Методами науки конституционного права являются. Методологические основы исследования в науке конституционного права

Предмет, методы и источники науки конституционного права.

Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т.д.

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник ‑ конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения. Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти.

Таким образом, наука конституционного права даёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них метод формально-юридического анализа , позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод , позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы , с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников , которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов учёных является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т.п.).

Практика ‑ неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Под источниками науки понимаются все те материалы, которые отражают процесс развития какого-либо явления, содержат данные, позволяющие познать его характер и содержание. Отсюда источниками науки конституционного права выступают все материалы, позволяющие судить о содержании, характере, основных направлениях эволюции конституционного права как отрасли, регулируемых ею общественных отношениях, тенденциях их развития.

Все источники науки конституционного права по специфике содержащихся в них сведений подразделяются на несколько видов: нормативные и теоретические, результаты социологических исследований и практики деятельности государственных органов.

Нормативные источники

Сюда относятся Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы, иные нормативные акты и акты исполнительных органов (в том числе указы Президента), нормативные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

Осмысляя нормативные источники, наука анализирует заложенные в них концепции, сравниваете нормами, действовавшими ранее, комментирует порядок применения существующих нормативных правил, формулирует предложения о совершенствовании конституционного законодательства.

Источниками науки конституционного права являются также конституции и законодательные акты зарубежных стран.

Судебные источники

Это прежде всего постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета Российской Федерации, народовластия, прав человека и гражданина, обеспечения единства, разделения и взаимодействия государственной власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осуществления местного самоуправления. Важное значение имеет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.

Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники

Сюда относятся груды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука развивается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям:

  • критический анализ выдвигавшихся концепций;
  • применение тех из них, которые по каким-то причинам остались нереализованными, но заслуживают внимания в новых условиях.

Дело в том, что ученые различных эпох и стран объективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Осмысление последних — важный фактор развития науки.

Результаты социологических исследований

Как источник науки конституционного права социологические исследования имеют сравнительно недолгую историю, но получить достоверную информацию и спрогнозировать будущее без их результатов вряд ли возможно. В конституционном праве социологические исследования применяются в любых аспектах, причем их использование сближает конституционное право с социологией и политологией.

Практика деятельности государственных органов

Знания, полученные наукой конституционного нрава, нуждаются в проверке их истинности. Кроме того, сама наука развивается, опираясь на практику деятельности государственных органов в конституционной сфере, на практику реализации конституционных норм. Взаимосвязь науки конституционного права и практики двойственна: с одной стороны, практика ставит перед наукой конкретные задачи, с другой — наука способна формулировать выводы практического свойства. Отсюда опыт практической деятельности государства, его органов — важнейший источник науки конституционного права.

К источникам науки конституционного права относятся также выступления руководителей государства, депутатов, публикации конституционно-правового характера в периодической печати. Причем при проведении исследований анализируется весь комплекс источников. В противном случае можно получить односторонние результаты в ущерб объективной истине.

Методы науки конституционного права

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные. Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права.

Исторический подход

Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития. Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ

Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход

При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.

Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права.

Социологический метод

Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям. Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов.

Статистический метод

Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений. Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

Введение.

Темой моей курсовой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности. Во многих статьях и учебниках, которые мне встречались, этот вопрос вообще не затрагивается, хотя по логике изложения должен освещаться. Множественность классификаций создает некоторую путаницу методов. Чем больше литературы я изучала, тем неоднозначнее мною решался вопрос об отнесении или не отнесении конкретных методов к той или иной классификации и к конституционному праву вообще.

В своей работе я поделила все методы на три группы.

В первую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, как отрасли права – методы - императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание.

во вторую – методы конституционного права как науки – это исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, статистический, системный, логический и другие методы познания.

в третью – как учебной дисциплины.

1. Предмет конституционного права

Невозможно рассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так как методы используются для регулирования именно предмета. Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, кото­рые подвергаются правовому регулированию .

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими об­щественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наибо­лее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлени­ем, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантирова­нием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между че­ловеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Значение вопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Предмет конституционного права регулирует общественные отношения в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

2. Общее понятие метода правового регулирования.

Метод правового регулирования – одна из наиболее дискуссионных тем в российской правовой науке. Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ только один метод правового регулирования , другие - несколько , третьи – что метод имеет универсальный, надотраслевой характер

В изученной мной литературе я встретила несколько подходов к пониманию метода в праве.

Часть ученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствует свой предмет , и приводит в своих работах общенаучные методы познания, т.к. логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой и др .

Другая часть ученых утверждает, что метод права – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Если следовать такому подходу, то методом КП является метод конституционного регулирования нормами КП общественных отношений. Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общества и государства.

Кроме того, я заметила, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, как отрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционном праве как науке, то применяются другие методы, если же конституционное право имеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьи методы.

Моя точка зрения по этому вопросу такова:

Если мы имеем в виду конституционное право, как отрасль права, то здесь нужно применять метод, как способ конституционного регулирования нормами КП общественных отношений.

Науке конституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический, логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.

Конституционному праву, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический). Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России. Хотя последние две группы методов схожи и даже некоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны.

3. Методы конституционного права, как отрасли права.

Как я уже отметила, для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа - запрет, дозволение, обязывание .

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания .

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: "Ор­ганы государственной власти, органы местного самоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конститу­ции РФ); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы : "Никто не может присваивать власть в Российской Федера­ции» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения :

"Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при усло­вии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приё­мы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо раз­личны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и спо­собов воздействия на общественные отношения, типичных для полити­ческого, нравственного и правового регулирования .

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

Гражданско-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования ; В.Б. Исаков – методом координации ; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методом автономии . Отличительными чертами этого метода являются:

Равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;

Автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

Самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Примерами использования вышеописанного метода регулирования конституционного права является закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частности ярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан.

Следующий методпублично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом , В.Б. Исаков – методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;

Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;

Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);

Императивный метод может выражаться также в запрещении каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В литературе отмечается, что «в отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранное явление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который, выражая также соответствующие способы регулирования, существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования» .

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений .

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность при­ёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных яв­лений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общест­венных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффек­тивное правовое воздействие на общественные отношения.

4. Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Наука конституционного права выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Исторический метод.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день права. Хорошо известно, что американское право во многом унаследовало черты английского права (в основном ориентирование на судебный прецедент). Современное российское право содержит многие черты права бывшего СССР (прежде всего стремление к подробному централизованному регулированию).
В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного права дооктябрьской России.

Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть проведено по меньшей мере в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных сферах. Первое – предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.). Второе – ориентированно на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности.

«Новая конституция России, отражая уровень современного правосознания общества, учитывает некоторые исторические традиции, политические и территориальные особенности, этнический состав Российской Федерации. Базовые ценности в области конституционного строительства вырабатывались под влиянием идейного наследия отечественных конституционалистов и государствоведов, практики конституционного эксперимента в 1906-1917 гг. и советского строительства. Учет мирового опыта конституционного развития сочетался с переосмыслением концепций Д.Локка, Ш.-Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо применительно к современным условиям ».

Сравнительно-исторический метод.

Данный метод учитывает важную особенность исследования: выявленные исторические факты полнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией других сходных, однопорядковых фактов. Это ориентирует на изучение конкретных государственно-правовых явлений путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных и одновременных им явлений (синхронное сравнение).

В большом соприкосновении с ним находятся такие научные приемы исследования как аналогия и экстраполяция.

Умозаключение по аналогии – это вывод о сходстве двух или более явлений в каких либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в каких-либо других отношениях. Обычная (простейшая) формула умозаключения по аналогии: объект В обладает свойствами а, в, с, д; объект С обладает свойствами в, с, д; следовательно объект С, вероятно, обладает и свойством а. В историко-юридической науке аналогия чаще всего применяется при изучении государственно-правовых явлений, сведения о которых неточны, неполны, фрагментарны. Познанию содействует их сопоставление со сходными им явлениями, хорошо известными в науке. Разумеется, выводы по подобным умозаключениям могут быть только гипотетическими. За ними не признается полная доказательственная сила. Считается, что повышение уровня достоверности выводов может быть достигнуто путем максимально возможного увеличения числа элементов, подлежащих исследованию, их дифференциации (разделения) по степени сущностной значимости и соответственно выявление на базе главных элементов их основных, глубинных тенденций развития.

Эти рекомендации в полной мере относятся и к экстраполяции, которая родственна аналогии и в главном основывается на одинаковых с ней методологических установках. Но ей присущи и определенные особенности. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части одной части явления (процесса) на другую ее часть. Соответственно, экстраполяция содействует научному прогнозированию, особенно в той его части, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования уже свершившейся ступени развития, помогает понять его настоящее и, по меньшей мере, предвидеть основные контуры обозримого будущего. Причем степень обоснованности полученных таким образом выводов, во многом зависит от знания общих закономерностей, присущих всей данной пространственно-временной сфере развития.

Сравнительно-правовой метод.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

«Конституционная наука России сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке при условии ее включения в компаративистские (сравнительно-правовые) исследования. Компаративизм в области конституционного права – одно из перспективных направлений государствоведения» .

Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых-государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание:

«Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по-разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины “конституционные принципы” или “принципы конституционализма”. Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина “элементы конституционного развития”. Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра. Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства ».

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Системный метод.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права РФ, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Система конституционного права – это объединение конституционно-правовых норм в институты в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых отношений.

Система конституционного права включает в себя следующие институты:

1. Основы конституционного строя РФ;

2. Федеративное устройство;

3. Организация органов государственной власти и местного управления;

4. Правовой статус человека и гражданина; и др.

Статистический метод.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых этой отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Применяются такие статистические приемы, как: статистические группировки, обобщающие показатели, а также отношение части к целому – или отношение интенсивности.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Статистический метод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями, называемыми обычно «статистическими ансамблями».

Любой результат статистического исследования, будь он положительным или отрицательным не абсолютизируется. Подлинное познание сути явлений, и особенно в конституционном праве, достигается путем сочетания количественных исследований с качественными. Статистический метод в праве всегда должен применяться в сочетании с другими методами познания.

Метод конкретно-социологических исследований.

Используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

Социология права исследует реальное состояние правовой действительности. И исследователю права, и законодателю важно знать, насколько эффективным оказалось то или иное решение. Именно это соотношение между целью, поставленной законодателем, и конкретным полученным результатом выявляет социология права. Социология осуществляет как бы обратную связь юридической практики с теорией и законодателем. Результаты социологии права используются для дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы права.

В данном методе применяются такие приемы, как: анкетирование, наблюдение, интервью, тестирование, социальный эксперимент, экспертная оценка.

Анкетирование- это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений по специально разработанной анкете.

Различают анкеты закрытые, т.е. те в которых необходимо выбрать один из вариантов имеющихся ответов, и открытые, где анкетируемый выражает свое мнение рассуждениями, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимуществами данного приема являются возможность в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатком данного приема является то, что он дает сведения о мнениях, касающихся явления, но не о самих явлениях; возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинством приема является то, что он позволяет получить информацию быстро и полно. Разновидности интервью – свободное и стандартизированное.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартные вопросы. В тестировании, как правило, выделяют три этапа – выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Наблюдение – процесс визуального восприятия обстановки (ситуации).

Социальный эксперимент применяется при изучении определенных условий общественной жизни, например, эффективности деятельности суда присяжных.

Экспертная оценка – необходима для прогнозирования тех или иных явлений. Используется мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений.

Логический метод.

Важное место в конституционном праве занимает логический (или как его называют, формально-логический или догматический) метод. Обще логические методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.

Правовая наука постоянно имеет дело с текстами законов и других правовых норм. Логический метод, опираясь на приемы формальной логики, позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между частным и общим. На логический метод опираются не только теоретики-правоведы. И законодатели, разрабатывающие тексты новых законов, и государственные служащие-управленцы, и судьи, и другие правоприменители используют логический метод для разработки, применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой.

Словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующее толкование слова логика: 1. наука о законах мышления и его формах; 2. ход рассуждений, умозаключений; 3. разумность, внутренняя закономерность чего-либо.

В формальной логике насчитываются десятки законов, из них четыре занимают особое место и называются основными законами логики. Это закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. В этих законах выражаются такие требования к мышлению, как ясность, определенность, лаконизм, строгая последовательность, доказательственность.

Учитывая важность положений конституционного права, каждая норма, каждая научная гипотеза в этой сфере должна соответствовать всем законам логики.

Другие методы.

Не умоляя значения всех других методов, я их объединила в один пункт по причине малого количества сведений об этих методах и небольшой их распространенностью применения. Однако эти методы также имеют большое значение, так как достижение желаемого результата может быть достигнуто при применении всех известных науке методов и приемов, нужно проверить, сравнить, проанализировать каждое явление со всех сторон.

В праве вообще и в конституционном в частности в последнее время применяются методы, которые разрабатывает такая наука, как синергетика – наука о самопроизвольных, самоорганизационных, случайных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии более глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями, учитывать и случайные, вероятностные связи.

институциональный метод - ориентирует на рассмотрение институтов, которыми оперирует наука конституционного права, т. е. государства, права, партий, других организаций и объединений и др.

структурно-функциональный анализ - рассмотрение государственного права, как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций (ожиданий);

функциональный метод - требует изучения зависимостей между конституционно-правовыми явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.п.;

4) бихевиористский метод - исходит из необходимости применения к политике приемов, используемые в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп;

нормативно-ценностный подход - предполагает выяснение значения конституционно-правовых явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. д. Требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение;

5. Методы конституционного права, как учебной дисциплины.

Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации.

При изучении конституционного права не ставится задача запомнить статьи конституции по номерам. Необходимо научиться применять положения конституции, формулировать государственно-правовые понятия, а также научиться применять методы конституционно-правовой науки.

Здесь также применяются те методы, которые я отнесла к науке конституционного права, но существуют и свои нюансы.

Применяются, прежде всего, историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический) методы. Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России.

Что касается терминов и определений. Для их выведения также существуют свои методы:

В процессе введения терминов особую роль играют определения, которые подразделяются на вербальные и остенсивные. В обыденном мышлении основную роль играют остенсивные определения значения (т.е. объема) терминов, которые даются на базе чувственных восприятий, в частности, с помощью примеров. В научном пониманиии главную роль играют вербальные определения смысла терминов, которые весьма часто именуют просто определениями. Вербальные определения определяемого смысла термина (т.е. понятия, выражаемого данным термином) есть определения через указания смыслов определяющих терминов, уже известных и представляющих смысл определяемого термина.

Ни одна научная теория не может обходиться только вербальными определениями, так как подобный процесс не имеет конца. Поэтому необходимо на чем-то остановиться в определении. Во всяком случае, исходные термины теории должны быть определены либо остенсивно, либо через термины, не принадлежащие данной теории, которые в конечном итоге все равно определяются остенсивно.

Методология дает методы вербального определения научных понятий. И главный из них как выделить определяющие признаки. Для этого необходимо отвлечься от несущественного для решаемой с помощью данного определения задачи и выделить существенное в чистом виде. Для выделения в чистом виде содержания научных терминов методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т. п., на основе идеализации .

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит доско­нально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса "Конституционное право России" опирается на знания, полученные при изучении общей теории права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знания конституционного права способствуют усвоению знаний в об­ласти политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Вывод.

Из вышеизложенного, можно заключить следующее:

Слово методология имеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.

В одном случае она выступает как метод правового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какими способами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьи методы тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности в выведении терминов и понятий.

Особенностью предмета отрасли конституционного права является то, что он включает в себя множество отношений государственно-правового характера и большой круг участников. Говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Использованная литература:

1. Лучин В.О. Е.И. Колюшин. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций. М., 2000

2. Проблемы конституционного права. Межвузовский сборник. Саратов, 1969г.

3. А.Б. Венгеров. Прямое действие конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. ОНС 1995г. №5 с.48

4. Ковалевский М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права.-М.,1880.

5. В. Кнапп, А. Герлох Логика в правовом сознании.

6. Историческое и логическое в познании государства и права. Под редакцией А.И. Королева.

7. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность.1993,N 6,с.36.

8. Фарбер Е.И.,Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов.,1967.

9. Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Со­ветское гос-во и право.1971,N 2.

10. Богданова Н.А. К новой концепции препода­вания конституционного права. Гос-во и право. 1994. N 7. с.11-12.

11. Обсуждение актуальных проблем науки конс­титуционного права. Гос-во и право. 1993. N 3. с.155-159.

12. И. А. Кравец Концептуальные основы Российского конституционализма. Институт философии и права СО РАН, 1997г.

13. Теория государства и права. Ч.I /под ред. А.Б. Венгерова. М.,1996г. с.18

14. Петров Ю.А. Наука и методология, 2000г.


Бабаев В.К.,Баранов В.М., Гойман В.М. Словарь кате­горий и понятий общей теории права. Нижний Новгород. 1992. с.30.

Бабаев В.К. Понятие права. В кн.: Общая теория пра­ва. Курс лекций. Под общ. ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. 1993.с.136.

См.: Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права. – Сов. Гос. И право, 1967, №9

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975, с.178; Павлов И.В. О системе советского социалистического права. – Сов.гос. и право, 1958, №11.

Теория государства и права. Ч.I /под ред. А.Б. Венгерова. М.,1996г. с.18

Петров Ю.А. Наука и методология, 2000г.

Понятие методологии

В связи с процессами отделения юридической науки от других областей знаний в конце XIX начале XX веков вопросы методологической науки о праве оказались в числе приоритетных среди исследователей.

К числу основных научных категорий можно отнести понятие методологии, однако в научном сообществе нет единой трактовки данного понятия. В правовой науке нет единого понимания систем и содержания методов познания науки, методов его практического использования.

Современные ученые считают, что понятие методологии науке о праве тесно переплетены с методологическими научными знаниями других наук, методология права занимает значительное место в общенаучной методологической системе.

Замечание 1

Здесь следует отметить, что понимание методологии как межотраслевой науки предполагает не только ее универсальность, но и ассимиляции к специфике объекта конкретного научного направления. Основываясь на том, что методология науки – это универсальная область знаний, можно привести следующее определение.

Определение 1

Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

Классицикация методологии

Составной частью методологии науки являются:

  • Общие научные методы, которые объединяют основные подходы, которые применяются во всех науках в ходе процессе исследования.
  • Частные научные методы, в состав которых включены методы исследования , характерные только для конкретной области научного знания.
  • Частные научные методы исследования права.

Методы права

Исследователи выделили ряд методов характерных для права как отрасли научного знания.

  • Статистический метод.
  • Социологический метод.
  • Формально-логический метод.
  • Правовой эксперимент.
  • Моделирование.
  • Синергетический метод.
  • Исторический метод.
  • Системный метод.
  • Сравнительно-правовой метод.

Особую роль в понятие методологии права играет рассмотрение проблем методологии с точки зрения конституционного права. Конституционное право как отрасль права не имеет своего специального метода правового регулирования.

Определение 2

Метод в конституционном праве подразумевает совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

В конституционном праве применяется совокупность двух групп методов:

  • Императивного;
  • Диспозитивного.

Методы обвязывания и запрещения входят в состав императивной группы методов. Однако основным методом конституционно-правового регулирования отношений между субъектами конституционного права является метод обязывания. Метод дозволения входит в группу диспозитивных методов. В качестве примера данного метода можно привести ч.2 ст. 27 Конституции РФ, где закреплено право каждого покидать пределы Российской Федерации.

Помимо этой классификации методов в юридической литературе встречается деление как методов конституционного права на:

  • Частно-правовой (гражданско-правовой);
  • Публично-правовой.

Черты гражданско-правового метода

Гражданско-правовой метод имеет свои специфические черты.

  • Признается равноправие участников правовых отношений.
  • Констатируется автономия участников правовых отношений.
  • За участниками правовых отношений признается их самостоятельность.
  • Институт избирательного права является ярким примером применения гражданско-правового метода регулирования отношений в рамках конституционного права.

Публично-правовой метод

Публично-правовой метод базируется на системе подчинения одного субъекта правоотношений другим. Этот метод так же имеет свои характерные черты.

  • Использование принципы «команда-исполнение» среди субъектов правоотношений.
  • Субъекты правоотношений, наделенные властью, действуют самостоятельно в рамках их властных полномочий.
  • Позитивное обязывание является одной из основных черт данного метода.
  • Характерно использование запрещение в нормативно-правовом значении.

Методы Конституционного права

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В конституционном праве методы правового регулирования разнообразны, но основными являются императивный и диапозитивный методы. Преобладающим является метод императивного регулирования (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах обязанностях, ответственности). Суть метода императивного регулирования состоит в том, что между субъектами правоотношений устанавливаются субординационные отношения (например, предметы ведения РФ и субъектов РФ, полномочия государственных органов) или им предписывается определенный порядок реализации прав и полномочий (например, определение ряда требований, предъявляемых к общественным объединениям).

Диспозитивным является метод, предполагающий равноправие сторон, координацию, базирующийся на дозволениях. Метод диспозитивного регулирования не предполагает взаимного подчинения, субъекты отношений имеют возможность самостоятельного выбора принадлежащих им прав (например, общественное объединение самостоятельно выбирает направления своей деятельности). В свою очередь, другие методы имеют следующие способы воздействия:

Дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);

Обязывание (касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед государством);

Запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные и общественные интересы).

