Чем часть статьи отличается от пункта. Как правильно указывать перечисление нормативных актов в документе. Наименование правового акта

Часть или пункт статьи закона - статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

Разъяснение

В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов" (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на:

Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой - 1.

Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой - 1)

Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой - а)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями (например, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В то же время, есть исключения, не всегда логически объяснимые. Так, к примеру, в Гражданском кодексе Российской Федерации статья делится на пункты, а не на части. Так, в п. 2 ст. 3 указывается: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. ".

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в п. 1 ст. 5 НК РФ указывается: "Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи , могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. ".

Пример

Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории - статья

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: - часть

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; - пункт

Ниже приведено, как обозначаются в основных нормативных актах части статьи.

Конституция Российской Федерации

Статья Конституции России может подразделяться на части.

Пример

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. - часть

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья ГК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей - статья

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. - пункт

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; - подпункт

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья ТК РФ может подразделяться на части. Части статьи выделяются как абзацы и не пронумерованы.

Пример

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права - статья

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. - часть 1

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. - часть 2

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах - статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; - подпункт

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья БК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 20. Классификация доходов бюджетов - статья

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: - пункт

1) кода главного администратора доходов бюджета; - подпункт

2) кода вида доходов; - подпункт

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья УК РФ может подразделяться на части.

Пример

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации - статья

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. - часть

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ может подразделяться на части и пункты.

Пример

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях - статья

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: - часть

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; - пункт

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; - пункт

Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"

Статья закона может подразделяться на части и пункты. Части обозначаются как 1., 2., 3. и т.д., а пункты как 1), 2) 3) и т.д.

Пример

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые

1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения денежных средств в банковскую систему Российской Федерации. - Часть

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. - Часть

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) банк - кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"); - Пункт

2) вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада; - Пункт

Описание структуры статьи нормативного правового акта в п. 9 раздела "Структура законопроекта" Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Статья 33. Сертификация

1........ (часть 1)

2........ (часть 2)

1. ....... (часть 1)

2. ....... (часть 2)

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Статья 33. Сертификация

1. ....... (часть 1)

2. ......: (часть 2)

1) ......; (пункт 1 части 2)

2) ......: (пункт 2 части 2)

1. ....... (часть 1)

2. ......: (часть 2)

1) ......; (пункт 1 части 2)

2) ......: (пункт 2 части 2)

а) ......; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) ....... (подпункт "б" пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3)

план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)

график погашения задолженности; (абзац третий части 3)

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (абзац четвертый части 3)

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума; (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт "а" пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (подпункт "б" пункта 2 части 3)

В этом же документы указывается, как структурируется нормативный правовой акт и в более крупные единицы: части, разделы, подразделы и т.д. (п. 2 - 8) раздела "Структура законопроекта" Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов :

2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

5. Раздел:

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

6. Подраздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

8. Параграф:

обозначается знаком §;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

В разделе на вопрос Помогите! Как правильно - часть 1 статьи 50 Конституции РФ,или пункт 1 статьи 50 Конституции РФ? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Статья
Часть
Пункт
Части обозначаются цифрами всегда, пункты буквами. Посмотрите ст. 72, там есть и части, и пункты.

Ответ от Осоловелый [новичек]
смотря о чем речь


Ответ от Аня Воронова [гуру]
Часть.
Дальше пункты и подпункты.


Ответ от Набросить [гуру]
часть - то что выделено от общего, пункт - что указано особо


Ответ от DedAl [гуру]
Я бы тоже хотел услышать мотивированный ответ на заданный вопрос от тех, кто на него отвечал.
Нет НПА, который бы однозначно регламентировал этот вопрос. Каждый по разному, или по своему, дает ссылки на тот или иной нормативный акт.
Здесь правило одно: однозначность нахождения ссылки.
Скажите, чем отличается ссылка на: пп. "а" п. 3 ст. 4 от пп. "а" ч. 3 ст. 4 одного и того же НПА?
Или, есть в законе Статья 20. Проезд на транспорте. А далее нумерация: 1, 1.1, 1.2, 2,.. и т. д. Это пункты или части закона? Хотя в самом законе ссылки указаны, "абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона". Тогда если 1 это пункт, значит 1.1. подпункт?
И примеров такого у нас множество. И Кодексы, и законы, и НПА. Конечно, к определенным стереотипам мы привыкли: УК РФ п. "а" ч. 1 ст. 1, и их используем как общепринятые в правовой практике. А вот в Семейном кодексе, к примеру, говорится: в пункте 1 настоящей статьи (ст. 24). Так что, везде по разному.
Короче, солдат, без стакана хрен разберешься. Не заморачивайся на этом. Как напишешь, так и будет. Лишь бы ссылка правильно работала.


