Стадии правотворчества и их содержание таблица. Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как. Правотворчество: понятия и принципы

Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.



Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.

Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Из данного определения вытекает несколько подзадач, которые необходимо решить в процессе правотворчества:

Во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;

Во-вторых, определение органа или иного субъекта, уполномоченного принять тот или иной правовой акт;

В-третьих, выбор формы предполагаемого акта;

В-четвертых, подготовка, принятие или изменение нормативно-правового акта в рамках соответствующих процедур.

Все названные подзадачи находятся между собой в органическом единстве, и выпадение каких-либо элементов или их отсутствие, ослабление их внутренних связей и зависимостей делает дефектным правотворчество в целом. В этом случае оно не эффективно или с опозданием отражает общественные отношения, тенденции развития экономики, политической и социальной сферы, что приводит к созданию необоснованных, неэффективных либо малоэффективных нормативно-правовых актов, которые отрицательным образом влияют на общественные процессы и поведение людей.

Рассматривая в целом весь процесс правообразования, следует отметить, что, помимо собственно правотворчества, он включает в себя предшествующие ему стадии формирования права. В целом процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.

В современной теории права утвердилось мнение, что в правотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативного акта и его принятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд стадий. Таким образом, первый этап правотворчества связан с подготовкой проекта нормативного акта. Этот этап является подготовительным или неофициальным и в своем развитии проходит 4 основные стадии:

Первая стадия связана с принятием решения о подготовке проекта соответственного нормативного акта и утверждением плана законопроектных работ;

Вторая стадия представляет собой разработку (подготовку) проекта нормативного акта (причем проект нормативного акта может разрабатываться как принимающим его органом, так и поручаться тем или иным органам или лицам);

Третья стадия - стадия предварительного обсуждения нормативного акта;

Четвертая стадия - непосредственно утверждение проекта нормативного акта Костенко, М.А. Общие понятия и современные проблемы процесса правотворчества в Российской Федерации / М.А.Костенко, О.В.Феофилова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2003. - Т.34. - №5. - С.270..

Некоторые авторы отдельно выделяют стадию, на которой проект окончательно обрабатывается и редактируется. Хотя данная стадия с содержательной точки зрения может быть составной частью стадии предварительного обсуждения проекта нормативного акта.

Второй этап связан с принятием нормативного акта и является основным этапом правотворчества, который также состоит из 4 стадий:

Первая стадия - правотворческая инициатива, т.е. внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган;

Вторая стадия связана с обсуждением проекта нормативного акта в правотворческом органе;

Третья стадия - принятие нормативного акта правотворческим органом (кульминация);

Четвертая стадия - это стадия подписания нормативного акта и его официального опубликования (промульгация).

Все стадии тесно взаимосвязаны, а процедуры детально регламентируются. Так, в частности, процесс рассмотрения законопроектов проходит два или три чтения. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета, затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья раздела или глава проекта. Они принимаются за основу, и на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья утверждается в целом. Проведя сравнительный анализ стадий и этапов правотворческого процесса, можно отметить, что стадии правотворческого процесса имеют детально разработанную структуру.

Рассмотрение процесса правотворчества было бы не полным и не отражало бы специфику данного процесса без определения субъективного состава данного процесса. В Российской Федерации правом заниматься правотворчеством наделены следующие субъекты права:

Высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления;

Непосредственно сам народ путем проведения референдума;

Высшие судебные органы.

В зависимости от субъектов, инициирующих процесс правотворчества и его особенностей, различают три основные формы правотворчества:

Принятие нормативных актов органом государства;

Непосредственно путем референдума;

Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права.

Рассмотрим более подробно особенности правотворческой деятельности перечисленных выше субъектов. Принятие нормативных актов органом государства - эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, автономные области, автономные округа, города федерального значения, местные органы власти. Референдум как вид правотворчества получает все большее распространение и представляет собой форму непосредственного участия народа в правотворчестве. Референдум, то есть принятие закона путем всенародного голосования, - это один из путей развития демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Последней из вышеперечисленных форм правотворчества являются нормативные соглашения, которые содержат обязательные для исполнения правовые предписания. Они все шире используются в правотворческой практике государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права, и их юридическая сила зачастую неодинакова.