Субъекты конституционно – правовых отношений

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

· федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

· субъектов Федерации;

· государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Историческо-правовая характеристика Конституции 1918 года

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Свойства Конституции

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующиеюридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» - устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. От­дельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложнен­ный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер;

особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

Принципы Конституции

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госду­мы, органов власти субъектов РФ и органов местного само­управления);

2) законность (органы государственной власти и мес­тного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­ны);

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств);

5) государственное единство РФ (верховенство Кон­ституции РФ и федеральных законов на всей ее террито­рии, целостность и неприкосновенность территории, един­ство экономического пространства, единый государствен­ный язык, единая денежная единица);

6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия цен­тра и субъектов разделены);

7) разделение власти (на законодательную, исполни­тельную и судебную);

8) идеологическое многообразие и многопартий­ность (запрет на государственную или обязательную идео­логию при равноправии общественных объединений перед законом).

Структура Конституции

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1. Основы конституционного строя;

2. Права и свободы человека и гражданина;

3. Федеративное устройство;

4. Президент Российской Федерации;

5. Федеральное Собрание;

6. Правительство Российской Федерации;

7. Судебная власть;

8. Местное самоуправление;

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Изменение Конституции

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

1) Президент РФ;
2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;
3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом, внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Признаки прав человека

1. Принадлежат человеку от рождения.

2. Имеют неотчуждаемый , не­отъемлемый характер, при­знаются как естественные.

3. Признаются высшей социальной ценностью.

4. Их признание, соблюдение и защита являются обязан­ностью государства.

Права гражданина подразделяются на права челове­ка и права гражданина.

Права человека Права гражданина
Принадлежат всем людям от рождения , независимо от то­го, являются ли они гражда­нами государства, в котором живут. Принадлежат только гражда­нам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Речь идет о политических правах: право избирать и быть избранным в органы власти, право доступа к государствен­ной службе и др.
Существуют независимо от их государственного призна­ния и законодательного за­крепления, вне связи челове­ка с конкретной страной. Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных актах конк­ретной страны.
Являются моральными и со­циальными понятиями, не всегда выступают как поня­тия юридические. Являются юридическими по­нятиями.

Права могут подразделяться на гражданские (лич­ные), политические, экономические, социальные, куль­турные.

16. Правовое государство (понятие и содержание)

Правовое государство - форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

§ равенство всех перед законом;

§ разделение властей на три ветви;

§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ политический и идеологический плюрализм;

§ стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

17. Федеративное государство (понятие и содержание)

Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
В настоящие время в состав РФ входят 85 субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ (ч.3 ст.5). Рассмотрим их.
Государственная целостность Российской Федерации. Реализация данного принципа означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации, поскольку они были образованы самой Россией в составе единого государства. РФ имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, включающую территории всех субъектов, обеспечивает свой суверенитет и территориальную неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг, финансовых средств и т.п.
Единство системы государственной власти. Это единство выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные госорганы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и её субъектами. Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали – разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, Конституция РФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.
В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

Равноправие и самоопределение народов РФ. В РФ все народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.
Равноправие народов проявляется в ровных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком РФ на всей её территории остаётся русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Народы Российской Федерации пользуются равными правами и на самоопределение, т.е. на избрание форм своей государственности. В РФ формами самоопределения являются республики (их 21), автономная область (Еврейская) и автономные округа (их 10). Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов имеют в Российской Федерации свою государственность и, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение. Право нации на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право нации на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают право на отделение, на выход из состава федерации, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в неё народов и народностей.
Равноправие субъектов РФ. Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции самой РФ; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Понятие суверенитета РФ

Суверенитет РФ - это системное верховенство органов государственной власти РФ внутри страны, их самостоятельность в определении содержания и направлений своей деятельности, их полноправие в установлении режима жизни общества в пределах юрисдикционной территории РФ, а также их независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитету РФ присуще два главных свойства: верховенство и независимость.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д. Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями.

Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Суверенитет РФ в зависимости от сферы реализации подразделяется на два вида - внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает обеспечение верховенства государственной власти внутри страны, а внешний – противодействие политическому давлению на внешнеполитической арене.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

РФ –светское государство

Статья 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Светское государство:

Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;

Светский характер образования - отделение школы от церкви;

Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;

Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.

ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

Религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме.