Незаконная рубка лесных насаждений. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий

Незаконная рубка лесных насаждений

Комментарий к статье 260 УК РФ:

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.
Предмет - деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в одном из двух деяний: во-первых, в незаконной, т.е. без надлежащего разрешительного документа - лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, - рубке лесных насаждений или не отнесенных к таковым деревьев, кустарников или лиан; во-вторых, в повреждении указанных предметов до степени прекращения роста.

3. Рубка должна признаваться незаконной и в том случае, когда виновное лицо хотя и обладает разрешительным документом, но проводит заготовку древесины не на отведенном ему участке, не тех пород деревьев, не в том количестве, которые указаны в разрешении. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Повреждение может выражаться в самых разнообразных действиях: в обдирании коры, в механическом повреждении ствола дерева, в гибели его лиственного покрова в результате попадания на него ядохимикатов и т.д. Указанные действия противоправны, если они совершены в значительном размере.

4. Незаконная рубка деревьев и кустарников - материальный состав преступления. В качестве общественно опасного последствия деяний закон признает их значительный размер - признак, жестко формализованный в примечании к ст. 260 УК, - исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 5 тыс. рублей. Между деянием и ущербом должна быть установлена причинная связь.
Преступление признается оконченным в момент наступления указанных последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он незаконно совершает рубку или повреждение деревьев, кустарников, предвидит, что совершает указанные действия в значительном размере, и желает причинения такого ущерба лесному хозяйству.

6. Часть 2 ст. 260 УК устанавливает ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев различных лесных насаждений, в том числе деревьев, кустарников и лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.

7. Деяния, указанные в ч. 2 ст. 260 УК и совершенные в крупном размере, - материальные составы преступления. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 50 тыс. рублей.

8. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого или косвенного умысла.

9. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

10. В части 3 ст. 260 УК предусмотрена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 150 тыс. рублей. О понятии форм соучастия см. комментарий к ст. 35 УК.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст.

260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо бы-

ли вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В части первой ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы (заповедников, лесопарков, городских, водоохранных и т.п.), а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к рубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Под значительным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Часть вторая ст. 260 УК РФ предусматривает совершение указанных действий группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере. Крупным размером является ущерб более пятидесяти тысяч рублей.

Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, полагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц - лесопользователей.

В части третьей данной статьи предусмотрена ответственность за совершение указанных деяний, если они совершены в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Под особо крупным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом преступного посягательства могут быть деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной порубке леса могут быть: заявления граждан; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников лесных хозяйств, лиц, занимающихся охотничьим промыслом, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

По делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 260 УК РФ предварительное следствие необязательно, поэтому предварительную проверку осуществляет орган дознания, в других случаях - следователь органов внутренних дел.

Согласно статье 144 УПК РФ срок производства проверки не должен превышать трех суток; прокурор, руководитель следственного органа или органа дознания вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить его до десяти суток.

Если из заявления сразу же усматриваются признаки преступления, независимо от того, задержаны преступники или нет, истечения указанного срока дожидаться не нужно, следует принять решение о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки в таком случае можно опросить заявителя и провести осмотр места происшествия.

В других ситуациях в ходе предварительной проверки:

1) опрашивается заявитель, работники полиции (или от них истребуются рапорты), лесного хозяйства, задержавшие нарушителей;

2) производится осмотр места происшествия;

3) опрашиваются нарушители; изучаются имеющиеся у них документы (договор аренды, решение о предоставлении лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договор купли-продажи лесных насаждений, государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);

4) при необходимости опрашиваются родственники, знакомые, сослуживцы нарушителей;

5) производится исследование документов, имеющихся у нарушителей (при наличии данных, свидетельствующих о подделке);

6) при необходимости производятся трасологические исследования - составляли ли ранее единое целое фрагменты пней и фрагменты срубленного леса, а также исследования следов распила, разруба и орудий совершения преступления;

7) запрашиваются из лесного хозяйства справки о характере и размере причиненного ущерба, который определяется сотрудниками лесного хозяйства путем замера остатков пиломатериала по пенькам в присутствии нарушителя, а также замера пиломатериала, находящегося у нарушителя и покупателей (при их наличии); о выдаваемых нарушителям документах, истребуются копии данных документов в целях изучения и сравнения с документами, имеющимися у нарушителей.

У заявителя выясняется, при каких обстоятельствах, кем был обнаружен факт незаконной порубки леса; в каком месте осуществлялась порубка, известны ли личности нарушителей; при каких обстоятельствах были задержаны нарушители, кто участвовал в задержании; имелись ли у нарушителей какие-либо документы; какими орудиями (бензопилами, топорами и т.д.) осуществлялась порубка, и где данные орудия в настоящее время; каким транспортом пользовались нарушители; где находится срубленная древесина. Результаты опроса заявителя отражаются в объяснении.

В ходе осмотра места происшествия необходимо точно установить место незаконной порубки (населенный пункт, лесничество, конкретный квартал лесного массива), отметить, леса какой группы произрастают в данном месте, определить размеры вырубки, точное количество вырубленных деревьев, давность вырубки. Для участия в осмотре целесообразно пригласить специалиста в области лесного хозяйства. Это могут быть работники лесничества. При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы распила, разруба (на деревьях, пнях), орудия совершения преступления (топоры, пилы), следы транспортных средств, конных повозок, саней; транспортные средства с загруженным лесом, срубленный лес и следы распила, разруба на нем; следы ног, курения, приема пищи и т.д. В целях повышения наглядности протокола осмотра места происшествия могут быть применены фотосъемка, видеозапись.

Опрос задержанных нарушителей целесообразно производить следователю или дознавателю самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками полиции, задерживающими преступников. Целесообразно при этом предложить задержанному написать объяснение собственноручно, что даст впоследствии возможность более успешно использовать данный документ в ходе допроса с целью склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний. Однако следует помнить, что объяснение не является доказательством.

При необходимости, в целях установления в деянии признаков преступления, причастности конкретных лиц к совершенному преступлению на этапе предварительной проверки могут проводиться экспертизы по технико-криминалистическому исследованию документов, а также трасологические экспертизы. Данные экспертизы проводятся в экспертных учреждениях: в ЭКЦ при ГУ МВД по Алтайскому краю, ЭКО при отделах полиции. Результаты отражаются в заключении эксперта, которое является доказательством. Сотрудникам органов дознания (УР, БЭПиПК, УУП) можно поручить проведение следующих оперативноразыскных мероприятий: установление личности задержанных; опрос лиц, производивших задержание, а также родственников, знакомых задержанных; обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления.

Еще по теме § 5. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):

  1. Іванов В.М.. Історія держави і права України: Навч. посіб. - K.: МАУП,2002. - Ч. I - 264 с. - Бібліогр.: с. 257-260., 2002
  2. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, - см. "Легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем".
  3. 6.1. Нарушение п. 1 ч. 4 ст. 6 (принятие заведомо незаконного поручения)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового. 2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) утратил силу; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

Консультации юриста по ст. 260 УК РФ

Задать вопрос:


    Константин Бесков

    Предусмотрен ли условный срок за преступления по ст 260ч.3

    Мария Осипова

    У человека условно и статья 260 часть 3 попадает под амнистию или нет

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Елизавета Никитина

    Здравствуйте, какие есть новые поправки по ст. 260 ч.3,когда попадает статья под амнистию?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Иван Часовщиков

    Сосед пилит ветви лип (высотой с 4 этажа дом),находящихся на смежной границе наших участков. Ранее он подпиливал только нависающие, 7 января начал пилить те что находится на нашей территории. При этом угрожая мне пилой и топором.

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    • Ответ юриста:

      В принятом в первом чтении проекте постановления под амнистию амнистируются тольковетераны ВОВ, труженики тыла ижители блокадного Ленинграда. Исключение - преступленияпротив н/летних и против личности (ст. ст. 105, 111, 162 и т. п.) . Всего под амнистию попадает 100-200 человек. Так что халява не пройдет.

  • Ксения Субботина

    что такое крупный размер по ст.260 ук

    • Ответ юриста:

      Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

    Ирина Герасимова

    Правовое понятие "Лесные насаждения" ст.260 УК РФ

    • Ответ юриста:

      Предмет преступления, предусмотренного ст. 260 УК - деревья, кустарники, лианы и иная растительность как входящие, так и не входящие в состав лесного фонда России. Лесной фонд РФ образуют все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.В соответствии со ст. 13–16 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. 47 лесной фонд страны подразделяется на три группы лесов.К первой группе относятся леса: водоохранные - запретные полосы лесов по берегам различных водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; защитные - противоэрозийные леса; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные лесные полосы, ленточные боры, другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах; санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, лес зеленых зон вокруг городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон округов санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов охраны курортов; охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехо-промысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса; леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами.К третьей группе относятся освоенные или резервные леса многолесных районов.В лесной фонд РФ не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах, населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам, деревья и группы деревьев на приусадебных дачных и садовых участках (ст. 2 Основ) .

    Полина Калинина

    Слышала что в августе хотели внести поправки в ст.260(ч.3)УК РФ.Кому что либо известно конкретно?

    • Ответ юриста:

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 145Это вся информация на 19.08.09 г.

    • На сайте каком-нибудь, их превеликое множество же

  • Валентин Хренников

    имеет ли значение категория земли при исчислении размера ущерба от незаконной порубки (ст.260 УК РФ)?. дело в том, что были вырублены деревья породы "береза" на землях промышленности, радиовещания и т. д. , они не относятся к лесному фонду, но являются собственностью РФ. справку об ущербе выдало лесничество (оно произвело расчеты в соответствии с постановлением правительства) , а потерпевшим признано Росимущество (справки об ущербе они почему то не выдают)!!

    • и что тут незаконного?? собственник установлен? ? на балансе лес понятно содержать трудно поэтому справку об ущербе выдает лесничество-по сути оно ведь тоже государственный орган в ведении которого и находиться лесные массивы

    Маргарита Осипова

    Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?

    • Право граждан на благоприятную окружающую среду означает предусмотренную законом возможность каждого гражданина наслаждаться чистыми и незагрязненными природными ресурсами: водоемами, лесами, почвой, полями, и другими природными комплексами...

    Леонид Додонов

    нужна консультация... вообщем такая проблема я решил спилить кустарники возле гаража своего,т.к они так разрослись что мешали проезду это кусатрник дикорастущие. т.е выросли сами по себе. выросли в 2-3 этажа длиной я начал пилить, но тут кто-то вызвал милиицю милиция взяли с меня обьяснительную. и отпустила далее сказал дело направят в эколог.милицию. через несколько дней пришла эта млиция,ну я сними поговрил и они сказал не будут выписывать штрафа. прошло недели 2 и тут раздалься звонок от участкового. но дело в том что когда приезжала милиция и взяла с меня обьяснительную, я спилил только часть кустарников а потом все остальные участковый посмотрел, сфотографировал. и начал состовлять проткол осмотра места проишествия спустя месяц с момента своершения правонарушения. я ничего не стал подисывать мне грозит штраф по рубке деревьев. буду его обжаловать в суде, если все же они влепят штраф вопрос можно ли как то выйграть дело это? когда проткол осмотра места проишествия сотавилься спустя месяц, не было свидетелей. и это не дерево,а сорняк клена. протокол не подписывал. вообщем такая ситуация

    • срочно обратись к адвокату могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 260 УК РФ. следующий раз необходимо обратиться в органы местного самоуправления для выдачи разрешения на снос кустарников

    Виктория Мельникова

    Какое преступление не совершалось полицейскими???

    • Зря смеетесь над полицией обновленной с 1 марта. Уверяю, они ещё не попались на ст. 123 УК РФ (незаконное производство аборта), ст. 260 УК РФ (незаконная порубка деревьев и кустарников), ст. 243 УК - (Уничтожение памятников культуры) и...

    Анастасия Макарова

    нелегальный дом в лесу. человек построил маленький частный деревянный дом в лесу в дали от населенных пунктов. допустимо ли такое строительство? почему? что он нарушил? что ему грозит? кто его там будет искать - какой-нибудь орган из областного центра или др.?

    • Ответ юриста:

      Грозит ряд статей КоАП РФ: 7.9 - самовольное занятие, 8.6 - порча или уничтожение почвы, 8.28 - незаконная рубка и т. д. Плюс к этому - ущерб, причинённый лесам в следствии нарушения лесного законодательства. Ущерб будет и по занятию и по порче и по рубке. Причём, если по рубке он превысит 5 000 рублей (а для этого может хватить и одного дерева) , то из административной ответсвенности вырастает уголовная - ст. 260 УК РФ. Представление об освобождении территории. Если дойдёт до суда - то суд. Искать будет орган, уполномоченный на осуществление государственного лесного контроля и надзора. Но обычно на таких сразу куча жалоб от жителей приходит. Часто лесничества выявляют - составляют протокол о лесонарушении и направляют его либо в органы внутренних дел (когда неизвестно лицо) , либо сразу в указанный выше орган.

    Мария Степанова

    голубые ели. почему их так любит правительство?

    • Во -первых это очень красивые ели,во-вторых естественный ареал их распространения -Северная Америка,растут на влажной почве,в долинах рек и возле ручьев. Поэтому их крайне сложно вырастить в условиях российской средней полосы.В РФ за...

    Георгий Ганицев

    Миимальный срок лишения свободы. На сколько минимум могут посадить человека? Могут месяца на 3-6?Или только от года и выше?

    • Ответ юриста:

      Не согласен с тем, что минимум по лишению свободы 6 месяцев. Обратимся к закону, согласно ч. 2 ст. 56 УК РФ - "Лишение свободы устанавливается на срок от ДВУХ МЕСЯЦЕВ до двадцати лет". В практике же ни разу не сталкивался с назначением наказания менее 6 месяцев лишения свободы. Так на прошлой неделе подзащитному вынесли приговор по ч. 1 ст. 260 УК РФ " " - лишение свободы на срок 6 месяцев условно, с испытательным сроком 6 месяцев. При частичном сложение наказаний есть варианты, когда добавляется несколько месяцев, но это уже совсем другая ситуация. Про ст. 112 УК РФ + не судим + хороший адвокат - практически стопроцентное УСЛОВНОЕ осуждение (с применением ст. 73 УК РФ) на срок не более 1-2 года.

    Олеся Крылова

    Мне нужны дрова. Хочу в посадках собрать пару машин сушняка. Это реально или оштрафуют?

    • Реально, но и наказание за незаконную рубку леса тоже реально. По порядку. В соответствии со ст.30 Лесного Кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка может...

    Валентин Первомайский

    Правильно ли я думаю? Я отметила * над теми актами которые содержат.... В каких нормативных актах содержат­ся нормы экологического права? *Конституция Российской Федерации; Декларация прав и свобод человека и гражданина; Гражданский Кодекс РФ ; *Лесной Кодекс РФ; *Уголовный Кодекс РФ; Закон РФ «О государственной тайне»; *Кодекс РФ об административных правонарушениях; Правила дорожного движения. Сомневаюсь по поводу ГК и УК?

    • Ответ юриста:

      Гражданский кодекс устанавливает организационно-правовые формы для субъектов экологического права, закрепляет вещные и обязательственные права в отношении природных ресурсов. Устанавливает общие начала оборотоспособности природных ресурсов (п. 3 ст. 129 ГК РФ , ст. 260 ГК РФ) . В УК РФ вообще целая глава посвящена экологическим преступлениям (гл. 26).

    Марина Комарова

    Вопрос.. Задача 7 Областное управление лесного хозяйства проверило соблюдение действующего порядка рубки леса Билимбаевским леспромхозом. В результате проверки установлено: а) недорубов в количестве 10 000 куб. м; б) безбилетных рубок – 3 000 куб. м; в) не очищенных лесосек – 2 000 га; г) уничтожение подроста на площади 1 000 га; д) нерационально разделанной древесины в количестве 2 500 куб. м. Дайте краткую характеристику видов лесопользования. Какие меры должны быть применены к леспромхозу и должностным лицам леспромхоза, виновным в лесонарушениях?

    • Ответ юриста:

      В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других) ; побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства) ; (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. КоАП РФ предусматривает несколько видов составов административных проступков: Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63); уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64); осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65); Основная мера ответственности - штраф. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере, - наказываются по ст. 260 УК штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет или без такового. предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Ирина Баранова

    Где в получить разрешение на вырубку леса в комерчиских целях?

    Антонина Зайцева

    Какое подходящие слово можно подобрать к слову лесная вырубка?

    • Сергей, забыли про 8.28 КоАП РФ))) Термина лесная вырубка нет. А в чём вопрос? Незаменимый возобновимый ресурс. Человеку без заготовки никак. Lesopoval .. :) Ст. 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений . Уже все придумали...

    Кирилл Курганов

    Хотим срубить дерево, а то оно скоро упадет нам на машину, какой штраф за это?

    • Дешевле будет купить новую машину.))) А машину переставить не судьба? :)) Оплатите стоимость дерева и штраф за самовольный спил. напиши письменно в ЖЭК или префектуру - спилят. Найдите другое место для парковки во избежание...

    Богдан Бубенцов

    Только спокойствие!))) Давайте без матов?

    Наталия Михайлова

    Экологическое право вызывает затруднение. Е. осужден по ст. 260 ч. УК РФ за самовольную порубку деревьев в лесной зоне. Суд освободил Е. от возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству, т. к. у Е. полностью изъят срубленный лес. Прав или нет суд и почему (желательно с указанием статей) . Спасибо!! ! С меня запись в Вашу гостевую книгу с хорошей картинкой!!!

    • Ответ юриста:

      Нет не прав так как ущерб причинен лесному фонду именно отделением стволов от корней, т. е экосистеме. Постановление Правительства утвердившее эти таксы можно посмотреть в примечании к ст. 260 УК РФ. Также и квалификация деяния зависит от размера ущерба исчисляемого по таксам. свыше 5 тысяч ч. 1 ст. 260. свыше 50 тысяч ч. 2 .260 свыше 150 тысяч ч3.ст. 260 УК РФ

    Вероника Андреева

    Помогите! пожалуйста. В канун Нового года гражданин Половцев срубил ель в городском дендропарке, но был задержан сотрудниками милиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине «Жигули» ель, срубленную им по пути в город в пригородном лесу. В пригородном электропоезде была задержана с елкой гражданка Кириллова С. М, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции у неизвестного гражданина.1.Дайте правовую оценку действиям данных граждан.2.Определите вид юридической ответственности граждан по каждому из при¬веденных случаев.3.Укажите меры ответственности применимые к данным гражданам.

    • Илья Телятевский

      Мин. обороны России утверждает, что о секретных планах укров они узнают в фесбуке от Авакова... это чё, прикол какой?

      • Весь этот конфликт шоу, с участием смертных. Нет, Авваков в их связке - под олигархов косит Так уж вышло, что я коренной дончанин. Гордиться тут особенно нечем, но это факт. Жил бы дома и до сих пор, если бы кучке сумасшедших фанатиков при...

    • Диана Миронова

      Обмен квартиры (налог). Хотим обменять нашу 1 комнатную (2300 рублей) на 2 комнатную цена такая же. Хотели бы оформить договор обмена. Квартира наша в собственности всего 1.5 года. Как сделать так, чтобы не платить налог 13% и платится ли он при обмене?

      • Ответ юриста:

        Я впервые слышу о таком процессе как "обмен". Это что-то из области объявлений в газете во времена советского союза. Любые барторные договора сегодня запрещены, т. к. при этой схеме не уплачиваются налоги. "Обмен", это покупка и продажа. Налог придется платить в любом случае. Либо вы можете просто договориться на словах с людьми, что переедете друг к другу ничего не подписывая и просто будете жить. И по истечении 3 лет собственности подпишете все договора и уже продадите друг другу свои квартиры. Правда, не факт, что через 1.5 года те люди будут на это согласны, т. к. квартиры могут иметь разную цену. Либо вы можете передумать.

      Михаил Абрамович

      Продать квартиру купленную под мат. капитал реально? Если доля не выделена.

      • Каким это Вы образом купили недвижимость с помощью маткапитала и при этом не выделив супругу и ВСЕМ детям доли? Опека не то что не даст продать, а даже сильно накажет, обязав в судебном порядке выделить детям доли. А при наличии долей детей...

      Сергей Бабий

      какая религия, считает основным своим праздником, убийство более 75 000 человек за одну ночь?

      • Еврейский Праздник Пурим!! Его празднуют 8 МАРТА!!! В царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19). И в течение двух дней все князья в...

      • штраф точно будет. Выписывать нужно было.

    • Полина Новикова

      Люди, помогите разобраться, очень нужна помощь. Задача № 2 Организация, производя ремонт линий электропередач, была вынуждена вырубить древесно-кустарниковую растительность в полосе отвода железной дороги. Инспектор государственной лесной охраны, обнаружив правонарушение, составил протокол, квалифицировав такие действия как незаконную порубку леса. Правильно ли квалифицированы действия? Какие государственные органы вправе привлечь к административной ответственности за лесонарушение? Должны ли быть возмещены убытки, причиненные противоправными действиями, и если да, то каков порядок их подсчета? Действия квалифицированы неправильно. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Лесного Кодекса РФ : под рубкой леса понимаются процессы спиливания, срубания, срезания лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах).1 Рубка леса может осуществляться только на основании специального разрешения (лесорубочного билета), выдаваемого лесхозом или лесничеством. Незаконная рубка леса может быть осуществлена по различным причинам, в том числе при проведении ремонтных работ.2 По данному факту нарушители (соответствующее лицо организации) должны быть признаны виновными по статье 260 части 2 пункту «а» УК РФ: Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц – наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.3 Согласно ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: привлечь к административной ответственности за лесонарушение вправе должностные лица органов внутренних дел. (милиции). В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и КОАП РФ (ст.27.2): государственным инспекторам предоставлены права осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение. Они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (Ст. 28.3 КоАП РФ), предусмотренных: - статьей 8.39 КоАП РФ (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях); - частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль); - частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль); - статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом); - частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в установленный срок).1 Убытки, причиненные противоправными действиями, должны быть возмещены в соответствие со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации : 1.Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. 2.Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ. 1 А также, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», кото и т.д. Вот мне ставят вопрос: Почему действия квалифицированы неправильно и что не так? Получается, решено не верно, какое ваше мнение? P/S: просьба незнающих не оставлять тут тупых комментариев, потому что мне действительно нужна помощь. Спасибо. Вот

      • Ответ юриста:

        Прочитал первый абзац. Если всё так, как Вы пишете, то это не лесонарушение. И деяние произошло вообще за границами земель лесного фонда. Лесничий превысил.. . Земли транспорта. . Пойду дальше читать.. . Лесной кодекс Вы старый какой-то читаете. Лесорубочные билеты давно не существуют. Кто привлекает к ответственности (если это лесной фонд) - зависит от того, какой это регион и на кого возложены соответствующие полномочия по государственному лесному контролю и надзору. Лесничеством производится расчёт размера вреда, причинённого лесам. Если он составляет более 5000 руб. то это деяние подпадает под ст. 260 УК. Если меньше, то 8.28 КоАП У вас несколько не последовательно изложено. Можно в личку, если интересно. Деталей всё равно не хватает.

      Георгий Грушин

      Принимались ли какие-либо изменения в Уголовном кодексе Р.ф. в последнее время?. Смотрел новости по РТР там говорили что-то но я не понял?

      • Ответ юриста:

        Последние изменения: Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в "Опубликовано 28 ноября 2008 г. Принят Государственной Думой 7 ноября 2008 годаОдобрен Советом Федерации 12 ноября 2008 годаВнести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091) следующие изменения:.. .И Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Опубликовано 30 июля 2008 г. Вступает в силу: 10 августа 2008 г. Принят Государственной Думой 2 июля 2008 годаОдобрен Советом Федерации 11 июля 2008 годаСтатья 1Внести в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2001, N 53, ст. 5028; 2003, N 50, ст. 4848; 2006, N 50, ст. 5279) следующие изменения:.. .

      Илья Бреславский

      Не судите строго, я знаю, что мой вопрос не для этой категории,просто в

      • Видимо речь идет о ст.260 УК РФ. Части 2 и 3 предусматривают наказание в виде лишения свободы, так что судья формально вправе избрать меру пресечения в виде заключения под стражу. Если начальство "разрешит", то следователь может не...

      • без бумажки нельзя За не законную рубку штраф по

Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны. На основе анализа правоприменительной практики автором выявлены проблемы, требующие изменений и дополнений действующего законодательства, в вопросах правовой охраны лесов.

Ключевые слова : лес, лесные насаждения, правоприменительная практика.

Защита биоресурсов в Российской Федерации приобретает особое значение в условиях необходимости активизации и оптимизации данной сферы экономики, отказа от сырьевой составляющей, развития и стимулирования глубокой переработки добываемых природных богатств. Помимо этого, государство вводит различные ограничения для сырьевого экспорта, ставит запреты потребительскому отношению к природе, повышает ответственность за бесхозяйственность, самоуправство и браконьерство .

Однако, чтоб пресекать указанные деликты , необходимо принимать не только организационные и координационные меры, но и иметь четкие представления о правовой базе борьбы с ними. Следует признать, что законодатель вооружил правоохранительные органы правовой базой, однако, по нашему мнению, она имеет ряд недостатков и должна быть скорректирована в целях большего соответствия характеру и опасности экологических преступлений.

Как следствие, количество преступлений в сфере экологии не только не снижается , но возрастает совокупный ущерб от данного вида преступности, а выявляемые преступления, в большинстве случаев, свидетельствуют о наличии совокупности преступлений, квалифицированных составов либо требующих вменения одновременно нескольких квалифицирующих признаков. В итоге, правоохранительные органы сталкиваются с определенными трудностями и в квалификации, и в доказывании, и в поддержании обвинения в суде по экологическим преступлениям. Такая ситуация прослеживается как, в целом, применительно к экологическим преступлениям, так и, в частности, к незаконной рубке лесных насаждений, предусмотренной статьей 260 УК РФ.

В процессе криминологического анализа дел о незаконной рубке леса, рассмотренных судами Дальневосточного федерального округа в течение последних 5 лет, были изучены уголовные дела с квалифицирующими признаками статьи 260 УК РФ, удельный вес которых во много раз превысил количество дел, возбужденных по ч. 1 ст. 260 УК РФ. Данный анализ показывает, что преступления в сфере лесопользования продолжают причинять колоссальные убытки как экономике России , так и рациональному использованию дальневосточного богатства.

Так, в ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно – повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений либо не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан при отягчающих обстоятельствах. В качестве квалифицирующих признаков выступают признаки совершения преступления группой лиц (в крупном размере) и лицом (с использованием служебного положения).

Преступление, совершенное группой лиц, является одной из форм соучастия, и решение законодателя об отнесении названного обстоятельства к числу отягчающих объясняется тем, что совершение преступления группой лиц всегда более общественно опасно, может повлечь несоизмеримо больший материальный вред и большие общественно-опасные последствия и поэтому учитывается при назначении более сурового наказания. Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ, преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Эту форму принято называть простым соучастием или соисполнительством , не требующим дополнительной ссылки на ст. 33 УК РФ в квалификации. К сожалению, некоторые работники следствия забывают, что лица, участвующие в выполнении объективной стороны, являются соисполнителями, вне зависимости от их роли или объема совершенного преступного деяния.

Характеризуя преступную группу, В. Быков пишет, что это чаще всего «… случайная, ситуативная группа, члены которой приняли решение о совершении совместного преступления во многом в силу того, что оказались вместе в данном месте в результате внезапно возникшей ситуации» .

Возможен и другой случай образования преступной группы, когда между исполнителями преступления предварительной договоренности о совершении преступления не было. Виновный может начать совершение преступления, в ходе которого к нему может присоединиться другое лицо, и после чего они могут совместными усилиями выполнить объективную сторону преступления. Особенностью рассматриваемой формы соучастия является отсутствие у исполнителей согласованности о совершаемом преступлении или, как отмечается в юридической литературе, она носит «неопределенный и незначительный характер» .

Подобные случаи соучастия крайне редко встречаются в судебной практике, но все же возможны и применительно к ст. 260 УК РФ.

Так, в 1991 году гражданин М., житель с. Галечное, Комсомольского района Хабаровского края, решил спилить несколько лиственниц, растущих поблизости от дороги Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Как он пояснял позже, лес ему нужен был для ремонта бани, а лесорубочного билета у него не было. В результате отсутствия опыта и неправильно сделанного подпила цепь бензопилы зажало в стволе дерева, мотор бензопилы заглох и освободить ее своими усилиями он не смог. В это время к нему подошли грибники, среди которых был его знакомый гр-н Д., работавший вальщиком леса в местном леспромхозе. Именно последний и помог спилить гр-ну М. три лиственницы. При этом, он не спрашивал разрешение на порубку деревьев, так как опытный работник лесозаготовительного предприятия понимал, что никто разрешения М. на рубку деревьев, растущих вдоль дороги, не даст.

Все указанные обстоятельства были отражены в материалах уголовного дела и подтверждали, что какого-либо соглашения на незаконную рубку деревьев между указанными лицами не было .

Следует подчеркнуть, что подобные случаи незаконной рубки леса группой лиц без предварительного сговора в судебной практике встречаются крайне редко , но возможны и должны быть проверены для соблюдения принципа законности.

Следующим отягчающим обстоятельством является незаконная рубка леса лицом с использованием своего служебного положения.

Данному квалифицирующему признаку постоянно уделяется особое внимание, а его характеристика отражена практически во всех Постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации, касающихся конкретных составов Особенной части УК РФ.

Отражен данный признак и в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства ответственности за экологические правонарушения » (с изменениями от 6 февраля 2007 г.). В соответствии с указанным пунктом, лицом, совершившим названное деяние с использованием своего служебного положения, признается «… должностное лицо государственного предприятия , учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» .

Вместе с тем, в постановлении не раскрывается весь перечень специальных субъектов, но для понимания их характеристики, по-нашему мнению, следует дополнительно руководствоваться Примечанием к статье 285 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностным положением.

Так, в п.1 Примечания ст. 285 УК РФ перечислены категории лиц, которые признаются должностными. Это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях , а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Данное примечание, в частности, имеет большое значение при уголовно-правовой оценке действий должностных лиц при допущении ими незаконных рубок на территориях войсковых частей, в приграничной полосе и землях обороны .

Как известно, Дальний Восток России является форпостом всей страны и имеет колоссальные территории, принадлежащие Министерству обороны и Федеральной пограничной службе ФСБ РФ. В результате, экологический контроль за ними осуществляется не всегда на достаточном уровне , а мониторинг и научные исследования в данном направлении не ведутся.

За последние десятилетия не проводилось ни одного диссертационного исследования данного вопроса, в то время как повсеместно происходит сокращение воинских частей, а принадлежавшие им земли (со сложившейся на них экологической обстановкой) передаются муниципальным органам власти.

Также, по ч. 2 ст. 260 УК РФ, за незаконную рубку леса с использованием своего служебного положения могут нести ответственность иностранные должностные лица и должностные лица публичной специальной организации при условии, что такая ответственность предусмотрена международными договорами Российской Федерации . Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации , не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, согласно примечанию к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях .

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ, применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 260 УК РФ, в случаях, когда виновным в незаконной рубке леса признается должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по статье «за совершение экологического преступления» (в данном случае – по ч. 2 ст. 260 УК РФ). Такое разъяснение правоприменителю понятно, поскольку квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является незаконная порубка лицом с использованием своего служебного положения.

По точному смыслу этой части разъяснения квалифицировать преступление по совокупности со статьями 285 и 201 УК РФ не нужно. Далее Пленум разъяснил, что при наличии в действиях лица «… признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет также ответственность, соответственно, по ст. 285 и 201 УК РФ» .

В приведенном разъяснении нет четкой границы – в каких случаях, содеянное нужно квалифицировать по совокупности преступлений, а в каких случаях этого делать не нужно.

При обобщении судебной практики по делам рассматриваемой категории не выявлено ни одного случая, когда должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, самостоятельно осуществляло незаконную порубку леса.

Представляется, что законодатель, устанавливая повышенную ответственность за незаконную рубку с использованием своего служебного полномочия, имел в виду случаи, когда это лицо вопреки интересам службы разрешает рубку в кварталах или на участках, где лесозаготовитель разрешения не получал. К примеру, выдача разрешения на рубку леса в квартале, где экологическая экспертиза не проводилась и рубка леса запрещена. Выдача такого разрешения на рубку леса выходит за пределы распорядительных функций должностного лица, как и разрешение на рубку деревьев более ценных пород, чем это значится в документах.

В подобных случаях незаконная рубка, ставшая возможной в результате злоупотребления должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, должна всегда квалифицироваться по совокупности преступлений ч. 2 ст. 260 УК РФ и, соответственно, ст. 285 либо ст. 201 УК РФ.

Обычно подобного рода злоупотребления осуществляются по просьбам лесозаготовителя, который понимает, что удовлетворение его просьбы является нарушением установленного порядка и правил рубки леса, однако, с такой просьбой он все-таки обращается, поскольку ее удовлетворение позволит получить ему больший экономический эффект. Удовлетворение незаконной просьбы лесозаготовителя порой сопровождается подношением материального вознаграждения должностному лицу, удовлетворившему его просьбу. В этих случаях действия должностного лица должны (дополнительно к экологическим преступлениям) квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ, а лесозаготовителя – по ч. 2 ст. 291 УК РФ.

Ещё одним квалифицирующим признаком, наиболее часто используемым в квалификации для ч. 2 и ч. 3 ст. 260 УК РФ, является рубка лесных насаждений в крупном и особо крупном размерах.

Согласно Примечания к ст.260 УК РФ, крупным размером ущерба признается ущерб, превышающий пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным признается ущерб, превышающий 150 тысяч рублей.

В целом, для правоохранительных органов определение размера ущерба не вызывает затруднений при условии качественного составления протокола осмотра места совершения преступления, указании видов деревьев, их возраста и состояния, учета и отражения в протоколе не только спиленных крупных деревьев, но и поврежденной поросли.

Как уже указывалось, в последние годы законодатель уделяет особое внимание вопросам экологии и совершенствованию законодательства. Помимо корректировки квалифицирующих признаков и размеров ущерба, были внесены изменения и в санкцию ч. 3 ст. 260 УК РФ. Если ранее максимальное наказание не превышало трех лет лишения свободы, то в настоящее время за рассматриваемое преступление может быть назначено наказание от трех до шести лет лишения свободы, что позволяет рассматривать его в качестве иной категории тяжести и, как следствие, – повышенные требования к качеству расследования (предварительному следствию), оперативному сопровождению (заведение дела оперативного учета) и рассмотрению дела в суде.

Законодатель усилил ответственность за незаконную порубку леса при особо отягчающих обстоятельствах, но, в то же время, увеличил разрыв ущерба от размера, признаваемого особо крупным в законодательном порядке до фактически нанесенного ущерба, превышающего многократно установленный законом особо крупный размер.

Безусловно, такие преступления имеют более высокую степень общественной опасности, однако, и в пределах рассматриваемой категории следует выделять преступления, наносящие уже не только особо крупный материальный ущерб, но и ущерб экологической безопасности государства.

К примеру, жители О. и М. одного из поселков района им. Лазо Хабаровского края незаконно валили лес, в результате чего нанесенный ими ущерб составил 170.000 рублей. Они были обоснованно привлечены к уголовной ответственности и осуждены по ч. 3 ст. 260 УК РФ .

11. Архив Мирового суда района им. Лазо, Хабаровского края за 2009 г.

13. Галиакбаров, групповых преступлений. – М., 1980. – С. 26.

14. Наумов, уголовное право. Курс лекций. Т.1.Общая часть / . – М., 2004 г. – С. 297.

15. Архив Свободненского районного суда Амурской области за 2007 г.


Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) – осуществляемая без законных оснований и в существенном объёме деятельность по полному уничтожению (методом спиливания, вырубки, срезания) либо повреждению многолетних насаждений (кустарников, лиан и деревьев) до состояния гибели.

260 статья УК РФ в современной редакции содержит исключительный перечень действий, являющихся незаконной рубкой, а также условий, при которых наступает уголовная ответственность.

В широком смысле делинквентные поступки, запрещаемые ст. 260 УК РФ, посягают на стабильность экологии как одной из составляющих общей безопасности.

Каждый частный случай нелегальной вырубки объектов многолетней флоры наносит ущерб конкретному (непосредственному) объекту – отношениям по предотвращению неконтролируемого потребления лесных резервов, а также иных составляющих экологической устойчивости в РФ.

В практической деятельности по применению юридических норм, науке и отрасли уголовного права с категорией объекта преступления связывается также его предмет.

Предмет правонарушения – многолетние озеленительные насаждения; как располагающиеся в лесах, так и вне их.

Исключением из этого правила являются насаждения:

  • растущие на территориях, отведённых для сельскохозяйственных нужд, если они не включены лесозащитную категорию;
  • растущие на территориях, выделенных для строительства частного (индивидуального) жилья или гаражей;
  • произрастающие на частных (приусадебных) территориях;
  • произрастающие на дачных и садовых участках;
  • бурелом, сухостой и т. п.

В зависимости от конкретных обстоятельств вырубки действия по ликвидации или нанесению урона перечисленной выше растительности (деревьям, кустарниковым культурам) могут квалифицироваться как составы иных криминальных проступков.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г., касающееся рассматриваемых вопросов, содержит официальные разъяснения, которыми обязаны руководствоваться все нижестоящие суды, а также органы дознания и предварительного следствия.

Этот нормативный акт содержит официальную дефиницию «рубки» и разъясняет наиболее важные моменты, имеющие решающее значение для единообразного толкования и применения правовых норм.

Рубкой лесных насаждений и деревьев (кустарников, лиан), не относящихся к лесным насаждениям, признаётся любое действие по разделению основной части (ствола) объекта и корневой системы, в том числе спиливание, срезание или срубание.

Помимо прочего, незаконными такие действия будут в следующих случаях:

  • когда они производятся в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
  • когда они произведены сверх разрешённого лимита;
  • когда они произведены с нарушением разрешённого возраста или породы вырубленного дерева;
  • когда они произведены за границами выделенного участка, указанными в оформленных документах.

Судебная практика. Заместитель директора коммерческого предприятия У. без необходимого положительного заключения уполномоченного органа государственного контроля, поручив выполнение соответствующих работ подчинённым сотрудникам, нелегально вырубил многолетние озеленительные насаждения разного породного состава в пределах г. М-кого. Осуждён по ст. 260 УК РФ.

Повреждение может быть также соответствующим образом квалифицировано, если его результатом стала гибель многолетнего насаждения.

Такое деяние должно:

  1. Быть необратимым.
  2. Исключать возможность дальнейшего роста.

Закон предусматривает значительность размера противоправной деятельности по вырубке деревьев необходимым элементом объективной стороны основного состава (ч. 1 ст. 260 УК РФ). Примечанием к статье значительный размер определяется как ущерб на сумму более пяти тысяч, но не более пятидесяти тысяч рублей.

Ущерб вычисляется по специальным таксам и методикам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (в ред. от 26.11.2007).

Криминальное деяние признаётся оконченным:

  • по завершении ликвидации или причинения фатального вреда многолетнему озеленительному объекту;
  • если ущерб от таких деструктивных действий составил или превысил 5тыс. рублей.

В ситуациях, когда ущерб составляет менее 5 тыс рублей и отсутствуют отягчающие обстоятельства, лицо подлежит ответственности за административный проступок по ст. 8.25 или 8.28 КоАП России.

Орудиями рассматриваемого правонарушения могут быть любые конструктивно приспособленные предметы, механизмы и транспортные средства (топоры, пилы, бензомоторные пилы, специализированная техника для валки дерева и другое). Такие предметы и транспортные средства могут быть обращены в доход государства (конфискованы) по соответствующему приговору суда.

Судебная практика. Т., Ч. и М., предварительно договорившись об обстоятельствах планируемой преступной рубки леса и приготовив необходимые орудия, прибыли к месту правонарушения – в лесной массив. Там Ч. принадлежащей ему бензомоторной пилой марки «Husqvarna» приступил к отделению стволовой части деревьев различных пород от корней, Т. посредством специально приспособленной вилки валил стволы деревьев в выбранном направлении, а М. с помощью самоходного транспортного средства трелевал их от места незаконной рубки на край деляны. По итогам судебного разбирательства бензопила марки «Husqvarna» была конфискована. Самоходный транспорт, не принадлежавший осуждённым, был возвращён собственнику.

Уголовная ответственность за неоконченную вырубку наступает при следующих условиях:

  1. За покушение – по обстоятельствам, не зависящим от злоумышленника (кто-то помешал, в момент спиливания отказала бензопила, физически оказался не в состоянии срубить дерево и прочее), криминальный деликт не был завершён.
  2. За приготовление к незаконной рубке, предусмотренной ст. 260 УК РФ, ч. 3 – поиск орудий, соучастников, создание иных условий для незаконной вырубки, если криминальное деяние не было завершено по не зависящим от субъекта обстоятельствам.

Неоконченное криминальное правонарушение предполагает менее суровое наказание в установленных законодателем пределах.

Статья за незаконную рубку предусматривает возможность совершения преступного деяния только с прямым умыслом.

Такая форма вины обязательно включает:

  • осознание противоправности и наказуемости своего деструктивного поведения;
  • предвидение неизбежности наступления последствий;
  • желание совершить запрещённое деяние.

Мотивация, побудившая к преступлению, особого значения не имеет. Как правило, субъектами, преступающими закон, в таких случаях движет желание незаконного обогащения (корысть).

Основной состав (ч. 1. ст. 260 УК РФ) не указывает на какие-либо специальные требования к лицу, совершающему деликт. Это предполагает, что субъект является общим – психически полноценное (вменяемое) лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 260 УК РФ предусматривает особый (специальный) субъект, признаки которого будут рассмотрены ниже. Девиантное поведение таких лиц представляет большую степень общественной опасности, в связи с чем для них предусмотрена более строгая мера наказания.

Алкогольное или наркотическое опьянение в момент деликта на ответственность или квалификацию не влияют.

Если злоумышленник не принимает непосредственного участия в вырубке объектов многолетней флоры, а привлекает к противозаконным действиям лицо, не отвечающее за свои поступки (малолетнего, страдающего психическими отклонениями), он подлежит ответственности как исполнитель.

Потерпевший

Как показывает анализ уголовных дел, потерпевшими при расследовании случаев противозаконной вырубки признаются:

  1. Сотрудники ведомственных лесных хозяйств, обслуживающих территорию, на которой имел место деликт.
  2. Иные собственники земельных участков, где вырублены объекты многолетней флоры (представители администрации соответствующего муниципального образования и др.).

Решение вопроса о признании потерпевшим отнесено к компетенции следователей и дознавателей, которые по получении сведений о нанесении урона и после предъявления необходимой доверенности обязаны вынести соответствующее постановление.

Части 2 и 3 статьи 260 УК РФ включают квалифицированные составы:

  • совершение групповой противозаконной вырубки;
  • совершение деликта лицом, наделённым особыми полномочиями;
  • нелегальная вырубка в крупном и особо крупном размерах.

Такие составы криминальных правонарушений, будучи опаснее по своему характеру и последствиям, наносят больший урон и наказываются строже.

Групповая порубка может совершаться в следующих формах:

  1. Группой лиц без предварительного сговора. Представляет минимальную общественную опасность, характеризуется отсутствием организационной составляющей.
  2. Группой лиц по предварительному сговору. Криминальным действиям предшествует планировка: распределяются роли между участниками, берутся в расчёт возможные обстоятельства (время, место, способ) и т. п.
  3. Организованной группой – устойчивой группой лиц, целенаправленно сплотившихся для единичного или систематических преступных деяний. В таких преступных «ячейках» более детально прорабатываются преступные планы, участникам отводятся конкретные роли с определением характера и круга действий в планируемых мероприятиях, предполагается довольно продолжительное существование.

Судебная практика. Ю., нарушая законодательство Российской Федерации и И-кой области в сфере заготовки древесины, создал сплочённую группу для совершения систематических криминальных действий по рубке многолетних насаждений на территории М-ого лесничества. К участию в преступлениях Ю. привлёк Б. и Д. Будучи руководителем, Ю. осуществлял контроль за поведением других участников, занимался организацией транспортировки и реализации лесоматериала, добытого преступным путём, осуществлял распределение полученных от запрещённой деятельности доходов. По итогам судебного рассмотрения уголовного дела Ю., Б. и Д. были осуждены за незаконную вырубку леса по ст. 260 (ч. 3) УК РФ.

Совершение запрещённой вырубки лицом, наделённым особыми полномочиям, возможно:

  • должностными лицами, а также иными государственными или муниципальными служащими;
  • лицами, занимающими руководящие должности в иных организациях.

Судебная практика. Г., занимая должность ведущего специалиста-эксперта территориального отдела департамента лесного хозяйства администрации Б-кой области, пользуясь своим должностным положением, в нарушение закона произвёл вырубку объектов многолетней флоры на обслуживаемой им территории. Осуждён по п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Крупным размером незаконной вырубки деревьев признаётся ущерб на сумму от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей. Особо крупным – свыше ста пятидесяти тысяч рублей.

Так как составы незаконной рубки отличаются уровнем угрозы для общества, законодатель варьирует наказание за них:

  1. По первой части – до двух лет лишения свободы (преступление небольшой тяжести).
  2. По второй части – до четырёх лет лишения свободы (преступление средней тяжести).
  3. По третьей части – до семи лет лишения свободы (тяжкое преступление).

Как показывает практика, по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ суды редко назначают наказание в виде реального лишения свободы с последующим направлением в исправительные учреждения.

В значительном числе случаев уголовное преследование по делам о нелегальной добыче лесоматериалов вообще прекращается в связи с примирением или деятельным раскаянием.

Правонарушитель может избежать санкций, предусмотренных законом по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, если:

  • преступление совершено впервые;
  • состоялась добровольная явка с повинной, оказывалось содействие в расследовании, возмещён ущерб (ст. 75 УК РФ);
  • возмещён ущерб и получено согласие пострадавшего на примирение (ст. 76 УК РФ).

При соблюдении указанных условий лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, или его защитник могут обратиться с заявлением (ходатайством) о прекращении уголовного дела.

Стоит отметить, что прекращение уголовного преследования по таким основаниям исключает возможность реабилитации. То есть у субъекта не будет права требовать компенсации за издержки, связанные с расследованием и судебным разбирательством, за утрату репутации и т. п.