Основы теории национальной безопасности. Анализ различных аспектов методологии теории национальной безопасности

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Москва 2005

УДК 378(075.8):351/354

Рецензенты:

Павленко С.З.

Явчуновская Р.А.

Важеников А.В. - док гор политических наук, доцент:

Кривеньскаи Н.В. - кандидат юридических наук, доцент;

Макаренко И.К. - кандидат военных наук, профессор;

Проскурин С.А. - доктор политических наук, профессор;

Прохожев А.А. - доктор экономических наук, профессор;

Смульский С.К. - доктор политических наук, профессор.

0-13 Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005, 344 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

ISBN 5-7729-0239-3

В издании изложены методические основы учебной дисциплины. Представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

Для изучающих теоретические и практические вопросы национальной безопасности России по учебным специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности».

ISBN 5-7729-0239-3

УДК 378(075.8):351/354

ВВЕДЕНИЕ

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях в 90-х гг. XX в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение в России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета нового геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно успешное реформирование страны.

Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.

Специалисты в области национальной безопасности должны знать:

Особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности;

Теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов;

Механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;

Структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности;

Основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов;

Современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.

Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:

Творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;

Анализировать и прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;

Выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами и отдельными слоями общества и государством;

Анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные;

Оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;

Разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;

Организовывать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;

Защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем безопасности.

Хотя понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес - о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы освещаются в специальных журналах и средствах массовой информации, в школах введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», есть еще немало вопросов, не получивших однозначного решения и требующих углубленной теоретической проработки.

При разумном подходе к решению любой проблемы необходима прежде всего глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только научных разработок, но и нормативно-правовой документации, которая должна содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.

Однако в отечественной литературе можно обнаружить различные формулировки даже самих основополагающих понятий в этой области - «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» и т. д. Поэтому необходимо прежде всего сформировать строгий понятийный аппарат и соблюдать терминологическую дисциплину

Все эти проблемы призвана рассматривать общая теория национальной безопасности.

Объектом общей теории национальной безопасности является система социальных интересов личности, общества, государства; система национальных интересов России.

Предмет общей теории национальной безопасности - деятельность личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, закономерности и принципы обеспечения национальной безопасности.

Цель учебника - систематизированно изложить основные положения общей теории национальной безопасности, являющейся ядром формирования и становления новой учебной и научной дисциплины. Учебник призван оказать помощь слушателям в изучении ряда основополагающих тем в соответствии с программой курса.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Старший преподаватель кафедры конституционного и
международного права Петрянина Ольга Александровна
(каб.ФПО-305)

Основная литература. 1. Мазаева Е. С. Основы теории национальной безопасности [Текст] : крат. курс лекций / Е. С. Мазаева; МВД России, НА. - Н. Нов

Основная литература.
1. Мазаева Е. С. Основы теории национальной безопасности
[Текст] : крат. курс лекций / Е. С. Мазаева; МВД России, НА. - Н.
Новгород: НА МВД России, 2013. - 95 с.
2. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире:
учебник / А.Г. Савицкий. – М.: Юнити-Дана. 2012. 464 с.
[Электронный ресурс]. (ЭБС «Университетская библиотека).
3. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ
/ А.А. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; под ред.А.В.
Опалев. – М.: Юнити-Дана. 2012. 514 с. [Электронный ресурс].
(ЭБС «Университетская библиотека).
4. Основы теории национальной безопасности: учебное
пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2014. – 288 с.

Внутригосударственное законодательство
1. Конституция Российской Федерации
2. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента
Российской Федерации 31.12.2015 г. № 683.
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г.
№3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 12
марта 2014г.)
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ.
5. Федеральный закон от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О
противодействии терроризму» (в ред. от 31 декабря
2014г.)

Тема 1-2 Теоретико-методологические основы национальной безопасности. Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обе

Тема 1-2
Теоретико-методологические
основы национальной
безопасности. Общепризнанные
принципы и нормы
международного права как основа
обеспечения национальной
безопасности России

План
1. Понятие общей теории национальной безопасности. Ее
место в системе наук.
2. Национальные интересы как фундамент национальной
безопасности.
3. Национальная безопасность: история и современное
содержание понятия.
4. Роль права в обеспечении национальной безопасности.
5. Система коллективной безопасности, как основа
национальной безопасности России.
6. Обеспечение национальной безопасности в вооруженных
конфликтах.
7. Правовое регулирование борьбы с преступлениями
международного характера, представляющими наибольшую
угрозу национальной безопасности РФ.

1. Понятие общей теории национальной безопасности. Ее место в системе наук

Отдельные компоненты национальной
безопасности являются предметом
специального рассмотрения ряда
отдельных дисциплин: экономика,
экология, медицина, демография,
политология, юриспруденция, военная
теория, теория международных отношений, информатика, культурология,
конфликтология, специальные
оперативные дисциплины и т. д.

Основные задачи общей теории безопасности государства:
- обзор научных знаний, обращенных к проблемам безопасности
государства, их классификация, выявление мировоззренческой и
правовой основы, уровня развития, особенностей различных
специальных теорий безопасности, а также обоснование
возможности и необходимости общей теории безопасности
государства, важности решаемых ею задач;
-- решение методологических проблем общей и специальных
теорий безопасности;
-- анализ и определение наиболее фундаментальных понятий
- философская, политэкономическая, социологическая,
культурологическая, правовая и политологическая характеристика
природы и сущности опасностей, порождаемых социальными
процессами и явлениями;
- разработка концептуальных, обобщающих идей, сравнительный
анализ систем безопасности различных стран, методов обеспечения
их национальной безопасности.

Основные цели разработки общей теории безопасности
государства и ее реализации на практике:
- соблюдение законности при осуществлении
деятельности по обеспечению безопасности страны;
- оперативное взаимное информирование и
согласованность действий сил обеспечения безопасности
государства;
- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов
безопасности государства;
- взаимная ответственность личности, общества и
государства;
- контроль за реализацией всей совокупности действий по
защите безопасности государства.

Базовые понятия задаются в базовых
нормативных актах. Среди этих актов
особое место занимает
«Стратегия национальной
безопасности Российской
Федерации до 2020 года»
Утвержденная 31 декабря 2015 г.
Указом Президента Российской
Федерации В.В. Путиным № 683.

В «Стратегии» используются следующие
основные понятия:
- «Национальная безопасность»
- «Национальные интересы Российской
Федерации»
-«Угроза национальной безопасности»
-- «Обеспечение национальной безопасноти»
- «Стратегические национальные
приоритеты»
- «Система обеспечения национальной
безопасности»

2. Национальные интересы как фундамент национальной безопасности

«национальный интерес… предстает как
обобщающий интерес, который снимает
противоречие между интересами
государства и гражданского общества».
В. А. Литвинов

«Национальные интересы
Российской Федерации» объективно значимые потребности
личности, общества и государства в
обеспечении их значимости и
устойчивого развития
Пункт 6 «Стратегии национальной безопасности
РФ до 2020 года»

Уровни субъективного восприятия
национальной безопасности:
1. Потребности отдельной личности;
2. Потребности общества
3. Потребности государства.

Основные национальные интересы
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу:
- Развитие демократии и гражданского
общества;
- Повышение конкурентоспособности
национальной экономики;
- Обеспечение незыблемости
конституционного строя, территориальной
целостности и суверенитета Российской
Федерации.

Основные функции:
1) Регулятивная функция;
2) Формирующая функция;
3) Интегративная функция;
4) Оценочная функция

Оценочная функция позволяет
грамотно расставить приоритеты в
деятельности государства и социума.
Основные стратегические
национальные приоритеты:
- национальная оборона;
- государственная и общественная
безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности
Российская Федерация, сосредоточивает свои
усилия и ресурсы на следующих приоритетах
устойчивого развития:
- повышение качества жизни российских
граждан;
- экономический рост;
- наука, технологии, образование,
здравоохранение и культура;
- экология живых систем и рациональное
природопользование;
- стратегическая стабильность и равноправное
стратегическое партнерство.

Национальные интересы подразделяются на
главные (стратегические) и второстепенные
(тактические).
Главные связаны с обеспечением безопасности и
целостности государства как социальноэкономической, политической, национальноисторической и культурной общности, с защитой
экономического и политического суверенитета
государства.
Второстепенные интересы производны от
главных и имеют частный характер.

3. Национальная безопасность:
история и современное
содержание понятия

«Нация находится в состоянии
безопасности, когда ей не приходится
приносить в жертву свои законные
интересы с целью избежать войны, и
когда оно в состоянии защитить при
необходимости эти интересы путем
войны»
американский политолог
У. Липпманом

Само понятие «национальная
безопасность» было введено в
политический лексикон в 1904 г.
президентом США Теодором
Рузвельтом. Окончательно термин
утвердился с принятием в США в 1947 г.
«Закона о национальной
безопасности».

В истории выделяется три принципиально различных подхода:
1. проблема безопасности решается с помощью силы. Граждане
государства должны подчиниться силе государя, а он обязуется
обезопасить их жизнь и собственность от любых угроз. Только так
можно прекратить (характерную для «естественного состояния»)
бесконечную войну всех против всех.
1. Томас Гоббс
2. не отдельные индивиды, а суверенные государства выступают
главными действующими лицами в обеспечении безопасности.
Государства ведут борьбу между собой в соответствии со строго
определенными правилами (международным правом).
Гуго Гроций
3. Мир и безопасность в обществе должны поддерживаться
соблюдением моральных и правовых норм, которые люди – как
нравственные по своей природе существа - будут соблюдать в
основном добровольно.
Иммануил Кант

После Второй мировой войны в 1945 г.
была создана Организация
объединенных наций (ООН),
основанная на единстве сил и
уважении к правам человека.

Обеспечение национальной безопасности
предполагает: - защиту государственного строя;
- защиту общественного строя;
- обеспечение территориальной целостности и
суверенитета;
- обеспечение экономической независимости;
- поддержание общественного порядка и
эффективное противодействие преступности;
- обеспечение здоровья нации, рост
продолжительности жизни, недопущение
депопуляции;
- противодействие техногенным угрозам и стихийным
бедствиям.

национальная безопасность делится
на внутреннюю (источник угрозы –
внутри социума) и внешнюю (источник
угрозы – другие государства или
международные организации).

По широте охватываемой территории
безопасность может быть
общепланетарной, региональной
(например, европейской или арктической),
национальной, субнациональной
(например, безопасность
Северокавказского региона РФ,
Волгоградской области и т. п.).
В зависимости от характера угрозы
выделяют безопасность от угроз
природного происхождения и от
социальных угроз.

В зависимости от того, в какой области человеческой
жизнедеятельности возникает угроза и происходит
ее отражение, безопасность подразделяется на:
- экономическую;
- промышленную;
- технологическую;
- военную;
- информационную;
- экологическую;
- политическую;
- демографическую;
- продовольственную и т. д.

Среди источников реальной угрозы для
большинства современных государств можно
назвать терроризм, распространение оружия
массового поражения (ОМУ),
межнациональные и межконфессиональные
конфликты, деградацию окружающей среды,
замедление, а то и остановку
экономического роста, демографические
проблемы (в промышленно развитых странах
- депопуляция, в странах развивающихся –
неконтролируемый рост населения) и т.д.

4. Роль права в обеспечении
национальной безопасности

Выделяется 6 блоков угроз:
1) экономические и социальные угрозы,
включая нищету, инфекционные болезни и
экологическую деградацию;
2) межгосударственные конфликты;
3) внутренние конфликты, включая гражданскую
войну, геноцид и другие массовые
преступления;
4) ядерное, радиологическое, химическое и
биологическое оружие;
5) терроризм;
6) транснациональная организованная
преступность.

5. Система коллективной безопасности
как основа национальной безопасности
России

Коллективная безопасность - система
совместных мероприятий государств,
предпринимаемых для
предотвращения и устранения угрозы
миру и подавления актов агрессии или
других нарушений мира.

Основные признаки коллективной безопасности:
Первый признак - принятие государствами-участниками
системы, по крайней мере, трех обязательств,
обращенных как бы «внутрь» системы:
- не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
- разрешать все споры мирным путем;
- активно сотрудничать в целях устранения любой
опасности миру.
-Второй признак - наличие организационного единства
государств-участников системы. Это или организация,
выступающая в качестве «классической» формы
коллективной безопасности, или иное выражение
единства: учреждение консультативных или
координационных органов, обеспечение систематических
встреч, совещаний.

Различают два вида системы коллективной
безопасности: всеобщую (универсальную) и
региональную.
1) Всеобщая (универсальная) коллективная
безопасность основывается на
функционировании Организации
Объединенных Наций, в преамбуле Устава
которой зафиксирована главная задача ее
существования – «избавить грядущие
поколения от бедствий войны, дважды в
нашей жизни принесшей человечеству
невыразимое горе».

Совет Безопасности ООН является
единственным органом ООН, который
обладает правом оперативно принимать:
- превентивные действия по
предупреждению и ограничению
конфликтов;
- принудительные меры безопасности без
использования вооруженных сил;
- принудительные меры безопасности с
применением вооруженных сил.

Общими задачами большинства операций ООН являются:
- наблюдение за ситуацией;
- расследование инцидентов и проведение переговоров
со сторонами в конфликте с целью избежать
возобновления военных действий;
- контроль за буферными зонами, за передвижением
вооруженного персонала и оружия в районах
напряженности;
- проверка соблюдения договоренности о прекращении
огня, выводе войск, разоружении военных группировок
или других соглашений;
- содействие поддержанию законности и порядка;
- оказание помощи местному правительству в
восстановлении нормальных условий в районе, где были
военные действия;

- предоставление гуманитарной помощи местному населению.
Можно выделить следующие характерные черты для
операций ООН по поддержанию мира:
- согласие сторон в конфликте на проведение операции;
- принятие Советом Безопасности решения о проведении
операции, определение ее мандата и осуществление общего
руководства;
- добровольность предоставления воинских контингентов
государствами-членами;
- командование Генерального секретаря, полномочия которого
вытекают из мандата, предоставленного Советом
Безопасности;
- беспристрастность сил (они не должны вмешиваться
внутренние дела страны, в которой развернуты, не должны
использоваться в интересах одной стороны в ущерб другой);
- сведение к минимуму применения силы - только для
самообороны;
- финансирование международным сообществом.

2) Региональная безопасность. Она
представлена соглашениями и
организациями, обеспечивающими
безопасность на отдельных континентах и в
регионах.

В настоящее время известны следующие
региональные системы безопасности: в
Африке – Организация африканского
единства, на Ближнем и Среднем
Востоке – Лига арабских государств, в
Америке – Организация американских
государств.

Организация американских государств

Организациями, поддерживающими
коллективную безопасность в том числе и
на Европейском континенте, являются:
Организация Североатлантического
договора (НАТО) с 1949 г.; Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ) с 1995 г.; Организация Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) с 2002
г.; с 1955 по 1991 гг. действовала
Организация стран Варшавского Договора
(ОСВД).

Региональная коллективная
безопасность в рамках НАТО. НАТО
(организация Североатлантического
договора) образована 4 апреля 1949 г.
Цель - обеспечение свободы и
безопасности всех членов
политическими и военными
средствами в соответствии с целями и
принципами Устава ООН. Штабквартира НАТО расположена в г.
Брюсселе (Бельгия).

На данный момент в НАТО входят
28 государств.

Основные принципы сотрудничества
России с НАТО закреплены в
основополагающем акте о взаимных
отношениях, сотрудничестве и
безопасности между РФ и НАТО от 27
мая 1997г.

Принципы этих отношений:
- развитие партнерства и сотрудничества;
- отказ от применения силы или угрозы силой;
- уважение суверенитета, независимости и
территориальной целостности всех государств и их права
выбора путей обеспечения собственной безопасности,
нерушимости границ и права народа на
самоопределение;
- предотвращение конфликтов и урегулирование споров
мирными средствами;
- поддержка в каждом конкретном случае
миротворческих операций, осуществляемых под
руководством Совета Безопасности ООН или под
ответственность ОБСЕ.

Региональная коллективная
безопасность в рамках ОБСЕ. Правовой
основой коллективной безопасности в
рамках ОБСЕ (Организация по
безопасности и сотрудничеству в
Европе) является: Заключительный акт
СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ,
принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде
(1980 г.), Вене (1989 г.), пакет
документов «Хельсинки-2» (1992 г.) и в
Будапеште (1994 г.).

Коллективная безопасность в рамках СНГ.
В соответствии с Договором о коллективной
безопасности, подписанным в Ташкенте 15
мая 1992 г., предусмотрены обязательства
воздерживания от применения силы или
угрозы силой в межгосударственных
отношениях; решать все разногласия
мирными средствами; не вступать в
военные союзы и не принимать участия в
коллективных группировках государств и
др.6. Обеспечение национальной
безопасности в вооруженных
конфликтах

Меры по локализации и урегулированию
вооруженных конфликтов:
Политические;
Дипломатические;
Правовые;
Информационно-психологических
(идеологические меры)

Политические меры:
- встречи (официальные, неофициальные) глав
государств и правительств, политических делегаций;
- переговоры и консультации по активизации
межгосударственных отношений;
- проведение совещаний, конференций руководства
военно-политических союзов по оценке угрозы и
выработке рекомендаций для совместных действий;
- объявление ультимативных требований
государствам-агрессорам;
- использование международных институтов (ООН,
ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к
государствам, дестабилизирующим международную
обстановку.

Дипломатические меры:
- активизация переговоров по вопросам, вызвавшим
напряженность во взаимоотношениях государств;
- укрепление мер доверия;
- организация (перенос, отмена) визитов политических
лидеров, государственных делегаций;
- передача руководству государств, дипломатическим
службам нот, требований, меморандумов,
разъяснений в связи с создавшейся ситуацией;
- сокращение численности персонала посольств,
консульств и представительств, вывоз членов семей
дипломатов;
- разрыв дипломатических отношений.

Экономические меры: - прекращение (расширение)
внешнеэкономических связей, проведение переговоров
по торгово-экономическим проблемам;
- заключение (продолжение) долгосрочных договоров на
взаимовыгодной основе;
- прекращение переговоров о расширении торговоэкономического сотрудничества;
- уменьшение (прекращение) кредитов, инвестиций,
введение эмбарго на поставку сырьевых энергоносителей;
- осуществление блокады воздушных, наземных и
морских границ;
- полный или частичный разрыв экономических
отношений, железнодорожных, морских, воздушных,
почтовых, телеграфных, радио- и других сообщений.

Правовые меры:
- требования соблюдения норм международного
права, положений договоров и соглашений;
- подписание двусторонних и многосторонних
договоров и соглашений по урегулированию правовых
взаимоотношений;
- использование юридических средств (переговоры,
посредничество, примирение, судебные
разбирательства, обращения к региональным
органам, заключение соглашений);
- использование международных правовых институтов
(например, суд ООН и др.).

Военные меры: - демонстрация перевода регулярных вооруженных сил
на штаты военного времени;
- демонстрация перевода резерва на военное положение;
- формирование новых соединений и частей;
- перебазирование и рассредоточение вооруженных сил;
- демонстрация оперативного развертывания соединений и частей вдоль
границы;
- вывод войск из пунктов постоянной дислокации и развертывание войск
прикрытия вдоль государственной границы;
- официальное заявление о повышении степени боевой готовности войск
(сил);
- наращивание состава дежурных сил и средств;
- организация целенаправленного сбора разведданных в приграничных
районах;
- приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой
готовности;
- подача ядерных боеприпасов к средствам доставки.

Информационное воздействие:
- активизация пропаганды о необходимости соблюдения
международных договоров и соглашений;
- информационно-психологическое воздействие на
государства с целью удержания их от оказания помощи
странам, готовящим конфликт (участвующим в
конфликте);
- осуществление идеологического, пропагандистского и
психологического воздействия на конфликтующие
стороны;
- информирование населения и войска (силы) о причинах
и истинных целях конфликта;
- противодействие информационному воздействию со
стороны других участников конфликта.

6. Правовое регулирование борьбы с
преступлениями международного
характера, представляющими
наибольшую угрозу национальной
безопасности РФ

Сотрудничество государств в борьбе с
международной преступностью развивается на
трех уровнях: 1. Двустороннее сотрудничество.
Здесь наибольшее распространение получили
двусторонние соглашения по таким вопросам, как
оказание правовой помощи по уголовным делам,
выдача преступников, передача осужденных лиц
для отбывания наказания в стране, гражданами
которой они являются. Межгосударственные и
межправительственные соглашения, как правило,
сопровождаются межведомственными, в которых
конкретизируется сотрудничество отдельных
ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне
обусловлено совпадением интересов и характеров
отношений стран определенного региона. Так,
например, в 1971 г. 14 государств-членов
Организации Американских Государств подписали в
Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов
терроризма и наказании за их совершение. В рамках
СНГ такое сотрудничество развивается весьма
быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали
Конвенцию о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам.

Многосторонние универсальные договоры (конвенции) в
области международного уголовного права:
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и
наказании за него 1948 г.;
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с
эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;
- Дополнительная конвенция об упразднении рабства,
работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством
1956 г.;
- Международная конвенция о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г.;
- Токийская конвенция о преступлениях и некоторых
других актах, совершаемых на борту воздушных судов
1963 г.; и т.д.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образовательной программы по учебной дисциплине «Национальная безопасность». В то же время в нем нашли отражение темы, не охваченные программой, но важные для понимания проблем обеспечения национальной безопасности. Несмотря на преимущественно юридический контекст, учебное пособие может служить введением в общую теорию национальной безопасности, обеспечивать отдельные темы таких дисциплин, как «Геополитика», «Политология», «Международные отношения» и др., разрабатываемых специалистами разных социально-гуманитарных наук.
Для студентов и слушателей вузов МВД Российской Федерации, обучающихся по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также студентов вузов обучающихся по направлениям подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) «Бакалавр» и 030900.68 «Юриспруденция», квалификация (степень) «Магистр».

Понятие национальной безопасности и ее сферы.
В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» в ст. 1: «Безопасность-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понималось: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Законом к основным объектам безопасности относились: личность - ее права и свободы: общество - его материальные и духовные ценности: государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Как уже говорилось, в научной литературе предлагают разные определения национальной безопасности. Некоторые ученые вполне справедливо считают национальную безопасность элементом понятия «государство». В частности. С.Н. Бабурин полагает, что «показатель безопасности настолько существен, что может быть отнесен к признакам государства». На самом деле, если не признаком государства, то признаком суверенитета способность самостоятельно обеспечить национальную безопасность является точно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Национальная безопасность в истории государственно-правовой мысли
1.2. Понятие национальной безопасности и ее сферы
1.3. Национальные интересы России: понятие и виды
1.4. Угрозы и источники угроз объектам национальной безопасности
1.5. Особые правовые режимы как юридическая основа национальной безопасности
Тема 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
2.1. Роль идеологии в обеспечении государственной безопасности
2.2. Идеологические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства
Тема 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ
3.1. Управляемый хаос как основная угроза национальной безопасности
3.2. Технологии смены власти и безопасность российской государственности
3.3. Понятие сетевой войны и ее инструментарий
Тема 4. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
5.1. Роль международного права в обеспечении национальной безопасности
5.2. Национальная безопасность, международное право и внешняя политика России
5.3. Международное право и глобализация
5.4. Верховенство норм международного права и национальные интересы России
5.5. Международно-правовые средства обеспечения национальной безопасности
Тема 6. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
6.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности
6.2. Конституционная безопасность государства
6.3. Конституционно-судебный контроль в сфере национальной безопасности
Тема 7. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
7.1. Общая характеристика сил и средств обеспечения национальной безопасности России
7.2. Обеспечение национальной безопасности в деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных органов
7.3. МВД в системе обеспечения национальной безопасности
Тема 8. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
8.1. Традиционные ценности и понятие духовно-нравственной безопасности России
8.2. Духовно-нравственные аспекты кризиса общественной безопасности в современном мире
Тема 9. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1. Экологический кризис в современном мире: причины и условия
9.2. Правовое обеспечение экологической безопасности
9.3. Международно-правовые механизмы обеспечения экологической безопасности
Тема 10. РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И РОЛЬ ПРАВА В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ
10.1. Понятие религиозной безопасности и ее современное состояние
10.2. Правовая политика в сфере религиозной безопасности
10.3. Религиозный экстремизм и вызовы национальной безопасности
Тема 11. МИГРАЦИОННАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ
11.1. Понятие и виды миграции в контексте национальной безопасности России
11.2. Правовое обеспечение миграционной безопасности
11.3. Демографическая безопасность и правовая защита семьи
Тема 12. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
12.1. Коррупционные вызовы национальной безопасности
12.2. Юридические механизмы противодействия коррупции
Тема 13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
13.1. Международно-правовые гарантии безопасности национальным меньшинствам
13.2. Российская правовая политика в сфере межнациональных отношений и предупреждение межнациональных конфликтов
13.3. Миграционные процессы и межэтнические конфликты
Тема 14. ПРАВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
14.1. Понятие экономической безопасности, основные угрозы в сфере экономики
14.2. Правовое обеспечение экономической безопасности
Тема 15. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
15.1. Информационные войны и технологии манипулирования сознанием
15.2. Правовая политика России в сфере информационной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ.

К числу теоретико-методологических предпосылок исследования сферы национальной безопасности можно отнести аксиологические, гносеологические, культурологические, стратификационные, этические, гуманитарные, геополитические, методические и др.

Аксиологический аспект методологии

Аксиология - это учение о ценностях. Осмысление ценностей является фактором, инициирующим познание. Аксиология конституирует цели и сферы познания. Не является исключением и сфера национальной безопасности. В основе научной методологии развиваемой здесь теории национальной безопасности лежит фундаментальный вывод о том, что на данном этапе цивилизационного развития структурирование человечества по принципу национальных государств является позитивной ценностью. Соответственно и национальная безопасность доминирует в системе ценностей над такими идеологемами, как космополитизм, мир во всем мире, всеобщее разоружение, глобализация социальных процессов под эгидой транснациональных компаний и так называемого мирового правительства.

Аксиологический аспект рассматриваемой методологии:

  • - во-первых, позволяет понять социальную ценность теории национальной безопасности;
  • - во-вторых, раскрывает социальный заказ, который является предпосылкой формирования данной теории;
  • - в-третьих, очерчивает круг ценностей, на защиту и развитие которых ориентировано это научное направление.

Национальная безопасность является условием существования, а также нормального функционирования и развития государства, общества, личности. Утрата национальной безопасности влечет деградацию или гибель государства, социальную дезорганизацию, утрату гражданами национальной идентичности. Обеспечение национальной безопасности - главная задача государства и общества, поскольку без обеспечения национальной безопасности все достижения граждан, общества и государства начинают работать не в их пользу, а в пользу других государств .

В современной парадигме международных отношений, основанной на структурировании человечества по принципу национальных государств, теория национальной безопасности нацелена на решение глобальной проблемы социального бытия - обеспечение нормальной жизни людей в оптимальной культурной и природной среде.

Гносеологический аспект методологии

Гносеология - это учение о познании. Фундаментальной проблемой гносеологии является вопрос о познаваемости окружающего мира. Мы формируем теорию национальной безопасности, исходя из положительного ответа на основной вопрос философии. При этом не отрицается ни интуитивизм, ни грандиозность сферы непознанного, постепенное постижение которой регулярно трансформирует наши представления о мире и переформатирует научные парадигмы.

Гносеологический аспект методологии:

  • - раскрывает особенности познания глубинной сущности процессов и явлений в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • - показывает типичные ошибки, которые допускали различные субъекты при исследовании этой сложной проблематики;
  • - ориентирует на поиск надежных способов постижения реальности в этой специфической области познания (способствует формированию умения отличать реальность от кажимости).

Деятельность по причинению ущерба национальной безопасности и по защите национальной безопасности в значительной мере носит тайный, конспирологический характер, что обусловливает:

  • - во-первых, доминирование государственных структур в этой деятельности;
  • - во-вторых, существенно затрудняет (а в отдельных случаях исключает) общественный контроль в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • - в-третьих, создает предпосылки для злоупотребления служебным положением лиц, ответственных за безопасность нации.

Несмотря на конспирологический характер, процессы осуществления вредоносного воздействия в сфере обеспечения национальной безопасности принципиально познаваемы:

  • - на уровне социологического анализа;
  • - в историческом ракурсе;
  • - посредством оперативно-розыскной деятельности.

Одна из главных задач теории национальной безопасности - разработка научного аппарата и специальных методов, которые позволят получать объективные и относительно полные знания об этих процессах. Обуславливает это сложность информации, на основе которой формируется теория национальной безопасности, ее фрагментарность, а также изрядная доля дезинформации, которая распространяется различными субъектами для того, чтобы скрыть:

  • - истинную сущность процессов, формирующихся в различных социальных сферах (государственной, политической и др.);
  • - истинные мотивы политических субъектов;
  • - результаты, на которые ориентированы эти процессы, к достижению которых стремятся те или иные субъекты.

Материалы, распространяемые общедоступными источниками информации, содержат изрядную долю недостоверности, иногда откровенной лжи, иногда лжи завуалированной, и в лучшем случае - полуправды. Реальную картину в этой сфере исследователю приходится моделировать самому, извлекая крупицы истины из полуправды, моделируя из фрагментарной информации целостное представление о социальном процессе или явлении. Нередко выводы на основе такого моделирования могут носить гипотетический характер. Главное - чтобы они не содержали логических противоречий и не противоречили фактам, в достоверности которых нет оснований сомневаться. И лишь время может подтвердить или опровергнуть достоверность этих гипотез.

Методологический принцип реализма

В основе принципа реализма находится аксиоматическое суждение о том, что все в этом мире несовершенно. Одним из субъективных способов преодоления этого несовершенства является идеализация. Например, мы изучаем право, предполагая, что законы соблюдаются всеми или абсолютным большинством - в реальности это не так. Мы изучаем механизм обеспечения национальной безопасности, полагая, что он эффективно функционирует - но это тоже далеко не всегда так.

Принцип реализма ориентирует нас на возвышение над идеальной моделью, на осмысление ее несовершенств и на поиск путей реального (а не субъективного) преодоления этих несовершенств или хотя бы их уменьшения. Лишь опираясь на принцип реализма, мы можем обеспечить удовлетворительное функционирование механизма обеспечения национальной безопасности.

Достаточно ярко суть принципа реализма раскрыл американский философ Г.Самнер: «Наихудший порок в изучении политики представляет тот вид догматизма, который исходит из высоких принципов или предположений вместо точного изучения вещей такими, какие они есть на самом деле. Идеалы рождаются на основе более возвышенного представления о вещах, чем они есть на самом деле, и часто, даже бессознательно, идеал начинает рассматриваться как нечто реальное. Конечно, куда легче вообразить себе новый идеальный мир, нежели выяснить, что представляет собой мир существующий. Куда проще пуститься в спекуляции, основанные на нескольких самых общих положениях, нежели изучать исторические основания государств и их учреждении; куда спокойней держаться популярной догмы, нежели выяснять, соответствует ли та жизненным обстоятельствам и основанной на них истине».

Культурологический аспект методологии

Культурологический аспект показывает:

  • - корректное развитие культуры является важнейшим стратегическим инструментом обеспечения национальной безопасности (в то время как патологическая трансформация может стать фактором ее утраты);
  • - определенному уровню культурного развития общества соответствуют определенные меры, которые позволят эффективно обеспечить национальную безопасность. При разработке мер обеспечения национальной безопасности негативным может быть как отставание от уровня культурного развития социума, так и опережение (принятие мер, к реализации которых общество не готово, не «доросло» до них). Меры, которые в теоретических построениях могут казаться идеальными, окажутся малоэффективными в случае несоответствия их культурному уровню общества.

Развитие культуры общества в плане обеспечения национальной безопасности - одно из направлений повышения эффективности общественного контроля за обеспечением национальной безопасности. Формирование и развитие теории национальной безопасности может рассматриваться как моделирование важнейшего элемента национальной культуры. Одной из главных задач, которые стоят перед теорией национальной безопасности, является выработка показателей начала утраты страной безопасности. Чем раньше общество поймет, что обеспечения национальной безопасности находится не на должном уровне, тем больше шансов устранить дефекты и пороки этой деятельности с минимальными потерями для страны.

Стратификационный аспекит методологии

Стратификация (от латинского stratum - слой) как исследовательский метод используется в различных областях познания (например, стратификация земной коры, стратификация атмосферы, стратификация вод, стратификация семян и т.д.). В конце XIX - начале XX в.в. весьма продуктивным оказалось применение этого метода в социологии.

Социальная стратификация - процесс структурирования общества на социальные группы, слои, классы. Одновременно социальная стратификация - фундаментальная социологическая теория и глобальное направление социологических исследований. Основоположниками этой теории считаются немецкий ученый Макс Вебер, французский социолог Эмиль Дюркгейм и наш соотечественник Питирим Сорокин. В противовес марксистской теории антагонистических классов эти ученые предложили альтернативные походы к структурированию общества.

К числу основных положений социальной стратификации относятся:

Основой большинства стратификационных теорий является концепция многоизмеримой стратификации, суть которой заключается в том, что общество можно стратифицировать по самым различным критериям. Эта концепция оказалась весьма продуктивной и в плане криминологических исследований .

Наиболее подходящей системой стратификации для современного российского общества можно считать классовую модель Энтони Гидденса , который основой деления на классы считал, прежде всего, два показателя: уровень доходов и род занятий.

На основе критериев, выделенных Э.Гидденсом, нами были разработаны две стратификационные модели российского общества - по уровню доходов и в зависимости от социального статуса. Первая применялась для оценки масштабов криминализации населения, а в соответствии с социальной структурой второй осуществлялись ежегодные исследования виктимизации граждан.

В процессе разработки стратификационной модели российского общества по уровню доходов граждан основная сложность возникла при оценке материальных критериев бедности и богатства. Наиболее распространенным в социологии является деление общества на следующие страты:

  • - класс богатых;
  • - высший средний класс;
  • - средний класс;
  • - низшим средним класс;
  • - высший бедный класс;
  • - класс бедных;
  • - класс бедных на грани нищеты и нищие (рис.1).

В основу структурирования российского социума и определения масштабов различных страт были положения данные Федеральной службы государственной статистики и экспертные оценки.

Социостратификационный аспект методологии акцентирует внимание исследователей на неоднородности структуры общества. И в этой дисперсии (неоднородности) в целях обеспечения национальной безопасности должно осуществляться два встречных процесса:

  • - формирование национальных интересов, в максимальной степени ориентированных на потребности всех социальных слоев;
  • - коррекция интересов, потребностей, стереотипов жизни различных слоев общества в соответствии с национальными интересами (блокирование отдельных лиц и социальных групп, чьи интересы скорректировать не удается в случае отрицания ими национальных интересов).

Параметры социальной стратификации детерминируют степень несоответствия интересов различных социальных страт национальным интересам. Это несоответствие может оказаться источником уязвимости государственной и общественной системы обеспечения национальной безопасности.

Не может быть эффективной система, в которой интересы лиц, обеспечивающих национальную безопасность, не соответствуют национальным интересам. Особенно опасно несоответствие интересов высших страт национальным интересам. Представители этих страт осуществляют организацию деятельности по обеспечению национальной безопасности и руководят ею. Это несоответствие может стать фактором полной или частичной утраты национальной безопасности.

В каждой нации есть элементы (люди, партии, организации, социальные группы), которые утрачивают по тем или иным причинам личную привязку к национальным интересам, в силу чего у них формируется готовность сотрудничать с теми, кто организует причинение вреда национальной безопасности. Чем выше морально-нравственное состояние общества, тем меньше эта диссидентская составляющая. Чем менее справедливо в стране государственное и общественное устройство, тем больше в социуме группа людей, готовых причинять вред безопасности страны. Наиболее опасно проникновение таких элементов в руководство страны. Разработка эффективных мер защиты нации от внутреннего врага - одна из главных задач теории национальной безопасности.

Рис. 1.

Одним из прикладных аспектов стратификационной методологической теории является принцип иерархичности социальных проблем. В соответствии с этим принципом меры, избираемые для решения проблем, должны по масштабам и по уровню жесткости соответствовать уровню проблематики.

Суть этого принципа заключается в том, что «для борьбы с тараканами вряд ли стоит поджигать дом». Не стоит разрушать основы государственной стабильности во имя борьбы с коррупцией. Политическая катастрофа на Украине 2014 г. - достаточно яркий пример того, как борьба с коррупцией в форме так называемой «революции гидности» обернулась утратой территории, гражданской войной, существенным уменьшением уровня государственного суверенитета, многократным снижением уровня жизни простых людей и невиданным размахом коррупции. Иными словами, нарушение названного принципа обернулось результатами, которые корректно будет квалифицировать термином «с точностью до наоборот».

Этот принцип ориентирует на поиск таких мер решения социальных проблем, негативные последствия которых будут существенно меньше, чем те позитивные цели, которых предполагается достичь посредством этих мер. При этом прогнозирование последствий должно основываться на системном анализе с учетом всех рисков.

Этический аспект методологии

Одной из болевых точек теории и практики обеспечения национальной безопасности является противоречие между этическими императивами и императивами национальной безопасности. Подобно тому, как масса в теории Энштейна искривляет пространство и время, властное воздействие искривляет сферу нравственности. На высоких уровнях власти, а также в международных отношениях нравственная составляющая стремится к нулю. Если политику удалось обеспечить национальную безопасность, его деятельность может быть оценена позитивно. При оценке деятельности политика следует учитывать:

  • - результаты деятельности;
  • - исторический контекст деятельности;
  • - влияние политики государственного деятеля на духовнонравственное состояние общества (подрыв духовно-нравственной безопасности - основание для негативной оценки политического деятеля).

Высокая нравственность политического деятеля и его поступков не могут быть оправданием деятельности, которая приводит к утрате государственности или подрыву безопасности страны.

При оценке культурно-нравственного уровня вероятного противника важно отличать внешнюю оболочку и внутреннюю сущность. Оболочка может быть преисполнена гуманизмом, демократизмом и иными позитивными и привлекательными элементами. А внутренняя сущность состоять из холодного, безнравственного расчета и циничной жестокости. При формировании стратегии национальной безопасности исходить надо из внутренней сущности.

Гуманитарный аспект обеспечения национальной безопасности

Деятельность по обеспечению национальной безопасности не должна приводить к дегуманизации общества, не должна обусловливать массовый террор, массовый психоз, социальную подавленность. Все эти негативные стороны обеспечения национальной безопасности не исчезают бесследно. Последствия дегуманизации могут проявиться через десятки лет в различных формах, в том числе в форме разрушения государственности. Чем больше людей считают, что ущерб от обеспечения национальной безопасности превышает вред, который может причинить потенциальный противник, тем менее эффективно функционирует система защиты национальных интересов.

Геополитический аспект защиты национальных интересов

При разработке стратегии обеспечения национальной безопасности необходимо учитывать геополитические константы, соответственно геополитика как научное направление является элементом методологии анализируемой теории.

Геополитика в определенном ракурсе может рассматриваться:

  • - во-первых, как метод конструирования (моделирования) политических акций, на основе учета значимости географического положения государств или регионов;
  • - во-вторых, как метод анализа их глубинного смысла.

Геополитика сформировалась на основе осмысления и обобщения опыта:

  • - государственного строительства - формирования и развития государственности;
  • - войн и вооруженных конфликтов, военной стратегии и оперативного искусства;
  • - международных отношений.

В ходе исследования соответствующей социальной практики интеллектуалами были сформулированы определенные идеи, теоретические положения, принципы, реализация которых предполагала успех при осуществлении тех или иных политических акций в сфере развития государственности и международных отношений. Совокупность этих идей мы определили как геополитологию (научное направление), а социальную практику, основанную на этих идеях - как геополитику. Ядро этой методологии - геополитические императивы.

Геополитическими императивами мы называем словесные формулы, отражающие устойчивые геополитические связи. В зависимости от объема, формы и содержания геополитические императивы могут выступать как:

  • - геополитические законы и закономерности;
  • - геополитические принципы;
  • - геополитические константы;
  • - геополитические стратегемы;
  • - фундаментальные геополитические идеи.

Статус императивов они обретают в силу того, что их нарушение, отступление от них чревато неудачами для геополитического субъекта.

Фундаментальным законом, на котором основывается все здание геополитологии, является зависимость политики от пространственных факторов.

Многие теоретики к числу основного закона геополитики относят закон фундаментального дуализма моря и суши. Этот дуализм проявляется в непримиримости противоречий между Востоком и Западом.

Открытие новых пространств детерминирует:

  • - новую геополитическую эпоху;
  • - новые геополитические противоречия;
  • - новые константы межгосударственных отношений;
  • - новые геополитические закономерности.

Свободные пространства притягивают народы, формируют геополитические векторы экспансии, которая может осуществляться как в брутальных формах, так и завуалировано (посредством мягкой силы).

Цивилизационные противоречия имеют пространственное измерение. Утрата пространственного доминирования - фактор гибели цивилизации.

Геополитические константы обычно выявляются на основе исторического анализа. Например, для США мировые войны - это хорошие войны. Они всегда прикладывают значительные усилия для решения с их помощью национальных проблем. Соответственно серьезный кризис в сфере финансовой и экономической политики США может рассматриваться как плохой симптом для остального мира. Стратегема «чужими руками жар загребать» как нельзя лучше характеризует геополитические установки этого государства.

Одной из геополитических констант является то, что Россия, как пульсирующая цивилизация, то увеличивается территориально, то уменьшается. При этом за сжатием следует расширение. Причем расширение завершается масштабными территориальными приобретениями.

Фундаментальной константой внутренней геополитики является увеличение сепаратистских тенденций при ослаблении политического центра страны.

К числу принципов, на основе которых строится внешняя геополитика государства относятся следующие:

  • 1. Принцип пространства (пространство является главным геополитическим фактором).
  • 2. Принцип государственного эгоизма (отношения между государствами строятся на основе прагматизма, попытки привнесения в эту сферу алгоритмов бескорыстного межличностного общения обречены на провал).
  • 3. Принцип внеэтичности внешней политики (уровень международных отношений не поднялся пока до способности реализовываться в парадигме нравственности).
  • 4. Принцип силы (сила в различных ее формах и проявлениях - главная геополитическая доминанта).
  • 5. Принцип отрицания единого центра силы в мире (все империи разрушались, все посягательства на мировое господство завершались неудачей).

За тысячелетия человеческой истории выкристаллизовались геополитические стратегемы - определенные алгоритмы геополитических акций, приводящие к успеху. Некоторые стратегемы корректно определить как малые принципы.

Возникли стратегемы как элемент китайской культуры, как интеллектуальная база формирования внешней и внутренней политики. К числу наиболее значимых геополитических стратегем можно отнести:

  • 1. География - это приговор (Отто фон Бисмарк).
  • 2. Войны между соперниками государства - хорошие войны для этого государства.
  • 3. Запад есть Запад, Восток есть Восток. И им не сойтись никогда (Р.Киплинг).
  • 4. Феномен экзистенциального противника (субъект остается противником до тех пор, пока он существует).
  • 5. Усиливающийся начинает доминировать: могущественный друг становится хозяином.
  • 6. Уничтожать врага до того, как он стал сильным.
  • 7. Подсунуть камень субъекту, откусывающему зону влияния, чтобы тот сломал зубы.
  • 8. Маленький клещ убивает большого тигра.
  • 9. Нет вечных врагов и союзников. Есть только вечные национальные интересы (Г.Палмерстон).
  • 10. Если мы уходим с границы, граница идет за нами.
  • 11. Союзников всегда два: один наездник, а второй - осел (Отто фон Бисмарк).
  • 12. Хуже вражды с Англией может быть только одно - дружба с ней (Ядрихин-Вандам).
  • 13. У России только два союзника - армия и флот (Александр III).
  • 14. Афганистан - кладбище империй.
  • 15. Русские никогда не бывают так сильны, как думают они сами, но и никогда не бывают так слабы, как думают их враги (Отто фон Бисмарк).
  • 16. Русские всегда приходят за своими деньгами. С ними надо играть честно либо совсем не играть (Отто фон Бисмарк).

Интересные афоризмы сформулировал Л.В.Шебаршин (бывший начальник разведки Советского Союза, короткий срок занимавший высокий пост Председателя КГБ СССР). Некоторые из этих афоризмов вполне могут рассматриваться как геополитические стратегемы:

  • 1. Запад хочет от России только одного - чтобы ее не стало.
  • 2. Только одна держава может разгромить Россию. Это сама Россия.
  • 3. У народа отнимают прошлое, чтобы лишить его будущего.
  • 4. ООН не может одобрить ни географическое положение, ни климат, ни историю России.

Ученые и мыслители сформулировали немало идей, которые могли бы быть положены в основу формирования той или иной геополитической стратегии. Многие из таких идей уже были проанализированы выше. Здесь будут приведены лишь несколько фундаментальных геополитических идей:

  • 1. Государство - живой организм. По мере его развития границы расширяются. По мере его деградации - территория уменьшается. Нерушимых границ не существует.
  • 2. Характеристики территории могут идеально соответствовать характеру народа, его численности, роду занятий (естественные защитные рубежи, плодородие почвы, климат). С учетом этого определенная территория может обрести статус естественных границ государства.
  • 3. Между отдельными государствами (группами государств, цивилизациями) существуют непримиримые противоречия. Эти противоречия невозможно устранить (они могут быть временно заблокированы, приглушены теми или иными обстоятельствами, но при устранении этих обстоятельств противоречия вновь обостряются). К числу обстоятельств, блокирующих, приглушающих геополитические противоречия, относятся:
    • - общие угрозы;
    • - силовой паритет.
  • 4. Различные части Земли имеют неодинаковую политическую значимость и ценность. Ценность одних очень велика, другие могут расцениваться как малозначимые. По мере развития цивилизации и технологического прогресса ценность различных регионов Земли может меняться.

