Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Калининградский областной суд Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого зве

(ст. 26 ГПК РФ с комментариями, действующая редакция статьи)

  1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2)-8) — утратили силу с 15.09.2015

9) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.

  1. Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
  2. Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей настоящего Кодекса. В случае рассмотрения Московским городским судом дела, производство по которому было возбуждено по иску истца после вступления в законную силу решения, вынесенного этим же судом в пользу этого же истца по другому делу о защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», Московский городской суд также разрешает вопрос о постоянном ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Комментарий к статье 26 ГПК РФ в действующей редакции

Статья 26 ГПК РФ в действующей редакции определяет родовую подсудность гражданских дел судам субъектов РФ. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и суды автономных округов являются вышестоящей инстанцией для районных судов на территории соответствующего субъекта РФ. На сегодняшний день таких судов 85, по количеству субъектов. Кроме пересмотра решений нижестоящих судов по жалобам эти суды рассматривают гражданские дела по первой инстанции.

В первую очередь к подсудности судов субъектов относятся гражданские дела, связанные с государственной тайной. При этом не имеет значения категория этого дела (гражданское, жилищное, трудовое) или цена иска. Единственный критерий отнесения таких дел к подсудности соответствующих судов является отнесение рассматриваемых вопросов, затрагивающих государственную тайну. Сюда же можно отнести дела об оспаривании действий связанных с засекречиванием сведений составляющих государственную тайну.

К подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и судов автономных округов относятся так же дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ. К таким актам относятся изданные органами исполнительной власти субъекта РФ (администрация, министерство, губернатор и т.д.) акты, носящие общеобязательный характер. Следует отметить, что ненормативные акты субъектов РФ оспариваются в районных судах ().

К третьей категории дел относятся дела связанные с приостановлением действия или ликвидацией партий, общественных организаций и религиозных объединений, действующих в соответствующем субъекте РФ. Для организаций или партий действующих на территории нескольких субъектов подсудность изменится на Верховный Суд РФ (). Для районного уровня подсудность гражданского дела относится к компетенции районных (городских) судов.

Следующую категорию дел, отнесенную к подсудности судов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и судов автономных округов образуют гражданские дела о нарушении избирательных прав на уровне избирательных комиссий субъектов РФ. Сюда же можно отнести действия окружных комиссий, включающие территории нескольких муниципальных образований.

К подсудности перечисленных в комментируемой статье судов относятся так же вопросы компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, по делам, которые подсудны мировым судьям и районным судам.

Статья 26 ГПК РФ в действующей редакции содержит не закрытый перечень дел, отнесенный законом к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и судов автономных округов. В качестве примера дел, предусмотренных другими законами можно отнести:

  • дела о признании забастовки незаконной (статья 43 Трудового кодекса РФ);
  • дела о назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 26.11.1996 138-ФЗ);
  • по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами ее территории, иностранных граждан, лиц без гражданства об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2 статьи ГПК).

Дополнительный комментарий к ст. 26 ГПК РФ

В ст. 26 ГПК РФ содержатся правила, определяющие родовую подсудность федеральных судов общей юрисдикции, действующих на территории субъектов Российской Федерации: республик в ее составе, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области и автономных округов.

Перечень указанных в ней дел неисчерпывающий. Федеральными законами к подсудности названных судов могут быть отнесены и другие дела.

Ст. 26 ГПК РФ относит к подсудности указанных в ней судов дела, связанные с государственной тайной (п. 1 ч. 1).

Характер таких дел и, как следствие, их родовая подсудность определяются на основании Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. и Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

При определении подсудности дел, связанных с государственной тайной, надо иметь в виду, что такие дела, как было указано в комментарии к ст. ГПК, подсудны и окружным (флотским) военным судам; сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться также в делах, подсудных Верховному Суду РФ (ст. ГПК).

Правила конкуренции родовой подсудности для таких дел следующие:

  • верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, автономного округа подсудны все связанные с государственной тайной дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, за исключением дел, подсудных военным судам и Верховному Суду РФ;
  • окружному (флотскому) военному суду подсудны дела, связанные с государственной тайной, из числа дел, отнесенных к подсудности военных судов, за исключением дел, подсудных Верховному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ подсудно любое дело, связанное с государственной тайной, если оно подпадает под перечень дел, отнесенных к его подсудности.

На основании ст. 46 Конституции РФ и ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Поэтому лицо, участвующее в деле, в котором имеются документы, признанные секретными, может оспаривать принятие дела к производству суда, указанного в ст. 26 ГПК РФ, если считает, что эти сведения отнесены к государственной тайне необоснованно и в результате нарушено его конституционное право (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) на рассмотрение данного дела в районном суде, которому оно подсудно по закону.

Это возможно в отдельном процессе в порядке обжалования решения соответствующего должностного лица, засекретившего сведения, имеющиеся в гражданском деле. До разрешения жалобы производство по данному делу должно быть приостановлено (см. комментарии к ст. ГПК).

Необходимость оспаривания в отдельном процессе отнесения тех или иных сведений к государственной тайне возникает в тех случаях, когда это связано с установлением фактов, имеющих значение для решения данного вопроса (например, с исследованием доказательств относимости засекреченных сведений к сведениям об определенных видах боеприпасов, которые относятся к государственной тайне в силу п. 1 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»).

Если же решение вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне связано только с решением вопросов права и не требует отдельного исследования доказательств с целью установления определенных фактов, то данный вопрос решается в том же производстве.

Указанные в комментируемой статье 26 ГПК РФ суды рассматривают по первой инстанции и другие дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, например:

  • о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК);
  • об усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (ст. ГПК).

Возможность произвольного изменения подсудности дел судам, указанным в ст. 26 ГПК РФ, федеральными законами представляется нежелательной. Было бы правильным определить ее исчерпывающим образом в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Судебная практика по ст. 26 ГПК

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 53-КГ18-15

Обстоятельства: Определением производство по делу об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд, ссылаясь на то, что приобретенное истцом имущество не относится к тому, которое обычно используется для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд, не учел то, что в отличие от положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, определяющих критерии потребительских отношений, нормы ГПК РФ и АПК РФ таких критериев для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов не содержат.

На основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ N 70-КГ18-3

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Обстоятельства: Орган местного самоуправления указывает на то, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30 процентов, однако положительное экспертное заключение к отчету представлено не было.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не учел, что примененное им нормоположение, предусматривающее необходимость подтверждения достоверности рыночной стоимости положительным экспертным заключением в случае отличия кадастровой стоимости от рыночной более чем на 30 процентов, не соответствует ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с учетом того, что целью обращения в комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ.

Правоохранительные органы. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

30. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция

В каждом субъекте Российской Федерации образуются и действуют соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстанции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Как правило, это дела, имеющие большие сложность или общественное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам краевые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа 1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 16. Вопросы местного значения городского округа 1. К вопросам местного значения городского округа относятся:1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;2) установление, изменение и отмена местных

Из книги Конституция России: 10 лет применения автора Деменева Анна Валентиновна

Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа 1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:1) создание музеев городского округа;2) участие в

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 5 октября 1999 года по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 1.1, 1.2, 3.9, 3.12, 3.13 Положения о переводе жилых помещений в нежилые, утвержденного Постановлением Главы города Екатеринбурга от 5

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 3 октября 2002 года "По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 23 Положения "О муниципальном унитарном предприятии города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 9

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 июня 2001 года о признании незаконным отказа должностных лиц прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа в даче мотивированного ответа РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ21 июня 2001 годаг.Ханты-МансийскСуд

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Определение Верховного Суда РФ от 09 октября 2001 года об оставлении без изменения решения суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 июня 2001 года о признании незаконным отказа должностных лиц прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа в даче мотивированного

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

17. Вопросы местного значения городского округа Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы МСУ которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения согласно ФЗ.К вопросам местного значения

Из книги автора

22. Подсудность дел Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и

Из книги автора

33. Верховный Суд Российской Федерации, его компетенция Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения в составе РФ Количественно данные субъекты составляют абсолютное большинство в России. Прежде всего это относится к областям. Несмотря на юридическое равенство всех субъектов РФ,

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия суда среднего звена

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов пер­вой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уров­ня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умыш­ленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государствен­ную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечисле­ны в ст. 26 ГПК:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании законов (кроме конституций республик и уста­вов иных субъектов РФ) и иных орга­нов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, сво­боды и законные интересы и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионально­го отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете де­ятельности подобных организаций; о приостановлении или прекраще­нии деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  • об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных либо комиссий по про­ведению референдумов.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рас­смотрение жалоб на решения по делам об административных право­нарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уров­ня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районны­ми судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административ­ных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значе­ние, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановле­ний, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обес­печивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обо­снованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу . Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судеб­ной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обосно­ванность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев вы­явления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в та­ком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по граж­данским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

  • объема и характера судебной работы;
  • количества проживающего насе­ления;
  • национального состава и занятости населения;
  • числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.
  • в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела - при наличии ходатайств - могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суд а образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он зас­лушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и , от­четы председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перс­пективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение пре­зидиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей район­ных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.

Статья 24. Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

3. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

2. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 26. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - президиум суда) образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Президиум суда:

1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Статья 27. Порядок работы президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

2. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

3. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

4. Иные вопросы, касающиеся порядка работы президиума суда, регулируются регламентом соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Статья 28. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

2. Председатель соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

3. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Статья 29. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;

9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;

11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

Статья 30. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

2) могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;

3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона.

4. В случае отсутствия председателя соответствующего суда его полномочия осуществляет по поручению председателя этого суда один из его заместителей.

Статья 31. Председатели судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

1) председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;

2) осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;

3) формируют судебные составы суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующих судебных коллегий;

4) представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий;

5) вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

(Извлечения)

Глава 3. ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫЕ,

ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ, СУДЫ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, СУД

АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

Статья 24. Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по административным делам;

4) судебной коллегии по уголовным делам.

закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

3. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)

2. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 26. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - президиум суда) образуется в составе председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда.

закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)

2. Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ) 3. Президиум суда:

1) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

3) ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

(в ред. Федерального конституционного закона от 10.07.2012 N 2-ФКЗ)

4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Статья 27. Порядок работы президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

2. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

3. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

4. Иные вопросы, касающиеся порядка работы президиума суда, регулируются регламентом соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Статья 28. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

2. Председатель соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

3. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу;

3) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)

Статья 29. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

3. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;