Основные положения принципа конституционного права. Конституционные принципы как основа конституционного строя

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

1. Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право – комплексная отрасль права, являющаяся основой правовой системы любого государства. В то же время эта отрасль сравнительно молода. Свое начало она берет с эпохи буржуазных революций в Европе нового времени, когда окрепшая буржуазия стремилась законодательно закрепить свои права на фоне угасания абсолютизма.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере установления конституционного строя, реализации прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, формирования и функционирования основных органов государства и местного самоуправления.

Таким образом, основными для конституционного права РФ являются следующие вопросы :

1) основы конституционного строя РФ ;

2) права и свободы человека и гражданина ;

3) федеративное устройство РФ ;

4) Президент РФ, его статус, полномочия и порядок замещения должности ;

5) Федеральное Собрание РФ, его состав и полномочия ;

6) Правительство РФ, его функции и порядок формирования ;

7) судебная власть в РФ и органы надзора за соблюдением законов ;

8) местное самоуправление в РФ ;

9) конституционные поправки и пересмотр Конституции .

Конституционное право опирается на международные договоры РФ, его нормы имеют приоритет над любыми другими нормами. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другими нормами национального права действуют нормы Конституции РФ, что определяет ее высшую юридическую силу.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься в соответствии с Конституцией РФ, что показывает ее верховенство.

Конституционное право – комплексная отрасль права, поскольку может быть применено практически во всех сферах общественных отношений, регулирование которых правовыми методами в принципе возможно.

Конституционное право закладывает основы таких отраслей права, как гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ), уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28), семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38), право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст.

39) и др.

Конституционное право содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли (нормы, посвященные системе органов государства, Конституционному Суду РФ и др.).

Таким образом, конституционное право является самостоятельной отраслью права .

Основным источником конституционного права является Конституция РФ (Основной Закон), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., федеральные конституционные законы, федеральные законы и международные договоры РФ также могут содержать нормы конституционного права.

Особенности конституционного права :

1) комплексная отрасль права;

2) несмотря на прямое действие Конституции РФ, ряд норм нуждаются в дополнительной правовой регламентации;

3) приоритет в системе национального права;

4) особая система контроля за соблюдением Конституции РФ;

5) наличие значительного количества декларативных положений и др.

В последнее время обострились дискуссии о правомерности наименования отрасли . В частности, высказывается предложение о таком наименовании отрасли, как «государственное право».

Конституционное право как любая отрасль права состоит из подотраслей, институтов и субинститутов. В качестве подотрасли выделяется, например, парламентское право.

Институтами конституционного права являются такие институты, как институт президентства, институт импичмента и др.

Различают конституционное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

2. Источники конституционного права

Источник права – это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письменные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выделяют следующие.

1. Конституция РФ . Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ. Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что при правоприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция является как бы почвой для принятия других законов, поскольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования механизма государства, задает систему «сдержек и противовесов».

2. Международные договоры РФ . В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором действуют правила международного договора. Это определяет особую важность международного договора как источника российского права. Однако при этом следует иметь в виду, что все без исключения международные договоры должны соответствовать Конституции РФ, на предмет чего они исследуются во время проведения ратификации. Особо важны такие международные документы, как Декларация прав и свобод человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие, послужившие основой для международного статуса личности и обязательные для исполнения повсюду. В случае нарушения указанных документов срабатывает механизм международного контроля. Так, каждый гражданин РФ, если он исчерпал меры правозащиты в РФ, может обратиться за международной защитой в специально предусмотренные для этого международные органы (например, в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для государства-ответчика).

3. Федеральные конституционные законы РФ . Федеральный конституционный закон РФ – это правовой акт, обладающий особым статусом в системе законодательства РФ, перед которым стоят специальные задачи. Главное отличие их от федерального закона в том, что основанием для принятия федеральных конституционных законов является специальное указание на то Конституции РФ в случае, если ее нормы нуждаются в дополнительной регламентации. Процедура принятия федеральных конституционных законов, по сравнению с федеральными, значительно усложнена, что гарантирует относительную стабильность конституционного права. В соответствии со ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.

