О введении режима функционирования «Повышенная готовность. Повышенная бдительность и готовность дежурных сил Режимы функционирования рсчс

1. Режим повышенной готовности ЕСГЗ устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии угрозы возникновения ЧС.

2. В режиме повешенной готовности органы управления ЕСГЗ:

Оказывают оперативную помощь органам и структурам, причастным к обеспечению гражданской защиты, в случае возникновения неблагоприятных или нестандартных ситуаций;

Формируют комиссии для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, готовят предложения по ее нормализации;

Усиливают наблюдение и контроль за ситуацией на потенциально опасных объектах и прилежащих к ним территориях, осуществляют прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Разрабатывают мероприятия по защите населения и территорий в условиях ЧС;

Приводят в состояние повышенной готовности наличные силы и средства реагирования, привлекают дополнительные силы и средства, уточняют планы их действий и направляют их в случае надобности в район возникновения ЧС;

Осуществляют мероприятия по предупреждению возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации

1. Режим ЧС ЕСГЗ устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий ЧС.

2. В режиме ЧС органы управления ЕСГЗ:

Определяют границы территорий, на которой возникла ЧС;

Организуют защиту населения и территорий в условиях ЧС;

Организуют работу по локализации или ликвидации последствий ЧС, привлекают необходимые силы и средства;

Осуществляют непрерывный контроль за развитием ЧС, состоянием аварийных объектов и прилежащих территорий;

Оперативно докладывают высшим органам управления о развитии ЧС и выполняющихся мероприятиях.

Управление ЕСГЗ

Общее руководство ЕСГЗ осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.

Непосредственное управление деятельностью ЕСГЗ возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.

Руководство территориальными подсистемами ЕСГЗ осуществляется первыми руководителями местной исполнительной власти.

В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют:

Правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты;

Органы оперативного реагирования на ЧС в сфере гражданской защиты;

Органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других ЧС.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам ГЗ:

Обеспечивает реализацию государственной политики и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в сфере ГЗ;

Обеспечивает деятельность ЕСГЗ;

Контролирует организацию выполнения мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС;

Проверяет состояние готовности своих территориальных органов, сил и средств ГЗ к действиям в режиме ЧС;

Обеспечивает надзор за соблюдением требований стандартов, нормативов и правил в сфере ГЗ;

Контролирует накопление, сохранение и целевое использование материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

Обеспечивает проверку наличия и поддержания в постоянной готовности на потенциально опасных объектах систем обнаружения ЧС и локальных систем оповещения;

Проверяет наличие и готовность к использованию по назначению в случае возникновения ЧС средств коллективной и индивидуальной защиты населения, имущества ГЗ, их содержание и учет;

Проводят выборочные проверки подготовки к действиям в условиях ЧС на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

Выясняет причины возникновения ЧС, невыполнения мероприятий по предупреждению этих ситуаций;

Осуществляет другие мероприятия, предусмотренные законом.

К силам ГЗ принадлежат :

Оперативно-спасательная служба ГЗ;

Специальные (военизированные) и специализированные аварийно-спасательные формирования и их подразделения;

Аварийно-восстановительные формирования, специальные службы центральных и других органов исполнительной власти, на которые возложены задачи ГЗ;

Формирования особого периода;

Аварийные и пиротехнические подразделения;

Технические службы и их подразделения;

Подразделения обеспечения и материальных ресурсов.

Организация Гражданской защиты на объектах

хозяйственной деятельности

Объект хозяйственной деятельности – это предприятия (государственные и частные), учреждения и организации, учебные заведения и др. На всех объектах ГЗ организуется с целью заблаговременной подготовки их к защите от последствий ЧС, снижения затрат, создания условий для повышения стойкости объектов и своевременного проведения АСДНР.

Ответственность за организацию и состояние ГЗ, за постоянную готовность ее сил и средств к проведению АСДНР несет начальник ГЗ объекта – руководитель предприятия, учреждения и организации.

Начальник ГЗ объекта подчиняется соответствующим должностным лицам министерства (ведомства), в подчинении которого находится объект, а также начальнику ГЗ города (района), на территории которого расположен объект. В помощь начальнику ГЗ объекта назначается заместитель, или несколько. Как правило, назначаются заместители по: инженерно-технической части, эвакуации, материально-техническому обеспечению.

Заместитель начальника ГЗ по эвакуационным мероприятиям руководит разработкой плана эвакуации на каждую возможную ЧС, организует подготовку мест для размещения эвакуированных.

Заместитель начальника ГЗ по инженерно-технической части – главный инженер объекта – руководит разработкой плана перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в условиях ЧС, руководит аварийно-технической, противопожарной службой и службой убежищ и укрытий.

Заместитель начальника ГЗ по материально-техническому снабжению или помощник директора по снабжению – обеспечивает накопление и сохранение специального имущества, техники, инструментов, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение: строительство (пристраивание) укрытий, эвакомероприятий, проведение АСДНР и другие мероприятия.

В состав руководства ГЗ объекта также входят руководители общественных организаций.

На объекте в зависимости от характера его производственной деятельности создаются следующие службы ГЗ - оповещения и связи; медицинская; радиационной и химической защиты; охраны общественного порядка; противопожарная; энергоснабжения и светомаскировки; аварийно-техническая; убежищ и укрытий; транспортная; материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта (диспетчерской связи, электроцеха). На службу возлагается организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих и служащих, населения об угрозе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях и сооружениях связи, находящихся в очагах поражения, районах бедствия.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (поликлиники) объекта. Начальник службы – главврач. Служба обеспечивает комплектацию, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований; накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; медицинскую разведку и санитарно – эпидемиологическое предупреждение.

Оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах размещения эвакуированных.

Служба радиационной и химической защиты разрабатывает и проводит мероприятия по защите людей, пищеблоков, складов продуктов от действия радиоактивных и отравляющих веществ; создает и обучает формирования и учреждения радиационной и химической защиты; осуществляет контроль за содержанием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Проводит радиационную и химическую разведку, реализовывает контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений охраны и народных дружин. Она обеспечивает надежную охрану объекта; поддерживает общественный порядок в районах бедствий и во время проведения АСДНР.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия по обеспечению бесперебойного снабжения газом, теплом, электроэнергией объекта. Оснащает уязвимые участки энергетических сетей разного рода системами и средствами защиты.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите оборудования, повышения устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводить неотложные работы по разбору завалов, локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных бригад (цехов). Она занимается разработкой расчетов укрытия рабочих, служащих и населения; обеспечением готовности убежищ и укрытий, за правильностью их эксплуатации; организацией строительства защитных сооружений.

Транспортная служба создается на базе транспортного цеха (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозки эвакуированных; организует перевозку сил и средств к очагу поражения (в районах бедствий); готовит транспорт для перевозки людей; эвакуации пострадавших и других целей ГЗ; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она разрабатывает план материально-технического снабжения; своевременно обеспечивает формирования всеми видами оснащения и продовольствия; организует ремонт техники и различного имущества, его подвоз к участкам (местам) работ, сохранение и учет; обеспечивает продуктами и предметами первой необходимости персонала, как на объекте, так и в местах расселения (эвакуации).


ЛЕКЦИЯ № 2

«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

· Основные определения

· Общая классификация ЧС

· Структура классификации ЧС в Украине

· Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени

Основные определения

В Украине терминологической основой по вопросам чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий при их возникновении является Закон Украины “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, подписанный Президентом Украины 8 июня 2000 года № 1809.

В соответствии со Ст.1 Закона вводятся следующие определения.

Авария - опасное событие техногенного характера, приведшая к гибели людей или создающая на объекте, отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и может привести к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа – крупная по масштабам авария или другое событие, приводящее к тяжелым последствиям.

Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, либо на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей, и (или) значительным материальным потерям.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – система, в соответствии с которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы, в зависимости от их характера.

Классификационный признак чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – техническая или другая характеристика аварии или катастрофы, позволяющая отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Общая классификация ЧС

Техногенные чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по –отраслевому принципу- строительство, транспорт, энергетика, металлургия, добывающая промышленность и т.д.

По масштабам последствий техногенных аварий и катастроф, а также природных явлений ЧС разделяются на объектовые, местные, региональные и общегосударственные.

По характеру негативного фактора ЧС бывают связанные с:

а)выбросом опасных веществ (радиоактивных, ХОВ, биологически опасных веществ) в атмосферу.

б) пожарами и взрывами на взрывопожароопасных объектах и транспорте.

в)катастрофическими затоплениями при авариях на гидросооружениях (плотинах, дамбах и т.д.)

г)нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистемы, инженерные системы, городской транспорт и т. д.)

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера могут быть классифицированы по размерам материальных потерь . По оценке зарубежных специалистов шкала материальных потерь в ЧС выглядит следующим образом:

Малая техногенная авария (ЧС) до 100.000 долларов;

Средняя ЧС – до 1 миллиона долларов;

Большая авария (ЧС) – до 10 миллионов долларов;

Крупная ЧС – до 10 миллиардов долларов.

ЧС могут классифицироваться по количеству потерпевших . Причем такая классификация носит и отраслевой характер. Например, число погибших в авиационной катастрофе, дорожном столкновении, аварии морского судна и т.д. В общем виде этот классификационный подход можно представить таким образом:

Малая ЧС – число потерпевших от 25 до 100 человек, из которых 10¸15 требует госпитализации;

Средняя ЧС – число пострадавших от 100 до 1000 человек, подлежит госпитализации 25¸250 человек;

Большая ЧС – потерпевших более 1000 человек, подлежит госпитализации более 250 человек.

Чрезвычайные ситуации с точки зрения классификации природных аномальных явлений (стихийные бедствия) можно разделить на три основные группы:

ЧС, обусловленные эндогенными процессами (землетрясения, активизация тектонических процессов по линиям разломов, грязевой вулканизации);

ЧС, связанные с экзогенными процессами (сели, оползни, обвалы, карстовые провалы, проседания грунтов);

ЧС гидрометеорологического характера (суховеи, засухи, пылевые бури, снежные лавины и заносы, наводнения, штормы, смерчи, ливни, градобои и т.д.).

Чрезвычайные ситуации любого характера можно также классифицировать по динамике развития и длительности воздействия, на население и территорию .

По динамике развития выделяются:

Внезапные (практически мгновенные) ЧС (взрывы ВВ, газовоздушных смесей, транспортная авария);

Медленно развивающиеся, характеризующиеся процессами медленного накопления (аккумуляции) опасного фактора (образование пылевого и химического смога, повышение концентрации аллергетиков в атмосфере, торфяные пожары);

Быстро развивающиеся (аварии с выбросом ХОВ, пожары);

По длительности негативного воздействия опасного фактора чрезвычайные ситуации можно разделить на одномоментные , при возникновении которых население реагирует на последствия опасного явления – землетрясения, взрыв, лавина и т.п. и длительного действия – эпидемии, паводок и т.п.

Структура классификации ЧС в Украине

В законодательстве Украины обусловлены «Общие признаки градации ЧС соответствующему уровню по критериям размера причиненных или ожидаемых экономических убытков». Определены граничные общие признаки по которым ЧС может быть отнесена к тому или иному уровню реагирования и является отправной точкой деятельности системы повседневного управления и органов постоянного управления по реагированию на ЧС.

Выделяется шесть позиций отраслей или направлений жизнедеятельности, для каждой из которых определены общие признаки отнесения ЧС к какому-либо уровню реагирования:

Сельское хозяйство;

Лесное хозяйство;

Рекреационные, заповедные территории; объекты особого природоохранного значения;

Водоемы;

Материальные объекты инфраструктуры, промышленности транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;

Население (персонал предприятий и учреждений, жители жилых домов, пассажиры транспортных средств и т.д.)

Учитывая, что Положением о ЕСГЗ предусматривается ее деятельность на четырех уровнях – общегосударственном, региональном, местном, объектовом и управление системой осуществляется по соответствующим уровням Положением о Классификации ЧС в Украине определены четыре уровня чрезвычайных ситуаций:

ЧС общегосударственного уровня;

ЧС регионального уровня;

ЧС местного уровня;

ЧС объектового уровня.

К общегосударственному уровню относятся ЧС, развивающиеся на территории двух и более областей, АРК, Киева, Севастополя или угрожающие трансграничным распространением, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельной области (АРК, Киева, Севастополя), но не менее одного процента расходов, соответствующего бюджета.

К региональному уровню относятся ЧС, возникающие на территории двух и более административных районах (городов областного подчинения) области, АРК, г.г. Киева, Севастополя или угрожающие распространением на территорию соседних областей Украины, а также в случае, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельного района (города областного подчинения), но не менее одного процента объема расходов, соответствующего бюджета.

К местному уровню относятся ЧС выходящие за пределы потенциального объекта, угрожающие расширением ситуации и ее вторичных факторов на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, не превышающих собственные возможности потенциально опасных объектов, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню относятся также ЧС, возникающие на объектах жилищно-коммунальной сферы и других объектах, не входящих к утвержденным перечням потенциально опасных объектов.

К объектовому уровню относятся все ЧС не попадающие под вышеперечисленные определения.

Исходя из причин происхождения аварийных событий, которые могут привести к ЧС на территории Украины различают:

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы на взрывоопасных объектах или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и построек, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах, плотинах и т.п.

ЧС природного характера – опасные геологические, метрологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация грунтов и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений вредителям и болезнями, изменение состояния водных ресурсов биосферы и т.п.;

ЧС социально-политического характера, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта (вооруженное нападение, захват и удержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение или покушение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение суден, захват заложников, установка взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, обнаружение застаревших боеприпасов и т. п.

ЧС военного характера, связанные с последствиями применения оружия массового поражения и обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения, вследствие разрушения атомных и гидроэлектростанций, складов и хранилищ, радиоактивных и токсичных веществ и т.п.

Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени

Особенности проведения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в военное время носят объективный характер и вызваны существенными отличиями параметров и условий возникновения и распространения ЧС в военное время.

Во – первых, в условиях военного времени ЧС будут отличаться масштабностью, множественностью и практически одновременностью возникновения.

Во-вторых , воздействие на территорию в условиях военного времени будет не разовым, а многократным, что создаст дополнительные трудности при ликвидации возникающих ЧС.

Всё это приведёт к необходимости существенных изменений в организации мероприятий по защите населения и территорий, организации жизнедеятельности населения и его обеспечения в управлении работами по ликвидации ЧС и их отдельных последствий, причём доля последствий ЧС, на которые необходимо реагировать немедленно, будет расти.

В третьих , существенным отличием ЧС военного характера является ограниченность или значительное снижении ресурсных возможностей по всем видам обеспечения действий сил и средств реагирования, прежде всего по материально-техническому и транспортному обеспечению, а также возможностями (в силу проведения мобилизационных мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных (поисковых) и аварийно-восстановительных сил.

В-четвёртых ЧС военного характера объективно вызовут необходимость проведения массовых мероприятий по переселению населения, вплоть до эвакуации населения на длительные сроки глубокого освоения новых районов размещения.

В-пятых особой проблемой военного времени является необходимость разрешения комплекса вопросов, связанных с организацией жизнедеятельности населения.

В шестых , ЧС военного характера непредсказуемы по времени и по территориальному распространению.

Таким образом, ЧС военного характера имеют ярко выраженные особенности и потребуют для их ликвидации мобилизации всех имеющихся ресурсов, сил и средств для поддержания жизнедеятельности населения области, коренной реорганизации систем управления, обеспечения и взаимодействия. При этом существенно возрастает роль невоенизированных формирований ГЗ территориального и объектового подчинения, а также служб гражданской обороны и их специальных сил и средств.


ЛЕКЦИЯ № 3

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

· Принципы защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций

· Оповещение и информирование

· Наблюдение и лабораторный контроль

· Инженерная защита населения

· Организация эвакуационных мероприятий

· Медицинская защита

Принципы защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций

Принципы защиты вытекают из основных положений Женевской Конвенции о защите жертв войны и Дополнительных Протоколов к ней, возможного характера военных действий, реальных возможностей государства по созданию материальной базы защиты. К ним относятся:

Принцип безусловного примата безопасности;

Принцип ненулевого (приемлемого) риска, который заключается в старании достичь такого риска на предприятии, который можно было бы рассматривать как приемлемый;

Принцип платежей за риск. Размер платежей зависит от потенциальной опасности техногенных объектов и является пропорциональным величине возможного убытка;

Принцип добровольности, согласно которым никто не имеет права подвергать человека риску без его согласия;

Принцип неотъемлемого права каждого на здоровье;

Принцип правовой обеспеченности предусматривает, что все аспекты функционирования системы защиты населения и территорий регламентируются соответствующими законами и иными нормативно–правовыми актами;

Принцип свободы информации, относительно безопасности человека, заключается в учете общественного мнения во время принятия решений по строительству опасных предприятий;

Принцип рациональной безопасности предусматривает максимально-возможное экономически обоснованное снижение вероятности возникновения ЧС и смягчения их последствий;

Принцип превентивной безопасности – максимально возможное значение вероятности возникновения ЧС;

Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования наличных сил и средств определяет объем мероприятий по защите населения и территории в случае угрозы ЧС.

С целью эффективной реализации задач гражданской защиты, уменьшения материальных потерь и недопущения вреда объектам, материальным и культурным ценностям и окружающей среде в случае возникновения ЧС центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им силы и средства, предприятия учреждения и организации независимо от формы собственности, добровольные формирования осуществляют: оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерную, медицинскую, психологическую, экологическую, радиационную и химическую защиту.

Оповещение и информирование

Оповещение и информирование в сфере гражданской защиты включают:

Оперативное доведение до сведения населения информации о возникновении или возможную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе через общегосударственную, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

Заблаговременное создание и организационно-техническое объединение постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения по специальным системам наблюдения и контроля в зонах возможного заражения;

Централизованное использование сетей связи, радиовещания, телевидения и других технических средств передачи информации независимо от форм собственности и подчинения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение и лабораторный контроль

Наблюдение и лабораторный контроль включают:

Создание и поддерживание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и лабораторного контроля;

Организацию сбора, обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, заражения продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды, радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами.

Инженерная защита территорий

С целью создания условий безопасного проживания населения на территории с повышенной техногенной нагрузкой и риском возникновения ЧС осуществляются мероприятия инженерной защиты территории, которые включают:

Учет во время разработки генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства в условиях повышенного риска возможности возникновения ЧС на отдельных территориях и в регионах;

Осуществление контроля за рациональным размещением потенциально опасных объектов с учетом возможных последствий ЧС для безопасности населения и окружающей среды в случае возникновения таких ситуаций;

Строительство сооружений, домов, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности;

Разработка и внедрение мероприятий по безаварийному функционированию потенциально опасных объектов;

Создание комплексных схем защиты населенных пунктов и объектов от опасных природных процессов путем организации строительства противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения.

В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации.Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление целевых видов страхования.Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия: принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия: организацию защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС;
организацию ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, — Федеральное правительство, администра-ции республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.Контрольные вопросы 1. Определение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.4. Организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.6. Режим «повышенная готовность». Определение и основные мероприятия.7. Режим «чрезвычайная ситуация». Определение и основные мероприятия.

Понятие о боевой и мобилизационной готовности.

Боевая готовность - это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие.

Боевая готовность - это способность подразделений и частей к приведению в боевую готовность в кратчайшие сроки, в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Республики Казахстан.

