Что может являться нарушением уголовного права. «Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»: схожесть и различия (Хавронюк Н.И. д. ю. н., пр

Отличия преступления от административных правонарушений

Сложность разграничения административного правонарушения от иных правонарушений обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения.

По основному признаку - степени общественной опасности все правонарушения делятся на:

1. преступления (меньшая степень опасности - административное правонарушение);

2. проступки.

Преступление - это деяние, закрепленное уголовным законом, за нарушения которого следует уголовно-правовая ответственность.

Уголовно-правовая норма - это норма, которая закрепляет ответственность за правонарушения, которые представляют большую общественную опасность для общества.

Административное правонарушения - деяние, запрещенное административным законодательством. Эти правонарушения, которые представляют меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление. Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями. Административное правонарушения, занимает промежуточную позицию, между преступлениям и проступком.

Правонарушение - это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие - наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости. За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14. Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Таким образом, отличие преступления от правонарушения заключается в следующем:

Наивысшая степень общественной опасности является преступлением.

Судимость наступает только при совершении преступления.

Правонарушение регулируется Административным кодексом, а преступление - Уголовным.

2.2 Отличия преступления от дисциплинарных проступков

Бесспорно, что между проступком и преступлением существует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без наказанным, переходит к совершению более тяжких преступлений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением очень зыбкая. Например, водитель сильно превысил скорость -- это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

В законодательстве описаны случаи, смягчающие и отягощающие вину. К первым относятся: совершение преступления впервые, несовершеннолетними, под влиянием обстоятельств или под принуждением, а также явка с повинной, наличие малолетних детей и оказание помощи потерпевшему.

К обстоятельствам, отягощающим вину, относятся: неоднократное совершение преступлений, привлечение других людей, особая жестокость, применение оружия или взрывчатых веществ, использование служебного положения. Не принимайте от малознакомых людей ценные вещи или колющие и режущие предметы на хранение, всегда есть опасность стать соучастником.

Дорожно-транспортное происшествие будет считаться преступлением, возникшим в условиях дорожного движения, вследствие виновного противоправного деяния, выраженного в нарушении Правил дорожного движения с причинением тяжкого вреда здоровью или приведшего к смерти человека.

Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) -- противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Не является дисциплинарным проступком поведение работника, не имеющее отношения к его трудовым обязанностям. Дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, то есть такое поведение работника, которое нарушает действующее законодательство, иные нормативные акты о труде.

Отказ выполнить неправомерный приказ не является дисциплинарным проступком. Судебная практика расценивает как правомерное поведение неповиновение работника приказу руководителя организации, нарушающему требования Закона.

Дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника не может считаться дисциплинарным проступком. За совершение дисциплинарного проступка работник привлекается к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания.

В свою очередь преступление - это наиболее тяжелый вид правонарушений. Их закрытый перечень приводится в таком сборнике документов, как Уголовный кодекс. В соответствии с законодательством все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяж кие. К сведению: нахождение лица в момент совершения им преступления под действием алкогольного, токсического или наркотического опьянения не смягчает вину.

Признаки преступления, отличающие его от дисциплинарного проступка:

1) Неисполнение военнослужащим приказа

2) Оскорбление военнослужащим военнослужащего

3) Самовольная отлучка военнослужащего

4) Промотание имущества

5) Нарушение уставных правил караульной или конвойной службы

6) Нарушение правил внутренней службы

7) Злоупотребление властью, превышение, бездействие власти или халатное отношение к службе лица начальствующего состава.

Преступления и проступки - противоправные деяния (действия или бездействия). В этом тоже их сходство. В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовой нормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностного лица об устранении нарушенных правил. Как уже отмечалось, проступок может выражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, что запрещено законом (например, совершает мелкое хищение).

Преступление тоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство является действием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощи больному.

Субъектом (т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшее болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях. Аналогичным образом решается вопрос и применительно к проступкам. Важно отметить, чем отличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления или проступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежит ответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося в болезненном душевном состоянии.

По общему правилу субъектом проступка и преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего. Однако законодательство допускает привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные некоторыми статьями УК, уже с 14 лет (убийство, изнасилование и др.).

И преступлениям, и проступкам присущ такой признак, как виновность. Понятие вины и в административном праве, и в уголовном едино: психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям; вина имеет формы умысла и неосторожности. Умысел налицо в случае, если человек сознает противоправный характер своего поведения, предвидит вредные последствия и желает их, либо сознательно допускает наступление таких последствий. Например, мелкое хищение всегда совершается умышленно. Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таковых, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, безбилетный проезд на транспорте пассажира, Имеющего проездной билет, но забывшего его дома, не избавляет его от штрафа.

И проступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены с реальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления. Взять, например, нарушения противопожарных правил. Лица, виновные в этом, подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иных реальных вредных последствий не было. Но все, же вред налицо - нарушается установленный в обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства.

Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество - общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, не являются общественно опасными. Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. При этом следует, прежде всего, иметь в виду, что КоАП закрепил: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Кроме этой общей нормы, надо учитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить «смежные», проступки и преступления.

Иногда для квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления. Если же последствия реально наступили, то уголовная ответственность усиливается. В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а притом условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность.

Мотив и цель - тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.

Многие ученые-юристы считают, что повторное совершение административного правонарушения, даже если за предыдущее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступным. Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить основанием для квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало административные правонарушения, каждое из них - всего лишь проступок и не может переходить в другое качество. Преступление - это категория, на которую свойства личности правонарушителя влияния не оказывают. Поэтому вполне обоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключении из уголовного кодекса тех деяний, уголовная ответственность за которые связана с административной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разряд административных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция. Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины - совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, - как административное.

8.Понятие состава преступления, его элементы, признаки и виды.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

ХАВРОНЮК Н.И.

д. ю. н., профессор

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений - публично -правовые деликты . В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений - от всех иных) , на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе - все больше приватно -правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор - посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор - тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт - самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

Урегулирования и предупреждения;

Разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект - предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт , действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него - восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, - т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара . Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку - она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу - из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

Преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Административными проступками;

Дисциплинарными проступками.

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: - уголовных правонарушений - очень широк; - административных проступков - порядок государственного управления, администрация; - дисциплинарных проступков - трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: - предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), - а если последствия не предусмотрены, то :

Созданием опасности наступления тяжких последствий;

Опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины - чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта . Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом - общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

Воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

Вмешательство в законную деятельность представителей работников;

Финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка , как правило, - в степени общественной опасности (хулиганство - мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью - причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны - разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков ?

То есть - карать за них несильно, но стремительно .

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах - самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

Именно поэтому:

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений . Это - «административные проступки ».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача - обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений .

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

Признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

Обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

Взыскать с ответчика средства;

Временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

Принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

Признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Административный суд разрешает конфликт на основе принципа состязательности. При этом по делам о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий: - обязанность доказать правомерность своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика ; - суд может собирать доказательства по собственной инициативе , - все это сделано для того, чтобы гражданин не был беззащитным перед государственной машиной, а мог чувствовать себя равным субъектом правоотношений.

Пример - ст. 74 проекта КоАП . Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него - как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов :

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, - а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели - покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности - и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, - напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы , установленные с целью управления государством, - нарушают их .

Четвертое отличие (уголовного проступка - от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект - на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались .

Именно поэтому и вышло так, что:

Часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

Часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки - административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия - природа проступка и наказание (санкция) за него , а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП - должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека - в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков - от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

Работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

Военнослужащие;

Лица, находящиеся под стражей и осужденные;

Ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности - и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной - за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины - за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

Для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

Для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

- для учеников, слушателей, студентов - отчисление (ст. 39 Закона «О профессионально-техническом образовании», ст. 45 Закона «О высшем образовании»; ч. 10 ст. 17 Закона «О военной обязанности и воинской службе»).

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Содержание
Определения. Основные черты правонарушения
Система уголовного права ракурсе понятия о преступлении
Субъекты правонарушения
Признаки наличия правонарушения
Признаки преступления
Критерии не существования преступления
Виды правонарушений
Виды или классификация преступлений
Отличие преступления от других видов правонарушения
Административный проступок как вид правонарушения
против правонарушений
Причины правонарушений
Литература

Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер.
- посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Преступление является составной частью понятия правонарушения.
Преступление - виновно - совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК1 под угрозой наказания. (ст. 14 УК РФ2)
- наиболее общественно - опасное правонарушение.
Из определений видно, что эти понятия правонарушения и преступления имеют ряд общих черт и постоянно перекликаются друг с другом3, но в тоже время существует ряд критериев, разграничивающих эти понятия. Эти особенности и предстоит выяснить.
Основные черты правонарушения.
Одной из черт правонарушения, наиболее очевидной, вытекающей из самого термина, является противоправность, то есть нарушение права, его норм. Правонарушение - это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно правонарушение может составить только акт поведения, выраженный правонарушителем. То есть нельзя считать правонарушителя таковым при наличии у него противоправных мыслей. Конечно если эти мысли не воплотились в правонарушение.
Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, если оно противоречит диспозиции данного права. Бездействие - один из видов поведения. В свою очередь, поведение, имеет свой обязательный признак, выражающийся в том, что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли индивида, субъекта права. Значит не может признаваться правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности. Это утверждение подтверждает, к примеру, ст. 23.94 КРФ об Административных правонарушениях:
«Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность с своего действия или бездействия либо руководит им ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.»
Таким образом, правонарушение, являясь деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.
Еще одной чертой, характеризующей правонарушение, является общественная опасность, которая в свою очередь выражается во вреде наносимом обществу.
Вред - совокупность отрицательных последствий правонарушений и обязательный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный (ущерб, нанесенный собственности) или моральный (хулиганство в проявлении унижения достоинства) характер, восстановимым или нет, ощущаемым отдельными гражданами, коллективом и обществом в целом. Вредных или безразличных для государства, граждан правонарушений не существует.
Одним из основных принципов правонарушения является порицание. Порицание основывается на том, что субъект правонарушения выбрал из имеющихся вредный вариант поведения. Выбор такого варианта свидетельствует о безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам. Такое отношение сознания правонарушителя к обществу характеризуется субъектной стороной деяния - виной. Вина выражается в двух формах: косвенная и прямая. Прямая вина правонарушителя определяется таким образом, что он (правонарушитель) предвидит и желает наступление отрицательных последствий своего деяния., при косвенной вине правонарушитель предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности думает, что их удастся избежать
Из сказанного следует, что если противоправность всегда виновна, то отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность.
Система уголовного права в ракурсе понятия
о преступлении.
Такая составная часть правонарушения, как преступление находится в ведении Уголовного законодательства Российской Федерации. Можно выделить три основные разновидности общественных отношений, регулируемых уголовным правом:
1. Охранительные уголовно - правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления;
2. Общественные отношения, связанные с удержанием морально неустойчивых лиц от совершения преступлений посредством угрозы наказания, предусмотренной в законодательных нормах;
3. общественные отношения, регулирующиеся нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите жизни, достоинства, имущества от преступных посягательств.
Субъекты правонарушения.
Правонарушения совершаются людьми - субъектами правонарушения. В соответствии с ГКРФ5 субъектом правонарушений может быть юридическое лицо; однако в конечном счете и эти правонарушения совершаются людьми - работниками предприятий, учреждений.
Субъект деяния не может рассматриваться как признак правонарушения, но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных6 и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Закон устанавливает также различные возрастные границы деликтной7 правосубъектности.
Уголовная ответственность - 16 лет, административная ответственность - 16 лет, ответственность по гражданскому праву в полном объеме с 18 лет и частичная с 15 лет.
Признаки наличия правонарушения.
Для того, чтобы определить правонарушение необходимо знать его признаки:
* наличие субъекта правонарушения (физическое или юридическое лицо. В уголовном праве только физическое).
* наличие объекта правонарушения - охраняемый законом объект.
* наличие объективной стороны правонарушения (деяние8).
Надо сказать, что при условии наличия этих признаков имеет место, так называемый принцип состязательности сторон.
Сторона1 Сторона2
Признаки преступления
Опираясь на законодательное определение преступления наука уголовного права устанавливает, что любые преступления характеризуются совокупностью рядя обязательных признаков. Такими признаками являются:
1. Общественная опасность;
2. Уголовная противоправность;
3. Виновность;
4. Наказуемость деяния.
1. Общественная опасность деяния - это материальный признак преступления. Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, то есть общественная опасность состоит в том, что деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям. Примерный перечень общественных отношений, которым наносят вред преступления содержится в ст.2 УК РФ.
В связи с этим целесообразно определить такое понятие, как степень общественной опасности. Степень общественной опасности - это количественное выражение опасности деяния. Она определяется сравнительной ценностью объектов посягательства, величиной причиненных ущербов, степенью низменности мотивов и целей преступления, сравнительной опасностью в зависимости от специфики места и времени его (преступления) совершения.
2. Уголовная противоправность - это общественно - опасное деяние, предусмотренное уголовным законом в качестве преступления. Деяние объявляется преступным и наказуемым по велению уголовного закона. Уголовная противоправность состоит в запрещенности преступления, соответствующего уголовно правовой норме под угрозой применения к виновному уголовному наказания. Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности.
3. Вина - это отношение психики лица к совершаемому им общественно - опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении преступления может быть признано только лицо, способное, как по своему возрасту, так и психическому состоянию, правильно оценивать совершаемые им действия, отдавать в них себе отчет и руководить их совершением (принцип вины). Поэтому не могут рассматриваться в качестве преступления действия малолетних, а также общественно - опасные поступок невменяемых.
4. Наказуемость. Наказание - это необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе возможного применения наказания за деяния, предусмотренные УК.
Критерии не существования преступления.
Закон сформулировал два критерия при которых совершаемое деяние не может быть признано преступлением:
1) Формально есть признаки деяния, предусмотренные УК (формальное основание).
2) Но в силу малозначительности оно не представляет общественной опасности (материальное основание). Деяние считается малозначительным если при его умышленном совершении умысел виновного был направлен на совершение именно малозначительного деяния.
Виды правонарушений.
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
1) гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
2) трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
3) уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
4) административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.9
5) процессуальные
По общественной опасности правонарушения принято делить на:
1) преступления
2) иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые.
Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
* в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
* в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
* в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также различать правонарушения, посягающие на:
* духовные или материальные блага
* общественные или личные интересы
Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско - правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.
Виды или классификация преступлений.
УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии этим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:
1) Преступления небольшой тяжести;
2) преступления средней тяжести;
3) Тяжкие преступления;
4) особо тяжкие преступления.
1) Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
2) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.
3) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.
4) Особо тяжкими признаются умышленные деяния за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.
Отличие преступления от других видов правонарушения.
Преступление - это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).
Административный проступок, как вид правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Основными критериям наличия административного проступка, как и любого правонарушения являются противоправность и виновное поведение.
Противоправность административного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил, которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Административный проступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствие вины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен в статье 1.6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение моет выражаться как в действии (мелкое хулиганство, незаконная порубка и повреждение деревьев) так и в бездействии (уклонение о подачи декларации о доходах).
Юридическая ответственность как метод борьбы
против правонарушения.
Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответственное отрицательное отношение. Общество в лице государства имеет право и обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, способствующих их возникновению, во имя обеспечения нормального развития и охраны общественных интересов.
Одним из методов борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушения.
Юридическая ответственность
Функция наказания
уголовная ответственность
административная ответственность (предусматривает лишение свободы на не продолжительное время)
гражданско-правовая дисциплина (денежные компенсации, имущественные компенсации и т.д)
дисциплинарная ответственность (от нее можно уйти, расторгнув договор)
Причины правонарушений.
Условия, в которых оказываются группы людей равны для каждого отдельного человека, причины воздействию которых они подвергаются, тоже равны. Имея выбор вариантов поведения в данной ситуации, одни из людей избирают правомерный вариант поведения, другие наоборот, противоправный вариант.
Некоторые авторы высказывают мнение, что общая причина преступности и совершения правонарушений - это совокупность социальных явлений субъективного и объективного характера, в результате взаимодействия которых на формирование личности в ее структуре образуется комплекс социально - негативных свойств.
Таким образом имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы и права, но и как о нарушении социальных интересов и справедливости.

