Как право помогает человеку в жизни. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

Понятие права

Современный человек не представляет себе жизнь без права. Если отменить правовые нормы, каждый из нас будет вправе действовать так, как ему заблагорассудится. Это будет напоминать хор, в котором каждый его участник поет свою песню.

Право регулирует широкий круг вопросов пашей жизни, но не все. Многие вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы решить, кого выбрать в качестве друга, кого полюбить, что читать, как проводить свободное время? Если графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, приблизительно это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Значение нрава в различных сферах жизни

На первый взгляд, занимая скромное место в нашей жизни, в обществе право играет главную роль потому, что регулирует самые важные общественные отношения (рис. 2.4). Право представляет собой очень сильное оружие, ведь за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т.е. возможность применения санкций. И если бы мы вдруг с помощью законов стали решать большинство вопросов общественной жизни, как это было при тоталитаризме, то, сами того не замечая, оказались бы словно за колючей проволокой, строем чеканя шаг.

Какие же основные вопросы нашей жизни регулируются с помощью права? И какова его роль в различных сферах общественной жизни?

Рис. 2.4.

Попытаемся, видя перед собой конкретных людей, занимающихся конкретными делами, как бы препарировать общество и определить, какие существуют сферы (стороны) нашей жизни.

  • 1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом (определение программ его развития, деятельность политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, существующими в государстве, а также с другими государствами и т.д.). Право максимально регулирует именно эту сторону жизни общества.
  • 2. Экономическая сфера связана с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию, но и в этой сфере право нс остается безучастным. Однако степень его участия по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
  • 3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (работать, есть, пить, одеваться и т.п.). В конечном счете здесь все направлено на повышение благосостояния людей. Причем это касается не только работоспособных людей, находящихся в активной форме, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области весьма неблагодарна и состоит в том, чтобы взять материальные средства у одних (работающих) и передать их другим (находящимся в трудном положении), т.е. устанавливать пенсии, пособия, стипендии.
  • 4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. По сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь право используется незначительно: установление стандартов образования, размеров финансирования образования, культуры, науки, регистрация религиозных объединений и др.

Несмотря на то, что политика имеет очень большое значение, основой жизни общества является экономика. Если экономика носит примитивный характер, никакие свободные выборы и референдумы не позволят накормить людей, повысить их благосостояние. Тем более в этом случае не будет рассматриваться вопрос о необходимой социальной защите, т.е. о повышении пенсий, пособий, стипендий. "Золушками" в такой ситуации останутся образование, наука и культура.

В дальнейшем нам предстоит более подробно разобраться в том, какое воздействие оказывает право на нашу жизнь, в частности на экономику, которая в современный период и в нашей стране становится рыночной. Мы должны будем ответить на вопрос, зачем с помощью права регулировать экономическую жизнь в стране и какие конкретно ее стороны подлежат такому урегулированию.

Это надо запомнить

  • 1. Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни.
  • 2. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  • 3. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
  • 4. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
  • 5. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  • 6. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
  • 7. Основой жизни общества является экономика.

Урок 12. Роль права в жизни человека, общества и государства.

Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что в правовом государстве право превыше власти. Праву подчиняются все; государство, должностное лицо, личность.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: учебник, иллюстрации, таблица

Ход урока

    Оргмомент

Объявление темы урока.

    Актуализация урока.

На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

    Изучение нового материала.

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе социальных норм. Однако основным регулятором общественных отношений является право, поскольку именно оно выполняет наиболее важную роль в организации общественной жизни и регулировании поведения людей. В современном обществознании термин «право» понимается в нескольких значениях.

В объективном смысле право – это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.

В субъективном смысле право – это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
В общем под
правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Признаки права:

1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.

2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).

3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право – это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).

Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.


Функции права подразделяются на две группы:

    общесоциальные;

    специальные (юридические).


Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:

1. воспитательная – социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
2. социального контроля – право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
3. ценностно-ориентировочная – все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;

4. культурно-историческая – в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.


Специальные (юридические) функции права:

1. регулятивная – право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;

2. охранительная – право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
3. также можно выделить политическую функцию – право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.

Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

Право, как и государство, – это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи.

Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;

3. Не только право нуждается в государстве, но и государство – в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

    Закрепление изученного материала.

Составьте таблицу «Право и мораль – сходства и различия».

    Домашнее задание.

§ 8, вопросы и задания

У р о к 1
РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА

И ГОСУДАРСТВА

Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое право и какова его роль в жизн

и общества, человека и государства.

Учащиеся должны знать:

1) мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

2) право связано с юридическими законами и с государством;

3) право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) мораль;

3) государство;

4) договорная теория права;

5) теория естественного права;

6) теологическая теория права;

7) признаки права.

Учащиеся должны уметь:

1) называть основные признаки права;

2) объяснять его отличие от других социальных норм;

3) комментировать некоторые определения права;

4) характеризовать теории права;

5) аргументировать свои ответы.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

Право – искусство

справедливости и добра.

Древнеримское изречение

I. Изучение нового материала.

1. Понятие права.

2. Теории происхождения права.

3. Основные черты и признаки права.

1. Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.

Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.

С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.

Некоторые полагают, что право старше государства, так как оно возникло еще в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Жизнь людей обязательно должна быть упорядочена, урегулирована. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, получило название «обычное право».

Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой государственного принуждения . Право обрело форму законов, то есть оно стало записанным, облеченным в четко фиксированную форму. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

1) Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

2) Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.

3) Государство само издавало специальные нормативные акты .

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство опирается на право, формирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

– Как бы вы ответили на вопрос: что старше – право или государство?

2. Теории происхождения права.

1) Теория божественного происхождения права . Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2) Теория естественного права . Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.

Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».

3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.

4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».

5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

3. Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

4. Ф ункции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

II. Закрепление.

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) Право – воля господствующего класса, возведенная в закон.

б) Право – совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

в) Право – мера свободы и справедливости.

г) Право – это сила.

Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

2. Какую из теорий происхождения права вы разделяете? Ответ обоснуйте.

3. Почему человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им? Какими должны быть юридические нормы, чтобы человек всегда им следовал? От чего это зависит?

4. До недавнего времени самым малочисленным народом на Земле считали арикапо, проживающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на своем языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании?

Домашнее задание: § 29.

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.