4. Общепризнанные принципы международного права . Это такие принципы, как разделение властей, неприкосновенность личности, и другие, независимо от того, закреплены они в каком-либо акте или нет. Такие принципы вырабатываются в результате многолетней практики международных отношений и связаны с деятельностью таких международных организаций, как ООН.

5. Федеральные законы . Например, Федеральные законы «О референдуме», «О выборах Президента РФ».

6. Указы Президента РФ призваны восполнять пробелы в праве.

7. Акты Правительства РФ .

8. Конституции республик в составе РФ, Уставы других субъектов РФ.

3. Конституция РФ как источник конституционного права

Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии.

Основанием проведения реформы явился тот факт, что действующая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям.

В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект.

Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декларативные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1–16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17–64);

3) Федеративное устройство (ст. 65–79);

4) Президент РФ (ст. 80–93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94–109);

6) Правительство (ст. 110–117);

7) Судебная власть (ст. 118–129);

8) Местное самоуправление (ст. 130–133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134–137).

Конституция РФ является Основным законом РФ , хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет, в отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в случае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие . Это означает, что при правоприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция является как бы почвой для принятия других законов, поскольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования механизма государства, задает систему «сдержек и противовесов». Но главное в Конституции РФ – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представительным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Официальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Конституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

4. Соотношение конституционного и других отраслей права

Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Конституционное право является комплексной отраслью. Этими двумя положениями определяется положение конституционного права в системе российского законодательства.

Конституционное право тесно связано с другими отраслями права, так как закладывает основы правовой системы государства. В Конституции РФ заложены как основные положения специальных отраслей, так и некоторые общеправовые принципы, являющиеся универсальными.

Конституционное право содержит принципы таких отраслей права, как :

1) гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ);

2) земельное право и природоресурсное право (земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности – ст. 9);

3) уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28);

4) семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38);

5) право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст. 39);

6) жилищное право (каждый имеет право на жилище – ст. 40);

7) медицинское право (право на охрану здоровья и медицинскую помощь – ст. 41);

8) экологическое право (право на благоприятную экологическую среду – ст. 42);

9) налоговое право (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57);

10) военное право (защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина – ст. 58);

11) муниципальное право (органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью – ст. 132) и других отраслей.

Поэтому конституционное право называют комплексной отраслью . Любые изменения в Конституции могут повлечь глобальные изменения в целом ряде специальных отраслей.

Конституция РФ явилась проводником судебной реформы в РФ, итогами которой является появление таких документов, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Кроме этого, Конституция РФ послужила основой для принятия ряда законов , в той или иной степени развивающих ее положения, таких как Законы «О прокуратуре», «О статусе судей в РФ», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях», «О финансовой основе местного самоуправления», «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» и многих других.

Однако нельзя сводить конституционное право к набору тезисов специальных отраслей. Конституция РФ содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли.

Таковы нормы Конституции о выборах Президента РФ, выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, полномочиях Конституционного Суда РФ, конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и субъектов.

Конституционное право тесно связано с международным публичным правом , поскольку субъектом правоотношений и там и там может выступать Российская Федерация, имеется и общее правовое поле (например, права иностранных граждан).

С принятием Конституции РФ некоторые отрасли существенно преобразились, а некоторые и вовсе впервые были выделены в самостоятельные (например, муниципальное право). Изменился взгляд и на правопонимание и правоприменение.

В свою очередь специальные отрасли также оказывают влияние на конституционное право, однако оно существенно ограничено верховенством Конституции РФ, что, в принципе, следует признать правильным.

5. Принципы конституционного права

Принципы права – основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права , доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся :

1) народовластие;

2) федерализм;

3) разделение властей;

4) государственный суверенитет РФ;

5) законность;

6) гласность;

7) верховенство Конституции РФ;

8) равенство граждан перед законом и судом;

9) равноправие граждан.

Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Суверенитет РФ означает, что РФ – независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо . Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

Территория РФ целостна и неприкосновенна .

Принцип разделения властей означает разделение компетенции и органов власти РФ в соответствии с компетенцией на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Такое деление весьма условно, однако имеет очень важное значение в правовом государстве. Разделение властей призвано обеспечить функционирование системы «сдержек и противовесов», гарантировать защиту от узурпации власти какой-либо ветвью власти.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законодательства РФ, без которого существование правового государства невозможно. В данном случае термин «законодательство» следует понимать широко, т. е. имеются в виду все нормативные акты, хотя в первую очередь речь идет о законах.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.

6. Субъекты конституционного права

Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям :

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся :

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ , которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

Предметом конституционного права являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  • взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
  • федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
  • организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль российского права, нормы которой закрепляют и регулируют конституционные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Особое место среди источников занимает Конституция Российской Федерации.

Термин “конституция” происходит от латинского слова “constitutio”, что означает установление, учреждение, построение, и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: основные права и свободы человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Действующая Конституция РФ, как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стандартам конституционализма.

Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Следовательно, такие принципы и нормы также являются источниками конституционного права.

Основы конституционного строя

Конституционный строй представляет собой определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам иначе существование основного закона лишается смысла. Однако понятие “конституционный строй” применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики.
Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции РФ.

Конституционный строй – это совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Характерная особенность основ конституционного строя, закрепленных в главе 1 Конституции РФ, состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства и иных нормативно правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена в Конституции РФ, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции РФ, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции РФ непосредственно закреплен ст. 15.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики следующие характеристики российского государства, закрепленные в ст. 1 Конституции РФ.

Российская Федерация – демократическое государство. Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Демократия есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Важнейшие признаки демократического государства:

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственной власти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражения власти народа являются референдум и свободные выборы.

Другой важнейший признак демократического государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др. правонарушения.

Российская Федерация – федеративное государство. Государственно-территориальное устройство России основывается на принципе федерализма. За счет него обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации. Это конкретизирует главную задачу федерализма – обеспечение эффективности управления единым государством, имеющим большую территорию и численность населения, при помощи рассредоточения государственной власти, обеспечения права народностей на самоопределение.

Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство. Между Российской Федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты Федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу Федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов Федерации. Государственная власть федерации является единственной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации.

Российская Федерация – правовое государство. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Главная идея правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Важнейшими признаками правового государства являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип разделение властей, для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная;
  • верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Она образует фундамент всей правовой системы;
  • приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Российская Федерация – социальное государство. Таковым признается государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство стремление к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий;
  • иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство. Такая харак теристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения законодательства в частности, ФЗ от 26 сентября 1997 г. No 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, др. государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Российская Федерация – республиканское государство. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция РФ закрепляет следующие признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя на разум и опыт; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на неограниченный срок.

Российская Федерация сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства РФ; возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства РФ парламентом и роспуска парламента Президентом РФ).

В Российской Федерации признается приоритет прав и свобод человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не в праве ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Конституция РФ установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6). Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Государственные органы не имеют права безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией РФ.

Российская Федерация – суверенное государство. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции РФ и других законов, издаваемыми высшими органами государственной власти РФ.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях:

  • суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В Российской Федерации действует принцип разделения властей. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Суть этого принципа, теоретически обоснованного французским просветителем XVIII в. Ш. Монтескье, состоит в недопущении сосредоточения всех ветвей власти в одних руках, признании самостоятельности каждой из них при осуществлении своих функций, а также создании инструментов воздействия властей друг на друга в целях сдерживания их от злоупотреблений (система сдержек и противовесов).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Конституция строго разделяет полномочия Федерального Собрания и судебных органов.

В Российской Федерации признается экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. Основной Закон России защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экологической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу (ст. 37 Конституции РФ). При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве

самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Теория разделения властей

Согласно принципу разделения властей в РФ выделяют три ветви власти:

  1. Законодательную, представленную системой органов законодательной власти федерального уровня и представительной власти субъектов РФ. Так к данной ветви на федеральном уровне относится Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
  2. К исполнительной власти относится Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в РФ, Федеральные министерства, Федеральные агентства и Федеральные службы РФ. На уровне субъектов федерации исполнительными органами являются администрации краев, областей, правительства республик.
  3. К судебной власти отнесены органы, отправляющие правосудие, представленные федеральными судами (например, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ и др. Так, суд Центрального района г. Новокузнецка, также является федеральным), суды субъектов (например, Уставной суд г. Москвы, а также мировые судьи).

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

  • законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
  • исполнительная власть должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту;
  • между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
  • судебные органы независимы в пределах и своей компетенции действуют самостоятельно;
  • ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
  • споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом РФ.

Основы правового статуса человека и гражданина

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции РФ, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового статуса личности. В Конституции РФ решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции РФ).

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные условия, уважительное отношение к любому человеку как личности, гарантировать защиту его жизни, здоровья, чести и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Конституция России содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам, перечень прав человека. Их реализация невозможна без активного участия российского государства. В зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить две категории прав человека.

Первая группа характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства. Сюда могут быть отнесены право человека на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ), право на невмешательство в частную жизнь лица (ст. 24 Конституции РФ) и др.

Вторая группа прав человека характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответствующих прав и свобод. К их числу могут быть отнесены право на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор род деятельности и профессии (ст. 37 Конституции РФ), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и др.

Не все права человека вписываются в эту классификацию. Так, комплексным является основное право человека, закрепленное в Конституции РФ, - право на жизнь. Оно предполагает как элемент невмешательства государства, так и активные действия, направленные на создание достойных человека условий существования (поддержка малоимущих и пособия по безработице, строительство жилья для государственного фонда и др.).

В Конституции РФ закреплены не только права человека, но и основные права гражданина России. Если права человека, как уже отмечалось, принадлежат всем лицам, находящимся на территории России (в соответствующих конституционных нормах используется термин “каждый”), то права гражданина принадлежат лишь лицам, обладающим гражданством Российской Федерации. Под гражданством понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. Основу этого института составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. 6, 61, 62, 63, 71 Конституции РФ). Большая часть вопросов российского гражданства регулируется федеральными законами.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содержатся в конституциях субъектов РФ, а также в принятых некоторыми из них республиканских законах о гражданстве.

Российское гражданство построено на определенных принципах, закрепленных в Конституции РФ. В Российской Федерации установлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно влечет за собой и утрату гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными правами на всей территории России.

В Российской Федерации гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Например, одинаковым объемом прав обладают лица как ставшие гражданами России в силу рождения, так и приобретшие гражданство путем натурализации (приема) в российское гражданство.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 61 Конституции РФ).

Конституция России содержит принципиальную возможность гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации является субъектом не только дополнительных конституционных прав, но и некоторых конституционных обязанностей. Так, только гражданин России имеет обязанность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу, в то время как обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Таким образом, права и свободы гражданина Российской Федерации охватывают все права человека и также группу политических прав, принадлежащих только гражданам России.

Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории Российской Федерации выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции РФ свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территории России.

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности,оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Органы государственной власти

Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией РФ порядке государственновластными полномочиями, правовыми и материальнофинансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти российского государства.

В Конституции РФ регулируются следующие основы организации и деятельности органов Pocсийской Федерации:

  • закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств, инструментов осуществления народовластия народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ);
  • устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов как Российской Федерации, так и ее субъектов (разделение властей, участие граждан в управлении государством, законность деятельности и др.);
  • разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст. 5, 71, 72, 73, 76 Конституции РФ);
  • определяется характер взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как звеньев единой вертикальной системы, функционирующей в пределах исключительных полномочий Российской Федерации и предметов ее совместного с субъектами ведения (ст. 77 Конституции РФ);
  • учреждается структура государственных органов и правовой статус важнейших федеральных органов государственной власти России: Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Для органа российского государства характерны следующие основные черты, закрепленные в Конституции РФ и образующие элементы его конституционно-правового статуса.

Во-первых, в Конституции РФ и других нормах конституционного права находит свое закрепление особый, установленный государством порядок образования, формирования государственных органов. Помимо этого порядка орган государства появиться не может. Отступление от этого правила означало бы нарушение требований ч. 4 ст. 3 Конституции РФ о том, что “никто не может присваивать власть и Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону”. В Конституции России определены способы формирования практически всех основных федеральных органов государственной власти.

