Лекции по основам экологического права для спо. Экологическое право

А. А. Потапова
Конспект лекций
[битая ссылка] [email protected]

Информация о книге

УДК 349.6(075.8)

ББК 67.407я73

Потапова А. А.

Данное учебное пособие содержит информацию о понятии экологического права, системе источников и принципов, общей характеристике экологических проблем, видах экологических правонарушений и юридической ответственности, обобщенную на основе анализа действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы в области экологии.

Издание подготовлено по состоянию законодательства на ноябрь 2010 г.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям юридического профиля.

УДК 349.6(075.8)

ББК 67.407я73

© Α. Α. Потапова, 2014

© ООО «Проспект», 2014

1. Общая характеристика экологических проблем в мире

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции, и, как следствие, – невозможность существования человеческой цивилизации;

Возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды РФ относятся :

Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

Резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

Высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

Низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимо:

Сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

Обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности:

Сохранение биоразнообразия;

Охрана озонового слоя;

Предотвращение антропогенного изменения климата;

Охрана лесов и лесовосстановление;

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

Обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

Решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);

Восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;

Решение проблем Мирового океана.

2. Понятие экологического права как отрасли российского права. Предмет, система и принципы экологического права

Экологическое право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются экологические правоотношения. Экологическое правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами экологического права своих прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные, другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Экологическое право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, право природопользования, экологическая экспертиза, экологическая безопасность, экологические права граждан, ответственность за экологические правонарушения и др. К Особенной части относятся подотрасли, регулирующие правоотношения, возникающие в процессе использования и охраны отдельных видов природных объектов, например, земельное, лесное, водное право.

Основные принципы экологического права:

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

Сохранение биологического разнообразия;

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

3. Понятие права природопользования

Право природопользования – это правовой институт, входящий в систему экологического права и регулирующий правоотношения, возникающие в результате использования природных ресурсов.

Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Принципы природопользования:

Платность использования природных ресурсов;

Рациональность использования природных ресурсов;

Устойчивость, т. е. неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

Использование природных ресурсов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

Приоритет охраны природных ресурсов перед их использованием;

Целевое использование природных ресурсов.

Основными задачами в сфере устойчивого природопользования являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:

Внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития РФ, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;

Сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких, природосберегающих, высокотехнологичных производств;

Сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;

Максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;

Минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;

Внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;

Поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;

Предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота.

Например, Водный кодекс РФ устанавливает следующие права и обязанности:

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

✓ самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

✓ осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

✓пользоваться иными правами;

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

✓не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

✓информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

✓своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

✓вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

✓выполнять иные обязанности.

4. Источники экологического права

Источники экологического права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права.

К источникам экологического права относятся:

Конституция РФ;

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Международные договоры, межгосударственные соглашения.

Законодательство в области экологического права основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы экологического права.

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

По значимости из всех федеральных законов можно выделить Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из шестнадцати глав: Общие положения; Основы управления в области охраны окружающей среды; Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; Нормирование в области охраны окружающей среды; Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; Природные объекты, находящиеся под особой охраной; Государственный мониторинг окружающей среды; Контроль в области охраны окружающей среды; Научные исследования в области охраны окружающей среды; Основы формирования экологической культуры; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; Заключительные положения.

Нормы экологического права содержатся в Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 № З6-ФЗ (регулирует земельные отношения – отношения по использованию и охране земель в РФ, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), Лесном кодексе РФ от 04.12.2006 № 201-ФЗ (регулирует лесные отношения), Водном кодексе РФ от 04.12.2006 № 74-ФЗ (регулирует водные отношения), а также в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и др.

Поскольку в системе источников экологического права нет единого систематизированного законодательного акта, федеральные законы РФ занимают особое место в правовом регулировании экологических правоотношений. Например, Федеральные законы: «О животном мире», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об использовании атомной энергии», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др.

Источниками экологического права также являются указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»; подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (заключена в Париже 13.01.1993), Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 09.05.1992), Конвенция об охране подводного культурного наследия (принята в Париже 02.11.2001 на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО), Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (принята в Вене 05.09.1997 на Дипломатической конференции Международного агентства по атомной энергии)). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды, применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ.


§2. Право общего и специального природопользования
§3. Принципы права природопользования
§4. Субъекты права природопользования и содержание
§5.
§6.

Абукарова М.У. Экологическое право. 2016.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную. Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений. Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также методы правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

1. Понятие экологического права, его предмет и источники.

2. Экологическое правоотношение.

3. Государственное управление в области охраны окружающей среды.

4. Право природопользования.

5. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

6. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды.

7. Правовые основы охраны и рационального использования земель.

8. Правовое регулирование охраны и рационального использования животного мира.

9. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

10. Ответственность за совершение экологических правонарушений.

1. Понятие экологического права, его предмет и источники.

Экологическое право это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Экологическое право выделилось в самостоятельную отрасль в начале 90-х годов ХХ века.

Термин «экология» возник в конце XIX века. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos – дом, жилище, logos - учение).

Предмет экологического права имеет комплексный характер и включает:

1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);

2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);

3) экологизированные нормы других отраслей права (гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ, ст. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ и т.д.).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения.

Конституция России закрепляет следующие экологические права человека:

    право на благоприятную окружающую среду

    право на экологически чистые продукты питания, экологически безвредные предметы повседневного спроса

    право на экологически безопасные условия труда

    право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека

    право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды

    право принимать участие в решении вопросов, касающихся природной среды обитания.

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как нормы экологического права содержатся в различных нормативных актах, в том числе относящихся к другим отраслям законодательства

Кроме Конституции основными источниками экологического права являются ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «О животном мире» (1995 г.), «О недрах» (1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), Кодекс об административных правонарушениях, водный кодекс, земельный кодекс, лесной кодекс, уголовный кодекс и другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты. Экологическое законодательство должно учитывать, что природная среда – это взаимосвязанная система экологических систем, и поэтому должно быть системным и целостным.

Целью экологического права является обеспечение экологического правопорядка и экологической безопасности человека.

    Понятие, принципы и система экологического права РФ.

    Экологические правоотношения.

    Экологический контроль. Задачи и виды экологического контроля.

    Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение.

Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.

Общество окружено природой. Общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует в соответствии с природными закономерностями. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.

Любые потребляемые человеком продукты создаются путем использования природных ресурсов. Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

Понятие «природа» относится к основополагающим в сфере экологического права. В естественнонаучном смысле природа - это вся Вселенная, совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющихся продуктом трудовой деятельности человека. Но как объект отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

В понятие «природа» (в юридическом смысле) включают некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба и т.п. Основными критериями при определении правового статуса природного объекта служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Термин «экология» (экос - местообитание, дом; логос - наука) был предложен немецким ученым Эрнстом Геккелем в прошлом веке. Экология изучает взаимосвязи организмов между собой и окружающей природной средой

«Окружа́ющая природная среда́» - обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.

Экологическое право - в РФ - комплексная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Экологическое право как отрасль российского права регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы. Так, население США составляет менее 5 % населения планеты, а потребляет около 40 % всех мировых ресурсов. При таких темпах потребления они будут исчерпаны в течение двух десятилетий.

Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе развития цивилизации.

Стремление господствовать над природой вопреки ее законам и таким образом одержать над ней легкую победу оканчивается для человека всегда печально - в области химии, физики, энергетики и в др.

За каждую такую победу природа нам мстит и мстит порой жестоко. Мстит, конечно, не в силу своего злого нрава, а потому, что человек необдуманным вмешательством нарушает сложившуюся миллионами и миллиардами лет взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и получает отрицательный результат, ибо в природе ничего не совершается обособленно, каждое явление связано с другими.

В подтверждение сказанного можно привести множество примеров. Человек далеко не всегда действует умышленно, а чаще из благих намерений. Так, истребление некоторых хищников в Боливии привело к таинственной болезни у людей, над распознаванием и установлением источника которой медики работали два года. Оказалось, что источником болезни явились чрезмерно расплодившиеся из-за сокращения количества именно этих хищников крысы и мыши.

Из благих намерений человек завез в Австралию кроликов и домашний скот. Первые настолько размножились, что стали интенсивно уничтожать сельскохозяйственные культуры, а навоз вторых природой не перерабатывался и портил почву. Тогда для сокращения поголовья кроликов пришлось завозить собак, названных впоследствии динго, а для переработки навоза - колорадского жука. Собаки вскоре одичали и стали поедать и домашний скот. Возникла проблема борьбы с динго.

Еще один пример неумышленного нарушения равновесия в природе. В Индии обнаружили массовое заболевание среди молодых крестьян юга - искривление коленных суставов (остеопороз). Началось с того, что там соорудили плотину. Вследствие этого повысился уровень грунтовых вод и в почве стало больше щелочей. В растении сорго, которым питаются жители, возросло содержание молибдена, а это привело к снижению количества меди в организме человека, особенно у молодых людей. Отсюда и массовое заболевание остеопорозом.

Печальные примеры отрицательного результата вмешательства человека в природу можно привести из жизни России и других государств СНГ. После повального осушения болот в Белоруссии земли многих ее районов были буквально оголены из-за сдувания пересушенной болотной почвы. Аналогичный результат был получен в России, но уже из-за ветровой эрозии почвы целинных земель. По этой причине только на Алтае были выведены из сельскохозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель.

Нельзя не упомянуть о строительстве водохранилищ на равнинных землях. Вопреки ожидаемому результату в таких водохранилищах рыба погибает, вода плесневеет, не говоря уже о том, что навсегда теряются для сельского хозяйства многие десятки и сотни тысяч гектаров земель.

Человек нарушает законы природы и получает печальный результат также в связи со сведением (чрезмерным вырубанием) лесов, неразумным истреблением диких животных и т.д. Нарушением законов природы является и загрязнение воды и воздуха, ибо природа без вмешательства человека представляет собой безотходное производство.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека.

Объекты охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Принципы экологического права

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Представляет собой систематизированное учебное издание по экологическому праву. Анализируются понятие экологического права как отрасли права, место экологического права в системе права России, объекты и субъекты экологического права, механизм охраны окружающей среды, мониторинг окружающей среды, понятие экологического вреда и способы его преодоления, экологический контроль и экологическую экспертизу, а также правовой режим использования и охраны недр, животного мира. Адресуется студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям юридических вузов и факультетов.

Лекция 1. Общая характеристика экологического права

Лекция 2. Право природопользования

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы

Лекция 4. Г осударственный экологический мониторинг Экологический контроль и экологический аудит

Лекция 5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Лекция № 6. Правовое регулирование использования и охраны

Лекция №7. Лес как объект использования и охраны. Виды прав на лесные участки. Виды использования лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Лекция №8. Право водопользования и его виды.

Лекция 10. Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Книги и учебники по дисциплине Экологическое право России:

  1. Барамидзе Давид Давидович. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2017 - 2017 год
  2. Поставная Наталия Павловна. Экологическое право: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения юридических факультетов высших учебных заведений по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» / Н. П. Поставная. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ,2016. - 124 с - 2016 год
  3. Н.Г. ЖАВОРОНКОВА и др.. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография, 2014 - 2014 год