Что значит исполнение контракта в полном объеме. Подводные камни при исполнении госконтрактов. Какие документы необходимо приложить

Что считается исполнением контракта (согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 01.07.2019): это когда контракт уже подписан или когда уже произошла частичная отгрузка товара, или когда контракт полностью исполнен?
Можно ли заменить обеспечение контракта на банковскую гарантию, когда контракт подписан, но не было еще ни одной отгрузки товара?

Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7.2 и 7.3 данной статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Как следует из положений Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный Закона N 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
Согласно Закона N 44-ФЗ предусмотренное ч.ч. 7 и 7.1 данной статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с N 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Как видим, по смыслу положений Закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) в ходе исполнения контракта вправе как изменить способ обеспечения исполнения контракта, так и заменить ранее предоставленное заказчику обеспечение исполнения контракта на уменьшенное, причем в последнем случае уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, а одним из условий такого уменьшения является приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. При этом требований об осуществлении заказчиком приемки товаров, работ, услуг в целях реализации поставщиком права на замену способа обеспечения исполнения контракта положениями Закона N 44-ФЗ не установлено.
Из Закона N 44-ФЗ следует, что исполнение контракта включает в себя, в частности, следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом:
- приемку поставленного товара (работы, услуги)..., включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара (работы, услуги)...,
- оплату заказчиком поставленного товара (работы, услуги)...,
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 данного закона,
- применение мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Действительно, с одной стороны, приведенная норма может пониматься как указывающая на то, что исполнение контракта начинается лишь с момента первой поставки (приемки, оплаты и т.п.). Однако, на наш взгляд, использованная в Закона N 44-ФЗ формулировка "в том числе" свидетельствует о том, что приведенный в этой части перечень действий, совершаемых после заключения контракта и свидетельствующих об исполнении контакта, не является исчерпывающим. Кроме того, на наш взгляд, поскольку иное не вытекает из законодательства, в целях применения N 44-ФЗ периодом исполнения контракта следует считать период с даты его вступления в силу ( ГК РФ) до момента его прекращения. В этом смысле взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросу об изменении способа обеспечения исполнения действующего контракта, по нашему мнению, должно рассматриваться как осуществляемое в ходе исполнения контракта. А поскольку положениями N 44-ФЗ не установлено иное, изменить способ обеспечения исполнения контракта поставщик вправе и до момента первой поставки или первой оплаты по контракту.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.

К сведению:
Положения ч. Закона N 44-ФЗ (в редакции от 27.12.2018 N 502-ФЗ):
- применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 г.;
- по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 г., либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до 1 июля 2019 г. ( , Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа . При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 41
"Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу"

С изменениями и дополнениями от:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

На выполнение научно-исследовательских работ по государственному оборонному заказу;

примерный государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу.

2. Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам государственного оборонного заказа при подготовке и заключении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ руководствоваться примерными государственными контрактами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам государственного оборонного заказа направлять в Федеральную службу по оборонному заказу сведения о заключенных государственных контрактах на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу для ведения реестра заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу.

Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41 научно-исследовательских работ по государственному оборонному заказу на выполнение научно-исследовательской работы _____________________________________________ (наименование) ______________________________________________ (шифр темы) ____________________________________ "__" ___________ 20__ г. (место заключения государственного контракта) ________________________________________________________________________, (полное наименование государственного заказчика) именуемый (ое) в дальнейшем Заказчик, в лице ____________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с одной стороны, и ______________________________________________________ (полное наименование организации - головного исполнителя (исполнителя), ________________________________________________________________________, свидетельство о регистрации) именуемый (ое) в дальнейшем Исполнитель, в лице _________________________ ___________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящий государственный контракт о нижеследующем: 1. Исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить научно-исследовательскую работу (далее именуется - НИР) по теме ________________________________________. (наименование и шифр темы) 2. Основание для заключения государственного контракта: ____________ ________________________________________________________________________. (наименование документа, его номер и дата, номер и дата решения (протокола) конкурсной комиссии) 3. НИР выполняется Исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико-технического (технического) задания (далее именуется - ТТЗ) _________________________________________________________________________ (наименование ТТЗ на выполнение НИР, номер и дата утверждения, ________________________________________________________________________, кем утверждено) являющегося неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Содержание и сроки выполнения НИР (этапа НИР) определяются календарным планом проведения НИР, который является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 4. Разработанная согласно настоящему государственному контракту научно-техническая документация должна отвечать требованиям ТТЗ и содержать научно-техническое обоснование выводов и рекомендаций Исполнителя, подтвержденное экспериментальными данными и теоретическими расчетами, и удовлетворять требованиям следующих документов: ________________________________________________________________________. (стандарты или другие документы, их номера и даты) Документация передается Заказчику _________________________________. (подлинник, дубликат ___ экз., копия ___экз.) 5. Изменение Заказчиком в процессе выполнения НИР требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего государственного контракта, оформляется дополнительным соглашением Сторон с приложением протокола согласования (уточнения) контрактной цены НИР, которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 6. При выполнении НИР и использовании (в том числе передаче) полученных результатов Стороны обязаны соблюдать следующие условия ограничения: ___________________________________________________________ (режим допуска к работам и документам, степень их секретности и другие требования, _______________________________________________________________________. наименования, номера и даты документов, которыми следует руководствоваться) 7. Исполнитель вправе: а) привлекать по согласованию с Заказчиком на контрактной основе к выполнению настоящего государственного контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. При этом условия настоящего государственного контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего государственного контракта; б) запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения НИР информацию; в) требовать возмещения убытков в порядке, установленном пунктом 31 настоящего государственного контракта; г) приостановить работу по настоящему государственному контракту в случае, если в ходе выполнения НИР выяснится, что невозможно достигнуть результатов НИР, установленных требованиями ТТЗ, вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя; д) приостановить выполнение НИР в случае, если Заказчик не производил оплату более _______ месяцев за выполненные и принятые этапы НИР. 8. Заказчик вправе: а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего государственного контракта и целевое использование средств, выделяемых для выполнения НИР; б) полностью или частично отказаться от выполнения обязательств по настоящему государственному контракту с возмещением фактических затрат Исполнителя; в) требовать возмещения в соответствии с пунктом 31 настоящего государственного контракта убытков, причиненных по вине Исполнителя; г) прекращать действие настоящего государственного контракта, если дальнейшее проведение НИР (этапа НИР) стало неактуальным. 9. Исполнитель обязан: а) выполнить НИР в соответствии с утвержденным Заказчиком ТТЗ и передать Заказчику результаты, в том числе разработанные согласно настоящему государственному контракту отчеты, научно-техническую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, экспериментальные образцы в предусмотренный настоящим государственным контрактом срок; б) согласовать с Заказчиком необходимость использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю или третьим лицам; в) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего государственного контракта, в том числе документы, подтверждающие наличие у исполнителя и привлекаемых соисполнителей систем менеджмента качества и их соответствие установленным требованиям; г) информировать Заказчика о приостановлении НИР в ___-дневный срок с соответствующими обоснованиями; д) проводить в процессе выполнения работ по настоящему государственному контракту