Во-вторых, государственный орган создается для осуществления определенных задач, функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. В частности, ст. 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент РФ является гарантом ее Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание определяется как парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган (ст. 94 Конституции РФ), а Правительство РФ - как орган исполнительной власти. Функции государственных органов субъектов Российской Федерации закрепляются в конституциях республик в составе России, уставах краев и областей, их законодательных актах.

В-третьих, важнейшим конституционным признаком государственного органа является его компетенция. Функции не могут рассматриваться в качестве непосредственного правового основания деятельности соответствующего органа государства. В отличие от общественных организаций, работа любого государственного органа связана с использованием государственно-властных полномочий - весьма “сильнодействующего” средства управления, включающего возможность применения и государственного принуждения. Поэтому Конституция исходит из того, что правовой статус органа должен включать четкую, детальную регламентацию мерь использования этих полномочий. Это достигается за счет наделения каждого государственного органа соответствующими правами (которые зачастую одновременно являются для него и обязанностями), установления сферы применения этих прав (“предметов ведения”) и территориальных пределов их использования. Компетенция, таким образом, является юридическим выражением функций государственного органа.

В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности, отступить от которого он не вправе. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу и функциональное назначение. Применительно к федеральным органам государственной власти России этот признак также находит свое отражение в Конституции РФ, выступает существенной характеристикой конституционного статуса этих органов.

В-пятых, признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая также закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных актах. Структура, устройство государственного органа производны от выполняемых им функций, имеющегося объема полномочий, компетенции. Структура государственных органов может быть как весьма простой (прокурор района), так и довольно сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания, комитеты, комиссии каждой из палат и т.д.). Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов Российской Федерации. Многообразие государственных дел, значительный размер территории определяют необходимость большого количества государственных органов, специализирующихся на выполнении определенных функций, участков работы. Вся эта совокупность органов должна функционировать как единый организм, целостная система.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена и определяется многими факторами.

Основным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов российского государства.

На конституционную систему государственных органов России оказывает влияние необходимость обеспечения координации, взаимодействия разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В условиях России эту функцию выполняет Президент РФ, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции РФ).

Весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, - ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Разнообразие видов субъектов Федерации, их национальные и региональные особенности вносят существенные различия как в название соответствующих органов, так и в их организационную структуру, формы и методы деятельности.

Характеристику федеральных органов государственной власти Конституция России целесообразно начать с определения места, роли и статуса Президента РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации эти координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями (ст.ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Эта координация, например, хорошо видна при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует и с Государственной Думой (в связи с назначением Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка РФ), и с Советом Федерации (при формировании Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначении Генерального прокурора РФ), и с Председателем Правительства РФ (при назначении и освобождении членов Правительства РФ). Безусловно, соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции России.

Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент России избирается путем всеобщих, равных, прямых выборов тайным голосованием сроком на шесть лет.

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общее венной жизни, установленных Конституцией РФ. В силу обилия закрепленных за ним конституционных функций полномочия Президента России весьма многочисленны. В основе своей они закреплены в ст. 83-90 гл. 4 Конституции РФ, а также в ряде других статей Основного Закона, посвященных деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 главы в Конституции РФ, посвященной Правительству РФ, устанавливает право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства.

Для удобства анализа все полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп.

Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства РФ он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

Согласно п. “г” ст. 83 Конституции РФ глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от занимаемой должности. Благодаря конституционному праву председательствовать на заседании Правительства РФ, Президент РФ в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственные поручения и указания всем членам Правительства РФ. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ как орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Согласно п. “к” ст. 83 Конституции РФ глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. Обеспечению нормального функционирования исполнительной власти в известной мере способствует и право Президента РФ формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства.

Полномочия по взаимодействию с федеральной законодательной властью. Президент РФ располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность. Глава государства в соответствии с п. “а” ст. 84 Конституции РФ назначает выборы Государственной Думы.

С Конституцией РФ 1993 г. закреплено право Президента РФ распустить Государственную Думу в исключительных случаях:

  • трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 3 ст. 111 Конституции РФ);
  • повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
  • отказ в доверии Правительству РФ, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

В системе разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и судебной ветвью власти. Последнее достаточно специфично, поскольку глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации.

Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. “ж” ст. 83 Конституции РФ он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

К компетенции Президента РФ относится также утверждение военной доктрины России, которая является частью общей концепции безопасности Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в ст. 86 Конституции. Самое важное из них записано в пункте “а” этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию об основных направлениях внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.

В качестве руководителя внешней политикой России Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации (п. “б” ст. 86 Конституции РФ). В соответствии с нормами международного права Президенту РФ, не требуется подтверждения соответствующих полномочий на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной, они органически присущи ему как главе государства.

Иные полномочия Президента РФ. Наряду с перечисленными полномочиями, которые систематизируются в определенные группы, Конституция предоставляет главе государства ряд других прав.

На основании п. “б” ст. 89 Конституции Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ. В настоящее время перечень государственных наград России определен Указом Президента РФ от 02 марта 1994 г. No 442 “О государственных наградах Российской Федерации” .

Президент РФ осуществляет помилование (п. “в” ст. 89 Конституции РФ). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к Президенту РФ с соответствующим ходатайством. Решения о помиловании применяются только к тем лицам, в отношении которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу. Как правило, помилование связано с заменой смертной казни на наказание в виде лишения свободы. Однако объектом помилования могут в принципе быть любые виды наказания.

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной власти субъектов РФ (включая республики), а также органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента РФ. Вместе с тем, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным законам, что наделяет акты Президента РФ подзаконным характером, т.е. они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии правовых актов правовой системы Российской Федерации.

Органом представительной и законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (гл. 5 Конституции РФ).

В настоящее время Федеральное Собрание - представительный орган государственной власти, построенный на принципах парламентаризма и осуществляющий законодательную деятельность на постоянной основе.

Конституция России 1993 г. существенно сократила объем контрольных полномочий парламента за деятельностью исполнительной власти. Вместе с тем через осуществление отдельных видов деятельности (проведение парламентских слушаний, распределение бюджетных ассигнований, утверждение кадровых назначений, ратификацию международных договоров и соглашений) Федеральное Собрание имеет возможность контролировать деятельность исполнительной власти.

Ранее уже было отмечено, что существенным признаком федеральной формы государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В настоящее время парламент - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и из Государственной Думы.

Компетенция каждой из палат определяется ее местом в государственном механизме. Совет Федерации, предназначенный для; выражения интересов субъектов Федерации, решает вопросы кадрового состава общефедеральных органов (назначает по представлению Президента судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора России, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов), утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации, а также указы Президента России о введении военного и чрезвычайного положения, определяет возможность использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. К ведению Совета Федерации отнесено и назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности с использованием специальной процедуры, участие в законодательной деятельности путем рассмотрения законопроектов, принятых Государственной Думой. По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления.

Основное назначение Государственной Думы - законодательная деятельность. Рассматривая законопроекты, поступившие от субъектов права законодательной инициативы (Президента РФ,

Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, представительных органов субъектов РФ), Государственная Дума принимает (либо отклоняет) их в качестве акта высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.

Принятый большинством голосов общего числа депутатов Государственной Думы (450) федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона последним палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской федерации. Правительство РФ действует как коллегиальный орган и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Самостоятельную подсистему государственного механизма России образуют органы судебной власти. Их основное назначение - осуществление правосудия, т.е. защита от нарушений закона прав и свобод личности, других субъектов государственного права путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, а также обеспечение соответствия нормативных и иных правовых актов Конституции РФ. Соответственно перечисленным формам осуществления судебной власти по перечисленным формам осуществления судебной власти (конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство) формируется и подсистема судебных органов.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 No 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации, в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие (юридически учреждающие) основные конституционные ценности и имеющие общерегулятивное значение. Принципы конституционного права - это также правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Указанные особенно- сти настолько значительны, что отечественная юридическая наука (следуя традициям международного права) понятие «принципы права» нередко использует в значении, отличном от понятия «норма права», как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. В системе конституционно-правовых средств принципам права принадлежит роль исходных и основополагающих начал конституционного регулирования. Эта особая роль принципов определяет их «месторасположение» в конституционном законодательстве - они своего рода вводная, или общая, часть конституционного законодательного акта, его нормативный стандарт. Так, в Конституции РФ принципы государственного и общественного устройства сконцентрированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Это своего рода свод нормативных стандартов, которыми подчинены все иные положения Основного Закона. Согласно п. 2 ст. 16 Конституции РФ «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. В юридическом смысле принципы непререкаемы, они могут быть изменены только посредством принятия новой российской Конституции» (п. 3 ст. 16). Особый статус принципов в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей. В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в главе 1 «Основы конституционного строя», хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного Закона (так, в главах 2, 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ» и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности принципов конституционного права позволяет им выполнять роль не только конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти. Общепризнанные принципы и нормы конституционного права. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) представляют часть национальной правовой системы, имеющую силу источников конституционного права. Нормы международного права содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных международных правовых актах. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.). Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы.

Еще по теме § 4. Принципы конституционного права:

  1. § 5. Система конституционного права (гуманитарное, корпоративное, избирательное, парламентское, муниципальное право и иные подотрасли конституционного права)
  2. § 4. Конституционное право в системе правоведения. Конституционное право, государствоведение и теория государства и права. Система учебного курса конституционного права

Понятие принципов конституционного права

Принципы конституционного права представляют собой:

  1. Основополагающие юридические положения, являющиеся исходными для всех, юридически учреждающиеся основные направления конституционной деятельности, конституционные ценности;
  2. Правовые нормы, которые имеют особые отличительные характеристики:

    более высокий уровень нормативности, который обуславливает особые регулятивные свойства;

    своеобразие механизма действия;

    более высокое положение в иерархии нормативных актов и, соответственно, повышенная юридическая сила.

Принципы конституционного права обладают свойством непререкаемости, и они могут быть изменены только путем принятия нового основного закона страны. Особый статус конституционно-правовых принципов дает возможность их использования для того, чтобы выразить основные конституционные ценности. Принципы конституционно-правового регулирования с их высоким уровнем нормативности, могут выполнять роль не только регулятора отношений и деятельности субъектов конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для оценки конституционности актов законодательства и иных нормативных правовых актов, а также действий и решений органов государственной власти.

Классификация принципов конституционного права

Конституционно-правовые принципы можно разделить на две большие группы относительно источника их закрепления: общие и специальные . Общие принципы отражают основные направления и идеи, изложенные непосредственно в Конституции. Именно в этих принципах четко просматривается роль и назначение основного закона страны.

Специальные принципы являются воплощением сущности отдельных конституционно-правовых отношений. Принципы, относящиеся к этой группе, применяются в реальности в деятельности государства и государственных органов. К таким принципам можно отнести принципы, на которых строится государственная власть, а также принцип выборности местного самоуправления.

1. По основаниям непосредственного действия Конституции:

    верховенство Конституции;

    единство власти;

    власть права.

2. По основаниям предмета конституционного регулирования:

    суверенность федерации и ее субъектов;

    равноправие субъектов;

    добровольность;

    единство интересов федерации и ее субъектов.

    равноправие народов и свободное развитие наций;

    народный суверенитет;

    провозглашение многообразия форм собственности;

    политическое и идеологическое многообразие;

    принцип правового государства;

4. По основаниям государственного устройства:

    федеративное национально-территориальное устройство;

    всеобщность избирательной системы;

    федерализм;

    демократичность и гласность формирования органов власти федерации и ее субъектов.

5. По основаниям осуществления функций органов власти:

    осуществление компетенции республик высшими органами государственной власти и управления;

    сочетание деятельности органов субъекта государственной власти с формами осуществления государственной власти.

Принципы конституционного права в своей основе имеют совокупность политики и права, государства и власти, государства и политики. Так как конституционно-правовые принципы связаны непосредственно с такими понятиями как «демократия» и «правовое государство », то по своей природе они призваны отрицать провозглашение такие принципов как например диктатура пролетариата. В данном случае на первый план выходят: принцип общенародного государства, а затем правового государства, принцип разделения властей, принцип федерализма.

Замечание 1

Характерно, что государственно-правовые явления, в том числе принципы конституционного права, познаются на основе реального объекта познания (например, власть, система представительных органов, народовластие) независимо от классового подхода.