В зависимости от юридической природы процесса создания норм права различными органами государства к видам правотворческой деятельности относят законотворчество и подзаконное нормотворчество. Законотворчество - важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство авторов, рассматривая понятия, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс. Это объясняется тем, что законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой и тем, что механизм принятия нормативного акта в высших органах государственной власти отличается от подзаконного нормотворчества следующими особенностями:

1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы;

2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте;

3) последовательной сменой стадий правотворчества;

4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Перечисленные выше особенности позволяют установить, что подзаконное нормотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим, представительным органам. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в том, что в определенных случаях решение вопроса правовой регламентации целесообразнее передать на более низкий уровень. Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Конечно, подзаконное нормотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди достоинств можно выделить оперативность; гибкость и меньшую формальность; компетентность соответствующих органов, знание ими местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения. К недостаткам подзаконного нормотворчества могут быть отнесены закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой и другие. Хотя очевидно, что именно подзаконное нормотворчество является тем реальным правовым регулятором, который позволяет оперативно реагировать на определенную область общественных отношений и уточнять, дополнять законы. Но, тем не менее, именно подзаконное нормотворчество, его специфика и нормативная основа наименее исследованы учеными Костенко, М.А. Общие понятия и современные проблемы процесса правотворчества в Российской Федерации / М.А.Костенко, О.В.Феофилова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2003. - Т.34. - №5. - С.271..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дальневосточный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Теория государства и права

На тему Стадии правотворчества

Выполнил: Студент 1 курса

Группы 511ЗП

заочной формы обучения

Кошкин Т.А.

Хабаровск 2015г.

Введение

1. Правотворчество: понятия и принципы

1.1 Понятие и содержание правотворчества

2. Законодательный процесс

2.1 Стадия законодательной инициативы

2.2 Стадия обсуждения законопроекта

2.3 Стадия принятия закона

2.4 Стадия промульгации

3. Систематизация нормативных правовых актов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В многочисленной и динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает и формирует его, открывает «дверь» в общество.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных существенных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он образуется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связанно собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства. Отступая от принципа законности, либо создавая закон неспособный «прижиться» в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижая степень общественного доверия. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства.

Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровня правовой защищенности граждан.

Тема законотворчества и механизм обеспечения реализации закона, как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законодательной работы могут негативно сказаться на правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.

Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения. Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:

- правотворчество имеет потому огромное значение, что результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства;

- правотворческая деятельность - сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права;

- принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.

Всё вышеизложенное оказало влияние на выбор темы курсовой работы. Останавливаясь не только на чисто процессуальных аспектах разработки и принятия закона, но и на теоретических проблемах законопроектной работы, хочу показать это как процесс творчества, строящийся на определенных принципах и имеющей четкие логические основы.

правотворчество законодательный промульгация акт

1 . Правотворчество : понятия и принципы

1.1 Поняти е и содержание правотворчества

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью, формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне согласований непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившихся в обществе разнообразных отношений.

Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 1997г., с. 131

В отечественной и зарубежной литературе правотворчеству просвещенно много книг, диссертаций и статей. По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Несмотря на столь многочисленные определения правотворчества, смысл всегда остается один.

Право, как любое социальное явление имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом.

На основании изложенного можно дать определение правотворчества: это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.

Во-первых, монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, которые придают им статус общеобязательных правил поведения;

Во-вторых, созидательно-интеллектуальную деятельность, так как правотворчество связано с познанием, изучением, анализом явлений и процессов, происходящих в обществе, выявлением потребностей в правовом регулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и других процессов, требующих профессионализма;

В-третьих, процессуальную деятельность - она имеет свои стадии, осуществляется в установленном порядке.

