Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды. Хозяйственные отношения: понятие, принципы и методы правового регулирования

Коммерциализация экономических отношений, проникновение в них публичных принципов находят свое отражение в хозяйственном законодательстве. Современная экономика порождает отношения, которые в той или иной степени связан ные с общественным, публичным интересом. Круг хозяйственных отношений, входящих в сферу осуществления хозяйственных отношений, является достаточно большим. Правоотношение - это звено, соединяющее требования норм по конк кретных поведением субъектов в механизме правового регулирования. В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают различные отношения, которые могут регулироваться другими видами права, а именно административным им, трудовым, финансовым, гражданским и т.д.. Впрочем в 1. Хозяйственного кодекса Украины (далее -. ГК) определяет основные принципы хозяйствования в Украине и декларирует, что хозяйственными являются отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствованияювання.

По мнению. С. С. Алексеева, правоотношения характеризуются следующими элементами: субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения; субъекты, среди которых один носитель права правоспособный, другой - пр равозобовьязаний; объекты права, а также особо можно выделить юридические факты - обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение - возникновение, изменение, прекращениеня.

Доктринальное понятия правоотношений можно определить как возникновение на основании норм права индивидуализированного общественной связи между лицами, характеризующийся наличием субъективных юридических прав в и обязанностей и поддерживается (гарантируется) принудительной силой государства есть правоотношения всегда составляют известный общественный связь между лицами - людьми, их коллективами, государством и органами дер дарства. Специфические признаки правоотношений заключаются в следующем: связь между лицами возникает на основании норм права; возникновение на основании норм права связи между лицами осуществляется через их юридические права и обязанности; возникновения на основании норм права связи между лицами поддерживается (гарантируется) государством; указанный связь между лицами, возникающее на основании норм права, имеет индивидуально определен й характеер.

При этом следует признать, как замечает. В. С. Милаш, что правовые принципы, которые привлекаются к упорядочению хозяйственно-правовых отношений, по своей правовой природе являются неоднородными и подразделяются на: базов е, которые берутся за основу на обоих этапах правового регулирования хозяйственной деятельности как правостановлення, так и право-реализации, общие принципы осуществления отдельных видов хозяйственной деят ости. Несколько иную классификацию признаков хозяйственных отношений предложил. Ср. Щербина. Он отмечает, что первым признаком является ограниченное по сравнению с гражданским правом круг субъектов, второй - существование организации йно-хозяйственных обязательств, а также сочетание в хозяйственных отношениях организационных и имущественных элементов (такое сочетание вызвано тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирования я хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования и их контрагентами являются, в частности, государственные заказы и государственные задания) последней является их материальное содержание, т.е. общественное производство и р еализация субъектами хозяйствования продукции, выполнение работ, оказание услуг1. Приведенные классификации признаков хозяйственных отношений фактически не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Действительно, хозяйствйствительно, хозяйств ьке законодательство (ст. 258. ГК) устанавливает, что хозяйственные отношения регулируются не одинаково, а в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются, особенностей отрасли хозяйствования; вида г осподарськои деятельности; экономической формы результата хозяйственной деятельности; пространства, на котором они происходят, и особенностей субъектов, между которыми они возникают. Наука же хозяйственного права п одиляе хозяйственные отношения по взаимному состоянию сторон на горизонтальные - между равноправными участниками правоотношений, и вертикальные - когда одним из участников выступает орган хозяйственного руководств а, в том числе владелец имущества другого участнико учасника.

Странную точку зрения, которая не совпадает с доктринальными определениями относительно хозяйственных правоотношений, выразил. С. И. Кравчук. Так, он считает, что хозяйственные правоотношения - это отношения между хозяйствующие ими субъектами и органами власти, складывающиеся в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности. По его мнению, между предприятиями, предпринимателями и гражданами в процессе хозяйственной деятел ьности возникают имущественные отношения, регулируемые гражданским правом и называются гражданско-правовими3. Относительно характеристики хозяйственных правоотношений, эту точку зрения поддерживают такие правоведы, как. Л. А. Жук,. ГЛАВА. Жук,. О. М. НеживецМ.. Неживець.

Интересна классификация хозяйственных правоотношений, предложенная. И. В. Булгаковой. По ее мнению, хозяйственные отношения делят на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутришньогос сподарського; по характеру правоотношений - на отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству хозяйственной деятельностью, за взаимным состоянием сторон хозяйственные отн осины разделяют на горизонтальные и вертикальные; по сфере действия - на внутрихозяйственные и межхозяйственные, а также по отраслям народного хозяйства, в которых эти отношения виникають1. Указанная классы ция, по нашему мнению, дополняет приведенные классификации. Разделение хозяйственных отношений на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные, как считает. В. С. Мартемьянов, имеет внут ришньогалузеве значение, а если же рассматривать хозяйственные правоотношения в механизме хозяйственно-правового регулирования по критерию персонификации обязанной стороны, то они могут быть разделены н а: абсолютные вещественные; абсолютно-относительные; абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; относительные обязательственные; неимущественные абсолютные хозяйственные правовидносини2. Зазн. Ачэн точку зрения в целом также поддерживают. В. К. Мамутов,. Г. Л. Знаменский и. В. В. Хахулин3. Однако, как утверждает. О. А. Эдуардович, в новых условиях хозяйствования сохраняют теоретическую и практическую ценность твеенность тве рдження о том, что: орган хозяйственного руководства несмотря властные полномочия в отношении предприятия не может по своему усмотрению и своей властью установить хозяйственно-управленческое обязательства, поскольку такие случаи четко ограничены законодательством; юридическая подчиненность сама по себе не свидетельствует о хозяйственно-управленческий характер правоотношений, для этого необходимо особый характер объекта и с городов правовидносыіст правовідносин.

Разнообразие правового воздействия создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. С установлением реальных хозяйственных отношений осуществляется отбор правовых норм, которыми управ уються субъекты этих отношений, и таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может быть предъявлено требование корректировки реальных хозяйственных отношений. Поэтому целесообразно при формировании и реальных хозяйственных правоотношений определить ряд альтернатив и отобрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативы включить сложившиеся правоотношения к комплексному меха низма регулирования и определить регулирующее влияние мотивационного, экономического и организационно-административного характера. Также необходимо установить соответствующий правовой связи между всеми участниками го сподарського отношений. А указанный связь формируется через общие специфические признаки отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельноьності.

К таким признакам, в частности, относятся: 1) ограниченный круг субъектов (ч. 1 ст 2. ГК), а именно-обязательным участником этих отношений являются субъекты хозяйствования, а в отдельных случаях субъекты организационно-хозяйств ских полномочий (органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией; хозяйственные объединения, холдинговые компании; учредители и собственники имущества субъектов го сподарювання), участие в этих отношениях принимают также потребители и граждане, которые являются учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности 2) сфера возникновения хозяйственных отношений - хозяйственные системы любого уровня, наиболее полно отражают характер и структуру общественного производства, 3) существование организационно-хозяйственных обязательств в качестве отдельного вида хозяйственных обязательств и сочетание в хозяйственных отношениях имущественных и организационных элементов. В этом случае основанием возникновения хозяин ских правоотношений является решение соответствующих субъектов заключить договор - или хозяйственный (в 184. ГК), или организационно-хозяйственный (в 186. ГК). Указанное не исключает значительную степень государственного регулирования ния хозяйственных отношений в сочетании с локальным регулированием, 4) необходимость государственного регулирования хозяйственных правоотношений является основанием соблюдения баланса публичных и частных интересов, щ в заключается, с одной стороны, в необходимости соблюдения интересов государства, общества, в том числе потребителей, с другой - в необходимости соблюдения частных интересов субъектов хозяйствования, 5) урегулированность этих отношений посредством хозяйственно-правовых норм, содержащихся в законодательстве, в актах локального значения (уставные документы) и в хозяйственных договорах 6) сочетание имущественным х и организационных элементов, предусматривает и создание хозяйственных организаций через учредительные договоры с последующей государственной регистрацией предприятия, и получения при необходимости л ицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также наделения предприятия имущественной базой 7) объекты хозяйственных правоотношений являются средствами осуществления хозяйственного интереса, ими могут быть вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также действия обязанных субъектов, собственно деятельность хозяйствующего субъекта и нематериальные блага, используемые при осуществлении хозяйств ькои деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и т.п.) 8) материальное содержание, т.е. субъективные права и обязанности субъектов хозяйствования и / или субъектов организационно-гос нию полномочий и других участников хозяйственных отношений, 9) юридические факты, являющиеся основанием возникновения юридических прав и обязанностей у субъектов хозяйствования, характерным признаком при этом является действия или бездеятельность субъектов хозяйственных правоотношений, в том числе события, влияющие на хозяйственные правоотношения, 10) сложность, которая заключается в том, что обязанности каждого из субъектов кор пондують обязанностям нескольких другим субъектов, 11) продолжительность, заключающийся во временной длительности, при наличии устойчивых связей участников хозяйственных отношений, с большими временными интервалами ба немногих хозяйственных процессеоцесів.

Итак, хозяйственные правоотношения - это вид общественных отношений, урегулированных нормами права, в котором связь между участниками хозяйственных отношений по осуществлению хозяйственной деятельности или ее орган низации заключается в их юридических правах и обязанностях, характеризуется особым субъектным составом, сочетанием имущественных и организационных элементов, значительной степенью государственного регулирования, а также ск ладнистю и продолжительность.

Различают доктринальную и легальную классификации хозяйственных правоотношений, осуществляющих по различным признакам

соответствии с ч. 4 ст. С. ГК Украины хозяйственные отношения могут быть: хозяйственно-производственными в определяемых как имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования в процессе осу йснення хозяйственной деятельности (ч 5 ст 3) организационно-хозяйственными, которые складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хоз одарською деятельность (ч 6 ст, 3); внутрихозяйственным, складывающиеся между структурными подразделениями предприятия (ч 7 ст 3 ст. 3).

Кроме того, наука хозяйственного права различает: межхозяйственные и внешне-хозяйственные отношения (возникают между субъектами хозяйствования)

По положением относительно друг друга различают: горизонтальные отношения (участники отношений равноправны) вертикальные (один из участников - орган хозяйственного руководства, в т ч собственник имущества)

По отраслям экономики и сферами управления, в которых они возникают: промышленности, отрасли транспорта, капитального строительства и т.д.

По критерию сферы экономики, в которой возникают хозяйственные правоотношения: государственная, коммунальная, частная, а также отдельные специфические виды хозяйственных отношений, возникающих в каждом секторе эконом мик.

Отграничение хозяйственного права от других отраслей права осуществляется по предметному признаку, то есть по сравнению предмета правового регулирования с предметами, которые присущи каждой отдельной отрасли права

Так, в соответствии со ст 4. ГК Украины, в сфере хозяйствования могут возникать отношения, не имеющие всех признаков хозяйственных правоотношений и не являются предметом регулирования законодательства. К ни их относятся: 1) имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые. Гражданским кодексом Украины (далее -. ГК), 2) земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране р ослинного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха, 3) трудовые отношения, 4) финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в пр оцеси формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней 5) административные и другие отношения управления с участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправ ния не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий относительно субъекта хозяйствованияня.

При этом особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются. ГК Украины

Кроме того, к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированные. Кодексом торгового мореплавания Украины, применяются правила. ГК Украины

Необходимо отметить, что среди перечисленных отношений наиболее проблемным является разграничение предмета правового регулирования гражданского и хозяйственного законодательства, что связано с рядом имущественных отно сын, регулируемых. ГК и. ЦК Украины, в частности, это вопросы правового положения хозяйственных обществ, отдельных видов договорных обязательств при осуществлении хозяйственной деятельности предпринимательской и обществами и физическими лицами-предпринимателями тощ.

Все другие виды отношений своей предметному признаку имеют достаточно разнородных признаков и регулируются другим специальным законодательством

Земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха урегулированы. С. Земельным,. Лесным,. Водным кодексами Украины, законами Украины"О недрах","Об охране окружающей природной среды","О животном мире","О растительном мире","О природно-заповедном фонде Украины","Об охране атмосферного воздуха"тощїни", "Про охорону атмосферного повітря" тощо.

Трудовые отношения урегулированы. Кодексом законов о труде Украины. При этом хозяйственное право отличается от трудового тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанятых на работу и покорите ны в силу этого правилам внутреннего распорядка и другим отношениям найма, а на хозяйственные отношения предприятия в целом. Финансовые отношения регулируются. Бюджетным кодексом Украины. Ад министративни и другие отношения управления регулируются. Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также законами Украины:"О местных государственных администрациях","О местном самоуправлении в Украине","О милиции"и т.п.. При этом к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительную деятельность органов властейозпорядчу діяльність органів влади.

Кроме того, в соответствии с. Законом Украины"О личном крестьянском хозяйстве"элементы хозяйственных отношений имеют место в деятельности личных крестьянских хозяйств, в ходе реализации излишков сел сельськохозяйственного продукции и предоставления услуг зеленого туризма. По смыслу ст 8. Закона Украины"О народных художественных промыслах"производство мастером художественных изделий декоративно-прикладного назначения относится к смежной деятельности по хозяйствованияості з господарюванням.

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовими областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п.. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственному (специальному) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физический лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права вужчий за предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

Отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

Горизонтальные, участники которых равноправные;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

В области промышленности;

В области сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
  • б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
  • в) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
  • г) неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
  • д) хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и с организациями); оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).

Какой договор регулирует хозяйственные отношения?

Автор: В.С.Каменков

Хозяйственные отношения в широком смысле слова - это отношения, в которые вступают определенные субъекты при осуществлении хозяйственной деятельности. Различают такие виды хозяйственных отношений: по горизонтали и вертикали, а также внутрихозяйственные отношения; отношения имущественного характера и организационные; отношения частные и публичные; отношения коммерческие и некоммерческие.

В свою очередь хозяйственная деятельность определяется как деятельность, которая связана с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг, а также с обеспечением их производителей необходимыми ресурсами. Такое определение хозяйственной деятельности встречается на протяжении многих лет у многих авторов, в том числе и за рубежом.

Термин «хозяйственная деятельность» предусмотрен и национальным законодательством. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Помимо того, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях .
Следует обратить внимание, что уже на уровне Основного Закона Республики Беларусь проводится разграничение понятий: «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность» и « предпринимательская деятельность».

Белорусское законодательство также установило, что «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» - различные понятия. Такое различие отмечается в Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (далее - Закон о предпринимательстве). В ст. 6, которая предусматривает права предпринимателя, называются и такие его права, как:
- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

Создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
- участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами.

Закон о предпринимательстве содержит определение предпринимательской деятельности (ст. 1), перечень субъектов предпринимательства (ст. 2) и его формы (ст. 3).

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц. Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.
Субъектами предпринимательства являются:

Физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

Группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.

В Беларуси допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

Частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

Коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. I) (далее - ГК) несколько иначе определяет предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Из приведенного определения предпринимательской деятельности можно выделить следующие ее характерные признаки:

1) субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица, независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, национальной принадлежности, и физические лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (определенные ограничения могут быть предусмотрены в силу возраста и других факторов);

2) условия осуществления предпринимательской деятельности. Эта деятельность должна осуществляться субъектами предпринимательской деятельности на следующих условиях:
- в гражданском обороте (т.е. при переходе имущества от одного лица к другому на основе сделок или в силу иных юридических фактов);

Самостоятельно от своего имени (субъекты предпринимательской деятельности должны обладать дееспособностью и правоспособностью осуществлять эту деятельность лично сами либо с привлечением наемных работников, но от своего имени);

На свой риск (т.е. предусматривая как возможность положительного, так и опасность отрицательного результата от принимаемого решения или совершаемого действия (получить прибыль или понести убытки);

И под свою имущественную ответственность (т.е. понимая возможные отрицательные последствия для своего имущества, предусмотренные законодательством или обязательством, за ненадлежащее исполнение заключенных сделок и договоров, нарушение прав других лиц и иные нарушения законодательства);

3) цель деятельности. Предпринимательская деятельность является таковой только в том случае, если она направлена на систематическое получение прибыли. Прибыль здесь может рассматриваться в превращенной форме прибавочной стоимости, выступающей как превышение доходов от продажи товаров, услуг и т.д. над произведенными затратами, или как разница, возникающая в случае, когда общая выручка превышает общие затраты . Деятельность без цели систематического получения прибыли не является предпринимательской;
4) источники прибыли. Закон (в данном случае - ГК) определяет даже источники систематического получения прибыли: от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных субъектами предпринимательской деятельности для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг;

5) направленность деятельности. Обязательным условием является и направленность конечного результата предпринимательской деятельности: эти работы или услуги (надо понимать, и произведенный товар) предназначаются для реализации другим лицам и не должны использоваться для собственного потребления.

Следовательно, признаки «натурального хозяйства» для предпринимательской деятельности не присущи.

Здесь для наглядного сравнения и анализа можно привести новое определение ремесленной деятельности. В соответствии с Ук а -зом Президента Республики Беларусь № 225 от 16 мая 2005 г. , (п.п.1.1) под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Представляют интерес в исследуемом смысле и такие понятия, как коммерческая деятельность и производственная деятельность. Два данных вида деятельности нередко (особенно в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 109 и др.) и в документах Государственного таможенного комитета) рассматриваются как близкие по содержанию, поэтому и пишутся через союз « или»: «производственная или иная коммерческая деятельность».

В том же словаре «Право и экономика» коммерческая деятельность рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, которая предусматривает покупку сырья, материалов, комплектующих, готовых товаров и последующую их продажу с целью получения прибыли . Производственная деятельность (производственный процесс, производство) - совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых для изготовления основной продукции . Производство предполагает использование факторов производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг), требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм . Из этого определения однозначно усматривается, что производственная деятельность значительно шире не только коммерческой, но и предпринимательской. Поэтому использование словосочетания « производственная или иная ко м -мерческая деятельность» не отражает реальной действительности. Можно также сделать вывод, что понятие «производственная деятельность» ближе относится к понятию «хозяйственная деятельность» и также входит в последнее в качестве составной части.

Хозяйственная деятельность отличается от ремесленной и предпринимательской деятельности по многим признакам: по субъектам, формам, источникам правового регулирования и содержанию.

На первый взгляд субъекты предпринимательской и хозяйственной деятельности совпадают - это юридические лица и индивидуальные предприниматели. Более детальный анализ субъектов хозяйственной деятельности показывает, что их перечень более широкий, чем круг субъектов предпринимательской деятельности. В частности, к числу субъектов хозяйственной деятельности относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные учреждения, объединения, союзы, общественные организации.

Большое значение имеет и качественный анализ таких субъектов: многие из них предпринимательской деятельностью не занимаются вообще, для других она - не основная деятельность, некоторые - даже не вправе ею заниматься.

Например, запрещена в войсковых формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Главного управления пограничных войск, Управления железнодорожных войск деятельность структур, занимающихся посреднической, торговой, торгово-закупочной и иной коммерческой деятельностью, а также деятельностью по сдаче в аренду, залог и отчуждению имущественных комплексов, зданий, сооружений и других материальных ценностей 1. В то же время хозяйственной деятельностью эти организации заниматься вправе.

Различаются в законодательстве и такие понятия, как « субъекты хозяйствования» («хозяйствующие субъекты»), «субъекты хозяйственной деятельности» и « субъекты предпринимательской деятельности» 2. Правда, все эти определения тяготеют к понятию «субъект предпринимательской деятельности» через такие признаки, что эти субъекты производят продукцию, предназначенную не для личного потребления.

