Методами науки конституционного права являются исторический. Методы науки конституционного права российской федерации

Важным инструментом познания любой науки является метод исследования , под которым понимаются способы познания, совокупность приемов практическою и теоретического освоения действительности, определенным образом упорядоченная деятельность с целью познания существующих или добывания новых знаний.

Для современной юриспруденции характерна широта методов исследования. Как и другие отрасли знаний, наука конституционного права использует богатый набор методов, с помощью которых достигаются результаты исследования.

В любой науке выделяются общие (общенаучные) и специальные методы исследования.

Общенаучная методология универсальна. Она применяется для всех наук, для значительного большинства или для многочисленной группы наук. К общим методам относятся, например, метод системного анализа и диалектический метод, метод социологического анализа и конкретно-социологические методы; методы кибернетического и математического моделирования и др.

Метод системного анализа позволяет рассматривать структуру всей отрасли как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Диалектический метод расширяет познавательный процесс благодаря осмыслению категорий и явлений в их всеобщей связи, становлении и постоянном развитии.

В рамках современных общественных наук широко применяются метод общего социологического анализа и конкретно-социологические методы (статистический метод, анкетирование, опрос общественного мнения, социальный эксперимент и пр.), с помощью которых на основе количественного анализа и сбора фактов изучаются общественное мнение и его динамика, прогнозируется развитие тех или иных процессов и явлений, а также проверяется правильность выбора того или иного действия.

Наука конституционного права широко применяет метод системного анализа . Сама отрасль конституционного права рассматривается как система, в рамках которой изучается структура, составные элементы, их соотношение и взаимосвязи, основные функции. В качестве подсистем рассматриваются отдельные институты и подотрасли конституционного права. С позиций системного подхода рассматривается также место отрасли конституционного права в общей системе права.

В каждой науке, исходя из особенностей предмета исследования, имеются свои собственные, специальные методы научного анализа.

Основу правового исследования в юридических науках составляет метод формально-юридического анализа , на базе которого анализируются содержание и условия реализации правовых норм и институтов. Наука конституционного права так же, как и другие юридические науки, широко использует данный метод, с помощью которого исследуется содержание и смысл конституционноправовых норм. Данный метод иногда называется формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Определенная абсолютизация роли и значения данного метода, свойственная юридическому позитивизму, постоянно является предметом критики. Большинство ученых справедливо отмечали в прошлом и замечают в настоящее время необходимость применения формально-юридического анализа в сочетании с другими методами.

Важную роль в науке конституционного права играет метод сравнительно-правового (компаративного) анализа, или сравнительно-правовой метод , представляющий собой способ решения поставленной исследовательской задачи путем проведения сравнительно-правовых исследований.

Применительно к конституционному праву роль сравнительноправового метода выражается в сопоставительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Данный метод позволяет выявить наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования и реализации норм конституционного права.

Основной задачей сравнительно-правового анализа является не простое описательное сопоставление общего и особенного в конституционном праве государств, а установление прогрессивного опыта и перспектив его применения. В результате вырабатываются рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства и практики его реализации в конкретных странах, в содружествах государств и в мире в целом.

Наукой конституционного права в сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран, и происходит заимствование лучших сторон конституционно-правового регулирования в той мере, в какой это приемлемо для правовой культуры России. Например, в процессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. широко использовался опыт конституционного регулирования целого ряда стран (в частности, Германии, Франции, США и др.). При учреждении Конституционного Суда РФ и принятии федерального закона о данном судебном органе в значительной степени был заимствован опыт правового регулирования и деятельности Конституционного суда Германии.

Изучение закономерностей формирования и развития конституционного права невозможно без применения метода историко-правовых исследований . Национальные особенности отрасли конституционного права каждой страны обусловлены, прежде всего, историей формирования и развития последней. Конституционно-правовые традиции и правовую культуру, конституционное правосознание граждан и уровень развитости конституционного строя возможно познать лишь через исследование истории конкретной страны, тех событий, которые обусловили ее современное конституционное состояние.

Наука конституционного права изучает историю развития конституций и текущего конституционно-правового законодательства, эволюцию научных взглядов с учетом закономерного изменения государственной и общественной жизни. В частности, на современном этапе в отечественных научных кругах происходит переоценка теории и истории развития государственного (конституционного) права дореволюционной (досоветской) России. Нигилизм науки советского периода в отношении исторического прошлого успешно преодолевается современными учеными, проводящими исследования в области конституционного права России.

Исторический метод не должен переоцениваться наукой конституционного права. В истории России немало примеров использования данного метода в качестве орудия реакции, когда догматическая ссылка на исторический опыт приводила к отрицанию объективно созревших преобразований. Недопустим и отрицающий историческое наследие радикализм, поскольку он несет разрушение и хаос в развитие конституционно-правовых отношений.

Современная наука конституционного права не ограничивается формально-юридическим (позитивистским) анализом собственно правовой материи – норм конституционного права, конституционно-правовых отношений и институтов. Наукой конституционного права исследуются и так называемые фактические отношения, отражающие состояние реализации конституционного права. Такой анализ осуществляется на основе методов социологического правового анализа, конкретного социально-правового (конкретно-социологического) исследования.

При использовании данных методов изучаются сферы, в которых происходит реализация норм конституционного права, выявляются условия, воздействующие на развитие правового сознания, мотивы поведения граждан и других субъектов конституционно-правовых отношений. Сбор эмпирического материала и его обработка позволяют изучать эффективность конституционного права. Результаты таких исследований заставляют искать пути совершенствования норм конституционного права.

Наряду с традиционно простыми социологическими методами правового анализа применяются и более сложные методы исследования, в частности социально-правовой эксперимент. Так, во второй половине 1990-х гг. Министерство РФ по региональной политике и федеративным отношениям проводило в регионах (в субъектах Федерации и на территориях местного самоуправления) социально-правовые эксперименты с целью выявить эффективность действия законодательства о местном самоуправлении. Результаты экспериментов позволили разработать соответствующие рекомендации но совершенствованию законодательства в этой сфере.

Понятие методологии

В связи с процессами отделения юридической науки от других областей знаний в конце XIX начале XX веков вопросы методологической науки о праве оказались в числе приоритетных среди исследователей.

К числу основных научных категорий можно отнести понятие методологии, однако в научном сообществе нет единой трактовки данного понятия. В правовой науке нет единого понимания систем и содержания методов познания науки, методов его практического использования.

Современные ученые считают, что понятие методологии науке о праве тесно переплетены с методологическими научными знаниями других наук, методология права занимает значительное место в общенаучной методологической системе.

Замечание 1

Здесь следует отметить, что понимание методологии как межотраслевой науки предполагает не только ее универсальность, но и ассимиляции к специфике объекта конкретного научного направления. Основываясь на том, что методология науки – это универсальная область знаний, можно привести следующее определение.

Определение 1

Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

Классицикация методологии

Составной частью методологии науки являются:

  • Общие научные методы, которые объединяют основные подходы, которые применяются во всех науках в ходе процессе исследования.
  • Частные научные методы, в состав которых включены методы исследования , характерные только для конкретной области научного знания.
  • Частные научные методы исследования права.

Методы права

Исследователи выделили ряд методов характерных для права как отрасли научного знания.

  • Статистический метод.
  • Социологический метод.
  • Формально-логический метод.
  • Правовой эксперимент.
  • Моделирование.
  • Синергетический метод.
  • Исторический метод.
  • Системный метод.
  • Сравнительно-правовой метод.

Особую роль в понятие методологии права играет рассмотрение проблем методологии с точки зрения конституционного права. Конституционное право как отрасль права не имеет своего специального метода правового регулирования.

Определение 2

Метод в конституционном праве подразумевает совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

В конституционном праве применяется совокупность двух групп методов:

  • Императивного;
  • Диспозитивного.

Методы обвязывания и запрещения входят в состав императивной группы методов. Однако основным методом конституционно-правового регулирования отношений между субъектами конституционного права является метод обязывания. Метод дозволения входит в группу диспозитивных методов. В качестве примера данного метода можно привести ч.2 ст. 27 Конституции РФ, где закреплено право каждого покидать пределы Российской Федерации.

Помимо этой классификации методов в юридической литературе встречается деление как методов конституционного права на:

  • Частно-правовой (гражданско-правовой);
  • Публично-правовой.

Черты гражданско-правового метода

Гражданско-правовой метод имеет свои специфические черты.

  • Признается равноправие участников правовых отношений.
  • Констатируется автономия участников правовых отношений.
  • За участниками правовых отношений признается их самостоятельность.
  • Институт избирательного права является ярким примером применения гражданско-правового метода регулирования отношений в рамках конституционного права.

Публично-правовой метод

Публично-правовой метод базируется на системе подчинения одного субъекта правоотношений другим. Этот метод так же имеет свои характерные черты.

  • Использование принципы «команда-исполнение» среди субъектов правоотношений.
  • Субъекты правоотношений, наделенные властью, действуют самостоятельно в рамках их властных полномочий.
  • Позитивное обязывание является одной из основных черт данного метода.
  • Характерно использование запрещение в нормативно-правовом значении.

Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрытьсодержание дан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущности этой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционно­го права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различ­ных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.

Предмет науки конституционного права. Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными не­редкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулиро­вания конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержав­шаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не нахо­дит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практи­чески везде справедливо подчеркивается необходимость разграниче­ния понятий «конституционное право как отрасль права» и «конститу­ционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учеб­ники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).

* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права - непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государ­ственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственно­го права, государственно-правовые отношения».*

* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.

Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий не­правомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль госу­дарственного права, государственно-правовые отношения» - это объ­ект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как по­казано выше, это - задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права озна­чает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а дру­гое - к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредст­венно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учеб­никах, статьях, докладах и т.д.

В другом случае предметом науки конституционного (государст­венного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетичес­ком плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «наци­ональные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничи­ваться только этим и сводить, например, вопрос об определении пред­мета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль нацио­нального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествле­нием объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права - это наука о конституционном праве как отрасли права кон­кретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.

*Мишин А.А. Указ. соч. С. 5.

Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дает­ся простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право - это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и дея­тельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущ­ность.

Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтомупредмет науки конституционного права - это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же ак­цент будет сделан на выяснении специфичности метода конституцион­ного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, по­скольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, выраба­тывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфич­ность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта спе­цифичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкрет­ным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки,метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в нейсравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конститу­ционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать прак­тические рекомендации по совершенствованию конституционного за­конодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

В-третьих, сравнительный метод дополняетсясравнительно-исто­рическим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет иметод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой - существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновы конституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10-15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная - помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большоепознавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения - конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалоепрактически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценитьидейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

На тему: «Методология науки конституционного права»

Дисциплина: Конституционное право

Выполнил: студентка 1 курса

Омск 2017

Введение

Общие понятия науки конституционного права

1 Предмет конституционного права

2 Общее понятие метода правового регулирования

Классификация методов науки конституционного права

1 Методы конституционного права, как отрасли права

2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Темой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности.

Методологи включает в себя:

Общие научные методы - это общие подходы к исследованию, используемыми всеми науками. Основой этого научного метода являются материализм и диалектика.

Частные научные методы, которые применимы только к нашей системе:

.статистический метод предполагает выявление качества конституционного явления при наличии качественного показателя;

2.социологический метод - обобщение государственной практики с помощью анкетирования и т.п.;

.формально логический метод - это классификация видов норм с помощью различных критериев. В данной работе поделены все методы на три группы.

В первую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, как отрасли права - методы - императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание. Во вторую - методы конституционного права как науки - это исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, статистический, системный, логический и другие методы познания. В третью - как учебной дисциплины.

1. Общие понятия науки конституционного права

.1 Предмет конституционного права

Невозможно рассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так как методы используются для регулирования именно предмета. Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Значение вопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Предмет конституционного права регулирует общественные отношения в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

1.2 Общее понятие метода правового регулирования

Метод правового регулирования - одна из наиболее дискуссионных тем в российской правовой науке. Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ только один метод правового регулирования, другие - несколько, третьи - что метод имеет универсальный, надотраслевой характер. конституционный право дозволение

В изученной литературе встретилось несколько подходов к пониманию метода в праве.

Часть ученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствует свой предмет, и приводит в своих работах общенаучные методы познания, т.к. логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой и др.

Другая часть ученых утверждает, что метод права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Если следовать такому подходу, то методом конституционного права является метод конституционного регулирования нормами конституционное право общественных отношений. Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общества и государства.

Кроме того, замечено, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, как отрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционном праве как науке, то применяются другие методы, если же конституционное право имеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьи методы.

Таким образом, если иметь в виду конституционное право, как отрасль права, то здесь нужно применять метод, как способ конституционного регулирования нормами конституционного права общественных отношений.

Науке конституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический, логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.2

Конституционному праву, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридический (догматический). Вместе с тем, обращение к таким методам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-правовой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие устои и развитие России. Хотя последние две группы методов схожи и даже некоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны.

2. Классификация методов науки конституционного права

.1 Методы конституционного права, как отрасли права

Как я уже отмечалось, для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют два метода частноправовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа - запрет, дозволение, обязывание.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения:

«Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Следующий метод - публично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом, В.Б. Исаков - методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат - авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

.Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение».

2.Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически - значимое действие).

.Императивный метод может выражаться также в запрещении, каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

2.2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Наука конституционного права выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.3

Исторический метод: наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день права.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного права дооктябрьской России.

Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.4

Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть проведено, по меньшей мере, в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных сферах.

Первое - предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.).

Второе - ориентировано на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности.

Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых - государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Сравнительно-правовой метод: наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание:

«Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по - разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины «конституционные принципы» или «принципы конституционализма». Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина «элементы конституционного развития».

Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра.

Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства.

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Заключение

Из вышеизложенного, можно заключить следующее:

Слово методология имеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.

Методология науки - это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

В одном случае она выступает как метод правового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какими способами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьи методы тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности в выведении терминов и понятий.

Особенностью предмета отрасли конституционного права является то, что он включает в себя множество отношений государственно-правового характера и большой круг участников. Говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2014 г.).

2. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. - 2010. N 7. с.11-12.

3. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. -2015,N 6,с.36.

4. Венгеров А.Б. Учебное пособие/Прямое действие конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. - 2013. №5 с.48.

5. Ковалевский М.А. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. - М., -2014. с.159.

6. Лучин В.О. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций. М., 2012.

7. Смирнов Д.О. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. Государство и право. -2009. N 3. с.155-159.

8. Фарбер Е.И., Ржевский В.А . Вопросы теории конституционного права. -2010. с.203.

Приложение

Рисунок 1. Научные методы конституционного права

Предмет, методы и источники науки конституционного права.

Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т.д.

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник ‑ конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения. Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти.

Таким образом, наука конституционного права даёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них метод формально-юридического анализа , позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод , позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы , с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников , которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов учёных является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т.п.).

Практика ‑ неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.