Теоретически цели правотворчества удается сформулировать достаточно просто. Это - обоснование и совершенствование законодательства, его обновление, изменение. Однако при этом надо учитывать, что определение конкретных целей правотворчества, принятие тех или иных конкретных законов и других нормативно-правовых актов становится ареной острой социальной борьбы, столкновений или компромиссов разных социальных сил, разных политических, экономических интересов.

2 . Законодательный процесс

Установление самой процедуры очень часто становится предметом определенных социальных схваток, компромиссов. Например, процедура прохождения законопроекта в парламенте, соотношения при этом компетенции палат (в двухпалатных парламентах), правомочий президента и компетенции представительного органа и т.д. Как правило, с учетом значимости этих процедур они конкретно определяются в конституциях.

Кроме того, при этом следует учитывать, что правотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесие состояния общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором такой деятельности, такой социальной «сцепки».

Выделяются четыре стадии законодательного процесса:

1. законодательной инициативы;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятия закона;

4. промульгации и вступления закона в юридическую силу.

Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и его высокое качественное содержание, его соответствие потребностям законодательного регулирования.

Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное. В этой главе будет рассмотрен процесс законотворчества. Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам, отход от которых недопустим. Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативных актов.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности, но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью Конституции, текущих Законов, а также - специальных Приложений и Регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

2.1 Стадия законодательной инициативы

Эта стадия состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: законопроект содержит текст будущего закона со всеми необходимыми обоснованиями и другими атрибутами, а законопредложение содержит лишь идею будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом.

Сам процесс по подготовке проекта законодательного акта складывается из ряда стадий:

1. Создание концепции будущего закона.

2. Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта.

3. Непосредственная работа над текстом проекта.

4. Экспертиза готового законопроекта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, различен в разных странах. Например, согласно Конституции Германии, право законодательной инициативы принадлежит трем субъектам -- федеральному правительству, фракции нижней палаты и верхней палате. В Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также Правительству, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов.

Во многих странах с двухпалатным парламентом законопроекты могут быть внесены как в нижнюю, так и в верхнюю палату. В Германии, например, законопроекты, вносимые федеральным правительством, направляются сначала в верхнюю палату, чтобы выявить мнение субъектов федерации -- земель. Но законопроект может быть внесен в нижнюю палату, которая дает свое заключение о законопроекте. В России законопроект первоначально вносится в Государственную Думу.

По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования.

2.2 Стадия обсуждения законопроекта

Обсуждение, доработка и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется. Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.

Ряд проектов проходит особые, дополнительные стации подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение.

Данная стадия включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Как правило, закон принимается в трех чтениях. На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение. Чаще всего заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом, обсуждаются предложения депутатов и их групп по принципиальным вопросам. Если законопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если не набрал необходимого большинства голосов. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

2.3 Стадия принятия закона

В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов либо он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).

При этом обязательному рассмотрению подлежат законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта. Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

При втором чтении по проекту закона председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывает проект. Принятие официального решения по проекту законодательного акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федеральных конституционных законов.

2.4 Стадия промульгации

Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс - это не просто механизм создания нормативного акта, это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов.

3 . С истематизация нормативных правовых актов

Поскольку в каждом государстве имеется множество актов и в таком массиве трудно ориентироваться, необходима их систематизация, т.е. приведение нормативных правовых актов в единую систему, упорядочение их.

Систематизация позволяет: быстро отыскать нужный акт; выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; совершенствовать действующую систему законодательства.

Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации нормативных правовых актов: учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д. Основная задача учета -- возможность оперативно находить нужную правовую информацию.

Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, поправок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имеющие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта -- отличительная черта инкорпорации Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.274 .

Сборники подготавливаются как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями, научными коллективами. В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: если сам правотворческий орган подготовил и издал данный сборник или собрание; если правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил издание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов.

Официозными признаются собрания или сборники, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Поскольку такие издания не являются официальными, на них нельзя ссылаться при правоприменении. Они служат лишь справочным материалом.

