Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики

Понятие, предмет, метод, система трудового права РК. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения труда.

Круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права достаточно широк и сложен.

Центральное место занимают трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем в процессе осуществления работником своей трудовой функции. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду.

Трудовые отношения, как предмет трудового права характеризуются следующими особенностями:

Ø отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности;

Ø работник включается в трудовой коллектив конкретной организации;

Ø возникновение трудовых отношения связано с особым юридическим фактом – допуском работника к работе на основании заключенного индивидуального трудового договора;

Помимо трудовых отношений в круг отношений, образующих предмет трудового права входят отношения, тесно связанные с трудовыми (предшествующие, вытекающие или сопутствующие трудовым). К таким отношениям относятся:

Ø организационно-управленческие отношения;

Ø отношения по трудоустройству;

Ø отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на производстве;

Ø отношения по рассмотрению трудовых споров;

Ø отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

Современный метод трудового права характеризуется четырьмя основными признаками:

1. Сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений. Этот признак отражает суть государственно-правового управления трудом. Централизованное регулирование осуществляется посредством принятия нормативно-правовых актов, в которых устанавливается минимум гарантий участников трудовых отношений. Локальное регулирование осуществляется путем заключения индивидуальных и коллективных трудовых договоров, а так же принятия актов работодателя.

2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Договорное регулирование проявляется в том, что большинство условий, в которых протекают трудовые отношения, устанавливаются их участниками самостоятельно, путем заключения договоров (например, решение вопроса о виде рабочей недели, размере заработной платы и т.п.). Рекомендательный способ проявляется в наличии норм –рекомендаций, соблюдение которых является желательным для законодателя, но стороны могут их не соблюдать, не боясь применения каких-либо санкций. К таким нормам относится положение о предоставлении двух выходных дней подряд и т.п. Императивный способ регулирования проявляется в наличии обязательных для соблюдения норм. Практически весь институт охраны труда состоит из императивных норм. Так же законодатель жестко устанавливает минимальные требования к размеру заработной платы, продолжительности отпуска, возрасту, с которого допускается прием на работу и т.д.

3. Участие в регулировании трудовых отношений профсоюзных органов. Профсоюзы осуществляют две основные функции – представительскую и защитную, а так же представляют интересы работников при подписании коллективного договора, рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

4. Своеобразие способов защиты трудовых право работников. Это своеобразие проявляется в том, что трудовые пава – это прежде всего предмет деятельности профсоюзных органов. Так же существуют специальные органы и способы рассмотрения трудовых споров – такой орган – как согласительная комиссия, и такой способ как забастовка.

Система трудового права РК – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а так же на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (подинституты).

Структурно вся система трудового права подразделяется на две большие части – Общую и Особенную.

Применительно к трудовому праву смежными отраслями права выступают гражданское право, административное право, право социального обеспечения.

В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые так же связаны с трудом, носят возмездный характер, основаны на договорных началах. К ним относятся отношения по выполнению договоров подряда, поручения, авторского договора и т.п. Однако между этими отношениями и отношениями, входящими в предмет трудового права имеются существенные различий, обуславливающие их разную отраслевую принадлежность. Предметом и содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда и именно он подчиняется правовой регламентации. В гражданском праве предметом выступает конечный результат труда.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

От права социального обеспечения трудовое право отличают следующие черты: - предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на материальное обеспечение, а не права на труд; - право социального обеспечения предусматривает выплату гражданам денежных сумм за счет средств бюджета, а не из фондов отплаты труда, существующих у каждого конкретного работодателя.

Очень многое в жизни человека зависит от его возможности самостоятельно зарабатывать себе средства к существованию, однако определенные обстоятельства могут отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате трудоспособности, тем самым лишив человека источника средств к существованию. К таким обстоятельствам относятся болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие, преодолеть которые самостоятельно во многих случаях невозможно, так как они практически не зависят от воли самого человека. Учитывая, что эти обстоятельства напрямую влияют на социальную и политическую стабильность в обществе, государство принимает определенную долю ответственности за их наступление и создает целую систему социального обеспечения.

Социальное обеспечение принято рассматривать в двух аспектах – в узком и широком. В широком смысле под социальным обеспечением понимают деятельность государства в экономической, политической, социальной и культурной сферах, направленную на создание необходимых условий для формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность. В узком смысле социальное обеспечение рассматривают как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан, и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

В рамках курса «Право социального обеспечения» изучается социальное обеспечение в узком аспекте, и учитывая это следует отметить, что социальное обеспечение – это предусмотренная действующим законодательством форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей социально незащищенных слоев населения, к которым относятся старики, больные, дети, безработные и т.д.

Сущность социального обеспечения наиболее полно проявляется в его функциях. В теории права социального обеспечения выделяют четыре основные функции:

Ø экономическая, которая заключается в оказании материальной поддержки и замещении утраченного заработка;

Ø политическая, которая заключается в стабилизации общественных отношений и снятии политической напряженности в обществе;

Ø демографическая, которая заключается в стимулировании воспроизводства народонаселения страны;

Ø социально-реабилитационная, которая заключается выравнивании общественного статуса социально незащищенных слоев населения и создании условий для благоприятного развития их личностей.

Необходимо отметить, что на разных этапах развития социального обеспечения, отдельные функции играют доминирующую роль. Так, в период возникновения института социального обеспечения большую роль играли политическая и экономическая функции, а с развитием общества на передний план выходит социально-реабилитационная функция.

Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению государственных средств отдельным, социально незащищенным слоям населения, которые в результате объективных, социально значимых обстоятельств не имеют источников средств к существованию.

Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, высказал в 1966 году Андреев В.С., который выделил три признака, которыми должны обладать общественные отношения, включаемые предмет права социального обеспечения. К таким признакам он относил:

1. Одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов.

2. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство.

3. Посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Следует отметить, что данные три признака общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются актуальными и на сегодняшний день, лишь с небольшими изменениями:

1. Одним из участников общественного отношения должно выступать государство, а вторым – физическое лицо либо семья (в правоотношениях по обеспечению пособием по потере кормильца). От имени государства в правоотношения по социальному обеспечению чаще всего выступает Министерство труда и социальной защиты населения, его территориальные подразделения и государственные предприятия, находящиеся в ведении данного министерства.

2. Данные отношения должны носить алиментарный характер. Причем обязанным предоставлять содержание всегда выступает государство. Социальная алиментарность - это предоставление государством всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития общества, без применения договорных начал из фондов социального обеспечения.

3. Обеспечение в рамках этих отношений всегда осуществляется за счет бюджетных средств. При этом источником финансирования может быть как республиканский бюджет (пенсии по возрасту, социальные пособия по инвалидности, по потере кормильца и т.п.), так и местный бюджет (например, жилищные пособия, содержание домов-интернатов).

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения, носящие комплексный характер, возникающие в связи с:

Ø обеспечением граждан в денежной форме – пенсиями, пособиями;

Ø предоставлением помощи в натуральной форме – медицинское и социальное обслуживание;

Ø установлением юридических фактов, необходимых для социального обеспечения, принятием решений в рамках социального обеспечения и их обжалованием.

Особенностями метода права социального обеспечения являются:

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов. Регулирование отношений осуществляется как на республиканском уровне, так и путем принятия решений местными исполнительными органами на территории определенных административно- территориальных единиц.

2. Специфические способы определения содержания правоотношений. Практически все правоотношения в социальном обеспечении имеют не договорную основу. При этом гражданин свободен в вопросах вступления в правоотношения по социальному обеспечению, но изъявив волю стать участником этих правоотношений он обязывает государство вступить в них при наличии предусмотренных в законодательстве оснований.

3. Наличие сложных юридических фактов, являющихся основанием для возникновения социального обеспечения. Так, для возникновения любого вида социального обеспечения необходим такой сложный юридический факт как наличие самого объективного жизненного обстоятельства, дающего право на конкретный вид социального обеспечения, подтверждение этого факта в установленном законодательством порядке, обращение гражданина за социальной помощью и принятие решения уполномоченным государственным органом о предоставлении такой помощи.

4. Наличие абсолютного характера прав граждан, как субъектов социального обеспечения.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права, составляющих в целом единую отрасль права.

Право социального обеспечения состоит из общей и особенной части.

В общей части содержатся правовые нормы, содержащие указания на сферу правового регулирования и выражающие при6нципы права социального обеспечения. К общей части относятся институты:

Ø предмет, метод, система права социального обеспечения;

Ø принципы права социального обеспечения;

Ø источники права социального обеспечения;

Ø правоотношения по социальному обеспечению.

В особенную часть включаются институты, регулирующие предоставление отдельных видов социального обеспечения. К ним относятся:

Ø пенсионное обеспечение;

Ø государственные пособия;

Ø медицинское обслуживание;

Ø социальное обслуживание.

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1,49,50,58-61; учебники и учебные пособия: 37-43; источники электронных носителей: 1-3

Тема 9. Основы экологического и земельного права

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения – это земельноохранительные, лесоохранительные и водоохранительные отношения, а также отношения по охране животного мира, недр и атмосферного воздуха. Комплексные экологические отношения относятся к охране природных территорий и комплексов; природно-заповедного фонда; лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. В рамках взаимодействия отраслевых и комплексных отношений экологическое право решает задачи обеспечения качества природной среды. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство Республики Казахстан, специально уполномоченные и иные органы государства, Республика Казахстан в целом.

Объектами экологических отношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты – земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, естественная среда обитания в целом. Кроме того, объектами правоотношений могут быть природные комплексы. Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека: административно-правовой и гражданско-правовой. Специфика природных объектов как объектов регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, в их органической взаимосвязи с окружающей природной средой. Из этой специфики следует, что наиболее приемлемым способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод. При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы.

Вместе с тем в нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ) воздействия – влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия. Таким образом, правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.

Нормами экологического права – следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы:отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т.д.;комплексные – охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;экологизированные – нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т.д), отражающие требования охраны природной среды.По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами права.Основаниями возникновения экологических правоотношений (как и других правоотношений в праве) служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделение их на события и действия.Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары и т.п.).

Действия – проявляются через поступки человека. Их можно подразделить на позитивные и негативные.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно подразделяются на две группы. К первой группе относятся те, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя и т.п. Во вторую группу входят основания, которые возникают по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды (изъятие природного ресурса, нарушение договорных обязательств и т.п.).

Понятие системы экологического права включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы. Частями экологического права, как и других отраслей права, являются прежде всего Общая и Особенная части. В экологическом праве принято выделять и Специальную часть, в которой рассматриваются вопросы международно-правовой охраны окружающей среды, загрязнение Мирового океана, экология и космос.

Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции Республики Казахстан и в силу этого представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие принципы:

Принцип народовластия;

Принцип гуманизма;

Принцип законности;

Принцип интернационализма;

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений;

Принцип гласности.

Принципы, присущие Общей части экологического права, обусловлены спецификой регулируемого объекта – экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого обозначаются следующие принципы:

Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека;

Принцип строго целевого использования природных объектов;

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов;

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;

Принцип комплексного подхода в экологопользовании;

Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов.

Правовые принципы Особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. Особенная часть экологического права содержит в себе следующие принципы:

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения;

Приоритет вод питьевого и бытового назначения;

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;

Приоритет лесов защитного назначения;

Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина "земля", используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом "земля" понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком - только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пре­делах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятель­ных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением - она не является результатом приложения человеческого труда. Земля - наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

Плодородие поверхностного слоя почвы;

Возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;

Незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;

Пространственная ограниченность;

Неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функциональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.

Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного за­конодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспек­та земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

В середине и конце прошлого века правовое регулирование земельных отношений сводилось в основном к определению порядка предоставления и изъятия земель государственными органами, прав и обязанностей землепользователей. При этом наблюдались чрезмерное вмешательство в технологию земледелия, несовершенство правовых, эконо­мических и иных стимулов эффективного земледелия, а также отсутствие свободы хозяйствования на земле.

Государство в лице уполномоченных органов полностью определяло, например, способы и сроки посевных работ, уборки, заготовки и хранения урожая, устанавливало фиксированные цены на продукцию. Хозяйства были лишены права свободной реализации своей продукции.

Исключительная государственная собственность на землю, отсутствие правовой и хозяйственной свободы субъектов землепользования и землевладения привели к отчуждению крестьянина и других производителей от земли, разрыву зависимости между трудом земледельца и его результатом, утрате заинтересованности в рациональном использовании земель. Как следствие перечисленных факторов, резко снижалась эффективность производства, значительные площади земель были деградированы и выведены из хозяйственного оборота. Ситуация усугублялась безответственностью уполномоченных органов и их должностных лиц за неблагоприятные экономические и экологические последствия непродуманных управленческих решений по вопросам организации использования и охраны земель.

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств - преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Преобразование земельных отношений особенно заметно было в аграрной сфере, где задействовано три четверти земельного фонда республики и земли являются основным средством и условием сельскохозяйственного производства. На 1 ноября 1990 г. в аграрном секторе республики насчитывалось 4 069 хозяйств, из них: колхозов - 411; совхозов - 2 094; другие государственные предприятия - 1564. Им принадлежала практически вся площадь сельскохозяйственных угодий республики.

Нормативной основой преобразований явились следующие акты: Указ Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 "О Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 гг. (2 этап)"; Законы "О земельной реформе в Казахской ССР" от 28 июня 1991 г. № 729-ХП, "Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий" от 14 января 1992 г.; Указы Президента РК от 9 марта 1994 г. № 1585 "О передаче части имущества совхозов в собственность директоров", "О некоторых вопро­сах регулирования земельных отношений" от 24 января 1994 г. № 1516, "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" от 5 апреля 1994 г. № 1639; постановления Правительства Республики Казахстан "О продаже государственных сельскохозяйственных предприятий в час­тную собственность граждан" от 10 июня 1994 г., "Об утверждении По­рядка уступки права на земельную долю (пай) при приватизации госу­дарственных предприятий" 10 июня 1994 г. № 611 и др. Дальнейшее развитие земельного законодательства ознаменовалось принятием 22 декабря 1995 года Указа Президента РК, имеющего силу закона «О земле», и, наконец, разработкой и принятием 20 июня 2003 года действующего на сегодняшний день Земельного кодекса Республики Казахстан.

Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

Соответственно произошли существенные изменения в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения и выводы.

Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы, земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве - главным средством и условием производства.

При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования - самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы, норм, институты.

Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности. Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержа­ния, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

Система земельного права в конечном итоге обусловливается объективными факторами и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило поведения, установленное для субъектов земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.

Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.

Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов.

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдель­ный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов - общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно раз­личающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1-3,20,21,35-40,44,57-61; учебники и учебные пособия: 44-54; источники электронных носителей: 1-3

Тема 10. Уголовное право РК

Уголовное право - это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих понятие и виды преступлений и устанавливающих ответственность за эти преступления.

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года, введен в действие с 1 января 1998 года. Он устанавливает основания уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются преступлениями, устанавливает наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение.

Задачами уголовного права являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право состоит из общей и особенной части. Уголовный закон в Республики Казахстан кодифицирован. Общая часть состоит из семи разделов, которые посвящены понятиям и определениям, которые являются основными в уголовном праве. Это разделы: уголовный закон, преступление, наказание, назначение наказания, освобождение от уголовной ответственности и наказания, уголовная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры медицинского характера. Особенная часть состоит из шестнадцати глав, которые сгруппированы по определенным видам преступлений: преступления против личности; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина; преступления против мира и безопасности человечества; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против здоровья населения и нравственности; экологические преступления; транспортные преступления; преступления против интересов государственной службы; преступления против порядка управления; преступления против правосудия и порядка исполнения наказания; воинские преступления.

Принципы уголовного права: законность, равенство граждан перед законом и судом, ответственность при наличии вины, личная ответственность, социальная справедливость, гуманизм, недопустимость повторной ответственности за совершенное преступление, экономия уголовных репрессий. -" Эти принципы вытекают из конституционных принципов, которые являются для уголовного права определяющими и образующими. Принципы уголовного права не могут противоречить конституционным принципам. Уголовный закон - это нормативно-правовой акт (уголовный кодекс), обладающий высшей юридической силой, принятый Парламентом Республики Казахстан, определяющий преступность деяния и устанавливающий за это деяние меру наказания. Основным составляющим звеном уголовного права является норма права, которая, как правило, состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция определяет существо преступления. Санкция определяет меру уголовной ответственности. Выделяют относительно-определенные санкции, абсолютно-определенные санкции, альтернативные санкции.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Преступления классифицируются в зависимости от характера и степени общественной опасности на: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двенадцати лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

Состав преступления - это совокупность установленных уголовным кодексом объективных и субъективных признаков, которые характеризуют конкретное общественно опасное действие или бездействие как преступное. Состав преступления состоит из объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны. Объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые посягает преступник. Субъект преступления - физическое лицо; вменяемое: достигшее определенного возраста (за большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет, за более тяжкие преступления предусмотрена ответственность с 14 лет.); в определенных случаях обладающее специальными признаками (профессия, должностное положение и др.). Объективная сторона - действие или бездействие, преступные последствия и причинно-следственная связь между ними, а также время, место, орудия, способ и средства совершения преступления. Субъективная сторона - это психические аспекты преступного деяния: вина, мотив и цель преступления.

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Виновным в преступлении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Преступлением, совершенным умышленно. признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по самонадеянности или небрежности. Преступление признается совершенным по самонадеянности, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Необходимая оборона - это защита личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или государственным органам.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане. Не является преступлением причинение вреда охраняемым в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстановке, в которой опасность устранялась, когда правоохраняемым интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В уголовном кодексе предусмотрены следующие виды наказаний:

б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;

в) привлечение к общественным работам;

г) исправительные работы;

д) ограничение по военной службе;

е) ограничение свободы;

к) смертная казнь.

Кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие дополнительные наказания:

а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;

б) конфискация имущества.

Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, и с учетом положений Общей части Уголовного кодекса. Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание, необходимое и" достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид не сможет обеспечить достижение целей наказания. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи или лиц, находящихся на его иждивении.

Смягчающими уголовную ответственность и наказание обстоятельствами признаются: а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; б) несовершеннолетие виновного; в) беременность; г) наличие малолетних детей у виновного; д) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением; е) совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств либо по мотиву сострадания: ж) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; з) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержания лица, совершившего преступление, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения; и) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; к) чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления.

При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не предусмотренные в уголовном кодексе. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность и наказание, признаются: а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений; б) причинение преступлением тяжких последствий; в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); г) особо активная роль в совершении преступления; д) привлечение к совершению преступления лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение; ж) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего (до 14 лет), другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; з) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга; и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего; к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения либо общеопасным способом; л) совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках; м) совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд вправе, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим; н) совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву; о) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора; п) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

При назначении наказания суд не может признать отягчающими обстоятельства, не указанные в Уголовном кодексе.

Трудовое право - отрасль российского права, регулирующая тру­ довые отношения. Основным законом трудового права в Россий­ской Федерации является Кодекс законов о труде.

Трудовые отношения - это сложившийся комплекс экономиче­ ских, социальных и административных отношений между работода­ телем и наемным работником на основе трудового договора (кон­ тракта).

КЗоТ РФ и иные нормативные акты о труде регулируют трудо­вые отношения всех работников, работающих по трудовому дого­вору (контракту) с индивидуальным нанимателем или организа­цией. Наряду с ними в предмет трудового права входят также от­ ношения, связанные с участием работников в управлении трудовым коллективом (непосредственно или через профсоюз), с подготов­кой и переподготовкой работников.

Задачи трудового права

Задачи трудового права прямо закреплены в статьях КЗоТ РФ и других нормативных актах либо выводятся из содержания его норм. Понятия задачи и цели используются в трудовом законода­тельстве как синонимы.

Кодексом законов о труде РФ определены следующие общие задачи: содействие росту производительности труда, улучшение качества работы; повышение эффективности общественного про­изводства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся; укрепление трудовой дисциплины; обеспечение высокого уровня охраны труда и условий труда.

Кроме этих общих задач каждый институт трудового права (ин­ститут трудового договора, рабочего времени, охраны труда и т.д.) и отдельные его нормы имеют свои задачи независимо от того, записаны они в статьях КЗоТ РФ или нет. Например, в ст. 54 КЗоТ РФ цель норм состоит в недопущении сверхурочных работ или, по крайней мере, в их ограничении.

Система трудового права

Нормы трудового права объединены в две его основные части - Общую и Особенную. Общая часть включает нормы, имеющие значение для регулирования всех трудовых отношений. Особенная часть включает нормы, регулирующие конкретные трудовые от­ношения: прием, перевод, увольнение, рабочее время, время от­дыха, трудовые споры, отношения, связанные с материальной ответственностью, и т. д.

К Общей части относятся институты: коллективного договора, участия работников и трудового коллектива в управлении произ­водством, а также общие положения (нормы, определяющие за­дачи, принципы, виды отношений, структуру и др.).

Особенная часть состоит из институтов: занятости, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, материальной ответственности, труда молодежи, труда женщин, трудовой дисциплины, льгот для работников, совмещающих ра­боту с обучением, трудовых споров, надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и др.

Функции трудового права

Функции трудового права - это проявление его действий в сис­ теме общественных отношений.

Трудовое право выполняет общие функции, присущие всем от­раслям права, т. е. функции регулирования экономических, полити­ ческих, социальных и управленческих (административных) отно­ шений. Особенность функционирования норм трудового права в том, что они регулируют лишь часть экономических, социальных, политических и административных отношений, которые скла­дываются в трудовом коллективе или иной организации.

Трудовое право выполняет также специальные юридические функции: регулятивную и охранительную. Отличительное свойство охранительной функции, в частности, в том, что трудовое зако­нодательство устанавливает особый вид дисциплинарной ответ­ственности (ст. 135 КЗоТ РФ).

Трудовое право выполняет и такие специфические функции, Присущие только этой отрасли права, как производственная и Функция социальной защиты. Производственная функция заключа­ется в том, что нормы трудового права принимаются в целях удов­летворения прав работодателей, заинтересованных в организации И Дисциплине труда в определенной сфере жизнедеятельности об-щества. Функция социальной защиты направлена на удовлетворе­ние предусмотренных Конституцией и законами РФ прав и интересов наемных работников. Соблюдению этих прав и интересов способствуют также объединения работников, например, проф­союзы и другие общественные организации, политические партии. На защите прав и интересов работников стоят и государственные органы в области труда и занятости.

В идеальном варианте обе функции должны развиваться сба­лансирование, т. е. должен быть достигнут определенный компро­мисс между работодателями и наемными работниками.


Это связано с тем, что законодатель принимает во внимание тот факт, что, во-первых, работник, исполняя трудовые обязанности, действует в интересах работодателя, а, во-вторых, работодатель имел возможность выбора кандидатуры работника, потому и должен нести определенный риск за его действия. Вот почему работник, причинивший материальный ущерб, ставится в более привилегированное положение по сравнению с ответчиком по гражданско-правовому обязательству и, как правило, возмещает вред не в полном размере, а в пределах месячного заработка. Именно такая материальная ответственность называется ограниченной, что ее существенно отличает от ответственности за вред по гражданскому праву.

Статьи по предмету трудовое право

В рамках же гражданско-правовых отношений лицо, являющееся исполнителем (подрядчиком, поверенным, агентом, автором и др.), самостоятельно организует деятельность по выполнению предусмотренных договором обязательств (определяет необходимые условия труда, планирует время, необходимое для выполнения работы, характер и объемы работ за определенный период и т.п.). Трудовой договор отличается еще одним признаком - личностным характером. Работник (т.е. субъект трудового права) обязан выполнить работы личным трудом в отличие от субъекта гражданско-правовых отношений, который при желании может перепоручить выполнение работ другому лицу.
Помимо этого, работник зачисляется в штат работодателя, становится членом производственного коллектива, включается в производственную деятельность организации хозяйствующего субъекта. Трудовое право и административное право.

Глава 6. трудовое право и право социального обеспечения

За вред, причиненный работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. В этом случае вред возмещается в полном размере, а именно: а) возмещается потерянный заработок в зависимости от степени утраты трудоспособности; б) возмещаются дополнительные расходы (на усиленное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и т. д.); в) выплачивается единовременное пособие в размере минимального размера оплаты труда за 5 лет; г) возмещается моральный вред в денежной или натуральной (передача эквивалентного имущества) форме. Правила предусматривают и возмещение вреда семье в случае потери кормильца от трудового увечья.

2.Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный им работнику в результате нарушения его трудовых прав. Эти нарушения лишают работника возможности трудиться и соответственно получать необходимые средства к существованию.

Тема 8 трудовое право и право социального обеспечения

Внимание

Работодатель, в свою очередь, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). При наступлении страховых случаев (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), гражданин имеет право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), предоставляемое по нормам права социального обеспечения. В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения.


Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношений. Обязательства по оказанию услуг, являющиеся объектом гражданского права.

Трудовое право

ПДД, в результате чего была повреждена автомашина). Полная материальная ответственность может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Она основана на письменном договоре, заключаемом всеми членами коллектива (бригады) с работодателем. Понятно, что в этом случае члены коллектива должны доверять друг другу.

Поэтому они имеют право отвести члена бригады, в том числе и бригадира, дают согласие на прием новых членов. Суммы возмещения бригадой ущерба распределяются между ее членами в зависимости от отработанного ими времени (учитывается время болезни, отпуска), от степени их вины и от их тарифных ставок. Для освобождения от материальной ответственности по такому договору работник должен доказать отсутствие своей вины.

Материальная ответственность работодателяза вред, причиненный работнику, может быть наложена в двух случаях.

Тема 11. основы трудового права и права социального обеспечения

Следовательно, в предмет трудового права входят трудовые и иные непосредственно связанные с ними общественные отношения. В рамках отношений по занятости и трудоустройству регулируются отношения граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации, тогда как в праве социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления указанным гражданам социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат). Гражданин, вступая в трудовые отношения с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая работодателей – физических лиц, становится работником организации и подлежит обязательному социальному страхованию.

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Поэтому сверхурочные работы оплачиваются в повышенном размере: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. Время отдыха– это свободное от работы время Различают следующие виды отдыха: Перерывы в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания: а) кратковременные – на 5 – 10 минут; б) обеденные – не более 2 часов.
Эти перерывы работник может использовать по своему усмотрению и даже отлучаться с работы. Если перерыв установить нельзя, то работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи на месте работы. Ежедневный отдыхпродолжается от конца рабочего дня до начала следующего.


Его продолжительность зависит от вида рабочей недели, но во всяком случае он не может быть менее 12 часов (обычно 16 часов). Выходные дни, т. е. еженедельный отдых.
Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т.
д. Также они различаются по методам правового регулирования. Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений.
В настоящее время принципиальное значение имеет разграничение между трудовым и гражданским правом с точки зрения решения вопроса об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию данного вида, в силу чего работодатель обязан уплачивать за них страховые взносы. При заключении гражданско-правового договора о труде обязанность по уплате этих взносов возникает лишь в том случае, если условие об этом включено в договор.

Сравнительная таблица функции трудового права и права социального обеспечения

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Трудовое право -- самостоятельная отрасль российского права, характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования.

Трудовое право имеет два основных аспекта, которые отражают его сущность и социальное назначение: позитивный (трудовое право можно рассматривать как отрасль позитивного права) и нравственный.

Выделяют еще и субъективное трудовое право -- субъективные права и обязанности сторон трудового договора, формализованные в порядке индивидуально-договорного регулирования.

В качестве позитивного права оно представляет собой систему правовых норм, устанавливающих трудовые права и гарантии их реализации. Особенностью данной отрасли права является наличие широкого круга разнообразных источников, которые включают, во-первых, нормативные правовые акты различной юридической силы и различного характера (принятые как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления или работодателем), во-вторых, нормативные договоры, заключаемые непосредственно сторонами трудовых отношений (коллективные договоры, соглашения).

Нравственный аспект трудового права проявляется в том, что нормы указанной отрасли обеспечивают меру социальной справедливости и свободы в сфере труда, реализацию и защиту признанных мировым сообществом экономических и социальных прав человека.

Гуманитарная направленность отрасли базируется на представлении о безусловной ценности человека, его прав и свобод, отсюда основное назначение трудового права -- защита человека, работника.

Нравственный аспект обнажает социальное, общегуманитарное значение трудового права. Он характеризует самодостаточность и относительную независимость отрасли от других общественных институтов и феноменов. Иначе говоря, нельзя рассматривать трудовое право в качестве некоего вспомогательного инструментария, обслуживающего экономические потребности общества. Эти потребности учитываются при формировании массива правовых норм, но наряду с другими факторами общественной жизни.

Наличие нравственной составляющей трудового права обусловливает выполнение им двух специфических социальных функций, не свойственных другим отраслям права: обеспечения социальной защиты и социальной стабильности.

Традиционно выделяется и производственная (экономическая) функция трудового права, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования рынка труда и организации производства.

Функция социальной защиты направлена на реализацию конституционного принципа социального государства. Она проявляется в создании правовых механизмов, способствующих осуществлению основных прав человека в сфере труда, разработке системы трудовых прав и гарантий для работника, достаточных для обеспечения достойной жизни и социальной защищенности. Нормы трудового права обеспечивают охрану труда в широком смысле слова, т.е. охрану жизни, здоровья, материального благополучия и достоинства работника в процессе трудовой деятельности. Они гарантируют создание системы производственной демократии и защиты не только трудовых прав, но и интересов работников путем их объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства, разрешения коллективных трудовых споров.

Осуществление указанной функции определяло и продолжает определять не только особенности правового воздействия на соответствующие общественные отношения, но и саму сущность трудового права. По большому счету, именно наличие определенной общественной задачи, которая решается в процессе создания конкретных правовых норм, выделяет трудовое право среди других отраслей права. Трудовое законодательство -- элемент механизма реализации социальной политики государства.

Функция обеспечения социальной стабильности направлена на сохранение социального мира, поддержание стабильности общества в целом.

Рабочая сила -- это не только фактор производства, но и население страны, индивидуумы, обладающие правами человека. Именно это и обусловило в свое время вмешательство государства в управление экономикой, чтобы, с одной стороны, защитить человека от суровых законов рынка, смягчить их действие, с другой стороны, обеспечить относительное спокойствие в обществе. Будучи уверены в существовании государственной системы защиты своих трудовых прав и интересов, в справедливом (или хотя бы относительно справедливом) распределении общественного богатства, работники в меньшей степени склонны к отстаиванию своих интересов экстремальными средствами в форме пикетирования, демонстраций, забастовок и т.п.

Смягчение противостояния между трудом и капиталом, стабильная система производственных отношений способствуют и уменьшению политического экстремизма, что немаловажно в современных условиях. Британские исследователи, в частности, отмечают значительную роль трудового законодательства в предотвращении социальных потрясений.

Своеобразие трудового права проявляется и в том, что оно не может быть в полной мере отнесено к частному праву, равно как оно не является и отраслью публичного права. Оно сочетает в себе публично-правовые и частноправовые элементы. Причем эта двойственность свойственна трудовому праву практически с момента его возникновения. Еще в первом десятилетии XX столетия Г.Ф. Шершеневич указывал, что государство склонно рассматривать фабрику или завод как сферу общественных интересов, вводить внутрь хозяйства своих агентов, принудительно определять отношения по договору личного найма. Он предсказывал, что "дальнейшее развитие права будет все более стирать резкие границы между публичным и частным правом и укреплять нормы публичного права в области, где до сих пор господствовал частный интерес". Это предсказание полностью сбылось в середине XX в., когда появился комплекс отраслей, именуемых социальным правом. Социальное право в широкой трактовке включает такие отрасли, как право социального страхования, трудовое право, медицинское право и т.п. Оно характеризуется своим промежуточным (между частным и публичным правом) положением и социальной направленностью -- выполнением задачи создания системы социальной защиты.

Трудовое право как составная часть социального тяготеет к публичному праву. Это проявляется главным образом в установлении базового уровня трудовых прав и гарантий на государственном уровне. Стороны трудового договора связаны определенными условиями, которые установлены не в результате их соглашения, а на основе требований законодательства. Иными словами, договорная свобода сторон ограничена в интересах работника: ему не могут быть установлены условия труда, снижающие уровень его трудовых прав по сравнению с законодательством.

Одновременно государство принимает на себя заботу о соблюдении работодателями трудового законодательства, устанавливая государственный надзор и контроль за его выполнением и административную ответственность за нарушение правовых норм о труде.

К публично-правовым элементам трудового права можно отнести и организационный аспект трудового правоотношения, основанный на власти-подчинении. Работодателю предоставлено право организовать трудовую деятельность (в том числе принять необходимые локальные нормативные акты) и осуществлять дисциплинарные полномочия (требовать соблюдения внутреннего трудового распорядка в организации, поощрять работников, применять санкции за нарушение трудовой дисциплины), т.е. он обладает полномочиями устанавливать и применять правила поведения -- властными полномочиями. Работник же несет обязанность подчиняться требованиям работодателя в процессе трудовой деятельности, соблюдать внутренний трудовой распорядок и правила производства работ.

Частноправовые элементы характеризуют, прежде всего, договорные начала трудового права: возникновение трудового отношения между юридически равными субъектами на основании трудового договора, возможность установления условий труда по соглашению сторон, изменение и прекращение трудового правоотношения на основании соглашения между работником и работодателем. Кроме того, трудовое право использует многие частноправовые понятия и модели, такие как самозащита, моральный вред, возмещение ущерба.

Наряду с публично-правовыми и частноправовыми элементами трудовое право включает положения, происхождение которых связано исключительно со спецификой общественных отношений, составляющих предмет отрасли. Это комплекс норм, регулирующих коллективные трудовые отношения и непосредственно связанных с функционированием механизма социального партнерства.

В отличие от других отраслей права в трудовом праве отношения между сторонами строятся на двух уровнях -- индивидуальном и коллективном. Работник, вступая в трудовое отношение с работодателем, не только реализует права, предоставленные ему законом и трудовым договором, и выполняет установленные обязанности. Он получает дополнительное право на представительство и защиту своих интересов через законно избранных (сформированных) представителей. Эти представители (профессиональные союзы и иные представительные органы) принимают участие в установлении условий труда (как в коллективном договоре, соглашении, так и в локальном нормативном акте), в принятии управленческих решений работодателем, в разрешении коллективных трудовых споров. Таким образом, работник является стороной трудового отношения и участвует как член трудового коллектива (через своих представителей) в коллективных трудовых отношениях. Защита его трудовых прав и законных интересов осуществляется также на двух уровнях -- индивидуальном и коллективном.

Еще одной особенностью трудового права как самостоятельной отрасли является сочетание норм материального и процессуального права. На протяжении всей истории своего существования в качестве самостоятельной отрасли трудовое право развивалось как единая система, охватывающая материальные, процедурные и процессуальные нормы. И хотя в последнее время выдвигаются предложения о выделении самостоятельного трудового процедурно-процессуального права, практическая реализация выдвинутой идеи вызывает серьезные сомнения, поскольку материальные и процедурные нормы, регулирующие трудовые и другие входящие в состав предмета отрасли отношения, неразрывно связаны. Невозможно разделить основание увольнения работника и порядок (процедуру) увольнения, дисциплинарную ответственность и порядок ее применения и т.д.

Что касается процессуальных норм, то они весьма фрагментарны и не заменяют, а дополняют положения гражданского процессуального права применительно к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судебных органах. Их выделение в самостоятельную отрасль не имеет практического смысла, а для отказа от гражданского процессуального права при рассмотрении трудовых дел в судах (мировым судьей) пока нет реальных предпосылок (в России не существует специализированной трудовой юстиции).

В ближайшей перспективе развитие трудового права совершенно очевидно будет происходить традиционным путем -- посредством объединения в рамках одной правовой отрасли различных по своему характеру и назначению норм.

В статье 7 Конституции РФ закреплено, что РФ- социальное государство. Трудовое законодательство в силу тех целей и задач, которые стоят перед ним, относится к социальному законодательству, можно сделать вывод, что через трудовое законодательство реализуется социальная функция государства.

Функции трудового права можно определить как внешнее проявление реализации основных задач трудового права 1 , которые изложены в ч.2 ст. 1 ТК, согласно которой главной задачей трудового права является «создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства…» Трудовому праву присущи как специально юридические функции (регулятивная и охранительная), так и специфические и характерные только для трудового права, к ним обычно относят социальную (защитную), экономическую (производственную), воспитательную (идеологическую) и политическую (А. С. Пашков) Но наиболее важными и основными являются социальная и производственная. 2 Однако, существует наиболее современный подход к системе функций в котором критерием выступает интерес основных субъектов, выделяется 2 функции: правового обеспечения интересов работников и их представителей и функция правового обеспечения интересов работодателей и их представителей. 3

Как говорится, где нет конфликта интересов- там нет права. т.е. интерес- ключевая категория. В процессе трудовых отношений взаимное столкновение интересов неизбежно, единственный выход разрешения этого конфликта- разграничение интересов правом. Если интересы разграничены, то ничего не мешает их реализации. А реализация выражается в удовлетворении потребностей (индивидуальных и коллективных).

Трудовое право призвано в первую очередь защищать интересы работника, так как он является более слабой стороной трудовых отношений. Следовательно, основной функцией трудового права является именно защитная функция. Однако в последнее время можно сказать, что защитная функция уделяет достаточно внимания и интересам работодателей и публичным интересам.

Защитная функция трудового права в Советское время появилась с принятием первых декретов о труде, а затем получила свое развитие в КЗоТ РСФСР 1918 г., устанавливались множество гарантий: 8 часовой рабочий день, отпуск, страховые выплаты, но постепенно начинала закрепляться трудовая повинность. Например, с июня 1940 г. была установлена уголовная ответственность за прогул без уважительных причин и за опоздание свыше 20 мин. Наказание устанавливалось в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы до 25% заработка. Самовольный уход с работы предусматривал еще более суровую санкцию - тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев, что сохранялось до 1956 г. 4

Сегодня действует Трудовой кодекс РФ, разработанный с учетом требований рыночных отношений в сфере труда. Соответственно изменилось действие защитной функции, которая в рыночных условиях должна качественно по-новому воздействовать на трудовые отношения. Однако, если в советское время действие защитной функции было снижено в отношении защиты прав работников на уровне законодательства, то сегодня просто законы не исполняются или исполняются ненадлежащим образом.

Социальная функция проявляется, например, в законодательном закреплении норм права, устанавливающих различные гарантии для работников: при приеме на работу (ст. 64 ТК и др.), при расторжении трудового договора (гл. 27 ТК), в процессе работы (гл. 24-26 и др. ТК); проявляется также в нормах об охране труда (разд. X ТК и др.); о материальной ответственности работников за вред, причиненный имуществу работодателя (гл. 39 ТК)

В ст. 352 ТК РФ закреплены следующие основные способы (формы) защиты трудовых прав и свобод работников: 1) самозащита работниками своих трудовых прав; 2) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита.

В ТК РФ определен круг органов, в которые работник может обратиться за защитой своих прав (Федеральная инспекция труда - ст. 354; профессиональный союз - ст. 370; комиссия по рассмотрению трудовых споров, суд - ст. 382). Интересы трудового коллектива согласно ТК РФ защищаются примирительными ко миссиями (ст. 402), посредником (ст. 403), трудовым арбитражем (ст. 404). В законодательстве о труде закрепляется компетенция этих органов, порядок ее реализации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная функция находит достаточное закрепление в действующем Трудовом кодексе, давая работнику достаточно инструментов защиты. Однако, для полноценного действия социальной функции трудового права имеет смысл модернизировать трудовое законодательство по некоторым вопросам, в частности: более конкретно прописать компетенцию надзорных органов, усилить надзор; законодательно cтимулировать профсоюзное движение; ужесточить санкций за трудовые правонарушения, а также необходима комплексная миграционная политика.

Литература

1. Сафонов В.А., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. 3 -е изд. М.: Юрайт, 2010. С. 68.

2. Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Трудовое право России. 3 -е изд. М.: Норма, 2012. С. 75.

3. Лебедев В. М. Агашев Д. В. Белинин А. А. Дворецкий А. В. Трудовое право России. М.: Норма, 2013. С. 45.

4. Егорова А.Ю. защитная функция трудового права: история и перспективы развития // Право и политика. 2010. №2. С. 285.

© Порошин В. Л., 2013

Самарина О.А.

аспирант

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Васильева Ю.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет