Скачать лекции правовым основам регулирования финансовой деятельности. Введение. финансовое право: краткий курс лекций

Финансовое право. Конспекты лекций и схемы. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.

2- е изд. - М.: Дело, 2002 . - 224 с.

В пособии в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу "Финансовое право Российской Федерации". Используя данное пособие, студенты смогут формализировать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об обшей конструкции и о структурных элементах финансового права, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам и всем, кто интересуется вопросами финансового права России.


Формат: pdf / zip

Размер: 1,18 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 8
Конспект лекции 1. Финансы, система финансов и система финансовых органов РФ 10
Схема№ 1. Понятие финансов. 14
Схема№2. Функции финансов. 14
Схема № 3. Функции государства, осуществляемые посредством управления финансами 14
Схема№ 4. Система финансов России 15
Схема№ 5. Система финансовых органов России 16
Конспект лекции 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований 17
Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 20
Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 20
Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 21
Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 22
Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.... 23
Конспект лекции 3. Финансовое право как отрасль права 24
Схема МП. Финансовое право как отрасль права 28
Конспект лекции 4. Предмет финансового права 29
Схема № 12. Предмет финансового права 30
Схема№ 13. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности 31
Схема № 14. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава. 32
Схема № 15. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от деления на финансово-правовые институты 33
Схема № 16. Классификация финансово-правовых отношений по различным основаниям 34
Конспект лекции 5. Метод финансового права 35
Схема № 17. Структура метода правового регулирования... 37
Схема №18. Особенности публично-правового метода 38
Схема № 19. Особенности финансового права 38
Конспект лекции 6. Наука финансового права 39
Схема № 20. Понятие «финансовое право» 44
Схема № 21. Состав науки финансового права 44
Схема № 22. Состав предмета науки финансового права... 45
Схема № 23. Классификация понятий финансового права в соответствии с критерием определенности смыслового значения 46
Схема № 24. Элементы системы понятийного аппарата финансового права. 4 6
Схема № 25. Методология науки финансового права 47
Конспект лекции 7. Система финансового права 48
Схема № 26. Критерии обособления совокупности норм права в правовой институт. 51
Схема№27. Система финансового права 51
Конспект лекции 8. Источники финансового права 52
Схема № 28. Признаки закона как источника права 55
Схема № 29. Характерные черты локальных актов государственных организаций, содержащих финансово-правовые нормы 55
Схема № 30. Основные свойства, присущие нормативному договору. 56
Схема №31. Классификация международно-правовых норм 56
Конспект лекции 9. Финансово-правовые нормы 57
Схема № 32. Признаки финансово-правовых норм 61
Схема № 33. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым функциям 61
Схема № 34. Классификация финансово-правовых норм по характеру воздействия на участников отношений 62
Схема № 35. Классификация финансово-правовых норм по содержанию 62
Схема № 36. Классификация финансово-правовых норм по территориальному признаку 62
Схема№37. Классификация финансово-правовых норм по времени действия 62
Схема № 38. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым в процессе правового регулирования операциям 63
Схема № 39. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям 64
Конспект лекции 10. Субъекты финансового права 65
Схема № 40. Классификация субъектов финансового права 70
Схема № 41. Общественно-территориальные образования.. 71
Схема № 42. Коллективные субъекты финансового права... 72
Схема №43. Индивидуальные субъекты финансового права 73
Конспект лекции 11. Финансовые правоотношения 74
Схема № 44. Элементы финансовых правоотношений 79
Схема № 45. Объекты финансового правоотношения 80
Схема № 46. Классификация финансовых правоотношений 81
Конспект лекции 12. Юридические факты в финансовом праве 82
Схема №47. Систематизация юридических фактов по волевому признаку. 86
Схема № 48. Классификация фактических составов 87
Конспект лекции 13. Финансовый контроль. 88
Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов... 92
Схема № 50. Органы финансового контроля 93
Схема №51. Виды финансового контроля в зависимости от объекта контроля 94
Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности 95
Конспект лекции 14. Счетная палата РФ 96
Схема № 53. Состав Счетной палаты РФ. 1 0 0
Конспект лекции 15. Министерство финансов РФ, налоговые органы, органы налоговой полиции 101
Схема № 54. Структура Министерства финансов РФ 108
Схема № 55. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ 109
Конспект лекции 16. Банковский контроль 110
Схема № 56. Субъекты банковского финансового контроля 113
Конспект лекции 17. Аудиторский контроль (аудит) 114
Схема№ 57. Виды аудита 118
Конспект лекции 18. Формы и методы финансового контроля 119
Схема № 58. Методы финансового контроля 122
Схема№ 59. Классификация (виды) ревизий 123
Конспект лекции 19. Бюджет и бюджетное устройство РФ. 124
Схема № 60. Бюджетная система государства 130
Схема №61. Принципы бюджетной системы РФ 131
Конспект лекции 20. Бюджетное право и бюджетное законодательство 132
Схема № 62. Система бюджетного законодательства 137
Схема № 63. Система нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения..138
Схема № 64. Система источников бюджетного права 138
Схема № 65. Методы бюджетного регулирования 139
Конспект лекции 21. Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований 140
Конспект лекции 22. Государственные и муниципальные доходы 147
Схема № 66. Классификация доходов федерального бюджета 152
Конспект лекции 23. Расходы бюджетов 153
Схема №67. Классификация расходов бюджетов 156
Схема № 68. Виды государственных расходов по функциональному признаку 157
Схема № 69. Формы расходов бюджетов...; 158
Конспект лекции 24. Государственный долг. 159
Схема № 70. Формы долговых обязательств РФ 165
Схема № 71. Виды государственного долга 166
Схема № 72. Методы управления государственным долгом 167
Схема № 73. Виды государственных займов 168
Схема № 74. Классификация источников финансирования дефицита государственного бюджета 169
Конспект лекции 25. Бюджетный процесс 170
Схема № 75. Участники бюджетного процесса 178
Схема № 76. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями 1 7 9
Схема № 77. Бюджетный процесс. 180
Схема № 78. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства 181
Схема № 79. Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства 1 8 2
Схема № 80. Виды нарушений бюджетного законодательства 1 8 3
Конспект лекции 26. Государственные внебюджетные фонды 184
Схема № 81. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов 1 8 9
Конспект лекции 27. Финансирование. 190
Схема № 82. Принципы финансирования 1 9 7
Схема№ 83. Виды смет. 197
Схема № 84. Классификация норм расходов 1 9 8
Схема № 85. Источники финансирования государственных капитальных вложений 1 9 9
Схема № 86. Классификация внебюджетных средств 200
Конспект лекции 28. Денежная система и денежное обращение 201
Схема № 87. Структура денежной системы 206
Схема № 88. Виды денежных знаков 207
Схема № 89. Принципы эмиссии наличных денег в РФ 208
Схема № 90. Формы безналичных расчетов 209
Схема № 91. Способы регулирования денежного обращения 210
Конспект лекции 29. Валютное регулирование и валютный контроль 211
Схема № 92. Структура валютных правоотношений 217
Схема № 93. Понятие валютных операций 218
Схема № 94. Виды валютных операций 218
Схема № 95. Виды валютных операций, связанных с движением капитала 219
Схема № 96. Резиденты 219
Схема №97. Нерезиденты 220
Схема № 98. Органы, осуществляющие валютный контроль. 220
Схема № 99. Объекты валютных правоотношений 221
Схема № 100. Понятие и виды валютных ценностей 222
Использованная и рекомендуемая литература 223

Тема 1 «Финансовая деятельность государства».

1.

2.

3.

4. Система и источники финансового права.

5. Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

6. Финансовое право в системе прав.

7. Понятие и виды финансово – правовых норм.

    Финансы и финансовая система Российской Федерации.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использова­нию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а так же предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение сово­купного общественного продуктами контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Функции финансов :

- распределительная : распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов, а перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наи­более эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций, с наличием наряду с производственной - непроизводственной сферы, в кото­рой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление), с пере­распределением доходов между различными соц. группами населения.

- контрольная - контролируется распределение валового внутреннего продукта по соответст­вующим фондам и расходование их по целевому назначению.

- регулирующая - эта функция связана с вмешательством государства через финансы (а именно государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроиз­водства.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами вхо­дят несколько взаимосвязанных звеньев. Совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему России.

Финансовая система РФ:

1. Общегосударственные финансы:

Госбюджет;

Внебюджетные фонды;

Гос. кредит;

Фонды страхования:

А) социальное

Б) личное

В) страх, ответственности

Г) страхование предпринимательских рисков
2. финансы хозяйствующих субъектов

Государственных;

Муниципальных;

Частных (инц., семейных) ;

Акционерных;

Арендных;

Общественных.

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением налич­ных денежных знаков и в большей части безналичными денежными платежами и расчетами.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отно­шений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, а каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу фи­нансовых отношений.

    Финансовая деятельность государства, её понятия и роль.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функ­ций по планомерному образованию, распределению и использованию денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально -экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной определяющей целью деятельности государства - создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Консти­туции РФ).

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансовой систе­мы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство осуществляет деятель­ность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и госпредприя­тий.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая со­ставная часть механизма управления, что выражается в форме прямой финансовой поддержки, выделении средств на определенные планы, программы, а так же предоставлении налоговых льгот, предоставлении от­срочек по налоговым платежам, применение низких % ставок или без - % кредитов и т.п. в целях стимулирования какой - либо деятельности, признан­ной государством в качестве приоритетной.

Важной стороной деятельности государства в области финансов является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъ­ектами РФ, а так же местным самоуправлением.

При распределении гос. денежных средств применяются 2 ос­новных метода :

    финансирование, т.е. безвозвратный и безвозмездный их отпуск,

2. кредитование, т.е. предоставление средств на условиях возвратно­сти и платности.

Важное значение имеет контрольная функция государства.

    Понятия и предмет финансового права.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегу­лирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек­тов. В этом заключается предназначение фин. права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Фин. право - это совокупность юридических норм, регулирующих обще­ственные отношения, которые возникают в процессе образования, распреде­ления и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

К предмету фин. права относятся закрепленные структуры фин. системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъ­ектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регу­лирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в про­цессе фин. деятельности.

Предмет фин. права - это общественные отношения, возникающие в про­цессе деятельности гос-ва по планомерному образованию, распределению ииспользованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

    Система и источники финансового права .

Фин. право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Следовательно, система российского фин. права- это объективно обусловленное сис­темой общественных фин. отношений внутреннее его строение, объединение и располо­жение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского фин. права части: Общая и Особенная .

К общей части относятся нормы фин. права, которые закрепляют основные общие прин­ципы, правовые формы и методы фин. деятельности, деятельности государства, систему гос. органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномо­чий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы фин. контроля и др. по­добные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей фин. деятельно­сти государства и имеют для нее общее значение.

Нормы общей части фин. права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных фин. отношений. В раздел финансового права по признаку однородности регули­руемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.

Источники фин. права РФ -- это правовые акты представительных и исполнительных органов гос. власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы фин. права.

1. Конституция РФ , конституции и уставы субъектов Федера­ции . В них закрепляются основы правовой организации фин. деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно ис­пользуем звеньям фин. системы.

2. Источники права, которые содержат нормы и др. отраслей права – административного, гражданского, налоового и т.д. к ним относятся КоАП, ГК РФ, НК , а так же законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

3. Новое содержание федеративных отношений в России вызвало к жизни и новые формы федеративного законодательства в области финансов основы регулирования такие как Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г., законы рес­публик в составе РФ, краев, областей, решения органов местного самоуправления . Это, например, законы республик о бюджете, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах и сборах.

4. Нормы фин. права содержатся и в указах Президента , и в актах органов исполнитель­ной власти - постановлениях Правительства РФ.

5. Большую группу источников фин. права составляют акты финансово-кредитных орга­нов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Государственной налого­вой службы РФ /приказы, инструкции и др./.

6. Фин. - правовые нормы могут содержатся в актах органов гос, управления - мини­стерств, ведомств, комитетов, регулирующих вопросы финансов в пределах соответст­вующей отрасли или сферы управления, и наконец в локальных актах, принимаемых корпорациями.

5. Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критери­ям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.

Раздел 1. Общетеоретические вопросы Финансового права

Тема №1 Законодательство в области финансов. характеристика финансовых правоотношений; основные институты финансового права. Понятие финансового права

1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Место финансового права в единой системе российского права.

2. Финансовое законодательство.

3. Финансово-правовые нормы. и содержание, виды, структура.

4. Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты. Классификация финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений.

5. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписании одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод присущ и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержания, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.



Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право- ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".

Субъект финансовой) права- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

· бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения: неналоговые правоотношения:

· финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования;

· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов:

· валютные правоотношения:

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

· органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

· вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

· предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

· финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

· финансовыми органами и гражданами;

· самими финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт- извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам:

3) использование выданных бюджетных ассигнований:

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок зашиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций- запретительных мер и др.).

Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.


Тема №2 Правовые основы финансового контроля

1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль. Финансовый контроль представительных органов. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации. Правительство как субъект осуществления финансового контроля. Полномочия Министерства финансов РФ и министерств финансов РФ субъектов в области финансового контроля. Федеральное казначейство, его задачи и полномочия в осуществлении финансового контроля.

2. Валютный и экспортный контроль и органы, его осуществляющие. Ведомственный финансовый контроль, его задачи в современных условиях формирования рыночных, отношений. Права и обязанности главных, старших бухгалтеров предприятий и учреждений в осуществлении финансового контроля.

3. Правовые основы аудита в РФ, его виды. Инициативные и обязательные проверки. Правовое значение акта аудиторской проверки. Предварительный, текущий и последующий виды финансового контроля.

4. Методы финансового контроля. Ревизия- основной метод финансового контроля, се виды. Значение акта ревизии. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с аудиторскими фирмами и другими контрольными органами по предупреждению преступлений в сфере хозяйственно- финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль - что контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих, его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный

ж) аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", которым установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу). Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федеральною бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию. Основные задачи данного контроля:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию па осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки;

Штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовой контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральном; Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты - г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных, органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые зa счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председатели Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Счетной палаты:

осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

представляет Счетную палату б органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком па шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы. Председателем Правительства Российской Федерации. Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации. Президиума Правительства Российской Федерации.

О.Ш. Рашидов

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Краткий курс лекций

Нижний Новгород

О.Ш. Рашидов

Финансовое право: краткий курс лекций. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – С.

В предлагаемом кратком курсе лекций изложен материал по дисциплине «Финансовое право» в соответствии с законодательством РФ и общими принципами теории государства и права. Краткий курс лекций по финансовому праву предназначен для студентов и может быть использован как основа при подготовке к сдаче экзамена, студенты в сжатые сроки могут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения курс а «Финансовое право».

©НОУ ВПО Нижегородская правовая академия (институт), 2009

© Рашидов О.Ш., 2009

Общая часть

1. Финансовое право как отрасль российского права

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

3. Финансовый контроль

Особенная часть

4. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ

5. Бюджетный процесс в РФ

6. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных фондов

7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.

8. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

9. Правовое регулирование финансов государственных и муниципальных предприятий.

10. Страхование в Российской Федерации

11. Правовое регулирование денежного обращения в РФ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства и муниципальных образований.

Финансовое право является одной из основных самостоятельных отраслей российского права. Экономические и политические реалии обуславливают потребность в использовании финансово-правовых норм как регулятора относительно новых общественных отношений и необходимость их глубокого освоения. Финансовые отношения выступают частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Развитие финансовых отношений сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований: формируются новые специализированные государственные органы, обновляются методы финансовой деятельности, растёт массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Финансовое право - это отрасль российского права, которая регу­лирует общественные отношения, связанные с мобилизацией денеж­ных средств в государственные и муниципальные фонды и их ис­пользованием в интересах общества и государства.

Финансовое право регулирует разнообразные отношения - бюд­жетные, налоговые, отношения, связанные с функционированием вне­бюджетных фондов, отношения, существующие в сфере государствен­ного (муниципального) долга. Возникновение, изменение и пре­кращение этих отношений обусловлено необходимостью формирования государственных (муниципальных) денежных фондов для обеспече­ния финансовой основы существования государства, реализации его функций, в том числе - для решения социальных задач. Кроме того, финансово-правовым регулированием охвачено движение денежных потоков (в том числе - валютных) как в наличной, так и в безналич­ной форме, что требуется для упорядочения денежной массы на тер­ритории России.

Еще одной задачей финансового права является уре­гулирование отношений, связанных с про ведением мероприятий фи­нансового контроля, что необходимо в целях обеспечения имущественных интересов государства, общества в целом, а также от­дельных его субъектов. Также финансово-правовые нормы содержат правила о надзоре за некоторыми видами деятельности, которые тесно сопряжены с финансовой деятельностью государства и муниципаль­ных образований - страховая, банковская деятельность, аудит, бухгал­терский учет.

Таким образом, изучение финансового права важно для понима­ния основ финансовой деятельности государства - деятельности, на­правленной на обеспечение государства денежными средствами, которые расходуются на удовлетворение нужд общества. Программа курса по общей части финансового права рассчитан: на изучение норм права, а также судебной и арбитражной практики по вопросам применения Финансового законодательства РФ студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция».

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Лекция 1, 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Лекция 3. Понятие, предмет, источники финансового права. Финансовые правоотношения.

Лекция 4, 5. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ

Лекция 6, 7. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИИ

Лекция 8, 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО.

Лекция 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция № 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ

Лекция 12, 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.

Лекция 14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ

Лекция 15, 16. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Книги и учебники по дисциплине Финансовое право:

  1. БРИГІНЕЦЬ АНДРІАНА ВАСИЛІВНА. ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КОНФІДЕНЦІЙНОСТІ У ФІНАНСОВО-ПРАВОВИХ ВІДНОСИНАХ. Київ - 2018 - 2018 год
  2. БАРАМИДЗЕ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ». Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017 - 2017 год
  3. Мошкова Дарья Михайловна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2016 - 2016 год
  4. Тория Рита Александровна. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2016 - 2016 год
  5. ШЕПЕНКО МИХАИЛ РОМАНОВИЧ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН В США. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва -2014 - 2014 год
  6. Востриков Геннадий Георгиевич. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 2010 - 2010 год
  7. Шуплецова Ю. И.. Финансовое право: конспект лекций. - 3-є изд. доп. и пере- раб. - М.:,2009. - 182 с. - 2009 год
  8. Зима Денис Леонідович. Теоретико-правові питання координації державного фінансового контролю. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Ірпінь –2008 - 2008 год
  9. ІСКОРОСТЕНСЬКИЙ АНАТОЛІЙ МИКОЛАЙОВИЧ. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН В УКРАЇНІ. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Ірпінь–2008 - 2008 год