Ответ от А [новичек]
смотря в каком законе, например в ГК - пункты, в ГПК - части

Ответ на вопрос:

По общим сложившимся правилам, частями статей в Трудовом кодексе РФ называют абзацы, начинающиеся с большой буквы. Абзацы, начинающиеся с маленькой буквы, так и называют абзацами соответствующей части. При этом абзацы в части статьи, отсчитываются с абзаца, начинающегося с большой буквы.

Следует также отметить, что строчки статей ТК РФ, которые пронумерованы считаются пунктами. Строчки, идущие списком под буквенным алфавитом или номерами (1.1., 1.2. или 1), 2)), считаются подпунктами.

Например, норма статьи 59 Трудового кодекса РФ, о допустимости оформления срочного трудового договора по соглашению сторон с лицами, обучающимися по очной форме обучения, считается абзацем 9 части 2 статьи 59 Трудового кодекса РФ. А норма об возможности увольнения работника за прогул - подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Подобную систему наименование частей, абзацев, пунктов и подпунктов статей ТК РФ, используется в самом Трудовом кодексе РФ (см. например, ч. 3 ст. 92, ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ ), в судебной практике (см. например, Конституционного Суда РФ ОТ 05 апреля 2013 г. № 7-П ) и иных нормативно-правовых документах (см. например, , утверждённые Приказом Роструда от 29 декабря 2011 г. № 318 ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

Нормативная база: Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Н есмотря на кажущуюся простоту, данный вопрос порой вызывает неоднозначные ответы со стороны студентов юридических факультетов и тех, кто в свое время обошел его стороной. Для устранения данного пробела предлагаем детальнее разобрать «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 г. № вн2-18/490).

Сперва постараемся объяснить, откуда же взялась данная путаница. Если мы откроем Конституцию Российской Федерации, то выяснится, что в данном нормативном правовом акте статьи делятся на части, а в Гражданском кодексе РФ статьи делятся на пункты, а те – на подпункты, в Уголовном кодексе РФ – на части и пункты, а в Семейном кодексе РФ – на пункты и части. Почему так?

Во-первых, названные Методические рекомендации (к которым в 2013 г. Аппаратом ГД ФС РФ разработаны комментарии) применяются к законопроектам лишь с конца 2003 г. До этого момента единообразных рекомендаций не существовало, поэтому мы можем наблюдать такую путаницу, когда работаем с текстами кодексов, некоторые из которых принимались до 2003 г.

Во-вторых, иногда высказывается точка зрения о том, что ГК РФ и НК РФ не являются нормативными актами в собственном смысле слова, поскольку представляют из себя несколько таковых актов, именуемых частями. Поскольку часть как структурная единица закона уже была задействована, то законодатель во избежание повторений использовать структурные единицы с другими названиями.

Статья – это (1) основная структурная единица законопроекта, (2) имеющая порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и в большинстве случаев (3) наименование.

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Как отмечалось выше, в актах, принятых до появления Методических рекомендаций, можно обнаружить совершенно иные подходы к делению статьи на структурные части.

Гражданский кодекс РФ

Статья 17. Правоспособность гражданина

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. (часть пункт 1)

Семейный кодекс РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (часть пункт 1).
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (абз. 2 ч. 1 часть 2 пункта 1).

Уголовный кодекс РФ

Статья 158. Кража

1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества… (часть 1 )
2. Кража, совершенная: (часть 2 )
а) группой лиц по предварительному сговору; (подпункт пункт «а» части 2).

Речь шла о документоведческом и юридическом подходах к формулированию правил оформления правовых актов. Были приведены определения понятия «юридическая техника», названы нормативные правовые акты различного уровня, в которых закреплены правила юридической техники.

Данная статья посвящена требованиям к структуре правового акта и его отдельным элементам, установленным в правилах юридической техники. Однако объем статьи не позволяет рассмотреть все эти требования, поэтому остановимся только на некоторых из них, по возможности сравнивая их с соответствующими положениями разработок, действующих в области делопроизводства. Особый интерес представляют также положения правил юридической техники, касающиеся отдельных аспектов оформления правовых актов, в которых материал изложен более подробно, чем в правилах, принятых в делопроизводстве.

Структура правового акта

Установление общей структуры правовых актов, а также структуры его текстовой части, в которой излагаются нормативные предписания, имеет принципиальное значение для выработки правил оформления этих актов. Как уже отмечалось, правовые дисциплины традиционно выделяют в правовых актах две составляющие: содержательную часть и реквизиты. Этот подход наиболее полно проявляется в законах субъектов Российской Федерации. Например, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 25.09.2008) сказано: нормативный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного правового акта.

В региональных законах о правовых актах находит отражение и документоведческий подход к структуре правового акта, предполагающий его разделение на реквизиты, перечень которых установлен в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003). Так, в Законе Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (в ред. от 02.02.2009) определено, что нормативный правовой акт состоит из текста и иных реквизитов.

В правилах, утвержденных на федеральном уровне, деление правового акта на содержательную часть и реквизиты присутствует не в явном виде. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в ред. от 29.12.2008), а также во многих подготовленных на их основе ведомственных правилах термин «содержательная часть правового акта» не используется. Вместе с тем в них устанавливается перечень обязательных реквизитов, в которые текст правового акта не включается, составляя отдельную самостоятельную часть правового акта.

Следует отметить, что в правилах юридической техники общая структура правового акта может вообще не освещается. В этом случае обычно сразу приводится структура его текстовой (содержательной) части. Например, в Законе Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» (в ред. от 06.07.2007) указано, что структуру нормативного правового акта образуют, как правило, преамбула, основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения.

В правилах, принятых федеральными ведомствами, также, в первую очередь, раскрывается структура текста правового акта. Например, в соответствии с Положением о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию (утверждены приказом ФССП России от 12.01.2006 № 3) текст проекта акта ФССП России должен состоять из двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной . Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006) распорядительная часть имеет еще одно название – приказная часть .

Приведенное деление текста характерно и для разработок в области делопроизводства. В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536), например, текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть . Текстовая часть указов и распоряжений Президента РФ может подразделяться на констатирующую часть – преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении – распорядительную часть ).

Структурные элементы текста правовых актов, их обозначение и нумерация

Деление правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в материале.

Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти . Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Приведем некоторые положения по этому вопросу, закрепленные в разработках федерального уровня.

Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (Государственная Дума, 2003 г.), в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации указано, что текст правового акта может подразделяться на составные части:

  • в приказе и директиве – на пункты, подпункты и абзацы;
  • в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах – на главы, пункты, подпункты, абзацы.

В соответствии с Положением о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519 (утверждено приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, в ред. от 18.04.2002) текст нормативного акта Банка России может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. В случае необходимости текст может быть разделен на статьи, каждая из которых должна иметь собственное наименование.

Правила юридической техники, изложенные в законах субъектов Российской Федерации , во многом повторяют положения разработок, принятых на федеральном уровне. Например, в соответствии с законом Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) содержательная часть правового акта может иметь следующие основные элементы:

1) преамбулу;

2) разделы;

4) статьи или пункты;

5) пункты статей или части пунктов.

Как правило, в законах содержится оговорка о том, что текст правового акта может иметь также иные структурные единицы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов.

В обобщенном виде установленные в правилах юридической техники требования к структурным элементам правовых актов можно описать следующим образом.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц определяются исходя из объема и содержания акта.

В законах нормы права излагаются в виде статей. В иных правовых актах правовые предписания приводятся в виде пунктов.

Статьи (пункты) могут иметь сложную структуру и включать в себя такие единицы, как части, подпункты, абзацы и др.

В тексте правового акта должно применяться единообразное деление:

  • частей в статьях – на пункты или абзацы;
  • пунктов в частях статей – на подпункты или абзацы.

Статьи (пункты) могут также объединяться в более крупные структурные единицы: главы и разделы.

В законопроектах разделы могут быть объединены в части. В исключительных случаях в крупных систематизированных законопроектах главы могут быть объединены в подразделы, а статьи – в параграфы.

Структурные элементы текста правового акта, за исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь заголовки.

Части правового акта обозначаются словами и могут иметь наименование.