патентные исследования в соответствии _________________________________________________________________________ (стандарты и другие документы, их номера и даты) и на дату завершения НИР обеспечить защиту используемых при выполнении НИР авторских прав и прав патентообладателей; е) уведомлять Заказчика в ___-дневный срок о каждом полученном при выполнении настоящего государственного контракта результате НИР (этапа НИР), способном к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны. 10. Заказчик обязан: а) принять и оплатить результаты НИР (этапа НИР) в соответствии с настоящим государственным контрактом; б) сообщить Исполнителю в ___-дневный срок после поступления от него уведомления о получении при выполнении настоящего государственного контракта способного к правовой охране результата НИР (этапа НИР) решение о порядке его использования и форме правовой охраны; в) возместить Исполнителю фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене НИР (этапа НИР), в случае досрочного прекращения работ по настоящему государственному контракту; г) в случае невозможности достижения результатов НИР, установленных требованиями ТТЗ, в ___-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения НИР (этапа НИР) и внести по согласованию с Исполнителем изменения в ТТЗ на проведение НИР и в календарный план проведения НИР либо принять решение о ее прекращении; д) провести в месячный срок после окончания НИР (этапа НИР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее выполнении; е) передавать Исполнителю необходимую для выполнения НИР информацию. IV. Сроки исполнения 11. НИР (этап НИР) выполняется в сроки, указанные в календарном плане проведения НИР. При этом устанавливаются: начало НИР _______________ 20___ г.; окончание НИР ____________ 20___ г. 12. В случае досрочного выполнения НИР (этапа НИР) Заказчик вправе осуществить ее приемку. Оплата досрочно выполненной НИР (этапа НИР) производится в установленном настоящим государственным контрактом порядке. 13. Досрочное выполнение НИР (этапа НИР) по просьбе Заказчика осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением о сроке выполнения НИР (этапа НИР), которое с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 14. Датой исполнения НИР по настоящему государственному контракту считается дата утверждения Заказчиком акта приемки последнего этапа НИР при условии выполнения обязательств по всем этапам, указанным в календарном плане проведения НИР. 15. При завершении выполнения НИР (этапа НИР) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности НИР (этапа НИР) к сдаче. Уведомление Исполнителя о готовности НИР (этапа НИР) к сдаче должно быть подписано _________________________________________________________. (должность, фамилия, имя и отчество) 16. Сдача и приемка выполненной НИР (этапа НИР) осуществляется в порядке, установленном следующими документами: __________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты и другие документы, их номера и даты) 17. Заказчик вправе в течение ___ дней с момента получения отчетных документов предъявить Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполненной НИР (этапа НИР) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта и согласовать с Исполнителем срок для приведения результатов НИР (этапа НИР) в соответствие с указанными условиями. Замечания и претензии устраняются Исполнителем за его счет, если они не выходят за пределы условий настоящего государственного контракта. 18. За выполненную в соответствии с условиями настоящего государственного контракта НИР Заказчик уплачивает Исполнителю __________________________________________________________________ рублей (цифрами и прописью) в соответствии с утвержденным Сторонами протоколом согласования контрактной цены НИР, являющимся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 19. Заказчик в ___-дневный срок с даты подписания настоящего государственного контракта производит выплату Исполнителю первоначального аванса в размере _______ процентов контрактной цены _________________________________________________________________________ (от стоимости НИР в целом, первого этапа НИР и т.п.) в сумме _________________________________________________________ рублей. (цифрами и прописью) Выдача последующих авансов производится ____________________________ (размер, срок _________________________________________________________________________ и другие условия выдачи авансов, установленные нормативными документами и (или) ________________________________________________________________________. соглашением Сторон) 20. Оплата выполненной НИР (этапа НИР) производится поэтапно исходя из цен, указанных в протоколе согласования контрактной цены НИР за вычетом ранее выданного аванса (авансов). 21. Оплата НИР (этапа НИР) производится после сдачи Исполнителем и приемки Заказчиком выполненной НИР (этапа НИР), оформленной актом приемки. Счета Исполнителя с приложенными к ним подлинными актами приемки оплачиваются Заказчиком в порядке, установленном нормативными правовыми актами в ____-дневный срок. 22. Проверка фактических затрат в случае приостановки выполнения НИР (этапа НИР) или прекращения НИР (этапа НИР) проводится Заказчиком в ____-дневный срок после получения от Исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками. По результатам проверки Стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 23. При определении контрактной цены НИР Стороны руководствуются _________________________________________________________________________ (типовые методические рекомендации по планированию, ________________________________________________________________________. учету и калькуляции себестоимости научно-технической продукции либо иные нормативы, методики) 24. После утверждения государственного оборонного заказа на очередной год Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту и протокол согласования контрактной цены этапов НИР (с учетом прогнозных индексов-дефляторов), которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Объемы ассигнований на выполнение НИР по настоящему государственному контракту могут быть изменены в соответствии с государственным оборонным заказом на очередной год, о чем Заказчик уведомляет Исполнителя в течение ____ дней с последующей корректировкой условий настоящего государственного контракта. Заказчик вправе производить выплату Исполнителю до 50 процентов от установленного настоящим государственным контрактом аванса до утверждения государственного оборонного заказа и заключения дополнительного соглашения к настоящему государственному контракту на очередной год. VII. Права на результаты НИР 25. Все полученные при выполнении НИР (этапа НИР) результаты, включая созданные и (или) использованные при выполнении НИР (этапа НИР) объекты интеллектуальной собственности, подлежат отражению в отчетной документации. 26. Права на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), принадлежат ____________________________________________________________: (указывается текст соответствующего подпункта) а) Исполнителю. Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов; б) Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик. Распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) Исполнителю совместно с Заказчиком. Порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), определяется отдельным соглашением Сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 27. Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность сведений, относящихся к предмету настоящего государственного контракта, ходу его исполнения и полученным результатам. К конфиденциальным сведениям относятся _____________________________ ________________________________________________________________________. (объем конфиденциальных сведений и перечень документов, в которых они содержатся) Указанные сведения предназначены исключительно для Сторон и не могут быть полностью (частично) переданы (опубликованы, разглашены) третьим лицам или использованы каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Сторон. Условия конфиденциальности, состав и объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также срок их неразглашения определяются настоящим государственным контрактом и при необходимости оформляются приложением к настоящему государственному контракту. IX. Дополнительные условия государственного контракта 28. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. X. Ответственность Сторон 29. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта. 30. В случае неустранения в согласованный Сторонами срок недостатков представленной для сдачи НИР (этапа НИР) Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены НИР (этапа НИР), подлежащей исправлению. 31. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего государственного контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой. 32. За нарушение Исполнителем срока выполнения НИР (этапа НИР) он уплачивает Заказчику неустойку в размере ___ процентов контрактной цены НИР (этапа НИР) за каждый день просрочки. 33. За нарушение установленных сроков приемки НИР (этапа НИР) по настоящему государственному контракту Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ___ процентов контрактной цены выполненной НИР (этапа НИР) за каждый день просрочки. 34. За просрочку оплаты принятой НИР (этапа НИР) Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ____ процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. 35. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему государственному контракту. 36. Общая сумма штрафных санкций по результатам выполнения НИР (этапа НИР) не может превышать установленной контрактной цены НИР (этапа НИР). 37. В случае возникновения у Заказчика претензий в связи с привлечением Исполнителем к выполнению НИР (этапа НИР) соисполнителей Исполнитель несет ответственность за действия соисполнителей как за свои собственные. XI. Обстоятельства непреодолимой силы 38. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим государственным контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы. 39. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему государственному контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее ____ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств. 40. Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение обязательств в срок, установленный в настоящем государственном контракте, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на ____ месяцев. 41. Если обстоятельства непреодолимой силы будут действовать свыше ____ месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий государственный контракт, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков. 42. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство органов государственной власти Российской Федерации. XII. Рассмотрение и разрешение споров 43. Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего государственного контракта, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в соответствии с нормативными правовыми актами путем переговоров с оформлением протокола разногласий. Неурегулированные споры передаются на разрешение в арбитражный суд _________________________________________________________________________ (по месту заключения настоящего государственного контракта, нахождения Заказчика, Исполнителя) только после принятия мер по их досудебному урегулированию. Срок досудебного урегулирования - ____ дней. XIII. Срок действия государственного контракта 44. Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по "____" ______________ 20__ г. 45. Срок действия настоящего государственного контракта может быть продлен по взаимному согласию Сторон. Условия продления определяются Сторонами не менее чем за ____ дней до истечения срока действия настоящего государственного контракта. XIV. Заключительные положения 46. Настоящий государственный контракт составлен в ___ экземплярах, идентичных по содержанию и имеющих одинаковую юридическую силу. Держателями указанных экземпляров являются ________________________________________________________________________. (наименование держателей экземпляров настоящего государственного контракта) 47. Об изменении адреса и банковских реквизитов Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в ____-дневный срок. 48. Неотъемлемой частью настоящего государственного контракта являются следующие приложения: тактико-техническое (техническое) задание; календарный план проведения НИР; протокол согласования контрактной цены НИР (с приложениями, раскрывающими структуру цены); соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР). XV. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон

Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41 (с изменениями от 17 августа 2010 г.) Примерный государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу Гриф _____________________ Экз.N ____ Государственный оборонный заказ на 20__ г. ____________________________________________ (номер и дата постановления Правительства Российской Федерации, которым утвержден государственный оборонный заказ) Государственный контракт N _______ на выполнение опытно-конструкторской работы _____________________________________________ (наименование) ______________________________________________ (шифр темы) ____________________________________ "__" ___________ 20__ г. (место заключения государственного контракта) ________________________________________________________________________, (полное наименование государственного заказчика) именуемый (ое) в дальнейшем Заказчик, в лице ____________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с одной стороны, и ______________________________________________________ (полное наименование организации - головного исполнителя (исполнителя), ________________________________________________________________________, свидетельство о регистрации) именуемый (ое) в дальнейшем Исполнитель, в лице _________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящий государственный контракт о нижеследующем: I. Предмет государственного контракта 1. Исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу (далее именуется - ОКР) по теме ________________________________________. (наименование и шифр темы) 2. Основание для заключения государственного контракта: ____________ ________________________________________________________________________. (наименование документа, его номер и дата, номер и дата решения (протокола) конкурсной комиссии) II. Условия государственного контракта 3. ОКР выполняется Исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико-технического (технического) задания (далее именуется - ТТЗ) _________________________________________________________________________ (наименование ТТЗ на выполнение ОКР, номер и дата утверждения, ________________________________________________________________________, кем утверждено) являющегося неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Полный объем ОКР (этапа ОКР) и сроки выполнения определяются ведомостью исполнения ОКР, которая является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 4. Разработанная Исполнителем согласно настоящему государственному контракту документация должна отвечать требованиям ТТЗ и следующих документов: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты или другие документы, их номера и даты) Документация передается Заказчику _________________________________. (подлинник, дубликат ____ экз., копия ____ экз.) 5. Изменение Заказчиком в процессе выполнения ОКР требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего государственного контракта, оформляется дополнительным соглашением Сторон с приложением протокола согласования (уточнения) контрактной цены ОКР, которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 6. При выполнении ОКР и использовании (в том числе передаче) полученных результатов Стороны обязаны соблюдать следующие условия ограничения: ____________________________________________________________ (режим допуска к работам и документам, степень их секретности и другие ________________________________________________________________________. требования, наименования, номера и даты документов, которыми следует руководствоваться) III. Права и обязанности Сторон 7. Исполнитель вправе: а) привлекать по согласованию с Заказчиком на контрактной основе к исполнению настоящего государственного контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. При этом условия настоящего государственного контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего государственного контракта; б) запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения ОКР информацию, консультативную и иную помощь; в) требовать возмещения убытков в порядке, установленном пунктом 38 настоящего государственного контракта; г) приостановить работу по настоящему государственному контракту в случае, если в ходе выполнения ОКР выяснится, что невозможно достигнуть результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя; д) приостановить выполнение ОКР в случае, если Заказчик не производил оплату более _____ месяцев за выполненные и принятые этапы ОКР. 8. Заказчик вправе: а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего государственного контракта и целевое использование средств, выделяемых для выполнения ОКР; б) в течение ___ дней с момента приемки результатов работы (этапа) предъявлять к Исполнителю обоснованные претензии по результатам выполненной ОКР (этапа ОКР); в) полностью или частично отказаться от выполнения обязательств по настоящему государственному контракту с возмещением фактических затрат Исполнителя; г) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта назначить срок для приведения результата ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями; д) требовать возмещения в соответствии с пунктом 38 настоящего государственного контракта убытков, причиненных по вине Исполнителя; е) прекращать действие настоящего государственного контракта, если дальнейшее проведение ОКР (этапа ОКР) стало неактуальным. 9. Исполнитель обязан: а) выполнить ОКР в соответствии с утвержденным Заказчиком ТТЗ и передать Заказчику результаты, в том числе всю разработанную согласно настоящему государственному контракту техническую, конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, технологическую оснастку, экспериментальные и опытные образцы (партию) изделий в предусмотренный настоящим государственным контрактом срок; б) согласовать с Заказчиком необходимость использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю или третьим лицам; в) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего государственного контракта, в том числе документы, подтверждающие наличие у исполнителя и привлекаемых соисполнителей систем менеджмента качества и их соответствие установленным требованиям; г) информировать Заказчика о приостановлении ОКР в ___-дневный срок с соответствующими обоснованиями; д) проводить в процессе выполнения работ по настоящему государственному контракту патентные исследования в соответствии _________________________________________________________________________ (стандарты и др. документы, их номера и даты) и на дату завершения ОКР обеспечить защиту используемых при выполнении ОКР авторских прав и прав патентообладателей; е) уведомлять Заказчика в ___-дневный срок о каждом полученном при выполнении настоящего государственного контракта результате ОКР (этапа ОКР), способном к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны. 10. Заказчик обязан: а) принять и оплатить результаты ОКР (этапа ОКР) в соответствии с настоящим государственным контрактом; б) сообщить Исполнителю в ___-дневный срок после поступления от него уведомления о получении при выполнении настоящего государственного контракта способного к правовой охране результата ОКР (этапа ОКР) решение о порядке его использования и форме правовой охраны; в) возместить Исполнителю фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене ОКР (этапа ОКР), в случае досрочного прекращения работ по настоящему государственному контракту; г) в случае невозможности достижения результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, в ___-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения ОКР (этапа ОКР) и внести по согласованию с Исполнителем изменения в ТТЗ на проведение ОКР и в ведомость исполнения ОКР либо принять решение о ее прекращении; д) провести в месячный срок после окончания ОКР (этапа ОКР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее выполнении; е) передавать Исполнителю необходимую для выполнения ОКР информацию, оказывать консультативную и иную помощь. IV. Сроки исполнения 11. ОКР (этап ОКР) выполняется в сроки, указанные в ведомости исполнения ОКР. При этом устанавливаются: начало ОКР _______________ 20___ г. окончание ОКР ____________ 20___ г. 12. В случае досрочного выполнения ОКР (этапа ОКР) Заказчик вправе осуществить ее приемку. Оплата досрочно выполненной ОКР (этапа ОКР) производится в установленном настоящим государственным контрактом порядке. 13. Досрочное выполнение ОКР (этапа ОКР) по просьбе Заказчика осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением о сроке выполнения ОКР (этапа ОКР), которое с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 14. Датой исполнения ОКР по настоящему государственному контракту считается дата утверждения Заказчиком акта приемки последнего этапа ОКР при условии выполнения обязательств по всем этапам, указанным в ведомости исполнения ОКР. V. Порядок сдачи и приемки выполненных работ 15. При завершении выполнения ОКР (этапа ОКР) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности ОКР (этапа ОКР) к сдаче. Уведомление Исполнителя о готовности ОКР (этапа ОКР) к сдаче должно быть подписано _________________________________________________________. (должность, фамилия, имя и отчество) 16. Сдача и приемка выполненной ОКР (этапа ОКР) осуществляется в порядке, установленном следующими документами: __________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты и другие документы, их номера и даты) 17. Заказчик вправе в течение ___ дней с момента получения отчетных документов предъявить Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта и согласовать с Исполнителем срок для приведения результатов ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями. Замечания и претензии устраняются Исполнителем за его счет, если они не выходят за пределы условий настоящего государственного контракта. 18. Если при приемке опытного образца (партии) изделия или во время испытаний (предварительных, приемочных, межведомственных, государственных) будет обнаружено его несоответствие условиям настоящего государственного контракта, то доработка документации, опытного образца (партии) изделия и повторные испытания производятся Исполнителем за свой счет. Перечень доработок и сроки их устранения указываются в акте Сторон. VI. Стоимость работ и порядок расчетов 19. За выполненную в соответствии с условиями настоящего государственного контракта ОКР Заказчик уплачивает Исполнителю __________________________________________________________________ рублей (цифрами и прописью) в соответствии с утвержденным Сторонами протоколом согласования контрактной цены ОКР, являющимся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 20. Заказчик в _____-дневный срок с даты подписания настоящего государственного контракта производит выплату Исполнителю первоначального аванса в размере _____________ процентов контрактной цены _________________________________________________________________ в сумме (от стоимости ОКР в целом, первого этапа ОКР и т.п.) _________________________________________________________________ рублей. (цифрами и прописью) Выдача последующих авансов производится ____________________________ (размер, срок и _________________________________________________________________________ другие условия выдачи авансов, установленные нормативными документами и (или) ________________________________________________________________________. соглашением Сторон) 21. Оплата выполненной ОКР (этапа ОКР) производится поэтапно исходя из цен, указанных в протоколе согласования контрактной цены ОКР за вычетом ранее выданного аванса (авансов). 22. Оплата ОКР (этапа ОКР) производится после сдачи Исполнителем и приемки Заказчиком выполненной ОКР (этапа ОКР), оформленной актом приемки. Счета Исполнителя с приложенными к ним подлинными актами приемки оплачиваются Заказчиком в порядке, установленном нормативными правовыми актами в ______-дневный срок. 23. Проверка фактических затрат в случае приостановки выполнения ОКР (этапа ОКР) или прекращения ОКР (этапа ОКР) проводится Заказчиком в ______-дневный срок после получения от Исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками. По результатам проверки Стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 24. При определении контрактной цены ОКР Стороны руководствуются _________________________________________________________ (типовые методические рекомендации по планированию, ________________________________________________________________________. учету и калькуляции себестоимости научно-технической продукции либо иные нормативы, методики) 25. После утверждения государственного оборонного заказа на очередной год Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту и протокол согласования контрактной цены этапов ОКР (с учетом прогнозных индексов-дефляторов), которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего контракта. Объемы ассигнований на выполнение ОКР по настоящему государственному контракту могут быть изменены в соответствии с государственным оборонным заказом на очередной год, о чем Заказчик уведомляет Исполнителя в течение ___ дней с последующей корректировкой условий настоящего государственного контракта. Заказчик вправе производить выплату Исполнителю до 50 процентов от установленного настоящим государственным контрактом аванса до утверждения государственного оборонного заказа и заключения дополнительного соглашения к настоящему государственному контракту на очередной год. VII. Права на результаты ОКР 26. Все полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР) результаты, включая созданные и (или) использованные при выполнении ОКР (этапа ОКР) объекты интеллектуальной собственности, подлежат отражению в отчетной документации. 27. Права на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), принадлежат ____________________________________________________________: (указывается текст соответствующего подпункта) а) Исполнителю. Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов; б) Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик. Распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) Исполнителю совместно с Заказчиком. Порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), определяется отдельным соглашением Сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. VIII. Условия конфиденциальности 28. Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность сведений, относящихся к предмету настоящего государственного контракта, ходу его исполнения и полученным результатам. К конфиденциальным сведениям относятся _____________________________ ________________________________________________________________________. (объем конфиденциальных сведений и перечень документов, в которых они содержатся) Указанные сведения предназначены исключительно для Сторон и не могут быть полностью (частично) переданы (опубликованы, разглашены) третьим лицам или использованы каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Сторон. Условия конфиденциальности, состав и объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также срок их неразглашения определяются настоящим государственным контрактом и при необходимости оформляются приложением к настоящему государственному контракту. IX. Хранение, упаковка и отправка опытного образца (партии) изделия и документации 29. Изготовленный опытный образец (партия) изделия с документацией после приемки их Заказчиком считается сданным на ответственное хранение Исполнителю и оформляется _______________________________________________ (порядок принятия, срок и условия хранения образца (партии) ________________________________________________________________________. изделия, а также наименование документа, подтверждающего принятие его на хранение) Заказчик возмещает Исполнителю расходы, связанные с хранением опытного образца (партии) изделия с документацией, если эти расходы не были предусмотрены в контрактной цене ОКР. 30. По окончании приемки опытный образец (партия) изделия, подготовленный к сдаче на испытания, упаковывается Исполнителем и опломбировывается пломбами Исполнителя и Заказчика (представителя Заказчика). Об исправности тары, упаковки, пломб или состоянии незатаренного опытного образца (партии) изделия Исполнитель и Заказчик (представитель Заказчика) составляют акт. 31. Отправка опытного образца (партии) изделия осуществляется __________________________________________ с оплатой транспортного тарифа (вид транспорта) в соответствии с _______________________________________________________. (устав, кодекс, положение, порядок оплаты) 32. Акт об исправности тары, упаковки и пломб или состоянии незатаренного образца (партии) изделия и квитанцию транспортной организации о приеме груза для перевозки Исполнитель обязан _________________________________________________________________________ (передать, выслать грузополучателю) не позднее _____ дней. 33. Охрану отправляемого опытного образца (партии) изделия в пути следования обеспечивает _________________________________________________ (Заказчик, Исполнитель, другая организация) в установленном порядке своими силами и за счет ________________________________________________________________________. (наименование организации, оплачивающей охрану) 34. Документацию в согласованном Сторонами объеме на отгруженный опытный образец (партию) изделия Исполнитель направляет ________________________________________________________________________. (наименование организации и ее адрес) X. Дополнительные условия государственного контракта 35. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. XI. Ответственность Сторон 36. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта. 37. В случае неустранения в согласованный Сторонами срок недостатков представленной для сдачи ОКР (этапа ОКР) Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР), подлежащей исправлению. 38. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего государственного контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой. 39. За нарушение Исполнителем срока выполнения ОКР (этапа ОКР) он уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки. 40. За нарушение установленных сроков приемки ОКР (этапа ОКР) по настоящему государственному контракту Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ____ процентов контрактной цены выполненной ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки. 41. За просрочку оплаты принятой ОКР (этапа ОКР) Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере _____ процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. 42. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему государственному контракту. 43. Общая сумма штрафных санкций по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) не может превышать установленной контрактной цены ОКР (этапа ОКР). 44. В случае возникновения у Заказчика претензий в связи с привлечением Исполнителем к выполнению ОКР (этапа ОКР) соисполнителей, Исполнитель несет ответственность за действия соисполнителей как за свои собственные. XII. Обстоятельства непреодолимой силы 45. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим государственным контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы. 46. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему государственному контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее ____ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств. 47. Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение обязательств в срок, установленный в настоящем государственном контракте, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на _____ месяцев. 48. Если обстоятельства непреодолимой силы будут действовать свыше _____ месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий государственный контракт и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков. 49. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство органов государственной власти Российской Федерации. XIII. Рассмотрение и разрешение споров 50. Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего государственного контракта, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в соответствии с нормативными правовыми актами путем переговоров с оформлением протокола разногласий. Неурегулированные споры передаются на разрешение в арбитражный суд ________________________________________________________________________, (по месту заключения настоящего государственного контракта, нахождения Заказчика, Исполнителя) только после принятия мер по их досудебному урегулированию. Срок для досудебного урегулирования - ____ дней. XIV. Срок действия государственного контракта 51. Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по "____" ______________ 20__ г. 52. Срок действия настоящего государственного контракта может быть продлен по взаимному согласию Сторон. Условия продления определяются Сторонами не менее чем за ____ дней до истечения срока действия настоящего государственного контракта. XV. Заключительные положения 53. Настоящий государственный контракт составлен в _________ экземплярах, идентичных по содержанию и имеющих одинаковую юридическую силу. Держателями указанных экземпляров являются ________________________________________________________________________. (наименование держателей экземпляров настоящего государственного контракта) 54. Об изменении адреса и банковских реквизитов Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в ____-дневный срок. 55. Неотъемлемой частью настоящего государственного контракта являются следующие приложения: тактико-техническое (техническое) задание; ведомость исполнения ОКР; протокол согласования контрактной цены ОКР (с приложениями, раскрывающими структуру цены); соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР). XVI. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон Заказчик Исполнитель __________________________________ ___________________________________ (адрес и банковские реквизиты) (адрес и банковские реквизиты) __________________________________ ___________________________________ __________________________________ ___________________________________ __________________________________ ___________________________________ ________________ _________________ (и.фамилия) (и.фамилия) "__" ________________________ 20__ "__" _____________________ 20__ М.П. М.П.

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.