Ярким примером иной формы, чем формы предпринимательской деятельности, является крестьянское (фермерское) хозяйство. В Законе указано, что крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйственным комплексом, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, совместно ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном социалистической системы хозяйствования наряду с государственными, коллективными, кооперативными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. Членами крестьянского хозяйства считаются супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство. Крестьянское хозяйство может состоять из одного лица. Гл а-вой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов, который представляет интересы крестьянского хозяйства на всех предприятиях, в организациях и перед гражданами, с согласия его членов организует хозяйственную деятельность, заключает от имени хозяйства договоры, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами, а также осуществляет в интересах хозяйства другие действия .

Правовой основой хозяйственной деятельности является не только Конституция Республики Беларусь (ст. 13, 44 и др.), гражданское законодательство (ГК и другие акты гражданского законодательства, перечисленные в ст. 3 ГК), но и нормы административного, банковского, земельного, налогового, финансового и других отраслей публичного права. В частности, правовое регулирование хозяйственной деятельности осуществляется следующими кодифицированными источниками: Банковским кодексом Республики Беларусь , Воздушным кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь , Кодексом Республики Беларусь о недрах , Кодексом внутреннего водного транспорта , Кодексом Республики Беларусь о земле , Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь , Лесным кодексом Республики Беларусь , Налоговым кодексом Республики Беларусь , Таможенным кодексом Республики Беларусь .

Сюда же относятся:

А также законы: Закон Республики Беларусь от 25.10.1990 г., № 354-ХП «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» , Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 г., № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и многие другие,

Указы Президента Республики Беларусь, например, Ук а з Гл а -вы государства «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» и другие,
- постановления Правительства Республики Беларусь, в частности, постановление, которым утвержден Ус т а в железнодорожного транспорта общего пользования ,
- постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих порядок заключения, изменения и расторжения договоров» и иные, а также многие другие акты законодательства (положения, инструкции, правила, стандарты, решения местных органов управления и самоуправления и т. п.) и международные договоры.

Наряду с государственным регулированием хозяйственная деятельность в большой степени регулируется хозяйственными договорами.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность основывается на коммерческом подходе, предпринимательстве, инициативе и риске. Она охватывает такие различные сферы экономики, как банковское дело, внешнеэкономические связи, капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, производство и реализация (оптовая купля-продажа, поставка) продукции производственно-технического назначения и иных товаров, обращение ценных бумаг, техническое переоснащение производства, страхование коммерческих рисков и т.д.

В отличие от предпринимательской деятельности, которая всегда направлена на систематическое получение прибыли, хозяйственная деятельность может такую цель не преследовать (деятельность религиозных, социально-культурных организаций, государственных учреждений, фондов и т.д.).

Для занятия многими видами предпринимательской деятельности законодательство требует наличия специальных разрешений (лицензий), в то время как для занятия хозяйственной деятельностью в целом лицензии не требуется.

Одно из официальных определений хозяйственной деятельности содержится в Законе «О бухгалтерской отчетности и учете»: хозяйственная деятельность - совокупность хозяйственных операций, проводимых организацией. А под хозяйственной операцией понимается действие или событие, влекущее изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации (ст. 2) . Даже такое определение хозяйственной деятельности свидетельствует, что оно значительно шире, чем понятие предпринимательской деятельности.
Приведенный анализ свидетельствует, что понятие « хозяйственная деятельность» более обширное, чем понятие « предпринимательская деятельность», в том числе включает в себя и последнее.

К основным принципам хозяйственной деятельности можно отнести следующие:

Свобода хозяйственной деятельности, инициатива и предприимчивость в рамках общественного хозяйственного порядка;
- свобода движения капиталов, товаров и услуг;
- равная защита государством прав всех субъектов хозяйствования;
- демонополизация экономики и развитие добросовестной конкуренции;
- ограничение вмешательства государственных органов в хозяйственные отношения;
- государственная и общественная защита интересов потребителя;
- декриминализация экономики;
- обеспечение правопорядка и законности в хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения (в широком смысле слова) охватывают:

Порядок создания, реорганизации, ликвидации и внутреннюю организацию субъектов хозяйствования;
- процесс осуществления хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, приобретение и реализация их и т.д.);
- отношения, возникающие в процессе государственного регулирования хозяйственной деятельности;
- порядок рассмотрения хозяйственных споров.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод:

Хозяйственная деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования, связанная с началом, осуществлением и прекращением изготовления (приобретения) и реализации товаров (продукции), выполнения работ и оказания услуг;

Субъекты хозяйствования - это юридические лица, а в предусмотренных законодательством случаях и лица, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, а в предусмотренных законодательством случаях и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность.

«Термин "хозяйственные договоры" впервые использован в нормативных актах, принятых в связи с проведением кредитной реформы, которая была призвана создать определенные предпосылки для укрепления хозяйственного расчета на предприятиях (в организациях) и в отношениях между ними» .

Долгое время в гражданском праве все договоры подразделялись на две большие группы: общегражданские и хозяйственные. Затем в гражданском законодательстве все чаще стали употребляться понятия «предпринимательская деятельность», «субъект предпринимательской деятельности», «предпринимательский договор». Сейчас хозяйственные договоры в том понимании, в котором они применялись до реформирования экономики и гражданского законодательства, уже не в полной мере соответствуют существующим общественным отношениям. В связи с этим часто возникают вопросы, каким новым требованиям должен соответствовать договор, регулирующий хозяйственные, в том числе предпринимательские, отношения; каковы его сущность, признаки и особенности.

В нормах действующего законодательства содержится прямое указание на хозяйственную, в том числе предпринимательскую деятельность участников договора. Этот фактор оказывает непосредственное влияние на построение модели (формы и содержания) соответствующего договора, определение прав и обязанностей сторон, установление особенностей их ответственности и т.д.

В соответствии со ст. 476 ГК предпринимательская деятельность продавца и использование покупателем товара для этой деятельности является условием отнесения соглашения к договору поставки.

Кроме поставки есть еще ряд договоров, предназначенных для опосредования только предпринимательской деятельности участников. Например, договор аренды предприятия, договор финансовой аренды, договор коммерческой концессии и др.

Согласно ст. 291 ГК односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором, в том числе хозяйственным договором. В гражданском законодательстве других государств эта особенность выделяется особо. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации прямо предусмотрено, что в отличие от общегражданского договора, односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона и существа обязательств (ст. 310) .

ГК специально выделяет особенности регулирования возможности досрочного исполнения договорного обязательства по общегражданскому договору и по договору, опосредующему хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Согласно общегражданскому договору должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законодательством или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением хозяйственной (предпринимательской) деятельности, наоборот допускается только в случае, когда возможность исполнить его до срока предусмотрена законодательством или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства (ст. 296).

При этом лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (то есть независимо от вины), в то время как по общегражданскому договору ответственность основывается на виновности должника.

Впервые ГК установил новое правило изменения и расторжения договора, если его исполнение становится экономически невыгодным для одной из сторон в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых она исходила при заключении договора (ст. 421 ГК). Оно имеет принципиальное значение, в первую очередь, для хозяйственных договоров.
ГК возлагает на предпринимателей обязанность экономического взаимодействия не только при исполнении договора, но и тогда, когда самого договора еще нет. Так, если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным его условиям, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения такого предложения, если иной срок не установлен законодательством или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложение о соответствующих условиях договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в соответствующий срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий (ст. 477).

Есть и другие примеры сотрудничества (хозяйского, делового отношения к собственности) предпринимателей при отсутствии договора. Например, в соответствии со ст. 56 У с т а в а железнодорожного транспорта общего пользования грузополучатель обязан принять груз от железнодорожной станции на ответственное хранение, несмотря на то, что поставка груза не была предусмотрена договором .

О необходимости «хозяйского» подхода, об обязанности делового сотрудничества, оказании содействия партнеру в исполнении им своих обязанностей свидетельствуют и другие нормы ГК.

Так, в соответствии со ст. 453 ГК покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством или договором. Если же такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара. В случае невыполнения покупателем данной обязанности продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара на комплектный, о затаривании и (или) упаковке товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворения его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

Несмотря на то, что ст. 453 ГК размещена в главе «Купля - продажа», ее содержание указывает, что данная норма, прежде всего, направлена на регулирование отношений между субъектами хозяйствования. На необходимость тесного сотрудничества предпринимателей ориентируют нормы ГК о подряде, а в ст. 705 ГК уже прямо говорится о необходимости сотрудничества сторон по договору строительного подряда.

Анализ перечисленных и других норм (ст. 671 (содействие заказчика), 702 (дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда), 708 (сдача и приемка работ), 714 (исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ), 783 (изменение условий хранения) ГК) дает основание утверждать, что в первую очередь при исполнении хозяйственных (предпринимательских) договоров действуют принципы экономичности и сотрудничества сторон.

Кроме того, в ГК есть ряд норм, прямо указывающих на необходимость экономичности исполнения обязательств. Так, согласно ст. 667 ГК подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо. В соответствии со ст. 484 ГК сторона, принявшая товар на ответственное хранение, вправе рассчитывать на возмещение лишь необходимых расходов, понесенных ею при реализации данных товаров. Расходы сверх необходимых возмещению не подлежат.

Если же правовые нормы не содержат на этот счет определенных указаний, необходимость учета данного принципа в деловой и судебной практике обусловлена тем, что отсутствие сотрудничества может послужить основанием применения так называемой «смешанной» ответственности: если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению (ст. 375 ГК).

Присутствие в законодательстве установок на необходимость сотрудничества предпринимателей и экономичного исполнения ими своих обязательств подтверждает, что их хозяйственная (предпринимательская) деятельность имеет не только частный, но и публичный интерес.

Частный интерес субъектов, вступающих в какие-либо договорные отношения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, направлен, прежде всего, на получение прибыли, которая представляет основную цель деятельности любой коммерческой организации (ст. 46 ГК) или индивидуального предпринимателя (ст. 1 ГК).

Однако хозяйственная, в том числе предпринимательская, деятельность и получение прибыли предпринимателем - не только частный интерес. В том, чтобы предпринимательская деятельность была прибыльной, заинтересованы наемные работники данного коммерческого юридического лица, индивидуального предпринимателя, их семьи, их партнеры по бизнесу, многие другие лица, а в целом - государство и общество. Оплата труда и других пособий, уплата налогов, создание рабочих мест, производство товаров, надежная платежеспособность - все это составляет уже не только частный, но и публичный интерес. «В силу рациональности экономической деятельности прибыльность предприятия оказывается предпосылкой всеобщего блага» . Несмотря на конкуренцию между предпринимателями, они далеко не всегда и не во всем являются антагонистами. Общество и государство также заинтересованы в получении предпринимателями прибыли. Тем более, что Республика Беларусь провозгласила себя в Основном Законе государством не только правовым, но и социальным (ст. 1).

Кроме того, понятие « хозяйственная деятельность» значительно шире понятия «предпринимательская деятельность» и включает в себя последнее. Например, хозяйственные договоры вправе заключать и некоммерческие организации, то есть те, которые не преследуют цели получения прибыли и не могут ее получать в принципе (учреждения и др.).

О публичности хозяйственной (предпринимательской) деятельности и ее результатов свидетельствует следующее обстоятельство. В настоящее время хозяйственные и предпринимательские договоры в большей мере, чем общегражданские, регламентируются не только гражданским законодательством, но и актами других отраслей: административного, налогового, таможенного, финансового и др.

Исходя из необходимости защиты публичного интереса налоговое законодательство, например, устанавливает некоторые изъятия из общегражданского принципа свободы договора и хозяйственной деятельности. Налоговый кодекс Республики Беларусь, в частности, предусматривает право налоговых органов и их должностных лиц:

Приостанавливать операции плательщиков и иных обязанных лиц по их счетам в банках;
- производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщиков и иных обязанных лиц, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;
- определять размер причитающихся к уплате в бюджет налога, сбора (пошлины) при отсутствии у плательщика и иного обязанного лица документов бухгалтерского учета и других документов (ст. 81).

Со времени вступления в силу ГК в Республике Беларусь было принято большое количество законов, декретов и указов Главы государства, постановлений Правительства, определяющих существенные условия различных хозяйственных (предпринимательских) договоров, например:

Нормы раздела IV Водного кодекса Республики Беларусь предусматривают значимые отличительные особенности договоров о пользовании водными объектами ;
- нормы Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь [ 12] - не только существенные условия договоров тайм-чартера (договора аренды судна с экипажем), бербоут-чартера (договора аренды судна без экипажа), договоров морской перевозки, морского страхования, но и по сути новых видов договоров (договор буксировки, договор круиза);
- в ст. 45, 45-1, 61 Лесного кодекса Республики Беларусь установлены существенные условия договоров аренды и концессии участков лесного фонда;
- нормы главы 23 Таможенного кодекса Республики Беларусь - характерные особенности договора хранения (временное хранение) и т. д.

Достаточно много отличительных особенностей внешнеторговых договоров предусмотрено в Указе Главы государства « О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (они имеют публичную направленность в связи с необходимостью более тщательного валютного и таможенного контроля по такого рода сделкам) и других актах Президента Республики Беларусь.

Ограничение свободы договора посредством установления дополнительных (новых) существенных условий, а также установление обязательности заключения договоров производятся исходя из публичного интереса, являются характерной чертой (особенностью) скорее хозяйственных, в том числе предпринимательских договоров, а не общегражданских. Это объясняется тем, что социальное государство, реализуя свое предназначение, должно проявлять особое внимание и к результатам хозяйственной деятельности. Об этом прямо указано в Конституции Республики Беларусь: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ч. 5 ст. 13). Способами государственного регулирования экономических процессов являются, в частности, контроль за содержанием хозяйственных (предпринимательских) договоров, придание общественным интересам приоритетов при изменении договоров, их расторжении или признании недействительными (ст. 392, 421, 537, 634 ГК).

Изложенное позволяет сделать вывод: хозяйственная, в том числе предпринимательская деятельность и опосредующие ее договоры обладают существенными особенностями, спецификой. Хозяйственный (предпринимательский) договор - это особый тип договоров. Он нередко выходит за пределы обычного гражданско-правового договора и нуждается в дальнейшем его научном исследовании, а также комплексном правовом регулировании для эффективного применения.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь, 15.03.94 г. , № 2875-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №1,1/0.
2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 28.05.1991 г., № 813- XII: В ред. Закона Республики Беларусь
30.07.2004 г. , № 307-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Бела
русь. - 1991. - № 19. - Ст. 269.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Бе
ларусь, 07.12.1998 г., № 218-3: В ред. Закона Республики Беларусь от
04.05.2005 г. , № 9-3 // Ведомости Национального Собрания Республики
Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101.
4. Право и экономика: Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. Серия: «Библиотека высшего управленческого персонала» /В.Г.Гавриленко, П.Г.Никитенко, Н.И.Ядевич. - Минск: «Право и экономика», 2001.
5. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон Республики Беларусь, 18.02.1991 г. , № 611 - XII: В ред. от 14.05.2001 г. // Звезда. - 2005. - № 143.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25.10.2000 г. , № 441-3: В ред. от 11 .11 .2002 г. , № 148-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 106, 2/219.
7. Воздушный кодекс: Кодекс Республики Беларусь, 11.01.1999 г. , № 240-3: В ред. от 04.01.2003 г. , № 183-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 5, 2/15.
8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 22.06.01 г. , № 37-3: В ред. от 01.11.2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 62, 2/780.
9. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Республики Беларусь, 15.12.1997 г., № 103-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 8-9. - Ст. 103.
10. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, 24.06.2002 г. , № 118-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 76, 2/867.
11. О земле: Кодекс Республики Беларусь, 04.01.1999 г. , № 226-3: В ред. от 08.05.2002 г. , № 99-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 2-3, 2/1.
12. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, 15.11.1999 г. , № 321-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 90, 2/96.
13. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 14.07.2000 г., № 420-3: В ред. от 19.07.2005 г. , № 42-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 70, 2/195.
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Республики Беларусь, 19.12.2002 г. , № 166-3: В ред. от 18.11.2004 г. , № 338-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - № 4, 2/920.
15. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 06.01.1998 г. , № 133-3: В ред. от 15.11.2004 г. , № 332-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 10-12. - Ст. 104.
16. О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций: Декрет Президента Республики Беларусь, 05.02.1997 г., № 1: В ред. от 30.08.2002 г., № 22 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997. - № 4. - Ст. 132.
17. О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.12.1998 г. , № 24 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - № 36. - Ст. 912.
18. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 23, 1/191.
19. Об образовании местных целевых бюджетных жилищно-инвести-ционных фондов: Декрет Президента Республики Беларусь, 03.04.2000 г. , № 10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 33, 1/1141.
20. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь, 14.07.2003 г. , № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 79, 1/4779.
21. Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 25.10.1990 г., № 354-ХП // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. - 1990. - № 31. - Ст. 600.
22. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.07.2004 г., № 300-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 109, 2/1049.
23. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций Ука з Президента Республики Беларусь, 04.01.2000 г., № 7: В ред. от 11.06.2003 г. , № 246 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 5, 1/915.
24. Об утверждении Ус т а в а железнодорожного транспорта общего пользования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь,
02.08.1999 г. , № 1196: В ред. от 16.03.2005 г., № 285 // Национальный ре
естр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 67, 5/1506.
25. О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 06.04.2005 г. , № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 70, 6/436.
26. О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»: Закон Республики Беларусь, 17.05.2004 г. , № 278-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 77, 2/1027.
27. Брагинский М. И. Хозяйственный договор: каким ему быть? - М.: Экономика, 1990.
28. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Отв. ред. О. Н. Садиков. - М., 1997. - 448 с.
29. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Под общ. ред. В. С. Каменкова. - Минск: Дикта, 2004.
30. Верхан Петер Х. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность. - Минск: Эридан, 1992.
31. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15.07.1998 г. , № 191-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 33. - Ст. 473.
32. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь,
14.07.2000 г. , № 420-3: В ред. от 19.07.2005 г. , № 42-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 70, 2/195.

1. Согласно указанию XXV съезда КПСС <Новый пятилетний период, в

который вступает советское общество, будет характеризоваться еще более

крупными масштабами хозяйственного и культурного строительства>. (*1).

Хозяйственные отношения чаще всего определяются как отношения в области

хозяйства(*2) или в области социалистического хозяйства(*3).

Термин <хозяйство> многозначен. Наиболее часто он употребляется в

трудах основоположников марксизма- ленинизма, в решениях съездов партии

и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС как синоним производства.

Именно в таком смысле он употреблен, например, в известном указании

В.И.Ленина, что <для нас все в области хозяйства есть публично-

правовое, а не частное>(*4).

Вместе с тем термину <хозяйство> придаются и другие значения. Наряду с

народным хозяйством как совокупностью отраслей производства и труда

упоминается мировое хозяйство; хозяйством называются отрасли

производства или труда (например, коммунальное хозяйство, жилищное

хозяйство); отдельные предприятия и организации (колхоз, совхоз);

противопоставляются друг другу натуральное и товарное хозяйство.

Как известно, производство имеет две стороны - производительные силы и

производственные отношения. При определении хозяйственных отношений как

отношений в области хозяйства имеется в виду сфера производственных

отношений. Последняя трактуется нами также широко, как область

производства в

(**1) <Материалы XXV съезда КПСС>, Политиздат, 1976, стр. 236-237.

(**2) См., например, <Научно-практический комментарий к Основам

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик>,

Госюриздат, 1962, стр. 8.

(**3) И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид гражданско-

правового договора (<Сборник статей Барнаульского юридического

факультета>, изд-во Томского университета Томск, 1971, стр. 56).

(**4) В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 44, стр. 398.

собственном смысле распределения, обмена и потребления(*5). Эта точка

зрения издавна утвердилась в нашей литературе(*6).

Имеется и иная точка зрения, соотносящая рассматриваемую категорию

общественных связей только со сферой обращения, экономического оборота.

Однако слабость данной позиции обнаруживается всякий раз, как только

общие положения, обращаясь к существующим в действительности

хозяйственным связям. При этом они оказываются вынужденными причислять

к хозяйственным отношениям связи, явно выходящие за рамки

экономического оборота.

2. Многие хозяйственные отношения представляют собой общественную форму

хозяйственной деятельности(*7). Эта деятельность может выражаться в

производстве товаров либо в продвижении их от производителей к

потребителям, в оказании услуг за вознаграждение, в совершении

действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей(*8).

Таковы, например, действия исполкома местного Совета народных

депутатов, совершаемые им для удовлетворения своих потребностей в

благоустроенных служебных помещениях, транспортных средствах, предметах

оргтехники, оборудования, мебели и инвентаря(*9).

Представление о различии хозяйственной и нехозяйственной деятельности

может быть получено, например, путем сравнения так называемого

охранного договора на передачу состоящего на государственной охране

памятника архитектуры во временное безвозмездное пользование с охранно-

арендным договором на передачу аналогичного объекта в возмездное

пользование государственной, кооперативной или общественной

организации(*10).

Как в том, так и в другом случае распоряжается ими управление (отдел)

культуры исполкома местного (областного, районного) Совета народных

депутатов. Однако безвозмездное пользование памятником архитектуры

исключает, как правило, возможность использования его, а также

прилегающего земельного участка и охранной зоны для каких-либо

хозяйственных целей, например,

(**5) Иногда отмечают, что <собственно хозяйствование не выходит за

рамки сферы производства и сферы обращения> (см. <Систематизация

хозяйственного законодательства>, изд-во <Юридическая литература, 1971,

(**6) См., например, С. С. Алексеев, Гражданское право в период

развернутого строительства коммунизма, Госюриздат, 1962, стр. 56.

(**7) Различие понятий <хозяйственные отношения> и <хозяйственная

деятельность> отмечено, в частности, в работе О. С. Иоффе, Развитие

цивилистической мысли в СССР, изд-во ЛГУ, 1975, стр. 100-102. а их

взаимосвязь - в статье В.В.Лаптева <Понятие хозяйственного

законодательства и пути его совершенствования> (<Советское государство

и право> 1976 г. № 7, стр. 74).

(**8) Ранее мы не усматривали в этих действиях осуществление

хозяйственной деятельности (см. В. Г. Вердников, А. Ю. Кабалкин,

Гражданско- правовые формы товарно-денежных отношений, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 109). (**9) См. п. 1 постановления

материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов

депутатов трудящихся> (СП СССР 1971 г. № 5, ст. 37).

(**10) См. В. С. Мартемьянов, Местные Советы и их исполнительные

органы как юридические лица, изд-во <Юридическая литература>, 1975,

стр. 81 и сл.

для выращивания сельскохозяйственных культур. Сданный же в аренду

объект может быть использован как для культурных, научных, так и для

хозяйственных нужд. Равным образом, и деятельность самого управления

(отдела) культуры в первом случае не является хозяйственной, а во

втором - носит характер хозяйственной деятельности.

Ф. Энгельс писал: <По отношению к товарам с длительным периодом

изнашивания представляется, стало быть, возможность продавать их

потребительную стоимость по частям, каждый раз на определенный срок, то

есть отдавать ее внаем>(*11).

Хозяйственной деятельностью наряду с отчуждением товаров и сдачей их

внаем является также оказание услуг за вознаграждение. К. Маркс

отметил, что <рабочий сам может покупать труд, т.е. товары,

доставляемые в форме услуг...>(*12).

Приведенные положения были сформулированы на основе анализа товарного

производства при капитализме, однако они не утратили своего значения и

в условиях социалистического хозяйства.

Следует признать хозяйственной и деятельность местных Советов народных

депутатов, а также их управлений и отделов по удовлетворению своих

потребностей в помещениях, инвентаре, иных вещах и услугах.

3. Хозяйственную деятельность на современном этапе осуществляют как

социалистические организации, так и граждане, вследствие чего

хозяйственные отношения не могут рассматриваться по своему субъектному

составу только как отношения между организациями. Этот взгляд

общепризнанным, ни преобладающим. В обоснова- ние его нередко ссылаются

на хозяйственные мероприятия Советского государства по обслуживанию

потребностей граждан, которые осуществляются социалистическими

организациями по договорам розничной купли-продажи, найма жилого

помещения и др(*14). Услуги, оказываемые в таких случаях гражданам, в

некоторых нормативных актах прямо названы хозяйственными услугами(*15).

Следует отметить также, что ведение социалистического хозяйства

немыслимо без применения труда рабочих, служащих, колхозников, то есть

вне социалистических трудовых и внутриколхозных отношений, которые в

(**11)К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 18, стр. 266.

(**12) К. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 26. ч. 1, стр. 413.

(**13) См., например, <Государство. Право. Экономика>, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 382.

(**14) См., например, С. Н. Братусь, Предмет и система советского

гражданского права, Госюриздат, 1963, стр. 153.

(**15) См. подп. <а> п. 1 постановления Совета Министров СССР от 19

декабря 1969 г. <О мерах по дальнейшему развитию материально-

технической базы и улучшению бытового обслуживания населения> (СП СССР

1970 г. № 1, ст. 5).

Из числа советских юристов, обосновавших это положение, можно назвать

С. Н. Братуся и И. А. Танчука(*16).

В рамках социалистической экономики находят определенное место

общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением

хозяйственной деятельности отдельными гражданами, как таковыми(*17).

Так, наряду с государством, потребительской кооперацией и колхозами

торговлю (которая представляет собой одну из отраслей хозяйства)

осуществляют и отдельные граждане, прежде всего колхозники. Личное

подсобное хозяйство играет еще заметную роль в производстве мяса и

Хозяйственной деятельностью занимаются граждане и в качестве членов

семьи. Указанная деятельность представляет собой одну из сторон

семейной жизни при социализме, социалистических семейных отношений.

Имеется точка зрения, согласно которой хозяйственными отношениями

должны быть признаны отношения между одними лишь государственными

организациями(*18). Несколько шире определяют круг возможных участников

государственными и другие хозяйственные организации(*19).

Наиболее широко распространено мнение, что участниками хозяйственных

отношений могут быть все социалистические организации, но только они, а

отнюдь не граждане(*20). Последние, хотя и пользуются хозяйственными

услугами социалистических организаций, но сами никакой хозяйственной

деятельности не ведут. Однако никто из сторонников того взгляда, что

хозяйственные связи возникают только между социалистическими

организациями, не выдвигают требования, чтобы обе стороны

хозяйственного отношения осуществляли при этом хозяйственную

деятельность. И это понятно, ибо выдвижение такого требования повлекло

бы за собою необоснованное исключение из числа хозяйственных связей

ряда отношений по поставке, по капитальному строительству, по

перевозкам и др.

Отношения являются хозяйственными и тогда, когда одна социалистическая

организация осуществляет хозяйственную деятельность в интересах другой

организации на началах возмездности. Такое положение имеет место, как

правило, в случаях участия в хозяйственных отношениях управлений

(отделов) исполкомов

(**16) См. С. Н. Братусь, Правовое регулирование социалистическою

производства (<Советская юстиция> 1966 г. № 1, стр. 4-5), И.А.Танчук,

В.П.Ефимочкин, Т.Е.Абова, Хозяйственные обязательства, изд-во <Юри

дическая литература>, 1970, стр. 25.

(**17) См. В. П. Грибанов, О. С. Иоффе, Пути развития советского

хозяйственного законодательства. (<Правоведение> 1975 г. № 6, стр. 47,

(**18) См. И. Е. Красько, Понятие и признаки хозяйственных

отношения в СССР, Харьков. 1974, стр. 29.

(**19) <Систематизация хозяйственного законодательства>, изд-во

<Юридическая литература>, 1971, стр. 67.

(**20) См., например, И. В. Федоров, Природа и характерные черты

отношений, регулируемых хозяйственным договором (<Вопросы советского

государства и права>, <Труды>, т. 224, серия юридическая, изд-во

Томского университета, Томск, 1974, стр. 248).

местных Советов народных депутатов, которые, даже при переводе их на

так называемый хозяйственный расчет, выступают в качестве

услугополучателей, лишь немногие из них, например отделы капитального

строительства, сами оказывают услуги другим организациям за

вознаграждение.

В хозяйственных отношениях могут участвовать не только социалистические

организации, но и производственно- хозяйственные комплексы,

представляющие совокупность организаций вместе со своим органом

управления, например, производственное управление исполкома местного

Совета народных депутатов(*21).

4. В области социалистического хозяйства складываются отношения и по

осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству ею(*22). Эти

два вида общественных отношений существенно отличаются друг от друга.

Отношения по осуществлению хозяйственной деятельности являются

имущественными отношениями, участники которых находятся в равном

положении. К числу таких отношений принадлежат, например, подрядные

отношения по капитальному строительству, по проектированию, по

выполнению научно- исследовательских, опытно- конструкторских и

технологических работ, отношения по энерго- или водоснабжению.

Отношения по руководству хозяйством являются организационными. В них

может наличествовать или отсутствовать имущественный элемент. Он

имеется, например, в отношениях по созданию местных централизованных

фондов и распоряжению ими(*23), а отсутствует, например, при

установлении плановых заданий по поставке продукции и товаров,

распределение которых планируется местными Советами народных депутатов,

их исполкомами, управлениями и отделами.

Высказаны и иные точки зрения, отличающиеся от приведенной тем, что они

базируются на признании хозяйственными отношениями только одного вида

являются лишь имущественные отношения(*24).

В социалистическом хозяйстве, как в каждом функционирующем организме,

складываются не только отношения координации, но и отношения

субординации, которые, как нам представляется, нельзя исключить из

числа хозяйственных связей, хотя они складываются не а базисе, а а

(**21) См. В. В, Лаптев, Субъекты хозяйственного права (<Советское

государство и право> 1975 г. № 4, стр. 80-81).

(**22) См. <Хозяйственное право>, учебник, под ред. проф. В. В.

Лаптева, изд-во <Юридическая литература>, 1970, стр. 18, И. И. Конник,

Социалистическая экономика и механизм ее функционирования, изд-во

<Мысль>, 1974, стр. 114.

(**23) Подробно об этом см. В. С. Мартемьянов, Вопросы гражданского

права в деятельности местных Советов депутатов трудящихся, изд. ВЮЗИ,

М., 1971, стр. 38 и сл.

(**24) См. И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид

гражданскоправового договора (<Сборник статей Барнаульского

юридического факультета>, изд-во Томского университета, Томск, 1971.

стр. 45); В. А. Язев, Хозяйственные связи торговли с промышленостью,

изд-во <Экономика>, 1974, стр. 31.

что отношения по осуществлению хозяйственой деятельности и по руко

водству ею образуют единый вид общественных отношений(*25).

Наиболее дегально разработавший эту точку зрения проф. В. В. Лаптев

признает, что в ходе социалистического хозяйствования складываются

разнообразные отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности, удовлетворению материальных потребностей людей как

участников процесса воспроизводства.

Вместе с тем он считает хозяйственными не все указанные отношения, а

только отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности(*26). Тем самым термину <хозяйственные отношения>

придается условное значение. Однако непременным условием правильного

формирования соответствующего понятия должна служить подлинная

однородность охватываемых им отношений.

Между тем еще никем не доказано, что отношения по осуществлению

хозяйственной деятельности однородны с отношениями по управлению ею.

Попытка установить данное обстоятельство выражается в утверждении, что

как в тех, так и в других отношениях имеются (правда, в различном

количественном соотношении) и имущественный и плановоорганизационные

элементы, и в приведении примера, с целью показать справедливость этого

положения.

Так, имущественный элемент хозяйственного отношения между органом

хозяйственного руководства и предприятием, возникающий при установлении

плана, проявляется, по мнению проф. В. В. Лаптева, в имущественном

показатели хозяйственной деятельности, которая представляет собой

использование в хозяйственных целях определенного имущества.

Нетрудно заметить, что в приведенных рассуждениях однородность двух

видов хозяйственных отношений доказывается путем подмены одного из них

Ведь использование имущества в хозяйственных целях имеет место не при

установлении плановых заданий и не в рамках отношений между планово-

регулирующим органом и предприятием, производственным объединением или

иной хозяйственной организацией, а позднее - в процессе выполнения

плановых заданий и в других отношениях - в тех, которые складываются

между самими исполнителями указанных заданий(*27).

Поэтому солидаризирующийся в основном с В. В. Лаптевым И. А. Танчук

должен был стать на путь отграничения всех хозяйственных отношений

между социалистическими организациями от отношений с участием

граждан(*28). При этом хозяйственные отношения, в узком смысле,

выделяются им из всех отношений в области социалистического хозяйства

уже не по признаку сочетания в них имущественною элемента с

властно-организационным, что можно рассматривать как косвенное

признание непригодности данного признака в качестве основания деления.