Мероприятия при приведении в высшие степени боевой готовности подразделяются на: боевые и учебные.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится в целях подготовки ее к выполнению боевой задачи. При этом выводится в район сосредоточения весь личный состав воинской части с положенным ему вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником).

В нем должны быть предусмотрены:

Кто имеет право на приведение части в высшие степени боевой готовности, порядок оповещения подразделений, а также оповещения и сбора офицеров, военнослужащих Вооруженных Сил;

Действия дежурного по воинской части и других лиц суточного наряда;

Район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок вывода в них личного состава и военной техники;

Организация комендантской службы при выходе в район сбора или в район сосредоточения.

Проверка боевой готовности проводится в целях проверки подготовки подразделений, умения органов управления части обеспечить выполнение мероприятий при приведении части в высшие степени готовности или выходе части (подразделения) на учения, при стихийном бедствии, для тушения пожара и решения других задач. При этом воинская часть (подразделение) действует согласно разработанному плану с установленными ограничениями.

Все военнослужащие должны твердо знать порядок действий воинской части (подразделения) при приведении в высшие степени боевой готовности, в части их касающейся.

Во всех случаях при объявлении высших степеней боевой готовности личный состав должен действовать быстро и организованно, соблюдая маскировку.

Основные требования, предъявляемые к боевой готовности:

Постоянная готовность подразделений и частей к выполнению боевых задач в установленные сроки;

Поддержание в части и подразделении высокой воинской дисциплины;

Высокое морально-психологическое состояние личного состава;

Высокая полевая выучка личного состава;

Исправность оружия, боевой техники, их постоянная готовность к боевому применению.

Боевая готовность достигается:

1. Организацией и поддержанием службы войск в строгом соответствии с требованием боевых уставов.

2. Тщательным планированием боевой и мобилизационной готовности и своевременным внесением в план необходимых изменений и уточнений.

3. Высокой боевой и полевой выучкой личного состава подразделений, офицеров и штабов.

4. Укомплектованностью соединений, частей и подразделений вооружением, боевой и автомобильной техникой и запасами материальных средств, правильным их содержанием, эксплуатацией и хранением.

5. Целеустремленной работой по идеологическому воспитанию военнослужащих и привитию всему личному составу высоких моральных качеств. Проведением систематических тренировок в действии подразделений и частей по установленным степеням боевой готовности и управлению ими, предельно четким знанием обязанностей всем личным составом.

В Вооруженных Силах РК действует четыре степени боевой готовности:

Боевая готовность - «ПОСТОЯННАЯ» ;

Боевая готовность - «ПОВЫШЕННАЯ» ;

Боевая готовность - «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» ;

Боевая готовность - «ПОЛНАЯ».

Боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ» - это такое состояние Вооруженных Сил, подразделений и частей, при котором войска находятся в пункте постоянной дислокации, занимаются повседневной деятельностью, содержатся по штатам и табелям мирного времени и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют задания согласно планам.

6. В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство, соединения и части всех родов войск выделенными силами несут боевое дежурство.

7. Боевая техника, вооружение, содержатся в постоянной боеготовности в соответствии с нормами и порядком, установленными приказом, директивами МО РК.

8. Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах в готовности к выдаче и вывозу в районы сосредоточения в соединениях и частях сокращенного состава.

9. Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и др. материально- технические средства хранятся установленным порядком на складах.

10. Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

Боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ» - это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием военной опасности, вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в высшие степени боевой готовности к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава.

Устанавливается охрана и оборона в гарнизоне важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование.

Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны.

По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок.

Вооружение и боевая техника приводятся в боевое состояние.

Приписной состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, задерживаются в войсках до особого распоряжения.

Увольнение лиц, выслуживших сроки действия службы, приостанавливаются.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных) материально- технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений в боевую готовность «повышенная» устанавливается не более 4 часов.

Боевая готовность «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части и подразделения в короткие сроки приводятся к выполнению задач в соответствии с их предназначением. Приведение частей и соединений в боевую готовность «Военная опасность» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения и части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, а сокращенного состава, кадра и вновь формируемого принимают из запаса организационное ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

1. Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части, учреждения подготавливаются 2 района, удаленные не ближе 25-30 км от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный (не оборудованный в инженерном отношении).

2.Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой готовности не должно превышать:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

3.Время приведения соединений, частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению устанавливается:

а) без доукомплектования до штатов военного времени:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени - не более 12 часов.

4.Время получения, организованного ядра и развертывания пункта приема личного состава (ППЛС) и пункта приема техники (ППТ) не должно превышать 8 часов.

5.Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

6.Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, противогазы, дозиметры, противохимические пакеты и аптечки индивидуальные.

7.Увольнение лиц выслуживших установленные сроки действительной службы и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

Боевая готовность «ПОЛНАЯ» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи.

При этой степени боевой готовности:

1. Ha командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

2. Соединения и части сокращенного состава, кадров и вновь формируемые укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в полную боеготовность.

3. Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

4. Время приведения соединений и частей постоянной готовности

«Полная» - установить:

а) без укомплектования до штатов военного времени.

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени из боеготовности

«Постоянная» - не более 12 часов

5.Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боеготовность «Полную» - соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые определяются мобилизационными планами.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», «Полная» в Вооруженных Силах вводится Министерством обороны или от его имени Председателем Комитета начальников штабов.

Приведение войск в различные степени боеготовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшие, минуя промежуточные. В боеготовность «Военная опасность», «Полная» войска приводятся по боевой тревоге.

При внезапном нападении на территорию Республики Казахстан право приводить подчинённые войска в боевую готовность «Полная» представляется Министру обороны РК, командирам объединений, соединений и частей, в районах дислокации и в полосе ответственности которых произведено нападение, с немедленным докладом по инстанции.


2-й учебный вопрос

«Действия личного состава по сигналам на приведение воинской части (подразделения) в высшие степени боевой готовности»

Распоряжения на введение высших степеней боевой готовности войскам отдаются:

Письменно, с доставкой их нарочным или с передачей по средствам шифровальной (кодированной) и засекреченной связи;

Установленными сигналами (командами), с доведением их по системам автоматизированного управления, оповещения и связи;

Устно при личном общении с последующим письменным подтверждением.

При проверке реальности отработанных планов по отмобилизованию и приведению в степени боевой готовности вводятся ограничения:

Войска выводятся в районы сосредоточения (в неплановые районы), оперативные районы не используются.

Личный состав из командировок и отпусков не вызывается.

Расконсервация вооружения и военной техники, находящихся на длительном хранении, приведение аккумуляторов в рабочее состояние производятся в минимальном количестве, необходимом для выполнения задач проверки.

Запасы, предназначенные для отмобилизования из пункта хранения вывозятся в минимальных количествах, определенным лицом, производящим проверку.

Практическая подача мобресурсов осуществляется в размерах, установленных для данных проверок.

Дежурный по части, получив сигнал на приведение части в различные степени боевой готовности, доводит полученный сигнал до всех подразделений и командира части установленным в части сиг­налом (по системе «Шнур», по телефону или сигналом сирены).

Дежурные по подразделениям, получив сигнал о приведении в боевую готовность, уточняют его у дежурного по части и затем голосом поднимает личный состав «Рота (батальон) подъем - ТРЕВОГА, ТРЕВОГА, ТРЕВОГА» или «Рота (батальон) - подъем», и выждав, когда поднимется личный состав, объявить «Объявлен сбор». В дневное время с получением сигнала весь личный состав вызывается в подразделения. В ночное время после подъема личного состава отправляются посыльные за военнослужащими, проживающими за пределами воинской части. Механики-водители и водители под руководством старших убывают в парк, получают у дежурного по парку ключи от боксов и машин, вскрывают боксы и самостоятельно до прихода офицеров готовят технику.

Личный состав, убывающий согласно боевого расчета на погрузку имущества, под командой старших убывает на склады и ждут прихода офицеров или прапорщиков, ответственных за вывоз имущества.

Остальной личны й состав, не вошедший в состав боевого расчета, убывают в район (пункт) сбора.

Экстремальная (боевая) готовность

В системе обеспечения безопасности людей, ценностей, предприятий, учреждений, важных объектов и страны в целом существенная роль

принадлежит специальным лицам и группам, находящимся в готовности к незамедлительным действиям на случай внезапного наступления экстремальных или чрезвычайных ситуаций. Такие люди и структуры имеются в системе сил по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, в органах внутренних дел, во внутренних войсках, в Федеральной пограничной службе, в Вооруженных силах, в системе органов уголовно-исполнительной системы, поисково-спасательных организаций, на предприятиях, учреждениях, по месту жительства. Это дежурные и охранники, спасательные, дежурные и аварийные группы, скорая медицинская помощь, смены, караулы, патрули, дозоры, засады, вахты, расчеты, экипажи дежурных транспортных средств, частей, кораблей и самолетов и др. Они находятся чаще всего круглосуточно в установленных местах у технических средств или с оружием, необходимых им для немедленных действий. Их основные задачи - вести наблюдение, следить за обстановкой, своевременно обнаруживать возникающие угрозы и повышение их уровня, принимать безотлагательно меры, действуя в порядке и пределах, предусмотренных специальными предписаниями.

Люди, средства на местах - это внешние показатели готовности к незамедлительным действиям. Но не менее важны в н утренние показатели - показатели реальной возможности людей, обеспечивающих готовность и безопасность, немедленно и с максимальной успешностью выполнить возложенные на них задачи. Все данные и опыт свидетельствуют и о том, что обеспечить такую

возможность значительно сложнее, чем назначить на дежурство и обременить обязанностями.

Напомним, что все психические явления по форме существования делятся на две группы: устойчивые (постоянно или длительно присущие психике человека в виде свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений, привычек) и динамические (быстро возникающие, протекающие, меняющиеся, усиливающиеся, ослабляющиеся и исчезающие - психические процессы и психические состояния). Эти психические явления характеризуют внутреннюю экстремальную (боевую) готовность человека, образуя в ней две группы компонентов:



устойчивые - сформированные при экстремальной подготовке, представленные в общих экстремальных способностях и экстремальной подготовленности человека и группы и определяющие саму возможность успеха действий при возникновении экстремальных условий;

динамические - в виде психического состояния готовности к немедленным и предельно успешным действиям, в котором актуализированы элементы способностей и экстремальной подготовленности, нужные для действий в ожидаемых экстремальных ситуациях. В этом состоянии актуализируются и первично реализуются имеющиеся у человека (группы) возможности действий в случае реального возникновения экстремальной обстановки.

Первая группа компонентов экстремальной боевой готовности человека - его общие экстремальные способности и экстремальная подготовленность - основа экстремальной (боевой) готовности. Они сохраняются длительное время, выступают в виде долговременной, «предварительной» готовности, готовности к разнообразным действиям, формируемой всей системой предварительной работы с человеком, группой и их экстремальной подготовкой. Вторая - состояние экстремальной (боевой) готовности (изготовленность), которое определяет динамичную, немедленную, сиюминутную готовность, сохраняющуюся непродолжительное время, готовность к конкретным экстремальным действиям. Образно можно представить себе это состояние по позе спортсмена-спринтера, сжавшегося на старте внешне и внутренне в комок и готового по сигналу мгновенно рвануться во всю мощь вперед к финишу, как стрела из туго натянутого лука.

Полноценна та внутренняя готовность к действиям, в которой обязательно представлены обе ее слагаемые. Главная задача готовности дежурных сил, в состав которых включаются подготовленные профессионалы, заключается в формировании и поддержании состояния их экстремальной (боевой) готовности. Ее решение связано с четырьмя частными задачами:

- формированием состояния готовности перед заступлением на дежурство, вахту, караул и др.;

- поддержанием состояния на должном уровне в ходе всего дежурства, вахты, караула, полета, похода, плавания и др.;

- повышением уровня готовности при обострениях обстановки, появлении и повышении непосредственных угроз;

- укреплением готовности на основе опыта, приобретаемого в ходе несения дежурств и др.

Качество обеих групп компонентов ц успех решения главной и частных задач определяет уровень экстремальной (боевой) готовности конкретного человека или группы, по этому показателю она оценивается как:

Полная (боевая);

Высокая;

Невысокая;

Боевая готовность может, даже когда ошибочно оценивается полной, оказаться иллюзорной готовностью, псевдоготовностью, что, к сожалению, бывало достаточно часто.

Состояние

Экстремальной

(боевой) готовности

Кое у кого может возникнуть вопрос: а нужно ли все это различать, не достаточно ли того, что профессионал есть профессионал, и, когда надо, он будет и действовать как надо? Однако во-

прос о готовности к действиям в экстремальных ситуациях столь ответственен, а ошибки в ответах на него влекут столь тяжелые последствия, что тут недопустим поверхностный подход, пренебрежение закономерными зависимостями.

Наличие подготовленности, как совокупности устойчиво присущих человеку достоинств, необходимых для предстоящей деятельности - это потенциал, возможность, а состояние готовности - это действительность, реализованность возможностей пока еще не в действиях, но в активной совокупности психических процессов, непосредственно предшествующих им, представляющих их зарождение, изготовленностъ к переходу к ним. Человек вообще относится к «системам, определяемых состоянием», как их именуют в общей теории систем. Для таких систем нахождение в каком-то состоянии определяет ее возможности в данный момент и дальнейшие ее изменения, «линию поведения». Подготовленность - то, что хранится в памяти, скрытое, способное проявиться, но пока не проявляющееся, а состояние готовности - первое ее проявление перед действиями. Подготовленность существует в виде знаний, навыков, умений, привычек, качеств, установок, механизмов и др., а состояние готовности - определенный функциональный уровень внутренней активности и мобилизации возможностей системы. Психическое состояние готовно-

ста - особое психическое состояние человека, в котором не потенциально, а актуально и максимально выражены в данный момент его способности и подготовленность.

Состояние готовности, кроме того, по структурно-содержательным характеристикам - единство общих и специальных (специфических, ситуативных) компонентов актуальной (протекающей в данное время) психической деятельности, отвечающее требованиям предстоящей экстремальной (боевой) и сравниваемое с нею. Успех в любом сложном деле, будь то труд рабочего, крестьянина, водителя, спортсмена, строителя, инженера, врача, спасателя, военного, руководителя и др., зависит от общей мобилизованности человека на его осуществление: отношение к нему, добросовестность, честность, трудолюбие, ответственность, собранность, организованность, дисциплинированность, требовательность к себе, напряжение воли, умение владеть собой и т.п. Это нужно и при выполнении разных обязанностей, например, воину - при ремонте техники, несении дежурства и караула, использовании оружия. Поэтому любое состояние готовности к осуществлению любой экстремальной деятельности по своей структуре и содержанию включает общую мобилизованность, выраженную в соответствующих психических процессах общей мотивации, понимания, отношения, напряжения, добросовестности, собранности, требовательности к себе, напряжения воли и др. Их проявления и сила зависят от общих экстремальных способностей человека, его социальной развитости и воспитанности. Готовность действовать в смертельно опасной обстановке определяется, прежде всего, любовью человека к Отечеству, силой чувства гражданского долга и национального достоинства россиянина, любви и преданности народу, уважения к его истории; чувствами продолжателя дела своих предков и ответственности за будущее России. Помимо этого - победа нашего народа над страшным и сильным врагом в Великой Отечественной войне, которая далась очень нелегко, но была достигнута потому, что подавляющее число людей того поколения было патриотами, готовыми стоять за Родину насмерть, а если надо, то сложить и голову за Отечество.

Укрепление общих компонентов экстремальной (боевой) готовности - важнейшая задача, решаемая при экстремальной подготовке, а их актуализация перед действием - задача формирования состояния готовности. Они фундамент ее, но ведь никто не считает дом построенным, если заложен лишь фундамент, а стен и крыши нет. Чтобы экстремальная (боевая) готовность была полной, необходимо присутствие в ней и специальных компонентов. Спортсмену, например, надо настроиться не на соревнование вообще, а к старту на стометровку,

или на выполнение упражнений на брусьях и пр. Дежурному, несущему вахту, патрульному, и др. тоже нужно быть готовым выполнять специальные действия - ликвидировать возникший пожар, вести бдительное наблюдение за обстановкой, поддерживать готовность ракеты к пуску, не пропустить нарушителя через охраняемую границу, отразить внезапное нападение, открыть огонь на поражение и др. Состояние экстремальной (боевой) готовности одного и того же профессионала к разным экстремальным (боевым) Действиям зависит каждый раз от особенностей этих действий и ситуации, т.е. по специальным (специфическим) компонентам оно каждый раз нуждается в особом формировании. Чаще всего специальными компонентам и состояния экстремальной (боевой) готовности выступают:

Четкое знание своих обязанностей в конкретной ситуации контроля за обстановкой и при ее опасных обострениях;

Ясный мысленный план действий в различных вариантах повышения уровня угроз и возникновения опасностей;

Знание характера возможных угроз и вероятности их изменения;

Знание признаков проявления угроз, их изменений и значения для выполнения своих обязанностей;

Психологическая установка на бдительное наблюдение за обстановкой, настороженность к признакам угроз; направленное и интенсивное внимание к ним и их изменениям;

Стремление немедленно обнаруживать малейшие признаки угроз и их изменений (даже если их кто-то пытается маскировать), разгадывать скрытые, неявные признаки и давать им соответствующую оценку;

Проявление усилий по поддержанию высокого уровня чувствительности того органа (ов) чувств (зрения, слуха, обоняния и др.), который имеет доминирующее значение для своевременного обнаружения изменения признаков угроз;

Достижение оптимального уровня функциональной психологической (психофизиологической) активности процессов, систем, органов, обеспечивающих первые, немедленные и предельно эффективные действия при опасном наращивании уровня угроз;

Натренированность в высокоэффективном выполнении действий, необходимых при наступлении экстремальной ситуации;

Мотивационно-волевой настрой на выполнение обязанностей и действий с высокой эффективностью;

Эмоционально-волевой настрой на встречу с трудностями и опасностями в ожидаемых экстремальных ситуациях;

Настрой на находчивые действия при встрече с любыми неожиданностями в возможных экстремальных ситуациях.

Чем более сложны условия, деятельность, тем большее значение приобретает специализация готовности к их конкретным особенностям. Чем менее успешна она, тем больше вероятность, что при возникновении экстремальных ситуаций ее недостатки будут компенсироваться неспецифическими проявлениями - повышенным стрессом, перенапряжением, беготней, суматохой, яростью и др.

Боевая готовность: определение, содержание. Постоянная, повышенная, полная боевая готовность. Военная опасность

Что такое боевая готовность, чем она определяется

БГ - способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:
. боевой подготовки войск в мирное время,
. мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра,
. профессиональной подготовки командиров и штабов,
. исправного состояния техники и вооружения,
. обеспечности материальными ресурсами,
. состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве.

Постоянная степень боевой готовности и ее содержание

Повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».

Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.

Повышенная степень боевой готовности и ее содержание

Состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.

При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:

Офицерский состав, при необходимости, переводится на казарменное положение;
. отменяются все виды сборов, отпуска;
. все подразделения возвращаются в расположение;
. техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения;
. АКБ устанавливаются на технику ТД;
. учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами;
. усиливается наряд;
. устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов;
. проверяется система оповещения и сигнализации;
. прекращается увольнение в запас;
. архивы готовятся к сдаче;
. оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам.

Военная опасность и её содержание

Состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.

Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.

Полная боевая готовность и ее содержание

Состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.

Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени.