Справочная. Роскомнадзор, что ты такое? Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций роскомнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Структура

Структура ведомства на май 2015 года:

Заместители руководителя:

В составе Федеральной службы 10 управлений центрального аппарата по основным направлениям деятельности (215 человек) и 71 территориальный орган (2804 человек).

В полномочиях Роскомнадзора – организация деятельности предприятий радиочастотной службы. В ее состав входят ФГУП «Главный радиочастотный центр» и ФГУПы федеральных округов.

В ведении Роскомнадзора находится также ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр».

Доходы руководства

Его супруга заработала в 2014 году 19,8 млн рублей (в т.ч. за счет продажи квартир), тогда как за предыдущий год ее доход составлял 26,4 млн.

Таким образом, суммарно семья Жарова в 2014 году смогла получить доход 24,2 млн рублей против 30,2 млн за предыдущий отчетный период.

В собственности главы Роскомнадзора в 2014 году появился новый земельный участок площадью 644 кв. м. и теперь у него их три (два других имеют площадь 869 кв. м. и 2677 кв. м.). Кроме того, Жаров владеет двумя жилыми домами (137,5 кв. м. и 320 кв. м.) и долей в квартире (174,1 кв. м.), а также автомобилем Toyota Land Cruiser.

У Александра Жарова, судя по декларации, пятеро несовершеннолетних детей, один из которых вместе с отцом и матерью является совладельцем квартиры, а другие ей пользуются.

Заместитель главы Роскомнадзора Олег Иванов в 2014 году получил точно такой же доход, как и в предыдущий год – 2855289,87 рублей. Ни на копейку не изменился и доход его жены. Он составил 822393,10 рублей. В пользовании семьи, как и прежде, находится квартира площадью 30,2 кв. м. Владельцами недвижимости и автомобилей они не являются.

Два других заместителя главы Роскомнадзора Максим Ксензов и Александр Панков , а также их жены, в 2014 году, как и семья Иванова, задекларировали доходы с точностью до копейки повторяющие показатели 2013 года.

Ксензов заработал 2,09 млн рублей, его жена – 4,83 млн рублей. Панков получил 2,145 млн рублей, его жена – 84 тыс. рублей. Семья Ксензова владеет автомобилем Hyundai, семья Панкова – Nissan X-Trail.

Не произошло изменений и в недвижимых активах заместителей Александра Жарова.

Четвертый заместитель главы Роскомнадзора – Антонина Приезжева – в 2014 году увеличила свой доход более чем в 10 раз (с 1,48 млн рублей до 15,67 млн), получив субсидию на приобретение жилья.

Соответственно, изменилась и недвижимость, принадлежащая ей. В 2013 году Приезжева владела квартирой 44,6 кв. м. и долей в квартире 63 кв. м. (также долями в ней владели муж и ребенок чиновницы). В 2014 году она осталась владелицей квартиры 44,6 кв. м., а также совместно с мужем теперь имеет квартиру 51,2 кв. м. Ее ребенок остался владельцем доли в квартире 63 кв. м.

Автомобилей в собственности Приезжаевой нет, тогда как в 2013 году был Lexus. В 2014 году владельцем Lexus стал ее муж, увеличивший свой годовой доход со 120 тыс. рублей до 243 тыс.

Показатели деятельности

2014 год

В 2014 году вновь были расширены полномочия Роскомнадзора по контролю за исполнением российского законодательства в отношении сети интернет. Проведена реорганизация подведомственной радиочастотной службы. Все экспертные функции теперь концентрируются в Главном радиочастотном центре, а полномочия по инженерно-техническому обеспечению деятельности Роскомнадзора полностью возложены на Радиочастотный центр Центрального федерального округа, в состав которого вошли предприятия радиочастотной службы в федеральных округах.

Помимо совершенствования структуры радиочастотной службы, глава ведомства Александр Жаров выделяет среди итогов 2014 года сопряжение информационных систем Роскомнадзора и РЧС, что вывело на новый уровень контроль и надзор в сфере связи; увеличение объемов оказания госуслуг в электронном виде; модернизацию подходов к защите прав субъектов персональных данных.

"В этом ряду и расширение совместной с Генеральной прокуратурой деятельности по противодействию проявлениям экстремизма в интернете, усиление в соответствии с «законом о блогерах» адресной работы с владельцами и администрациями интернет-сайтов, провайдерами хостинга с целью оперативного удаления противоправной информации и минимизации блокировок популярных интернет-ресурсов", - говорит Жаров.

Минувший год стал годом окончательного закрепления за Роскомнадзором статуса основного органа власти, обеспечивающего информационную безопасность личности, общества и государства в интернет-среде.

"Мы реализуем важную регуляторную функцию, направленную на создание инструментов эффективного противодействия распространению в интернете социально опасной информации, на укрепление информационного суверенитета России ", - добавляет он
.

В 2014 году, несмотря на снижение общего количества проверок (особенно малого и среднего бизнеса), Роскомнадзором было выявлено больше нарушений, чем годом раньше. Соответственно, выросли объемы выданных предписаний и наложенных штрафов. Проверки проводятся преимущественно по признакам нарушений, выявленных в ходе мероприятий систематического наблюдения, не требующих взаимодействия с участниками рынка.

История

2019

Константин Носков заявил об избыточных полномочиях Роскомнадзора

В ходе приветственного слова на расширенной коллегии Роскомнадзора глава Минкомсвязи Константин Носков заявил, что следует пересмотреть полномочия регулятора, сообщает в апреле 2019 года "Коммерсантъ ".


Отвечая Носкову, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подтвердил, что полномочия действительно расширились с момента основания регулятора в 2008 году: вместо 35 их стало 147, и частично приписал эту "заслугу" Госдуме , в том числе ее комитету по информационной политике.

Генпрокуратура нашла в Роскомнадзоре 10 коррупционеров

22 января 2019 года стало известно, что после проверки Генпрокуратуры десять чиновников Роскомнадзора были наказаны за нарушение антикоррупционного законодательства. Нарушения выявились в Управлении Роскомнадзора по Южному федеральному округу.

В итоге прокуратура обратилась к главе Управления, представив десять служащих к наказанию и потребовав устранить нарушения. Руководство Управления привлекло провинившихся сотрудников к дисциплинарной ответственности и предприняло шаги к устранению нарушений.

В ходе проверки Генпрокуратуры вскрылись многочисленные случаи, когда сотрудники Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу представляли неполные и недостоверные данные о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах - своих, а также своих супругов или детей.

В частности, глава одного из отделов не подал данные , что владеет земельным участком и жилым домом в Краснодарском крае . Ведущий специалист управления умолчала о получении ее мужем дохода в размере более 900 тыс. руб. Сотрудница отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета не отразила соответствующим образом тот факт, что на ее мужа зарегистрировано семь транспортных средств.

Кроме того, служащие Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу не всегда исполняли обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Например, сотрудница Управления, которая была замужем за топ-менеджером компании, работающей на рынке связи, принимала участие в проверке этой компании. Это было сделано вопреки решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Служащая, о которой идет речь, проверяла достоверность поданных компанией ее мужа сведений. Сведения были представлены для принятия решения о признании общества оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования .

2017

Дело о мошеннической схеме зарплат

ФСБ проводит проверку высокопоставленных чиновников Роскомнадзора на предмет причастности к махинациям с начислением зарплат. Как пишет "Коммерсантъ ", слежка велась около полугода, спецслужбы прослушивали телефонные разговоры, проверяли движение средств по счетам сотрудников.

11 октября стало известно, что пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский , глава правового отдела ведомства Борис Едидин и глава аппарата Александр Весельчаков стали фигурантами дела о мошенничестве . Все они находятся под домашним арестом.

«Из текста постановления о привлечении господина Ампелонского в качестве обвиняемого можно понять лишь одно: ему в вину ставится только то, что он согласился работать в Роскомнадзоре», - сказал Седаков.
По словам адвоката, «о каких-либо иных действиях [Ампелонского] в обвинении не говорится ни слова». Седаков добавил, что «по степени абсурдности оно напоминает произведение Франца Кафки „Процесс`», передает газета.

Генпрокуратура нашла коррупцию в Роскомнадзоре. Четыре чиновника уволены

Восемь должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) понесли различные наказания за нарушения антикоррупционного законодательства. Об этом сообщается на сайте Генпрокуратуры, которая провела соответствующую проверку в управлении Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу .

«По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования руководство Управления приняло меры к устранению допущенных нарушений, восемь государственных служащих ведомства, в том числе три руководителя, привлечены к дисциплинарной ответственности, - говорится в заявлении Генпрокуратуры . - В ходе рассмотрения представления четыре должностных лица освобождены от замещаемых должностей и уволены с государственной гражданской службы по личной инициативе».

Как сообщает Прокуратура, некоторые сотрудники Роскомнадзора при заполнении справок скрыли сведения о полученных ими или их супругами доходах за 2015 г.

Генпрокуратура наказала нескольких чиновников Роскомнадзора

В других случаях было установлено, что ответственные за профилактику коррупционных правонарушений чиновники Управления располагали данными о существенном превышении расходов госслужащих ведомства над их доходами, но надлежащих мер при этом не инициировали. Это является нарушением ст. 4 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов… доходам».

Например, ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи в 2015 г. приобрел квартиру в Санкт-Петербурге стоимостью более чем в два раза превышающей его совокупный доход за три года, предшествовавших сделке. «Однако законность получения им доходов, потраченных на покупку недвижимого имущества, не проверена, - пишет Генпрокуратура. - В итоге процедура контроля за его расходами так и не была проведена в связи с увольнением со службы».

В нарушение федеральных законов «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» другой ведущий специалист-эксперт Управления не передал в доверительное управление принадлежащие ему акции «Ростелеком ». Эта организация является поднадзорной для ведомства, и в 2015 г. служащий участвовал в ее проверке, что является конфликтом интересов.

Кроме того установлено, что руководитель Управления с превышением пределов предоставленных законом полномочий издал приказ, утвердивший перечень должностей федеральной госслужбы, при назначении на которые граждане и служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - как своих, так и жен с детьми. «Однако территориальные органы федеральных органов исполнительной власти правом издания нормативных правовых актов не наделены», - отмечает Генпрокуратура.

2015

Контроль за деятельностью социальных сетей

Смысл основных положений документа заключается в активизации мер государства, направленных на защиту прав граждан от разнообразных проявлений терроризма и экстремизма. Постановление было введено в действие в рамках «антитеррористического пакета» активизации данных мероприятий.

Какими дополнительными правами теперь наделен федеральный орган исполнительной власти, призванный защищать личные права субъектов персональных данных?

Роскомнадзор получил полное право знакомиться с перепиской активных пользователей популярных социальных сетей, таких, как: «Одноклассники », «ВКонтакте ». Получит доступ контролирующий орган и к электронной почте пользователей интернета, а также системам обмена сообщений Агент.Mail.ru , ICQ . Под новые требования подпадают все социальные сети, почтовые сервисы, блоги, форумы и другие аналогичные платформы. Они обязаны хранить данные о пользователях в течение полугода.

Процедура контроля личной переписки строго регламентирована и приводится в действие исключительно по запросу правоохранительных органов в рамках ведения оперативно-розыскных мероприятий.

Ведомство получило право проводить проверки организаторов распространения информации – сайтов и провайдеров, которые организуют передачу сообщений пользователей. В ходе таких мероприятий Роскомнадзор будет устанавливать «факты приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей».

Проверки будут проводиться без санкции прокуратуры, поводом может служить обращение правоохранительных органов или нарушение провайдером сроков устранения ранее выявленных недочетов при организации передачи сообщений.

Результаты проверки будут публиковаться на сайте Роскомнадзора.

Включен анализ контента в интернет-СМИ

25 декабря 2015 года стало известно о запуске Роскомнадзором систему автоматического сбора и анализа контента в интернет-СМИ на территории 19 регионов РФ в тестовом режиме .

2012: Жалоба на Youtube и ЖЖ

В июле 2012 года Роскомнадзор сообщил о направлении уведомлений 5 американским компаниям и одному регистратору доменных имен с Багамских островов о незаконном распространении на принадлежащих им доменах персональных данных россиян. В числе этих компаний – Youtube и Livejournal , владеющие, соответственно, крупнейшим видео-хостингом и популярной в России блог-платформой.

Роскомнадзор требует от этих компаний прекратить делегирование соответствующих доменных имен либо удалить нарушающую российское законодательство информацию. Какие именно из страниц на данных ресурсах нарушают персональные данные, не сообщается. В компании SUP Media, владеющей сервисом Livejournal, сообщили, что не в курсе данного требования.

Аналогичные письма получили американские регистраторы Domains By Proxy и Names.com. Первый из них обслуживает домены feritac.info и его зеркало - elgebei.info, на которых расположена информация о местожительстве москвичей. Names.com обслуживает домен huzhe.net, на котором размещена «жалобная книга», позволяющая разместить жалобу на любое лицо или организацию.

Еще один адресат писем Роскомнадзора – багамский Internet.bs – обслуживает похожий ресурс obmanof.net, где можно оставлять жалобы на интернет-мошенников. В жалобах можно указывать и контактные данные «мошенников», что, видимо, и послужило причиной требований Роскомнадзора об отключении доменов.

Уведомления были направлены в период с начала июля, ответов на них пока не поступало. Одновременно Роскмонадзор попросил Министерство иностранных дел оказать содействие по дипломатическим каналам в прекращении распространения персональных данных россиян.

Всего с начала 2012 года Роскомнадзор направил за рубеж 42 требования о прекращении распространения сведений, нарушающий российский Закон «О защите персональных данных». Положительный ответ был получен в 15 случаях. Из них в 12 случаях регистраторы отключили доменные имена. Ресурсы moscownomers.org и pyat.net удалили незаконную информацию после того, как их регистраторы (из и Индии соответственно) перенаправили им соответствующие письма от российских властей.

А сайт wcb.su сделал это после получения требования от Государственной службы Украины по защите персональных данных. В остальных случаях Роскомнадзор обещает обратиться за защитой в уполномоченные органы соответствующих стран. В борьбе с информацией, размещенной в зарубежных социальных сетях, у Роскомнадзора есть пока только один успешный прецедент: ресурс shockcrim.blogspot.com, расположенный на принадлежащем Google сервисе Blogspot, перестал работать после обращения к регистратору соответствующего доменного имени – американской MarkMonitor .

2011: Как Роскомнадзор следит за онлайн-СМИ

С 15 декабря 2011 года в Роскомнадзоре заработает компьютерная система, детектирующая противоправный контент в онлайновых СМИ. Разработчики этой системы из московской компании «ДатаЦентр » рассказали «Маркеру» , как она будет функционировать, а представители Роскомнадзора объяснили, почему многое по-прежнему придется делать силами экспертов - людей.

Нарушителей будет искать компьютер

В апрельском (2011 г) конкурсе Роскомнадзора на «разработку, поставку и монтаж программно-аппаратного комплекса контроля информационно-телекоммуникационной сети Интернет по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации» участвовали девять компаний. Победителем стало ООО «ДатаЦентр», обещавшее к декабрю создать такую систему за 4,6 млн рублей (стартовая цена конкурса - 15 млн рублей). Отвечая на вопрос об опыте контент-проектов, представитель «ДатаЦентра» Ольга Володина сообщила, что ее фирма разрабатывала «закрытые» проекты для госорганизаций.

