Нормативно правовая система организации учета. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в российской федерации. Пользователи бухгалтерской информации

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и образования РФ

ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА»

Технологический факультет

Кафедра учета, анализа и аудита

Контрольная работа

по дисциплине: «Основы бухгалтерского учета и финансы АПК»

Выполнил: студентка 5 курса

заочной формы обучения

по специальности 110 305.65

«ТПиПСХП»

Краснова Гуля Романовна

Проверил: ________________

__________________________

Ярославль

1 Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ ……………………………………………………………………….3

2 Формы безналичных расчетов……………………..………………………....9

3 Практическое задание………………………….………….............................10

Список используемой литературы……………………………………………

1.Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, принципы построения которой должны позволять: во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать реализацию потребностей в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей. Необходимо отметить, что МСФО носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

В Российской Федерации разработана и утверждена Государственная программа, в которой, в частности, определено, что Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат РФ являются ведущими государственными ведомствами, осуществляющими в России координацию работ по внедрению международных стандартов, принятых ООН и Европейским сообществом. Переход на международные стандарты в России осуществляется на базе действующей национальной системы бухгалтерского учета.

Современное отечественное законодательство, регулирующее бухгалтерский учет, представляет собой многоуровневую систему, находящуюся в стадии активного формирования.

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

    совершенствование нормативного правового регулирования;

    формирование нормативной базы (стандарты);

    методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

    кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

    международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача - создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.

Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

* обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Таким образом, Закон о учете устанавливает три

уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности бухгалтерского учета Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.

Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджетный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в области бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.

Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных страны) практически любую сферу обще-

ственной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйствен- ных операций. В настоящее время, характеризующееся реформи- рованием законодательной базы рыночных отношении, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности зако- нодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Феде- ральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Прези- дента отменяется, и начинают действовать положения закона.

Третий уровень-постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, ществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм.

Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, настоящее время (по состоянию на конец года) действуют 14 отдельных Положений по бухгалтерскому учету К документам этого же уровня следует отнести планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе данной главы.

Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ведомствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления стерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относятся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования документов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответствующих министерств или ведомств.

Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие до- кументы, порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от за- конодательных актов и документов системы нормативного регули- рования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.

Восьмой уровень - внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распорядительным документом как правило, приказом руководителя организации.

Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (исходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.

Следует отметить, что документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Законодательные документы первого-третьего уровней государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.

Нормативные документы четвертой группы подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Документы пятого и шестого уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ, но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят рекомендательный характер и не обязательны к выполнению.

Документы седьмого и восьмого уровней не относятся прямо к системе законодательного и нормативного регулирования терского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.

Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).

Еще по теме 3.1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ:

  1. 2.2. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета
  2. Глава 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. 12.1. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое регулирование - это разновидность нормативного социального регулирования, через которое общество, путем создания и реализации особых социальных норм права, формирует в наиболее значимых для общества отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.

Признаки правового регулирования: Связь с государством: правовое регулирование осуществляется преимущественно государством, которое вправе применять обеспечительные меры, меры государственного принуждения. Правовое регулирование - наиболее поздний тип нормативного регулирования, складывающийся впоследствии и на основании форм регулирования направлено на наиболее важные для общества процессы охватывает всех субъектов общественных отношений выступает внешним регулятором, т.к. направлено на внешнее поведение людей, не затрагивая сферу чувств, эмоций технически правовое регулирование выступает высшим типом регулирования, т.е. право формально-юридически закрепляет взаимные обязанности людей упорядочивает не все отношения, а лишь те из них, которые могут быть формализованы обеспечено мерами государственного принуждения осуществляется с помощью особой группы норм - правом

1. деятельность государства по созданию, обеспечению и применению норм права и мер по их реализации (мер государственного принуждения)

2. деятельность участников общественных отношений (индивидов, социальных групп, юридических лиц), направленная на поиск и привлечение средств правового регулирования для реализации своих интересов.

Цель - формирование определенных, приемлемых для общества вариантов поведения людей и достижение правопорядка

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос:

что регулируется правом?

К нему относятся также сферы общественных отношений, которые:

· объективно могут быть урегулированы правом

· объективно требуют правового регулирования, т.е. не все общественные отношения могут подвергаться воздействию права, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, т.е.:

ü является типичными,

ü имеют массовый характер,

ü поддаются государственному контролю,

ü могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы

ü нуждаются в упорядочении и применении средств принуждения

Еще по теме 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.:

  1. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  2. Лекция 3.Система социального регулирования.Право как нормативный
  3. § 1.2. Традиционные нормативные системы регулирования жизни в государственной политике
  4. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования
  5. 44. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  6. Тема 11. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  7. § 1. Понятие и нормативное регулирование бюджетно-правовой ответственност
  8. Нормативная и индивидуальная формы способов правового регулирования
  9. Выражение типов правового регулирования в нормативном материале
  10. 1.6 Правовое регулирование государственных доходов. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования

В настоящее время в России установлена четырехуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, согласно которой все нормативные документы делятся на четыре группы.

Документы первого уровня включают законодательные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные документы федерального уровня, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета.

К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.

Одним из направлений реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации является сближение отечественных ПБУ с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Главная цель МСФО (International Financial Reporting Standards) - удовлетворение информационных интересов собственников (акционеров) и инвесторов, принимающих управленческие решения на базе представляемой финансовой отчетности.

МСФО предлагают для международного сообщества единые принципы и подходы к ведению финансового учета и построению финансовой отчетности. Это позволяет оценивать финансовое состояние и эффективность ведения бизнеса отдельных организаций вне зависимости от особенностей национальных стандартов государств, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, разрабатывающий МСФО, сформулировал свои ключевые цели. Во-первых, формировать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание

Документы второго уровня объединяют документы нормативного характера, в которых установлены критерии и основные правила учета отдельных объектов и групп объектов. Особое значение в этой группе занимают российские стандарты - положения по бухгалтерскому учету (далее - ПБУ), каждое из которых устанавливает порядок отражения отдельных объектов и операций. К примеру, ПБУ 1/98 называется «Учетная политика организации»; оно описывает основные положения, касающиеся разработки учетной политики организации, принимаемой для целей ведения бухгалтерского учета. По состоянию на 01.12.2009 разработано и введено в действие 21 ПБУ.

Документы третьего уровня составляют методические рекомендации и инструкции, задачей которых является конкретизация действующих нормативных документов в соответствии с отраслевыми и иными особенностями организаций.

Документы четвертого уровня включают внутренние документы, разработанные непосредственно в организации, в том числе приказ об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, рабочий план счетов, графики документооборота, формы самостоятельно разработанных первичных документов и проч.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.

Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений.Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям, и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное певедение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека} они создаются коллективами людей.Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно- ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.Несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование.

Еще по теме 1.Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений.:

  1. Глава X ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 31. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Соотношение права и морали.
  3. ГЛАВА X ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. Тема 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
  5. 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индиви-дуальное регулирование.
  6. 17.1. Правовое регулирование в системе социального нормативного регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие