Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему. Польза активной гражданской позиции Выразить гражданскую позицию

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития .

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.


Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей .

Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем ..

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Понятие активной гражданской позиции. Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности.

Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности.

Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность.

Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития . Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.

Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности - патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней. Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей . Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями.

Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности.

Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам.

Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн. Первый этап - осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности - готовность к выбору. Третий этап - готовность к проявлению «Я». Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах. Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития. 1.4 Понятие детских и молодежных общественных объединений Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Общественные объединения - наиболее динамичные институты гражданского общества, его неотъемлемая часть, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений.

Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше.

Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи. Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества.

Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу.

Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.

В последние два года все большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%). Исследования свидетельствуют, что идеи социализма не утратили своей актуальности не только в сознании старших поколений, но в известной мере и молодежи. Действуют Компартия РФ, ее молодежная фракция, РКСМ, объединяющий, по оценке руководства, более 25 тысяч человек в 70 региональных организациях. В декабре 1998 года в Москве состоялся XXV съезд ВЛКСМ, на который собрались делегаты из стран бывшего СССР, представляющие 38 тысяч человек этой организации.

Реальность пока такова, что ни РКСМ, ни ВЛКСМ не завоевали широкого признания у молодежи (12-14% высказались в октябре 1998 года за участие в организации типа комсомола), привлекательнее для юношества организации и объединения, наиболее приближенные к жизненным потребностям молодежи (юридические, правовые - 39%, экономические, финансовые фонды, поддерживающие молодежь - 45%, досуговые - 34%). Молодежные организации, существующие в современной России. можно классифицировать по различным основаниям.

Для дальнейшей нашей цели - изучения взаимодействия государства с молодежными организациями в плане правового регулирования, государственной молодежной политики, а также надзора и контроля, целесообразно рассмотреть молодежные организации России в зависимости от их отношения к политике, спектра деятельности, регионального охвата и уровня взаимодействия с государством. По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы : 1). Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам). 2). Идеологические - руководители и лидеры которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе.

Однако при этом в программных документах фиксируются совершенно определенные идеологические положения, например, они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления», чтобы обеспечить «развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения. 3). Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках.

Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодежной среды и создавать для них определенные организации при партиях в качестве функциональной ниши. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий. 4). Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты.

Характерными особенностями деятельности подобных формирования являются: во-первых. отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Многие из подобных общественных формирований в 1990-1991 гг. объединились в Ассоциацию «Школа демократической культуры». По спектру деятельности можно выделить: 1). Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.

Подробнее мы остановимся на них, говоря о реализации государственной молодежной политике совместно с общественными организациями. 2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации. 3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные.

Наиболее крупными молодежными общественными объединениями в России на 2002 год являются: · общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»; · общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»; · общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», · общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ); · общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»; · общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации», · общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», · общероссийская общественная организация «Молодежное единство». К примеру, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи.

Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России.

Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. За эти годы полностью сформировалась новая модель организации и определилась система ценностей РСМ, которая строится на концепции воспитания жизнеспособного поколения, что предполагает его конкурентоспособность во всех сферах жизни и определяется следующим качествами: образованность, патриотизм, активная гражданская позиция, владение культурой общения, информационная культура, нравственность.

Кроме того, в последнее время происходит осмысление исторического опыта комсомола как уникальной молодежной организации с богатым арсеналом форм работы с молодежью (конкурсы молодых талантов, фестивали и смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», научно-техническое творчество молодежи, МЖК, ССО, шефская работа в армии и на флоте, военно-спортивные игры, поисковые отряды по местам боевой и трудовой славы, оборонно-спортивные лагеря, соревнования по прикладным военно-техническим видам спорта) . По региональному охвату организации подразделяются на: 1). Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране.

Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки. 2). Межрегиональные.

В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников молодежной сферы» (Тульская область), межрегиональная Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи «Дом мира» (Владимирская область), межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодежи (Пензенская область). Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций.

Например, в конце октября 2001 года была проведена учредительная конференция Московской областной общественной организации «Молодежь Подмосковья ХХ1», учредителями которой выступили Молодежная общественная организация «Подольский студенческий союз», Межрегиональная общественная организация развития культуры, образования и спорта «Содружество» Красногорского района, Московская областная молодежная общественная организация «Молодежная перспектива - Подмосковье ХХ1 век» Балашихинского района, Центр молодежных и детских программ «Отечество», Мытищинский районный союз молодежи, молодежные организации и движения г. Электросталь, Раменское, Егорьевск, Ивантеевка, Одинцовского, Дмитровского, Люберецкого, Солнечногорского, Пушкинского, Коломенского, Сергиево-Посадского района. 3). Международные.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить: 1). Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства.

Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций.

По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. За четыре года проведения конкурса на соискание государственных грантов среди молодежных и детских общественных объединений было рассмотрено 350 проектов и программ, рекомендовано на предоставление государственной поддержки 120 проектов и программ на сумму около 4 млрд. руб. В 2002 году в Федеральном реестре 57 общественных организаций, из них 42 молодежных и 15 детских. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки.

Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области 16 организаций. 2). Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. 3). Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей.

К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73% против 27% зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. На первоначальном этапе некоторые организации не могут даже уплатить регистрационный взнос в сумме 2000 рублей.

Это крайне плохо, так как сужает круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства, направленного на поддержку молодежных общественных объединений, не позволяет отследить степень эффективности, реальности деятельности общественных объединений. Ведь в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений», государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки.

А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них. В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения.

Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации.

Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества.» А в материалах Министерства образования РФ говорится, что «прежний советский опыт и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики».. По моему мнению, ближе всего к решению этой проблемы подходят молодежные организации, создающие между собой союзы и объединения, которые позволяют каждой организации действовать независимо, но взаимоотношения с государством строить от лица этого объединения, чтобы, с одной стороны, участвовать в этих отношениях на равных, а с другой стороны - не рассеивать внимание и силы органов государственной власти среди множества разнообразных мелких организаций, минимизируя количество объектов взаимодействия.

Так, в 2001 году в России создана Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союза молодежных организаций Российской Федерации («СОЮЗМОЛ»), целями которой являются: объединение на региональном и федеральном уровнях различных общественных политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций, отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня, активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян. Также создан Национальный совет молодежных и детских общественных объединений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что существующая агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции не является совершенной, необходимо вносить изменения.

Во 2 главе будет проведен анализ, который нам поможет выявить те недостатки, на которые особенно стоит обратить внимание.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения.. Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности.. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.


Активная гражданская позиция основывается на чувстве гордости – за свою страну, ее историю и культуру. даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения. даёт ощущение сопричастности – к судьбе не только своей семьи, но и страны. даёт ощущение свободы – если понимать её, как осознанную необходимость. вырабатывает уважение – к законам и государственным институтам. даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях


Гражданственность нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.




Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой общественной духовно-нравственной Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».


Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность гражданское самосознание гражданские качества.




Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.




Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.


Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.


П О З И Ц И Я Человек с активной гражданской позицией противостоит безразличию и сосредоточенности только на себе и собственных интересах. Зачастую он открыто высказывает нелицеприятные вещи, как в адрес других людей, так и в адрес бюрократии, тем самым настаивая на том, чтобы жизнь в стране строилась на принципах свободы, справедливости и уважения человеческого достоинства. Во многом благодаря таким людям происходит сверка действий власти с ценностными ориентирами общества


Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение). на вершине этой пирамиды ценностей сам «человек».
17

Вызовы современного общества наркомания и табакокурение (спайс) алкоголизм национализм и нетерпимость к представителям других культур фашизм и экстремизм бытовая экологическая загрязнённость вовлечение молодёжи в секты оскорбление исторической памяти большое количество детских домов, домов престарелых беспризорничество фальсификация выборов нарушение процедуры ЕГЭ взяточничество возрастание преступности в подростковой среде нездоровая склонность к азартным играм интернет зависимость


Ц И Т А Т А Каждый человек в нашем обществе хозяин своей судьбы, хозяин своей страны, для которого не может быть чужой радости и чужого горя. Самый незаметный враг общества – равнодушие, которое можно назвать «душевная подлость», человек равнодушный, сам не нарушает законов, никого не осуждает, не высказывает мнение, он пассивный наблюдатель, но, закрывая глаза на негативные явления в обществе, он тем самым потворствует злу, которое остаётся безнаказанным.



Этот пост должен был появиться минимум два года назад.

Сегодня я буду говорить о себе, а вернее - о своей гражданской позиции и о гражданской позиции общества в Белгородской области. Давайте сразу отделим работу и мою общественную деятельность. Последние пять лет я живу и работаю в Москве, я люблю свою работу и работа любит меня. Я ценю свою работу - работа ценит меня. Взаимодействие с органами власти - это моя основная деятельность в компании. В связи с этим я очень часто знакомлюсь, общаюсь с представителями федеральных госорганов. В процессе общения со многими становимся товарищами или друзьями. Это всё, что я могу сказать о своей работе.

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Моя гражданская позиция - это неравнодушие к безобразию, творимому чиновниками своей страны, к коррупции и произволу. Это местами несогласие с политикой властей и способность высказывать своё мнение, идущее вразрез с "генеральной линией". Это противостояние действиям властей, которые нарушают мои права и права других людей.

У меня есть главный принцип - это объективность! Всё должно быть в рамках закона и всё должно быть прозрачно. Моя гражданская позиция проста - мы люди до тех пор, пока чувствуем чужие проблемы. Для меня интересы врачей, учителей, жителей деревни или города всегда стояли во главе моей общественной деятельности. Власть должна действовать исключительно в интересах своего народа, и вижу, что не всегда власть поступает так, как ей следовало бы.

В недавнишнем интервью Станислава Апетьяна (эксперт Фонда развития гражданского общества) он сказал следующее: "Есть хорошие примеры активных граждан: Сергей Лежнев - самый известный блогер Черноземья. Он суперактивный (инспектирует больницы, пишет запросы в прокуратуру, по которым реально сажают коррупционеров). По многим вещам достаточно критично относится к власти. Но человек занят реальным делом, в отличии от тех, кто занимается дискуссиями, например по поводу убийства Немцова" . Я не люблю радикальные позиции как в духе "Вся власть - плохая", так и "Вся власть - хорошая". В каждой ситуации я предпочитаю разбираться.

Я люблю цитировать Президента нашей страны В.В. Путина и сейчас приведу две его цитаты:

1. "Грань между оппозиционерами и "пятой колонной" внутренняя, её трудно увидеть внешне. В чём она заключается? Оппозиционер, даже очень жестокий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей родины, а "пятая колонна" - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей. Лермонтов был оппозиционером? Конечно, он был оппозиционером власти, но он был патриотом" .

2. "Власть должна слушать всех, но исполнять волю большинства. Отталкивать кого-либо, клеить какой-то ярлык врагов царя и Отечества не нужно ни в коем случае. Ничего хорошего из этого не получится. Мы должны стремиться к объединению общества. Ни от кого нельзя отмахиваться. У нас нет врагов среди граждан своей страны. Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять" .

С этими высказываниями Президента я полностью солидарен. Но на местах, в регионах слова Президента страны трактуются иначе. В Белгородской области чётко сложился принцип "Если ты критикуешь власть - ты агент госдепа, ты пятая колонна и вообще ты раскачиваешь лодку" . Я Вам приведу примеры, как в Белгородской области относятся к людям, которые имеют активную гражданскую позицию. Расскажу на собственных примерах:

Пример 1 : Я по фактам сомнительных тендеров при оснащении перинатального центра на имя губернатора Белгородской области Савченко Е.С. Через пару дней меня уже начали "мочить" через СМИ и поливать говном в коридорах аппарата губернатора: "Как так, какой-то там Лежнев позволил письмо написать по фактам коррупции аж на самого губернатора" . Некоторые приближенные к губернатору вообще заявили "Лежнев негодяй" . А почему я негодяй? Разве это я ворую на поставках медицинского оборудования? Разве это я оснащал новый перинатальный центр Старого Оскола, разве на меня заносили папку губернатору о проделках, за которые можно получить реальный срок? А некоторые идиоты вообще попытались меня обвинить в том, что якобы мне дали деньги и я написал открытое письмо на имя губернатора, правда после того, как я заявил " ", идиоты исчезли. Я заявлял и ещё раз заявляю, что никаких денег я не получал и не получаю за свои статьи и веду свою общественную деятельность только в интересах общества.

Для жуликов и воров - пусть буду я негодяем, но для общества - я человек, с чёткой гражданской позицией! Бюджет страны, бюджет Белгородской области - это не деньги для обогащения конкретных лиц, это наш общий бюджет и каждый из нас имеет полное право высказать свою точку зрения о целенаправленности или экономии при использовании этих денежных средств.

Пример 2 : После высказывания моего личного мнения о Белгорода и о города меня снова начали "мочить" через СМИ (принадлежащие администрации города Белгорода). Хотя губернатор Белгородской области Савченко Е.С. согласился с безобразием и потребовал навести порядок до 9 мая. Но снова Лежнев негодяй! А нашлись очередные идиоты, которые стали меня обвинять в продажности моих статей, а некоторые вообще сказали: "Лежнев написал статьи о рекламе по заказу администрации региона" .

Пример 3 : После того, как я посетил городскую детскую больницу города Белгорода и написал , меня очередной раз начали мочить через СМИ. Мол, какого хрена Лежнев лазит по больницам и возмущается, что в такой дыре лечить детей нельзя? Снова Лежнев негодяй. Хотя мэр города приехал после публикации в больницу и пообещал выделить финансирование на ремонт.

Пример 4 : Недавно на своей странице в Фейсбук опубликовал историю по фактам коррупции при закупке продуктов питания в школьные и дошкольные учреждения. Рекомендую прочитать, там вообще всё интерсено. Для некоторых я в очередной раз оказался негодяем.

Пример 5 : Когда я потребовал наказать нелюдей , которые поставляли поддельные лекарства в онкодиспансер Белгородской области, я снова оказался негодяем и один высокопоставленный чиновник заявил "Снова Лежнев писульку написал, требует каких-то там посадок" .

Пример 6 : Когда я раскритиковал региональную власть, что она "доступная среда" для инвалидов, то я был трижды негодяем, целый час обсуждали меня на совещании (какой я негодяй), а не суть проблемы и способы её решения.

Пример 7 : Когда я написал пару абзацев по поводу недооснащения перинатального центра аппаратами УЗИ, я очередной раз оказался негодяем. Главный врач Белгородской областной больницы месяц обо мне вспоминала, какой я негодяй. Я получил более 1000 отзывов через социальные сети от девушек, которые полностью со мной были солидарны, которые тоже столкнулись с этим безобразием. Да, все мы негодяи...

Пример 8 : А вспомните битву, да да, именно битву, которую . Когда министр Минстроя Михаил Мень отреагировал на мой пост и срочно отправил в регион своего заместителя Андрея Чибиса. В итоге мы все отбились от наглой аферы! Ох, в этой ситуации я опять был негодяем. Но я получил тысячи положительных отзывов в свой адрес от жителей города и особенно было приятно услышать благодарность от заместителя министра А. Чибиса. Вот тут я реально ощутил гражданскую активность жителей города, журналистов и общественников - мы объединились и победили!

Я могу долго приводить примеры реакции власти на мою гражданскую активность. Вопрос даже не во мне, это происходит с каждым, кто выступает против тех или иных властных решений. Но я ещё раз повторю, мнение жуликов меня не интересует, меня интересует мнение общества - тысячи людей меня поддерживают! Это для меня значимо! Я это ценю!

Последнее время я наблюдаю рост гражданской активности и в блогосфере региона (в социальных сетях). Правда, зачастую люди скрывают свои лица и данные, я их понимаю. Я неоднократно обращаюсь через социальные сети к жителям региона и вижу как активно они поддерживают мои требования к органам власти. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Как я выше говорил, гражданская активность может проявляться во всех сферах. Например, гражданская активность может проявляться в уборке территории от мусора, участии в городском субботнике - это тоже гражданская активность. Есть такие сферы, где Вашу гражданскую активность могут "закатать" лет на 5 общего режима, где за Вашу гражданскую позицию Вас могут выгнать с работы, отчислить с института и десятки других способов. Я думаю объяснять не надо, каким способом это делается - административный каток беспощадный. Поэтому многие предпочитают просто молчать, это их выбор, это их право. Они не готовы к тому, что завтра все цепные СМИ (подконтрольные власти) начнут их "мочить", они не готовы, что завтра целый отдел управления "Э" будет им заниматься, они не готовы, что завтра к их родственникам придут домой с обыском.

Я ещё раз повторю, это их право, и я их за это не осуждаю. Но тут я могу сказать с уверенностью, я всегда готов заступаться за таких людей ! Я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Пусть я буду негодяем для кучки жуликов и воров, у меня с ними ничего общего быть не может! У нас разные дороги. А нам и нашим детям здесь жить и многое зависит от нас. Это не мы жуликов и воров бояться должны, а они нас!

Есть другая категория гражданской активности общества - это люди, которые публично не могут заявить о фактах коррупции или беспредела, но и молчать они не хотят. Я получаю сотни писем от таких людей, которые описывают мне коррупционные схемы в различных сферах. Это настоящие патриоты своей страны! Со многими я встречаюсь, они идут на контакт, потому что они МНЕ ДОВЕРЯЮТ! Они не доверяют нашей правоохранительной системе, ведь зачастую сами сотрудники правоохранительной системы становятся "заложниками" ситуации. В правоохранительной системе большинство порядочных и честных сотрудников, но если руководитель жулик - то система обречена.

