Что такое незаконная миграция. Почему появляются нелегальные мигранты. Нелегальная миграция в России

Сама по себе процедура миграции не грозит государству плохими последствиями. Это тот процесс, который позволяет людям найти более полезное применение для себя в других регионах или же получить комфортные условия проживания — из-за смены климата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но вот незаконная миграция населения в России (нелегальная) в 2019 году приводит к бесконтрольным процессам внутри страны. И данное явление нужно уметь регулировать.

Важная информация

Нелегальность пересечения государственных границ заключается в том, что человек, пребывая на территории государства не имеет на то соответствующих прав. Или же он осуществляет трудовую деятельность без оформления необходимых разрешений.

Потоки нелегальных мигрантов обычно касаются государств в поисках лучшей жизни. Нелегальное пребывание в стране грозит наказанием. И это стоит понимать тем, кто решается на такой путь пересечения границы и нахождения в стране.

Государство может наложить не только штраф на мигранта и выслать его за пределы страны, но и запретить въезд на определенный срок или посадить в тюрьму.

Само явление миграции не опасно для стран, но нелегальные иностранные граждане могут спровоцировать разные негативные тенденции в государстве. Именно исходя из этого осуществляют жесткий контроль за такими перемещениями.

Что это такое

Существует несколько видов незаконной миграции. Их структурируют в три группы — в зависимости от разных показателей совершенного преступления:

Вид нарушения границы Особенности
По степени продуманности операции В таком случае рассматривают организованные и стихийные потоки. Первый вариант используют трудовые мигранты, а второй — беженцы
В зависимости от количества человек, которые выехали Могут быть групповые выезды, а может проводиться и индивидуальный переезд
По способу пересечения границы с государством Существует несколько вариантов. К примеру, через неохраняемый участок территории. Через официальный пропускной пункт также может проводиться пересечение границы, но по поддельным документам или по подлинным — но с визой, которую он намерен просрочить

Иногда лицам, которые нелегально проживают в стране, удается устроить детей в школы, дать им образование и в итоге они могут получить гражданство. Но такой вариант возможен не всегда и не во всех государствах.

Количество нелегальных мигрантов в России

Российская Федерация в течение уже длительного периода времени является пристанищем для большого количества беженцев и мигрантов. Несмотря на то, что получить убежище и вид на жительство в России достаточно просто, многие иностранцы выбирают путь гастарбайтеров.

За счет этого они экономят средства на оформлении бумаг. В 2019 году статистические данные указали на уменьшение количества нелегальных мигрантов. В целом по территории Российской Федерации показатель снизился в 1,6 раза .

Всего в 2016 году в страну въехало 10 миллионов человек, которые прошли регистрацию и указали причиной для въезда трудовую миграцию. Но за 2019 год пока статистических данных нет.

Фото: количество нелегальных мигрантов

Причиной к отказу от регистрации в стране на официальном уровне является дорогая стоимость патента. При этом показатели по заработной плате достаточно низкие.

Правовое регулирование по УК РФ

В плане контроля за передвижениями по стране незаконного характера, следует руководствоваться Уголовным кодексом Российской Федерации. В статье 322 говорится о явлении незаконного пересечения границы РФ.

В статье 322.1 установлена ответственность за организацию миграции незаконного характера. Степень наказания достигает пяти лет лишения свободы. До семи лет дают тем, кто организовывает массовое пересечение границы или проводит эту процедуру с целью совершения преступной деятельности в стране.

Вместе с тем существует и факт мошенничества с местом проживания иностранца. В данном плане работает статья 322.2. За фиктивность регистрации иностранного мигранта может проводиться наказание в размере до трех лет лишения свободы.

Плюс, должностные лица отстраняются от работы и им запрещают заниматься данной деятельностью. Также предусмотрен и штраф от 100 до 500 тысяч рублей, учитываются и размеры заработной платы или должностного оклада.

Существует наказание за постановку на учет иностранца по месту пребывания в плане жилья, если сам факт сфальсифицирован.