Литература:
1. Кудрявцев В.Н. «Закон, поступок, ответственность» М. 1984.
2. Малеин Н.С. «Правонарушение: понятие, причины, ответственность»
3. Кудрявцев В.Н. «Причины правонарушения» М. 1976
4. Лекции по курсу «Правоведение»
5. Учебное пособие под ред. Профессора А.К. Кравцова «Правоведение»
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Административное правонарушение и уголовное преступление. Во отличие от уголовных преступлений административные правонарушения не определены в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность очевидна, поскольку они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления. Тем не менее обычно считают, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.

Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и других объектов.

К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения. Эту позицию разделяют видные ученые-административисты А.Е. Лунев, Ю.М. Козлов, А.П. Шергин и др. Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что по отсутствию у административных правонарушений общественной опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это, конечно, заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений.

Нарушение правил, о которых говорилось выше, иногда может повлечь уголовную ответственность, если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом. Но в большинстве случаев вред от каждого нарушения таких правил не настолько велик, чтобы отдавать нарушителей под суд, признавать преступниками. Для подобных случаев, а они наиболее часты, государство и учредило административную ответственность, которая по характеру мер менее сурова, чем уголовная, не влечет судимости и применяется, как правило, органами исполнительной власти, т.е. значительно более оперативно и на основе менее сложного процесса, чем уголовный.

Обычно отличить преступление от административного правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений, хотя очевидно являются правонарушениями (например, безбилетный проезд на транспорте или нарушение правил парковки). Есть и такие преступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена Родине, убийство или угроза убийством и т.д.). Но применительно к некоторым нежелательным для общества деяниям уловить ту черту, где “вредоносность” перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы между преступлениями и административными правонарушениями не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим.

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в “пограничных зонах” порой довольно сложен.

Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, “если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности” (Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях, утв. Приказом Госстандарта РФ от 29.04.1996). Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерии, как наличие или отсутствие тяжких последствий.

Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то - как административное правонарушение. К примеру, выезд на полосу встречного направления, не повлекший за собой ДТП или повлекший ДТП без причинения тяжкого вреда здоровью участников, трактуется по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ как административное правонарушение, а в случае причинения смерти либо тяжкого вреда здоровью - как уголовное преступление по ст. 264 УК РФ. В некоторых случаях достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия.

Так, нарушение правил хранения использования и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление (ст. 218 УК РФ). Как правило, такой подход применяется в том случае, когда возможная вредность очень велика.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на меньшую сумму - административным правонарушением.

В ряде случаев квалифицирующим признаком служит повторность, неоднократность или систематичность совершения противоправного деяния и, следовательно, применение более сурового) наказания (взыскания). Иногда квалифицирующее значение имеет форма вины: совершенное умышленно деяние считается преступлением, а по неосторожности - административным правонарушением. Например, причинившая значительный ущерб умышленная потрава посевов скотом или птицей всегда считалась преступлением, а совершенна по неосторожности - административным правонарушением, зависимо от размера потравы.

Есть особенности в способах совершения административных правонарушений гражданами и должностными лицами. Граждане, в том числе “рядовые” работники предприятий, учреждений организаций, отвечают только за нарушение установленных правил своими собственными действиями. Должностные же лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц (ст. 15 Кодекса об административных правонарушениях). Например, за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством, должностные лица автохозяйства, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются штрафу.

Следовательно, применительно к должностным лицам в качестве специфического конкретного основания их административной ответственности предусмотрено необеспечение выполнения иными лицами тех или иных правил.

Обладают особенностями основания административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих. Они несут такую ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей и контролю за их поведением. Например, в связи с совершением хулиганства или мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет их родители могут подвергаться штрафу.

Но здесь нет ответственности за чужую вину: родители несут ответственность не за хулиганские действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие административного правонарушения

Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Административное правонарушение и уголовное преступление Во отличие от.. Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Преступлениями небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий — ст. 218 УК РФ), и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления, — ст. 299 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (например, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, — ст. 295 УК РФ). Более строгим наказанием может быть пожизненное лишение свободы или смертная казнь.