Основные гражданские и политические права человека. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе. Кафедра Социальной работы

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

ВВЕДЕНИЕ.

Основные гражданские и политические права личности имеют более длительную историю возникновения и существования, чем другие категории прав и свобод человека.

В связи с этим их нормативное содержание, как правило, весьма четко и определенно. Однако иногда эту категорию прав и свобод человека называют негативной в том смысле, что государство здесь, в отличии, например, от обеспечения социально-экономических прав не обязано предпринимать какие-либо положительные действия для их обеспечения, а, наоборот, должно воздерживаться от посягательства на эти права и свободы.

То есть, другими словами, можно сказать, что гражданские и политические права человека - это свободы человека от государства.

На мой взгляд, именно проблема гражданских прав и свобод человека - наиболее сложная, противоречивая и значимая в современном обществе.

Так как действие гражданских и политических прав, в отличие от иных социальных сфер, должно осуществляться путем воздержания от посягательства государства на провозглашенные права и свободы личности, то также острой проблемой является должное обеспечение соответствующего состояния политической и правовой системы, которое гарантировало бы соблюдение отдельных гражданских и политических прав.

Именно, в связи с актуальностью данной проблемы в настоящее время, мне хотелось бы немного подробнее рассмотреть ряд гражданских и политических прав и свобод современного человека.

ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛоВЕ­КА.

Гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это: право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Такими правами обладают граждане данного государства, иностранцы, и лица без гражданства (апатриды).

Политические права - это, как правило, права и свободы граждан только данного государства. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами.

Таким образом, абсолютного раздела между гражданскими и политическими правами и свободами человека не существует. Однако различия между данными правами видны из формулировки соответствующих статей “Пакта о гражданских и политических правах”. Например, ст. 9 говорит, что “каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность”, ст. 10, что “все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”, ст. 14, что “все лица равны перед судами и трибуналами”, ст.19, что “каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений”. Но, в отличие от вышеперечисленных статей, ст. 25 определяет, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации. право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.”

Однако следует отметить, что ряд государств предоставляет и иностранцам, и лицам без гражданства, постоянно проживать в данной стране, право участвовать в выборах в местные органы власти. В других странах - иностранцы могут быть членами политических партий и таким образом участвовать в политической жизни страны.

Следовательно, и здесь нет четкой, абсолютной границы между гражданскими и политическими правами и свободами человека.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Дискриминация - ограничение или лишение прав определенных категорий граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и т.д.

Существует несколько форм расовой дискриминации: Сегрегация (отделение) - политика принудительного отделения одних людей от других, ограничение в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильственное переселение на специально выделенные территории. Геноцид - действия, совершаемые с целью уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Также существуют дискриминации по религиозным мотивам, преследование инакомыслящих, более низкая оплата труда женщин, молодежи, “цветных”, коренного или наоборот пришлого населения (эмигрантов) и т.п.

Существует целый ряд деклараций и конвенций, специально посвященных запрету определенных форм дискриминации личности: Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967), многие конвенции антидискриминационного назначения, направленные, направленные против апартеида, как одной из главнейших форм расовой дискриминации и др.

Ряд документов имеет цель ликвидировать дискриминацию в специальных сферах общественной жизни: Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Пакт о гражданских и политических правах и др.

Запрет дискриминации можно назвать сквозной нормой в области прав человека, ибо он распространяется на пользования всеми правами и свободами. Следует заметить, что отсутствие этого правила было бы результатом недосмотра или оплошности законодательных органов государства. Например, в нашей стране имела место грубейшая дискриминация по признаку политических взглядов и убеждений, а, на мой взгляд, это очень грубое нарушение прав и свобод человека.

Однако кроме официальной дискриминации может иметь место частная дискриминация, то есть дискриминация со стороны отдельных лиц или частных компаний. Она часто является труднодоступной, но, тем не менее, недопустима. Например, устраивая свою личную жизнь, человек волен выбирать себе друга или спутника жизни, руководствуясь при этом даже какими-либо национальными предпочтениями. Но это недопустимо при приеме на работу в частное предприятие или при аренде квартиры и т.д.

Таким образом, Запрет дискриминации прав и свобод человека является ключевым во всех социальных, национальных, политических и культурных сферах общества.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Право на жизнь является, несомненно, самым естественным и неотъемлемым в жизни человека. Без обеспечения права на жизнь нельзя говорить о любых других правах и свободах. Всемирная декларация прав человека (ст. 3) и Пакт о гражданских и политических правах (ст. 6) закрепляет это право в качестве важнейшего. И это не сводится к какому-то одному единичному аспекту, например, к отмене смертной казни, а наоборот - имеет весьма широкое и глубокое содержание. Основой его является обеспечение мира и безопасности, так как война является крайним отрицанием права на жизнь. По этому комитет по правам человека отмечает, что в свете этого права основным долгом государства является предотвращение войны и поддержание мирных отношений. Особой опасностью комитет считает разработку, испытание и производство оружия массового поражения, так как оно представляет собой наиболее серьезную угрозу праву на жизнь в современном обществе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Пермский Государственный Университет"

Юридический факультет

Кафедра Социальной работы

Реферат

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Выполнила: студентка 5 курса 11 группы

дневного отделения

специальности "Социальная работа"

Колпакова Юлия Сергеевна

Пермь

2011

Права человека -- права, образующие основу правового статуса личности составляют ядро конституционного права правовых государств.

Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН. В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Впервые понятие "права человека" встречается во французской "Декларации прав человека и гражданина", принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

10 декабря 1948 года резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена "Всеобщая декларация прав человека".

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально -- экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Гражданские права человека

Важность гражданских прав человека:

Гражданские права человека - это группа прав, воплощающих индивидуальную свободу человека (личности). Ими от рождения обладает каждый человек, и они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей.

В отличие от других прав человека, где личность выступает в качестве политического деятеля (политические права), труженика и собственника (экономические права), участника социальной и культурной жизни (социальные и культурные права), в гражданских правах воплощаются интересы человека как индивидуальности, т.е. личности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями. Эти права индивидуализируют личность, способствуют наилучшему проявлению духовных интересов, склонностей, личных способностей. Они гарантируют возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере индивидуальной свободы. Их содержание определяется тем, что они призваны обеспечить такие существенные блага этой свободы как неприкосновенность жизни, честь и личное достоинство, личную безопасность, блага частной и семейной жизни.

Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

-Право на жизнь

-Право на свободу и личную неприкосновенность

-Право на достоинство личности

-Право на неприкосновенность частной жизни

-Право на неприкосновенность жилища

-Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

-Право на национальную и культурную самоидентификацию

-Свобода совести и свобода мысли

-Свобода передвижения и выбора местожительства;

-Свобода выбора национальности и языка общения

-Право на судебную защиту

-Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

-Право на имя

-Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции)

Политические права и свободы человека

Эта группа конституционных прав и свобод позволяет гражданам участвовать в политической жизни. Эти права и свободы провозглашены всеобщей декларацией прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть Конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы гражданином как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Личный (индивидуальный) характер носит, например, право избирать и быть избранным. право свобода человек гражданин

Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т. п.

Право граждан на объединение в политические партии обставлено достаточно серьезными гарантиями. Однако они не распространяются на партии, преследующие незаконные цели. В ФРГ Основной закон (ст. 21) Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992. объявляет антиконституционными те партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование ФРГ. По таким основаниям в некоторых странах ставились вне закона партии левой оппозиции. Но в настоящее время коммунистические партии и другие левые организации в развитых странах пользуются легальным статусом.

Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае "несоблюдения общественного порядка". Жесткие полицейские порядки распространяются на митинги под открытым небом (на площадях, в парках). Все эти меры отнюдь не произвол самой полиции: они имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. В США, например, Верховный суд, постановил, что в этих целях должны регламентироваться время, место и форма демонстраций в общественных местах. Аналогичные законы и постановления, дополненные разнообразным и ограничениями, действуют во всех странах. Основанием для запрета массовых мероприятий является "препятствие движению по улицам", "нарушение общественного порядка", "неподчинение приказам полицейских", "нарушение права владения" и др. Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.

При проведении демонстраций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, причинить материальный ущерб. Согласно закону манифестация может быть запрещена, если ее цели противоречат Конституции, угрожают безопасности граждан. Запрещение возможно только в строго установленных случаях. Органы полиции осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные манифестации, могут быть обжалованы в суд.

Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной в условиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность, и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.

Эти ограничения, однако, мало касаются крупных газет и журналов, которые сохраняют возможность критики политики правительства, разоблачения злоупотреблений официальных лиц.

В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 115. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: "Народ участвует в отправлении правосудия" (Конституция Италии. Ст. 102), другие -- путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III). Исторически сложились две такие формы. Одна - институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма -- институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации)

Свобода средств массовой информации (доступ к информации)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Право на объединение (свобода союзов)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права) (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Право на участие в отправлении правосудия.

Ограничение прав и свобод.

Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) - законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - М.: изд "ТетраСистемс", 2002, с. 89. Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе".

В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.

В современном Конституционном праве существует понятие люстрация (от лат lustratio - очищение), которое означает узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как формальной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Баглай М.В. Лейбо Ю.И. М.: изд Энтина, 2004, с.-97 .

Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)".

Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека -- возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на:

свободу печати;

свободу преподавания;

свободу собраний;

свободу объединений;

тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

право собственности; право убежища.

Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).

Литература

1. Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.

3. Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992

Литература.

4.Глущенко П. П. Конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты. Дис… докт. юрид. наук. -- С.-Пб., 1998. -- 378 c.

5.Невирко Д. Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии. Дис… канд. юрид. наук. -- Екатеринбург, 2004. -- 181 c.

6.Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. -- С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. -- 254 c.

7.Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. -- М.: Nota Bene, 2004. -- 496 c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Права и свободы человека. Теория естественного права. Виды прав и свобод человека. Избирательная правосубъектность гражданина. Ограничение прав и свобод. Юридическая защита личности, защита прав и свобод. Органы исполнительной и судебной власти.

    реферат , добавлен 14.12.2008

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности. Правовой статус личности. Особенности правового статуса осужденного. Роль Федеральной службы исполнения наказаний России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2014

    Права и свободы человека и гражданина как категория. Эволюция прав и свобод человека и гражданина, их классификация и конституционное закрепление. Актуальные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в России. Право на судебную защиту.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2014

    Права и свободы граждан как важнейший социальный и политико-юридический институт. Классификация прав и свобод личности. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Характеристика социально-экономических прав личности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдо

    курсовая работа , добавлен 12.04.2005

    Права и свободы человека как определяющий фактор статуса личности в обществе, их признаки и классификация. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Направления деятельности государства по обеспечению условий для реализации прав и свобод.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2016

    Особенности гарантированных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Личные и политические права и свободы человека и гражданина. Характеристика основных социальных, экономических и культурных прав и свобод, конституционных обязанностей.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2013

    Признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина.

    статья , добавлен 23.02.2009

    Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Гарантирование конституционного права граждан на судебную защиту своих прав. Ограничение прав и свобод гражданина. Проблемы функционирования института Уполномоченного по правам человека в РФ.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.