Часть законопроекта:

  • обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  • может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • либо может обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.

Раздел имеет:

  • наименование.

Обозначение и наименование раздела включает само слово «Раздел», печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим, например:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет:

  • порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  • наименование.

Обозначение подраздела включает само слово «Подраздел», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка, например:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Глава имеет:

  • порядковый номер, обозначаемй арабскими цифрами;
  • наименование.

Обозначение главы включает само слово «Глава», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:

Глава 10. Правила юридической техники

Параграф имеет:

  • знак §;
  • наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка, например:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его основной структурной единицей и имеет:

  • порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  • наименование, но в исключительных случаях оно может отсутствовать.

Заголовок статьи включает слово «Статья», которое пишется с прописной буквы, затем приводятся порядковый номер, после которого ставится точка, и наименование статьи с прописной буквы, например:

Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта

Статьи (например, в законах об изменении или признании утратившими силу ранее принятых законов, о введении в действие законов и т.д.) могут не иметь наименований. В этом случае точка после номера статьи не ставится и текст статьи начинается с нового абзаца с прописной буквы и абзацного отступа.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается. Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Нумерация структурных элементов правового акта должна быть сквозной в пределах всего правового акта. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы.

Разделы и подразделы нумеруются римскими цифрами. Главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. В правилах юридической техники в настоящее время нет единства в части использования римских и арабских цифр при нумерации глав правового акта.

В случае необходимости включения в текст правового акта дополнительных структурных элементов и невозможности при этом сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким структурным элементам порядковых номеров предшествующих структурных элементов того же вида с добавлением через дефис либо точку дополнительных порядковых номеров начиная с первого (например, статья 5.1, пункт 3.1, подпункт «б.1» ). Например, включение в Закон Тульской области от 14.12.1994 № 4-ЗТО «О законах области» (в ред. от 18.07.2008) дополнительной статьи (7-1) так отразилось на структуре закона:

Статья 7. Реквизиты законопроекта

Статья 7-1. Подготовка законопроекта к рассмотрению

Статья 8. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им законопроекта

Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего (например, в статье последней частью была часть 3 – дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4 и т.д.).

Следует отметить, что наличие в структуре правового акта большого количества элементов, использование для их обозначения и нумерации арабских и римских цифр, букв, знака параграфа, дефиса создает неудобства при автоматизированной обработке информации . Разработчики некоторых законов субъектов Российской Федерации также отказались от этой громоздкой системы. Например, в соответствии с Законом Томской области «О нормативных правовых актах Томской области» разделы, главы, статьи (пункты) нормативного правового акта должны, а части нормативного правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Более простая система обозначения и нумерации структурных элементов закреплена в настоящее время в правилах оформления национальных стандартов.

Реквизиты правового акта

Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:

  • единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня;
  • отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В законах субъектов Российской Федерации также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:

наименование (вид и название) правового акта;

наименование органа, принявшего акт;

дата подписания правового акта и его номер;

должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.

В соответствии с Законом Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007) официальный текст нормативного правового акта области должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) полный герб Челябинской области в многоцветном варианте;

2) полное наименование уполномоченного органа государственной власти области, принявшего нормативный правовой акт Челябинской области (кроме законов области);

3) наименование вида нормативного правового акта области;

4) наименование нормативного правового акта области, обозначающее предмет регулирования;

5) дата принятия;

6) регистрационный номер;

7) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт области.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» называет печать в числе обязательных реквизитов правового акта:

1) герб автономного округа;

2) полное наименование органа, принявшего акт;

3) наименование вида нормативного правового акта;

4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;

5) регистрационный номер;

6) дата и место принятия (в отношении законов автономного округа – дата подписания принятых законов Губернатором автономного округа);

7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись полномочного лица;

8) печать.

Во многих законах субъектов Российской Федерации можно найти примеры установления перечней обязательных реквизитов для отдельных видов правовых актов. Так, Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) включает следующие статьи:

Статья 25. Реквизиты законов Свердловской области

Статья 26. Реквизиты постановлений палат Законодательного Собрания

Статья 27. Реквизиты правовых актов Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области

Статья 28. Реквизиты правовых актов областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не относящихся к числу органов государственной власти Свердловской области

Статья 29. Реквизит нормативного правового акта Свердловской области, утвержденного другим нормативным правовым актом Свердловской области

Например, в ст. 27 установлено, что указы и распоряжения Губернатора Свердловской области, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике правового акта);

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Указ Губернатора Свердловской области», «Распоряжение Губернатора Свердловской области», «Постановление Правительства Свердловской области» или «Распоряжение Правительства Свердловской области»;

3) дату принятия правового акта;

4) номер правового акта;

5) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Екатеринбург;

6) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию.