Геополитический аспект методологии теории национальной безопасности включает следующие фундаментальные положения:

  • 1. Между определенными государствами существуют антагонистические (непримиримые) противоречия.
  • 2. Эти противоречия могут быть выведены из острой фазы только паритетом вооружения.
  • 3. Устранить эти противоречия можно только уничтожением одним государством другого.
  • 4. Между этими государствами могут устанавливаться внешне дружеские (и даже союзнические) отношения. Но это возможно лишь на тактическом уровне. На стратегическом уровне эти государства будут всегда оставаться непримиримыми противниками.
  • 5. Воздействие одного государства на другое может быть прямым и косвенным. Косвенное воздействие, как правило, предшествует прямому. Один из вариантов косвенного метода - воздействие на государства, расположенные на границе с противником. Программа максимум- спровоцировать военные действия между противником и его соседями. Программа минимум - спровоцировать внутренний конфликт в государстве, расположенном на границе с противником (породить хаос в приграничных территориях).

В современных условиях формируется новая конфигурация субъектов международных отношений. В условиях глобализации все более активную роль начинают играть надгосударственные структуры. Одним из векторов потенциального развития мирового социума является ослабление национальных государств и усиление надгосударственных структур (в ущерб национальным интересам и национальной безопасности). Понимание сущности перспектив социального развития - важное условие формирования личности, которая способна адекватно ориентироваться в хитросплетениях социальных реалий. Лишь на основе объективной и относительно полной информации об этих процессах человек может, во-первых, корректно оценить значимость национальной безопасности. Во-вторых, выработать правильное отношение к мерам обеспечения национальной безопасности.

Методический аспект методологии

Сферой функционирования системы национальной безопасности является социум, соответственно основная база формирования исследовательских методов теории национальной безопасности - социология.

С учетом конспирологической защищенности объекта исследования, в отдельных случаях единственным источником объективной информации о процессах, происходящих в сфере обеспечения национальной безопасности, является исторический анализ. Исторический анализ позволяет выявить закономерности в этой сфере, и на основе выявленных закономерностей моделировать эффективные системы противодействия конспирологической деятельности по причинению ущерба безопасности страны. Соответственно исторический подход является основным методологическим принципом исследования конспирологических феноменов в сфере национальной безопасности.

Национальная безопасность - сложный системный объект. Соответственно лишь системные меры обеспечения национальной безопасности могут быть эффективны - системный подход является методологической базой теории национальной безопасности.

Исторический аспект методологии

Сущность исторической методологии заключается в рассмотрении того или иного социального процесса в большой временной ретроспективе (на протяжении веков). Историческая масштабность позволяет увидеть те закономерности, которые не удается выявить при анализе динамики явлений в течение короткого временного периода.

В конце XX века наша страна вышла на трудный и опасный курс исторического развития. Рубеж 80-х и 90-х годов довольно отчетливо высветил фундаментальные противоречия в интересах народа и элитарных слоев. Была предпринята очередная попытка превратить Россию в пылающий хворост с тем, чтобы унять страх у соседей и дать им возможность погреть руки на разрушительных процессах. Если попытаться смоделировать оптимальную стратегию обеспечения безопасности страны в тот период, то, наверное, можно констатировать, что руководители государства практически все делали с точностью до наоборот. «Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома», - эти строки вышли из-под пера великого русского писателя много-много лет назад, но для характеристики российских реалий конца прошлого века они подходят как нельзя лучше.

И вот на этом фоне мы можем сделать парадоксальный вывод, имеющий отношение к историческому оптимизму: несмотря на то, что обеспечение национальной безопасности страны было далеко от идеала, мы сумели сохранить не так уж и мало, а в каком-то смысле даже очень много.

Первый, материальный уровень защиты заключается в незримой связи поколений россиян - наши отцы и деды построили такое прочное здание, что сломать его в одночасье оказалось не по силам никому. А пока наши противники, притворившиеся друзьями, предпринимали разрушительные попытки, народный дух начал пробуждаться, стала восстанавливаться система обеспечения безопасности России.

Исторический анализ показывает, что в противоборстве с врагами Россию не раз сбивали с ног. Но всякий раз вопреки всему она поднималась и становилась еще сильнее. Тут впору поверить, что у России существует какая-то высшая защита. В.О.Ключевский видел истоки этих парадоксальных поворотов истории в величии русского народа: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

Иногда Россию называют пульсирующей цивилизацией и видят истоки ее силы в географическом положении. Английский исследователь этой сферы X. Макиндер ввел в научный оборот даже специальный термин - хартленд (сердце Земли) - для обозначения той части земного шара, где расположена наша страна. Как бы то ни было, наша многовековая история весьма убедительно свидетельствует: одержать частные победы в сражениях с Россией возможно, подавить ее на какое-то время удавалось непреодолимой силе. Но уничтожить, одержать стратегическую победу над Россией невозможно. В конечном итоге из противоборства со сверхсильными противниками Россия всегда выходила победителем. Если аналитик владеет приемом экстраполяции, то выводы, касающиеся исторических перспектив нашей страны, сделать нетрудно. Судьба нашей страны корреспондирует с евангельским изречением: «И свет светит во мраке, и тьма не может объять его».

Анализ методологии исторического оптимизма в обеспечении безопасности России был бы неполным, если бы мы ограничились упоминанием лишь о том, что победа нашей страны в борьбе с врагами предначертана свыше. Может возникнуть иллюзия - раз так, то мы можем и не очень-то стараться в плане приложения наших сил для обеспечения национальной безопасности. Сомнения на этот счет развеяла еще Жанна д’Арк: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу». Если никто не будет сражаться, то некому будет и даровать победу.

  • Наполеон выразил эту идею в афоризме: кто не хочет кормить свою армию, будет кормитьчужую. Одна из стратегем национальной безопасности такова - за безопасность надо платить, кто не хочет платить за безопасность, тот расплачивается.
  • Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О.Исторические портреты. М., 1990. С.65. Интересно, что немецкий канцлер Отто фон Бисмаркэту же идею выразил такими словами: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своимиденьгами. И когда они придут - не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения,якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит играть честно, или вообще не играть» [Электронный рессурс:http://citaty.info/man/otto-fon-bismark].