Методика прокурорской проверки в сфере здравоохранения. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры. Действия главного врача после прокурорской прове

Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры

В статье рассмотрено важнейшее направление прокурорской деятельности по обеспечению законности в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, освещены типичные нарушения действующего законодательства, требующие постоянного внимания работников прокуратуры, дана оценка значимости работы, проводимой в данной сфере.

Ключевые слова: Конституция, прокурорский надзор, охрана здоровья, здравоохранение, акты прокурорского реагирования.

"Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" , - гласит Конституция Российской Федерации (ст. 7).

Защита прав и свобод человека и гражданина определена основным законом государства в качестве одной из важнейших обязанностей Российской Федерации.

Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.

Здоровье граждан - основа национального богатства страны. На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, о чем Президент Российской Федерации, в который раз отметил в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию России по итогам 2016 года.

"Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России.

В целом, надо прямо сказать, проблемы в здравоохранении сохраняются в целом, их ещё очень много. И, прежде всего, они касаются первичного звена. Его развитию необходимо уделить приоритетное внимание" .

Бесспорно, на пути становления и развития России как социального государства, наша страна в лице своего руководства ставит перед собой множество важных и непростых задач по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, в решении которых принимают участие различные государственные институты.

Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день системе здравоохранения все же удалось добиться заметных позитивных изменений показателей здоровья населения нашей страны.

Так, "за 2016 год продолжительность жизни россиян увеличилась на 0,5 года, впервые достигнув 72 лет. Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Смертность снизилась во всех возрастных группах: детей - на 12,5 %, трудоспособного населения - на 3,3 %, лиц старше трудоспособного возраста - на 0,8 %« .

Однако состояние здравоохранения в России до настоящего времени продолжает оставаться весьма сложным и нередко сопровождается множественными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, совершаемых должностными лицами органов государственной власти, учреждений здравоохранения.

Особое место в обеспечении защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают органы прокуратуры Российской Федерации, поскольку многие ущемленные в правах граждане обращаются за помощью и защитой своих прав именно в органы прокуратуры, так как судебные процедуры весьма длительны, а также связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом, устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется весьма эффективно и в короткое время.

Прокурорский надзор за исполнением законов о правах граждан в сфере здравоохранения распространяется на весьма широкий спектр жизненно важных вопросов, в связи с чем, является приоритетным и востребованным направлением деятельности прокуратуры.

В Приказе от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Генеральный прокурор Российской Федерации обязывает подчиненных прокуроров "акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь" .

Безусловно, актуальность проблем в сфере здравоохранения требует пристального внимания работников органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2016 г. подчеркнул, что в 2015 году состояние законности в сфере здравоохранения также требовало постоянного контроля.

Однако нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в анализируемой области правоотношений, количество выявляемых нарушений законов и связанных с данными нарушениями актов прокурорского реагирования остается довольно высоким.

Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2015 году прокурорами выявлено 80 316 нарушений законодательства о здравоохранении (АППГ - 86 016), в целях устранения которых, опротестовано 660 правовых акта (АППГ - 675); в суд направлено 13 097 исков (заявлений) (АППГ - 15 092); внесено 15 230 представлений об устранении нарушений действующего законодательства (АППГ - 14 915), по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 17 924 должностных лица (АППГ - 22 422); по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4 648 лиц (АППГ - 5 135); в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в органы предварительного расследования направлено 231 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (АППГ - 205), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 199 уголовных дел (АППГ - 158); 1 104 лица предостережено о недопустимости нарушений закона (АППГ - 1 588).

В ходе надзорных мероприятий выявляются факты неоказания, а также некачественного оказания медицинской помощи больным, нередко устанавливаются вопиющие случаи летального исхода по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи.

Широко распространены случаи совершения таких преступлений как вымогательство денежных средств за оказание бесплатной медицинской помощи.

Отдельного внимания прокуроров требует вопрос противодействия коррупции в социально значимой сфере оказания медицинских услуг.

"Повсеместно пресекаются факты неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала" . Отмечается рост количества фальсифицированной медицинской продукции, которая создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

На сегодняшний день широкое распространение получают факты нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на программы по здравоохранению. Выявляются многочисленные случаи осуществления медицинской деятельности без лицензии.

В регионах нередко имеют место быть случаи ненадлежащего технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.

Типичными нарушениями законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, выявляемыми прокурорами в ходе надзорных мероприятий, являются несвоевременность передачи поставленного медицинского оборудования в оперативное управление медицинских учреждений, ненадлежащее укомплектование автомобилей скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов медицинской техникой и необходимыми медико-санитарными материалами.

Имеют место быть факты незаконного оказания медицинской помощи гражданам нашей страны на платной основе, в то время как лечение заболеваний, входящих в территориальную и федеральную программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, должно осуществляться бесплатно. Не исключены различные нарушения закона при предоставлении пациентам платных медицинских услуг.

Весомой проблемой при оказании медицинской помощи гражданам являются нехватка врачебных кадров и специалистов в сельской местности, а также необеспеченность лечебных учреждений младшим медицинским персоналом.

Обеспечение исполнения действующего законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения по-прежнему остается важным направлением работы органов прокуратуры.

Так, посредством направления в суды заявлений о принудительной госпитализации, обязывании пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, страдающих заразной формой туберкулеза, прокурорами проводится работа по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения.

Зачастую прокуроры в ходе проведения проверок выявляют незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие правоотношения в анализируемой сфере.

Выявляемые сотрудниками органов прокуратуры нарушения исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, как правило, позволяют сделать вывод о недостаточно эффективной работе со стороны контролирующих органов, которые в ненадлежащей мере выполняют возложенные на них контрольно-надзорные полномочия, при привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности зачастую допускают нарушения.

Организуя и осуществляя надзорную деятельность, прокурору в целях наилучшего выполнения стоящих перед ним задач необходимо грамотно использовать имеющиеся у него силы и средства, выполнить как можно больший объем работы с наименьшими временными затратами, тем не менее с высоким качеством, умея выделить основное в работе из большой массы побочного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, поставить во главу угла, в первую очередь, ключевые проблемы и успешно решить их.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проводимая прокурорами значительная работа ещё не оказала должного влияния на укрепление законности в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и безусловно требует дальнейшего совершенствования и повышения ее эффективности.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
  2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01 декабря 2016 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 21.05.2017).
  3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. [Электронный ресурc]. Электрон. дан. [М., 2017].
  4. Какителашвили М.М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка? // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2017. № 7. С. 94.
  5. Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. № 3. С. 27.

Наш портал регулярно обращается к теме надзора в сфере здравоохранения. Напомним, соответствующими полномочиями, наряду с Росздравнадзором и Роспотребназдором, наделена и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Предварительные итоги надзорной работы в первом полугодии позволяют сделать вывод о том, что число допускаемых в сфере здравоохранения нарушений обязательных требований и их типология остаются прежними. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить оперативные данные с показателями, обобщенными Генеральной прокуратурой Российской Федерации по итогам минувшего года .

Уточним, что в ходе проверок прокурорами особое внимание уделялось вопросам качества оказания медицинской помощи, ее доступности, особенно в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах. Анализ текущего состояния законности в сфере охраны здоровья свидетельствует о распространенности нарушений – так, по итогам прошлого года органами прокуратуры было выявлено свыше 67 тыс. нарушений обязательных требований. Таким образом, ежемесячно в среднем число нарушений, выявляемых только по линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, превышает 5 ты.

В целях их устранения в минувшем году прокурорами принесено почти 700 протестов на незаконные правовые акты органов государственной власти (местного самоуправления), внесено свыше 14 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены до 15 тыс. виновных в нарушениях. В суды направлено более 10 тыс. заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 2,5 тыс. лиц; по материалам, направленным прокурорами, возбуждено свыше 200 уголовных дел.

В типологии нарушений, наряду с нарушениями, связанными с ненадлежащим оказанием населению медицинской помощи, следует выделить также нарушения, причины которых кроются в неудовлетворительной организации повседневной деятельности учреждений здравоохранения, их недостаточном финансировании и материальном обеспечении.

* * *

Так, прокурорами республик Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Хакасия, Амурской, Калининградской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской областей были пресечены факты ненадлежащей организации лекарственного обеспечения населения, в том числе лиц, страдающих орфанными, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом. По результатам проверок органами управления здравоохранением приняты меры, направленные на устранение нарушений, но, к сожалению, не везде они оказались эффективными.

К примеру, в конце июня очередные нарушения в организации лекарственного обеспечения были выявлены прокуратурой Параньгинского района Республики Марий Эл . Должностное лицо районного учреждения здравоохранения, виновное в нарушении, привлечено к дисциплинарной ответственности. В Ульяновской области, Республике Хакасия прокурорами приняты дополнительные меры реагирования в связи с сохранением неудовлетворительного состояния лекарственного обеспечения ряда лиц из числа инвалидов . В Алтайском крае благодаря вмешательству прокуратуры восстановлено право малолетнего пациента на бесплатное лекарственное обеспечение, а его родителям возмещены средства, уплаченные ими ранее за препараты, которые в действительности должны были предоставляться бесплатно, и т.д.

Дезорганизация текущей деятельности проявляется также в фактах несвоевременного или (и) некачественного оказания пациентам медицинской помощи. Отметим, что причины дезорганизации кроются как в неполном исполнении персоналом из числа руководящего состава учреждений здравоохранения своих полномочий, так и в их превышении. Последний подобный случай в настоящее время расследуется Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации. Напомним, что в рамках уголовного дела, возбужденного по факту смерти младенца в родильном доме № 4 Калининградской области , обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части третьей статьи 286 и части первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий), предъявлено исполняющей обязанности руководителя названного учреждения здравоохранения .

* * *

Ненадлежащее материальное оснащение подразделения детской больницы № 2 города Златоуста (Челябинская область ), выразившееся в отсутствии части необходимого медицинского оборудования и лекарственных средств, стали одной из причин гибели еще одного малолетнего пациента. В возбужденном по данному факту уголовном деле, помимо двух врачей, непосредственно оказывавших медицинскую помощь 2-летней девочке, фигурирует и главный врач названного учреждения здравоохранения, которому предъявлено обвинение в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (часть вторая статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации). Уточним, что, как следует из материалов дела, использовавшийся при оказании медпомощи аппарат искусственной вентиляции легких был неисправен, а для проведения процедуры применялся технический кислород. После утверждения обвинительного заключения дело будет направлено в суд для рассмотрения по существу.

Ранее органами прокуратуры Забайкальского края, Калужской, Тверской областей были выявлены случаи несоблюдения требований законодательства об охране здоровья в части обеспечения всем необходимым автомобилей скорой медицинской помощи, их выездных бригад. В ряде субъектов Российской Федерации выявлены кроме того нарушения обязательных требований в части обеспечения оборудованием фельдшерских акушерских пунктов, укомплектованности их персоналом требуемой численности и квалификации.

* * *

Немало нарушений выявлено прокурорами всех уровней и при проверках финансовой составляющей деятельности учреждений здравоохранения. Так, благодаря вмешательству прокуратур Республики Мордовия, Нижегородской, Пензенской, Томской, Ульяновской областей приняты меры по финансовому обеспечению (дообеспечению) территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год и плановый период двух последующих лет.

Вместе с тем выявлено и значительное число фактов ненадлежащего распоряжения руководителями учреждений здравоохранения имеющимися в их распоряжении финансовыми средствами. Так, в мае текущего года прокуратура Центрального административного округа города Краснодара (Краснодарский край ) в ходе проверки исполнения законодательства при осуществлении закупок лекарственных средств для обеспечения нужд краевых медицинских учреждений в целях надлежащей организации медицинской помощи гражданам, соблюдения прав поставщиков лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения на своевременную оплату обязательств по контрактам установила, что районной больницей не оплачены поставленные ранее медикаменты в сумме свыше 13 млн рублей.

По данному факту главному врачу названного учреждения здравоохранения внесено представление, по результатам рассмотрения которого задолженность погашена в полном объеме.

Ранее аналогичные нарушения были выявлены в финансовом обеспечении деятельности Ульяновской областной детской инфекционной больницы (сумма погашенной задолженности – свыше 1,2 млн рублей).

В заключение отметим, что в сфере финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения регулярно выявляются и факты злоупотребления со стороны персонала, преимущественно из числа руководящего состава. В ряде случаев совершение нарушений сопряжено со взяточничеством - как, например, в уголовном деле, возбужденном некоторое время назад в отношении бывшего заместителя министра здравоохранения Забайкальского края. Приговором суда экс-чиновнику назначено наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет со штрафом в сумме 12 млн. рублей.

Об актуальной надзорной практике по выявлению должностных преступлений, совершаемых руководящими работниками учреждений здравоохранения, читайте в следующих публикациях на нашем портале.

См. сообщение, опубликованное на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации 20 мая с.г. // www . genproc . gov . ru .

См. в этой связи также сообщение, опубликованное на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации 31 мая с.г. // www . genproc . gov . ru .

sledcom.ru.

Бессарабов Владимир Григорьевич , главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор.

Ашиткова Татьяна Васильевна , ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Здоровье граждан - основа национального богатства страны. Повышение качества и доступности медицинской помощи - приоритетное направление государственной политики в сфере здравоохранения .
Основной законодательной базой, регулирующей отношения в сфере охраны здоровья граждан, является Конституция РФ, в которой закреплены конституционные права граждан России на жизнь и здоровье, определены основные задачи государства по охране здоровья людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, положения Конституции конкретизированы в федеральных и региональных законах. Основным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", цель которого - обеспечение функционирования механизма четкого выполнения возложенных полномочий органами власти всех уровней, ответственности медицинских организаций, гарантированности реализации прав граждан в сфере здравоохранения. Принятие и реализация Федеральных законов "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ; "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ; "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ, других способствовали более четкой регламентации сферы охраны здоровья и, как следствие, повышению результативности функционирования системы здравоохранения.

Тактику и стратегию государственной политики на современном этапе определили Указы Президента РФ, принятые 7 мая 2012 г.: N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Государственная программа РФ "Развитие здравоохранения", утвержденная Правительством РФ 24 декабря 2012 г., стала важнейшим системным документом, определяющим конкретные цели, задачи и пути развития российского здравоохранения до 2020 г. Программа базируется на Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и включает 11 подпрограмм по основным отраслевым направлениям, которые нацелены на создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны.

Надлежащее лекарственное обеспечение - составная часть медицинской помощи, жизненно важный фактор достижения стратегических целей здравоохранения - сохранения и укрепления здоровья нации как главной ценности государства и общества.

В мае 2012 года было воссоздано Министерство здравоохранения РФ, которое теперь призвано решать не весь объемный комплекс социальных проблем, а лишь узкие отраслевые задачи по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.

В результате принятых мер в 2012 г. впервые программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи была разработана на трехлетний период; в нее были включены нормативы объемов финансирования по профилактике, диспансеризации населения, неотложной и паллиативной помощи, что позволило концентрировать финансовые ресурсы на этих приоритетных направлениях.

Министерством здравоохранения РФ были разработаны, утверждены и размещены на официальном сайте 60 порядков оказания медицинской помощи и 797 стандартов медицинской помощи по всем классам заболеваний и видам медицинской помощи. В результате принятых мер в 2012 г. число умерших россиян сократилось на 26,2 тыс. человек, общий коэффициент смертности составил 13,3 на 1 тыс. населения. 2012 г. характеризовался также повышением рождаемости населения на 5,6% - до 13,3 на 1 тыс. населения.

Что касается деятельности прокуратуры в этой сфере правовых отношений, то проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в сфере здравоохранения определяются общей социальной политикой государства, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора РФ.

В Приказе от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения назван одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры.

Генеральный РФ в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2013 г. подчеркнул, что прокуратурой придается большое значение обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На заседании коллегии по итогам работы российской прокуратуры в первом полугодии 2013 года Генеральный также особо выделил необходимость оперативного решения силами прокуроров вопросов исполнения законодательства о здравоохранении, в частности повышения качества и доступности медицинских услуг.

Это является подтверждением того, что актуальность проблем в сфере здравоохранения требует постоянного внимания прокуроров, которые, в соответствии с указаниями Генерального прокурора, на все более системной основе следят за исполнением этого вида законодательства. Количество выявляемых прокурорами нарушений законов и связанных с этим актов прокурорского реагирования растет из года в год.

Так, в 2012 г. прокуроры выявили 86756 нарушений законов, что на 39,3% больше, чем в 2010 г. Почти на 41% за тот же период возросло число выявленных незаконных правовых актов. Прокурорами направлено в более 12 тыс. исков (что на 48,7% больше, чем в 2010 г.), из которых 10583 удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора (+56,8%).

По материалам, направленным прокурорами для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, возбуждено 225 уголовных дел. Это на 70% превышает уровень 2010 г.

Одновременно значительно активизировалась деятельность прокуроров по привлечению к ответственности виновных лиц за нарушение законодательства о здравоохранении вне уголовно-правовой сферы. В 2012 г. прокурорами внесено 14296 представлений, по результатам рассмотрения которых 20584 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (+40%). К административной ответственности по постановлениям (заявлениям в арбитражный суд) прокуроров привлечено 5114 лиц, что на 39,4% больше, чем в 2010 г.

Полагаем, что в современный период первоочередными задачами прокуроров в деле обеспечения законности в сфере здравоохранения являются: реальное устранение нарушений прав граждан на получение качественной медицинской помощи; принятие всего комплекса мер, которыми располагает , для предотвращения такого рода нарушений; упреждающий характер прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений; последовательный контроль за исполнением вносимых прокурорами актов реагирования; комплексная работа по противодействию правонарушениям в сфере здравоохранения; усиление прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного контроля в сфере защиты прав граждан на охрану здоровья.

Решение перечисленных задач позволит добиться значительного профилактического эффекта прокурорского надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, соблюдением конституционных прав граждан на охрану здоровья, получение качественной и своевременной медицинской помощи.

Меры, реализуемые прокурорами в целях устранения выявленных нарушений, направлены на соблюдение прав граждан при оказании им медицинской помощи, повышение ее доступности и качества, укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, реализации предусмотренных для медицинских работников гарантий.

Прокуроры в ходе проведения проверок выявляли незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, которыми регламентировались правоотношения в сфере охраны здоровья граждан и оказания им бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях. В 2012 г. по инициативе прокуроров 1064 незаконных правовых акта приведены в соответствие с федеральным .

Так, региональные органы исполнительной власти нередко принимали нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности; нарушался порядок выдачи лицензий. Лицензирующие органы должным образом не контролировали выполнение лицензионных условий и требований, предписаний об устранении нарушений.

Как показывает практика прокурорского надзора, повсеместно имело место нецелевое либо неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на программы по модернизации здравоохранения. Нарушались права граждан на получение высокотехнологичной медицинской помощи. Повсеместно прокуроры пресекали факты неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала.

Так, в Курганской области в онкологическом диспансере оборудование стоимостью свыше 65 млн. руб. было введено в эксплуатацию лишь спустя год с момента его поставки. По результатам рассмотрения представления прокурора нарушения устранены.

В Республике Дагестан одна из районных больниц стала использовать по назначению автомашину с комплексом цифрового флюорографического оборудования стоимостью около 4,7 млн. руб. только после обращения прокурора в .

При этом территориальные органы Росздравнадзора этих регионов не установили надлежащий контроль за своевременным и целевым использованием поставленного в рамках реализации национального приоритетного проекта "Здоровье" высокотехнического медицинского оборудования.

Прокуроры неоднократно выявляли ненадлежащее укомплектование автомобилей скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов медицинской техникой, необходимыми медико-санитарными материалами и принимали меры к устранению нарушений.

Нередко прокуроры выявляли факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным гражданам, несоблюдения стандартов качества оказания гражданам медицинской помощи. Прокурорскими проверками были установлены даже факты смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи.

В Республике Тыва в результате принятых мер прокурорского реагирования устранены нарушения, выразившиеся в предоставлении гражданам платных медицинских услуг без заключения соответствующих договоров и выдачи квитанций, в незаконном взимании денежных средств за медицинскую помощь, оказанную гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства, регламентирующего санитарное и техническое состояние медицинских учреждений и расходование выделяемых на их содержание бюджетных средств. Ситуация с содержанием учреждений здравоохранения остается неудовлетворительной. Здания муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений во многих субъектах Федерации имеют недопустимо высокий процент износа. Значительная часть объектов здравоохранения не соответствует требованиям законодательства, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении хозяйственными средствами и расходными материалами, необходимыми для качественного оказания населению медицинской помощи, гарантированной ст. 41 Конституции РФ .

В рамках прокурорских проверок выявлены многочисленные нарушения требований законодательства и соответствующих стандартов при проведении иммунизации населения, касающиеся укомплектованности и содержания используемых помещений, соблюдения условий хранения вакцин, заполнения медицинских документов.

Противоправные проявления в указанной сфере имели место со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Не во всех субъектах Федерации своевременно и в полном объеме осуществлялись дополнительные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам и педиатрам.

Установлены нарушения порядка начисления медицинским работникам оплаты больничных листов, отпускных без учета надбавок за дополнительную медицинскую помощь, оказываемую врачами общей (семейной) практики, участковыми терапевтами, педиатрами и работающими с ними медицинскими сестрами в рамках реализации национального проекта.

Имело место нарушение прав женщин на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи при беременности и родах. Учреждения здравоохранения не всегда соблюдали порядок оформления и выдачи беременным женщинам родовых сертификатов.

Несвоевременно передавалось поставленное медицинское оборудование в оперативное управление медицинских учреждений, зафиксированы факты поступления в медицинские учреждения неукомплектованного санитарного автотранспорта.

По-прежнему продолжали выявляться факты оказания медицинской помощи пациентам на платной основе, в случаях когда такая помощь должна быть предоставлена за счет бюджетных средств. Допускались нарушения закона при предоставлении пациентам платных медицинских услуг, договоры на оказание которых оформлялись после оказания пациенту таких услуг, при этом в договорах не указывались сроки предоставления услуги, объем и условия ее оказания, размер оплаты услуги, права и обязанности сторон, ответственность сторон за нарушение условий договора, в том числе за нарушение прав потребителя услуги.
Прокуроры принимали меры к устранению фактов незаконного оказания на платной основе медицинской помощи гражданам РФ в связи с лечением заболеваний, входящих в территориальную и федеральную программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также незаконного отказа руководителей медицинских учреждений в предоставлении этой помощи.

Серьезная проблема при оказании медицинской помощи гражданам - дефицит врачебных кадров, особенно "узких" специалистов в сельской местности, а также необеспеченность лечебно-профилактических учреждений младшим медицинским персоналом.

По-прежнему внимание уделялось вопросам исполнения законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения, проводилась работа по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения. Прокуроры направляли в суды заявления о принудительной госпитализации, обязании пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, страдающих этим заболеванием, а также освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Факты свидетельствуют, что выявленные нарушения обусловлены недостаточным контролем со стороны Росздравнадзора и его территориальных органов, которые не в полной мере выполняют возложенные на них контрольно-надзорные полномочия; допускают нарушения при привлечении виновных к предусмотренной законом ответственности.

Прокурорскими проверками установлены нарушения порядка лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности: порой лицензии предоставлялись при отсутствии у работников специализации, опыта соответствующей работы, истребовались не предусмотренные документы. Зафиксированы случаи осуществления лечебно-профилактическими учреждениями деятельности без лицензии, без договоров на обслуживание медицинской техники, случаи ненадлежащей переподготовки и повышения квалификации медработников, при этом территориальные управления Росздравнадзора не всегда ставили вопрос о привлечении к ответственности виновных.