Так что смело можно сказать: гражданская активность общества в Белгородской области есть, и она растет изо дня в день. Конечно, она пока еще не так сильно развита, как хотелось бы, но существует. В различных сферах общественных отношений наблюдается рост мобилизации отдельных граждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем. В Белгородской области развивается механизм межсекторного взаимодействия, но очень слабо. Власть Белгородской области не поддерживает гражданскую позицию общества. И ждать поддержки от власти - не нужно.

Плохо, что белгородцы не требуют распоряжаться бюджетными деньгами эффективно - жителям это почему-то не интересно, а ведь кроме горожан никто и не сможет независимо оценить результаты работ! Мало кто понимает, что бюджет города - это их деньги. Жители города полное право имеют давать советы, куда лучше потратить деньги, более того, требовать! Нужно сделать ремонт в белгородской детской больнице, так давайте требовать! Я надеюсь, что в ближайшие годы белгородцы перестанут думать "деньги тратятся на ненужные вещи? ну и ладно, это же мэрия, что с неё взять" . Я надеюсь, в Белгородской области наконец-то начнут работать общественные организации, которые были созданы лишь для одной цели - служить мостиком между обществом и властью.

За последние годы общество, безусловно "проснулось" и стало активно участвовать и влиять на действия органов власти. Важно, что интернет становится площадкой для выражения гражданской позиции, способен привести к реальным изменениям в оффлайне, направленным на защиту справедливости и свободы. Белгородцы, проявляющие гражданскую активность в интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Они чаще выражают готовность организовать общественные мероприятия и принимать в них участие, а также жертвовать деньги на такие мероприятия. Это безусловно радует. Согласно официальной статистике фонда "Общественное мнение" 90% российских гражданских активистов так или иначе присуствуют в сети и действуют через неё.

Мы имеем дело с искренним желанием остоять свои и чужие права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. В Белгородской области этот тренд растёт, набирает обороты, это безусловно радует. Что касается будущего гражданского общества на территории региона, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти . Сейчас настаёт время, когда люди начинают задумываться, как государство работает и для кого. События показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств.

ВЫВОД

В заключении своего поста я хочу обратиться к жителям Белгородской области: давайте быть активнее . Нужно настойчивее проявлять свою гражданскую активность - и нужно это в первую очередь нам самим, нашим детям, которым жить здесь. Нельзя закрывать глаза на факты коррупции, на неисполнение чиновниками своих прямых обязательств. Если вы сталкиваетесь с махинациями, с тем, что слова властей расходятся с делом - не молчите. Озвучивайте эти факты, боритесь за справедливость. Еще раз повторю свои слова: я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Нужна моя помощь в информационном плане - связывайтесь со мной, я всегда открыт для конструктивного диалога.

Также обращусь к представителям власти . В.В. Путин сказал: Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять. Поэтому, я считаю, местным чиновникам не следует идти в разрез с Президентом. Не стоит "душить" гражданскую активность населения, пытаться закрыть людям рот, навешивать на них клеймо "врагов". Те из вас, кто действительно заинтересован в том, чтобы жители Белгородской области жили хорошо, чтобы проблемы их решались, чтобы голос каждого человека был услышан - должны идти навстречу растущей гражданской активности населения. Не мы должны пытаться достучаться до ваших кабинетов, а вы сами должны пойти навстречу народу, выстраивать диалог, взаимодействовать с активистами и поддерживать все проявления гражданской активности . Начинайте работать в этом направлении.

Размышление

Моя гражданская позиция

Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Чтобы определить свою гражданскую позицию, я обратился именно к этим компонентам.

Первый компонент - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

Мне нравится быть в центре всех начинаний,

участвовать в конкурсах, школьных делах.

Планировать путь достижения целей,

Себя только с хорошей стороны показать!

Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

В районе нашем среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришел.

Есть одна, но впрочем, всего не учесть,

Первая школа – моя гордость и честь!

Третий компонент - гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что я человек инициативный, творческий, ответственный, самостоятельный.

Я – главный помощник учителя в классе,

В Совете обучающихся я – командир.

Веду за собой единомышленников дружно,

Мы учимся строить по кирпичику жизнь!

Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.

Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я один из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.

Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Я – лидер волонтёрской команды «Юный волонтер»

Пропаганду здорового образа жизни веду.

Пожилым помогаю и добром лишь живу.

Быть волонтером - это круто!

Ведь если силы есть - нельзя им пропадать.

А лучше тратить их во благо - людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!

Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так!

Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

Завершить я хотел бы словами «Я хочу, чтобы успехи моего поколения легли в основу развития нашего любимого города».