Как пояснил руководитель проекта компании «ДатаЦентр» Алексей Шило, создаваемый для Роскомнадзора программно-аппаратный комплекс (ПАК) - это сервер со специализированным программным обеспечением, с набором словарей и библиотекой материалов, признанных противоправными. Этот ПАК анализирует материалы интернет-СМИ (сайтами, не имеющими лицензий СМИ, Роскомнадзор не занимается). Обнаружив материалы, которые прежде уже признаны противоправными, он посылает сообщение сотрудникам надзорного ведомства. То же происходит, если в статьях встречаются слова из специальных словарей - названия наркотиков, оскорбительные именования наций, призывы к противоправным действиям и т. п. По словам Алексея Шило, система будет анализировать контекст, в котором встречаются слова из «группы риска», ведь, допустим, слова «пойдем мочить» теоретически могут относиться к стирке белья.

Представители «ДатаЦентра» утверждают, что их ПАК будет анализировать, в том числе графическую, аудио- и видеоинформацию. В конкурсной заявке этой компании речь шла о 17 текстовых форматах, 10 - графических, 14 - аудио и 11 - видео.

Конечно же, компьютерная система не сможет определить все случаи противоправного контента, признает начальник управления Роскомнадзора Николай Новиков. Компьютер - лишь один из вспомогательных инструментов для контроля. К тому же решение о противоправности информации в любом случае должны принимать люди.

Компьютеру помогут люди

С 1 сентября 2012 года у Роскомнадзора станет больше работы. Вступит в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он требует метить специальными знаками информационные продукты, не предназначенные для детей. Судя по тексту закона, это относится и к интернет-сайтам. Видов не предназначенной для детей информации очень много. Это, в частности, контент, отрицающий семейные ценности, формирующий неуважение к родителям, оправдывающий противоправное поведение, вызывающий у детей страх, ужас или панику и т.п.

В Роскомнадзоре надеются, что компьютерная система поможет им справиться со всей этой работой. По мнению представителя ведомства Михаила Воробьева, противоправный контент редко встречается в редакционных материалах - гораздо чаще его можно увидеть в комментариях читателей. Согласно прошлогоднему постановлению Верховного суда, интернет-СМИ должны удалить или отредактировать такие комментарии в течение одного рабочего дня после обращения Роскомнадзора. Если это не будет сделано, Роскомнадзор выносит интернет-СМИ предупреждение, предусмотренное законом «О средствах массовой информации».

2011: Контроль за 385 тыс юрлиц

В Российской Федерации в 2011 году деятельность в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляли свыше 385 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и более 89 тыс. редакций средств массовой информации. Государственный контроль над ними осуществлялся в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, систематического наблюдения. Помимо этого велся мониторинг материалов СМИ с целью выявления нарушений законодательства.

Всего в 2011 году было проведено 2511 плановых проверок и 5353 внеплановых. Из общего количества мероприятий всех видов государственного контроля 63,5% составляют мероприятия систематического наблюдения (в 2010 году – 51%). При этом большая часть всех плановых мероприятий (83,6%, в 2010 году – 64,3%) была также проведена этим методом, что позволило значительно снизить административную нагрузку на бизнес, говорится в отчете Роскомнадзора.

В 2011 году ведомством была реализована возможность предоставления в электронном виде 14 государственных услуг. Также Роскомнадзором и подведомственными предприятиями радиочастотной службы проведены работы по совершенствованию Федеральной автоматизированной информационно-аналитической системы в области использования радиочастотного спектра и электронных СМИ. С 15 октября 2011 года на интернет-портале ФАИС, а также на интернет-портале радиочастотной службы открыт доступ для операторов и граждан РФ к части разделов входящей в состав ФАИС ведомственной базы радиочастотных назначений всех гражданских операторов связи по территории РФ.

В течение 2011 года в Роскомнадзор поступило 14108 заявлений по вопросам лицензирования (2010 год – 16308, в 2009 год – 13154), в том числе 7 613 заявлений о предоставлении новой лицензии. Помимо этого поступило 6495 заявлений о продлении срока действия лицензии, о внесении изменений и дополнений в лицензии, о переоформлении и аннулировании лицензии.

2008: Преобразование в Россвязькомнадзор и далее в Роскомнадзор

Указом Президента № 724 от 12.05.2008 Указом Президента Россвязьохранкультура преобразовывается в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Россвязькомнадзор становится подведомственным Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 419, на Россвязькомнадзор были возложены функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Россвязькомнадзор являлся лицензирующим органом в области телевизионного вещания и радиовещания, в области оказания услуг связи, в области воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

Кроме того, Россвязькомнадзор осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и организует торги на получение лицензий в области связи.

Указом Президента Российской Федерации № 1715 от 3 декабря 2008 г. Россвязькомнадзор преобразуется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Федеральная служба остается в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2007: Создание Россвязьохранкультуры

В марте 2007 года полномочия по осуществлению разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельности в сфере связи и в области массовых коммуникаций были объедены в рамках одного ведомства.

Указом Президента от 12.03.2007 №320 Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Новая структура подчиняется напрямую Правительству РФ.

Дополнительно новой Федеральной службе были переданы функции по осуществлению радиочастотных присвоений и организации деятельности радиочастотной службы, а также нормативное правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере связи. В декабре 2007 года Служба приступила к исполнению полномочий в качестве Уполномочено органа по защите прав субъектов персональных данных.

2004: Создание службы Россвязьнадзор

1 января 2004 года вступил в силу новый Федеральный закон «О связи», в основе которого лежит принцип создания равных условий доступа для всех граждан России к услугам связи. Вслед за ним последовал Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому образовывалась Федеральная служба надзора в сфере связи (Россвязьнадзор).

Этим Указом впервые в отечественной истории функции государственного надзора в сфере связи были возложены на отдельный федеральный орган исполнительной власти.

26 апреля 2004 года вышло постановление Правительства № 223 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией», в результате чего управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ были ликвидированы и созданы соответствующие территориальные органы Россвязьнадзора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 318 были определены функции Россвязьнадзора. Они существенно расширялись. К задачам по организации и проведению государственного надзора за связью и информатизацией добавились задачи лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, задачи государственного регулирования цен на присоединение и пропуск трафика «существенными» операторами, задачи обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи.

2001: Департамент по надзору за связью и информатизацией в Минсвязи

В 2001 году проводится реорганизация Службы в соответствии с постановлением Правительства № 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации». В результате создается Департамент по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации в составе Минсвязи России и 77 управлений в регионах, объединенных общим названием Госсвязьнадзор.

Департамент по надзору за связью и информатизацией как управляющая структура и Госсвязьнадзор как контрольный орган, в первую очередь, обеспечивали проведение мероприятий по контролю и надзору в сфере связи и информационных технологий с целью обеспечения соблюдения лицензионных условий и обязательных требований на телекоммуникационном рынке страны.

1999: Создание Министерства по делам печати

Осенью 1999 года было создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации (МПТР России), в составе которого функционировали региональные управления. В августе 2000 года территориальные управления были преобразованы в окружные и межрегиональные территориальные управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Окружные и межрегиональные территориальные управления МПТР России осуществляли государственную политику в области средств массовой информации и массовых коммуникаций. Также в их ведении находились вопросы регистрации средств массовой информации, информационных агентств, лицензирование полиграфической деятельности. Неизменной оставалась и функция контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

1993: Служба государственного надзора за связью

С начала 1990-х годов отрасль связи, как и все остальные сегменты российской экономики, перешла на рыночные рельсы: внедрялись новые технологии, расширялся спектр оказываемых услуг, росло количество операторов, в страну массово ввозилось новое оборудование связи. Побочным следствием активного развития отрасли стали недобросовестная конкуренция, незаконное использование радиоэлектронных средств (РЭС), создание помех системам связи государственного управления. Сложившаяся в отрасли ситуация потребовала внедрения новых организационных форм и методов регулирования.

15 ноября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ №1156 создается Служба государственного надзора за связью при Минсвязи России . В ее функции вошло осуществление контроля за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи по лицензиям, выданным в установленном порядке и в соответствии с установленными нормами качества, а также проведение частотных присвоений для работы РЭС и высокочастотных устройств.

Служба состояла из Главного управления государственного надзора за связью и региональных управлений и отделений.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О связи» закрепил за Службой функции организации и обеспечения государственного надзора и контроля.

Служба последовательно переходила в подчинение Государственному комитету РФ по связи и информатизации (1997-1999 годы), Государственному комитету РФ по телекоммуникациям (1999 год), Министерству РФ по связи и информатизации (1999-2001 годы).

Итогом работы с 1995 по 1999 годы стало сокращение в 5 раз количества операторов, работающих без лицензий, на 20% уменьшилось количество жалоб на работу операторов электросвязи, существенно уменьшилась доля несертифицированного оборудования связи.

1991: Инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати

Предшественником Роскомнадзора в сфере надзора за деятельностью средств массовой информации и массовых коммуникаций было Главное управление по охране государственных тайн в печати.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 566 от 25 февраля 1991 г. оно было реорганизовано в Государственную инспекцию по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати Российской Федерации. В 1994 году приказом уже Комитета РФ по печати создаются региональные управления. Основной задачей Управлений стало осуществление государственной политики в сфере массовой информации, в том числе: регистрация средств массовой информации, лицензирование полиграфической деятельности, защита свободы печати и массовой информации, контроль по соблюдению законодательства РФ в области массовой информации.

»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Разрешить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 10 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

3 - 4. Утратили силу с 28 января 2011 года. - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2011 N 39.

5. Отнести к ведению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральные государственные унитарные предприятия, находившиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федерального агентства по информационным технологиям, согласно приложению.

6. Согласиться с предложением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, строение 2.

7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

а) утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1152;

б) Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 419 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2709) признать утратившим силу;

в) пункт 56 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 814 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 46, ст. 5337), признать утратившим силу;

г) пункт 54 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 43 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 6, ст. 738), признать утратившим силу.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. ПОЛНОМОЧИЯ

5. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет:

5.1.1. государственный контроль и надзор:

5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.1.2. в сфере связи:

5.1.1.2.1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;

5.1.1.2.2. за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации;

5.1.1.2.3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2.4. за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2.5. за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами, Федерального закона

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля;

5.1.1.2.6. за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля;

5.1.1.2.7. за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения;

5.1.1.2.8. за обеспечением доступности для инвалидов объектов, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 15.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и предоставляемых услуг;

5.1.1.3. в сфере информационных технологий:

5.1.1.3.1. за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5.1.1.4. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 769;

5.1.1.5. за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы;

5.1.1.6. в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

5.1(1). обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона "О персональных данных" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

5.1.2. присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам;

5.1.3. регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов;

5.1.4. лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований:

5.1.4.1. в области телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.4.2. в области оказания услуг связи;

5.1.4.3. по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.1.5. присвоение позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения и регистрацию присвоения позывных сигналов;

5.1.6. аккредитацию экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.1.7. создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр);

5.1.7(1). принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

5.1.8. направление в Евразийскую экономическую комиссию предложений, содержащих сведения о радиоэлектронных средствах и (или) высокочастотных устройствах гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа), а также рассмотрение полученных из Евразийской экономической комиссии предложений от государственных органов государств - членов Евразийского экономического союза, содержащих сведения о радиоэлектронных средствах и (или) высокочастотных устройствах гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа);

5.2. ведет:

5.2.1. реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования;

5.2(1). устанавливает:

5.2(1).1. порядок представления лицензиатом в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала;

5.2(1).2. порядок ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации;

5.2(1).3. порядок формирования и ведения лицензирующим органом реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;

5.2(1).4. порядок представления в лицензирующий орган оператором связи, осуществляющим трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, сведений о таком вещателе;

5.2(1).5. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2018 N 76;

5.2(1).6. форму разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания;

5.2(1).7. порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций;

5.2(1).8. порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5.2(1).9. порядок подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5.2(1).10. форму выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации;

5.2(1).11. порядок аннулирования разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации;

5.2.2. реестр зарегистрированных средств массовой информации;

5.2.3. реестры лицензий;

5.2.4. реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

5.2.5. реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации;

5.2.6. реестр экспертов и экспертных организаций, аккредитованных для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.3. организует:

5.3.1. проведение работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей телевизионного вещания и радиовещания;

5.3.2. деятельность радиочастотной службы;

5.3.3. проведение торгов на получение лицензий в области связи;

5.3.4. проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

5.3.5. сезонное планирование использования высокочастотных полос радиовещательными службами, в том числе международную координацию такого планирования с администрациями связи или уполномоченными радиовещательными организациями иностранных государств;

5.3.6. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1298;

5.3.7. проведение экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.3.8. выполнение в установленном порядке работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов;

5.3(1). утверждает положение о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;

5.3(2). образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию, организует и обеспечивает ее деятельность;

5.4. регистрирует:

5.4.1. средства массовой информации;

5.4.2. радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения;

5.4.3. сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, подлежащие регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. выдает разрешения:

5.5.1. на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации;

5.5.2. на применение франкировальных машин;

5.5.3. на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;

5.5.4. на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река - море) плавания;

5.5.5. на ввоз на территорию Российской Федерации в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);

5.6. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.7. рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с федеральным законом;

5.8. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, а также полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в сфере ведения Службы;

5.9. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы);

5.10. осуществляет анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Службе, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, а также проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного комплекса;

5.11. осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.12. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций в указанной области;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

5.15. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере ведения;

5.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.17. осуществляет иные функции в установленной сфере ведения, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.2. проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

6.4. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.5. в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений;

6.6. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере ведения;

6.7. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за деятельностью подведомственных организаций;

6.8. утверждать образцы служебных удостоверений;

6.9. в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, привлекать к формированию и ведению единого реестра оператора единого реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.

7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере ведения, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций;

9.2.7. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, заместителей руководителей ее территориальных органов, а также руководителей подведомственных организаций, заключает и расторгает трудовые контракты с руководителями этих организаций;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе и ее территориальных органах;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансовое обеспечение расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Федеральном казначействе и его территориальных органах в валюте Российской Федерации, а также счета в кредитных организациях, открываемые для учета операций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - г. Москва.

Приложение

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

1. Главный радиочастотный центр, г. Москва.

2. Радиочастотный центр Центрального федерального округа, г. Москва.

3. Радиочастотный центр Приволжского федерального округа, г. Нижний Новгород.

4. Радиочастотный центр Сибирского федерального округа, г. Новосибирск.

5. Радиочастотный центр Южного федерального округа, г. Ростов-на-Дону.

6. Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа, г. Санкт-Петербург.

7. Радиочастотный центр Уральского федерального округа, г. Екатеринбург.

8. Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск.

9. Научно-технический центр "Информрегистр", г. Москва.


Оценить

Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 07.02.2018 16:17

Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) - это орган исполнительной власти Российской Федерации, который находится в ведении Минкомсвязи. Основными функциями Роскомнадзора считаются контроль и надзор в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Помимо этого, этот орган исполнительной власти также занимается контролем и надзором за соответствием обработки личных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также выполняет функции по организации деятельности радиочастотной службы. Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»: «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.» .

Также следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.» .

За последние несколько лет активная деятельность Роскомнадзора увеличилась в десятки раз одновременно по всем направлениям. Это коснулось не только мониторинга, но и множества запретов и блокировок интернет-страниц. Что касается мониторинга, то за 3 квартале 2016 года при содействии Управления осуществлялась деятельность рабочей группы по разработке требований к единому информационному пространству мониторинга средств массовых коммуникаций, а также реализовывались мероприятия по подготовке к проведению Единого дня голосования 18 сентября 2016 года.

В рамках этих мероприятий специалистами ФГУП «РЧЦ ЦФО» выявлено 715 материалов с нарушениями действующего законодательства о выборах, 462 материала направлено в Центральную избирательную комиссию или в соответствующие территориальные избирательные комиссии. В 3 квартале 2016 года мониторинг региональных средств массовой информации и массовых коммуникаций организован на территории 85 регионов. В ежедневном режиме силами 120 специалистов территориальных подразделений ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществлялся мониторинг 6253 СМИ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет:

5.1.1. государственный контроль и надзор:

5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.1.2. в сфере связи:

5.1.1.2 .1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;

5.1.1.2 .2. за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации;

5.1.1.2 .3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2 .4. за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2 .5. за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля.» .

В 3 квартале (9 месяцев) 2016 года территориальными управлениями Роскомнадзора проведено 2540 (7742) плановых и 164 (674) внеплановых мероприятий государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере СМИ. проведенных территориальными управлениями Роскомнадзора плановых мероприятий государственного контроля уменьшилось на 12% (15%), внеплановых - уменьшилось на 47% (13%). Количественные показатели проведенных мероприятий систематического наблюдения в отношении СМИ в 3 квартале (9 месяцев) 2015, 2016 годов (см. Приложение № 1).

Очень активно в последнее время идет борьба Роскомнадзора с интернет-компаниями. Многие иностранные интернет-компании игнорируют решения российских судов и государственных органов, ссылаясь на то, что работают по законам стран, в которых зарегистрированы. Чиновники придумали, как решить эту проблему, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких интернет-компаний, операторов связи, чиновники двух ведомств и человек, знакомый с сотрудниками администрации президента. По их словам, весной в законодательство могут быть внесены поправки, позволяющие по решению суда замедлять доступ к сайтам нарушителям российского законодательства. Причем распространяться эта норма будет не только на иностранцев.

Среди пользователей социальных сетей вызвал широкий общественный резонанс блокировка ряда приложений. Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов адреса мессенджеров BlackBerry Messenger, Imo и Line, а также аудиовизуальный чат Vchat, сообщил сайт проекта «Роскомсвобода». Сервисы были заблокированы после того, как отказались предоставлять российским властям данные о пользователях и их активности. Они также отказались признать себя организаторами распространения информации. Кроме того, вчера на странице в Facebook, Роскомнадзор сообщил, что операторы связи начали ограничивать раздачу пиратского контента, блокируя по IP доступ к вспомогательному сервису торрент-трекеров - анонсерам. Анонсеры собирают данные, необходимые для организации устойчивого файлообмена.

Роскомнадзор продолжает вычищать интернет-пространство от пиратских сайтов, активно борется с нарушителями авторских прав. Роскомнадзор продолжает активно бороться с самым крупным российским торрент-трекерем RuTracker. Роскомнадзор и правообладатели окончательно хотят заблокировать данный пиратский ресурс. По информации издания, уже заблокировано несколько торрент-анонсеров, серверов, которые обрабатывают запросы пользователей и ведут статистику, из-за чего сильно упала скорость скачивания у большинства пользователей. Правообладатели собираются обратиться в Москгорсуд с требованием закрыть все «зеркала» сайта.

Глава специализирующейся на блокировке пиратских раздач компании Pirate Pay Андрей Клименко заявил, что его сотрудники уже составляют список «зеркал» RuTracker. По его словам, компания подготовила документ, который разъясняет, какие сайты можно считать «зеркалами», а какие просто копируют внешний вид трекера. На сайте трекера появилось сообщение о том, что российские провайдеры блокируют торрент-анонсеры ресурса, из-за чего у пользователей могут возникать ошибки в статусах раздач и статистике. Ранее сообщалось, что Госдума поддержала законопроект об оперативной блокировке «зеркал» пиратских сайтов. «Зеркалом» сайта называют его точную копию под другим адресом.

Также Роскомнадзор, заблокировав сайт с готовыми работами для школьников и студентов. Надзорное ведомство заблокировало ресурс refoteka.ru, на котором размещались рефераты, курсовые и дипломные работы. Соответствующее решение было принято Ленинским районным судом Ставрополя, который признал распространение данной информации нарушением законодательства. Истцом в ходе процесса выступил местный прокурор, который обратил внимание на то, что на заблокированном сайте для всех желающих за деньги были доступны готовые курсовые и дипломные работы. При этом данные научные труды являются объектом интеллектуальной собственности.

Роскомнадзор начал замедлять процесс раздачи пиратского контента с торрент-трекеров с помощью ограничения доступа к серверам, ответственным за скачивание. Об этом надзорное ведомство сообщило на своей странице в Facebook. Роскомнадзор начал принимать меры по прекращению создания технических условий, обеспечивающих распространение «пиратских» копий аудиовизуальной продукции путем ограничения доступа к серверам торрент-трекеров - так называемым «анонсерам» .

В нем отмечается, что блокировка «анонсеров», которая происходит по IP-адресу, позволяет замедлить процесс раздачи файлов, поскольку торрент-клиент перестает получать информацию, у кого можно скачать тот или иной файл». Антипиратский закон был принят Госдумой в июне 2013 года. Он предполагает, что сайты с пиратским контентом могут быть заблокированы решением суда по требованию правообладателя в случае нарушения авторских прав. 1 мая 2015 года закон был распространен на музыку, книги и софт.

В 3 квартале 2016 года специалистами ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществлен мониторинг в отношении 154390 выпусков СМИ, выявлено 11286 материалов с признаками нарушений законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций, 7647 из которых были подтверждены АУП ФГУП «РЧЦ ЦФО» или ТО Роскомнадзора и переданы в ТО и ЦА Роскомнадзора для принятия соответствующих мер реагирования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): « в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);» .

За 2016 год было направлено на блокировку 9 500 сайтов и/или указателей страниц сайтов сети «Интернет». Основными ресурсами, на которых осуществляется распространение противоправной информация, являются:

По линии незаконного оборота наркотиков - специализированные сайты и «доски объявлений». При этом доля социальных сетей составляет более 20%,

По линии азартных игр - 98% приходится на сайты, специализирующиеся на распространении такой запрещенной информации.

В связи с непринятием мер по удалению информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, в отчетный период доступ на территории Российской Федерации ограничен к 817 интернет-ресурсам. Кроме того, за отчетный период в Роскомнадзор поступило 16определений Мосгорсуда об отмене предварительных обеспечительных мер, в результате чего были прекращены меры реагирования в отношении 461 интернет-ресурса.

Также стоит отметить борьбу Роскомнадзора с суицидальными группами. В конце 2016 года в Роскомнадзоре состоялось заседание рабочей группы по выявлению в интернете информации о самоубийствах. Участники заседания решили начать совместную разработку научной методики, которая позволит оперативно осуществлять мониторинг и эффективно выявлять материалы о самоубийствах и тематические сообщества, в том числе программным методом.

В России необходимо создать центр онлайн-контроля сети связи общего пользования, заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров на расширенном заседании коллегии ведомства. По его словам, Роскомнадзор в «ежедневном круглосуточном режиме» ведет наблюдение за качеством услуг связи из своего Ситуационного центра, куда оперативно поступает информация об инцидентах и авариях на объектах и сетях связи. Кроме того, налажен информационный обмен с крупнейшими операторами связи страны, МЧС и Минэнерго. Однако, по словам Жарова, не всегда удается оперативно реагировать на нештатные ситуации - случаются неоправданные задержки с восстановлением оказания услуг связи в должном объеме и надлежащего качества.

Свыше тысячи записей в социальных сетях Instagram, Facebook и Twitter с признаками суицидального контента выявлены с начала февраля этого года. Территориальные управления Роскомнадзора в российских регионах провели профилактические встречи на тему детских самоубийств. Ранее правительство одобрило законопроект об ужесточении наказания за склонение детей к самоубийству.

Важно отметить, что среднее количество подписчиков в выявляемых суицидальных группах - от 10 до 300 пользователей. Раньше, в начале работы по данному направлению, фиксировались группы с количеством участников от 100 до 3000 человек. То есть сейчас группы не успевают набрать аудиторию, большинство выявляемых Роскомнадзором сообществ являются «молодыми». Кроме того, примерно 5-10 % от общего числа выявляемых групп являются вновь созданными после блокировки основных групп, то есть такой суицидальный контент имеет один или несколько центров администрирования, группы создаются одними и теми же лицами.

В последнее время в социальных сетях активно распространяется виртуальная игра, которая склоняет детей к самоубийству. Подростки начали делиться в соцсетях несколькими хэштегами, которые отсылают к так называемым «группам смерти», ставшим причиной нескольких случаев суицидов среди несовершеннолетних в России. Так, в конце января начале февраля в соцсетях ВКонтакте и в Instagram стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, снабженные хэштегами.

- «синий кит»,

- «разбуди меня в 4:20»,

- «я в игре»,

- «тихий дом» .

Вступившим в группу детям предлагают принять участие в игре, которая заключается в заданиях, последним из которых якобы становится самоубийство.

Также Роскомнадзор удалит из интернета книгу Стейси Крамер «50 дней до моего самоубийства». Специалисты Роскомнадзора выявили 102 интернет-страницы с текстом книги Стейси Крамер «50 дней до моего самоубийства», содержащей противоправную информацию. Ранее решения о запрете распространения книги на территории РФ вынесли Дорогомиловский районный суд города Москвы, Таганский районный суд города Москвы, Бабушкинский районный суд города Москвы, а также Гагаринский районный суд города Москвы. Поясняется, что суды установили, что в сюжетной линии произведения имеются описания способов совершения самоубийства. В тексте содержатся высказывания, которые побуждают совершить самоубийство, а также аргументы и суждения, которые могут склонить к принятию решения о совершении самоубийства.

Госдума ранее начала сбор отзывов на законопроект, предусматривающий уголовное наказание для организаторов так называемых «групп смерти» в социальных сетях. До этого сразу в десяти регионах России были проведены обыски у администраторов и участников «группы смерти», имеющих псевдонимы «Филипп Море», «Мирон Сетх», «Хранитель Истины» и других.

Подводя итог, следует отметить, что при реализации полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций Роскомнадзор преследует цель обеспечения права граждан на свободу слова при одновременном недопущении злоупотребления свободой массовой информации. Особое внимание уделяется контролю за исполнением норм и требований законодательства, касающихся запрета использования информационного пространства для экстремизма, разжигания различных форм ненависти, распространения противоправной информации.