Право в моей жизни. Правовые знания, отношение к праву, правоохранительная деятельность. Отличия права и морали - Документ Отношение к праву в разные времена

Методика «Отношение к праву»

Методика разработана Д. С. Безносовым, измеряет различные виды отношения к праву как к проявлению правового сознания. Правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву показывает толерантность человека к правовой системе общества.

Бланк опросника «Отношение к праву»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить ваше отношение к праву. Отвечайте только в бланке для ответов! Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения по следующей системе:

  • ? «совершенно согласен» - +2 балла; о «согласен» - +1 балл;
  • ? «трудно сказать, согласен или нет» - 0 баллов;
  • ? «не согласен»--1 балл;

о «совершенно не согласен»--2 балла.

Отвечайте искренне, быстро и не раздумывая.

  • 1. Я считаю, что необходимо знать и сознательно соблюдать правовые нормы.
  • 2. Мне кажется, что следует жить только своим разумом, не доверяя законам.
  • 3. Самый главный закон - это вести себя так же, как окружающие люди.
  • 4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди.
  • 5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу.
  • 6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет.
  • 7. Главенство законов - вот идеальное устройство государства.
  • 8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна.
  • 9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом.
  • 10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона.
  • 11. Я думаю, что надо так же почтительно относиться к закону, как к старшим по возрасту и по званию.
  • 12. Я считаю, что при вступлении в брак главное - это заключение брачного контракта, а не любовь.
  • 13. Всегда, при любых обстоятельствах необходимо ориентироваться на высшие божественные силы, которые сконцентрированы в системе права.
  • 14. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни.
  • 15. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система.
  • 16. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон.
  • 17. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений прежде всего выясняют юридическую сторону вопроса.
  • 18. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни.
  • 19. Я всегда обращаю внимание на то, как ведут себя другие люди, и поступаю так же.
  • 20. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону.
  • 21. Закон - это высшая сила, которая должна иметь абсолютную власть над людьми.
  • 22. Мне хотелось бы часто изменять законы нашего государства, усложнять правовую систему.
  • 23. Право занимает ведущее место в системе общечеловеческих ценностей.
  • 24. Я думаю, что правовая система в нашем государстве не способна урегулировать общественные отношения.
  • 25. Знание законов и правовых норм помогает мне быстро разрешать свои проблемы и проблемы окружающих людей.
  • 26. От противоправных действий меня удерживают только правовые санкции.
  • 27. Мне нравится, когда люди просто выполняют требования закона, не вникая в их суть.
  • 28. Самое главное - добиться результата, неважно, какими средствами, соблюдая или нет правовые нормы.
  • 29. Неоспоримая сила закона - это проявление божественной власти.
  • 30. Я соблюдаю требования закона и не переживаю о том, правильно или нет я поступаю.
  • 31. Люди, которые активно реализуют в жизни юридические права и обязанности, являются примером для подражания.
  • 32. Как показывает практика, в нашем обществе процветают полная безнаказанность и бесправие.
  • 33. Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права.
  • 34. Я выполняю требования закона не по совести, а только по принуждению.
  • 35. Я стараюсь изучать законы и предписания потому, что необходимо жить в согласии с другими людьми.
  • 36. В практической деятельности использование требований закона только вредит делу.
  • 37. В праве заключена магическая сила.
  • 38. Я довольно слабо информирован о правовой системе в нашей стране.
  • 39. Конституция России является образцом для других стран мира.
  • 40. Я не верю в то, что только законы и правовые требования могут решить все социальные проблемы.
  • 41. Мне представляется правильным и разумным строить свою жизнь в соответствии с законами и нормами права.
  • 42. У меня вызывают недоверие люди, которые слишком строго придерживаются норм права.
  • 43. Мне далеко не безразлично, что подумают обо мне люди, поэтому я стараюсь не нарушать законы и нормы нравственности.
  • 44. Правы те люди, которые, сами часто нарушая закон, тем не менее много говорят о главенстве закона.
  • 45. В современном обществе поклонение праву должно заменить поклонение Богу.
  • 46. Я чувствую себя слишком маленьким и бессильным перед властью закона.
  • 47. Мне кажется, что самые теплые, искренние дружеские чувства возникают только у людей, придерживающихся правовых норм.
  • 48. Успеха в жизни и богатства можно достичь только неправовыми средствами.

Математическая обработка. Полученные ответы суммируются по горизонтали с учетом знака в соответствии с ключом. В результате получаем оценку восьми видов отношения к праву.

Виды сознания

Номера вопросов

Правовой реализм

Правовой скептицизм

Правовой конформизм

Правовой цинизм

Правовой фетишизм

Правовой инфантилизм

Правовой идеализм

Правовой нигилизм

Проверка методики на надежность и валидность осуществлялась автором тремя способами.

Во-первых, проведена экспертная оценка предложенных суждений. Экспертами выступали сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД РФ, специализирующиеся в области юриспруденции, в количестве пяти человек.

Во-вторых, критерием надежности и валидности явились статистически значимые различия между оценками различных групп респондентов видов отношения к праву. К примеру, сотрудники ОВД проявляют правовой реализм в большей степени, чем студенты гуманитарных факультетов петербургских вузов (t-критерий равен 3,43). Петербургские скинхеды, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, проявляют правовой нигилизм.

В-третьих, критерием надежности и валидности стали результаты корреляционного и факторного анализа. Виды позитивного отношения к праву положительно связаны между собой и составляют замкнутую плеяду. Виды негативного отношения к праву также составляют замкнутую плеяду и имеют положительные взаимосвязи.

При этом виды позитивного и негативного отношения к праву отрицательно связаны между собой.

Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определенной среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому).

Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание. Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы

позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется правовая идеология – активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в правовую систему страны.

Правовая культура – это общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является широкое правовое образование и отсюда – правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Вместе с тем понятие «правовая культура» более широкое и емкое, нежели просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем

«юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических

Часть вторая. Право

кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

Право - это особая (в некотором смысле идеальная) система регламентации и выполнения поведения через нормы. Это такая система, которая организует, сплачивает, определяет, поощряет и наказывает: это основа социальных отношений, самого общества, государства.
В данный момент меня интересует правовая основа моего образования и моей работы: Закон об образовании и Трудовой кодекс. Эти правовые документы фиксируют правоотношения, помогают мне получить основы знаний о сферах образования и труда (работа).
Я как правоспособный гражданин ознакомился с основными положениями Закона РФ об образовании. Закон и поправки (дополнения к нему) составлены грамотно. Все очень актуально.
Все семь статей главы 1 соответствуют реальности и регулируют правовые отношения в области образования. Именно эта часть идеальна: здесь все про задачи, гарантии, принципы государства.
Зато глава 2(наиболее существенная с более конкретным материалом) более противоречива. Характеристика и определения: форм образования, программ, учредителей, организаций (учреждений), устава, общих требований, ступеней, реализация даны правильно и основательно. Здесь больше вопросов решается нами в практике.
Главы 3-4,6 отвечают на вопросы о государственной политике, экономике, управлении, международной деятельности: здесь тоже нужно понимание практики. В этой части тоже есть исправления.
Наибольшую важность имеет глава 5 - о гарантиях в реализации прав. Статьи этой главы при желании и при ущемлении прав можно использовать.
Прочитав этот правовой документ, я проанализировал правовые отношения. Правоотношения динамичны и основаны на документах.
С моей стороны есть система прав и обязанностей. Вторые я выполняю т.к. в документе все указано про негатив (отчисление).
Со стороны учреждения обязанности тоже выполнены.
Итак, на данный момент наши правовые отношения соблюдаются.
Как правовой субъект я стремлюсь быть в курсе изменений в правовых документах, уметь защищать свои права и отвечать за поступки.
Учреждение (организация) со своей стороны выполняет оговоренные законом требования и предписания в государственной политике, управлении, экономике, международной сфере. Здесь есть порядок и регламентация.
Выполнение и соблюдение общеобязательности норм права подчеркивает правовую направленность обоих сторон. Однако правовая культура у большинства студентов низкая, есть проблемы.
Поэтому у нашего законодательства на практике есть отличия, но изменится это при помощи именно повышения грамотности, общего уровня правосознания. Большая роль и у совершенствования, активности организации: работа с уставом, студенческое самоуправление.
Право будет осознано нами лишь в процессе глубокого чтения законов, норм и повышения своей правовой культуры. Право есть показатель развития общества, каждой личности. Право – это порядок и структура нашей жизни.

Гревцова Анна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс сочинений «Мои права»

СОЧИНЕНИЕ

«Мои права»

Выполнила : Гревцова Анна Сергеевна

Ученица 10 «А» класса

МОУ СОШ Высокогорненского г.п.

Адрес школы: 682855 Хабаровский край,

Ванинский район,

Г.п. Высокогорный,

Ул. Октябрьская, 12 , тел. 21319

Адрес конкурсанта: 682855 Хабаровский край,

Ванинский район,

Г.п. Высокогорный,

Ул. Мира, д.8, кв.70

Тел. 89098296590, mail: [email protected]

Руководитель : Бычкова Галина Николаевна

Учитель истории, права и обществознания

г.п. Высокогорный

2009 год.

10 декабря для меня день очень значимый. Спросите почему? Все очень просто: это – день моего рождения. 10 декабря 1993 года на свет появился новый гражданин России - Гревцова Анна Сергеевна, то есть я. И в этом году мне исполняется 16 лет. Но, несомненно, этот день для меня важен еще и потому, что 10 декабря – это, прежде всего, Международный день прав человека.

Человек родился на свет. Этим он уже доказал свое первое право – право на жизнь. Ребенок становится полноправным гражданином России. С первых минут жизни он уже имеет свои права. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство, право на охрану здоровья. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет права на отстаивание своих интересов, своих игрушек, имеет право в выборе места и партнеров для игры. Но, как сказал Карл Маркс, «нет прав без обязанностей и обязанностей без прав». Например, право каждого человека на жизнь связано с обязанностью сохранять ее; право на достойный уровень жизни соединено с обязанностью провести ее достойно; право на свободу в поиске истины связано с обязанностью искать истину для того, чтобы более глубоко ее познать. Если индивид думает, что обладает правом удовлетворительно питаться, одеваться и поддерживать свое здоровье и если при этом он имеет право на труд, это также означает, что он обязан работать, вкладывая в этот труд всю свою энергию и навыки, выполнять работу, которую требует от него общество во имя своего блага. В обществе естественное право одной личности связано с соответствующей обязанностью по отношению к другим: обязанностью признавать и уважать это право. Действительно, любое основное право личности черпает нравственную нерушимую силу из естественного закона, который предоставляет его и налагает соответствующую обязанность. Поэтому тот, кто отстаивает свои права, и в то же время, забывает об обязанностях или не придает им должного внимания, подвергает себя опасности строить одной рукой, а другой - разрушать.

А вот к обязанностям детей приучат уже родители, от них во многом зависит то, каким вырастет малыш.

Ребенок растет, и вот настал момент, когда он идет в школу. Он получает следующее право – право на получение бесплатного среднего образования. Но уже и тут ребенок сталкивается с рядом своих обязанностей: подобающе одеваться, всегда выглядеть опрятно, беречь школьное имущество, готовить домашнее задание, не опаздывать и не пропускать уроки по неуважительным причинам, уважать учителей и весь персонал, работающий в школе.

Сейчас я учусь в десятом классе. Понимаю, что учиться трудно, но, все же, необходимо. А какие права имеет школьник? Это право на поощрение за хорошую и отличную учебу. И, конечно же, право ребенка, как личности, ведь он достоин уважения и имеет право на выражение личного мнения.

Этика прав человека признает каждого индивида равноправным членом общества независимо от социального и имущественного состояния, приверженности тем или иным политическим, религиозным и нравственным воззрениям. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей - нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.

Что же такое права человека? Это возможности человека, обеспечивающие ему достойную жизнь. Права человека делятся на две части: свободы и собственно права. Свобода – есть отсутствие ограничений по отношению к личности и ее возможность действовать по своему усмотрению. Реализация свобод не зависит от ресурсов государства, от уровня социально-экономического развития страны. А права – это такие возможности человека, которые могут быть реализованы только при условии исполнения обязанности со стороны государства, организаций или отдельных лиц.

Наши права и свободы имеют свои особенности: государство не дарует их людям; эти права и свободы человеку принадлежат от рождения; права и свободы являются неотъемлемыми; права человека свойственны человеку вообще и независимо от времени и пространства.

Права человека называют священными, что подчеркивает их высший статус в иерархии социальных ценностей, их авторитет, почитаемость в современном обществе.

Различают пять групп прав человека: личные, или гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты; достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилища; неприкосновенность частной жизни; право определения национальности, свобода передвижения и места жительства, свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Личные права и свободы человека составляют основу статуса, ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.

К политическим правам и свободам относятся: свобода мысли и слова, свобода информации, право на создание общественных объединений, свобода собраний, право участвовать в управлении государством. Кроме этого общего положения в ст.32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека: право на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность, право на свободный труд, право на отдых, защита семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.

Права неразрывно связаны с обязанностями в одной и той же личности, которая является их субъектом. И те, и другие обретают свою основу, содержание, нерушимую силу в естественном законе, который дарует человеку права либо налагает на него соответствующие обязанности. Поскольку все люди равны в правах, постольку они наделены и равными обязанностями.

В статье 29 всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности. В Конституции нашей страны записаны основные конституционные обязанности. Их немного: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; защищать Отечество.

Есть еще одна обязанность. И хотя прямо она не названа, но весь текст Конституции говорит об этом. Пользуясь своими правами никто и никогда не должен нарушать права и свободы других лиц.

В юридической литературе обычно много места уделяют таким видам правосознания как правовой реализм и правовой нигилизм. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение». Право как социальное явление вызывает определенное отношение к нему людей. Отношение может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении человек понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным, часто даже вредным общественным явлением. Нейтральное отношение выражается в равнодушии к правовым нормам, правовым актам, правовой деятельности государства.

Правосознание представляет собой сложное структурное образование. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные (когнитивные), эмоциональные (чувственные), поведенческие (конативные) компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.

Познавательный компонент показывает наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, не глубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы.

Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект – это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены.

Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание может быть двух типов: правомерным или противоправным. Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.


Анализ соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

Правовой идеализм (фр. idealisme ‹ гр.) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой реализм (лат. realis – вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерные поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувство правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает исключительно правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм (фр. fetiche – предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права не оценивается, тем не менее, человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм (гр. skeptikos – недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник – это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

Правовой нигилизм (лат. nihil – ничто) также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений. Типология видов отношения к праву в зависимости от соотношения компонентов представлена в таблице.

Таблица. Типология видов отношения к праву