В статье 322.3 установлены меры наказания в таком случае:

  • штраф 100-500 тысяч рублей;
  • возмещение с заработной платы или другого дохода в течение трех лет;
  • лишение права занимать должности и выполнять какую-либо деятельность сроком до трех лет;
  • лишение свободы до трех лет.

Основные моменты вопроса

Основой для ведения нелегальной миграции становится необходимость иностранных граждан в работе. При попадании в Россию, данная категория мигрантов занимается не слишком привлекательным и неквалифицированным трудом.

Это строительство, предоставление услуг, работа в сельском хозяйстве. По сравнению с местным населением данная категория работников не требует высоких зарплат и социальных гарантий.

Поэтому для работодателей трудоустройство их на предприятии более выгодно с точки зрения финансовых затрат .

Но в плане экономики для государства такие работники создают немало проблем. Их приходится лечить за собственные средства, а в прибавок ко всему они работают нелегально — не платя налоги в страну, и забирают рабочие места у граждан страны.

Действия государства в этом плане должны быть четкими и ограничивать количество рабочей силы с низкой квалификацией. Так как это не приводит к экономическому благополучию, а наоборот, делает бесперспективным дальнейшее развитие страны.

Меры противодействия

Борьба с потоком нелегалов из стран СНГ включает в себя мониторинг ситуации, выявление таких граждан и применение к ним мер наказания. Стоит отметить, что российское законодательство содержит немало сдерживающих мер.

К примеру, обязательным пунктом проживания в больших городах становится получение временной регистрации при пребывании в стране более недели. Это препятствие дает возможность отлавливать нарушителей.

Всего меры наказаний включают:

Меры пресечения нарушений могут быть и комбинированными. К примеру, штраф и депортация человека. Необходимо понимать, что ООН определяет организацию нелегальной миграции как одну из самых прибыльных форм на черном рынке .

Поэтому в данном плане существуют четкие положения в законах РФ и соответствующее наказание для тех, кто занимается трудовыми нелегальными перевозками.

Последствия нелегального переселения

Существует несколько разделений в плане тех последствий, к которым приводит нелегальная миграция. И все они не несут в себе положительных моментов.

В основном это отрицательные и губительные явления, такие как:

Процветание торговлей людьми Рост разработанности в регионах и расширение теневого рынка труда
Бытовые условия и трудовые характеристики Обычно условия для проживания трудовых мигрантов-нелегалов находятся за гранью бедности — в недостроенных, аварийных зданиях. Условия трудовой деятельности также нечем не подкреплены — нет разбалловки часов, санитарных норм и медицинской защищенности
Преступность Данный показатель значительно вырастает. Это связано с нелегальными перевозками людей для совершения преступлений. Плюс, за счет конфликта интересов разных этнических и национальных групп формируется криминогенная обстановка
Терроризм Нелегальная миграция способствует тому, чтобы провозить нелегальное оружие, людей и совершают террористические действия. При этом отслеживание таких перемещений провести сложно
Инфекционные заболевания У иммигрантов, которые не оформляют всего пакета документов часто выявляют определенные редкие заболевания. Их распространение происходит из-за того, что они вовремя не обращаются за медицинской помощью — в связи со своим нелегальным положением

Данные пункты не исчерпывают список тех негативных явлений, которые имеются в обществе с появлением нелегальных мигрантов.

Необходимо понимать, что есть и более мелкие трудности, с которыми придется столкнуться стране, которая принимает слишком большое количество мигрантов без документов.

Сложность решения проблемы

Сложности с разрешением данной ситуации состоят в том, что невозможно отследить перемещения людей внутри страны. Данной категории нелегалов помогают также и сотрудники государственного аппарата — в миграционной службе, полиции.

Основной мотивацией для нарушения становится коррупция и взяточничество. Из-за этих факторов люди страдают из-за сложных трудовых условий, неоднозначного отношения к ним в обществе и отсутствии нормальных условий жизни и невозможность получить квалифицированное медицинское обслуживание.

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах Западной Европы и в США. России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ – мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

В чем опасность

Экономические проблемы, вызванные присутствием большого количества нелегалов, очевидны. Нелегальные мигранты не платят налоги, а все деньги, которые зарабатывают, отправляют за границу. Кроме того, на борьбу с ними уходит масса сил и средств.

Вместо того, чтобы создавать высокооплачиваемые рабочие места для россиян, работодатели предпочитают дешевый труд мигрантов, что тормозит развитие производства, увеличивает уровень безработицы среди коренных жителей.

Нередки жалобы простых рабочих: их семьи живут в России и покупают продукты и одежду по российским ценам; но бригады гастарбайтеров сбивают цены на услуги и не дают возможности россиянам полноценно зарабатывать на содержание семей.

Нелегалы вливаются в криминальные структуры, построенные по национальному признаку. Занимаются оружием, наркотиками, рэкетом.

Незаконная миграция вызывает еще и много социальных проблем. Отсутствие медицинского обслуживания, нормальных жилищных условий делает поселения мигрантов потенциальными очагами различных инфекций.

Возникновение замкнутых сообществ, в которых люди живут по своим законам и обычаям, может привести скорее к вытеснению местного населения, но не к ассимиляции приезжих. Это может негативно сказаться на политической и культурной целостности страны.

В чем сложности решения проблемы

Нелегальная миграция – проблема, распространенная во всем мире. В основном ее решают, применяя санкции к работодателям. Например, в Ирландии за трудоустройство нелегала работодатель может на много лет сесть в тюрьму, лишиться лицензии на работу.

Наряду с ужесточением миграционного контроля страны, действительно заинтересованные в притоке рабочих рук из-за рубежа, повышают требования к квалификации иностранцев, знанию языка, а для тех, кто им подходит, создают нормальные правовые условия. Но у нас в стране много всяких особенностей, которые не позволяют просто перенимать опыт других стран.

Без виз

В основном в Россию едут на заработки граждане стран СНГ. Им российские зарплаты позволяют безбедно жить на родине и содержать семьи.

Большая часть экономики таких среднеазиатских стран, как Таджикистан и Киргизстан, зависит от притока средств из России.

Если этих средств не будет, то нашим ближайшим южным соседям не останется ничего другого, как выращивать мак по примеру Афганистана. Учитывая протяженность южных границ, такое соседство безопасным назвать трудно.

Только в 2015 году был введен запрет на въезд в РФ без загранпаспорта для граждан СНГ. Но в некоторых странах Средней Азии вообще не предусмотрен загранпаспорт, там граждане пользуются удостоверением личности на все случаи жизни.

Двумя годами ранее было запрещено находиться без разрешения на проживание дольше трех месяцев за полугодие. Но по-прежнему с этими странами (кроме Туркменистана) нет визового режима. Поэтому реально проследить путь каждого из пересекающих границу нет возможности.

Нелегальная миграции в России: Видео

Легализация

В Испании, например, регулярно объявлялись амнистии для нелегалов, проживших в стране более трех лет. Это позволяло вывести из тени и обложить налогами их заработки. Возможно, этот способ имеет ряд недостатков, по крайней мере, воспользоваться им в России не спешат.

Защитные меры

Из ограничительных мер, принятых к началу этого года, можно назвать повышение стоимости оформления документов в ФМС и увеличение срока, в течение которого разоблаченным и депортированным нелегалам запрещено пересекать российскую границу. Его увеличили с трех до десяти лет. Как на практике будут работать нововведения, покажет время.

Отмена квот

В этом году было отменено квотирование рабочих мест, успешно используемое во всем мире для ограничения числа мигрантов. Особенно механизм урезания квот актуален, когда страна переживает очередной экономический спад. И только в России, несмотря на падение рубля, потоки мигрантов не уменьшались, а только увеличивались.

Говорят, система квотирования была неэффективной из-за большого уровня коррупции среди чиновников, должностных лиц. Чем же лучше патент?

Патенты

Раньше патенты выдавали только тем работникам, которые устраивались на работу к частным лицам. Получить такой документ было просто и стоил он недорого. Тысячи «домашних работников» трудоустраивались в крупных городах, фактически нарушая законодательство, и работали на самом деле, где придется.

Теперь порядок получения такого патента изменился. Чтобы его получить, нужно сдать тесты на знание языка, культуры и законов РФ. Приобрести полис медицинского страхования. Все эти процедуры платные, так что в казну пойдет доход, а количество желающих должно уменьшиться. Если через месяц мигрант не получил патент, он обязан вернуться на родину.

Но механизма, позволяющего отследить, как выполняются законы, нет. Если раньше мигранту могли отказать в разрешении на работу на том основании, что квота закончилась, то теперь этот процесс вообще ничем не ограничен, кроме финансовых возможностей самих иностранцев.

Как проверить «Черный список» мигрантов ФМС: Видеоинструкция

Введение

Современная ситуация в мире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена в динамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.

По сравнению с другими странами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительно недавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственного законодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровню развития миграционных отношений в стране.

Известно, что пик миграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – так называемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей» в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокам законодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ и привело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессами миграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально – политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо – Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.

Спонтанная, неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемой миграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развития региональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция не позволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.

В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативных действий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло.


1. Понятие и сущность незаконной миграции

Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации. Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии с международной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.

Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.

Картина формирования общего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественных параметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальной миграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.

На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.

Во-первых, усилением иммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов.

Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности.

В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.

В четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья.

К нелегальным мигрантам с учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:

Лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы

Иностранные граждане, обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения там работы или статуса беженца

Беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.

В современной научной литературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе России возросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)

Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение. Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитет по финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.

2. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционных правоотношений

Административным правонарушением в области защиты Государственной границы может быть признано нарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составы проступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правил хозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода через территориальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы, устанавливающие ответственность за нарушение:

Правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);

Правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.

Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов.

Субъектами данных правонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации, так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимости от субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничного режим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»; «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации».

1. Причины и последствия нелегальной миграции
1.1 Понятие «миграции»
1.2 Причины нелегальной миграции
Список использованной литературы

1. Причины и последствия нелегальной миграции

1.1 Понятие «миграции»

Миграция — неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение дано в Большой Советской Энциклопедии. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: «Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев».

Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими за последнее десятилетие.

Происходящие миграционные процессы, как в мире, так и в России неоднородны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифицировать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В. Андриченко и В.О. Елеонским. Исходя из определения основных направлений миграционных потоков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.

Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства последствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.

1.2 Причины нелегальной миграции

В последнее время происходит постепенная трансформация характера миграции: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив трудоустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законодательства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав человека и др.

Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Также следует учитывать, что, несмотря на многочисленные пессимистические оценки, наша страна остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. В сравнении с этими государствами, в которых произошел развал крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях) и, как следствие, экономики, Российская Федерация смогла обеспечить своим гражданам более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни. Сделать это наша страна смогла за счет развития в результате экономических реформ на рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности и т.д. Обратной стороной медали как раз и стал огромный поток мигрантов, в том числе нелегальных, которые, пользуясь слабостью российского законодательства, «прозрачностью» наших границ и некомпетентностью правоохранительных органов, «хлынули в нашу страну и затопили ее». В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного населения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне безработицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много месяцев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей стране сложилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только экономические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране «подпитывают» нелегальную миграцию. Только после ликвидации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию.

Список использованной литературы

  1. Борисов В.А Демография. Учебник для вузов. – М., 2008.
  2. Волгин Н.А. Демография. – М., 2007.
  3. Рыбаковский Л.Л., Архангельский В.Н., Иванова А.Е. Практическая демография. – М., 2005.
  4. Саградов А.А., Ионцев В.А. Введение в демографию. – М., 2007.

В последнее время происходит постепенная трансформация характера ми-грации: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами.

Иммиграцию могут вызвать следующие причины:

Экономические (привлечение рабочей силы въезд в страны, с более благоприятными социально-экономическими условиями).

К ним относят неблагоприятную экономическую обстановку в стране: инфляцию, массовую безработицу, экономический кризис; также сюда относится большой разрыв в уровне жизни развитых и развивающихся стран, в связи с чем население из развивающихся стран ищет более комфортные условия для жизни, улучшение экономического благосостояния, более высокооплачиваемую работу и т. д. Большинство исследователей определяют экономический фактор как решающий, лежащий в основе движущих сил миграционных потоков.

Политические (бегство от преследований по политическому, национальному, расовому или религиозному признаку -- так называемые политиммигранты, беженцы, обмен национальными меньшинствами между государствами, переезд в страну с более стабильной политической ситуацией, укрывательство террористов).

Они вызваны внутренними и внешними конфликтами в ряде стран, а также политической и правовой нестабильностью. За последние годы примерно 13 млн человек покинули свою родину, спасаясь от вооружённых конфликтов и преследований, привлечённые политической стабильностью развитых стран Запада. Изначально бурный рост миграции вызвало окончание «холодной войны», обострение большого числа этнических конфликтов и возникновение гражданских войн, когда огромное количество людей стало перебираться с территории Югославии, Восточной Европы, Азии и Африки в Западную Европу (хотя, безусловно, в данном примере равнозначно влияние как политического, так и экономического факторов).

Военные (аннексия чужой территории и её колонизация).

Усиление после распада СССР негативных тенденций в экономиках некоторых сопредельных с Россией государств, в результате которых уровень жизни населения этих стран упал ниже среднестатистического уровня жизни граждан России, а степень их трудовой занятости оказалась крайне низкой, что породило легальную и нелегальную иммиграцию в Россию.

Высокая плотность населения в государствах Средней Азии, что порождает миграцию избыточной рабочей силы в Россию. Высокая степень коррумпированности сотрудников органов внутренних дел и других государственных органов, призванных регулировать и контролировать миграционные процессы в России, а также предупреждать нелегальную иммиграцию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поскольку незаконная миграция не поддается учету, то и количество нелегальных мигрантов и криминальных иммигрантов для официальной статистики остается неясной. В основном, в России работают нелегальные мигранты из таких стран, как Азербайджан, Армения, Грузия, стран Средней Азии: Казахстан, Киргизстан, Украина, Молдова, Белоруссия и страны дальнего зарубежья: Китай, Вьетнам, Курдистан, Афганистан, Ирак, Индия, Пакистан, Бангладеш и др. Иногда этническая солидарность и привычная вера в неформальные отношения, характерная для постсоветской ментальности, используются как защитный механизм в условиях «дикого рынка». Примером могут служить армянские сообщества, традиционно имеющие сильную диаспору: армяне реже попадают в трудные ситуации, чем, например, таджики, этнический ресурс которых намного слабее.

В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного на-селения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне безработицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Не следует сбрасывать со счетов и теневую экономику, включая и ее криминальную составляющую, которая предъявляет все возрастающий спрос на незаконных мигрантов (например, подпольные швейные мастерские из китайских нелегалов).

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики.

Основные факторы нелегальной миграции имеют социально- экономический и геополитический контекст. Социально - экономические причины связаны с ситуацией в сфере занятости, широким распространением теневых отношений в экономических и не экономических сферах общества. Теневая экономика, которая включает в себя неформальный, латентный и криминальный сектора предъявляет все возрастающий спрос на незаконных мигрантов. нелегальный миграция трудовой переселение

Стимуляторы притока нелегальных мигрантов:

  • 1. отсутствие полноценной пограничной инфраструктуры;
  • 2. слабый контроль отдельных участков российской границы;
  • 3. практическая открытость границ между государствами странами СНГ, особенно на центрально-азиатском направлении.