Субъекты профилактики преступлений в сфере экономической деятельности. Основы предупреждения экономических преступлений и правонарушений. Профессиональный институт юрисприденции

Предупреждение преступлений экономической направленности должно осуществляться мерами как общесоциального, так специально-криминологического характера. Общесоциальная профилактика направлена на разрешение противоречий в экономике, социальной и иных сферах жизнедеятельности общества и обеспечивается решением ключевых задач, стоящих перед ними. Первоочередной задачей является выработка перспективной экономической стратегии, предусматривающей усиление государственного регулирования в сфере экономики в целях достижения максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Важнейшей задачей является также разработка мер по декриминализации экономики.

Провозглашая линию на восстановление и развитие цивилизованных товарно-денежных отношений, государство должно обеспечить безусловную реализацию важнейших рыночных императивов функционирования современных хозяйственных систем: свободу предпринимательства, честную, добросовестную конкуренцию, равенство стартовых условий для капиталов, защиту частной собственности, эквивалентность обмена и осуществления связанного с ним принципа социальной справедливости, согласование публичных и частных экономических интересов и др.

Практика индустриально-развитых демократических стран показывает, что наиболее эффективная профилактика преступлений экономической направленности осуществляется там, где используется так называемая система сдержек и противовесов. "Государство и его институты, наряду с мерами уголовной репрессии, административного надзора и контроля по отношению к участникам рыночных отношений, должны одновременно проводить и патерналистскую политику, заботясь о свободном и здоровом развитии сферы экономической деятельности. Иными словами, задачей государства является создание в этой сфере не только жестких правил, но и таких условий (правовых, экономических и др.), при которых любому предпринимателю, любому субъекту бизнеса было бы наиболее выгодно только цивилизованное, законопослушное ведение дел, что являлось бы гарантией безопасности"1.

Расхожее мнение, согласно которому предпринимателям сулит наибольшие дивиденды несоблюдение законов или их отсутствие, должно быть опровергнуто. В цивилизованной экономике такое положение может устраивать лишь нелегальный (криминальный) бизнес.

В предупреждении экономических преступлений исключительно важная роль принадлежит различным государственным структурам, выполняющим надзорные и контрольные функции, в частности, органам бюджетного, налогового, валютно-экспертного контроля.

Бюджетный контроль призван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления, из которых наиболее распространенными являются нецелевое использование бюджетных средств, перекачка государственных денег в коммерческие структуры и прямые хищения. В числе субъектов бюджетного контроля следует выделить Счетную палату Федерального Собрания Российской Федерации, а также органы федерального казначейства.

Основную роль в системе специальных мер предупреждения и выявления криминальных видов уклонения от уплаты налогов призван выполнить Налоговый кодекс РФ. Реализация положений части первой (Общей) Налогового кодекса РФ, введенного в действие 1 января 1999 г., создает организационно-правовые предпосылки восстановления порядка в экономике, укрепления и поддержания налоговой дисциплины. Учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, а также проверку исполнения налогоплательщиками своих обязанностей осуществляют налоговые органы - подразделения Министерства РФ по налогам и сборам.

К числу задач, решаемых в рамках налогового контроля, относятся выявление и пресечение уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе путем уклонения от учета в налоговых органах. Его осуществление позволяет выявить лиц, получающих доходы от незаконной, в том числе преступной, деятельности. Так, в 1999 г. каждая третья проверка выявила нарушения налогового законодательства. Оптимизация налоговой системы, включая повышение эффективности налогового контроля, а также развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применяемых современных банковских технологий, сети Интернет и платежных карт, являются основными направлениями ограничения теневой экономики.

Таможенный контроль включает ряд мер по обеспечению соблюдения российского законодательства о таможенном деле. В функции таможенных органов входят выявление, пресечение, раскрытие контрабанды, ее предупреждение.

Недостатки организации валютно-экспортного контроля оборачиваются причинением наибольшего ущерба стратегическим экономическим интересам страны. Речь идет об отсутствии должного контроля за вывозом из России нефти, природного газа, металлов, других сырьевых ресурсов, с оседанием за границей, по официальным оценкам, до половины выручки от их продажи, а также об утечке капитала. Соответствующие угрозы экономической безопасности сохраняются, о чем свидетельствует тенденция роста доли оттока капитала во внутреннем валовом продукте (ВВП). Так, если в 1998 г. за границу было вывезено 9,2% ВВП, то в 1999 г., несмотря на снижение в абсолютном выражении объемов вывоза капитала, этот показатель достиг 10,3%, а по оценкам на 2000 г. он может превысить 12%1.

Декриминализация экономики невозможна без восстановления правовых институтов и развития правоприменительной практики. Законодательными решениями государство должно создать невыносимые условия для криминального бизнеса.

Общим условием формирования правовой среды в экономике является обеспечение прозрачности в деятельности хозяйствующих субъектов, которая достигается грамотной организацией бухгалтерского учета. Контроль за соблюдением требований по ведению бухгалтерского учета является важнейшей мерой предупреждения преступлений экономической направленности.

Необходимо ускорить принятие целого ряда федеральных законов о противодействии легализации преступных доходов, обязательном страховании банковских вкладов и других законов, направленных на недопущение получения сверхприбыли противоправными способами, усиление ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Важное значение в предупреждении экономических преступлений имеет борьба с коррупцией, которая опасна не только сама по себе, но и как фактор, способствующий другим преступлениям. Коррупция, наряду с экономической преступностью, достигла в стране таких размеров, что стала мощным средством перераспределения собственности и капиталов. Законодательного определения коррупции в нашей стране пока нет, поэтому необходимо принятие специального закона о борьбе с коррупцией, который давал бы ее четкие определения, устанавливал заслон иным правонарушениям коррупционного характера, не подпадающим под действие Уголовного кодекса. Такой закон, например, принят в июле 1998 г. в Республике Казахстан. Его основу составил проект российского федерального закона, который не был в свое время подписан Б. Н. Ельциным после принятия Федеральным Собранием. Один из аргументов - предлагаемые в нем меры финансового контроля, в частности, в отношении супругов, находящихся или поступающих на государственную службу, нарушают права человека. При этом игнорируется то обстоятельство, что контроль за доходами должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Так, в ст. 8 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (одобрен ООН в 1995 г.) говорится: "Государственные должностные лица... сообщают сведения обо всем имеющемся у них личном имуществе, активах и обязательствах, а также сведения об имуществе, активах и обязательствах супруга (супруги) или других иждивенцев"1.

В целях предупреждения взяточничества и других проявлений коррупции важно обеспечить четкую правовую регламентацию, соблюдение всех правил и норм государственной и муниципальной службы. К числу мер специального предупреждения коррупции можно отнести следующие:

A ) установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

Б) повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих; за поведением лиц, подверженных коррупции; кадровой политикой (использование в том числе ротации кадров);

B ) введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья, получаемого на общих основаниях;

Г) производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основании закона2.

По мере компьютеризации, внедрения в управление экономикой и финансами новых информационных и других технологий все большее значение приобретают технические меры предупреждения преступлений экономической направленности (разработка и использование научно-технических средств и методов обнаружения поддельных документов, экспресс-методик для анализа качества товаров и т. д.).

Определенную роль в предупреждении преступлений экономической направленности играет виктимологическая профилактика, например, информирование покупателей о свойствах товаров и способах их фальсификации, приемах их распознавания, об уловках, применяемых в целях обмана потребителей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Перечислите уголовно наказуемые деяния, относящиеся к преступлениям экономической направленности.

Каковы состояние и динамика преступлений экономической направленности?

Какие новые разновидности преступлений экономической направленности появились в 90-е годы?

Каков уровень латентности преступлений экономической направленности?

Дайте характеристику личности преступников, совершающих уголовно наказуемые деяния экономической направленности.

Дайте анализ причин и условий преступлений экономической направленности.

Раскройте содержание общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступлений экономической направленности.

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

Меры предупреждения (профилактики) преступлений в сфере экономики принято дифференцировать на общие, т. е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специ­альные, т. е. целенаправленно воздействующие на такие фак­торы.

Экономические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. преодоление последствий экономического кризиса и из­держек быстрого экономического роста;

2.снижение уровня реальной инфляции до 2% в год;

3.снижение степени «поляризации» населения по уровню доходов;

4.ресурсное обеспечение прожиточного минимума населе­ния;

5.снижение уровня реальной безработицы до 5-6%.

Специальные:

1. адекватное ресурсное обеспечение подразделений право­охранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

2. создание экономической основы государственных вне­бюджетных фондов, предусматривающих обособленное финан­сирование программ компенсации ущерба жертвам преступле­ний в сфере экономики.

Политические меры борьбы с преступлениями в сфере эконо­мики.

Обеспечение стабильности ограниченного государственно­го управления имуществом и экономической деятельностью;

Поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

Снижение уровня коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой, до величины, не препятствующей экономическому росту.

Специальные:

Разработка государственной стратегии борьбы с теневой экономикой;

Включение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программные документы ведущих политических партий и движений;

Обеспечение государственной поддержки развитию инсти­тутов гражданского общества, ставящих перед собой цели борь­бы с преступлениями в сфере экономики и отдельными ее ви­дами.

Правовые меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

Устранение противоречий в правовом регулировании соб­ственности, экономической деятельности и службы в коммер­ческих и иных организациях;

Совершенствование правового регулирования отдельных видов экономических отношений (например, отношений соб­ственности на землю, на предприятие).

Специальные:

Внесение изменений и дополнений в уголовное законода­тельство (например, установление нормативных определений крупного ущерба и крупного размера применительно к тем пре­ступлениям в сфере экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков не установлено);

Устранение терминологической несогласованности граж­данского, административного, таможенного, налогового, ва­лютного и уголовного законодательства;


Совершенствование судебной практики толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

Совершенствование правового регулирования деятельно­сти подразделений правоохранительных органов, осуществляю­щих борьбу с отдельными видами преступления в сфере эконо­мики;

Нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере эконо­мики.

Психологические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. воспитание критического отношения к стереотипам по­требительского образа жизни;

2. воспитание уважения к собственности и легальному пред­принимательству;

3. формирование доверия населения к государственной эко­номической политике;

4. воспитание негативного отношения к уклонению от упла­ты налогов.

Специальные:

1. информирование населения о состоянии правового регули­рования ответственности за преступления в сфере экономики;

2. воспитание солидарности населения с уголовно-правовы- ми запретами в отношении общественно опасного экономиче­ского поведения

3. информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики;

4. информирование о мерах профилактики отдельных видов преступлений в сфере экономики;

5. информирование о способах легальной защиты прав, на­рушенных в результате совершения преступлений в сфере эко­номики;

6. демонстрация положительных результатов предупрежде­ния и пресечения отдельных видов преступлений в сфере эко­номики.

Организационные меры борьбы с преступностью в сфере эко­номики.

Общие: разработка и внедрение новых социальных техноло­гий, объективно препятствующих совершению преступлений в сфере экономики (обеспечение «прозрачности» бюджета всех уровней, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления отдельными секторами экономи­ки; отраслевая паспортизация субъектов экономической дея­тельности и др.).

Специальные:

1.криминологическая экспертиза экономического законо­дательства;

2.создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики 1 ;

3.разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с отдельными вида­ми преступлений в сфере экономики;

4. оптимизация системы подразделений правоохранитель­ных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

5. совершенствование механизма взаимодействия отечест­венных и зарубежных правоохранительных органов, осуществ­ляющих борьбу с преступлениями в сфере экономики трансна­ционального характера.

Технические меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

1. разработка и внедрение технических средств, обеспечи­вающих персонифицированный доступ к имуществу, производству, распределению и потреблению товаров (в том числе ус­луг);

2. использование в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания технологий, объективно препятствующих незаконному завладению, изъятию или использованию имуще­ства

Специальные:

1. создание компьютерного программного обеспечения под­держки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

2. разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого и эффективного фиксирования следов неочевидных преступлений в сфере экономики;

3. совершенствование автоматизированных информаци- онно-поисковых систем применительно к решению задач ква­лификации отдельных видов преступлений в сфере экономики.

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику и связанную с ней преступность. При этом, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, необходимо обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частно-предпринимательские структуры; стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется не часто.

Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Так, Государственная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Государственные налоговые инспекции контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Органы Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет) осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Органы Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, наряду с органами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), принимают меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан и их реализации на потребительском рынке.

Аудиторы по поручению государственных органов или по инициативе самих хозяйствующих субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов.

Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.

Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности.

Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами - важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.

К правовым мерам относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.

Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений. Речь идет не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество ее субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите уголовно наказуемые деяния, относящиеся к преступлениям экономической направленности.

2. Каковы состояние (объем) и динамика преступлений экономической направленности?

3. Какие новые разновидности преступлений экономической направленности и в какой сфере экономики появились в последнее десятилетие?

4. Каков уровень латентности преступлений экономической направленности?

5. Перечислите и раскройте криминологические особенности преступлений экономической направленности.

6. Каковы основные причины и условия этих преступлений?

7. Раскройте содержание общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступлений экономической направленности.

Еще по теме §3. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности:

  1. Глава 14. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение
  2. Глава 47. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности
  3. Г.А. РУСАНОВ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, 2011
  4. §2. Основные причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности
  5. §4. Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
  6. Глава 21. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и их предупреждение
  7. §4. Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  8. §1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
  9. Глава 56. Особенности расследования преступлений в сфере движения компьютерной информации
  10. А.А. Шаевич. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, 2011
  11. Понятие, виды и особенности гражданско-правовых договоров в сфере рекламной деятельности
  12. Глава 3. Особенности отдельных подсистем планирования деятельности в коммунальной сфере
  13. Глава 15. Преступления против общественной безопасности и их предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
  14. Тема 7 Правовое обеспечение деятельности ФМС России и особенности международного сотрудничества в сфере миграции
  15. Уголовные преступления в сфере налогообложения (налоговые преступления)
  16. § 1. Понятие индивидуального предупреждения преступлений

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран -

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности - система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер, направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве - оздоровлению экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существуют несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений.

Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (являются субъектами общесоциальных мер), Министерство по налогам и сборам, Министерство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел соответствующие подразделения органов внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центральный Банк Российской Федерации, банковские и иные кредитные организации, государственные налоговые инспекции, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю - продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.



1.Меры социально-экономического характера:

§ Оздоровление экономики и повышение эффективности использования её ресурсного потенциала;

§ Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью;

§ Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций;

§ Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства;

§ Иные меры.

2. Меры правового характера:

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в следующем:

§ Обновление правовой базы правоохранительной деятельности;

§ Устранение пробелов, коллизий и противоречий;

§ Согласование с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации.

§ Создание юридических механизмов исполнения правовых решений;

§ Приоритет закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;

§ Формирование правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами России.

Среди данного круга мер, мы особо выделяем меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое воздействие - крайняя мера изменения негативных отношений

Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

Обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;

Противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

Наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;

§ Вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, учет обстоятельств исключающих общественную опасность и противоправность деяния и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;

§ Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

§ Обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;

§ Охрана субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;

§ Регулирование отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства.

§ Обеспечение неотвратимости ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств.

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.