Наименование правового акта

ГОСТ Р 6.30-2003 применительно к организационно-распорядительным документам предусматривает реквизит «Заголовок к тексту». В правилах юридической техники используется другой термин – «наименование правового акта» (или «название правового акта»). Некоторые региональные законы относят наименование правового акта к структурным элементам содержательной части правового акта. В других законах наименование правового акта называется в числе реквизитов и в содержательную часть не включается. Следует обратить внимание на то, что в законах, принимаемых в виде кодексов, обозначение вида правового акта и его наименование объединяются, например: Кодекс Чукотского автономного округа о нормативных правовых актах.

Требования к наименованию правового акта, установленные в правилах юридической техники, сходны с требованиями, предъявляемыми в делопроизводственных правилах к заголовку к тексту. Наименование правового акта должно отражать его содержание и предмет правового регулирования. Оно должно быть кратким, точным и максимально информационно насыщенным.

Как отмечается в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

Оформление дат

В делопроизводстве правила оформления дат определяет ГОСТ Р 6.30-2003, в соответствии с которым дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 5 июня 2009 г. следует оформлять так: 05.06.2009 . Допускается словесно-цифровой способ оформления даты (05 июня 2009 г. ), а также оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца (2009.06.05 ).

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти повторяет все приведенные положения стандарта, за исключением последнего, когда в цифровом обозначении даты сначала указывается год (2009.06.05 ).

При написании даты в реквизитах документа с применением словесно-цифрового способа после написания цифр соответствующего года используется обозначение «г.», при цифровом способе данное обозначение не применяется.

Правила юридической техники также предусматривают использование указанных способов оформления дат. Однако, если в делопроизводственных правилах словесно-цифровой способ «допускается», то в правилах юридической техники он имеет приоритет. Более того, в законах даты могут оформляться только таким способом. Например, в Законе Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) указано: «Оформление дат в законах Республики Мордовия цифровым способом не допускается».

Правила юридической техники иначе подходят и к написанию слова «год» при датах. Во-первых, при использовании словесно-цифрового способа оформления даты слово «год» не сокращается; во-вторых, оно используется (с сокращением до первой буквы) и при цифровом обозначении даты.

Например, правила оформления дат сформулированы в Законе Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области» следующим образом: «Даты в содержательной части законов Свердловской области, реквизитах и официальных обозначениях законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности – день месяца (арабскими цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (арабскими цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения. Даты в правовых актах в иных случаях могут оформляться цифровым способом в следующей последовательности – день месяца и месяц (обозначенные двумя парами цифр с точками, с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» с его сокращением до первой буквы с точкой».

Приложения к правовому акту

Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта и имеют одинаковую с ним юридическую силу. В качестве приложения к правовому акту может выступать документ, который утверждается (вводится в действие) этим правовым актом: устав, регламент, положение, правила, инструкция и др. Например, Закон Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» имеет приложение «Правила юридико-технического оформления проектов законов Новосибирской области». Как приложения к правовому акту могут оформляться также материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и т.д. Если к правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации о приложениях к правовому акту сказано очень мало. В Правилах указано, что если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. В Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88) также говорится о том, что на приложении указывается, каким документом оно утверждено.

В Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России установлено, что о наличии приложений должна быть сделана ссылка в тексте нормативного акта. Приложение должно содержать отметку по форме:

Приложение

к (название нормативного акта Банка России

дата номер)

Отметка должна располагаться в правом верхнем углу приложения. При наличии нескольких приложений на них проставляются порядковые номера (без знака «№»).

В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта. Приложения нумеруются арабскими цифрами также без указания знака «№». Например:

Приложение 2

к Федеральному закону «О ___»

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями в обозначение приложения регистрационный номер и дата подписания законопроекта не включаются.

Законы субъектов Российской Федерации, как правило, повторяют положения Методических рекомендаций об оформлении приложений. Они также не предусматривают указания знака «№» на приложениях и при ссылках на приложения в тексте правового акта. Указанные законы, как правило, также не включают в обозначение приложения к законопроекту регистрационный номер и дату подписания законопроекта. Например:

Приложение

к Закону Орловской области

«О правотворчестве и нормативных

правовых актах Орловской области»

юридико-технического оформления проектов

нормативных правовых актов

В одних субъектах Российской Федерации законы распространяют это правило и на приложения ко всем другим правовым актам, а не только к законопроектам. Например, в законе Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» указано: обозначение приложения с наименованием правового акта, составной частью которого оно является, располагается в правом верхнем углу страницы после текста правового акта без указания на регистрационный номер и дату подписания правового акта.

В других субъектах Российской Федерации законы предусматривают указание рассматриваемых сведений. Например, в законе Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008) определено следующее: на первом листе в верхнем правом углу приложения указываются: слово «Приложение», номер приложения (если их несколько), форма, дата, номер и название нормативного правового акта.

Можно сказать, что в вопросе оформления приложений правила юридической техники в основном близки к правилам, принятым в области делопроизводства. Однако у этих правил могут быть и различия в части указания в обозначении приложения даты, номера, наименования правового акта, к которому относится приложение. По-разному решается вопрос и с указанием знака «№» в обозначении приложения и в ссылке на приложение. В настоящее время ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предусматривают проставление этого знака, хотя еще несколько лет назад предыдущие версии стандарта и инструкции предписывали этот знак не ставить. Кроме того, Типовая инструкция предусматривает еще один вариант оформления обозначения приложения, который редко встречается в правилах юридической техники. Согласно Типовой инструкции допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к приказу Минкультуры России

от 18.03.2005 № 234

Официальные и неофициальные тексты правовых актов

В правилах юридической техники используется классификация, позволяющая разграничивать официальные и неофициальные тексты правовых актов. Например, в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» различают следующие виды текстов правового акта:

  1. подлинный текст нормативного правового акта (оригинал нормативного правового акта) – эталонный экземпляр текста нормативного правового акта, оформляемый, как правило, в одном экземпляре;
  2. официально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках официального опубликования в порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим Законом;
  3. заверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью органа, принявшего акт (копии законов автономного округа заверяются печатью Думы автономного округа или Губернатора автономного округа);
  4. неофициально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов;
  5. незаверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего акт.

Тексты нормативного правового акта, указанные в подп. 1–3, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.

Преамбула

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия правового акта, то в тексте дается вступительная часть – преамбула. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. Преамбула может состоять из абзацев.

Преамбула:

  • не имеет наименования;
  • не содержит нормативных предписаний;
  • не нумеруется;
  • не делится на статьи;
  • не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
  • не содержит определения каких-либо понятий;
  • не формулирует предмет регулирования правового акта;
  • не нумеруется.

Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.

Требования к текстам правовых актов

Требования к текстам правовых актов, изложенные в правилах юридической техники, в основных своих положениях сходны с требованиями к текстам, которые закреплены в разработках по делопроизводству. Например, Закон Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» так формулирует основные требования к изложению правового акта:

1) изложение нормативного правового акта должно быть логически последовательным;

3) изложение нормативных положений, регулирующих однотипные правоотношения, должно быть единообразным;

4) термины в нормативном правовом акте должны употребляться в одном общепринятом или установленном законодательством значении, для обозначения одного и того же объекта (явления) должен употребляться один термин;

5) в нормативном правовом акте должно быть обеспечено единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве;

6) нормативные определения целесообразно давать только в тех случаях, когда без них невозможно или затруднительно правильное понимание соответствующих терминов или нормативного правового акта в целом.

Можно выделить ряд требований, которые являются типичными для правил юридической техники.

Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.

Изложение нормативного правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания, исключающим двоякое толкование.

Не допускается употребление сложных фраз, образных сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и выражений.

Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.

В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.

Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте.

Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.

Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки.

Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) в правовом акте должно определять его вид (исчерпывающий или примерный).

В случае закрепления в правовом акте условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза «и».

В правила юридической техники включаются положения, определяющие написание некоторых наименований . В них, например, указывается, что наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.

В правилах юридической техники содержатся положения, касающиеся использования примечаний . Включение в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и правовому акту в целом не допускается. Такого рода положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.

Зачем нужна лингвистическая экспертиза?

Следует отметить, что в правилах юридической техники встречаются положения, которые, на наш взгляд, сформулированы не совсем удачно. Приведем примеры.

«В тексте нормативного правового акта (за исключением преамбулы) не могут быть использованы общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации» (закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 № 48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики», в ред. от 24.06.2008).

Почему для преамбулы сделано исключение? Понятие «общие рассуждения» может иметь весьма негативный оттенок (рассуждения не имеющие отношения к делу, сути вопроса).

«В правовых актах Ленинградской области не допускаются:

употребление иностранных слов, значение которых не определено в толковых или иных словарях, а также нецензурной лексики, образных сравнений, эпитетов и метафор…» (закон Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области»).

Чем вызвано упоминание о нецензурной лексике? Уже были попытки излагать правовые акты с ее использованием или о ней сказано на всякий случай, учитывая снижение языковой культуры в целом?

Устранить нарушения требований к тексту правового акта, допущенные разработчиками проекта этого акта, позволяет лингвистическая экспертиза. О ней говорят многие региональные законы. Так, Закон Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» (в ред. от 25.12.2008) дает следующее определение: лингвистическая экспертиза – оценка на основе анализа языка и стиля текстов правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов правовых актов.

Воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов, оформление ссылок

Отдельно хотелось бы сказать о воспроизведении в правовом акте положений других правовых актов, а также об оформлении ссылок, поскольку в правилах юридической техники этот материал обычно излагается более подробно, чем в делопроизводственных правилах.

Согласно правилам юридической техники в случае необходимости для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в правовом акте могут воспроизводиться отдельные положения из другого нормативного правового акта, более высокой юридической силы, без смыслового искажения, со ссылкой на такой акт.

Воспроизведение в тексте правового акта положений других правовых актов допускается только в исключительных случаях. Кроме того, могут быть ограничения на цитирование даже нормативных правовых актов более высокой юридической силы. Например, закон Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» содержит следующее положение: в нормативных правовых актах области воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается в исключительных случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний. Воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам ведения Российской Федерации в нормативных правовых актах области не допускается.

Ссылки (отсылки) в правовом акте на его структурные элементы, а также на иные действующие правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы.

В Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов указано, что ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации). В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Следует отметить, что некоторые законы субъектов Российской Федерации допускают отсылки к правовым актам низшей юридической силы. Например, в Законе Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» установлено, что в правовых актах применяются следующие виды ссылок (отсылок):

2) отсылки в структурных элементах правового акта к другим структурным элементам данного правового акта;

3) отсылки к правовым актам низшей юридической силы, которые устанавливают правовое регулирование по конкретным вопросам.

Порядок использования ссылок в проектах законов подробно описан в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов. Так, в Методических рекомендациях определено, что при необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты в последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта, например: регулируются Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.

При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма: в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).

При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках – вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции, например: в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ).

При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей): регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от... №... «....».

Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов – строчными буквами русского алфавита в кавычках, например:

подпункт «а.2» пункта 2 части 1 статьи 5

подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5

глава 5

разделы III и IV

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса

в соответствии с частью 3.2 статьи 5 настоящего Федерального закона

в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи

в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

в соответствии с подпунктом «а.1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона

регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Разъяснениях о применении Правил большое внимание уделяется требованиям о необходимости указания официального источника опубликования правового акта, положения которого воспроизводятся или на который делается ссылка, а также сведений о государственной регистрации нормативных правовых актов. Речь идет о таких официальных источниках опубликования федеральных нормативных правовых актов, как «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.

В случае воспроизведения в правовом акте положений иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование органа власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания, номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату этой регистрации.

В случае воспроизведения в правовом акте положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующих государственной регистрации), либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).

Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае одновременного направления его в Минюст России.

Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

Правила юридической техники и правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Так сложилось исторически. Вместе с тем практика применения указанных правил показывает необходимость преодоления этих расхождений, проведения их унификации с целью устранения устаревших и неоправданно сложных положений. Выработка единых правил оформления правовых актов, ориентированных на применение современных информационных технологий, позволит повысить эффективность работы с этими документами на всех стадиях их создания и применения

А.Ю. Чуковенков,
канд. ист. наук, заместитель директора Учебно-методического центра
документоведения и управления фирмы «Межрегионсервис»