Законы о защите населения от природных и техногенных опасностей. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера

С развитием технологий человечество нашло ряд способов улучшить свою жизнь. И одна из самых важных функций государственных органов - обеспечение безопасности граждан. На территории РФ этот момент регламентируется ФЗ 68 «О защите населения и территорий от ЧС».

Данным законом «О ГО и ЧС в РФ», утвержденным Государственной Думой 11 ноября 1994 года, регламентируется порядок защиты здоровья и жизни не только граждан Российской Федерации, но и иностранцев, которые находятся на ее территории. Настоящим Федеральным Законом устанавливаются по защите всего наземного, воздушного и водного пространства государства, указываются органы, которые за это отвечают, и описываются их права и обязанности.

Приведем краткое содержание «Закона о защите населения и территорий». В нем описаны общие положения вопроса, полномочия государственных органов, методы подготовки рядовых граждан и специалистов для защиты от ЧС, порядок обеспечения защитных мероприятий человеческими и материальными ресурсами, и международные договора, заключенные Российской Федерацией.

Факторы, которые несут угрозу здоровью и жизни населения, подразделяются на две категории: техногенные и природные. К первым относят различного рода несчастные случаи на производстве. Вторые - лесные пожары, цунами, наводнения, грады, и другие стихийные бедствия, вызванные природными факторами, а не человеком.

Последняя редакция ФЗ 68 «О защите населения» датируется 23 июня, 2016 года. Изменения в законе коснулись вопроса, связанного с лесными пожарами.

Скачать текст закона

Последняя редакция Федерального Закона № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», значительно отличается от принятой 23 года назад и лицам, заинтересованным в данной информации, лучше с актуальным текстом ФЗ 68 .

Последние изменения ФЗ «О защите от ЧС»

Редакция от 23 июня 2016 года - последняя. В ней имеется одно изменение закона. Теперь статья 10 настоящего закона 68 дополнена подпунктом «с», который расширил полномочия правительства Российской Федерации при защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Теперь по закону официальные органы обязаны заниматься предотвращением возможных лесных пожаров и ликвидацией уже возникших.

Рассмотрим некоторые статьи ФЗ «О чрезвычайных ситуациях».

Данная статья ФЗ «О ЧС природного и техногенного характера» дает описание системе предупреждения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, используемой РФ. Ст. 4 ФЗ 68 включает информацию о силах, ресурсах, порядке работы федеральных органов, обеспечивающих защиту земельных участков, водных и воздушных пространств, а, в первую очередь, граждан от ЧС.

В статье закона приводится список задач, стоящих перед официальными органами (перечень неполный):

  • осуществление программ, нацеленных на предупреждение ЧС;
  • поддержание постоянной готовности;
  • накопление и изучение информации, необходимой для того, чтобы предотвратить ЧС, защититься от них, или устранить последствия;
  • оповещение граждан о возникшей чрезвычайной ситуации;
  • международное сотрудничество по этому вопросу (касается, в первую очередь, водных объектов).

Во время последней редакции закона «О защите населения» в статью изменений не внесли.

Ст. 14

Ст. 19

При техногенных или природных катастрофах, которые накрывают большие территории, у служб спасения нет возможности оказаться везде и спасти всех. Некоторые люди остаются предоставленными сами себе. Настоящая статья федерального закона «О защите населения» касается подобных случаев.

Не только правительство и официальные органы обязаны заниматься защитой населения РФ от возникающих чрезвычайных ситуаций. В статье 19 ФЗ 68 описаны обязательства граждан в вопросе защиты. Рассмотрим часть из них.

Катастрофы техногенного или природного характера несут серьезную угрозу здоровью и жизни людей. Ураган может ранить сорванной черепицей, наводнение - утопить, взрыв (направленный, или случившийся в результате несчастного случая на производстве) - ранить осколками, и т. д. Чтобы свести последствия возникающих ранений и травм к минимуму, гражданам необходимо обладать базовыми знаниями по оказанию первой помощи, как и когда можно действовать, и какими средствами поддержать в человеке жизнь до прибытия помощи.

Катастрофы техногенного характера (природные - в меньшей степени) могут быть предотвращены, при соблюдении техники безопасности по обращению с бытовыми приборами и оборудованием на рабочем месте.

Во время последней редакции закона «О защите населения», изменения в статью не вносились.

в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

Участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

На медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

На пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

На получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Судебная практика по статье 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ

    Определение от 10 декабря 2018 г. по делу № А50-23011/2016

    Верховный Суд Российской Федерации

    Адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, общей площадью 327,4 кв. м, этаж: цоколь, номера на поэтажном плане: 14, 15, 16, 17, 18 , 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31; заключить соглашения с заявителями о выкупе их долей в праве собственности на нежилые помещения по...

    Постановление от 27 августа 2018 г. по делу № А02-2106/2017

    Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)

    Судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 25.01.2018 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 18 . 04.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Марченко Н.В.) по делу № А02-2106/2017 по иску Министерства труда, социального развития...

    Решение № 2-К-262/2018 2-К-262/2018~М-К-261/2018 М-К-261/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-К-262/2018

    Решение № 2-К-264/2018 2-К-264/2018~М-К-263/2018 М-К-263/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-К-264/2018

    Верхнеколымский районный суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные

    В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании. В соответствии со ч.1, ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества...

    Решение № 2-251/2018 2-251/2018~М-208/2018 М-208/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-251/2018

    Смоленский районный суд (Алтайский край) - Гражданские и административные

    Представленным документам, подтверждающих регистрацию по месту жительства в доме по адресу: , попавших в зону подтопления, нет. В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред., действующей на дату рассмотрения дела), ...

    Решение № 2А-473/2018 2А-473/2018~М-541/2018 М-541/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-473/2018

    Успенский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Администрация МО Успенский район будет не в состоянии принять весь комплекс своевременных и эффективных мер по ликвидации последствий аварии и снижению причиненного ущерба, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чем создается непосредственная угроза жизни, здоровью, личному...

    Решение № 2-893/2018 2-893/2018~М-746/2018 М-746/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2-893/2018

    Кочубеевский районный суд (Ставропольский край) - Гражданские и административные

    Года, но не были зарегистрированы по данному адресу на 24-25 мая 2017 года. Принадлежащий им земельный участок был полностью затоплен. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 ...

К источникам чрезвычайных ситуаций природного характера относятся землетрясения, вулканические извержения, лавины, наводнения, смерчи, пыльные бури, природные пожары.К источникам поражающих фактов чрезвычайной ситуации техногенного характера относятся аварии на потенциально опасных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организуется в соответствии со следующими принципами:

1. право граждан на охрану жизни и здоровья;

2. защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера подлежит все население находящиеся на территории страны;

3. организация и проведение мероприятий по защите населения и территорий является обязательной функцией органов государственной власти;

4. предупреждение чрезвычайных ситуаций и устранение непосредственной угрозы для поражения населения является приоритетным направлением в обеспечении защиты населения;

5. мероприятия по подготовке к защите населения и территорий планируются и по возможности осуществляются заблаговременно;

6. мероприятия по защите населения и территорий организуются и проводятся по территориально - производственному принципу на всей территории страны, дифференцированно с учетом степени реальной опасности возникновения угроз для жизни человека, природных, техногенных, социально-экономических и иных особенностей территорий;

Довольно частыми стали аварии и катастрофы, которые сопровождаются взрывами и пожарами, разливами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Радиоактивными веществами и тяжелыми металлами загрязняются окружающая местность, помещения, продукты питания и вода.

Аварии с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) не исключены на хладо- и мясокомбинатах, водопроводных станциях, целлюлозно-бумажных предприятиях, химических заводах. В этих случаях в атмосферу попадают аммиак, хлор, могут быть и другие вещества. В такой чрезвычайной ситуации органы гражданской обороны и местной администрации должны немедленно оповестить население о случившемся, коротко напомнить порядок действий, указать, куда, в каком направлении может двигаться ядовитое облако. Во всех случаях при возникновении опасности химического заражения лучше всего надеть противогаз или укрыться в ближайшем убежище. Готовясь к выходу, надеть плотную верхнюю одежду, лучше плащ, шею обвязать шарфом, на ноги резиновые сапоги, на голову шапочку, рот и нос прикрыть ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее в воде или 2% растворе питьевой соды при хлоре, 5% растворе лимонной кислоты при аммиаке. Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район .



Аварии на атомных энергетических установках (АЭУ). Вся тяжесть и опасность таких аварий состоит в том, что из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пылинок, аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоактивному загрязнению местности, водоемов. Обнаружить радиоактивные вещества человек не может, так как они лишены каких-либо внешних признаков. Они не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусовыми качествами. Только приборы могут сказать о заражении местности, воды, воздуха, предметов домашнего обихода, транспортных средств, продуктов питания.
Узнав об аварии на АЭУ, необходимо надеть противогаз или респиратор и укрыться в защитном сооружении (убежище, противорадиационном укрытии). В помещении надо обязательно плотно закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные люки, отдушины, заклеить щели в оконных рамах. На улицу стараться не выходить.

Главную опасность для людей, оказавшихся на местности, загрязненной радиоактивными веществами, представляет внутреннее облучение, то есть попадание радионуклидов внутрь организма при дыхании, при приеме пищи и воды. В этой обстановке необходимо соблюдение мер радиационной безопасности и санитарной гигиены. В первые дни наибольшую опасность для людей представляет облучение щитовидной железы.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сельскохозяйственных животных или растений может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций. Биолого-социальные ЧС – чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных растений и животных. Биолого-социальные ЧС подразделяют на три группы:

Инфекционная заболеваемость людей и пищевые отравления – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно путем массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением специальных сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины представляют собой убитых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкожно, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания. При возникновении очага инфекционного заболевания в целях предотвращения распространения болезней объявляется карантин или обсервация.

Карантин вводится при возникновении особо опасных болезней (оспы, чумы, холеры и др.). Он может охватывать территорию района, города, группы населенных пунктов. Карантин представляет собой систему режимных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию болезней в нем. Основными режимными мероприятиями при установлении карантина являются: охрана очага инфекционного заболевания, населенных пунктов в нем, инфекционных изоляторов и больниц, контрольно-передаточных пунктов. Запрещение входа и выхода людей, ввода и вывода животных, а также вывоза имущества. Запрещение транзитного проезда транспорта, за исключением железнодорожного и водного. Разобщение населения на мелкие группы и ограничение общения между ними. Организация доставки по квартирам (домам) населению продуктов питания, воды и предметов первой необходимости. Прекращение работы всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков. Прекращение производственной деятельности предприятий или перевод их на особый режим работы.

Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия в условиях карантина включают: использование населением медицинских препаратов, защиту продовольствия и воды, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, санитарную обработку, ужесточенное соблюдение правил личной гигиены, активное выявление и госпитализацию инфекционных больных.

Обсервация вводится в том случае, если вид возбудителя не является особо опасным. Цель обсервации – предупредить распространение инфекционных заболеваний и ликвидировать их. Для этого проводятся по существу те же лечебно-профилактические мероприятия, что и при карантине, но при обсервации менее строги изоляционно-ограничительные меры. Срок карантина и обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Люди, находящиеся на территории очага инфекционного заболевания, должны для защиты органов дыхания пользоваться ватно-марлевыми повязками. Для кратковременной защиты рекомендуется использовать свернутый в несколько слоев платок или косынку, полотенце или шарф. Не помешают и защитные очки. Целесообразно пользоваться накидками и плащами из синтетических и прорезиненных тканей, пальто, ватниками, резиновой обувью, обувью из кожи или ее заменителей, кожаными или резиновыми перчатками (рукавицами).

Защита продовольствия и воды заключается главным образом в создании условий, исключающих возможность их контакта с зараженной атмосферой. Надежными средствами защиты могут быть все виды плотно закрывающейся тары. Водой из водопровода и артезианских скважин разрешается пользоваться свободно, но кипятить ее обязательно. В очаге инфекционного заболевания не обойтись без дезинфекции, дезинсекции и дератизации .

Дезинфекция проводится с целью уничтожения или удаления микробов и иных возбудителей с объектов внешней среды, с которыми может соприкасаться человек. Для дезинфекции применяют растворы хлорной извести и хлорамина, лизол, формалин и др. При отсутствии этих веществ используется горячая вода с мылом или содой.

Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых и клещей – переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. С этой целью используются различные способы: механический (выколачивание, встряхивание, стирка), физический (проглаживание утюгом, кипячение), химический (применение инсектицидов – хлорофоса, тиофоса, ДДТ и др.), комбинированный. Для защиты от укуса насекомых применяют отпугивающие средства (репелленты), которыми смазываются кожные покровы открытых частей тела.

Большую роль в предупреждении инфекционных заболеваний играет строгое соблюдение правил личной гигиены: мытье рук с мылом после работы и перед едой; регулярное обмывание тела в бане, ванне, под душем со сменой нательного и постельного белья; систематическая чистка и встряхивание верхней одежды и постельных принадлежностей; поддержание в чистоте жилых и рабочих помещений; очистка от грязи и пыли, обтирание обуви перед входом в помещение; употребление только проверенных продуктов, кипяченой воды и молока, промытых кипяченой водой фруктов и овощей, тщательно проваренных мяса и рыбы.

Успех ликвидации инфекционного очага во многом определяется активными действиями и разумным поведением всего населения. Каждый должен строго выполнять установленные режим и правила поведения на работе, на улице и дома, постоянно выполнять противоэпидемические и санитарно-гигиенические нормы.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

Эпифитотия – массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Наиболее опасными болезнями являются стеблевая (линейная) ржавчина пшеницы, ржи, желтая ржавчина пшеницы и фитофтороз картофеля. При обнаружении поражения растений биологическими средствами и выявлении очагов заражения на определенную территорию по представлении заключения органов службы защиты растений накладывается карантин. Карантин в отношении растений – система государственных мероприятий, предупреждающих проникновение из-за рубежа опаснейших вредителей, возбудителей болезни и сорняков сельскохозяйственных культур и их распространение. На территории, где установлен карантин, принимают все меры по локализации и ликвидации выявленных очагов заражения. Проводят постоянный надзор за использованием продукции и перевозки из зон, объявленных под карантином. Запрещается вывозить продукцию из этих зон, использовать зараженные семена и посадочный материал для посева и посадки. Карантин снимают после полной ликвидации очагов заражения.

Защита сельскохозяйственных животных. К числу основных мероприятий по защите сельскохозяйственных животных относятся:

Рассредоточение животных по фермам в помещениях, оборудованных фильтровентиляционными устройствами и создание в них запасов кормов и воды;

Проведение ветеринарной обработки, ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических и лечебных мероприятий;

Применение антидотов и др. противоядий, средств профилактики болезней;

Организация ветеринарного надзора за местами водопоя и пастбищами.

Защита растений обеспечивается:

Разведением сельскохозяйственных культур, устойчивых к ионизирующим излучениям, гербицидам, болезням и вредителям;

Защитой запасов семян и их обработкой;

Проведением противоэпифитотических, агротехнических и агрохимических мероприятий;

Ликвидацией радиоактивных и химических загрязнений и последствий применения биологических (бактериологических) средств.

Защита продовольствия. Основные мероприятия:

Инженерное оборудование продовольственных складов, баз, развёртывание их вдали от возможных объектов ядерного, химического и биологического нападения;

Рассредоточение запасов продовольствия, перевозка его в специально оборудованных машинах (вагонах) с применением защитной тары, упаковок и покрытий;

Обеззараживание (обезвреживание) продовольствия и пищевого сырья путём дезактивации, дегазации и дезинфекции.

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

В) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

Ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

З) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

И) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ

    Решение от 3 сентября 2018 г. по делу № А43-17337/2018

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    Учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу пункта "а" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального...

    Постановление от 24 августа 2018 г. по делу № А60-66232/2017

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС) - Административное

    Суть спора: Об оспаривании ненорм. прав. актов, реш-ий и действий (бездейств.) гос. органов, органов мест. самоупр., иных органов, долж. лиц

    Нештатные аварийно- спасательные формирования АО «Сафьяновская медь» аттестованы аттестационной комиссией, не уполномоченной на право проведение аттестации указанных нештатных формирований, что является нарушением п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1 ст. 12 Федерального закона от...

    Постановление от 15 августа 2018 г. по делу № А66-2447/2018

    Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)

    Спора требованиями. Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 12, 15,16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 5, 11, 14 , 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации...

    Постановление от 9 августа 2018 г. по делу № А50-15308/2017

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    По 19.05.2017 в размере 55 909 руб. 20 коп.. Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 мая 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2018 года) исковые требования удовлетворены частично, с Администрации Центрально-Коспашского сельского поселения за счет казны муниципального образования Центрально-Коспашское сельское поселение Кизеловского муниципального района в пользу...

    Решение № 2-464/2018 2-464/2018~М-180/2018 М-180/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-464/2018

    Половинский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Имущества, а также неотделимые улучшения без предварительного письменного разрешения арендодателя, согласовывать с арендодателем действия по проведению работ по текущему и капитальному ремонту имущества. Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12....

    Решение № 2-1786/2018 2-1786/2018~М-1340/2018 М-1340/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1786/2018

    Куйбышевский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    И функционируют детские игровые комнаты, где предоставляются услуги по организации досуга несовершеннолетних. При этом в помещениях игровых комнат одновременно может находиться 30 детей. Требованиями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено, что организации обязаны планировать и осуществлять...

    Решение № 2-1582/2018 2-1582/2018~М-1510/2018 М-1510/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2-1582/2018

  • ...и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ, п.20 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктам 45, 53 «Требований по...
  • Решение № 2-1591/2018 2-1591/2018~М-1479/2018 М-1479/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2-1591/2018

    Ленинский районный суд г. Грозного (Чеченская Республика) - Гражданские и административные

    И территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ, п.20 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктам 45, 53 «Требований по...

Федеральный закон 68-ФЗ: изменения в 2019 году. Защита населения в рамках закона 68 ФЗ. Каковы гарантии выплат, и кто финансирует ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В современном мире жизнь человека становится все более незащищенной, хотя мы живем в современных домах, передвигаемся по асфальтированным дорогам и пользуемся достаточно быстрым и хорошо оснащенным транспортом. Тем не менее, ежедневно происходят аварии на дорогах, в домах случаются взрывы бытового газа, вода затапливает деревни и населенные пункты, падают самолеты и тонут лайнеры.

Закон 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гарантирует нам, во-первых, предупреждение различных чрезвычайных случаев, во-вторых, снижение потерь и рисков при таких ситуациях, и, в-третьих, в случае форс-мажорных обстоятельств помощь специалистов и максимальную ликвидацию ущерба от несчастных случаев.

Что гарантирует нам закон 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Население всегда имеет доступ к получению информации о возможном возникновении чрезвычайной ситуации, о тех последствиях, к которым эта ситуация приведет, соответственно каждый может решить, как действовать, чтобы избежать этих последствий.

Жители нашей страны, согласно закону 68 ФЗ, всегда могут получить информацию о радиационной или химической, биологической либо пожарной безопасности. Нам гарантирована законом 68 ФЗ информация о действиях, которые предпринимают местные органы власти и соответствующие службы для того, чтобы наша безопасность была обеспечена. Все учения подразделений МЧС по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций проходят гласно и открыто с привлечением общественности.

Права граждан на защиту

Федеральное законодательство гарантирует нам не только гласность в работе органов МЧС. Если на территории есть объект, который потенциально опасен для населения, то, согласно закону 68 ФЗ, любой гражданин, либо группа граждан может обратиться в органы местной власти с заявлением об обеспечении безопасности.

Если произошла чрезвычайная ситуация, то общественные организации могут принять участие в устранении последствий. Если в результате аварии пострадали люди или имущество, то по закону 68 ФЗ они имеют право на компенсацию ущерба, медицинское обслуживание, а также на пенсионное обеспечение, если ущерб здоровью привел к потере трудоспособности. Граждане, которые участвовали в ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, также могут пострадать, в случае потери трудоспособности они получают все социальные гарантии, прописанные законом 68 ФЗ, а если гражданин погиб, то его иждивенцы получают пенсию по утере кормильца и все остальные социальные гарантии, предусмотренные законом 68 ФЗ.

Финансирование безопасности граждан

В федеральном законодательстве сказано, что во всех органах власти средства на предупреждение и ликвидацию последствий от таких ситуаций заложены в бюджеты федерации, субъектов и органов местного самоуправления. Как сказано в законе 68 ФЗ, все органы власти должны разрабатывать программы по профилактике чрезвычайных ситуаций, на них выделяются деньги из бюджета, а также иметь средства на компенсацию ущерба, в случае если такие обстоятельства возникли.

Но, как это часто бывает, в бюджете местных органов управления этих средств не хватает и в случае нанесения ущерба гражданам в результате получить компенсацию крайне затруднительно. В этом случае потерпевшему гражданину надо обратиться к опытным юристам, которые помогут грамотно составить заявление и будут сопровождать гражданина в суде, если потребуется, для защиты его прав, и для того, чтобы он получил все положенные ему законом 68 ФЗ выплаты.

Редактор: Игорь Решетов