Как и в любой стране, в Российской Федерации руководство осуществляется через органы государственной власти и управления. Сегодня под органами госвласти понимается канал, с помощью которого народные массы реализуют свою власть, что предусматривается третьей статьей российской Конституции. Наряду с этим имеется местное самоуправление, которое не входит в систему госвласти.
Специфические черты, присущие органам госвласти
Каждому органу госвласти присущи некоторые властные и государственные полномочия, которые выражаются в их компетенции.
Под термином "компетенция" понимают совокупность предметов ведений и полномочий.
Любую компетенцию органа госвласти определяют Конституция России, устав субъекта Федерации, законы России и ее субъектов, указы главы государства, постановления кабинета министров и постановления исполнительного органа субъекта федерации, положение об этом органе и прочие нормативно-правовые акты.
Государство устанавливает порядок образования каждого государственного органа. К примеру, Конституция России и соответствующие федеральные законы регламентируют порядок проведения выборов в Государственную Думу.
Государство уполномочивает каждый госорган на выполнение определенных задач и функций. К примеру, как говорится в 80-й статье Конституции РФ, российский президент обязан гарантировать права и свободы граждан, а также государственный суверенитет, тогда как Правительству Российской Федерации предписывается, согласно сто десятой статьи Конституции, осуществлять исполнительную власть.
Государство устанавливает порядок функционирования каждого государственного органа. К примеру, российское правительство действует согласно федерального конституционного закона.
Для каждого госоргана характерно, что он структурно входит в единую систему органов госвласти, составляя ее часть.
Единство системы госуправления
Российская Конституция определяет, что из органов госвласти и управления страны, а также всех, входящих в нее субъектов, состоит единая система органов государственного управления. Проявление подобного единства системы госвласти находит свою реализацию в системе по разграничению полномочий и предметов ведения между центрально-федеральными властными структурами и властными органами федеративных субъектов.
Все органы госвласти имеют между собой тесную организационно-правовую связь.
Понятие органа госуправления
Одной из разновидностей органов госвласти являются органы государственного управления, обладающие всеми основными чертами, присущими органам госвласти.
Госорган имеет свои отличительные признаки.
К госоргану относят организованный коллектив, являющийся самостоятельной частью госаппарата, имеющий собственную компетенцию и обладающий публичными функциями.
Главным отличительным признаком для госоргана будет то, что это понятие относится к организации, коллективу, управляемой группе людей.
К следующему признаку государственного органа будет относиться то обстоятельство, что госорган является политической структурой, то есть наделен госвластью, которая дает право выступать от государственного имени для выполнения его функций.
Соответственно это подразумевает наделение госоргана специфическими полномочиями, имеющими властно-государственную природу.
Обладание госвластными полномочиями является главным юридическим признаком всякого госоргана.
В чем заключаются подобные полномочия?
Госвластные полномочия заключаются в праве госоргана осуществлять издание от лица государства соответствующих юридических актов, которые являются обязательными для исполнения.
Адресатами изданных актов госорганов могут являться иные госорганы, должностные, юридические и физические лица, а в некоторых ситуациях и общественные структуры.
Особенности полномочий
Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.
Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.
Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.
В каких сферах действительны полномочия госоргана
Сферу действия полномочий госорганов определяет конкретное место, которое занимают органы государственной власти и управления в системе госаппарата, плюс характер задач, решаемых конкретным властным органом.
Органы госвласти и управления вправе реализовывать издаваемые правовые акты путем осуществления от лица государства соответствующих мероприятий по убеждению, воспитанию и поощрению.
Для государственно-властных полномочий характерно наличие права на организацию от лица государства соответствующего наблюдения (надзора) за правильностью выполнения требований изданного правового акта.
Это вполне объяснимо, так как властные полномочия проявляются не только в установлении определенной обязанности, но и в необходимости обеспечения ее конкретного исполнения и неукоснительного соблюдения представителями государственных и общественных структур, юридическими и физическими лицами.
В определенных случаях для неукоснительного выполнения изданных правовых регламентов органы государственного управления могут использовать разрешенные им меры по принуждению.
Все перечисленные действия госорганов подлежат обязательному исполнению, так как они подкреплены силой и авторитетом государства.
Специфика органа госуправления
Федеральные органы государственного управления, как и любые иные органы власти, должны действовать в рамках своей компетенции. Орган должен обладать соответствующей организационной структурой, территориальным масштабом деятельности. Органам госуправления присущи свои специфические признаки, вытекающие из своеобразия задач, решаемых исполнительными властными органами, и особенностей их госдеятельности.
Прежде всего вышеуказанными органами проводится специфическая по методике и содержанию государственная деятельность - госуправление.
Вся деятельность органов государственного управления, осуществляемая в рамках предоставляемых властно-государственных полномочий, решает задачи, касающиеся общего, ежедневного, оперативного руководства на объектах, связанных с хозяйственным, социально-культурным, административным и политическим строительством.
В своей работе органы госуправления в первую очередь руководствуются законом, используя юридические средства нормотворческого и юрисдикционного характера.
В общем, организация органа государственного управления предусматривает собой создание структуры, являющейся частью госаппарата, которая предназначена в режиме распорядительно-исполнительной деятельности от лица государства и в объемах предоставленных властных государственных полномочий осуществлять непосредственное ежедневное руководство деятельностью административных, политических, хозяйственных и социально-культурных объектов.
Исполнительная власть
Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.
Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.
Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление - к организационно-правовой.
Что подразумевается под термином "исполнительная власть"
Под исполнительной властью понимается государственное управление, которое осуществляют органы исполнительной власти.
Реализация ее происходит во внесудебном порядке. В ее компетенции находятся наиболее важные атрибуты государственной власти, это касается финансов, важнейших коммуникаций, полиции, армии, структур безопасности, исправительных учреждений и тому подобного.
О местном самоуправлении
На сегодняшний день в Российской Федерации местные органы государственного управления еще не могут с полной отдачей решать поставленные перед ними задачи, так как их деятельность подлежит совершенствованию.
Формирование местных представительных органов происходит путем выборов, тем не менее они относятся к государственным органам управления.
Местные органы исполнительной власти не имеют организационной связи с местными представительными органами, хотя обе эти ветви являются органами госуправления.
При решении задач местного характера орган местного самоуправления обладает организационной и функциональной самостоятельностью.
Органы государственного и муниципального управления
Существуют различные формы управления. Всем известны государственное и муниципальное.
Отмечаются следующие типы взаимоотношений между этими органами власти.
Первый тип взаимоотношений, связанный с возложением на орган госвласти субъекта Российской Федерации обязанностей, касается вопросов, находящихся исключительно в федеративном ведении. При этом федеральные органы государственной власти осуществляют административное руководство региональными исполнительными структурами.
Второй тип взаимоотношений подразумевает совместное ведение управления. В данном случае федеральные органы государственной власти принимают управленческие решения после обязательного выяснения мнения регионального органа госвласти, хотя право на окончательное решение всегда за федеральной структурой. Таким образом, решающим голосом обладает федерация, совещательным - регион.
Третий тип взаимоотношений предусматривает равноправие в вопросах совместного управления, когда федерация и субъекты обладают одинаковыми правами. Кроме договорного порядка, отношения могут устанавливаться равноправными при возникновении так называемого режима двойного ключа. К примеру, Конституция РФ предусматривает подобное взаимодействие. В тексте это звучит таким образом: "Изменение статуса субъекта РФ допускается в случае взаимного согласия Федерации и субъекта".
Четвертый тип взаимоотношений касается вопросов, закрепленных в ведении субъекта федерации, когда орган госвласти субъекта федерации имеет решающий голос, а у федерации - только совещательный.
Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.
Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.
Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:
- -комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
- -по экономической политике;
- -по социальным вопросам;
- -по природным ресурсам;
- -и другие.
Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.
Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.
Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.
Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.
Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.
Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.
Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.
Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.
Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.
- 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
- 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.
Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.
В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:
- - финансовое управление;
- -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
- -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
- -управление по внешнеэкономическим связям;
- -комитет по инвестициям;
- -управление цен;
- -департамент транспорта;
- -департамент промышленности;
- -департамент агропромышленного комплекса;
- -управление ЖКХ;
- -другие.
В управлении социальной сферой:
- -управление здравоохранения;
- -управление образования (образования и науки);
- -управление культуры;
- -комитет по физкультуре и спорту;
- -управление по делам молодежи;
- -управление социальной защиты населения;
- -комитет по труду;
- -департамент занятости
- -другие.
В управлении инфраструктурой региона:
- -управление капитального строительства;
- -управление архитектуры и градостроительства;
- -управление автодорог;
- -государственный архитектурно-строительный надзор;
- -другие.
В управлении ресурсной сферой региона:
- -комитет по земельным ресурсам;
- -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
- -управление лесами;
- -управление водного хозяйства;
- -другие.
Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.
Проблемы регионального управления.
Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.
Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.
Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.
Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.
В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.
Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:
- а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
- б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
- в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.
Относятся:
- Глава государства - Президент Российской Федерации ;
- Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание РФ ;
- Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства ;
- Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ)
- Судебный орган - Верховный Суд Российской Федерации .
Также в различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Органы государственной власти" в других словарях:
Органы государственной власти - см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; … Энциклопедия права
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Юридическая энциклопедия
органы государственной власти - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN governmental аuthoritiespublic аuthorities … Справочник технического переводчика
Органы государственной власти - см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; … Большой юридический словарь
Подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями … Энциклопедический словарь экономики и права
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными… … Юридическая энциклопедия
Органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской… … Словарь юридических понятий
Органы государственной власти субъектов рф - (англ. organs/bodies of state pover of subjects of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме законодательные (представительные) органы гос ной … Энциклопедия права
Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования - Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования и полномочия Российской Федерации в области… … Официальная терминология
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ - ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ … Юридическая энциклопедия
Книги
- Органы государственной власти в России. Конституционнно-правовой аспект , Эриашвили Н., Габричидзе Б., Белоновский В., Хазов Е., Чихладзе Л., Кальгина А., Прудников А., Алиев Я., Маюров Н., Кирсанов А., Гаглоев Д., Галузо В.. Книга посвящена проблематике теории органов государственной власти, выявлению и анализу ее наиболее значительных составляющих. Органы государственной власти рассматриваются как федеральные…
- История власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти иуправления. IX-XX века , А. Андреев. Работа Александра Андреева рассказывает об истории государственной власти в России за тысячу лет. Подробно исследован механизм власти и управления государством, органы государственной власти…
Система органов власти и управления, их права и обязанности определены в Конституции Российской Федерации
Президент Российской Федерации Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Президент.
Институт президентской власти возник в CCCP в 1990 г. B России он был введен референдумом 17 марта 1991 г. Первым Президентом России на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 г стал Б.Н. Ельцин, переизбранный на второй срок в 1996 г. Второй Президент - В.В Путин (2000-2008) Третий Президент - Д.А. Медведев (2008-2012)
Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. B этом качестве он осуществляет следующие функции
Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
« принимает меры по охрчне суверенитета Российской Федерации. ее независимости и государственной целостности:
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
Представляет Россию внутри страны и на международной
Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать ряяу цензов (требований): быть гражданином Россни, иметь возраст не моложе 35 лст; постоянно проживать в России нс мснее 10 лст Кроме того, согласно поправкам в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Ns І9-ФЗ не имеет
права быть избранным Президентом осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления или преступления экстремистской направленности, имеющий на день голосования непогашенную судимость, а также подвергнутый административному наказанию п© ст 2D 3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»)
Для сравнения: Президентом Италии может Выть лицо, достигшее
50 лет, KHP - 45 лет. а Президентом США - человек, родившийся на территории США, а не просто гражданин США, в возрасте
B соответствии со ст. 81 Президент России избирается на четыре года (с 2012 г - на б лет) на основе всеобщих выборов Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, т e не более восьми лет Президент Российской Федерации наделен широкими властными полномочиями, т.е. правами и обязанностями B сфере законодательной власти он наделен правом законодательной инициативы (предлагать новые законопроекты); издает указы, имеюшие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право отклонять принятые Государственной Думой законы (право отлагательного вето), обрашается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.
Президент участвует в формировании органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти (ст 83):
« назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее вслучаях, предусмотренных ст. 41 и 117 Конституции РФ;
Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его заместителей, федеральных министров,
Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
Представляет каноидатуры судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации,
« формирует и возглавляет Совет Безопасности;
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами назначает и освобождает высшее командование Вооружен-
Утверждает военную доктрину Российской Федерации;
Осушествляет руководство внешней политикой государства;
После коисультаций с комитетами палат Федерального Собрания назначает и отзывает послов и т.п.
Для выполнения столь широких полномочий существует значительный аппарат (более 2 тыс. сотрудников) - Администрация Президента
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной нэмене или совершении иного тяжелого преступления (ст 93). Срок полномочий Президента может прекратиться в случае его добровольной отставки или стойкой неспособности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. He позднее трех месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обязанности Президента исполняет Председатель Правительства
Федеральное Собрание Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации - палата Федерального Собрания, огражаюшая федеративное устройство российского государства и выражающая интересы субъектов Российской Федерации. B Совет Федерации входят по два представителя от субъектов Российской Федерации: один - от исполнительной власти, второй - от законодательной. Эти представители избираются населением субъектов на свободных выборах
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной
и.пи иной творческой деятельности.
Заседания палат проходят раздельно, ведают они разными вопросами Приоритетной сферой палат яапяется законотворчество: федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федераиии лишь одобряет их или отклоняет Среди полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Консти
туционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации Государственная Дума дает согласие Президент>" на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.
K исключительным предметам ведения Совета Федерации (ст. 102) относятся:
Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
Утверждение указа Президента о введении военного положения, а также о введении чрезвычайного положения;
О возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;
« назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;
Назначение на должность судей Конспггуционного Суда. Верховного Суда. Высшего Арбитражного Суда РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора;
Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и т.п.
K исключительным предметам ведения Государственной Думы относятся (ст I03)*
« дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
Решение вопроса о доверии Правительству;
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ,
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
Объявление амнистии;
Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его OT должности.
Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помошью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создают по различным направлениям парламентской деятельности Так, в Государственной Думе сушсствуют комитеты;
« по законодательству и судебно-правовой реформе:
Труду и социальной поддержке;
« экологии,
Экономической политике;
Обороне;
« безопасности;
Собственности;
Бюджету, налогам, банкам и финансам;
Образованию, науке и культуре и др
Правительство Российской Федерации Правительство осуществляет исполнительную власть. B соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Правительство - есть высший орган исполнительной власти.
Правительство представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти.
Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Ero кандидатура вносится новым Президентом не позднее двухнедельного срока после избрания Остальные члены Правительства назначаются по предложению его Председателя.
Основными направіениями деятельности Правительства (ст 114)
ЯВЛЯЮТСЯ"
Разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение;
Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
« осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью,
Управление федеральной собственностью;
Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, рсализаиии внешней политики Российской Федерации;
« ежегодный отчет перед Государственной Думой. Эго новое полномочие, введенное с 2009 г.
Согласно ст. 117 Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях.
I) сложения полномочий перед вновь избранным Президентом;
2) отставки, которая может быть осуществлена по инициативе самого правительства или по инициативе Президента;
3) выражения недоверия Правительству со стороны Государственной Думы.
Органы правосудия Они представляют третью ветвь власти - судебную. Судебная власть осушествляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 г (в ред. от 15 декабря 2001 г)
Поскольку Россия - государство федеральное, то устанавливается двухуровневая судебная система-
1) федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;
2) суды субъектов РФ, включаюшие конституционные суды субъектов РФ, мировые суды
Мировые суды являются низшим звеном судебной системы B городах, районах и т п. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.
Хотя судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, однако условно правосудие можно разделить на три «ветви»:
Конституционное правосудие,
Обшее правосудие;
Арбитражное правосудие
Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами
Высшее звено (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор эа деятельностью судов общей юрисдикции;
Среднее звено (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяет законность и обоснованность решений, приговоров. определений судов первой инстанции до их вступления B законную снлу;
Основное низовое звено (районные, городские суды, мировые суды) рассматривает гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу, вынося решения - по гражданским делам, приговоры - го уголовным, определения - по любому из этих производств.
Конституционное правосѵдие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Сул РФ и конституционные суды республик Их основная функция состоит в охране и зашите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции межлу органами федеральной власти, а также Федерации и субъектов Российской Федерации
Экономические споры и споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.
Судьями могут быть только граждане РФ, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 r. № 3l32-l (в ред. от І5декабря 2001 г). Они должны иметь высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической профессии Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. B своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны Судьи несменяемы и неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных н служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообшений) Судья, в том числе по истечении срока его полномочии, не можст быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта
Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. B случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроизводство осушествляется с участием присяжных заседателей - выбранных случайным образом людей, присутствующих на суде и высказывающих свое мнение перед окончательным принятием решения
Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 25 лет, не подвергавшихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны l2 комплектных, ге. имеющих право выносить вердикт по делу, и двое запасных. Функция заседателей состоит в определении виновности нли невиновности подсудимого Только после этого суд принимает решение голосованием
Органы прокуратуры Несмотря на то что в гл. 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть» включена прокурчтуря, она не входит в судебную систему, так как имеет несколько иную no сравнению с судебной властью правовую природу н функции
Прокуратура - составная часть контроіыюй власти Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г Ns 2202-1 (в ред от 5 октября 2002 г.) определил ее функции и задачи. Прокуратура осуществляет надзор:
За исполнением законов местными представительными органами (законодательными собраниями),
« соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, управления и контроля; юридическими лицами;
Исполнением законов органами, осуществляющими опера- тивно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Исполнением законов в местах содержания задержанных, при исполнении наказания.
Другая важнейшая функция прокуратуры - участие прокурора в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя Он вправе обрашаться в суд с заявлением или вступать в дело на любой стадии процесса, если этого требует зашита прав гражяан и охраняемых законом интересов обшества и государства
Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор. Он назначается на должность Советом Федераипи по представлению Президента на пять лет. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности в стране и мерах по укреплению правопорядка. Генеральный прокурор РФ по согласованию с ее субъектами назначает прокуроров субъектов Российской Федерации на пять тст Генеральный прокурор вместе с заместителями образует коллегию. Кроме нее в составе Генеральной прокуратуры РФ находятся главные управления и отделы Структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ является Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором
22. Система органов государственного управления в рф
Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.
23. Федеральное Собрание рф в системе государственного управления.
Федеральное Собрание РФ как высший законодательный орган выполняет функции представительства интересов граждан и собственно законодательствование. Российский парламент – двухпалатный государственный орган.
Верхняя палата – Совет Федерации - постоянно действующий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.
Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
Палаты российского парламента являются основными субъектами законодательного процесса: Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под принятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией считается принятым при одобрении большинством не менее /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее /4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.
Роспуск Государственной Думы осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ. Государственная Дума не может быть распущена: 1) в течение года после ее избрания по второму из указанных оснований; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Государственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.