На что имеет право призывник. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? Распространенные нарушения в поликлиниках

  • § 3. Административное право как учебная дисциплина
  • Раздел II. Административно-правовые
  • § 2. Административно-правовой статус гражданина
  • § 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • § 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  • § 5. Административная опека и статус ее субъектов
  • § 6. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  • § 7. Воинская обязанность граждан Российской Федерации
  • I Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности
  • II. Обязанности и права призывников
  • III. Правовое положение военнообязанных
  • IV. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации
  • Глава 7. Обязанности и права граждан в условиях паспортного режима § 1. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
  • § 2. Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
  • § 3. Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
  • § 4. Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация граждан по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • § 5. Право на получение заграничного паспорта
  • Глава 8. Право граждан на защиту
  • § 2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований
  • § 3. Право гражданина на административную жалобу
  • § 4. Производство по общим административным жалобам граждан
  • § 5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичной исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в России)
  • § 6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
  • Разделiii. Государственная
  • § 2. Линейная и функциональная власть
  • § 3. Организационная структура государственной администрации
  • § 4. Административное ведомство
  • Глава 10. Исполнительные органы государственной власти § 1. Понятие исполнительного органа государственной власти
  • § 2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти
  • § 3. Виды исполнительных органов государственной власти
  • § 4. Система исполнительных органов государственной власти
  • § 5. Правительство России
  • § 6. Центральные федеральные исполнительные органы
  • § 7. Территориальные федеральные органы
  • § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 11. Государственная служба и государственные служащие § 1. Понятие и типы службы в обществе
  • § 2. Понятие и типы должностей в организациях. Должностное лицо
  • § 3. Государственные должности
  • § 4. Государственный служащий и государственная служба
  • § 6. Основные принципы государственной службы
  • § 7. Классификация государственных служащих
  • § 8. Обязанности и права государственных служащих
  • Глава 12. Прохождение государственной службы § 1. Служебная карьера (понятие прохождения службы)
  • § 2. Прием (поступление) на службу
  • § 3. Аттестация служащих и присвоением квалификационных разрядов (чинов, рангов, званий)
  • § 4. Продвижение по службе
  • § 5. Прекращение государственной службы
  • § 6. Управление государственной службой
  • § 7. Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации
  • Раздел IV. Формы деятельности
  • § 2. Основные признаки акта государственной администрации
  • § 3. Виды актов государственной администрации
  • § 4. Акты федерального Правительства
  • § 5. Ведомственные нормативные акты
  • § 6. Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации
  • § 7. Условия эффективности актов государственной администрации
  • § 8. Прекращение действия акта государственной администрации
  • Глава 14. Административно-процессуальная деятельность государственной администрации § 1. Понятие и виды юридического процесса
  • § 2. Административные процессы
  • § 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы
  • § 4. Общие стадии административных процессов
  • § 5. Административная подведомственность
  • Глава 15. Негласная деятельность государственной администрации § 1. Виды негласной деятельности государственной администрации
  • § 2. Режим секретности
  • § 3. Оперативно-розыскная деятельность
  • Глава 16. Административные договоры § 1. Место административного договора в деятельности государственной исполнительной власти
  • § 2. Структура и признаки административного договора
  • § 3. Административный договор и административный акт
  • Раздел V. Методы деятельности
  • § 2. Методы прямого и косвенного административного воздействия
  • § 3. Система методов и способов административного воздействия
  • § 4. Убеждение как метод деятельности государственной администрации
  • Глава 18. Поощрение в деятельности государственной администрации § 1. Понятие и особенности поощрения
  • § 2. Способы поощрения
  • § 3. Виды поощрительных средств
  • § 4. Поощрительное производство
  • Глава 19. Разрешительная система в российской федерации § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
  • § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
  • § 4. Принятие и исполнение решения
  • § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешенной деятельности
  • § 6. Переоформление разрешений
  • § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  • Глава 20. Административный надзор § 1. Понятие, субъекты, содержание административного надзора
  • § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • Глава 21. Специальные административно-правовые режимы § 1. Правовой и административно-правовой режим
  • § 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
  • § 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • § 4. Чрезвычайное положение
  • § 5. Военное и «особое» положение
  • § 6. Режим закрытого административно-территориального образования
  • § 7. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
  • Раздел VI. Принуждение
  • § 2. Виды принуждения и ответственности по административному праву
  • § 3. Понятие и виды административно-правового принуждения
  • § 4. Административно-восстановительные меры
  • Глава 23. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
  • § 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  • § 3. Принудительное лечение
  • § 4. Применение огнестрельного оружия
  • § 5. Административное задержание граждан
  • § 6. Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
  • Глава 24. Понятие и основания административной ответственности § 1. Признаки административной ответственности
  • § 3. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности)
  • § 4. Состав административного проступка
  • Глава 25. Административные взыскания § 1. Система административных взысканий
  • § 2. Виды административных взысканий
  • § 3. Общие принципы наложения административных взысканий
  • II. Срок давности наложения административных взысканий
  • III. Наложение взысканий за множественность
  • § 4. Административная деликтность и административная деликтология
  • Глава 26. Общая характеристика
  • Производства по делам
  • Об административных правонарушениях
  • § 1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Задачи и принципы производства по дедам об административных правонарушениях. Право на защиту
  • § 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Участники производства
  • § 5. Сроки в производстве
  • § 6. Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • § 7. Меры административно-процессуального (обеспечительного) принуждения
  • Глава 27. Стадии производства
  • По делам об административных
  • Правонарушениях
  • § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Административное расследование
  • I. Общее расследование
  • II. Упрощенное производство
  • § 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • § 4. Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях
  • § 5. Исполнение постановлении
  • Глава 28. Материально-правовые
  • И процессуальные особенности
  • Отдельных категорий дел
  • § 1. Виды административных правонарушений
  • § 2. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  • § 3. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
  • § 4. Основные особенности административной ответственности в судебном порядке
  • § 5. Основные особенности административной ответственности за налоговые правонарушения
  • § 6. Особенности административной ответственности по Таможенному кодексу Российской Федерации
  • Глава 29. Дисциплинарно-правовое
  • Принуждение по административному
  • § 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  • § 4. Материальная ответственность по административному праву
  • Раздел VII. Режим законности
  • § 2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
  • § 3. Система гарантий законности (правозаконности)
  • Глава 31. Контроль за деятельностью государственной администрации § 1. Содержание и виды контроля
  • § 2. Президентский контроль за государственной администрацией
  • § 3. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
  • § 4. Судебный надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • § 5. Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • Содержание
  • II. Обязанности и права призывников

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

    С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    Освобождаемых от призыва;

    Не подлежащих призыву;

    Имеющих право на отсрочку от призыва;

    Подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

    Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

    Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

    У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

    И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

    Не подлежат призыву граждане:

    Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

    Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

    В отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

    Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    Постоянно работающим врачами в сельской местности;

    Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

    Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

    Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    * СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

    Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

    Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

    Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

    Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

    Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

    В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

    Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

    Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

    – об освобождении от воинской обязанности;

    –о предоставлении отсрочки;

    – о зачислении в запас;

    – об альтернативной службе;

    – об освобождении от призыва;

    – о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    * На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

    12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

    Пребывания в дисциплинарной воинской части;

    Отбывания осужденным ареста;

    Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

    Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

    Чтобы избежать ошибок при призыве и противостоять нарушению закона со стороны должностных лиц, призывник должен четко знать свои права и обязанности .

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны:

    • исполнять обязанности по воинскому учету;
    • получать повестки военного комиссариата под расписку;
    • являться в военкомат по повестке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии, для отправки к месту прохождения военной службы.

    Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

    • заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в их похоронах;
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • иные причины, признанные уважительными комиссией по первоначальной постановке граждан на воинский учет/ призывной комиссией или судом.

    Уважительные причины неявки по повестке должны быть документально подтверждены. О наличии таких причин следует известить военкома заказным письмом с уведомлением о вручении и с актом о вложении (образец № 8). К письму необходимо приложить копии документов, удостоверяющих наличие уважительных причин. В случае неявки по повестке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, без уважительной причины гражданин считается уклоняющимся от военной службы и может быть привлечен к ответственности, в соответствии с законодательством РФ. За неисполнение гражданами обязанностей, возложенных на них ФЗ ВО, установлена административная и уголовная ответственность.

    Административная ответственность предусмотрена статьями 21.5- 21.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП):

    • за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП);
    • за уклонение от медицинского освидетельствования или обследования по направлению комиссии по постановке граждан на первоначальный воинский учет либо от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (ст. 21.6 КоАП);
    • за умышленные порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение указанных документов, повлекших утрату (ст. 21.7 КоАП).

    Каждое из указанных правонарушений влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    В обязанности граждан по воинскому учету входит явка по повестке в РВК. Таким образом, за неявку по повестке законодательством предусматривается административная ответственность.

    Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от призыва на военную службу (ст. 328 УК РФ). Уклонением, в соответствии с ФЗВО, признается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Законодательство предусматривает широкий спектр ответственности за уклонение от призыва - от денежного штрафа до лишения свободы сроком на два года. Но вопрос об уклонении от призыва может решить только суд. Призывная комиссия или военком вправе направить соответствующие материалы в следственный отдел при прокуратуре месту жительства призывника. Следователь, ознакомившись с обстоятельствами, решает, возбудить уголовное дело об «уклонении» или нет.

    Для привлечения призывника к уголовной ответственности требуется установить:

    • факт неявки призывника по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
    • отсутствие уважительных причин неявки;
    • факт вручения гражданину повестки под личную подпись.

    Если хотя бы одно из этих трех обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет.

    Зачастую военкоматы присылают повестки почтой или передают через родителей, соседей. Следует иметь в виду, что ни соседи, ни родители не несут никакой ответственности, если забудут передать или потеряют повестку. Отсутствие у призывной комиссии личной расписки призывника на «корешке» повестки не позволит привлечь юношу к уголовной ответственности за уклонение от призыва. Привлечь призывника к ответственности по статье 328 УК РФ можно будет только в том случае, если будет доказано, что он уклонялся от получения повестки. Из всего сказанного следует, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания повестки РВК. Получив повестку, необходимо либо явиться в призывной пункт, либо реагировать на нее письменным заявлением с обоснованием причин неявки. Полезно также написать заявление в полицию о том, что вы (ваш доверитель) не уклоняетесь от призыва на военную службу, не скрываетесь и выполняете все требования закона (образец № 10).

    Кто может защищать права призывника в военкомате? Как призывнику защитить себя во время призыва в армию (советы юристов, законы)?

    Чем дальше современное общество уходит от существовавшего в определённый исторический период тоталитарного общества, тем более настойчиво граждане, уже не знакомые с командно-приказной системой, отстаивают свои гражданские права. Защита прав призывника - современный тренд. Создаются комитеты солдатских матерей, появилась масса юридических фирм, защищающих права призывника в военкомате и предлагающих услуги по отсрочке или полному освобождению от службы.

    При этом в обществе сложилось и подогревается негативное восприятие армии. Защита прав призывника – модная, но сильно избитая тема. Дисциплина и порядок рассматриваются как произвол и «дедовщина» - жупел, которым пугают всех, кому предстоит пройти армейскую службу.

    Военкоматы принято воспринимать как бюрократическое учреждение, в котором работают бездушные солдафоны, а их единственной целью является выполнение плана по призыву. «Забрить» невинного, беспомощного, больного призывника, игнорируя все законные основания для предоставления отсрочки или освобождения от службы.

    В реальной жизни всё обстоит далеко не так. Военкоматы – не более, чем один из многих органов государства, подчиняющийся в своей деятельности чётко установленным правилам и инструкциями. В этом отношении регламентация деятельности в военном ведомстве гораздо более строгая, чем в любом гражданском учреждении. В военкоматах гораздо больше дисциплины и порядка, а уровень ответственности за недочёты в работе – более строгий.

    На сегодняшний день страшилки о том, как нарушаются права призывника в военкомате – не более чем популярный жанр фольклора, народные байки о том, как нарушают права призывника в военкомате. В большинстве случаев это лишь слухи, не имеющие отношения к реальности.

    Какие законы защищают права призывника?

    Все основные права военнослужащих по призыву, призывников и допризывников детально прописаны в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Конституции РФ. Помимо этого существует большое количество законов, приказов и инструкций, которые дополнительно разъясняют и упорядочивают более узкие вопросы воинской службы.

    Читайте также: Какая ответственность за уклонение от призыва на военную службу?

    Однако если об обязанностях призывника в той или иной мере знают все, то о своих правах знают далеко не все призывники. Какие же права призывника в военкомате надо знать? Их перечень достаточно обширен:
    — право на обжалование результатов ВВЭ;
    — право на прохождение контрольного медицинского освидетельствования;
    — право на обжалование в суде решения призывной комиссии и т.д.

    Как обжаловать решение призывной комиссии?

    Необходимость в подобном мероприятии возникает в случаях, когда призывник не согласен с решением о направлении в воинскую часть для прохождения службы или его не устраивает категория годности, определённая решением комиссии.

    Часто этим приемом пользуются юристы по защите прав призывников с целью затянуть призыв юноши на военную службу и добиться отсрочки на полгода, пока идёт разбирательство по существу жалобы в вышестоящих инстанциях или суде. В прайс-листах юрфирм эта услуга часто так и называется «отсрочка на полгода».

    Надзор за деятельностью военкоматов и призывных комиссий осуществляют органы военной прокуратуры. Именно к органам военной прокуратуры в первую очередь следует апеллировать в случае каких-то спорных ситуаций. Это наиболее эффективный и совершенно бесплатный способ удовлетворения претензий и соблюдения прав призывника.

    Для призывника, не имеющего цели «отмазаться» от службы, решение призывной комиссии вряд ли сильно интересно. Большинство волнует только «команда» в которой ему предстоит убыть к месту службы и род войск. Тем не менее, право получить на руки этот документ есть у каждого. Для этого достаточно написать заявление на имя председателя призывной комиссии и в течение 30 рабочих дней закон обязывает выдать копию на руки заявителю.

    Получить копию решения призывной комиссии можно без непосредственной явки в военкомат. Достаточно направить в адрес комиссии заказное письмо с уведомлением о вручении и бережно сохранить вернувшийся в адрес заявителя ответ с подписью должностного лица.

    Что делать в случае несогласия с результатами военно-врачебной экспертизы?

    Больше всего конфликтов возникает в случаях несогласия призывника с заключением призывной военно-врачебной комиссии (ВВК). Широко распространено заблуждение, что врачи ВВК намеренно игнорируют заболевания призывников. Конечно же, это не так. В призывных ВВК работают во время весенних и осенних призывов обычные врачи, приглашённые специалисты из районных и городских поликлиник, которым не свойственен «солдафонский» образ мышление или бездушное отношение к пациентам. Однако нагрузка на врачей очень большая, поэтому вполне возможны некоторые недоразумения.

    Граждане, состоящие на учете в военкомате, должны отслужить в армии Российской Федерации. У призывников имеются права и обязанности, закрепленные на уровне законодательства РФ. Их невыполнение чревато последствиями. Какие права имеет призывник в 2019 году?

    Как осуществляется призыв?

    Служба в армии – обязанность каждого мужчины и долг перед Родиной. Некоторые из них осознают ценность несения службы на благо страны. Остальные считают, что это их прямая обязанность, которые они обязательно должны исполнить. Чтобы не отвечать перед законом за невыполнение обязанностей воина, необходимо знать о собственных правах и обязанностях. Иначе призывник нарушает законодательство.

    Подробнее о том, как происходит , вы можете прочитать на нашем сайте.

    Мужчине высылают повестку, он ставит свою подпись о получении документа. В назначенный день военнообязанный приходит в военкомат с целью медицинского обследования и выяснения состояния здоровья. По результатам комиссия выносит решение, находя оптимальное решение вопроса. Если решение положительное, и выяснится, что юноша годен, в установленные сроки он является в военный комиссариат и отбывает на службу.

    Уклонение мужчины фиксируются, и предполагают наложение штрафной санкции либо лишение свободы на 2 года. От службы избавлены такие категории:

      отслужившие ранее;

      признанные негодными по состоянию здоровья;

      кандидаты наук;

      те, чьи родственники погибли, неся службу.

    Статус подтверждается документами.

    Право призывника – отсрочка


    Ксерокопия медицинской карточки

    Если на будущего военнообязанного заведена медицинская карта, он имеет право затребовать ее копию для ознакомления с информацией о состоянии здоровья. Сюда включены выписки и их копии. Основанием такого права призывников служит 22 статья закона «Об охране здоровья». При составлении заявления следует руководствоваться этим нормативным актом.

    Свободное перемещение

    27 статья Конституции гарантирует гражданину свободное перемещение, определение места проживания и пребывания. Это право имеет значение, поскольку зачастую юношу призывают в военкомат либо удерживают его через силу без наличия такого документа в МВД. В нем должны содержаться сведения о лице, стоять подпись начальника военного комиссариата.

    С момента выезда из военкомата к месту несения службы гражданин признается военнослужащим. Отправка в армию подразумевает не только гарантию прав гражданину, но и соблюдение им обязанностей. Основными являются:

      явка в назначенное время и день в военный комиссариат (с повесткой);

      сообщение о смене семейного положения, места жительства в органы воинского учета (в течение 7 дней);

      снятие с учета в случае переезда на новое место жительства;

    В момент мобилизации обязанность военнослужащего регулируется федеральными законами и актами и включает в себя – призыв на службу и ее прохождение в военное время, обучение.

    После получения повестки установленной формы гражданин обязан явиться по вызову и пройти надлежащую процедуру – уточнить документы для учета, пройти медицинское обследование и прочее. Если явка в назначенное время невозможна, необходимо оповестить об этом руководителя районного военкомата.


    Офицеры, находящиеся в запасе (как и граждане, подлежащие учету), обязаны прийти в военный комиссариат по месту проживания, чтобы встать на учет в течение двух недель при наступлении таких событий:

      увольнение со службы в запас;

      увольнение с гражданской службы;

      освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы;

      получение военной специальности (для женщин);

      приобретения российского подданства (для тех, кто подлежит постановке на учет).

    Граждане с повестками обязаны соблюдать перечисленные требования. Когда введено военное положение, призывники не вправе покидать место проживания самостоятельно. В их обязанности входит обращение к военному комиссару за разрешением. В письменном заявлении указать причину отъезда и новое место жительства.

    При неявке лицо привлекается к ответственности административного характера. Такая мера регулируется законодательной властью Российской Федерации. Нарушение оформляют в виде протокола. Таким способом гражданина предупреждают или назначают ему штраф размером 100-500 рублей.

    Если призывник , наступает уголовная ответственность. Такая мера наказания регулируется статьей 328 Уголовного кодекса РФ. К уклонению относится неявка военнообязанного без уважительной причины. Этой проблемой занимается суд. Комиссия по призыву или начальник военкомата имеет право передать дело в прокуратуру по месту жительства гражданина.

    Многие призывники и их родители хотят детально разобраться в вопросе прав и обязанностей лиц, которые проходят военную службу. Главным руководящим документом является Конституция Российской Федерации. В ее 59 статье указывается:

    • у граждан РФ есть долг и обязанность, связанные с защитой Отечества;
    • несение военной службы гражданами РФ должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством;
    • если несение военной службы противоречит вероисповеданию либо убеждениям гражданина РФ, а также в ряде других предусмотренных законодательством случаях лица имеют право на прохождение альтернативной гражданской службы.

    Когда призывник становится военнослужащим, данные о нем вносятся в документы воинского учета и личные дела, их ведение и хранение выполняется в определяемом законодательством порядке. Конституция РФ в 59 статье устанавливает обязанность гражданам России нести военную службу, в ней имеются следующие составляющие:

    • призыв на военную службу;
    • становление на воинский учет;
    • пребывание в запасе;
    • подготовка к воинской службе;
    • призыв на военные сборы и их прохождение во время пребывания в запасе
    Защита призывников на законодательном уровне

    Призывнику важно понимать, что государство защищает военнослужащих: их честь, достоинство и свободы. Только лица, уполномоченные конституцией и федеральными законами, имеют право вмешиваться в деятельность военнослужащих. Правовые акты РФ предусматривают ответственность за насилие либо угрозу насилия над военнослужащими, их оскорбление, посягательство на здоровье и жизнь, имущество и жилую недвижимость, а также нарушение прав, связанных с несением военной службы.

    У призывника есть свобода выражения своего мнения, слова и убеждений, становясь военнослужащим, он получает доступ к информации. При этом запрещается разглашать военную либо государственную тайну, критиковать приказы руководства либо обсуждать их. В свободное от обязанностей время у них есть право принимать участие в мирных демонстрациях, митингах, пикетировании и собраниях, однако они не должны проводиться на территории воинской части. Также у военнослужащих имеется право принимать участие в религиозных церемониях и богослужениях во время, свободное от военной службы.

    Права и обязанности призывников

    У граждан Российской Федерации есть право поступить в военное училище в том случае, если они приняли решение сделать военную службу своей профессией либо стать кадровым военным. При этом лица должны соответствовать определенным требованиям. К тому же мужчины и женщины уполномочены поступить по контракту на военную службу. Кандидату должно быть 18-40 лет. Если гражданин поступил в военное училище, тогда для заключения контракта он должен пройти хотя бы один курс обучения.

    Будущий призывник, не успевший пройти военную службу, может поступить в военное образовательное учреждение, если его возраст находится в диапазоне 16-22 года. В случае прохождения службы возраст увеличивается до 24 лет.

    Существуют следующие возможности заключения первых контрактов:

    • контракт на три года заключается с лицами, которые поступают на должность, предполагающую получение воинского звания старшины, сержанта, матроса либо солдата;
    • контракт на пять лет заключается с лицами, поступающими на должность, предполагающую получение воинского звания офицера, мичмана либо прапорщика;
    • контракт с лицами, проходящими обучение в военных училищах, заключается на срок их обучения и следующие пять лет.

    Сегодня комплектование воинских формирований в РФ производится как по контракту, так и посредством призыва. Если в первом случае поступление на службу является добровольным, то призывник выполняет свою обязанность. Специфика последнего случая заключается в том, что служба выполняется не принудительно, но и не добровольно. Также важно помнить, что данная обязанность не связана с нарушением каких-либо законов и не является мерой наказания. Однако ее недобровольное выполнение не подпадает под определение принудительности.

    Каждый мужчина призывного возраста попадает в одну из следующих категорий:

    • освобождаемые от призыва;
    • получившие право на отсрочку от призыва;
    • по подлежащие призыву;
    • подлежащие призыву.

    Давайте подробно рассмотрим каждую категорию.

    Мужчины, которые освобождаются от призыва
    • получившие ученую степень доктора либо кандидата наук;
    • по состоянию здоровья признанные негодными для прохождения военной службы;
    • лица, мать, отец, брат либо сестра которых погибли при исполнении обязанностей военной службы;
    • лица, которые прошли либо проходят альтернативную или военную службу в РФ либо иной стране.

    В ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», принятый в 1 999 году, в 9 статье говорится: «Граждане, которые ведут традиционный образ жизни, принадлежат к малочисленным народам, занимаются традиционными промыслами и осуществляют хозяйствование, могут пройти альтернативную гражданскую службу вместо военной службы».

    В соответствии с Конституцией РФ в эту категорию относятся лица, чье вероисповедание либо убеждения противоречат несению военной службы. В то же время закон об альтернативной службе, в котором определялось бы место, порядок и время ее проведения, отсутствует. Поэтому при обращении в призывные комиссии и органы военной администрации, лица, желающие ее пройти, сталкиваются с рядом сложностей.

    Лица, не подлежащие призыву

    В соответствии с законодательством некоторые граждане не подлежат призыву, поэтому они не могут стать призывниками. К ним относятся:

    • имеют непогашенную либо неснятую судимость;
    • отбывают уголовное наказание в виде исправительных либо обязательных работ, лишения или ограничения свободы, ареста;
    • в их отношении проводится уголовное дело.

    Вышеперечисленные граждане не могут стать призывниками или служит по контракту, поскольку они совершили неправомерный поступок либо привлекаются к ответственности за него. До тех пор, пока не будет снята судимость, они не могут проходить военную службу. Однако когда привлекаемое к уголовной ответственности лицо будет оправдано либо по отношению к нему будет прекращено дело, потребуется решить вопрос с призывом. Аналогичная ситуация возникает при погашении либо снятии судимости. Законодательство надеется, что благодаря данной норме можно будет улучшить обстановку в воинских частях и качественный состав новобранцев.

    Разновидности отсрочек от призыва

    Немало призывников обладает правом на получение отсрочки от призыва. Зачастую выделяют 5 категорий отсрочек:

    • По семейному положению. В этом случае право на отсрочку получают мужчины-призывники, у которых есть ребенок возрастом до 3 лет, два или более детей, воспитывающие сына либо дочь без матери. В эту категорию относятся те, родитель которых один воспитывает инвалида с детства, двух и свыше детей возрастом до 8 лет. Также необходимость ухода за матерью, отцом, братом, сестрой, женой, бабушкой либо дедушкой, если нет других членов семьи, которые должны их содержать в соответствии с действующим законодательством, является основанием для предоставления отсрочки.
    • По состоянию здоровья. В эту категорию входят лица, которые временно не пригодны к несению военной службы. Соответствующее медицинское заключение позволит получить отсрочку до 1 года. Она может неоднократно предоставляться одному гражданину.
    • В связи с выполнением важной общественно-полезной деятельности. Призывник может получить отсрочку, если он получил высшее образование и отвечает ряду условий, установленных законодательством:
      • проходит службу в таможенных органах, налоговой инспекции либо органах внутренних дел, окончил учебные учреждения перечисленных выше ведомств либо обучается в них и получает специальные знания;
      • работает в сельской местности врачом на постоянной основе;
      • получил высшее педагогическое образование, на постоянной основе проводит деятельность в образовательных учреждениях сельской местности, уполномоченных выдавать документы о получении образования гособразца;
      • работает в госорганизациях, которые входят в установленный Правительством РФ перечень служб (предприятия химической промышленности, Минатома Российской Федерации и т.п.).
    • В связи с получением образования. К этой категории относятся граждане, которые получают образование в очной форме в следующих муниципальных и государственных учреждениях, получивших госаккредитацию:
      • при получении высшего, среднего либо начального образования отсрочка предоставляется на время обучения. Данное право можно использовать лишь дважды: для получения профобразования либо образования более высокого уровня. Его имеют граждане, которые до этого один раз получали отсрочку в том случае, если они поступают в образовательное учреждение повторно;
      • на время обучения, а также защиты работы на повышение квалификации при получении послевузовского профобразования.
    • Отсрочка, предоставленная указами Президента РФ. На данный момент ее получают:
      • обучающиеся в Санкт-Петербургском и Московском академическом художественном лицее до завершения курса обучения;
      • выпускники и обучающиеся Мореходных школ либо Морского колледжа ВМФ до получения образования и на время работы на судах Военно-Морского флота;
      • некоторые представители научной молодежи, обладающие значительными талантами. В соответствии с изданным в 1996 году указом каждый год право на отсрочку может получить до 500 человек, в число которых входят аспиранты и научные сотрудники, перечень которых в Минобороны предоставляет Минкультуры;
      • самые талантливые представители искусства России. В согласии с изданным 9 июня 1 993 года указом до 600 артистов цирка, балета и музыкальных исполнителей могут получить право на отсрочку. Их перечень в Минобороны должно предоставить Минкультуры.
    Некоторые особенности призыва

    Стать призывником в мирное время можно во II и IV кварталах ежегодно. В их чисто входят стоящие на воинском учете молодые люди, которые не находятся в запасе и которым до начала призыва или во время его исполнилось 18 лет. В случае получения отсрочки от него они сохраняют этот статус до исполнения 27 лет. Законодательство различает призыв офицеров запаса и общий призыв. Они отличаются процедурой, должностями и основаниями.

    Граждане, на которых распространяется общий призыв, обязаны:

    • после получения повестки из военкомата посетить призывную комиссию и прийти на медицинское освидетельствование. При вручении повестки призывники должны расписаться, зачастую срок явки составляет три и более дня до момента явки. Если повестку вручить невозможно, органы внутренних дел должны обеспечить явку призывника на соответствующее мероприятие. Существует возможность привода военнообязанного милицией в военкомат в случае письменного обращения военкома. Если гражданин после получения повестки не явится в установленный срок и не будет иметь на то уважительных причин, такое поведение определяется как уклонение от военной службы;
    • сообщить в выполняющий воинский учет орган о смене места жительства сроком свыше трех лет во время проведения призыва;
    • поступить в воинскую часть для отправки и находиться в соответствующем месте до отправки до места прохождения военной службы;
    • если врачи не имеют возможность на месте предоставить медзаключение о его пригодности к несению военной службы, призывник должен пройти стационарной либо амбулаторное медобследование в установленном медицинском учреждении, которое расположено на территории определенного субъекта Российской Федерации.

    Мы рассмотрели основные права и обязанности призывников, которые устанавливает законодательство Российской Федерации. Следуя им, можно избежать многих сложностей и проблем, а также в полной мере выполнить свой долг перед Отечеством.