Муниципальный контракт. Государственные и муниципальные заказчики Государственный или муниципальный контракт договор

Заказчик – юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт. В законодательных документах, регулирующих проведение закупок, термин «заказчик» не имеет однозначного определения. Чтобы конкретизировать его, рассмотрим понятие по 44-ФЗ, по 223-ФЗ.

Заказчик по 44–ФЗ:

  • Государственный заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства, и осуществляют закупки.
  • Муниципальный заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени, и осуществляют закупки.
  • Бюджетное учреждение, которое осуществляет закупки. Однако бюджетное учреждение не всегда может быть заказчиком по закону о ФКС. Эти случаи прописаны в части 1 статьи 15 Федерального закона «О контрактной системе…». Итак, бюджетное учреждение не является заказчиком по 44-ФЗ:
  1. если им до начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;
  2. если им планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;
  3. если учреждение будет являться исполнителем по контракту.
  • Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.
  • Автономные учреждения, унитарные предприятия государственного или муниципального значения, которые инвестируют объекты, находящиеся в собственности у государства, муниципалитетов.

Заказчик по 233-ФЗ – это юридическое лицо, в котором 50% уставного капитала находится в государственной собственности, собственности субъектов страны или муниципальных образований. К таким юридическим лицам и фактически к заказчикам по 223-ФЗ относятся:

  • Государственные корпорации и компании, естественные монополии.
  • Организации, сферой деятельности которых являются регулируемые виды деятельности в таких сферах как газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, утилизация (захоронения) твердых бытовых отходов, очистка сточных вод.
  • Дочерние хозяйственные общества.
  • 2014г – заказчики по 44 ФЗ при финансировании закупки с негосударственных источников.

Изменение законодательной базы в сфере закупок требует от заказчика определенной «сноровки», чтобы и неконкурентные закупочные процедуры были проведены по регламенту. При этом законодательный документ не ограничивает заказчика: он может обеспечивать собственными силами, с помощью специально созданной контрактной службы, либо передать данное направление деятельности на аутсорсинг.

Заказчиком в государственных закупках является лицо, напрямую закупающее товары, а также работы или услуги, требуемые для обеспечения нужд государства или конкретного предприятия, организации или учреждения и заключающее с исполнителем контракт.

Однако понятие «заказчик» не имеет точного определения в законодательных документах, регламентирующих проведение закупочной деятельности. Для получения более конкретной информации необходимо рассмотреть, как трактуется это понятие Федеральными законами № , .

Заказчик по 44-ФЗ

Государственный заказчик

Государственным заказчиком является ЮЛ, которое действует в интересах РФ и ее субъектов, принимает к исполнению бюджетные обязательства от лица РФ и проводит закупки. Госзаказчиком может быть госорган, государственное казенное учреждение, орган госвласти, а также орган, осуществляющий управленческую деятельность внебюджетным фондом.

Муниципальный заказчик

Муниципальным заказчиком является ЮЛ, которое принимает к исполнению бюджетные обязательства и проводит закупочную деятельность с соблюдением интересов конкретного муниципалитета. К муниципальным заказчикам относятся муниципальные орган или казенное учреждение.

Бюджетные учреждения

Бюджетное учреждение может являться заказчиком при проведении закупочных мероприятий, если не наблюдается противоречий с законом о ФКС (ФЗ “О контрактной системе...” (ч. 1 ст. 15)). Согласно 44-ФЗ в роли заказчика не будет выступать то бюджетное учреждение, которое:

  1. Разработало до начала календарного года Положение о закупке по ФЗ №223-ФЗ, утвердило и выложило его в единую информационную систему.
  2. Планирует осуществлять закупочную деятельность на собственные доходы или полученные гранты.
  3. По контракту является исполнителем.

Юр. лица инвестируемые из бюджета

Другие ЮЛ, не принадлежащие к муниципальным или госучреждениям, при их инвестировании из бюджета.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия муниципального или государственного уровней и автономные учреждения, если они инвестируют принадлежащие государству или муниципалитетам объекты.

Заказчик по 223-ФЗ

Заказчиком по 223 ФЗ будет являться ЮЛ, половину уставного капитала которого составляют объекты госсобственности, собственности субъектов РФ или муниципалитетов. Группу таких заказчиков согласно 223-ФЗ образуют:

  • естественные монополии, госкорпорации и госкомпании;
  • организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности в области газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, захоронения (утилизации) твердых отходов бытового уровня;
  • хозяйственные общества дочернего типа;
  • заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников (2014 г.).

Ресурсы заказчика по 223 ФЗ для проведения тендеров

Изменения в законах, регламентирующих закупочную деятельность, требуют от заказчика проявления некоторой “гибкости”, которая обеспечит ему проведение тендеров и неконкурентных закупочных процедур в рамках установленного регламента. По закону заказчик для обеспечения

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ).

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:

  • оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
  • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно ФЗ N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
  • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;
  • назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом;
  • привлечением адвоката к оказанию гражданам ;
  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми и территориальными избирательными комиссиями.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ N 44-ФЗ бюджетные учреждения часть своих закупок осуществляют на основании контрактов, заключаемых в соответствии с данным законом.

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случае закупки за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ), а также в случае, если государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случаях, если закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций, и когда закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

На указанные выше юридические лица при осуществлении ими закупок за счет бюджетных инвестиций распространяются положения ФЗ N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Государственный или муниципальный заказчик: Видео

Т радиционно за право выполнять государственные заказы (например, муниципальные) борются предприятия, так как это гарантия того, что они получат вознаграждение за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Порядок участия в мероприятиях, направленных на получение муниципального заказа, установлен Федеральном законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

Пришло время и предпринимателям обратить внимание на такое беспроигрышное сотрудничество. Это особенно актуально для тех, кто работает в рамках ограниченного спроса на свои услуги. Например, для предпринимателей, занимающихся ремонтом зданий и помещений на территории небольшого поселка (либо сельского или городского поселения), где низкая платежеспособность населения не позволяет гражданам активно пользоваться указанными услугами.

Можно привести множество аналогичных примеров, однако это вовсе не означает, что предпринимателям, работающим в более благоприятных условиях, следует пренебрегать участием в исполнении муниципального заказа.

Закон подразделяет заказы на государственные и муниципальные. Поскольку основная доля участия предпринимателей приходится именно на сферу муниципальных интересов, в статье мы не будем рассматривать государственные заказы.

Законодательство (в частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») наделило именно муниципальные власти полномочиями по обеспечению жизнедеятельности административно-территориальных единиц любого региона России. Сферы, в которых работает большинство предпринимателей (например, строительство, ремонт, торговля, бытовое и транспортное обслуживание), находятся под контролем местных властей. Последние как раз и выступают здесь заказчиками товаров, работ или услуг.

В рамках муниципального заказа осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на основании специального договора (муниципального контракта).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Для предпринимателя важно, что потребности муниципальных образований в товарах, работах и услугах финансируются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ предписывает муниципальным образованиям заключать муниципальный контракт исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. Эта норма в некотором смысле гарантирует наличие в муниципальном (местном) бюджете денежных средств, необходимых для оплаты товаров, работ или услуг предпринимателя по указанному контракту.

Таким образом, предприниматель, заключая муниципальный контракт, может быть уверен в том, что местные власти оплатят свой заказ в обязательном порядке. Конечно, нельзя исключать «опоздания» в оплате из-за несвоевременного пополнения местного бюджета.

К тому же муниципальный заказ зачастую предусматривает большие объемы поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. А это пророчит серьезный доход лицу, обслуживающему данный заказ.

Пример 1

Свернуть Показать

Предприниматель осуществляет свою деятельность в области ремонта. Он может получить заказ на проведение ремонтных работ в зданиях и помещениях нескольких муниципальных образовательных учреждений, либо муниципальных учреждений культуры, либо учреждений здравоохранения. Это уже предполагает значительный объем работы и, соответственно, полученного дохода. То же самое можно сказать и о предпринимателях, осуществляющих поставки продукции для указанных учреждений.

Вот почему предприниматели активно участвуют в исполнении муниципальных заказов. Однако каждый претендент на получение заказа должен ясно понимать свое правовое положение в указанных отношениях. Это позволит ему защитить свои законные интересы и не допустить ошибок. Размещение заказов для муниципальных нужд

Для размещения муниципальных заказов местные власти (заказчики) должны осуществлять, в частности, следующие действия по определению исполнителей, поставщиков, подрядчиков:

  • вести реестры муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
  • вести реестры недобросовестных поставщиков;
  • бесплатно предоставлять на основании заявления заинтересованного лица конкурсную документацию, начиная со дня опубликования в официальном печатном издании или на сайте извещения о проведении открытого конкурса и т.д.

Муниципальными заказчиками могут выступать:

  1. Органы местного самоуправления (представительный орган, местная администрация и т.д.).
  2. Муниципальные учреждения.
  3. Иные организации, имеющие право на получение средств ­из местного бюджета.

Закон также предусматривает возможность создания органа, уполномоченного осуществлять функции по размещению заказов для указанных муниципальных заказчиков (как правило, им является местная администрация).

Чтобы обратиться к «правильному» заказчику, предприниматель должен изучить муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок осуществления муниципального заказа. Данный нормативно-правовой акт должен быть принят в каждом муниципальном образовании и опубликован в установленном порядке для всеобщего ознакомления.

Муниципальный заказчик может привлекать на основе контракта ­специализированную организацию для:

  • разработки конкурсной документации, документации об аукционе;
  • опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
  • направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
  • иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

К сожалению, иногда муниципальный заказчик, воспользовавшись помощью специализированной организации, пытается переложить оплату за ее услуги на участника-победителя. Например, заказчик может включить в конкурсную документацию следующее требование. Победитель конкурса или единственный участник размещения заказа должен будет из собственных средств возместить расходы, связанные с консультационно-техническим сопровождением данного конкурса специализированной организацией, в размере некоторой доли от суммы заключенного контракта. Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 25 апреля 2008 г. № Д05-1502 предупреждает, что указанное требование неправомерно.

Статья 10 Закона предусматривает два способа размещения муниципального заказа:

  • проведение торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме);
  • без проведения торгов (запрос котировок, заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Проведение торгов в форме конкурса

Победителем в конкурсе становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения муниципального контракта. Кроме того, комиссия по окончании конкурса должна присвоить его заявке первый номер.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в конкурсе?

1. Заявка на участие в конкурсе является бесплатной.
Однако заказчик вправе потребовать, чтобы участник внес денежное обеспечение заявки в размере, не превышающем пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это требование распространяется на всех участников и указывается в конкурсной документации.
Если участники по требованию заказчика вносили деньги в обеспечение заявки, то победитель получит их обратно в течение 5 дней со дня заключения муниципального контракта (п. 5 ст. 29 Закона).

2. Заказчик или конкурсная комиссия не могут вступать в переговоры с участником.
Если данное требование будет нарушено, то конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.

3. Заказчик или специализированная организация публикуют извещение о проведении конкурса в официальном печатном издании муниципального образования, а также размещают его на своем официальном сайте. Это нужно сделать не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
Данное положение позволяет любому заинтересованному предпринимателю получать достоверную информацию о потребностях муниципалитета в товарах, работах и услугах, а также дает ему право принять участие в конкурсе.
При этом критерии оценки заявок на участие, указанные в извещении и в конкурсной документации, не должны отличаться. Иначе размещение заказа может быть признано недействительным, а результаты торгов будут отменены.

Пример 2

Свернуть Показать

Мэрия провела открытый конкурс на поставку продуктов питания по шести лотам. По результатам вскрытия заявок мэрия отказала в допуске к участию нескольким кандидатам. «Отвергнутые» обратились в областное Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС). Они жаловались на нарушения положения Закона в части требований, предъявляемых к участ­никам, и на необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе. УФАС рассмотрело жалобу, выдало предписание о признании размещения заказа недействительным и отмене результатов торгов. Мэрия обратилась в суд. Но судьи указали, что конкурсная документация содержит дополнительные требования о функциональных качественных характеристиках товаров (они не были указаны в извещении). Таким образом, мэрия нарушила статью 28 Закона. В итоге судьи поддержали решение УФАС (постановление ФАС ­Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А72-4013/07).

4. Для участия в конкурсе предприниматель подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией, размещенной на сайте и в печатном органе. Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в виде электронного документа. На конверте обязательно надо указать наименование конкурса. При этом сведения о себе можно не подавать.

5. Предприниматель-участник вправе изменить или отозвать свою заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
В указанном случае предприниматель получит обратно (в течение пяти рабочих дней со дня поступления его уведомления об отзыве заявки) деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки.

6. Предприниматель - победитель конкурса обязан заключить с заказчиком муниципальный контракт. Иначе заказчик может в судебном порядке заставить предпринимателя не только заключить контракт, но и возместить убытки, причиненные уклонением от заключения контракта.
Предположим, заказчик направил предпринимателю проект договора (оферту). Однако участника конкурса (а он обязан заключить договор) не устраивают условия контракта. Что же делать? Тогда он может в течение 30 дней со дня получения оферты направить организатору конкурса протокол разногласий. Если заказчик проигнорирует возражения участника (например, не пришлет согласованный вариант контракта в течение 30 дней со дня получения протокола), он будет нести ответственность по статье 445 ГК РФ. Это значит, что уже предприниматель сможет потребовать от заказчика возмещения убытков. Победитель конкурса может обратиться в суд с иском об урегулировании разногласий.
Учтите, что в ГК РФ не прописан срок, в течение которого можно обратиться в суд. Однако специалисты полагают, что в этом случае должен применяться с соответствующими изменениями срок, который указан в абзаце 2 пункта 1 статьи 445 ГК РФ. Если заказчик не прореагирует на протокол разногласий, то срок составит 60 дней со дня получения оферентом протокола разногласий. Такое мнение можно найти в публикации «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой» (под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского).
Кстати, если предприниматель-победитель подаст иск, пропустив срок для передачи протокола разногласий в суд, а заказчик не возразит против этого, то суд будет рассматривать такое исковое заявление по существу. В ином случае для рассмотрения иска не будет правовых оснований (определение ВАС РФ от 20 февраля 2008 г. № 1129/08).

Отдельно поговорим о начальной (максимальной) цене контракта. Закон предусматривает, что заказчик вправе не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок поменять сведения, указанные в извещении. То есть организатор конкурса может, в частности, указать иное количество поставляемого товара, изменить место поставки товара и место предоставления конкурсной документации. Самое главное, что он может запросто «исправить» цену. В любом случае неизменным остается предмет конкурса.

Если заказчик решил скорректировать цену контракта, то он должен в течение 5 дней со дня принятия этого решения опубликовать изменения в официальном печатном издании. Также в течение одного дня со дня принятия этого решения надо обнародовать изменения на официальном сайте. Внесение поправок в извещение (опубликование их в открытых источниках) продлевает срок для подачи заявок до 20 дней с момента обнародования (п. 4.1 ст. 21 Закона, письмо Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2008 г. № Д05-1506). В случае, когда цену изменили самым невыгодным образом, а заявка уже подана, участник может ее отозвать. Как уже упоминалось, сделать отзыв можно до момента вскрытия конвертов с заявками для участия или открытия доступа ­к поданным в форме электронных документов заявкам.

Проведение торгов в форме аукциона

Победителем аукциона становится тот участник, который предложил наиболее низкую цену муниципального контракта. Обратите внимание, что имеется Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов по поставке (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-Р). ­В частности, в списке таких товаров представлены следующие (см. Таблицу 1):

Не допускается размещение заказов на товары (работы, услуги), приведенные в упомянутом Перечне, путем проведения открытого конкурса. Однако по ним все-таки можно размещать заказ с помощью запроса котировок или у единственного поставщика при соблюдении установленных Законом условий (письмо Минэкономразвития РФ от 18 января 2008 г. № Д04-96).

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в аукционе?

1. Аукцион может проводиться в электронной форме на сайте, если начальная (максимальная) цена муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 млн рублей. Поэтому заинтересованный в заказе предприниматель должен регулярно посещать сайты хотя бы близлежащих муниципальных образований.

2. Предприниматель не должен платить за участие в аукционе. Но устроители могут потребовать от него внести деньги в обеспечение заявки на участие в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

3. Муниципальный заказчик или уполномоченная организация не вправе вступать в переговоры с участником, подающим заявку на участие в аукционе. Иначе аукцион в судебном порядке будет признан недействительным.

4. Заказчик или уполномоченная организация должны обнародовать извещение о проведении аукциона в официальном печатном издании муниципального образования и на его официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

5. Для участия в аукционе предприниматель должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, размещенной на сайте и в печатном издании.
Указанная заявка подается в письменной или электронной форме. Если участник подает электронную заявку, то заказчик (уполномоченный орган) должен подтвердить ее получение. Это также можно сделать как в письменном, так и в электронном виде в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.

6. Предприниматель вправе отозвать свою заявку в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе. В этом случае деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются предпринимателю в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

7. Предприниматель-участник вправе осуществлять аудио- и видео­запись аукциона.

Такая запись защитит права участника от злоупотреблений со стороны устроителей мероприятия, так как может быть представлена в качестве доказательства в суде.

8. Победитель аукциона обязан заключить по его результатам муниципальный контракт. В случае нарушения данного требования предпринимателю - победителю аукциона грозит та же ответственность, что и победителю конкурса при аналогичном проступке.

Запрос котировок

Запрос котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем публикации извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте муниципального образования. Победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Существуют следующие ограничения по проведению запроса котировок:

  • заказчик проводит запрос котировок цен, если производство товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, осуществляется не по конкретным заявкам заказчика. Также этот способ размещения заказа приемлем, если цена муниципального контракта не превышает 500 тыс. рублей;
  • размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок не может производиться на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Минэкономразвития РФ указывает, что размещение заказа запросом котировок относится к тому кварталу, в котором был заключен муниципальный контракт (письмо ­от 18 января 2008 г. № Д04-106).

Одноименные товары (работы, услуги) - это товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ услуг) для государственных и муниципальных нужд. Данную номенклатуру утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в области размещения заказов. Такое определение приведено в пункте 6.1 статьи 10 Закона.

Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 28 февраля 2008 г. № Д04-483 сообщает, что на сегодняшний день упомянутая номенклатура еще не утверждена. Однако ведомство указывает, что последнюю версию проекта номенклатуры можно найти в Интернете по адресу http://www.zakupki.gov.ru или на сайте МЭРТ РФ. А до момента утверждения номенклатуры Минэкономразвития РФ предлагает считать одноименными такие товары (работы, услуги), которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам. Они могут отличаться друг от друга лишь незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства. Кроме того, одноименные товары являются однородными по потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие ­в проведении запроса котировок?

1. Заказчик или уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте муниципального образования извещение о проведении запроса котировок и проект муниципального контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Если заказчик размещает заказ на сумму, не превышающую 250 тыс. рублей, то это нужно сделать не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

2. Заказчик или уполномоченный орган могут одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок направить запрос котировок лицам (в том числе предпринимателям), осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

3. Предприниматель подает котировочную заявку заказчику (уполномоченному органу) в письменной или электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Если участник подаст электронную заявку, заказчик (уполномоченный орган) обязан в тот же день в письменном или электронном виде подтвердить ее получение.

4. Не допустимо проведение переговоров между заказчиком (уполномоченным органом, котировочной комиссией) и участником в отношении поданной им котировочной заявки.

5. Победитель запроса котировок обязан заключить представленный ему муниципальный контракт. Последствия отказа аналогичны указанным для победителя конкурса или аукциона.

Заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Это наименее выгодный для предпринимателя способ размещения муниципального заказа, поскольку в данном случае муниципальный заказчик сам, по своему выбору, предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Здесь предпринимателю могут помочь либо его высокая деловая репутация, либо отсутствие конкурентов. Не следует забывать и о так называемом «местничестве», когда заключение муниципального контракта предлагается лицам, «наиболее приближенным» к заказчику.

Поскольку при размещении заказа у единственного поставщика велика вероятность коррупции, то законодательство предусматривает строгие ограничения для взаимодействия между заказчиком и поставщиком. Согласно статье 55 Закона размещение муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно в следующих случаях:

  • заказчику потребовались конкретные товары (работы, услуги) вследствие обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
    Например, в случаях, когда происходят природные катаклизмы (наводнения, землетрясения и т.д.), а также техногенные аварии (взрывы на объектах, массовые отравления и т.д.), требующие оказания срочной медицинской и гуманитарной помощи (покупки лекарств, проведения спасательных работ, возведения временного жилья, закупки предметов первой необходимости и т.д.) неограниченному кругу лиц. Поскольку проведение процедуры размещения муниципального заказа в форме конкурса, аукциона или запроса котировок требует большого количества времени (иногда до двух месяцев), законодатели разрешили в экстренных случаях прибегать к помощи единственного поставщика;
  • представлена только одна котировочная заявка или единственная заявка на участие в конкурсе (аукционе);
  • только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе ­(аукционе), признан участником конкурса (аукциона);
  • участвовал только один претендент;
  • конкурс (аукцион) признан несостоявшимся, и муниципальный контракт не заключен;
  • не подано ни одной заявки при повторном размещении заказа путем запроса котировок;
  • муниципальный заказ размещен на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
    При этом заказы на поставки одноименных товаров (работ, услуг) заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного размера. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;
  • заказчику (уполномоченному органу, специализированной организации) нужно опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса (открытого аукциона), протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона.
    Поскольку официальное печатное издание, предназначенное для опубликования муниципальных нормативно-правовых актов и иной информации, определяется уставом муниципального образования, то нельзя заказывать указанные выше публикации в изданиях, не предусмотренных уставом. Поэтому в данном случае нет необходимости в размещении муниципального заказа на издательские услуги в форме конкурса, аукциона или запроса котировок, и заказ размещается у единственного поставщика (официального печатного издания);
  • заказчик размещает заказы на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для муниципальных нужд (в случае, если исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицу);
  • заказчик размещает заказы на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений, муниципальных библиотек у издателей таких печатных и электронных изданий (в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий);
  • заказчик размещает заказ на посещение зоопарка, театра, ­кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
  • несколько муниципальных заказчиков размещают заказ на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для муниципальных нужд. При этом заказчик - организатор такого мероприятия выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном Законом;
  • заказчик размещает заказ на оказание преподавательских услуг физическими лицами.

Мы рассказали подробно о возможностях заказчика по размещению заказа у единственного поставщика. А что же может сделать поставщик, который согласован с уполномоченным органом в качестве единственного, но при этом он по каким-то причинам передумал заключать контракт? В отличие от участников торгов в виде конкурса, аукциона и размещения заказа путем запроса котировок, единственный поставщик может без ущерба для себя отказаться от заключения муниципального контракта. Дело в том, что на сегодняшний день Закон не обязывает единственного поставщика заключать контракт и не предусматривает ответственность за отказ. В этом случае заказчик просто проведет новые торги (письмо Минэкономразвития РФ от 21 января 2008 г. № Д04-120).

Муниципальный контракт

Мы уже говорили, что предприниматель-победитель обязан заключить муниципальный контракт. В отдельных случаях, при размещении заказов у единственного поставщика, допускается заключение обычного гражданско-правового договора (подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона). Однако в большинстве случаев отношения между участниками муниципального заказа строятся именно на основе указанного контракта.

Муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. По сути, указанный контракт - это обычный гражданско-правовой договор (купли-продажи, поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), заключаемый в порядке, предусмотренном ГК РФ. Но для него характерен ряд особенностей.

  1. Муниципальный контракт не может быть заключен с предпринимателем, если:
    • арбитражный суд признал предпринимателя банкротом;
    • суд приостановил деятельность предпринимателя в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
    • предприниматель предоставил заведомо ложные сведения в заявке на участие;
    • имущество участника размещения заказа находится под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
    • у участника размещения заказа имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. При этом ее размер превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности.
    Остановимся подробнее на двух последних пунктах. Приведенные выше формулировки Закона нельзя буквально применить к индивидуальному предпринимателю. Дело в том, что предприниматели не ведут бухгалтерский учет, а значит, ни о каком балансе не может быть и речи. Представляется, что требуемые данные можно найти в Книге учета предпринимателя. Ведь именно в ней отражаются имущественное положение и результаты предпринимательской деятельности бизнесмена за налоговый период.
  2. Цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Из этого правила существует лишь несколько исключений, установленных Законом (подп. 2 п. 2 ст. 55, пп. 4.2, 6.2-6.4 ст. 9).
  3. Муниципальный заказчик (если это предусмотрено конкурсной документацией) по согласованию с предпринимателем в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов установленные в контракте количество товаров, объем работ, услуг, в случае изменения потребностей муниципального заказчика или в случае, когда появляется потребность в других работах или услугах, которые не предусмотрены контрактом.
    При этом в случае поставки предпринимателем дополнительного количества товаров, выполнения дополнительного объема работ, оказания дополнительного объема услуг муниципальный заказчик по согласованию с предпринимателем вправе изменить ­первоначальную цену контракта также не более чем на десять процентов.
  4. Запрещено менять исполнителя контракта.
    Следовательно, при наступлении обстоятельств, препятствующих исполнению предпринимателем муниципального контракта (болезнь, смерть, прекращение деятельности, привлечение к уголовной ответст­венности и т.д.) действие муниципального контракта прекращается.
  5. 5. Если заказ размещается на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства), то начальная (максимальная) цена муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ. Она устанавливается исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
  6. 6. Контрагенты могут расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  7. В муниципальный контракт обязательно включаются условия ­(стороны не вправе их менять!):
    • об ответственности предпринимателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного указанным контрактом;
      Если одна из сторон муниципального контракта не исполнила в срок обязательства по нему, то пострадавшая сторона может потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
      Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока. Неустойка (штраф, пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки ­рефинансирования ЦБ РФ.
      Однако если контрагент-нарушитель докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, то он не будет платить неустойку (штраф, пени);
    • о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (работ, услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в муниципальном контракте.
      Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом.

Заказчик должен вместе с извещением опубликовать проект муниципального контракта, чтобы потенциальные участники могли заранее ознакомиться с его условиями и определить для себя возможность дальнейшего его исполнения (с учетом указанных выше ограничений). Если заказчик не опубликует заранее проект контракта, то размещенный заказ может быть признан недействительным.

Во всем остальном, что не предусмотрено муниципальным контрактом, предпринимателю надлежит руководствоваться действующим гражданским законодательством применительно к виду заключаемого договора, а также ­общими положениями о сделках, предусмотренными частью первой ГК РФ.

На первый взгляд может показаться, что процедура участия в исполнении муниципального заказа (конкурс, аукцион) сложна и громоздка для предпринимателя. Именно это является для многих из них основным минусом такого участия. Однако в действительности все это не представляет особой сложности при условии, что предприниматель будет действовать в рамках Закона и в соответствии с требованиями муниципального заказчика.

Вместе с тем для любого предпринимателя, ставшего победителем муниципального заказа и заключившего муниципальный контракт, очевидны следующие преимущества:

  • гарантированное получение вознаграждения за результаты своей деятельности;
  • востребованность своих товаров, работ или услуг и возможность их своевременной реализации (особенно это касается товаров ­с ограниченным сроком годности);
  • своеобразная реклама своей деятельности: посредством исполнения муниципального заказа предприниматель зачастую поставляет товары, выполняет работы или оказывает услуги широкому кругу лиц, в результате чего происходит косвенная реклама его деятельности;
  • хорошие отношения с местной властью при условии надлежащего исполнения муниципального контракта (в наше время такое ни одному предпринимателю не повредит).

Участниками контрактной системы являются государственные и муниципальные заказчики , уполномоченный орган по размещению заказа, специализированная организация, эксперт или экспертная организация комиссии по размещению заказа и участники закупок.

Структура состава участников закупочного процесса представлена на рисунке 1 и представляет собой достаточно сложную схему функционального взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций. Рассмотрим каждого из участников закупочного процесса более подробно.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в 44-ФЗ.

К государственным и муниципальным заказчикам относят:

-государственные органы (в том числе органы государственной власти) всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Система органов государственной власти включает два уровня - федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, относятся: на федеральном уровне - Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, органы прокуратуры РФ; на региональном уровне - контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и т.д.

-органы управления государственными внебюджетными фондами, которые подразделяются на федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- муниципальные органы определены ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

- казенные учреждения включены с 1 января 2011 г. вместо указания на бюджетные учреждения Законом 2010 г. N 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Согласно этому закону государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств.

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным закономот 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном 44-ФЗ, в следующих случаях:

Закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности;

Государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений.

Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

Специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных выше функций от имени заказчика.

Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции.

Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

К проведению экспертизы не могут быть допущены :

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

Комиссии по осуществлению закупок создаются заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц , прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.