Учитывая характер и распространенность выявленных органами прокуратуры нарушений, считаем, что прокурорам необходимо обеспечить постоянный и действенный надзор за исполнением законодательства органами, наделенными полномочиями по контролю за целевым расходованием денежных средств, выделенных на здравоохранение, и бюджетополучателями. Следует добиваться реального устранения нарушений закона и возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий получателей бюджетных средств.

Одновременно надо отметить, что в результате мер, принятых по актам прокурорского реагирования, во многих регионах устранены факты нецелевого использования денежных средств, выделяемых лечебно-диагностическим учреждениям в рамках проекта, факты неэффективного использования и несвоевременного ввода в эксплуатацию медицинского оборудования, нарушения трудовых прав медицинских работников, нарушения законодательства при дополнительной диспансеризации работающих граждан, об иммунопрофилактике, при хранении, учете и выдаче родовых сертификатов и другие нарушения прав граждан на охрану здоровья.

По инициативе органов прокуратуры многих субъектов Федерации было увеличено финансирование мероприятий по обеспечению прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи и лекарственное обеспечение.

Как свидетельствует проведенный анализ прокурорской практики, для устранения выявленных нарушений прокуроры активно использовали предоставленные полномочия.

Так, в случаях выявления незаконного расходования средств, выделенных государством на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье", неправомерного привлечения бюджетных средств для решения личных или хозяйственных проблем учреждений и организаций здравоохранения прокуроры выносили постановления о возбуждении производств об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП (нецелевое использование бюджетных средств), а при выявлении квалифицирующих признаков уголовно наказуемых деяний прокуроры, как правило, передавали материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК.

Факты простоя дорогостоящего медицинского оборудования, использования его не по целевому назначению пресекались прокурорами путем оспаривания действий должностных лиц в судебном порядке. Так же посредством обращения в и использования полномочий, предоставленных прокурорам ст. 45 ГПК, прокуроры защищали и восстанавливали права медицинских работников на получение дополнительных выплат.

На основании постановлений прокуроров по ст. 6.3 КоАП привлекались к административной ответственности виновные должностные лица за необеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое нередко выражалось в нарушении порядка хранения и использования лекарственных средств, несоблюдении условий содержания процедурных помещений, прививочных кабинетов в медицинских учреждениях.

Полагаем, что своей деятельностью прокуроры призваны способствовать созданию обстановки нетерпимости к нарушениям прав граждан на охрану здоровья, повышению ответственности каждого должностного лица, да и самих граждан за здоровье как отдельного человека, так и всей нации.

Эффективным профилактическим воздействием обладает практика регулярного информирования населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере здравоохранения путем публикаций в СМИ, размещения информации в сети Интернет, выступлений прокуроров на радио и по телевидению.

__________________

Главные врачи медучреждений очень часто сталкиваются в своей работе с разными государственными проверками.

Не является исключением и прокурорский надзор в сфере здравоохранения, поводы для которого многочисленны.

Больше статей в журнале

Главный врач должен помнить, что требования прокурора являются обязательными. Однако, стоит знать и о собственных правах при проведении проверок.

Прокурорский надзор в сфере здравоохранения: общие сведения

Представители прокуратуры могут провести проверку в медицинском учреждении по разным основаниям. Например, с заявлением о нарушении своих прав может обратиться бывший пациент, правозащитные организации, в СМИ может быть опубликован материал, который следует проверить.



По результатам проведенных проверок прокуратуры может вынести предупреждение, предписание или постановление, с которыми главврач может не согласиться.

Поскольку часто эти проверки неожиданные, подготовиться к ним невозможно. Однако, если знать, как себя вести с органами прокуратуры, и какие права есть у главврача как у представителя медицинского учреждения, это уже будет не так важно.

Рассмотрим основные ситуации, которые могут возникнуть в прокуратуры, и как нужно себя в них вести.

Главному врачу не запрещено перенести встречу на несколько дней. Также можно уточнить, по какому поводу проверка, и какие документы для нее будут нужны. Таким образом, можно будет к ней подготовиться.

Подсказка: по возможности сохраняйте всю документацию, полученную из прокуратуры - повестки, уведомления, запросы, а также регистрируйте направленные ответы.

  1. Прокурорский сотрудник объявил о дате проведения проверки в телефонном режиме.
  2. Представитель прокуратуры посетил медучреждение без предупреждения. Согласно ст. 22 ФЗ «О прокуратуре», предупредить о проверке - право, а не обязанность прокуратуры. Поэтому дополнительного уведомления может и не быть.
  3. Представитель прокуратуры не пояснил причину своего прихода.

    В таком случае руководитель медучреждения не может требовать пояснений, поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ «О прокуратуре», сотрудник прокуратуры не обязан давать пояснения по существу материалов и дел, которые находятся в его производстве, никому, кроме заявителя.

  4. Прокурор отвлекает медицинских работников от работы. Не стоит спорить с представителем прокуратуры , когда он намерен вызывать кого-то из сотрудников для дачи объяснений.

    Своим медработникам можно лишь подсказать, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ они могут отказаться от дачи объяснений.

  5. Прокурор просит пропустить его в отделение реанимации или другие подразделения с особым режимом работы.

    Следует пропустить сотрудника, поскольку закон наделяет его правом беспрепятственно проходить в помещения проверяемых организаций. Однако, для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение.

  6. Сотрудник прокуратуры просит предоставить ему служебную информацию или информацию закрытого типа.

    В этом случае также не стоит возражать, поскольку сотрудник пользуется правом, которое ему дано ч. 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре», в соответствии с которым он может требовать от должностных лиц проверяемых организаций .

    Эти документы передаются безвозмездно, поэтому чтобы обезопасить себя, следует составить перечень переданных прокурору документов, и попросить его подписать.

  7. Вам кажется, что проверка проводится незаконно.

    Во-первых, следует убедиться, что в медучреждение попал именно сотрудник прокуратуры. Необходимо потребовать его служебное удостоверение, также можно позвонить прокурору, от имени которого действует сотрудник, чтобы прояснить ситуацию.

    Это обоснованная мера, поскольку от имени органов прокуратуры может действовать мошенник.

    Кроме того, даже действующий сотрудник прокуратуры может обратиться в медучреждение по своим, личным мотивам, превышая, таким образом, свои должностные полномочия.

  8. Сотрудник прокуратуры превышает свои полномочия.

    Нужно помнить, что если сотрудник прокуратуры превышает свои полномочия - вы имеете право на него пожаловаться вышестоящему прокурору.

    Также, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре», жалобу на прокурора можно подать, если он ведет себя во время проверки грубо.

Действия главного врача после прокурорской проверки

Прокурорский надзор в сфере здравоохранения заканчивается вынесением представления, протеста или предостережения, с которым главный врач имеет право не согласиться.

Если прокурор вынес протест о в отношении медучреждения, главный врач обязан его рассмотреть в течении 10 дней.

В некоторых случаях нарушения должны быть устранены немедленно, о чем делается пометка в протесте. В любом случае на протест должен быть дан письменный ответ.

Если медучреждение несогласно с выводами прокуратуры, ее руководитель должен направить в ведомство отказ в удовлетворении прокурорского протеста.

Направить такой ответ нужно почтовым отправлением с уведомлением или передать непосредственно в прокуратуру в 2-х экземплярах.

На одном экземпляре сотрудник канцелярии сделает отметку о получении возражения.

К своему возражению можно приложить документы, которые сотрудники прокуратуры по каким-либо причинам не изучили, но они могли повлиять на результаты проверки.

Например, это может быть решение суда, которое было принято уже после проведенной проверки.

В том случае, если прокурор вынес в отношении медучреждения представление об устранении нарушений, его следует рассмотреть немедленно.

Конкретные меры по представлению рассматриваются в течение месячного срока. Результаты также направляются в прокуратуру письменно.

В ответе необходимо детально рассказать о том, каким образом устранены нарушения, которые содержались в представлении.

В случае несогласия с вынесенным представлением, медучреждение может его обжаловать в судебном порядке. Для этого в арбитражный суд направляется исковое заявление с описанием всех обстоятельств проверки.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением прав на оказание качественной медицинской помощи, обязаны пресекать случаи использования ненадлежащего медицинского оборудования и техники, их простоя, нарушения при проведении диспансеризации, иммунизации населения, ведении медицинской документации, а также незаконное расходование бюджетных средств.
Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. В частности, национальный проект «Здоровье », реализация которого началась с 1 января 2006 года, требует от прокуроров принятия решительных и, самое главное, своевременных мер по устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и хозяйствующих субъектов.
Основными направлениями названного проекта являются: укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичного звена здравоохранения, совершенствование профилактического направления в сфере здравоохранения и профилактика заболеваний, обеспечение пациентов высокотехнологичной медицинской помощью.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов » обращено особое внимание на необходимость постоянного и эффективного надзора за исполнением законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоауправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций при реализации национальных проектов.
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации », постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи » медицинские организации, их должностные лица обязаны предоставлять населению качественные медицинские услуги – комплекс медицинских услуг, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний.
Сведения о нарушениях законодательства в сфере оказания медицинской помощи содержатся в заявлениях и обращениях граждан в прокуратуру, материалах поведенных прокурорами проверок по ним; материалах проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других лечебно-профилактических учреждениях; материалах уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; сообщениях в средствах массовой информации.
Наиболее часто выявляются прокурорами факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным гражданам, несоблюдения стандартов качества оказания гражданам медицинской помощи.
Примером реализации прокурором полномочий при осуществлении надзора в сфере здравоохранения служат обстоятельства, установленные в ходе проверки законодательства об основах здоровья граждан в филиале «Городская поликлиника № 193 ».
Так, прокурором были выявлены факты, свидетельствующие о достаточно низком качестве оказываемых медицинских услуг: в указанном учреждении в кабинетах функциональной и ультразвуковой диагностики использовалось медицинское оборудование с 80% износа, что существенно влияло на возможность раннего выявления заболеваний. По причине изношенности флюорографа, очевидно, не в полном объеме выполнена диспансеризация населения. Поставленный в ноябре 2012 года в поликлинику № 193 дентальный рентгеновский аппарат был установлен, но не работал.
Прием детского населения осуществлялся врачами педиатрического отделения, которое не укомплектовано специалистами, чем нарушалось право на доступность и качество медицинской помощи. Заявки поликлиники № 193 на консультацию специалистов направлялись несвоевременно. Клинико-диагностические исследования проводятся в централизованной клинико-диагностической лаборатории КДЦ-6, что значительно увеличивает сроки установления диагноза.
В связи с выявленными нарушениями закона Тимирязевским межрайонным прокурором г. Москвы на основании статей 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации » внесено представление главному врачу ГБУЗ города Москвы «Консультативно-диагностический центр № 6 » Департамента здравоохранения города Москвы.
Принимаются прокурором и меры реагирования по причине ненадлежащего технического и санитарного состояния зданий медицинских учреждений.
В частности, в ходе проверки упоминавшегося уже филиала № 5 поликлиники № 193 установлено, что санитарное состояние не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, не соблюдаются санитарные требования к медицинским осмотрам, диспансеризации населения, необходимые для качественного оказания медицинской помощи.
Значительные нарушения действующего законодательства выявляются в рамках прокурорских проверок при проведении иммунизации населения. Факты ненадлежащего оснащения и содержания помещений, предназначенных для выполнения мероприятий по иммунизации, несоблюдения условий хранения вакцин, нарушения порядка заполнения медицинских документов зафиксированы в медицинских организациях. При проверке поликлиники № 193 выявлены нарушения статей 11, 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения »: перепись работающего и неработающего населения не проводится. Отсутствовали списки работающих по организациям, расположенным на территории обслуживания филиала № 5 поликлиники № 193, со сведениями о прививках неработающего населения с указанием прививочного анамнеза. Вследствие отсутствия полного учета взрослого населения не сформирован годовой план профилактических прививок на 2013 год. Не единичны факты, когда перед прививкой не проводился медицинский осмотр с термометрией. В амбулаторных картах не отмечались результаты осмотра пациентов, разрешение на использование конкретной вакцины. Нарушались сроки и схемы введения вакцин в соответствии с Национальным календарем прививок, не заносились ежедневно в журнал регистрации температурного режима холодильника для хранения медицинских иммунобиологических препаратов в прививочном кабинете показания термометра.
По результатам проверок приняты меры реагирования, вмешательство прокурора позволило пресечь нарушения действующего законодательства в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического режима в отделениях поликлиники, в том числе педиатрическом, устранить ненадлежащую организацию приема детского и взрослого населения специалистами, повысить качество оказания медицинских услуг.
Следует отметить и работу прокуроров по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения. Прокуроры продолжают уделять внимание вопросам исполнения законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения. Так, в Ежегодном докладе Роспотребназдора ситуация с заболеваемостью населения этим социально значимым заболеванием охарактеризована как неблагополучная (в 2012 году в Российской Федерации зарегистрировано почти 100 тыс. случаев впервые выявленного активного туберкулеза). Органами прокуратуры в суд направляются заявления о принудительной госпитализации, обязаны пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, больных туберкулезом.
Таким образом, наиболее важными и приоритетными направлениями надзорных мероприятий всегда остаются соблюдение прав граждан в области охраны здоровья, состояние и результаты работы по повышению доступности и качества медицинской помощи, укреплению и эффективному использованию материально-технической базы организаций здравоохранения, а также надлежащая реализация гарантий в отношении медицинских работников.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев Управление Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям выявило цветочный трипс в гвоздиках из Эквадора.
M24.Ru
19.02.2020 По последним данным Государственного комитета по вопросам гигиены и здравоохранения КНР, число жертв коронавируса COVID-19 в стране составило 2004, количество зараженных с момента вспышки пневмонии достигло 74,1 тысячи.
Вести.Ru
19.02.2020 За два уик-энда обследования на наличие шести основных видов рака пошли свыше 40 тысяч горожан.
Район Братеево ЮАО Москвы
18.02.2020

В День борьбы с детским раком депутат Госдумы и председатель общества «Знание» встретилась с юными активистами, которые проходят лечение от онкологии.
Район Братеево ЮАО Москвы
18.02.2020