основные правовые понятия

Право – есть внутренне согласованная система норм , установленных или признанных государством в интересах общества и обеспечиваемых не только сознанием их необходимости, справедливости, но и силой государственного принуждения .

Задание: В данном определении выделить основные положения, характеризующих понятие «право».

В праве выделяются две крупные отрасли:

1 Публичное (то, что относится к положению государства). Нормы публичного права ограничивают монополизм и недобросовестную конкуренцию, защиту прав потребителей

2 Частное (непосредственно касается интересов отдельных лиц). Частноправовую сферу регулирования предпринимательской деятельности отражает гражданское право. Его нормы обеспечивают юридическое равенство и самостоятельность участников, неприкосновенность их частной собственности, независимую защиту и др.

Нормы права – это мельчайшие части, «кирпичики», из которых строятся право и его отрасли. Нормы права - это правило поведения, закрепленное в законе и охраняемое государством.

Система права подразделяется на отрасли права - это совокупность, связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества. Система права включает следующие основные отрасли: государственное, административное, финансовое, земельное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, гражданско-процессуальное и др. Отрасли - это как бы «этажи» права.

Источники права внешние формы выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер, которые в совокупности образуют отрасль права. (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты муниципальных образований, локальные нормативные акты и др.).

Правоотношения - вид общественных отношений, регулируемых правовой нормой.

Субъект права – лицо (физическое или юридическое) обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Объект права - конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения, по поводу которых регламентированы законом


РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема: Конституция РФ – основной закон государства.

Основы конституционного строя

Конституция является фундаментальным нормативно-правовым актом, выступающим в качестве отправного юридического начала не только по отношению к текущим, но и по отношению к самим конституционным законам. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве. Конституция обычно определяется как Основной закон государства, закрепляющий его основы, а также основы общественного и экономического строя данной страны, права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, порядок организации и компетенцию органов государственной власти и управления, организацию и основные принципы функционирования избирательной системы и осуществления правосудия.

Действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года путем проведения всенародного голосования – референдума. Конституция 1993 года является пятой по счету Конституцией РФ, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

В структурном отношении действующая Конституция РФ довольно традиционна. Она состоит из Преамбулы, двух разделов,9 глав, 137 статей, их составных частей или пунктов.

Наименование глав действующей Конституции РФ полностью соответствуют их содержанию и, как правило, говорят сами за себя. Это «Основы конституционного строя»(гл.1), «Права и свободы человека и гражданина»(гл.2), «Федеративное устройство» (гл.3), «Президент РФ, 9гл.4), «Федеральное Собрание» (гл.5), «Правительство РФ» (гл.6), «Судебная власть» (гл.7). «Местное самоуправление» (гл.8) и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции (гл.9).

Тема: Система органов государственной власти в РФ

Законодательная власть в РФ

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Государственно думы. Гос. дума избирается непосредственно гражданами. Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно. Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.. Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий:. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов.

Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Депутаты Гос. думы избираются на основе системы пропорционального представительства. Кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список.

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. РФ.

Исполнительная власть

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все дей­ствия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Значит,исполнительная власть - это вторичная подзакон­ная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обес­печение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через пра­вительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских рес­публиках) или коллегиального органа. В первом случае прави­тельство выступает как группа ближайших советников главы го­сударства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае пра­вительство формируется на основе специальной процедуры с учас­тием парламента.

Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собствен­ными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать ох­рану существующего публичного порядка, защиту внешних ин­тересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Прави­тельство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный ап­парат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические пос­ледствия и ответственность за их исполнение, правительство из­дает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (пре­мьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую де­ятельность правительство несет, как правило, солидарную поли­тическую ответственность. Отказ правительству в доверии выра­жается в строгой юридической форме и путем специальной пар­ламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешива­ния властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досроч­ному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению вне­очередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней пала­той, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местно­го самоуправления. Обычно руководство местными делами пору­чается назначаемому представителю центральной власти - гу­бернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управ­ления. В случае, когда управление реализуется выборными орга­нами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная сис­тема, включает как выборные органы самоуправления, так и ад­министративные службы, находящиеся в их ведении. Эти служ­бы образуют коммунальную, или муниципальную, админист­рацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

Судебная власть

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Функции и полномочия судебных органов служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3 Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Личные права

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения . Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

Переченьличных прав открывается правом на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Одним из условий реализации этого права называется отмена смертной казни.

Впервые действующая Конституция в качестве личного права называет достоинство личности и устанавливает его основное содержание, заключающееся в том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21).

Право на свободу и личную неприкосновенность дополняется конституционно установленным порядком ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

Конституция называет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Дополнительной гарантией является конституционный запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

В числе личных прав Конституция называет также:

§ право иметь неприкосновенность жилища;

§ определять и указывать свою национальную принадлежность;

§ пользоваться родным языком;

§ свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

§ свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 25-27).

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных, но связанных с активной жизненной позицией личности, участием в общественной жизни, с отношением к обществу вообще. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию. При этом Конституция не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения .

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего, это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе , а на участие в судебной власти - через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

§ право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);

§ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

§ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

§ партии;

§ профессиональные союзы;

§ различные организации граждан.

§ Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

§ Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

§ Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связанысоциальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это, прежде всего, право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Оно возникает в момент рождения, а прекращается со смертью человека. Некоторые права человек получает по достижению определенного возраста (супружеские, родительские, опекунские, политические, участие в выборах). Правоспособность закреплена в законе. Она неотчуждаема.

2 Дееспособность- это способность своими действиями осуществлять гражданские права и нести обязанности, в том числе способность самостоятельно и в полной мере совершать сделки. Подвиды дееспособности: сделкоспособность – способность осуществлять сделки, деликтоспособность – способность самостоятельно отвечать за свои действия.

Виды дееспособности граждан:

1 Абсолютная недееспособность (вследствие психического расстройства) – устанавливается опека. Недееспособность должна быть признана судом.

2 Ограниченная дееспособность (употребление спиртных напитков или наркотиков)- устанавливается попечительство. Определяется судом.

3 Частичная дееспособность (дети до 14 лет) – у таких лиц нет деликтоспособности.

4 Относительная дееспособность (дети от 14 до 18 лет)- такие граждане несут самостоятельную имущественную ответственность за свои сделки.

5 Полная дееспособность (18 лет), а также другие случаи:

А) брак до 18 лет;

В) эмансипация – с 16 лет, если работает по трудовому договору или с согласия родителей осуществляет предпринимательскую деятельность.

3 Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Не имеет значение место регистрации (прописки) гражданина, место нахождения имущества либо место жительства супруга или другие подобные факты.

Признаки юридического лица

1 Имущественная обособленность. Юридическое лицо наделяется каким-либо собственным имуществом, отграниченным от других, даже от учредителя.

2 Самостоятельная имущественная ответственность.

3 Выступление в гражданском обороте от своего имени.

Т.е. юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

4 Организационное единство.

Юридическое лицо обладает определенной устойчивой иерархической структурой органов управления и имеет четкую регламентацию отношений между его участниками.

В зависимости от целей деятельности ЮЛ подразделяются на

1 коммерческие (основная цель - получение прибыли и распределение ее между участниками).

2 некоммерческие – не имеют своей целью получение и распределение прибыли.

Тема: Право собственности

Ограниченные вещные права

Право хозяйственного ведения . (ГК РФ ст.;48 п.1)

Право государственной и муниципальной собственности осуществляется через унитарные предприятия, которые наделяются вещным правом- правом хозяйственного ведения.

За унитарным предприятием государство закрепляет принадлежащее ему имущество, зачисляя его на баланс этого предприятия. Предприятие (не собственник) самостоятельно владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом, совершает в отношении него любые действия, не запрещенные законом. Но только собственник может решать вопросы, связанные с профилем и целями этого предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначать директора предприятия. Собственник контролирует эффективность использования и сохранность переданного имущества. Собственник при этом вправе получать часть прибыли от использования имущества, которое он передал предприятию. Предприятие, не являясь собственником, не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Формы собственности

Отношения собственности выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом; отдельный человек, группа лиц или организованный им коллектив, государство в целом. Законодательством России установлена частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права собственности могут быть граждане, юридические лица, а также РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования.

Право частной собственности

Конституция РФ, сохраняя государственную и муниципальную собственность, на первое место ставит частную собственность как перспективную форму развития собственности в нашем обществе. Виды частной собственности.Коммерческие отношения складываются, прежде всего, на основе частной собственности между индивидуальными предпринимателя и юридическими лицами. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничены. Однако закон может устанавливать ограничения в приобретении ими отдельных видов имущества по соображениям государственной и общественной безопасности либо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. По действующему законодательству федеральной собственностью являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятники истории и культуры. ГК РФ устанавливает различные организационно-правовые формы ЮЛ, владеющих имуществом на праве частной собственности – полные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Государственная собственность в России выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, автономной области, автономных округов, областей и городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). От их имени распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции.

Государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функции.

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по техническим специальностям, ОП «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
В книге объясняются базовые правовые понятия, необходимые для освоения студентами основ конституционного гражданского, трудового и административного права. Освещены вопросы правового статуса человека и гражданина в РФ, правового регулирования предпринимательских и трудовых отношений, а также юридической ответственности; дан краткий обзор судебной системы РФ и порядка разрешения экономических споров. Для активного усвоения содержания в конце каждой главы приводятся вопросы и практические задания. Наглядный графический материал в виде схем и таблиц удачно дополняет текстовую часть книги.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Будет полезен широкому кругу читателей.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.
Человеческое общество - сложная социальная система. Оно состоит из людей (индивидуумов), понимающих необходимость взаимодействия между собой в силу наличия у них постоянных общих потребностей и интересов, которые эти индивидуумы могут удовлетворить только совместными усилиями. Разнообразные формы взаимодействия между людьми, а также связи, возникающие между различными социальными группами, называются общественными отношениями.

Значительная часть общественных отношений носят противоречивый характер, поскольку цели и интересы их участников далеко не всегда совпадают. А если интересы разнонаправлены и противоположны - между людьми могут возникать конфликты. В определенной степени общественные конфликты в нашей жизни неизбежны. Главное, необходимо научиться управлять ими, стремиться к тому, чтоб разрешать их с наименьшими издержками для общества. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их группами конфликтов является нормативное регулирование, т.е. регулирование поведения индивидуумов при помощи социальных норм.

Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы вырабатываются отдельной группой людей или обществом в целом.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основы права
Понятие и виды социальных норм
Понятие и виды норм права
Нормативно-правовые акты и система российского законодательства
Действие нормативно-правовых актов
Отрасли права
Толкование правовых норм
Глава 2. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность
Правоотношения и их субъекты
Структура правоотношения
Правонарушение. Виды правонарушений
Юридическая ответственность
Глава 3. Конституция - основной закон государства. Права и свободы человека и гражданина в РФ
Понятие Конституции, ее место в системе законодательства
Конституция РФ 1993 года
Правовой статус личности в РФ
Гражданство
Личные права и свободы человека и гражданина в РФ
Политические права и свободы
Социальные, экономические и культурные права
Механизмы защиты прав и свобод граждан
Глава 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ. Предпринимательские правоотношения.
Право собственности
Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки
Виды и формы предпринимательства
Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования
Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в РФ
Понятие и структура предпринимательских правоотношений
Субъекты предпринимательской деятельности, их признаки
Понятие собственности в экономической науке
Собственность в юридическом смысле
Формы собственности
Формы собственности в Российской Федерации
Глава 5. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности
Понятие юридического лица, его признаки
Способы создания юридических лиц
Учредительные документы юридического лица
Создание юридического лица
Правоспособность юридических лиц
Представительства и филиалы юридического лица
Лицензирование юридических лиц
Реорганизация юридических лиц
Ликвидация юридических лиц
Организационно-правовые формы юридических лиц
Глава 6. Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности
Правовой статус индивидуального предпринимателя
Гражданская правоспособность и дееспособность
Утрата статуса индивидуального предпринимателя.
Глава 7. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, порядок заключения. Отдельные виды гражданских договоров
Понятие договора. Содержание договора
Форма договора
Виды договоров
Общий порядок заключения договоров
Заключение договора в обязательном порядке
Заключение договора на торгах
Изменение и расторжение договора
Исполнение договора. Ответственность за неисполнение договора
Основные виды договоров
Глава 8. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Конституционные гарантии предпринимательской деятельности
Понятие предпринимательских (хозяйственных) споров
Система арбитражных судов в Российской Федерации
Рассмотрение споров в арбитражном суде
Возбуждение и рассмотрение дела
Исковая давность
Производство по пересмотру решений
Исполнительное производство
Рассмотрение споров третейскими судами
Досудебный порядок урегулирования споров
Глава 9. Трудовые правоотношения и основания их возникновения. Заключение трудового договора
Понятие трудового права
Источники трудового права
Трудовые правоотношения
Трудовая праводееспособность
Понятие трудового договора, его виды
Заключение трудового договора
Испытательный срок
Оформление на работу
Глава 10. Права и обязанности сторон трудового договора. Порядок изменения и расторжение трудового договора
Права и обязанности сторон трудового договора
Перевод на другую работу и перемещение работника
Прекращение трудового договора
Глава 11. Материальная ответственность
Понятие материальной ответственности, ее виды
Материальная ответственность работодателя
Материальная ответственность работника
Порядок возмещения причиненного ущерба
Глава 12. Дисциплина труда
Понятие дисциплины труда
Методы обеспечения трудовой дисциплины
Понятие дисциплинарной ответственности, ее виды
Дисциплинарные взыскания, их виды
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности
Порядок обжалования и снятия дисциплинарного взыскания
Глава 13. Трудовые споры
Понятие трудовых споров, их виды
Понятие индивидуального трудового спора. Порядок рассмотрения спора
Понятие коллективного трудового спора
Понятие забастовки. Право на забастовку
Глава 14. Административное правонарушение и административная ответственность. Виды административных наказаний
Признаки административного правонарушения
Субъекты административного правонарушения
Виды административных правонарушений
Административная ответственность
Назначение административного наказания
Список нормативных правовых актов
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Румынина В.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

Программа повторения

Дать определение «правовое регулирование профессиональной деятельности». Указать предмет, методы, функции правового регулирования.

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными организациями, должностными лицами, их деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Предмет правового регулирования – общественные отношения, которые регулируются правом. Методы правового регулирования – совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Императивный метод правового регулирования – властно-побудительный, командный, централизованный метод или метод субординации. Диспозитивный метод – децентрализованный метод, основанный на автономии воли и юридического равноправия сторон регулируемых правом отношений. Функции права: 1. регулятивная – проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами; 2. охранительная – способность охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения; 3. гуманистическая – право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты; 4. воспитательная – подготовка подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов; 5. идеологическая – право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

2. Понятие «правовое регулирование». Основные виды образовательных отношений как предмета правового регулирования.

Дать определение «правовое регулирование», «правоотношение», «образовательные правоотношения». Раскрыть виды образовательных отношений – педагогические, управленческие, трудовые, гражданско-правовые, финансовые, социальные, земельные, семейные.

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными организациями, должностными лицами, их деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов.

Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права, юридические обязанности. Образовательные правоотношения – особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися, образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности определенного уровня и направленности. Виды образовательных отношений: педагогические – образовательные отношения в собственном смысле этого слова – это отношения по поводу обучения и воспитания, складывающиеся между образовательным учреждением в лице педагога и обучающимся, отношения между лицом, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью и обучающимися, отношения между образовательным учреждением и педагогическим работником по поводу обучения и воспитания; управленческие – это отношения, складывающиеся между образовательным учреждением и органом управления образованием, огранном местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ по вопросам образования, органами управления различного уровня образовательного учреждения, также это отношения учебно и организационно-методического характера, содержание которых обусловлено уровнем образования, типом и видом образовательных учреждений, содержанием и характером управленческой компетенции органов управления образованием; трудовые – отношения, складывающиеся между образовательным учреждением, выступающим работодателем по отношению к педагогическому работнику и самим этим работником, органом управления образованием и его работниками; гражданско-правовые отношения – имущественные – складывающиеся между работниками образовательных учреждений, работниками и самим образовательным учреждением, образовательными учреждениями и другими организациями, образовательными учреждениями и гражданами; финансовые – складываются между образовательным учреждением и учредителем, образовательным учреждением и бюджетом соответствующего уровня, образовательным учреждением и работником; социальные – складываются по поводу установления и реализации социальных льгот, пособий, пенсий, стипендий участникам образовательных отношений; земельные – отношения, которые складываются между образовательным учреждением как землепользователем и собственником земельного участка; семейные – отношения, складывающиеся в семье в связи и по поводу образования членов семьи.



3. Закон РФ «Об образовании».

Дать определение «образовательное право». Охарактеризовать основные положения Закона РФ «Об Образовании».

Образовательное право – термин, обозначающий несколько одноименных понятия. Во-первых, под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения. Понятие «образовательное право» отражает совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов (прежде всего, актов федеральных органов государственной власти и актов органов государственной власти субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, локальных актов), регулирующих отношения в сфере образования. Термином «образовательное право» может обозначаться одно из прав (свобод) участников образовательных отношений, совпадающее фактически с каким-либо субъективным правом, предоставляемым и гарантируемым действующим образовательным законодательством, К примеру, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ право на образование есть, в сущности, одно из основополагающих образовательных прав всякого гражданина РФ и иного индивида, проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации).

Учебник составлен в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по техническим специальностям. В нем освещены вопросы: правового регулирования экономики; разрешения экономических споров; трудовых правоотношений; отношений по социальному обеспечению граждан; административного права и административной ответственности. Обстоятельный методический материал учебника поможет студентам организовать самостоятельную работу.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Гл а в а 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 2 СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Глава 3 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ (ГРАЖДАНЕ), ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Гл а в а 5 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Гл а в а 6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ

Глава 7 ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Гл а в а 8 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Гл а в а 9 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Глава 10 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

Гл а в а 11 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Гл а в а 12 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Глава 13 МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гл а в а 14 ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Гл а в а 15 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН

Глава 16 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Книги и учебники по дисциплине Гражданское право России:

  1. Абросимова Екатерина Андреевна. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОИ И КОЛЛИЗИОННЫИАСПЕКТЫ КРИТЕРИЯ ПРЕДВИДИМОСТИ В ПРАВЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2018 - 2018 год
  2. ГУМБАТОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА. Субъективное право подрядчика на удержание результата строительных работ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва -2018 - 2018 год
  3. Валеева Айгуль Владимировна. Гражданско-правовые средства превентивной охраны прав потребителей электрической энергии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань - 2018 - 2018 год
  4. Архиереев Николай Викторович. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2017 - 2017 год
  5. Гришечкин Владимир Владимирович. ПРАВОВАЯ ОБЩНОСТЬ В АБСОЛЮТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2017 - 2017 год