Основные функции правовой культуры. Правовая культура

Правовой культуре свойственны не­сколько основных функций: интегративная, коммуникативная и за­щитная (см. интеллектуальную карту 16-06).

Интегративная функция состоит в обеспечении целостности пра­вовой системы.

Ее основой являются базовые правовые ценности, на которых выстраиваются все остальные элементы правовой системы. Признание единой системы правовых ценностей объединяет соци­альные институты, задает им единые цели развития.

Коммуникативная функция правовой культуры заключается в под­держании информационного обмена как в едином пространстве на­ционального права, так и в международном культурном правовом диалоге.

Защитная функция правовой культуры состоит в охране правовых ценностей общества, государства, коллективов и личности от попы­ток разрушить правовые ценности как извне, так и изнутри.

Вопросы для контроля (самоконтроля)

1. Раскройте понятие правосознания. Покажите особенности правосознания как формы общественного сознания.

2. Какова структура правосознания?

3. Каковы особенности массового, группового и индивидуального

правосознания?

4. Каковы особенности научного, профессионального и обыден­ного правосознания?

5. В чем заключается различие правовой идеологии и правовой психологии?

6. Каковы функции правосознания?

7. Каковы особенности профессионального правосознания?

8. Какие виды деформаций правового сознания вам известны?

9. Что понимается под правовым инфантилизмом?

10. Что понимается под правовым идеализмом?

11. Что понимается под правовым нигилизмом?

12. Раскройте содержание правовой культуры: ее понятие и эле­

13. Каковы функции правовой культуры?

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие правосознания.

2. Структура правосознания.

3. Функции правосознания.

4. Деформации правосознания.

5. Правовая культура.

6. Проблемы развития правосознания и правовой культуры в Рос­сийской Федерации.

Темы письменных работ, рефератов и докладов

1. Понятие правосознания. Правосознание как форма обществен­ного сознания.

2. Структура правосознания.

3. Правовая идеология.

4. Правовая психология.

5. Принятие решения.

6. Функции правосознания.

7. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание.

8. Общественное и индивидуальное правосознание.

9. Правосознание нации, народа.

10. Обыденное (эмпирическое) правосознание.

11. Научное (теоретическое) правосознание.

12. Профессиональное правосознание.

13. Правосознание юристов.

14. Деформации правового сознания.

15. Правовой инфантилизм.

16. Правовой идеализм.

17. Правовой нигилизм.

18. Правовая культура: понятие и элементы.

19. Правовая культура в контексте культуры общества.

20. Функции правовой культуры.

21. Правовое воспитание и пропаганда правовых ценностей.

Основная литература

Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазаре­ва. 5-e изд. М.: Норма, 2010. @Znanium.

Дополнительная литература

Ильин И. А. Теория права и государства. 2-е изд. М., 2008. Лукьянова Е. Г. Теория права и государства. Введение в естествен­

но-правовой курс: учеб. пособие. М.: Норма, 2011. @Znanium. Мальцев Г. В. Культурные традиции права. М.: Норма, 2013.

Морозова Л. Л.Теория государства и права: учебник. 5-е изд. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Оксамытный В. В. Общая теория государства и права: учебник для студентов вузов. М., 2012.

Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузо­ва, А. В. Малько. 3-є изд. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Интеллектуальные карты

Интеллектуальная карта 16-01

Проявление

сознания

общественного

сознания

Является частью единой культуры

Складывается в правовой сфере

Интеллектуальная карта 16-02

В аспекте

социальной

структуры

В аспекте социального содержания

Индивидуальное

Групповое

Массовое

Профессиональное

Обыденное/

С точки зрения форм

С точки зрения психологической структуры личности

/
i Знания Эмоции Оценки
Переживания
^Ценности Состояния и др.

Правовая

идеология

Правовая

психология/

Интеллектуальная карта 16-04

Интеллектуальная карта 16-03

Правовой

инфантализм

Правовой

идеализм

Перерождение

правосознания

Правовой

нигилизм

Интеллектуальная карта 16-05

Правовые Правовые

Интеллектуальная карта 16-06

Еще по теме Функции правовой культуры.:

  1. 4. Понятие правовой культуры. Элементы, уровни правовой культуры.
  2. 50. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ
  3. 1.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

Прежде всего, обратимся к самому значению слова "функция". В толковом словаре даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые). Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в "измерении" индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть Изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности .

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Освоение этой функции определит наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох. Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере "сегодняшнего" правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. В конечном счете, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Сегодня противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформаций минувших лет, запущенностью дел в различных сферах экономики и социальной жизни, в том числе и правовой сфере. Все это, конечно, влияет и на нашу правовую культуру. Вот почему исходной предпосылкой прогнозирования развития правовой культуры выступает исследование не только наличного состояния правовых ценностей, но и поиск путей, устраняющих противоречия в законодательстве и правовой системе, обеспечивающих всестороннее правовое развитие личности. Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура - динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима вне и помимо нравственности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет, собой непременный элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны . Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены, прежде всего, общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достижении соответствующего уровня правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности правосознания и правового развития личности, а так же степени свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:
· правосознания и правовой активности общества,
· прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),
· степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура - это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.
Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.
Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Категория “правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированное государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск", компромиссов и т.д., нисколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность "юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства.
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Практически на протяжении всей истории своего развития человечество пыталось найти наиболее удачный и эффективный регулятор общественных отношений. Ведь взаимодействие социума происходит посредством объединения людей в группы, которые, в свою очередь, формируют население того или иного государства. В процессе поиска лучшего регулятора испробовали различные методы влияния. Первым из них было насилие. Но очень скоро стало понятно, что этот способ имеет силу лишь в руках умелого лидера. При отсутствии этого весомого фактора любой насильственный режим рушится. Вторым действенным методом стала религия. Но её эффективность также изжила себя достаточно скоро, потому что далеко не все имеют глубокую веру в высшие силы.

С постепенным развитием социального мышления люди начали изобретать право. На сегодняшний день оно является главным отношений во всём мире. Однако его развитость может находиться на совершенно разном уровне в той или иной стране. Этот показатель, в свою очередь, называется правовой культурой, о функциях и структуре которой пойдёт речь далее в статье. Следует также отметить тот факт, что от упомянутого фактора зависит эффективность деятельности права и множество иных особенностей.

Понятие права

Функции правовой культуры, а также понятие этой категории необходимо рассматривать лишь в тандеме с основным регулятором общественных отношений. О нём мы уже упоминали. Таковым на сегодняшний день, как уже указывалось ранее, является право. Давайте определим, что это за явление.

С научной точки зрения, право - это способ влияния на который представляет собой отдельную систему взаимосвязанных, общественно-определённых, санкционированных и гарантируемых государством специальных поведенческих правил. Иными словами, эта категория представляет собой сбор дозволений и запретов. Исходя из этого тезиса, можно говорить о том, что правовая культура, понятие, которой представлены в статье, имеет свои характерные особенности.

Что такое культура правового характера?

Как мы знаем, стойкая система жизненных принципов, идеалов и объективных оценок называется человеческой культурой. Эта категория определяет, прежде всего, умственное и духовное развитие человека, как сознательного существа. Однако культурная составляющая может подразделяться на многие взаимосвязанные между собой критерии. Каждый из них показывает отношение и фактическое взаимодействие человека с определёнными отраслями его деятельности. Отсюда следует, что правовая культура - это структурный элемент классической категории. Но возникает вполне логический вопрос о том, что собой представляет это понятие.

Согласно распространённому научному мнению, правовая культура - это некий уровень объективных оценок и знаний в отношении права и всех связанных с ним факторов. Эти знания могут существовать в виде отдельных интеллектуальных установок, жизненного опыта, убеждений, личностных норм и т. п. Правовая культура, понятие, которой представлены автором, проявляется как в юридической, так и в иных сферах социального регулирования. А именно: этнической, государственной, профессиональной.

Форма выражения категории

Многие люди пытаются понять, что собойя представляет правовая культура. Понятие, функции её имеют ключевое значение в процессе общественного регулирования социума. Так как она выражается в особой форме. Категория имеет своё влияние благодаря тому, что её основные положения включены в официальные государственные нормативные акты. При этом уровень правовой культуры государства зависит от числа и иерархии НПА, в которых применяются её ключевые моменты.

Однако, существуют и иные факторы, свидетельствующие о развитости представленного понятия в государстве. Если брать во внимание конкретно Российскую Федерацию, то в этой стране правовая культура находится на высоком уровне, потому что существует система специальных органов. Они, в свою очередь, выдают соответствующие нормативные акты.

Соотношение понятий

Достаточно часто люди путают такие термины, как правовая культура общества и правовая культура личности. В целом они являются смежными. Однако характеризуют представленные категории совершенно разные объекты. В первом случае речь идёт о правовой культуре вообще. То есть, в этом виде термин применим непосредственно к государству и его населению.

В свою очередь, правовая культура личности - это фактическое знание и понимание ключевых аспектов права. При этом высокий уровень этой категории будет проявляться в том, насколько часто люди выполняют предписания юридического режима с учётом осознания его существования вообще. Однако правовая культура общества и личности также являются видами упомянутого в статье термина.

Основные виды правовой культуры

Правовая структура, функции которой представлены в этой статье, имеет не только характерные особенности, но ещё и виды. Классификация категории осуществляется на основе трёх ступеней её существования. Иными словами, правовая культура может существовать на уровне общества в целом, а также в среде отельных групп и личностей.

Ранее автор уже пытался объяснить, что собой представляет категории личностного и общественного уровней. Тем не менее они наделены также рядом иных особенностей, которые просто необходимо учитывать при анализе понятия. К тому же виды и функции правовой культуры достаточно сильно связаны между собой. Ведь в зависимости от сферы действия категории, появляются те или иные факторы. Таким образом, существуют следующие виды, а именно:

  • правовая культура личности;
  • правовая культура группы;
  • правовая культура общества.

Каждый из этих элементов отыгрывает весомую роль в процессе регулирования социальных отношений. Ведь благодаря разным уровням действия, право может «перестраиваться» под фактические интересы конкретных групп и личностей.

Личностная и групповая культура правового характера

Ранее автор уже указал, что наличие юридических знаний у личности показывает её уровень развитости. Помимо того, субъективная правовая культура нередко является индикатором гражданского общества, в котором люди не только осознают факт существования своих прав, но ещё и борются за них. В теории правоохранительной деятельности личностное исполнение и знание своих полномочий - это залог режимов законности и правопорядка. Отсюда можно выделить ряд факторов, которые обуславливают правовую культуру каждого человека в отдельности, а именно:

  • Фактическое наличие знаний юридического характера.
  • Умение преобразовать указанные знания в субъективные меры оценки или же убеждения.
  • Готовность и желание действовать для реализации своих убеждений и отстаивания их правильности.

Более специфической по своей природе является правовая культура группы. Как правило, этим термином характеризуется видение юридической системы и иных смежных понятий со стороны небольшого числа лиц, пребывающих во взаимосвязи друг с другом. Но, как показывает практика, правовая культура группы фактически поглощает индивидов и их убеждения вследствие идеологии, которая царит в государстве. Очень незначительное число социальных формирований имеют свои убеждения, независящие от каких-либо внешних факторов. Отсюда следует, что в подобных группах индивид не будет восприниматься, как выходящее из правил звено.

Общественная правовая культура

Третьим и наиболее значимым видом указанной в статье категории является культура всего общества в целом. Очень часто её называют государственной системой убеждений и принципов. Правовая культура общества отражает наиболее важные интересы населения государства, а также уровень реального применения норм официальных актов как со стороны органов страны, так и социума.

Структура правовой культуры

Многие функции правовой культуры, а, точнее, процесс их реального применения зависит от структурных элементов указанного понятия. Потому что отдельные системные части юридической категории убеждений и внутреннего восприятия принципов общественного регулирования социума, обуславливают существование конкретных функциональных задач указанного в статье понятия. На сегодняшний день правовая культура состоит из следующих структурных элементов, а именно:

Элементы являются ключевыми в структуре правовой культуры, потому что на их основе можно анализировать её фактическое состояние.

Правосознание общества, что это такое?

Структура и функции правовой культуры, как уже было указано автором ранее, - это понятия, тесно соотносящиеся друг с другом. Но чтобы понять суть их взаимодействия, нужно рассмотреть каждый системный элемент в отдельности. Начнём с правосознания общества. Для многих людей и даже некоторых учёных этот элемент вызывает множество вопросов. Таким образом, что это такое? Если разобрать понятие, с точки зрения, лингвистики, можно говорить, что оно состоит из слов «право» и «сознание». Последний термин представляет собой особое психическое состояние каждого человека. Сознание выражается в умении индивида взаимодействовать с внешним миром и на этой почве выдвигать собственное мнение.

Как мы понимаем, правосознание - это ответвление классического термина. То есть, оно выражается в уровне знания индивидами правовых норм, а также желании и возможности ими пользоваться: соблюдать запреты, реализовать права и обязанности. Иными словами, человек видит право не как отдельную, ненужную сферу, а признаёт его основным регулятором общественных отношений, понимает его истинный смысл. Большое значение в этом случае играет возможность человека толковать правовые нормы. Конечно, далеко не каждый может сделать это корректно. Однако все мы можем выдвинуть собственное мнение по поводу степени реализации дозволенных законом возможностей и эффективности запретов.

Помимо того, правосознание может проявляться совершенно по-разному. Например, люди, непосредственно связанные с юриспруденцией по долгу службы, обязаны хорошо разбираться в действующем законодательстве своего государства. В свою очередь, обычные граждане, не скованы этой обязанностью. Для них вполне реально знать стандартные нормы, которые влияют на нормальный процесс жизнедеятельности, то есть, самый минимум. К числу этих знаний относятся классические принципы права, а также некоторые положения отдельных отраслей. Например: семейной, трудовой, гражданской и, конечно же, уголовной.

Следует отметить тот факт, что в любом государстве, предусмотрено такое явление, как юридическая ответственность. Она наступает в тех случаях, когда индивид или же социальная группа не выполняет предписания норм права. В этом случае играет роль такое явление правовой культуры, как презумпция знания юридических норм. Это значит, что все официальные документы обязательны для ознакомления всеми без исключения лицами на территории конкретного государства. При этом незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

Юридическая практика

Правовая культура, понятие, структура, функции, виды которой мы описываем, имеет в своей системе второй важный элемент. Он имеет название юридическая практика. Этот элемент играет большую роль, потому что благодаря ему обыденная жизнь человека происходит под действием правовых норм.

Таким образом, юридическая практика - деятельность направленная на создание, толкование и фактическое применение юридических норм в соответствии с тенденциями культуры общества того или иного государства. Существует несколько основных индикаторов, по которым можно определить состояние правовой практики, а именно:

  • Правотворческая деятельность. Она является первой сферой для анализа действенности юридической практики. Ведь от состояния законодательства зависят многие повседневные вопросы жизни обычных индивидов, а также целых органов национальной власти. Следует отметить, что эффективен в том случае, если он осуществляется в рамках определённых процедур. В противном случае государственный юридический полис может наполниться «законодательным мусором», что на сегодняшний день не есть уникальным явлением для некоторых европейских государств.
  • Уровень правоприменения среди должностных лиц правоохранительных органов и судов. Иными словами, речь идёт о высоком профессионализме подобных людей и наличия у них опыта в процессе урегулирования тех или иных юридических ситуаций. Также уровень правоприменения можно анализировать по работе юристов, которые осуществляют свою деятельность вне стен государственных органов. Например, частных адвокатов, нотариусов и т. п.
  • Правопорядок и законность. По состоянию этих параметров можно увидеть упорядоченность общественных отношений, а также степень их подчинения существующим паровым нормам. Правовая культура в этом случае играет первостепенную роль, потому что именно она влияет на существование в сознании индивидов убеждений о необходимости подчиняться закону.

Функции правовой культуры общества

Учитывая все представленные выше особенности упомянутой в статье категории, нужно отметить тот факт, что она выполняет ряд достаточно специфических функций. Но именно благодаря им правовая культура является практическим, а не чисто теоретическим явлением. Таким образом, в число основных функций категории входят следующие, а именно:

  • Одним из основных направлений действия категории, которое влияет на установление юридического полиса в государстве и организацию является задача познавательная. Функции правовой культуры, как мы знаем, имеют достаточно многогранный характер. Конкретно при помощи этого направления действия интересы разных по размерам социальных групп консолидируются в единую идеологию.
  • Ценностно-нормативная функция правовой культуры - это фактическая возможность индивидов оценивать юридическую сферу своего государства. Ведь законы и иные нормативные акты не всегда являются идеальными. Поэтому каждый человек должен понимать пользу или же, наоборот, бесполезность определённых предписаний. Ценностно-нормативная функция правовой культуры, а, точнее, уровень действенности этого направления свидетельствует о высоком правосознании населения государства.
  • Режим правопорядка и законности зависит от уровня уважения граждан к государству. За это отвечает воспитательная функция правовой культуры. Она, прежде всего, проявляется в существовании юридической ответственности, которой подлежат все без исключения нарушители юридического режима государства. Также воспитательная функция влияет на формирование в сознании людей правильных ценностей, оценок и убеждений.
  • Одной из наиболее важных является коммуникативная функция представленной в статье категории. Она влияет на взаимодействие социума посредством существующих юридических норм. По сути, благодаря коммуникативной функции населений государства объединяется в тех или иных вопросах.

Таким образом, мы видим, что функции и роль правовой культуры в целом достаточно тесно связаны с обществом. Ведь именно люди являются исходной точкой любых мыслей, теорий и концепций. Итак, в статье автор попытался ответить на вопрос, что такое правовая культура. Понятие и основные функции свидетельствую о том, что теоретическая разработка этой категории все ещё необходимы. Ведь она играет достаточно весомую роль в процессе создания юридического полиса государства. Помимо того, правовая культура необходимо для развития гражданского общества, которым сегодня постепенно становится население многих достаточно известных стран.

Функции правосознания в правотворческом и правореализационном процессах

Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функции правосознания: 1 Познавательная функция правосознания состоит в том, что посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности. 2 Оценочная функция связана с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности. 3 Регулятивная функция заключается: во-первых, в том, что при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право; во-вторых, в том, что каждый индивид определяет конкретный вариант поведения с учётом юридических норм; в-третьих, в том, что с его помощью в случае пробелов индивид может формулировать своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием юридических норм, законодательства; в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет координировать правовое регулирование с иными видами регуляторов.

Специ­фическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования -в нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юриди­ческих прав и обязанностей.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Правовая культура многозначное и более высокая и емкая форма правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных, нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры (научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь) Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути является правовое воспитание. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова ) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.


Правовая культура (в узком смысле слова ) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащим к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. Освоение этой функции определяет наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Конечно, не все в правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе и правовой культуры.Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя их этого, правовые нрмы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. Необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активности процессов самовоспитания личности.