Правовое обеспечение. Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (на примере ФКП "Союзплодоимпорт")

В учебнике изложены общие теоретический и методологический подходы к формированию правового и организационного обеспечений информационной безопасности человека, общества и государства. Подробно освещены основные институты правового обеспечений информационной безопасности: правовые режимы защиты информации, государственной, служебной и коммерческой тайн, персональных данных, юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности, а также структура организационного обеспечения информационной безопасности. Рассмотрены проблемы формирования правового режима международной информационной безопасности. Значительное внимание уделено организационным аспектам управления защитой информационных систем. Задача настоящего учебного курса приобретение студентами как общих знаний в области правового и организационного обеспечения информационной безопасности, так и изучение вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной политики в этой сфере, а также получение магистрами более углубленных знаний в области информационной безопасности, проблем международной информационной безопасности.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. РЕФЕРАТ

    Правовые основы оказания стоматологической помощи ».

    Выполнил студент стом. ф-та группы № 570

    Пястолов Александр Анатольевич

    «…» ………….. 201.. г.

    Проверил: …........................................................................................

    «….» …………. 201.. г.

    Челябинск 2015 г.


    Введение.............................................................................................................3 Организационно-правовое обеспечение стоматологической услуги. Правовая природа стоматологических услуг..............................................4

    Стандартизация и стандарты качества в стоматологии...........................7

    Право на обслуживание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.........................................................................12

    Заключение........................................................................................................13

    Список использованных источников...........................................................16

    Введение

    На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретают вопросы правовой охраны главных ценностей человека его жизни и здоровья. Законы и иные нормативные акты представляют весьма важными инструментами, посредством которых может быть реализовано право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в Конституции России. Конечно, не все проблемы могут быть решены законами. Однако улучшение в деле охраны здоровья людей невозможно без соответствующей правовой базы Обеспечение конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях происходящих в нашей стране социально-экономических реформ и потрясений последних лет является чрезвычайно сложной проблемой. Это всецело касается и такого массового вида медицинского обслуживания, каковым является стоматологическая помощь. Значение данного сектора охраны здоровья определяется прежде всего высокими, и при этом не имеющими пока тенденции к снижению, показателям стоматологической заболеваемости населения. Болезни зубов и полости рта являются самым распространенным видом патологии человеческого организма. Практически все люди (98-99%) с раннего детства и до глубокой старости нуждаются в тех или иных видах и объемах стоматологической помощи Поэтому как в развитых, так и в развивающихся странах мира стоматологическая служба потребляет примерно 10% и более всех финансовых ресурсов здравоохранения. В России же финансирование стоматологической помощи в основном обеспечивается прямыми платежами самих пациентов, а государство выделяет на эти цели менее 4% от общего объема т.н. консолидированного бюджета здравоохранения. Такое обстоятельство весьма наглядно свидетельствует об имеющей место недооценке проблем практической стоматологии со стороны органов управления здравоохранением. Видимо, в определенной мере это связано с тем, что практически все организационные решения в органах исполнительной власти, как правило, принимаются людьми, не имеющими достаточных знаний в области стоматологии и представляющими в основном иные базовые врачебные квалификации (врачи-лечебники, санитарные врачи, педиатры). Несмотря на то, что любому специалисту с высшим медицинским образованием должно быть известно о роли и значении факторов состояния органов и тканей полости рта для здоровья человеческого организма в целом, представляется маловероятным, что врач другой специальности (не стоматолог) отдаст когда-либо свое предпочтение проблемам организации стоматологической помощи при определении приоритетов развития системы здравоохранения. К сожалению, в нашей стране сегодня есть все основания для констатации факта серьезного отставания уровня правового обеспечения служб охраны здоровья от требований времени. Необходимо согласиться с мнением президента Стоматологической Ассоциации России, главного стоматолога Минздрава РФ профессора В.К.Леонтьева, что серьезная законодательная и распорядительная база, которая могла бы стать основой работы здравоохранения в новых, рыночных условиях хозяйствования, еще не создана. Фактически отечественная система здравоохранения в новых условиях функционирует, зачастую используя старые методы, опираясь на прежние, главным образом подзаконные, нормативные акты, руководствуясь устаревшими подходами и стереотипами. Отчасти это обусловлено тем, что руководство здравоохранением и принятие управленческих решений в основном осуществляется прежней номенклатурой. Видимо, известную долю моральной ответственности за несовершенство нормативной базы здравоохранения наряду с нашими законодателями и чиновниками должны нести и представители отечественной юридической науки, в центре внимания которых зачастую находятся вопросы правового регулирования более конъюнктурных, чем медицина, сфер деятельности, как, например, банковская, внешнеэкономическая или страховая.

    Организационно-правовое обеспечение стоматологической услуги. Правовая природа стоматологических услуг.

    Существуют различные мнения о правовой природе отношений, возникающих между клиникой и пациентом по поводу медицинской помощи вообще и стоматологической в частности. Между тем, этот вопрос следует признать ключевым для определения правового режима осуществления стоматологической практики.

    Есть мнение, что отношения в сфере стоматологического обслуживания имеют преимущественно административно-правовую природу и лишь причинение материального вреда пациенту в стоматологической клинике служит основанием для возникновения юридических обязательств по возмещению причиненного ущерба. Подобные взгляды были широко распространены в эпоху советского здравоохранения, когда медицинская помощь населению рассматривалась как особая государственная функция.
    Для такого подхода были характерны следующие черты:

    Неравноправное положение участников процесса стоматологической помощи;

    Регулирование отношений между ними нормативными актами органов государственного управления;

    Рассмотрение споров, как правило, в административном порядке.
    В условиях демократизации жизни общества и развития рыночных отношений правильной представляется более обоснованная точка зрения, согласно которой возникающие между клиникой и пациентом отношения по своей сути являются гражданско-правовыми и характеризуются равноправием обеих сторон, а не подчинением одной стороны (пациента) другой стороне (клинике). Такой подход соответствует нормам цивилизованного общества и достаточно убедительно выражен в современной юридической литературе.

    Между тем, законодательное закрепление правовой категории услуги за медицинской деятельностью до сих пор вызывает неприятие не только среди врачей, но и среди юристов. Врачам, особенно старой школы, иногда еще не так просто свыкнуться с ролью исполнителей стоматологических услуг в интересах их потребителей (пациентов). Точно так же администрации стоматологических служб, прежде всего в лице главных врачей государственных поликлиник, еще трудно воспринимать стоматологическую помощь в качестве своего рода продукта, подлежащего реализации. В свою очередь юристы пытаются найти точку отсчета, критерии право вой оценки существа медицинской услуги.

    Вместе с тем сегодня можно достаточно уверенно констатировать, что медицинская услуга уже обретает свое правовое содержание в новых социально-экономических условиях. Таким образом, к стоматологической практике вполне применимы нормы действующего гражданского законодательства, согласно которым по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 Гражданского кодекса РФ).
    Любая услуга - есть полезное действие, удовлетворяющее потребность того, кто в ней нуждается (это действие, приносящее пользу другому).
    Следовательно, стоматологическая услуга есть необходимое и достаточное профессиональное действие, осуществляемое по отношению к пациенту с профилактической, диагностической, лечебной и (или) реабилитационной целью. В связи с этим стоматологической услугой признается мероприятие (или комплекс мероприятий), направленное на профилактику болезней зубов и полости рта, их диагностику и лечение, имеющее самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    Иногда необходимо дифференцировать понятие "стоматологическая услуга" от понятия "стоматологическая помощь". По сути, стоматологическая помощь - это комплекс мероприятий, включающий стоматологические услуги, организационно-техническое, санитарно-противоэпидемическое, лекарственное и другое обеспечение, направленный на удовлетворение потребностей человека в поддержании и восстановлении его стоматологического здоровья. Иными словами, "стоматологическая услуга" и "стоматологическая помощь" - близкие, но не идентичные понятия. Стоматологическая помощь - понятие, несомненно, более широкое, чем стоматологическая услуга.

    В развитие темы о многообразии понимания термина "услуга" заслуживает внимания его официальное толкование, принятое Международной организацией по стандартизации (ИСО), согласно которому услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 9004-2; ГОСТ 50646).
    Несмотря на большое разнообразие услуг, все они имеют четыре основных признака, отличающих любую услугу от товара.
    Этими универсальными отличительными признаками считаются:

    Неосязаемость;

    Несохраняемость;

    Неотделимость от источника;

    Непостоянство качества.

    Неосязаемость услуги связана с нематериальным характером ее производства и означает, что услугу практически невозможно увидеть или ощутить до момента ее потребления. Однако для повышения ее "осязаемости" в ряде случаев можно дать некоторое представление о характере конкретной услуги. Например, можно продемонстрировать пациенту фотографии с результатами эстетической реставрации зубов. Кроме того, следует учесть, что принцип неосязаемости применим к значительной части стоматологических услуг лишь с определенной долей условности, ввиду появления в процессе их оказания тех или иных вещественных атрибутов.
    Услугу невозможно сохранить для дальнейшего предоставления. Оказать услугу можно только тогда, когда есть пациент. Поэтому производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны, их нельзя отделить друг от друга. Отсюда несохраняемость услуг и неотделимость их от источника.
    Неизбежным следствием неотделимости производства и потребления услуг является неоднородность или изменчивость их исполнения, поэтому качественные характеристики услуг могут варьироваться в достаточно широких пределах. Причем важно учесть, что качество результатов многих стоматологических услуг зависит не только от уровня профессионализма их исполнителя (врача) и обстоятельств их производства (клиники), но и от индивидуальных особенностей организма пациента.

    Важной особенностью стоматологических услуг является то, что многие из них имеют вещественные атрибуты, Т.е. конкретные материальные результаты в виде пломб, различных конструкций зубных протезов, имплантантов, ортодонтических аппаратов. Данное обстоятельство существенно отличает стоматологическую помощь от большинства других видов медицинской деятельности, предопределяя возможные особенности договорных отношений при осуществлении стоматологической практики.
    Надо отметить, что наряду с указанными вещественными атрибутами предоставление стоматологических услуг зачастую сопровождается рядом дополнительных услуг, обеспечивающих тот или иной уровень общего сервиса. Так, комфортные условия ожидания приема в холле перед кабинетом врача, эстетичный дизайн интерьеров, отсутствие очередей, внимательное отношение и предупредительность со стороны персонала клиники к запросам пациента - все эти сервисные атрибуты хоть и не меняют профессионального медицинского существа стоматологической помощи, все же являются важными элементами ее предоставления.

    Стоматологические услуги являются разновидностью профессиональных медицинских услуг, ориентированных на особое благо - здоровье человека. При этом для поддержания, укрепления и восстановления здоровья человека стоматологи осуществляют специальные вмешательства, применяют многочисленные инвазивные и неинвазивные способы воздействия на органы и ткани челюстно-лицевой области.
    Необходимо учесть то обстоятельство, что ввиду высокой степени неоднородности стоматологических услуг их абсолютная унификация в значительной степени затруднена. Между тем можно использовать различные подходы к классификации стоматологических услуг. Так, например, по степени сложности стоматологические услуги дифференцируются на простые, сложные и комплексные.
    Простая стоматологическая услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения ".

    Сложная стоматологическая услуга - набор простых стоматологических услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, специальных помещений, технического оснащения и Т.Д., отвечающий формуле "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения".

    Комплексная стоматологическая услуга - набор сложных и (или) простых стоматологических услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием про ведения определенного этапа лечения (например, санация полости рта, протезирование и т.д.) по формуле "пациент" + "простые + сложные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения". По функциональному назначению стоматологические услуги определяются как:

    Лечебно-диагностические - направленные на установление диагноза или лечение заболевания;

    Профилактические - направленные на предупреждение заболевания (профессиональная гигиена полости рта, санитарное просвещение);

    Реабилитационные - связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных (протезирование зубов).

    Кроме того, по функциональному признаку среди стоматологических услуг можно выделить:

    Материальные услуги - связанные с необходимостью работ по изготовлению или восстановлению (изменению, сохранению) потребительских свойств изделий стоматологического назначения (зубных и челюстно-лицевых протезов, ортодонтических аппаратов и др.);
    - нематериальные услуги - обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья пациента без необходимости выполнения указанных работ.

    Организационно правовое обеспечение как компонент СЗИ, представляет собой организованные совокупности, организационно-технических мероприятий и организационно-правовых актов. Организационно-технические мероприятия, с одной стороны участвуют в непосредственном решении задач защиты, т.е. чисто организационными средствами или совместно с другими средствами защиты, а с другой стороны объединяет все средства в единые комплексы ЗИ. Организационно- правовые акты являются правовой основой, регламентирующей и регулирующей функционирование всех элементов СЗИ. В целом же организационно – правовое обеспечение служит для объединения всех компонентов в единую систему защиты.


    Типизация и стандартизация систем защиты имеет важное значение, как с точки зрения надежности, так и с точки зрения экономичности защиты. Типизация – это разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий, технологических характеристик. Типизация рассматривается, как один из методов стандартизации. Стандартизация- это процесс установления и применения стандартов, которые в свою очередь определяются как образцы, эталоны, модели, принимаемые за исходные, для сопоставления с ними других объектов. Т.о. конечной целью типизации и стандартизации является разработка, утверждение и повсеместное применение стандартов. Первым шагом на пути к конечной цели должна быть максимальная типизация основных решений в соответствующей области. Анализ концепции ЗИ и анализ подходов к архитектурному построению СЗИ в частности показывает, что с целью создания наилучших предпосылок для оптимизации системы ЗИ целесообразно выделить 3 уровня типизации и стандартизации:

    1.Высший уровень-это уровень системы ЗИ в целом.

    2.Средний уровень- это уровень составных компонентов системы ЗИ.

    3.Низший уровень- это уровень проектных решений по средствам и механизмам защиты.

    С целью создания необходимых предпосылок для типизации и стандартизации (ТиС) прежде всего, необходимо осуществить системную классификацию СЗИ. При этом основными критерия классификации должны быть такие показатели, с помощью которых все необходимые системы ЗИ делились бы на такие элементы структуры, т.е. классы, группы, подклассы, каждый из которых был бы адекватен определенным потребностям по ЗИ, вся совокупность таких элементов охватывала бы все потенциальные возможные варианты, потребностей в защите. Изложим один из эмпирических подходов типизации СЗИ: В рамках данного подхода система защиты классифицируется по уровню защиты, который обеспечивает система и по активности реагирования СЗИ на несанкционированные действия (НСД).

    Критерии:

    1. По уровню обеспечиваемой защиты. Все СЗИ целесообразно разделить на следующие 4 категории. Во-первых, системы слабой защиты, они рассчитаны на такие АСОД, в которых обрабатывается информация, имеющая низкий уровень по конфиденциальности. Во-вторых, системы сильной защиты рассчитаны на АСОД, в которой обрабатывается информация, подлежащая защите от НСД, но объемы этой информации не очень велики, обрабатывается она эпизодически. В-третьих, системы очень сильной защиты рассчитаны на АСОД, в которых регулярно обрабатываются большие объемы конфиденциальной информации, которые подлежат защите. В-четвертых, системы особой защиты, они рассчитаны на АСОД, в которых регулярно обрабатывается информация повышенной секретности.

    2. По активности реагирования на НСД. Пассивные, в них не предусматривается ни сигнализация о НЗД, ни воздействие системы на нарушителя. Полуактивные СЗИ, в них предусматривается сигнализация о НЗД, но не предусматривается воздействие системы на нарушителя. Активные СЗИ, в которых предусматривается, как сигнализация о НЗД, так и воздействие системы на нарушителя.

    СЗИ каждой категории по уровню защиты могут относиться к разным типам активности реагирования, нецелесообразно строить активные СЗИ слабой защиты, но системы особой защиты обязательно должны быть активными. В классификационной структуре определяются следующие СЗИ.: НЦ- нецелесообразные, Д-Допустимые, НД-недопустимые Ц-Целесообразные.

    Для формирования полного множества потенциально необходимых СЗИ, должен быть принят во внимание ещё один критерий, т.е. типа АСОД для которой предназначена СЗИ. В настоящее время выделяют следующие типы АСОД:

    1.Персоональное ЭВМ, которое используется локально.

    2.Группы ЭВМ, которые используются локально.

    3.Вычислительная сеть предприятия, учреждения или организации.

    Вопросы защиты информационных ресурсов самым тесным образом связаны не только с решением научно-технических проблем, но и с вопросами правового регулирования отношений в процесс с информатизации. Необходимость организационно-правового обеспечения защиты информации вытекает из факта признания за информацией статуса товара, продукта общественного производства, установления в законодательном порядке права собственности на информацию.
    Такая постановка вопроса приобретает особый смысл и характер в условиях демократизации общества, формирования рыночной экономики, включения нашего государства в мировое экономическое сообщество.

    Организационно-правовое обеспечение является многоаспектным понятием, включающим законы, решения, нормативы и правила. Причем, применительно к защите информации, обрабатываемой в автоматизированной системе, оно имеет ряд принципиальных специфических особенностей, обусловленных следующими обстоятельствами :

    · представлением информации в непривычной и неудобочитаемой для человека двоичной форме;

    · использованием носителей информации, записи на которых недоступны для простого визуального просмотри

    · возможностью многократного копирования информации без оставления каких-либо следов;

    · легкостью изменения любых элементов информации без оставления следов типа подчисток-, исправления и т.п.;

    · невозможностью традиционного скрепления документов традиционными подписями со всеми нормативно-правовыми аспектами этих подписей;

    · наличием большого числа нетрадиционных дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на защищенность информации.
    Исходя из приведенных обстоятельств, комплекс вопросов, решаемых организационно-правовым обеспечением, может быть сгруппирован в три класса :

    · организационно-правовая основа защиты информации в АС;

    · технико-математические аспекты организационно-правового обеспечения;

    · юридические аспекты организационно-правового обеспечения защиты.

    Из практических соображений ясно, что организационно-правовая основа защиты информации должна включать :



    · определение подразделений и лиц, ответственных за организацию защиты информации;

    · нормативно-правовые, руководящие и методические материалы (документы) по защите информации;

    · меры ответственности за нарушение правил защиты;

    · порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам защиты информации.

    Под технико-математическими аспектами организационно-правового обеспечения понимается совокупность технических средств, математических методов, моделей, алгоритмов и программ. Основными из этих условий являются следующие:

    · фиксация на документе персональных идентификаторов ("подписей") лиц, изготовивших документ и (или) несущих ответственность за него;

    · фиксация (при любой необходимости) на документе персональных идентификаторов (подписей) лиц, ознакомившихся с содержанием соответствующей информации;

    · невозможность незаметного (без оставления следов) изменения содержания информации даже липами, имеющими санкции на доступ к ней,

    · т.е. фиксация фактов любого (как санкционированного, так и несанкционированного) изменения информации;

    · фиксация факта любого (как несанкционированного, так и санкционированного) копирования защищаемой информации.

    Под юридическими аспектами организационно-правового обеспечения защиты информации в АС понимается совокупность законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которых достигаются следующие цели;

    · устанавливается обязательность соблюдения всеми лицами, имеющими отношение к АС всех правил защиты информации;

    · узакониваются меры ответственности за нарушение правил защиты;

    · узакониваются (приобретаю! юридическую силу) технико-математические решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;

    · узакониваются процессуальные процедуры разрешения ситуаций. складывающихся в процесс: функционирования систем защиты.

    Эволюция подходов к обеспечению информационной безопасности. Основные понятия и определения.

    Информационная безопасность представляет собой самостоятельную часть безопасности, роль и значение которой с каждым годом неуклонно возрастает. Ее особая роль объясняется глобальными процессами, которые характерны для социально-экономического развития цивилизации. Передовые, развитые в экономическом и технологическом отношении страны вступили в стадию постиндустриального общества, в котором основные производительные силы наряду с переработкой вещества и энергии заняты информационными процессами во всех сферах деятельности и жизни людей.

    В ряду крупных аспектов безопасности можно выделить:

    1. экологическую безопасность;

    2. демографическую безопасность;

    3. физическую безопасность;

    4. экономическую безопасность;

    5. социальную безопасность;

    6. этнокультурную безопасность;

    7. информационную безопасность;

    8. военную безопасность;

    9. технологическую безопасность.

    Комплексная система защиты информации - совокупность сил, средств, методов и меро­приятий, используемых для обеспечения на заданном уровне защиты информации на этом объекте.

    С помощью информационного критерия развития можно оценить изменение информационного содержания материальных систем в ходе эволюционной самоорганизации либо самодезорганизации. Причем на главной прогрессивной линии эволюции происходит непрерывное накопление информации в системах, и тем самым, этот критерий выступает в качестве вектора прогрессивного развития материальных систем. Информационный критерий эволюции выражает достаточно очевидную феноменологическую векторно-генетическую связь роста информационного содержания эволюционирующих систем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом или объектом безопасности – отдельный человек, социальная группа, общество в целом, государство или сообщество государств выделяют следующие основные уровни безопасности:

    1. личная или индивидуальная безопасность;

    2. социетальная (общественная) безопасность или безопасность общества;

    3. национальная безопасность или безопасность государства;

    4. международная или коллективная безопасность;

    5. всемирная или глобальная безопасность.

    Серверы безопасности(брандмауэры,прокси-серверы)

    Обеспечение информационной безопасности организации является на сегодняшний день одной из приоритетнейших задач, стоящих перед любым бизнесом. Безопасность при работе сотрудников в сети Интернет и защита от вредоносных программ является неотъемлемой частью любой информационной системы. То, на сколько хорошо защищена ваша организация напрямую зависит от надежности сервера, безопасности и качества настроек Firewall-системы.

    Рассмотрим 2 сервера безопасности: брандмауэры и прокси-серверы

    Брандмауэр

    Брандмауэр - это система или комбинация систем, позволяющие разделить сеть на две или более частей и реализовать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов из одной части в другую (см рис.1). Как правило, эта граница проводится между локальной сетью предприятия и INTERNET, хотя ее можно провести и внутри локальной сети предприятия. Брандмауэр таким образом пропускает через себя весь трафик. Для каждого проходящего пакета брандмауэр принимает решение пропускать его или отбросить.

    Брандмауэры обеспечивают несколько типов защиты:

    · Они могут блокировать нежелательный трафик

    · Они могут направлять входной трафик только к надежным внутренним системам

    · Они могут скрыть уязвимые системы, которые нельзя обезопасить от атак из Интернета другим способом.

    · Они могут протоколировать трафик в и из внутренней сети

    · Они могут скрывать информацию, такую как имена систем, топологию сети, типы сетевых устройств и внутренние идентификаторы пользователей, от Интернета

    · Они могут обеспечить более надежную аутентификацию, чем та, которую представляют стандартные приложения.

    Все брандмауэры можно разделить на три типа:

    · пакетные фильтры (packet filter)

    · сервера прикладного уровня (application gateways)

    · сервера уровня соединения (circuit gateways)

    Все типы могут одновременно встретиться в одном брандмауэре.

    Пакетные фильтры

    Брандмауэры с пакетными фильтрами принимают решение о том, пропускать пакет или отбросить, просматривая IP-адреса, флаги или номера TCP портов в заголовке этого пакета. IP-адрес и номер порта - это информация сетевого и транспортного уровней соответственно, но пакетные фильтры используют и информацию прикладного уровня, т.к. все стандартные сервисы в TCP/IP ассоциируются с определенным номером порта.