Публично правовое регулирование земельных отношений. Истоки правового регулирования общественных земельных отношений. Правовое регулирование общественных земельных отношений по русскому земельному праву. Виды земельных правоотношений

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

В 1580 г. Церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения

Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II. Этими принципами стали:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.

В основе последующих Указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., а также Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

В период «Столыпинской» реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:

  • Государственные земли.
  • Монастырские земли.
  • Майоратские земли.
  • Частновладельческие земли.
  • Посессионные земли.
  • Общественные земли.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки существующего в то время законодательства, Россия была одним из основных поставщиком сельскохозяйственной продукции в страны Европы и «Старого света». Это, в свою очередь, существенно влияло на существующий высокий мировой статус России в целом.

Введение

Глава 1. Методы и принципы регулирования земельных отношений

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных правоотношений

Заключение

Список литературы


Введение

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методах правового регулирования. При наличии государственной собственности на землю предоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганы выносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает и качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как управленческие земельные имущественные, а не как административные отношения.

Выявляя правовую природу вышеназванных решений государственного органа - распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства - собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается так потому, что госорган - продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Это порождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.


Глава 1. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификация отраслей советского социалистического права обусловлена двумя критериями: предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях по системе права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, две отрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отрасли советского права затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попытки какого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право. Это и понятно, так как гражданское право и административное право представляют собой такие отрасли советского права, где ярко виден противоположный характер метода регулирования общественных отношении.

В ходе дискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значении метода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предмету регулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования. Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определить и научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.

Если предмет правового регулирования является единым классификационным критерием, то метод регулирования представляет собою «второочередной», но также необходимый, характеризующий данную отрасль советского права признак. Раскрыть особенности метода, индивидуализировать его - значит выявить эту вторую особенность отрасли права.

1. Предметом регулирования советского земельного права являются земельные отношения социалистического общества как особая самостоятельная группа общественных отношений, возникших в результате национализации земли.

В эту группу объединяется целый комплекс отношений, связанных, прежде всего, с землей, ее недрами, лесами и водами. Однако приведенный перечень объектов нельзя признать полным. Предметом регулирования земельного права следует признать также отношения, объектом которых выступают животный мир (полезная дикая фауна), естественная растительность (помимо леса) и, наконец, атмосферный воздух.

Животный мир и естественная растительность представляют собой самостоятельные объекты права исключительной государственной собственности. Это положение вошло в нашу литературу и должно найти свое законодательное закрепление. Об атмосферном воздухе как самостоятельном объекте природы, охраняемом законом, впервые четко записано в Законе об охране природы, принятом 27 октября 1960 г. III сессией Верховного Совета РСФСР V созыва. Атмосферный воздух в определенных случаях также становится объектом правоотношений. Промышленные предприятия, используя атмосферный воздух как часть внешней среды, не должны загрязнять его золой, несгоревшими частицами угля и ядовитыми газами. Использование атмосферного воздуха становится, таким образом, предметом регулирования, о чем прямо записано в ст. I Закона об охране природы в РСФСР. Как объект природы, атмосферный воздух в пределах границ СССР следует признать объектом права государственной собственности.

Общественные отношения, объектом которых выступают животный мир, естественная растительность, а также атмосферный воздух по своей природе и содержанию в принципе однородны с отношениями землепользования, лесопользования, водопользования и др. и должны быть поэтому включены в предмет регулирования земельного права. В связи с этим земельное право как самостоятельная отрасль советского права будет иметь своим назначением регулирование отношений по поводу всего комплекса природных богатств страны. Это в свою очередь определит более полно цели и задачи науки земельного права и значительно повысит уровень преподавания земельного права как учебной дисциплины.

Однородность рассматриваемой группы общественных отношений объясняется следующим. Земля, ее недра, леса, воды и другие природные богатства, участвуя в процессе производства, занимают особое положение. Прежде всего, они характерны тем, что на их создание не затрачен человеческий труд. Они - дары природы. Во-вторых, они отличаются от других средств производства тем, что выступают и как предметы, и как средства труда. Экономические особенности, с одной стороны, отделяют объекты природы от других средств производства, а с другой - объединяют их в одну однородную группу. Это в свою очередь определяет и однородный характер отношений по поводу земли, ее недр и других объектов природы.

Проведенная в нашей стране национализация основных орудий и средств производства разрешила коренной вопрос: кому на праве собственности они должны принадлежать. Но правовое положение тех или иных орудий и средств производства в рамках проведенной национализации не одинаково и определяется особенностями самих орудий и средств производства.

Все перечисленные в статье 6 Конституции объекты права государственной собственности подразделяются на две группы. К первой относятся заводы, фабрики, шахты, рудники и др. Эти объекты являются имуществом, они созданы трудом человека, имеют стоимость, денежную оценку и в той или иной степени участвуют в имущественном обороте. В отличие от них, земля, ее недра и другие объекты природы также являются имуществом, но не имеют в наших условиях денежной оценки, полностью исключены из сферы действия закона стоимости и не участвуют поэтому в гражданском обороте.

Экономические особенности земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств обусловили в свою очередь специфический характер отношений по поводу их.

Земельные отношения по своему качеству являются отношениями имущественными, так как они возникают по поводу материальных объектов: земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств, причем своим содержанием эти отношения имеют использование, хозяйственную эксплуатацию объектов природы (в этом смысле их можно считать хозяйственными).

В условиях проведенной национализации земельные отношения, продолжая быть имущественными и хозяйственными, вместе с тем подвергаются воздействию новых экономических законов - законов социализма. Но в отличие от прочих имущественных отношений на них не распространяется действие закона стоимости. Земельные отношения - это отношения не стоимостные в силу специфики самих объектов.

Советское государство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, использует требования закона планомерного развития народного хозяйства. Государственные планы развития народного хозяйства предусматривают использование и природных богатств; вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных территорий, освоение лесных богатств и водоемов, месторождений полезных ископаемых и т. п. Но поскольку само государство непосредственно хозяйственной деятельностью не занимается, тосоздает для этой цели (или разрешает создание) специальные органы - возникает необходимость предоставления им земельных территорий, лесных угодий, водоемов и других объектов природы.

Предоставление тех или иных природных ресурсов осуществляется властью государства в лице соответствующего государственного органа, причем полномочия этих органов определяются общими хозяйственными задачами. Здесь государство выступает одновременно и как носитель государственной власти и как носитель права собственности. Специфические особенности метода регулирования земельных отношений проявляются именно в сфере отношений пользования объектами природы, а не в сфере отношений собственности, хотя первые и возникают на базе вторых.

2. Отношения по использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают у нас на основе проведенной национализации всех природных ресурсов. Государство как единственный собственник их получило неограниченные возможности воздействия на земельные (в широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

Для того чтобы обеспечить определенное, угодное государству и диктуемое социалистической системой производственных отношений поведение участников земельных отношений, государство использует правовую форму. Этот способ воздействия и называется методом правового регулирования. 7 Метод регулирования земельных отношений имеет ряд специфических присущих ему особенностей.

Во-первых, он характеризуется спецификой возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений. Право пользования тем- или иным объектом природы в абсолютном большинстве случаев возникает в силу административного акта органа государственной власти или управления, осуществляющего право распоряжения. Точно также в результате административных актов земельные правоотношения изменяются или прекращаются.

Такое положение есть следствие того, что на земельные (в широком смысле) отношения оказывает воздействие не закон стоимости, а закон планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Административные акты, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются земельные (в широком смысле) правоотношения связаны с осуществлением планового использования природных богатств, и в этом смысле необходимость предоставления земельного участка, месторождения полезных ископаемых, водоема и т. д. оказывается заранее предрешенной планом развития производства.

Характерным является и другое: право использования земельного участка, лесосеки, водоема (или части его) и т. д. возникает не с момента издания административного акта о предоставлении, а лишь с момента отвода в натуре и выдачи соответствующего документа на право пользования.

Таким образом, правоотношения по использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают в результате сложного фактического состава, где решающее значение имеет административный акт.

Иногда правоотношения оформляются договором, однако и в этом случае заключению договора всегда предшествует решение (распоряжение) соответствующего органа, например акт о предоставлении земельного участка в арендное пользование. Договор аренды земельного участка выступает здесь лишь как элемент фактического состава возникновения правоотношений.

В отличие от других отраслей земельное право знает ряд своеобразных правил, регулирующих пользование объектами природы. Примером может служить ст. 6 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958г., где записано: «Спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажи рыбы) разрешается всем трудящимся бесплатно во всех водоемах, за" исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей органами рыбоохраны могут выделяться водоемы или отдельные участки». Аналогичное правило содержит лесное законодательство, предоставляющее каждому гражданину право входа в лес для пребывания в нем, а также право на некоторые виды побочных пользований в лесах; Положение о земельных распорядках в городах предоставляет земли общего пользования в бесплатное пользование всех граждан и т. п.

Своеобразие заключается в том, что право пользования природными объектами как разновидностью государственного имущества заранее предоставлено всякому и каждому.

Во-вторых, особенность земельно-правового метода проявляется в положении субъектов правоотношения: в противоположность равноправию сторон в гражданском праве в земельно-правовом отношении одна сторона выступает в качестве носителя власти и наделена правом распоряжения. Подчиненное в административно-правовом отношении положение пользователя земельного участка, водоема и др. объекта проявляется не только на момент возникновения правоотношения, но и в течение всего времени его действия. Используя правовую форму, государствопри регулировании подобных отношений заранее устанавливает императивные правила, касающиеся обязанностей землепользователей, лесопользователей и др.

В-третьих, специфика метода регулирования земельных отношений заключается в особых, только им свойственных, субъектах этих отношений - в созданной государством системе специальных органов, которые призваны осуществлять контроль за выполнением обязанностей лицами, использующими объекты природы. К числу таких органов относятся Главная инспекция по землепользованию и землеустройству, Главное управление лесного хозяйства и охраны лесов при Совете Министров РСФСР, Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, Главная инспекция водного хозяйства и ряд других.

Наконец, в-четвертых, метод регулирования земельных отношений определяется характером санкций. К лицам, не выполняющим своих обязанностей и допускающим нарушения правил, применяются административно-правовые санкции. Характерным видом санкций является штраф, налагаемый в административном порядке.

3. Метод регулирования земельных отношений характеризуется, в частности, использованием договора. Различные отрасли советского права применяют договор как правовое средство регулирования общественных отношений, но роль и значение его наиболее подробно изучены пока в гражданском праве. Это и понятно, так как специфической особенностью гражданско-правового метода регулирования является равноправное положение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности, а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение о договоре поэтому представляет собой одну из главных проблем гражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Какую же роль выполняет договор в земельном праве? Прежде всего следует указать на то, что договор в земельном праве применяется в качественно иной, в сравнении с гражданским правом, сфере отношений. В силу того, что объекты природы не являются товаром, не имеют денежной оценки, земельные отношения лишены стоимостного характера, и договор в таких отношениях естественно не связан ни с имущественной обособленностью, ни тем более с хозяйственным расчетом. Договор выполняет здесь другую роль. Поскольку земельные отношения, не являясь стоимостными, в то же время являются по своей природе имущественными, договор имеет своим назначением конкретизацию обязанностей пользователя природным объектом, обеспечение строго целевого его использования.

Этим объясняется и та особенность договора в земельном праве, что им предусматривается объем прав и обязанностей только пользователя в отношении земельного участка, водоема, охотничьего угодья и т. п. Другая же сторона, участник договора - всегда госорган - никаких обязанностей по договору перед пользователем не несет за исключением того, что предоставляет данный объект в пользование. Ей же принадлежит право контроля за выполнением пользователем условий договора и право применять санкции. Если считать, что такие договоры являются реальными, а предоставление объекта природы происходит в административном порядке (договору предшествует решение компетентного органа), то договор представляет собою своеобразную форму фиксирования, как правило, прав и обязанностей лишь одной стороны. Таким образом, договор - это правовая форма, предусматривающая условия эксплуатации объекта природы.

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывной связи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права. Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельных отраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные и противоречивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному праву до недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебников последних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип - это руководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития. 9 Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношений и закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовым принципом.

Как субъективный фактор, правовой принцип определяется реальными общественными отношениями. Таким образом, и метод правового регулирования и принцип права в конечном счете не что иное, как отражение реально существующих общественных отношений. Будучи закрепленным в нормах права правовой принцип может оказывать обратное воздействие на общественные отношения путем применения правовых норм к конкретным случаям. Здесь и используется то средство, которое именуется правовым методом.

Таким образом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для данной отрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержанием которого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведение людей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшей руководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных отношений, является идея о том, что только советское социалистическое государство может быть собственником земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы. Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение в принципе исключительности права государственной социалистической собственности на землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы и неуклонно проводится в жизнь.

В советском земельном праве нашла закрепление другая важнейшая идея о том, что объекты природы не могут быть предметами гражданского оборота, в отношении их не могут совершаться гражданско-правовые сделки. Сама же идея исключения объектов природы из сферы гражданского оборота есть отражение того, что земельные отношения не подвержены действию закона стоимости.

Исключение объектов природы из сферы гражданского оборота, законодательно закрепленное в нормах советского земельного права, стало важнейшим принципом земельного права.

Специфически свойственным советскому земельному праву является принцип безвозмездности земельных отношений, неразрывно связанный с принципом исключения объектов природы из сферы гражданского оборота.

Идея безвозмездности земельных отношений, закрепленная в земельном законодательстве, находит свое объяснение в том, что объекты природы, как материальные предметы, имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут или непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ - по поводу их возникают общественные отношения имущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делают эти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производства земельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

В условиях социалистического способа производства народное хозяйство развивается по плану. В плановом порядке происходит использование и природных богатств. Экономический закон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, выступая в качестве регулятора производства, дает возможность обеспечить установление правильных пропорций в народном хозяйстве.

Планы развития всего народного хозяйства е целом и отдельных его отраслей, составленные с учетом требований этого экономического закона, определяют целевое использование и объектов природы. Идея строго целевого использования объектов природы, закрепленная в нормах земельного права, проявляется в важнейшем принципе - принципе планового использования природных богатств нашей страны.

Было бы неправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр и других объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права. Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципа плановости в земельном праве.


Заключение

Методы земельного права. Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методу регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в каких случаях он применим?

Участники административных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где он является необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежны были нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений в понимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадии предоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов может применяться административный метод, поскольку государство, решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только как собственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании и организации использования земли - применение этого метода значительно ограничено или вовсе недопустимо, что видно на примере сельского хозяйства.

Современное российское законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения, т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственных решений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологии теории права - «управомочивает») свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т. п.


Список используемой литературы:

1. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2002.

2. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Иконицкая И.А. Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Земельное право. Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.

5. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

6. Крассов О.И. Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Введение

Глава 1. Методы ипринципы регулирования земельных отношений

Глава 2. Принципыправового регулирования земельных правоотношений

Заключение

Список литературы


Введение

Для характеристикиотрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важновыявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методомотрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права наповедение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методахправового регулирования. При наличии государственной собственности на землюпредоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основаниирешения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганывыносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в правеземлепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращениеземельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта- решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данныйгосударственный орган выступает и качестве хозяйствующего субъекта, инымисловами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как«власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать)земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать илирешить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следуетрассматривать как управленческие земельные имущественные, а не какадминистративные отношения.

Выявляя правовую природувышеназванных решений государственного органа - распорядителя государственногоземельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства -собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается такпотому, что госорган - продавец земли не выделяет из своей системыгосударственного управления специальное хозяйственное подразделение, котороесамостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другимиучастниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическимилицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственнойструктуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков,но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Этопорождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.


Глава1. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификацияотраслей советского социалистического права обусловлена двумя критериями:предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях посистеме права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, двеотрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отраслисоветского права затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попыткикакого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право.Это и понятно, так как гражданское право и административное право представляютсобой такие отрасли советского права, где ярко виден противоположный характерметода регулирования общественных отношении.

В ходедискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значенииметода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предметурегулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования.Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определитьи научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.

Если предметправового регулирования является единым классификационным критерием, то методрегулирования представляет собою «второочередной», но также необходимый,характеризующий данную отрасль советского права признак. Раскрыть особенностиметода, индивидуализировать его - значит выявить эту вторую особенность отраслиправа.

1. Предметомрегулирования советского земельного права являются земельные отношениясоциалистического общества как особая самостоятельная группа общественныхотношений, возникших в результате национализации земли.

В эту группуобъединяется целый комплекс отношений, связанных, прежде всего, с землей,ее недрами, лесами и водами. Однако приведенный перечень объектов нельзяпризнать полным. Предметом регулирования земельного права следует признатьтакже отношения, объектом которых выступают животный мир (полезная дикаяфауна), естественная растительность (помимо леса) и, наконец, атмосферныйвоздух.

Животный мири естественная растительность представляют собой самостоятельные объекты праваисключительной государственной собственности. Это положение вошло в нашулитературу и должно найти свое законодательное закрепление. Об атмосферномвоздухе как самостоятельном объекте природы, охраняемом законом, впервые четкозаписано в Законе об охране природы, принятом 27 октября 1960 г. III сессиейВерховного Совета РСФСР V созыва. Атмосферный воздух в определенных случаях такжестановится объектом правоотношений. Промышленные предприятия, используяатмосферный воздух как часть внешней среды, не должны загрязнять его золой,несгоревшими частицами угля и ядовитыми газами. Использование атмосферноговоздуха становится, таким образом, предметом регулирования, о чем прямозаписано в ст. I Закона об охране природы в РСФСР. Как объект природы,атмосферный воздух в пределах границ СССР следует признать объектом правагосударственной собственности.

Общественныеотношения, объектом которых выступают животный мир, естественнаярастительность, а также атмосферный воздух по своей природе и содержанию впринципе однородны с отношениями землепользования, лесопользования,водопользования и др. и должны быть поэтому включены в предмет регулированияземельного права. В связи с этим земельное право как самостоятельная отрасльсоветского права будет иметь своим назначением регулирование отношений поповоду всего комплекса природных богатств страны. Это в свою очередь определитболее полно цели и задачи науки земельного права и значительно повысит уровеньпреподавания земельного права как учебной дисциплины.

Однородностьрассматриваемой группы общественных отношений объясняется следующим. Земля, еенедра, леса, воды и другие природные богатства, участвуя в процессепроизводства, занимают особое положение. Прежде всего, они характерны тем, чтона их создание не затрачен человеческий труд. Они - дары природы. Во-вторых,они отличаются от других средств производства тем, что выступают и какпредметы, и как средства труда. Экономические особенности, с одной стороны,отделяют объекты природы от других средств производства, а с другой -объединяют их в одну однородную группу. Это в свою очередь определяет иоднородный характер отношений по поводу земли, ее недр и других объектовприроды.

Проведенная внашей стране национализация основных орудий и средств производства разрешилакоренной вопрос: кому на праве собственности они должны принадлежать. Ноправовое положение тех или иных орудий и средств производства в рамкахпроведенной национализации не одинаково и определяется особенностями самихорудий и средств производства.

Всеперечисленные в статье 6 Конституции объекты права государственнойсобственности подразделяются на две группы. К первой относятся заводы, фабрики,шахты, рудники и др. Эти объекты являются имуществом, они созданы трудомчеловека, имеют стоимость, денежную оценку и в той или иной степени участвуют вимущественном обороте. В отличие от них, земля, ее недра и другие объектыприроды также являются имуществом, но не имеют в наших условиях денежнойоценки, полностью исключены из сферы действия закона стоимости и не участвуютпоэтому в гражданском обороте.

Экономическиеособенности земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств обусловили всвою очередь специфический характер отношений по поводу их.

Земельныеотношения по своему качеству являются отношениями имущественными, так как онивозникают по поводу материальных объектов: земли, ее недр, лесов, вод и другихприродных богатств, причем своим содержанием эти отношения имеют использование,хозяйственную эксплуатацию объектов природы (в этом смысле их можно считатьхозяйственными).

В условияхпроведенной национализации земельные отношения, продолжая быть имущественными ихозяйственными, вместе с тем подвергаются воздействию новых экономическихзаконов - законов социализма. Но в отличие от прочих имущественных отношений наних не распространяется действие закона стоимости. Земельные отношения - этоотношения не стоимостные в силу специфики самих объектов.

Советскоегосударство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, используеттребования закона планомерного развития народного хозяйства. Государственныепланы развития народного хозяйства предусматривают использование и природныхбогатств; вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных территорий,освоение лесных богатств и водоемов, месторождений полезных ископаемых и т. п.Но поскольку само государство непосредственно хозяйственной деятельностью незанимается, тосоздает для этой цели (или разрешает создание)специальные органы - возникает необходимость предоставления им земельныхтерриторий, лесных угодий, водоемов и других объектов природы.

Предоставлениетех или иных природных ресурсов осуществляется властью государства в лице соответствующегогосударственного органа, причем полномочия этих органов определяются общимихозяйственными задачами. Здесь государство выступает одновременно и какноситель государственной власти и как носитель права собственности.Специфические особенности метода регулирования земельных отношений проявляютсяименно в сфере отношений пользования объектами природы, а не в сфере отношенийсобственности, хотя первые и возникают на базе вторых.

2. Отношенияпо использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают у нас наоснове проведенной национализации всех природных ресурсов. Государство какединственный собственник их получило неограниченные возможности воздействия наземельные (в широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

Для тогочтобы обеспечить определенное, угодное государству и диктуемое социалистическойсистемой производственных отношений поведение участников земельных отношений,государство использует правовую форму. Этот способ воздействия и называетсяметодом правового регулирования.7 Метод регулирования земельныхотношений имеет ряд специфических присущих ему особенностей.

Во-первых, онхарактеризуется спецификой возникновения, изменения или прекращения земельныхправоотношений. Право пользования тем- или иным объектом природы в абсолютномбольшинстве случаев возникает в силу административного акта органагосударственной власти или управления, осуществляющего право распоряжения.Точно также в результате административных актов земельные правоотношенияизменяются или прекращаются.

Такоеположение есть следствие того, что на земельные (в широком смысле) отношенияоказывает воздействие не закон стоимости, а закон планомерногопропорционального развития народного хозяйства. Административные акты, врезультате которых возникают, изменяются или прекращаются земельные (в широкомсмысле) правоотношения связаны с осуществлением планового использованияприродных богатств, и в этом смысле необходимость предоставления земельногоучастка, месторождения полезных ископаемых, водоема и т. д. оказывается заранеепредрешенной планом развития производства.

Характернымявляется и другое: право использования земельного участка, лесосеки, водоема(или части его) и т. д. возникает не с момента издания административного акта опредоставлении, а лишь с момента отвода в натуре и выдачи соответствующегодокумента на право пользования.

Такимобразом, правоотношения по использованию земли, ее недр и других объектовприроды возникают в результате сложного фактического состава, где решающеезначение имеет административный акт.

Иногдаправоотношения оформляются договором, однако и в этом случае заключениюдоговора всегда предшествует решение (распоряжение) соответствующего органа,например акт о предоставлении земельного участка в арендное пользование. Договораренды земельного участка выступает здесь лишь как элемент фактического состававозникновения правоотношений.

В отличие отдругих отраслей земельное право знает ряд своеобразных правил, регулирующихпользование объектами природы. Примером может служить ст. 6 Положения об охранерыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденногопостановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958г., где записано:«Спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажирыбы) разрешается всем трудящимся бесплатно во всех водоемах, за" исключениемзаповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, ссоблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей органамирыбоохраны могут выделяться водоемы или отдельные участки». Аналогичное правилосодержит лесное законодательство, предоставляющее каждому гражданину правовхода в лес для пребывания в нем, а также право на некоторые виды побочныхпользований в лесах; Положение о земельных распорядках в городах предоставляетземли общего пользования в бесплатное пользование всех граждан и т. п.

Своеобразиезаключается в том, что право пользования природными объектами какразновидностью государственного имущества заранее предоставлено всякому икаждому.

Во-вторых,особенность земельно-правового метода проявляется в положении субъектовправоотношения: в противоположность равноправию сторон в гражданском праве вземельно-правовом отношении одна сторона выступает в качестве носителя власти инаделена правом распоряжения. Подчиненное в административно-правовом отношенииположение пользователя земельного участка, водоема и др. объекта проявляется нетолько на момент возникновения правоотношения, но и в течение всего времени егодействия. Используя правовую форму, государствопри регулированииподобных отношений заранее устанавливает императивные правила, касающиесяобязанностей землепользователей, лесопользователей и др.

В-третьих,специфика метода регулирования земельных отношений заключается в особых, толькоим свойственных, субъектах этих отношений - в созданной государством системеспециальных органов, которые призваны осуществлять контроль за выполнениемобязанностей лицами, использующими объекты природы. К числу таких органовотносятся Главная инспекция по землепользованию и землеустройству, Главноеуправление лесного хозяйства и охраны лесов при Совете Министров РСФСР, Главноеуправление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР,Главная инспекция водного хозяйства и ряд других.

Наконец,в-четвертых, метод регулирования земельных отношений определяется характеромсанкций. К лицам, не выполняющим своих обязанностей и допускающим нарушенияправил, применяются административно-правовые санкции. Характерным видом санкцийявляется штраф, налагаемый в административном порядке.

3. Методрегулирования земельных отношений характеризуется, в частности, использованиемдоговора. Различные отрасли советского права применяют договор как правовоесредство регулирования общественных отношений, но роль и значение его наиболееподробно изучены пока в гражданском праве. Это и понятно, так как специфическойособенностью гражданско-правового метода регулирования является равноправноеположение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности,а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение одоговоре поэтому представляет собой одну из главных проблемгражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Какую же рольвыполняет договор в земельном праве? Прежде всего следует указать на то, чтодоговор в земельном праве применяется в качественно иной, в сравнении сгражданским правом, сфере отношений. В силу того, что объекты природы неявляются товаром, не имеют денежной оценки, земельные отношения лишеныстоимостного характера, и договор в таких отношениях естественно не связан ни симущественной обособленностью, ни тем более с хозяйственным расчетом. Договорвыполняет здесь другую роль. Поскольку земельные отношения, не являясьстоимостными, в то же время являются по своей природе имущественными, договоримеет своим назначением конкретизацию обязанностей пользователя природнымобъектом, обеспечение строго целевого его использования.

Этимобъясняется и та особенность договора в земельном праве, что импредусматривается объем прав и обязанностей только пользователя в отношенииземельного участка, водоема, охотничьего угодья и т. п. Другая же сторона,участник договора - всегда госорган - никаких обязанностей по договору передпользователем не несет за исключением того, что предоставляет данный объект впользование. Ей же принадлежит право контроля за выполнением пользователемусловий договора и право применять санкции. Если считать, что такие договорыявляются реальными, а предоставление объекта природы происходит вадминистративном порядке (договору предшествует решение компетентного органа),то договор представляет собою своеобразную форму фиксирования, как правило,прав и обязанностей лишь одной стороны. Таким образом, договор - это правоваяформа, предусматривающая условия эксплуатации объекта природы.

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывнойсвязи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права.Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельныхотраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные ипротиворечивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному правудо недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебниковпоследних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип - эторуководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественныхявлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии собъективной закономерностью исторического развития.9Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношенийи закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовымпринципом.

Каксубъективный фактор, правовой принцип определяется реальными общественнымиотношениями. Таким образом, и метод правового регулирования и принцип права вконечном счете не что иное, как отражение реально существующих общественныхотношений. Будучи закрепленным в нормах права правовой принцип может оказыватьобратное воздействие на общественные отношения путем применения правовых норм кконкретным случаям. Здесь и используется то средство, которое именуетсяправовым методом.

Такимобразом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для даннойотрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержаниемкоторого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведениелюдей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшейруководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных отношений,является идея о том, что только советское социалистическое государство можетбыть собственником земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы.Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение впринципе исключительности права государственной социалистической собственностина землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы и неуклонно проводитсяв жизнь.

В советскомземельном праве нашла закрепление другая важнейшая идея о том, что объектыприроды не могут быть предметами гражданского оборота, в отношении их не могутсовершаться гражданско-правовые сделки. Сама же идея исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота есть отражение того, что земельныеотношения не подвержены действию закона стоимости.

Исключениеобъектов природы из сферы гражданского оборота, законодательно закрепленное внормах советского земельного права, стало важнейшим принципом земельного права.

Специфическисвойственным советскому земельному праву является принцип безвозмездностиземельных отношений, неразрывно связанный с принципом исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота.

Идеябезвозмездности земельных отношений, закрепленная в земельном законодательстве,находит свое объяснение в том, что объекты природы, как материальные предметы,имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут илинепосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средствомпроизводства материальных благ - по поводу их возникают общественные отношенияимущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делаютэти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производстваземельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

В условияхсоциалистического способа производства народное хозяйство развивается по плану.В плановом порядке происходит использование и природных богатств. Экономическийзакон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, выступая вкачестве регулятора производства, дает возможность обеспечить установлениеправильных пропорций в народном хозяйстве.

Планыразвития всего народного хозяйства е целом и отдельных его отраслей,составленные с учетом требований этого экономического закона, определяютцелевое использование и объектов природы. Идея строго целевого использованияобъектов природы, закрепленная в нормах земельного права, проявляется вважнейшем принципе - принципе планового использования природных богатств нашейстраны.

Было бынеправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр идругих объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права.Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципаплановости в земельном праве.


Заключение

Методы земельного права.Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методурегулирования общественных отношений характерно проявление «власти иподчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в какихслучаях он применим?

Участникиадминистративных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные дляисполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так,административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие землидля целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторыедругие отношения, например в области государственного контроля за правильнымиспользованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичногоземлепользования - в той части этих отношений, в которой присутствуетобщегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственномземлеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройстваправомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельныхспоров и т. п.

Важно, однако, всегдаиметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе,распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где онявляется необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежныбыли нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений впонимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадиипредоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозови совхозов может применяться административный метод, поскольку государство,решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только каксобственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей заэтим стадии - при внутрихозяйственном планировании и организации использованияземли - применение этого метода значительно ограничено или вовсе недопустимо,что видно на примере сельского хозяйства.

Современное российскоезаконодательство расширяет права всех землепользователей, запрещаявмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие отадминистративно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения,т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственныхрешений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологиитеории права - «управомочивает») свободно действовать, тогда как органгосударственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений,ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускаетадминистративно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные делаземлепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях:при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,эрозией почв и т. п.


Списокиспользуемой литературы:

1. Боголюбов С.А.Земельное право: Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2002.

2. Ерофеев Б.В.Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Иконицкая И.А.Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Земельное право.Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.

5. Иконицкая И.А.Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

6. Крассов О.И.Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

Социально-правовое отделение

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РФ

Выполнил:

Василенко Вильям Вильямович

студент 430 группы

специальность 030504 Право и организация социального

обеспечения

Руководитель:

Н.В.Скалкина

Санкт – Петербург 2009

СОЖЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Земельный участок как особый объект

гражданско-правового регулирования 6

1.1 Общая характеристика правового режима

земельного участка как объекта недвижимости 6

1.2 Особенности совершения гражданско-правовых

сделок с земельными участками 13

2. Проблемы государственной регистрации в связи

с распоряжением земельными участками. 19

2.1 Порядок осуществления государственной регистрации

прав на земельные участки и сделок с ними 19

2.2 Ипотека земельных участков и порядок ее

государственной регистрации 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования . Земля является одним из важнейших компонентов окружающей среды, незаменимым природным ресурсом, основой осуществления хозяйственной деятельности человека. По площади земель Российская Федерация выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га.

Как известно, в России всегда очень острым являлся вопрос о земле, о том, кому она принадлежит и на каких правовых основаниях. Обратившись к истории, мы увидим, что причиной многих социальных конфликтов и потрясений являлся именно земельный вопрос, а точнее, - его правовая неурегулированность. За прошедшее десятилетие реформ в нашей стране, земельный вопрос фактически был оставлен без внимания. Старые нормативные акты, регулирующие правовой режим земель, в Российской Федерации практически не применялись, как противоречащие действующему законодательству, а новые не принимались. Такая ситуация привела к правовому вакууму в сфере рыночного оборота земли. Для выхода из сложившейся ситуации субъекты РФ были вынуждены принимать региональные нормативные акты, регулирующие порядок оборота земель только в отдельно взятом субъекте федерации, которые зачастую противоречили нормам федерального законодательства.

В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Законодательство, регулирующее оборот земель в Российской Федерации, насчитывает десятки нормативно-правовых актов. Только на уровне федеральных законов действуют Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д. В связи с этим, можно было бы говорить о создании целостной системы правового регулирования оборота земли, если бы не одно существенное обстоятельство. Указанные федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие оборот земель в Российской Федерации, зачастую включают в себя противоречивые правила, дублируют друг друга, по-разному регулируют одни и те же отношения, что негативным образом сказывается на правоприменительной практике, и, в конечном итоге, на уровне обеспечения и защиты прав участников имущественного оборота. Как отмечал в своих трудах В.В. Витрянский, «В такой ситуации дальнейшее наращивание числа законов и иных нормативно-правовых актов, внесение в них отдельных изменений, представляется тупиковым путем развития законодательства о недвижимости. Теперь на первое место выдвигается проблема качества правового регулирования оборота недвижимости».

Гражданский кодекс Российской Федерации признает земельный участок полноценным объектом недвижимости, и содержит правовые нормы как общего характера, определяющие правовой режим земельного участка, виды вещных прав на него, так и специальные нормы, регулирующие порядок осуществления сделок с земельными участками. В свою очередь, Земельный кодекс РФ содержит значительное количество правовых норм, устанавливающих специальные, отличные от норм Гражданского кодекса РФ правила регулирования оборота земель в Российской Федерации, вступая в противоречие с нормами гражданского законодательства. С учетом того, что Земельный кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим сферу земельных правоотношений, претендует на установление иного, чем в гражданском законодательстве, порядка решения земельно-имущественных вопросов, применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части представляется проблематичным.

Учитывая существование значительного количества научных подходов к осмыслению обозначенных проблем, а также их непосредственное влияние на качество правового регулирования земельных правоотношений в Российской Федерации, изучение указанной темы представляется весьма актуальным.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

    проанализировать особенности процесса становления и развития земельного законодательства РФ на современном этапе исторического развития;

    исследовать правовой режим земельного участка, как объекта недвижимости, определить его значение в системе иных объектов недвижимого имущества;

    определить возможные перспективы дальнейшего развития гражданского законодательства в части регулирования правового режима земельного участка, как объекта недвижимости;

    выявить особенности совершения сделок с земельными участками;

    рассмотреть проблемы, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации прав на земельный участок, а также сделок с ним.

Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в сфере владения, пользования и распоряжения землей в Российской Федерации.

Предметом дипломнойработыявляются нормы гражданского права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующие порядок владения, пользования и распоряжения землей в РФ.

1.Земельный участок как особый объект гражданско-правового регулирования

1.1 Общая характеристика правового положения земельного участка как объекта недвижимости

Прежде чем дать развернутую характеристику правовому режиму земельного участка, как объекта недвижимости, необходимо дать определение самому земельному участку. Законодательное определение земельного участка появилось сравнительно недавно. Следует отметить, что Земельный кодекс РСФСР, принятый 25.04.1991г., не содержал легального определения земельного участка, что негативно отражалось на качестве правового регулирования сферы земельных правоотношений. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону, и теперь встает проблема иного характера – проблема множественности определений земельного участка. Практически каждый нормативный акт, регулирующий данную сферу правоотношений, самостоятельно определяет для себя этот вопрос, относительно к области его применения. В качестве примера ниже приводится определения земельного участка, закрепленных в федеральных законах, регулирующих земельные отношения в Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ определяет земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В свою очередь, ст. 261 ГК РФ дает определение земельного участка как объекта права собственности, территориальные границы которого определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. При этом право собственности на земельный участок распространяется и на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоем, находящиеся на нем лес и растения, если иное не установлено законом.

Федеральный закон РФ «О государственном земельном кадастре» определяет земельный участок как часть поверхности земли, (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Анализируя данные определения, и сопоставляя их с другими нормативными актами, мы сталкиваемся с рядом проблем. Так, например, Закон РФ «О недрах» определяет, что недра это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для изучения и освоения. Сопоставляя данное определение с определением земельного участка, приведенным в Земельном кодексе РФ, мы приходим к логическому выводу, что Земельный кодекс распространяет свое регулирование лишь на почвенный слой земельного участка и все, что находится выше его уровня, в силу того, что в соответствии с п.2 ст.3 Земельного кодекса РФ, Закон РФ «О недрах», как специальный федеральный закон, имеет приоритет над Земельным кодексом РФ. Использование почвенного слоя, как разделяющего критерия сфер регулирования между земельным правом и правом недропользования не совсем удачно в силу того, что почвенный слой сам по себе носит движимый характер. Он может быть изъят и перемещен для нужд городского хозяйства, в сельском хозяйстве он может применяться для улучшения плодородности земель и т.д. (п.4 ст.13 ЗК РФ). Кроме того, если, например, на земельном участке изначально отсутствует плодородный слой, а завозится он туда лишь в ходе его освоения и облагораживания, разве при определении правового режима данного участка земли мы должны руководствоваться лишь законодательством о недрах?

Интересна судебная практика рассмотрения подобных вопросов. Так, гаражно-строительный кооператив (далее ГСК) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) и полномочному представителю арендодателя городских земель (далее Арендодатель) с иском о признании недействительным договора аренды земли, заключенного Арендодателем с ООО, на земельный участок, где находится объект ГСК, который является согласно проектно-разрешительной документации подземным сооружением. В ходе судебного заседания было установлено, что спорный земельный участок был отведен уполномоченным органом власти как под строительство подземного объекта ГСК, так и надземного выставочного павильона ООО в совместное пользование. Арендодателем были заключены одновременно два договора аренды как с ГСК, так и с ООО. Строительство объекта ГСК и объекта ООО производилось в установленном порядке при наличии соответствующего разрешений органа власти. Строительство объекта ГСК, как подземного сооружения, было осуществлено в котловане, а нулевая отметка поверхности земли совпадает с верхом подземного сооружения. Арбитражный суд указал, что строительство выставочного комплекса поверх подземного сооружения возможно, и что данное обстоятельство не влияет на законность договора аренды земли, заключенного с ООО. Арбитражный суд отказал в иске ГСК о признании недействительным договора аренды земли, заключенного Арендодателем с ООО, на земельный участок, на котором находится подземный объект ГСК, указав, что оспариваемый договор соответствует нормам земельного законодательства РФ (действовавшим до принятия ЗК РФ 2001г.) и нормативным актам субъекта Федерации г. Москвы.

Таким образом, Арбитражный суд в данном примере наглядно показал, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, была вполне возможна одновременная сдача одного и того же земельного участка в аренду двум совершенно независимым юридическим лицам, при этом заключались два договора аренды на один и тот же объект недвижимости (земельный участок). С точки зрения гражданского права такая ситуация является недопустимой – ибо как может один объект недвижимости одновременно находиться в полном фактическом владении (пользовании) у двух различных субъектов гражданского права, не связанных между собой?

  1. Земельные отношения в России (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    ... регулирование земельных отношений в России Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - адекватное правовое ...

  2. Земельные отношения в России (3)

    Закон >> Экономическая теория

    Условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое... Правовая культура». – М. 2004. Россия в цифрах. 2007. М.: Госкомстат РФ, 2007. С. 90 Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений ...

  3. Проблемы регулирования земельных отношений

    Реферат >> Экономическая теория

    Рассмотрели регулирования земельных отношений . Нужно отметить, что государство должно активно вмешивается в регулирование земельных отношений . В России принят Земельный кодекс...

Правовое регулирование земельных отношений

15.2.1. Конституционные и специальные принципы
земельного законодательства

Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.«в»); разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п.«г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п.«д»); земельное законодательство (п.«к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст.114 Конституции РФ (п.«в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.

Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст.12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч.2 ст.131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли (ч.1 ст.132 Конституции РФ).

В ст.74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка.

В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст.9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений:

Принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель,

Принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч.3 ст.36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – Земельным кодексом Российской Федерации.

Конституция РФ (ст.67) определяет также сферу действия земельного законодательства – это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст.8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности.

В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч.3 ст.35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий.

Во-первых , изъятие допустимо только для государственных нужд.

Во-вторых , убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия.

В-третьих , размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок.

Конституционные основы обеспечения охраны земель. Для развития земельного законодательства велика роль конституционных нормоб обеспечении охраны земель как природного объекта. В ст.42 Конституции РФ закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Наряду с этим правом ст.58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность получает свое выражение путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.



15.2.2. Земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.
Их классификация

Земельно-правовая норма , как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три:

Гипотеза;

Диспозиция;

Санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы – диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст.13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

По мнению большинства специалистов, система земельного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей и особенной.

В общую часть входят институты, содержащие отправные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основные институты общей части земельного права:

1. Право собственности и иные права на землю , который является базовым институтом земельного права, определяющим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собственности, закрепленную в ст.36 Конституции РФ.