Такая форма систематизации, как консолидация, -- это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства Теория государства и права /Под. ред. К.Н. Матузова и А.В. Малько/ - М.; Юристъ, 1999, - с.382. .

При консолидации, во-первых, не меняется содержание правового регулирования, все ранее действовавшие акты объединяются без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, устраняются повторы, противоречия и т.д.; во-вторых, объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; в-третьих, работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов; в-четвертых, чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности.

Кодификация -- особая содержательная форма систематизации актов, направленная на коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.279 .

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. К всеобщей кодификации принято относить свод законов, который охватывает все действующее законодательство. Отраслевая кодификация (создание кодексов) охватывает определенную отрасль права или подотрасль и представляет собой наиболее распространенный вид кодификации. Специальная Кодификация группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.

Кодификационные акты обладают рядом преимуществ перед другими видами актов, так как они:

делают законодательство более компактным и согласованным;

укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;

охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества;

обеспечивают рациональную организацию нормативного материала;

регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым придают устойчивость такому регулированию.

Заключение

Итак, делая вывод всего вышесказанного, процесс правотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемому законопроекту.

Другая проблема - это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный перечень трудностей правотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка его на основе практических мер по совершенствованию правотворческого процесса.

Развитие любого общества подразумевает наличие определенных проблем, в этом случае, правотворчество необходимо для справедливого урегулирования этих проблем, следовательно, пока существует общество, будет существовать правотворчество.

Таким образом, правотворчество характеризуется тем, что:

· оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

· основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

· это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

· уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Список использованной литературы

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Норма-Инфра, 2000г.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 608 с.

4. Зивс С.Л. Источники права. - М.: «Право»,1981. - 182с.

5. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 1997г.

6. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 300 с.

7. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие.- М.: Эксмо, 2007. - 288 с.

8. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М.: Слово, 1997. - 154 с.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений/Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова - М.: Издательство Интерстиль, Омега-Л, 2008. - 384 с.

10. Теория государства и права. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - М.: Инфра-М-Норма, 1997г. - 425 с.

11. Теория государства и права. / Под ред. К.И. Матузова и А.В. Малько. / М. Юристъ, 1999. - 672с.

12. Теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева/. - М. Юрид. л., 1994. - 380 с.

13. Теория государства и права / Под ред. Л.И. Спиридонова. - М.: БЕК, 1994. - 328с.

14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.- 480 с.

15. Теория права и государства / Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Издательство БЕК, 1995.- 336 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, назначение, принципы, виды и особенности правотворчества в России, а также его проблемы, анализ и тенденции развития. Законодательный процесс как составная часть правотворческого процесса, его стадии и взаимосвязь с законодательной техникой.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Правотворчество: понятие и принципы. Виды правотворческой деятельности, стадии и техника законодательного процесса. Основные стадии законотворческого процесса. Значение систематизации законодательства, способы систематизации нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение и стадии. Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе. Президентское вето и его суть. Опубликование закона, вступление его в силу.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности. Процесс формирования правовой системы, стадиальность правотворчества. Факторы, влияющие на правотворческую инициативу. Современные проблемы в области систематизации нормативно-правовых актов РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2016

    Понятие правотворчества, его сущность и особенности, основные цели и задачи. Классификация правотворчества, его разновидности и характеристика, отличия и принципы деятельности в демократическом государстве. Стадии проведения законодательной процедуры.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, санкционирование, промульгация и опубликование закона. Законодательный процесс имеет два значения: порядок деятельности (создание закона) и сама эта деятельность.

    реферат , добавлен 25.01.2004

    Понятие стадий законодательного процесса. Подготовка законопроекта, его внесение, обсуждение, отклонение или принятие в Государственной Думе Российской Федерации. Одобрение законопроекта Советом Федерации. Дополнительные стадии законодательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Понятие и принципы правотворчества. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Проблемы правотворчества. Понятие законотворчества и механизма обеспечения реализации закона. Стадии и структура правотворческого процесса.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2009

    Правотворчество как одно из важных направлений работы любого государства. Основные понятия и принципы правотворчества. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса. Проблемы правотворчества на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Понятие правотворчества, его признаки и основные принципы. Виды правотворческой деятельности. Законодательный процесс и его основные стадии. Ключевые проблемы, существующие в современном правотворчестве. Содержание понятия "юридическая техника".

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

Узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

Широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование)

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, это процесс возведения в закон государственной воли.

(Парфенов)

Правотворчество – особая форма гос. деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. (Сенякин И.Н.)

Правотворчество – вид гос. деятельности, в результате которой воля народа (класса, соц. группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права (Комаров С.А.)

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощения правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

Предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

Последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти;

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика. Рожденная норма содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее правило;

Общественная характеристика нормы:

Действует непрерывно, рассчитана, на неоднократное применение.

Субъекты не конкретизированы.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм;

5. Одна из форм осуществления функции государства;

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

Социальная и национальная структура общества;

Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

Сущностью и формой государства;

Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права. (Парфенов).

1. Демократизм проявляется в:

Реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

Принятие законов путем референдума;

Обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

Действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;

Широкая гласность и открытость правотворческого процесса.

2. Научная обоснованность:

Использование научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

Использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

Проведение научных экспертиз проектов нормативных актов;

Экспериментальная проверка эффективности принимаемых норм права.

3. Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4. Принцип законности:

Принятие норм права конкретным органом;

Соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

Непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. Принцип законности – в противовес принципа. произвола

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

Направления совершенствования правотворческого процесса (Сенякин И.Н.):

Долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ

Единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона

Независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов

Юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы

7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

8. Использование правового опыта (Пучков О.А.)

9. Связь с практикой (Пучков О.А.)

10. Планирование (Комаров С.А.)

11. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

Правотворчество государственных органов – разветвленная деятельность всех органов гос. власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результат: н.п.а.: законы и подзаконные акты.

Санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которого является исключительно подзаконные н.п.а.

Или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум – проводится по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни. Народ осуществляет власть непосредственно

В зависимости от субъектов правотворчества:

Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

Подзаконное правотворчество

В зависимости от субъектов правотворчества (Комаров С.А.)

Правотворчество государственных органов

Непосредственное правотворчество народа (референдум)

Совместное правотворчество гос. органов и общественных организаций

Делегирование

Санкционирование

По формам правотворчества (Парфенов):

Издание НПА;

Создание судебного прецедента;

Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;

Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):

1. Народ в целом (референдум):

Императивный

Консультативный – выявление общественного мнения для последующего принятия решения органов государственной власти

2. Федеральным органом РФ

Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание

Постановления палат ГД и СФ по внутренним орг. вопросам.

Президент

Указы (нормативные и ненормативные);

Распоряжения (чаще ненормативные).

Правительство

Постановления

Решения

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Нормативные приказы

3. Высший судебный орган

Постановления КС РФ – может отменять неконституционные нормативные акты (негативное правотворчество)

4. Органы власти и управления субъекта РФ;

6. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

7. Негосударственные органы (по делегированию);

8. Совместное правотворчество (коллективные договор, постановления ВЦИК, СНК)

Стадии правотворческого процесса

Стадии правотворческого процесса (Лазарев В.В.):

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение

4. Рассмотрение проекта н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие н.п.а.

6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы.

2. Этап принятия правотворческого решения

Стадия внесения в правотворческий орган проекта н.п.а. субъектом правотворческой инициативы

Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа

Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа

Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста н.п.а.

Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.)

1. Первый этап – подготовка

Принятие решения о подготовке акта

Подготовка текста н.п.а.

Обсуждение текста проекта н.п.а.

Согласование проекта

Доработка проекта

2. Второй этап – принятие

Внесение проекта на рассмотрение

Обсуждение проекта

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

Ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:

1. президент;

2. совет федерации;

3. законодательные органы субъектов;

4. глава совета федерации;

5. депутаты государственной думы;

6. правительство;

7. КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.

Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.

Правотворчество - исключительно важное явление с точки зрения выстраивания государством эффективной модели политического управления, которая, в свою очередь, во многом определяет динамику социально-экономического развития страны. Что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления? Каковы концепции, популярные в среде российских экспертов?

Что такое правотворчество?

Прежде чем изучить принципы правотворчества и иные ключевые его аспекты, рассмотрим для начала сущность исследуемого явления. Следует отметить, что в российской юридической науке пока не выработано общепринятых подходов к определению данного термина. Однако есть распространенные и в целом имеющие значительное количество сторонников в науке и среде практикующих юристов трактовки. По одной из них правотворчество понимается как деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой, корректировкой и заменой правовых норм, регулирующих те или иные сферы общественной жизни.

Правотворчество: критерии классификации

В числе распространенных критериев классификации правотворчества - тип субъекта. Им может быть, в частности, народ, населяющий государство, который участвует в правотворчестве посредством референдумов и иных методов политической коммуникации. Субъектами соответствующих активностей могут быть органы власти на том или ином уровне: Госдума, Государственные Советы субъектов, институты местного самоуправления. Правотворчество может осуществляться также и на локальных уровнях предприятий, организаций, общественных объединений.

Следующий критерий классификации правотворчества - тип издаваемых источников норм. Так, есть официальные правовые акты - законы, постановления, указы и нормативные источники негосударственного происхождения. Отметим, что некоторые эксперты не считают корректным относить к субъектам правотворчества организации, не имеющие отношения к властным структурам. Дело в том, что ключевые принципы правотворчества - гласность, публичность. Они являются атрибутами деятельности главным образом государственных и муниципальных органов власти.

Итак, виды правотворчества, определяемые, исходя из типа субъекта:

Народное;

Государственное;

Локальное.

В свою очередь, если брать за основу другой критерий - тип норм, то правотворчество может быть:

Изданием законов - федеральных, региональных, муниципальных;

Выработкой локальных нормативных актов.

И это если придерживаться той точки зрения, что локальные акты - это источники права. Многие юристы считают иначе.

Правотворчество и законотворчество: соотношение терминов

Некоторые эксперты отождествляют правотворчество с законотворчеством. Насколько это корректно? В какой степени принципы правотворчества совпадают с таковыми, которые характерны для законотворчества? По мнению ряда экспертов, исследуемый нами термин является более широким. То есть законотворчество - это разновидность правотворчества. Ключевой его признак - издание нормативно-правовых актов, классифицируемых как законы. В российской политической модели - федеральные, региональные, муниципальные. Процесс их принятия обычно многоступенчатый: сначала они проходят парламентское обсуждение, затем утверждаются исполнительным органом власти. При необходимости проходят проверку в судебных органах.

В данном контексте закон, таким образом, понимается как источник права, выработанный в соответствии с процессуальными нормами, установленными в рамках системы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В то же время данный термин может пониматься намного шире, вчастности как любой источник норм государственного происхождения, даже если это Указ Президента или Постановление Правительства, которые, как известно, не требуют согласования с Парламентом.

Принципы правотворчества в соотнесении с законотворчеством, что практикуются в российской модели политического управления, могут быть как схожи с концепциями некоторых зарубежных стран, так и значительно отличаться от таковых, принятых в правовой традиции того или иного государства. Так, например, в США статус официальных источников права могут иметь судебные прецеденты. В России такой практики нет.

Правотворчество: ключевые принципы

Изучим основные принципы правотворчества. Некоторые мы уже отметили выше. Это гласность, подразумевающая открытость работы парламентских и иных госструктур, и в то же время широкую тиражируемость тех или иных сведений, касающихся деятельности органов, издающих нормы права. Это публичность, подразумевающая прежде всего прозрачный для всех участников диалог между структурами, разрабатывающими и принимающими правовые акты, и обществом в целом или же отдельными социальными группами - бизнесом, профсоюзами. Какие еще принципы правотворчества следует отметить?

Демократизм

Некоторые эксперты причисляют к таковым демократизм. В ряде контекстов его можно отождествить с публичностью. Однако ключевой его критерий - активное участие общества в обсуждении законов и соответствующих инициатив. Реальная демократия - это практическое участие граждан, политических партий, профсоюзов и иных общественных структур в диалоге с властью. Собственно, публичность не всегда соответствует этому критерию: люди, даже при наличии открытых каналов коммуникации с правотворческими структурами, могут быть слишком пассивны для того, чтобы играть значимую роль в процессе выработки источников права.

Законность

К принципам правотворчества относится законность. То есть источники права должны приниматься исключительно в пределах установленных текущими нормативными актами компетенций государственных и муниципальных органов, соответствовать конституции государства. Законы, принимаемые в регионах, не должны, в свою очередь, противоречить федеральным источникам права. Рассматриваемый принцип также подразумевает корректность в аспекте соблюдения субъектами правотворчества процессуальных норм.

Гуманизм

В числе важнейших принципов правотворчества - гуманизм. То есть деятельность органов власти, связанная с разработкой законов, должна быть направлена на обеспечение гражданских прав и свобод, на развитие общества, защиту законных интересов человека.

Научность и профессионализм

Важными, по мнению некоторых экспертов, принципами правотворчества являются научность и профессионализм. Работа структур власти, разрабатывающих и принимающих законы, должна соответствовать закономерностям и тенденциям в развитии экономики и общества, актуальность которых подтверждена научными методами. Кроме того, работа над законами должна вестись при непосредственном участии экспертов, имеющих значительный профессиональный опыт в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять посредством издания нового правового акта или корректировки существующего.

Инструмент, который поможет нам комфортным образом визуализировать принципы правотворчества - таблица. Она может быть представлена в следующей структуре.

Принцип правотворчества

Признаки

Гласность

Процесс обсуждения разрабатываемых органами власти правовых норм широко освещается в обществе, результаты работы госструктур активно тиражируются.

Публичность

Открыт широкий спектр каналов коммуникации общества и власти.

Демократизм

Общество активно задействует доступные каналы коммуникации с властью.

Законность

Правотворческая деятельность соответствует Конституции и иным нормативно-правовым актам.

Гуманизм

Деятельность органов власти направлена на обеспечение прав и свобод граждан.

Научность

Деятельность органов власти научно обоснована, опирается на доказанные факты.

Профессионализм

В разработке законов участвуют компетентные люди, эксперты с необходимым опытом.

Исследовав сущность такого явления, как правотворчество (понятие, принципы, виды), мы можем изучить такой аспект, как его стадии.

Стадии правотворчества

Каких критериев в изучении соответствующего компонента правотворчества нам следует придерживаться? Прежде всего, стоит определиться с тем, на каком уровне осуществляются данного типа активности. Если говорить о российской модели, то соответствующие процессы могут проходить на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Следующий нюанс - определение того, как трактовать термин "закон" - в широком смысле, когда его источниками могут быть любые нормативные акты государственного происхождения, или же как результат проведения парламентских процедур.

Например, если речь идет о принятии федерального закона, то стадии правотворчества будут следующими. На первой будет происходить подготовка законопроекта. Данная стадия, в свою очередь, включает в себя дополнительные этапы: принятие решения о том, что будет разрабатываться такой-то закон, обсуждение его, согласование, при необходимости - доработка.

Следующая стадия правотворчества в аспекте утверждения ФЗ - принятие данного правового акта. В российской модели это одобрение законопроекта в обеих палатах Федерального Собрания, а затем - подписание его Президентом. Следующая стадия - опубликование ФЗ. В российской практике это означает размещение его текста в официальных СМИ, а также в ведущих справочно-правовых системах, откуда впоследствии соответствующий закон распространяется на другие ресурсы.

В случае если под правотворчеством понимать издание не только законов, но также и Указов Президента, то стадии, в свою очередь, будут иными. Это, собственно, подписание соответствующего правового акта, а также обнародование его в том случае, если он в силу своего содержания носит нормативно-правовой характер.

Таким образом, ключевые аспекты такого явления как правотворчество - понятие, принципы, виды, стадии - могут интерпретироваться по-разному. В среде российских юристов существует широчайший спектр подходов к исследованию каждой из сторон правотворчества.

Формы правотворчества: национальная специфика

Изучив, что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления, мы можем рассмотреть аспект, отражающий непосредственно формы соответствующей деятельности органов, принимающих источники права. Особенно интересно исследовать их многообразие, исходя из национальной специфики правотворческого процесса в разных странах мира. Выше мы уже отметили один из нюансов, сказав о том, что в США судебные прецеденты могут иметь статус самостоятельных источников права. Правотворчество (понятие, принципы, виды его) во многом определяется национальной моделью организации политической системы. Рассмотрим их специфику на примере нескольких государств.

В Великобритании соответствующие активности осуществляются посредством работы Парламента, принимающего законы, - британская модель в этом смысле близка к американской, - а также в виде правотворческой работы центральных и местных органов политического управления. В Великобритании к тому же, как отмечают некоторые юристы, достаточно значима роль правовых обычаев - неписаных норм, принятых на некоторых территориях.

Специфика английской модели правотворчества, как полагают многие юристы - в сильной позиции Парламента. Так или иначе, ключевые политические процессы управляются посредством активностей именно законодательной ветви власти. Деятельность английского парламента, полагают эксперты, в значительной степени независима от других субъектов политических коммуникаций - министерств, общественных объединений, бизнесов. Интересен тот факт, что в Великобритании нет Конституции - в том смысле, под каким соответствующий источник права понимается, в частности в России или, например, в США - одной из первых стран, в которых данный документ был принят.

Интересна швейцарская модель правотворчества. Дело в том, что в ней достаточно сильно выражены принципы прямой демократии. То есть граждане Швейцарии наделены широким кругом прав в аспекте участия в политическом управлении страной. В числе наиболее показательных примеров - институт народных инициатив, функционирующий в этом альпийском государстве. Швейцарцы могут, в частности, предлагать на обсуждение парламентским структурам новые законы. Также за гражданами закреплено право отменять те или иные нормативные акты, принятые властью, посредством референдума.

В какой степени принципы и стадии правотворчества, принятые в России, схожи с концепциями, реализованными в других странах? Модель политического управления в РФ имеет как сходные с соответствующими зарубежными системами моменты, так и национальную специфику. В частности, понятие и принципы правотворчества, принятые в России, в значительной мере опираются на положения Конституции, в то время как в Великобритании, как мы уже отметили выше, данного рода источник права в принципе отсутствует.

Принципы и виды правотворчества в России функционируют исходя из специфики формы правления нашей страны. РФ - это по большинству признаков президентская республика. Глава государства ответственен за ключевые аспекты управления страной, имеет значимые привилегии в аспекте взаимодействия с другими органами власти. Можно отметить, что Указы главы государства несут значимую юридическую силу, уступая по этому критерию только положениям Конституции и Федеральных Законов. Во многих странах должность президента не подразумевает сопоставимых полномочий. В России существует институт референдума, правда, полномочия граждан не столь широки, как в Швейцарии.

Таким образом, правотворчество - понятие, стадии, принципы этого явления - во многом зависит от модели политического управления, принятой в той или иной стране. Вместе с тем на примере многих стран можно пронаблюдать ряд общих моментов в организации политической системы. Так, в частности, система разделения властей реализована в большинстве современных государств. Есть, конечно, страны, в которых понятие и принципы правотворчества базируются на иных концепциях. Например, в Китае, где разделения властей нет, все законы принимает единый орган - Всекитайское Собрание Народных Представителей.