Социально экономического положения субъектов рф. «РИА Рейтинг» показал социально-экономическое положение регионов

Входящее в медиагруппу МИА «Россия Сегодня», подготовило очередной, пятый по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, построенный на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2014 год, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая в силу влияния различных факторов весьма неравномерна.

В лидерах и аутсайдерах без существенных перемен

Ведущие позиции в рейтинге сохраняют Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. В первую десятку регионов также входят: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Сахалинская область, Самарская область и Республика Башкортостан. Если сравнивать группу лидеров рейтинга по итогам 2013 и 2014 годов, то нужно отметить Сахалинскую область, которая за год поднялась на шесть позиций с 14-го на 8-е место, и Самарскую область, которая потеряла три строчки, и по итогам 2014 года занимает 9-е место. Основными факторами, повлиявшими на итоговую позицию Самарской области, стали сокращение доли прибыльных предприятий, увеличение дефицита консолидированного бюджета. В немалой степени снижение позиций Самарской области произошло из-за ухудшения ситуации в автомобилестроительном секторе.

Замыкающая рейтинг десятка регионов существенно не изменилась: Республика Тыва, Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея и Чеченская Республика. В 2014 году в последнюю десятку вошла Республика Адыгея, а покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, благодаря существенному росту добычи золота в регионе. Внутри десятки также произошли некоторые изменения. Среди позитивных перемен можно отметить улучшение позиций Республики Ингушетия, которая поднялась на три строчки вверх и заняла 79-е место в итоговом рейтинге. По одной позиции прибавили Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания и Республика Алтай. По две строчки потеряли Республика Адыгея, Республика Калмыкия и Еврейская автономная область, на три места опустилась Карачаево-Черкесская Республика.

Таким образом, в 2014 году существенных изменений среди основных лидеров и аутсайдеров рейтинга не произошло, но в его середине позиции некоторых регионов заметно изменились. При этом по мнению аналитиков РИА Рейтинг , экономическая ситуация в целом по России усложнилась в 2014 году. Темпы роста ВВП замедлились, произошло снижение инвестиций в основной капитал, инфляция значительно превысила плановые показатели. Однако, учитывая тот факт, что обвальное падение биржевой цены нефти и ослабление рубля произошло в конце года, на результатах рейтинга это отразилось в меньшей степени, чем можно было бы предположить. По всей видимости, более заметные передвижки в рейтинге можно ожидать по итогам 2015 года, так как в новых условиях экономический потенциал различных регионов неодинаков.

Лидеры роста

Лидерами по росту позиций в рейтинге стали сразу три региона. На восемь позиций улучшили свое положение Республика Саха (Якутия), поднявшаяся с 28-го на 20-е место, Рязанская область (с 46-го на 38-е место) и Тамбовская область (с 50-го на 42-е место). Еще три региона улучшили свои позиции на шесть строчек. Это Сахалинская область (поднялась с 14-го до на 8-го места), Тульская область (с 29-го места на 23-е) и Пензенская область (с 55-го места на 49-е).

Позиции Республики Саха (Якутии) укрепились благодаря качественному улучшению практически всех показателей, учитывавшихся при расчете рейтинга. Позитивная динамика региона отмечается во всех четырех группах рассматриваемых критериев. В частности, в республике на 15% увеличился объем производства товаров и услуг в абсолютных ценах, объем доходов консолидированного бюджета вырос на 12%, а задолженность по налогам и дефицит консолидированного бюджета сократились. Отметим, что в прошлом году добыча золота в регионе выросла более чем на 5%.

Успехи Рязанской области связаны с улучшением социальных и бюджетных показателей. Так в 2014 году в области снизилась младенческая смертность, выросла ожидаемая продолжительность жизни и увеличились доходы населения. В бюджетной сфере сократился дефицит консолидированного бюджета.

Положение Тамбовской области в общем рейтинге улучшилось благодаря существенному сокращению дефицита консолидированного бюджета, росту на 17% в абсолютных ценах объема производства товаров и услуг, а также приросту объема инвестиций в основной капитал на одного жителя (+16%). Также увеличилась доля прибыльных предприятий до 78.2%.

Сахалинская область вошла в первую десятку лидеров рейтинга благодаря улучшению экономических показателей. По оценкам регионального правительства, в 2014 году ВРП вырос на 3.6% к уровню 2013 года и индекс промышленного производства составил 105.5% (в среднем по России 101.7%). Область стала одним из лидеров по приросту добычи нефти в России, при том, что нефтегазовый сектор является основным источником доходов бюджета региона. По многим показателям, входящим в расчет рейтинга, регион входит в десятку лучших. По итогам 2014 года область стала лидером по росту доходов консолидированного бюджета на одного жителя и по отношению профицита консолидированного бюджета к собственным доходам. Сахалинская область - один из немногих регионов, сокративших долговую нагрузку.

Положительная динамика Тульской области связана с ростом на 22% объема производства товаров и услуг в абсолютных ценах в расчете на одного жителя, увеличением доли прибыльных предприятий, сокращением задолженности по налогам и сборам. Кроме того, выросли доходы консолидированного бюджета.

Улучшение позиций Пензенской области в большей степени связано с положительной динамикой показателей бюджетной сферы. Сокращение дефицита консолидированного бюджета и задолженности по налогам позволило региону продвинуться вверх по рейтингу.

Лидеры снижения

Наиболее ощутимо снизились позиции двух регионов - Астраханской и Амурской области, которые потеряли по восемь мест. На семь мест опустилась Удмуртская Республика, на шесть - Мурманская область и три региона (Архангельская область, Ростовская область и Республика Бурятия) потеряли по пять позиций.

Позиции Амурской области, согласно расчетам РИА Рейтинг, ухудшились вследствие снижения бюджетных и экономических показателей. В 2014 году почти на треть снизились доходы консолидированного бюджета, а также увеличились дефицит консолидированного бюджета и долговая нагрузка. Больше чем на треть сократились инвестиции в основной капитал по сравнению с итогами 2013 года.

Снижение позиций Астраханской области связано с ухудшением многих макроэкономических показателей. Основными причинами стало существенное наращивание долговой нагрузки и увеличение дефицита консолидированного бюджета. В 2014 году было принято решение Правительства РФ о создании в Астраханской области особой экономической зоны, что должно дать толчок в развитии регионального производственного кластера.

Удмуртская Республика также теряет позиции в итоговом рейтинге, даже несмотря на то, что объем производства товаров и услуг в 2014 году вырос в абсолютных ценах на 14%, объем консолидированного бюджета увеличился на 5%, а объем инвестиций в основной капитал - на 25% по сравнению с прошлым годом. Основными причинами снижения в рейтинге стало сокращение доли прибыльных предприятий, увеличение госдолга по отношению к собственным доходам бюджета и рост дефицита консолидированного бюджета.

Основными факторами снижения позиций Архангельской области стали сокращение на треть объема производства товаров и услуг, снижение на 17% инвестиций в основной капитал на одного жителя, рост дефицита бюджета и уровня безработицы.

В Ростовской области увеличилась задолженность по налогам, вырос дефицит консолидированного бюджета, а также сократилась доля прибыльных предприятий, что сказалось на положении региона в общем рейтинге.

Республика Бурятия потеряла пять позиций в итоговом рейтинге из-за снижения объема инвестиций в основной капитал, роста задолженности по налогам и дефицита консолидированного бюджета.

Рейтинг социально-экономического положения регионов рассчитывался на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов за 2014 год, данные по которым доступны на официальных Интернет-ресурсах Росстата, Минфина РФ, Федерального казначейства. Всего для построения рейтинга использовалось 15 количественных показателей. В рейтинге не использовались экспертные оценки

Методика оставления рейтинга по сравнению с предыдущим годом была несколько скорректирована (число учитываемых при расчете показателей снижено с 16 до 15 (в текущей версии рейтинга не использовался показатель «объем иностранных инвестиций на душу населения», в связи с отсутствием сопоставимых официальных данных по итогам 2014 года)), что не привело к значимому изменению результатов. Тем не менее, для более точной оценки динамки развития регионов сравнение их позиций по итогам 2014 и 2013 годов приведено по сопоставимой методике.

В рейтинг вошли 83 субъекта РФ. При расчете рейтинга показатели Архангельской области использовались без учета данных Ненецкого автономного округа, а показатели Тюменской области без учета данных Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В рейтинг не включены Республика Крым и г. Севастополь, вошедшие в состав РФ в 2014 году, ввиду отсутствия в открытом доступе необходимых данных для расчета рейтинга.

11:55 15.06.16

Рейтинг социально-экономического положения регионов - итоги 2015 года

РИА Рейтинг – 15 июн. К Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ-2016), который стартует в Санкт-Петербурге 16 июня, рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" медиагруппы МИА "Россия сегодня", подготовило очередной, шестой по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, построенный на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2015 год, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая в силу влияния различных факторов весьма неравномерна.

В группах лидеров и аутсайдеров в рейтинге по итогам 2015 года существенных изменений не произошло. Ведущие позиции, как и в рейтинге по итогам 2014 года, занимают Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. В первую десятку рейтинга также входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Тюменская область, Свердловская область и Республика Башкортостан. Состав первой десятки регионов рейтинга хорошо иллюстрирует структуру российской экономики. В нее вошли финансовые и интеллектуальные центры страны (города Москва и Санкт-Петербург), ряд промышленно развитых регионов, а также значительное число тех субъектов РФ, где сосредоточено главное материальное богатство России – нефть и газ. В сумме на регионы первой десятки приходится более 70% общероссийской добычи нефти и 90% добычи газа.

Большинство названных субъектов РФ входили в первую десятку и в предыдущем рейтинге. Правда, первую десятку покинула Самарская область, позиции которой снизились с 9-го места до 13-го. Ее место заняла Свердловская область, которая поднялась на две позиции с 11-го на 9-е место. На позиции Самарской области негативное влияние по-прежнему оказывает неблагоприятная ситуация в автомобилестроении, которое является одной из ведущих отраслей в регионе. Среди негативных факторов, повлиявших на позиции Самарской области, можно отметить продолжающееся сокращение доли прибыльных предприятий, а также ухудшение ряда бюджетных показателей. Тем не менее, Самарская область занимает достаточно высокое место в окружении таких регионов как Пермский край (12 место) и Красноярский край (14 место). Вхождение Свердловской области в первую десятку обусловлено ростом доли прибыльных предприятий за счет улучшения финансовых показателей в металлургическом секторе, снижением дефицита консолидированного бюджета и улучшением ряда других показателей.

Замыкающая рейтинг десятка регионов также существенно не изменилась. В нее вошли: г. Севастополь (включен в рейтинг впервые), Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, Республика Тыва.

Среди значимых изменений в нижней части рейтинга можно отметить улучшение позиций Чеченской Республики, которая, покинув последнюю десятку, поднялась на 72-е место. В 2015 году в республике существенно сократился дефицит бюджета, снизился уровень безработицы, сократился уровень долговой нагрузки.

Лидеры роста

Лидерами по росту позиций в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ стали Мурманская и Амурская области, которые поднялись на 11 и 10 позиций соответственно. Кроме них, заметно поднялись в рейтинге Удмуртская Республика, прибавившая 8 мест, Хабаровский край (+7 мест) и Чукотский автономный округ (+6 мест).

Мурманская область, занявшая 32-е место, поднялась в рейтинге благодаря росту объема инвестиций в основной капитал, сокращению задолженности по налогам, снижению уровня долговой нагрузки, а также улучшению ряда других показателей. Этих показатели улучшились на фоне роста промышленного производства, индекс которого в 2015 году, согласно данным Росстата, составил 106,8%.

Повышению позиций Амурской области (51-ое место) также способствовал рост инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в области в 2015 году составил 103,9 миллиардов рублей, что на 31% больше, чем в предыдущем году. По темпам роста инвестиций Амурская область стала рекордсменом среди всех субъектов РФ. Кроме того, по итогам 2015 года доля прибыльных предприятий в Амурской области выросла по сравнению с 2014 годом на 5,4 процентных пункта. Среди позитивных факторов также можно выделить улучшение показателей бюджетной сферы – доля налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированного бюджета Амурской области выросла, уровень долговой нагрузки и дефицит бюджета снизились.

Среди позитивных изменений, произошедших в 2015 году в Удмуртской Республике (38-ое место), можно выделить сокращение дефицита бюджета, снижение уровня безработицы, рост доли прибыльных предприятий, сокращение задолженности по налогам. В Хабаровском крае (33-е место) также сократился дефицит бюджета, и выросла доля налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированного бюджета с 75% в 2014 году до 82% в 2015 году. Кроме того, в регионе улучшились и социальные показатели. В частности повысилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, а уровень безработицы снизился.

Чукотский автономный округ (67-ое место) поднялся на 6 позиций за счет улучшения бюджетных и экономических показателей. Консолидированный бюджет автономного округа в 2015 году исполнен с профицитом, в то время как в 2014 году был зафиксирован дефицит. Отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета снизилось с 125,1% по итогам 2014 года до 92,7% в 2015 году. Объем инвестиций в основной капитал на одного жителя в Чукотском автономном округе вырос по сравнению с 2014 годом на 28,1%.

Лидеры снижения

Наиболее существенно снизились позиции Калужской области, которая опустилась с 30-го места в рейтинге по итогам 2014 года на 40-е место в рейтинге по итогам 2015 года. Позиции трех регионов (Ставропольского края, Ульяновской области, Республики Мордовия) снизились на 7 мест.

Позиций Калужской области снижаются второй год подряд, однако это снижение происходит после фазы многолетнего роста. Такая смена тенденции объясняется тем, что текущий экономический кризис болезненно ударил по тем отраслям, которые активно развивались в регионе в предыдущие годы – в частности, по автомобилестроению. В 2015 году в области снизились объемы промышленного производства и сократились инвестиции, а также выросла задолженность по налогам. Среди показателей бюджетной сферы региона можно выделить рост дефицита консолидированного бюджета и повышение уровня долговой нагрузки. Отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Калужской области по итогам 2015 года выросло до 83,7%.

В Республике Мордовия (65-ое место), где спад в промышленном производстве, по данным Росстата, составил 5,2%, в 2015 году сократились доходы консолидированного бюджета, снизилась доля налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, уровень долговой нагрузки региона, в течение уже длительного времени находящийся на запредельном уровне, еще больше повысился. По итогам 2015 года отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Мордовия составил 165,5%. Многие экономические показатели также ухудшились. Все это привело к снижению позиций республики в рейтинге.

Ставропольский край (44-ое место) потерял 7 позиций за счет роста уровня долговой нагрузки и роста дефицита консолидированного бюджета. Кроме того, в 2015 году сократились инвестиции в основной капитал, а также ухудшилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг.

В Ульяновской области (55-ое место) в 2015 году повысился уровень долговой нагрузки и увеличился дефицит консолидированного бюджета. Кроме того, выросла задолженность по налоговым платежам и несколько снизилась доля прибыльных предприятий. Снижению позиций региона также способствовало снижение покупательской способности денежных доходов населения.

В 2016 году возможно улучшение позиций регионов с развитым ОПК

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2016 году произойдет замедление темпов экономического спада. При этом, вероятнее всего, цены на нефть не будут существенно выше, чем в 2015 году, как и цены на продукцию металлургии. Курс рубля уже не будет так стремительно падать, как это наблюдалось годом ранее, что не позволит получить девальвационного эффекта. Поэтому совокупное влияние этих факторов, скорее всего, может привести к некоторому ухудшению положения экспортно-ориентированных компаний, главным образом, нефтяников, газовиков, металлургов. В то же время, учитывая значительные бюджетные ассигнования, довольно активно продолжит развитие машиностроение в секторе ОПК. В условиях продолжающихся санкций и снижения уровня конкуренции со стороны внешних поставщиков, продолжит развитие аграрно-промышленный комплекс. Кроме того, по данным Росгидромета, в 2016 году, ожидается хороший урожай. Учитывая сохраняющийся невысокий спрос, не стоит ожидать возобновления роста в автомобильных кластерах. В целом же в экономике, несмотря на прогнозируемые признаки стабилизации, радикальных изменений по сравнению с 2015 годом не произойдет, если не принимать во внимание ожидаемое торможение спада. Проецируя этот прогноз на региональный разрез, можно предполагать, что в 2015 году позиции регионов в верхней и нижней части рейтинга не претерпят существенных изменений. Но в то же время можно ожидать изменения позиций регионов в средней части рейтинга, в частности, роста позиций регионов со значительной долей ОПК и аграрно-промышленного сектора. Вероятно, могут снизиться позиции регионов, в экономике которых существенную роль играет автопром. Некоторые экспортно-ориентированные регионы могут ненамного снизить свои позиции в рейтинге.

МОСКВА, 28 июн - РИА Новости. Центр экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости подготовил рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2010 года. Рейтинг, построенный на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической палитре России. Методика рейтинга , аудирована ЗАО «БДО» , основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы, определяющие экономическое положение регионов. Источниками информации для составления рейтинга являлись данные Росстата и Минфина РФ.

Первые пять строчек рейтинга заняли Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, что не вызывает удивления. На эти пять регионов приходится около 40% отечественного ВВП, они являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны (имеется в виду Тюменский регион). В этих же регионах работают или базируются большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты. Обладая мощным ресурсным потенциалом, что определяет хорошие бюджетные, социальные и макроэкономические показатели, данные регионы имеют неоспоримое преимущество в уровне экономического развития. Правда, несмотря на общность этих регионов по принадлежности к первой пятерке рейтинга, они существенно различаются по качественным показателям своего развития.

Москва и Санкт-Петербург исторически на протяжении многих лет являются лидерами в области социально-экономического развития. Концентрация финансовых ресурсов, мощный кадровый потенциал, развитая инфраструктура, особый статус, конкурентоспособность и экспортный потенциал продукции создают предпосылки для высоких позиций этих субъектов РФ в рейтинге, причем с хорошим отрывом от других регионов.

Основным конкурентным преимуществом Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого АО и Тюменской области является наличие значительных запасов углеводородного сырья. Ориентация Тюменского региона на добычу нефти и газа определяет его сильную зависимость от конъюнктуры и уровня спроса на внешнем рынке, а это, в свою очередь, есть не что иное как пресловутая зависимость от нефтяной иглы, от которой страна пытается избавиться, но пока прогресса не видно. Доля топливно-энергетических товаров в экспорте РФ выросла с 66,7% в 2009 году, до 67,5% в 2010 году. Примечательно, что это происходит на фоне снижения доли экспорта продукции машин, оборудования и транспортных средств. Их доля в 2010 году снизилась с 5,9% до 5,4%.

К сожалению, обрабатывающие сектора, определяющие технологический уровень промышленности, в нефтегазовых регионах не развиты, но это вопрос скорее не экономической политики, а географических условий. Тем не менее, Тюменские регионы занимают лидирующие позиции по объемам производства товаров и услуг на душу населения, по уровню жизни, инвестициям на душу населения, доле собственных доходов бюджетов.

Добыча сырья - это не всегда только «насос и труба»

Переработка добываемого сырья является одним из способов диверсификации экономик нефтегазовых регионов.

С этой точки зрения интересно рассмотреть первую тридцатку рейтинга (за исключением вышеназванных лидеров). Здесь также присутствуют регионы, богатые сырьем, но при этом имеющие развитый обрабатывающий сектор, в том числе переработку нефти и газа. Например, Башкортостан (9-е место) или Татарстан (10-е место). Экономики этих регионов также в немалой степени зависимы от добычи сырья, но это сырье на этих же территориях превращается в продукты высокого передела. Еще от советских времен эти регионы унаследовали мощный нефтеперерабатывающий и нефтехимический кластер, который сейчас становится одним из важнейших объектов инвестиций. Сюда же можно отнести Сахалинскую область, которая еще совсем недавно была исключительно сырьевой, но в 2009 году здесь был запущен в эксплуатацию газоперерабатывающий завод, что сразу расширило экспортные возможности региона.

Курс на модернизацию

Большинство других регионов, представляющих первую тридцатку рейтинга, не имеют богатых сырьевых ресурсов, и их вклад в ВВП страны скромнее, чем нефтегазодобывающих регионов вместе с Москвой и Санкт-Петербургом, но важно то, что именно они представляют ту Россию, от которой ожидают технологического прорыва и успехов в области модернизации и инноваций. Их экономическая структура отличается диверсифицированностью, причем с креном в сторону обрабатывающего сектора. Можно взять несколько характерных примеров. Так, Калужская область, занявшая 28-место в рейтинге, показала довольно неплохой результат для среднего по величине региона, не обладающего природными ресурсами. Такой результат стал возможным благодаря политике руководства региона, направленной на активное привлечение инвестиций и, что самое главное, на создание необходимых условий для развития бизнеса. Как следствие - Калужская область постепенно превратилась в настоящий автомобилестроительный кластер страны. Несколько хуже обстоят дела с бюджетом региона в части долговой нагрузки, но активное развитие региональной инфраструктуры в условиях роста инвестиционного интереса по-другому и невозможно. По сходному пути сейчас развивается Владимирская область (37-е место), также не обладающая преимуществами природного характера, но добившаяся успеха в развитии за счет привлечения иностранных инвесторов (производство бытовой техники). Если не считать Москвы и Московской области, то Калужская и Владимирская области сейчас находятся в авангарде Центральной России, которая в целом представлена в рейтинге довольно слабо (из регионов ЦФО только 5 вошли в первую тридцатку). Еще более интенсивное привлечение инвесторов наблюдается в Ленинградской области (13-место), где построили свои заводы крупнейшие мировые компании.

Роль инвестиций

Впрочем, не умаляя положительных сторон, преувеличивать исключительную роль иностранных компаний в создании благоприятных условий для развития регионов также нельзя, и тому есть примеры. Вышеназванные Татарстан и Башкортостан интенсивно развиваются за счет как отечественных, так и иностранных инвестиций. Высокие позиции Краснодарского края (11 место) в рейтинге также во многом связаны с особым вниманием к нему российских инвесторов, в том числе и государства в рамках предстоящей олимпиады 2014 года. Реализация масштабных проектов стимулировала бурное развитие экономических процессов, что, вкупе с устойчивыми позициями региона по уровню развития промышленности и транспортной инфраструктуры, определило его место среди других регионов-лидеров. В Самарской области (12-место) наряду с привлечением иностранного капитала в автомобилестроительный сектор успешно развивают нефтехимию и агропищевой сектор. Высокая инвестиционная активность наблюдается в Челябинской области (14-е место), где комбинаты ММК и ЧТПЗ запустили новые прокатные станы - уникальные в своем роде. В Нижегородской области развивается сразу несколько направлений в обрабатывающем секторе: автомобилестроительный, химический, деревообрабатывающий и др. Если говорить о металлургии, то нельзя не упомянуть Липецкую область (25-е место), где находится один из самых технологически совершенных металлургических комбинатов, и одновременно с этим развивается кластер производства зарубежных марок бытовой техники. Большое внимание в регионе уделяется также развитию переработки сельскохозяйственной продукции.

Малый бизнес как драйвер роста

Еще один фактор, который помогает активизировать экономическое развитие регионов - это стимулирование развития частного предпринимательства. Например, вышеназванная Владимирская область является одним из лидеров в России по развитию малого бизнеса, о чем свидетельствует рейтинг регионов по уровню развития малого и среднего бизнеса . Впрочем, развитие малого бизнеса благополучно сказывается на экономике практически всех регионов, которые сосредоточены в первой тридцатке, но, как показали результаты рейтинга, это условие не является достаточным, и имеют место исключения. Например, есть регионы, которые по степени развития малого бизнеса занимают высокие позиции, но в рейтинге социально-экономического развития регионов занимают далеко не ведущие места. Это связано с тем, что в ряде регионов развитие малого бизнеса определяется не высоким уровнем деловой активности, а отсутствием широких возможностей найти работу в крупных предприятиях вследствие их слабого финансового положения.

В нижней части рейтинга сосредоточены почти все субъекты РФ из Северного Кавказа. В числе субъектов РФ, занявших 10 последних мест, 4 региона из Северо-Кавказского федерального округа и 2 из Южного федерального округа. Это проблема давняя, болезненная и пока, по всей видимости, не нашедшая должного решения. При этом потенциал в республиках довольно большой - здесь есть и минеральные, и трудовые ресурсы, да и инфраструктура во многих этих регионах развита не хуже, чем в целом ряде других субъектов федерации. Поэтому возможности для развития Северного Кавказа есть, и довольно значительные, но для их полной реализации потребуются немалые усилия, причем не только материальные.