Что было с долларом в 1998. Экономический кризис в России (1998)

Оборачиваясь на 10 лет назад, поражаешься насколько сегодня Российская экономика и уровень развития бизнеса отличается от событий тех лет. Первые признаки коллапса финансовой системы страны появились осенью 1997 года, когда начался финансовый кризис в Азии, после чего была существенно изменена валютно-денежная политика Центрального Банка России.

Весной 1998 года страна вкатилась в финальную стадию кризиса. Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.

Ключевым препятствием, вставшим стеной перед попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей.

Виртуальная экономика

Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".

16 июня 1998 года вышла статья американских экспертов Клиффорда Гадди и Барри Икеса "Виртуальная экономика России", где был поставлен неутешительный диагноз и прогноз: "выйти из кризиса с чьей-то помощью уже не получится". Виртуальная экономика была "построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших экономических параметрах - ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете". Никто никому не платил в срок; в расчетах между предприятиями, как и по налоговым зачетам, бартер составлял от 50 до 80%. Зарплата, налоги, пенсионные взносы начислялись, но не выплачивались. Расчеты зависели от формы оплаты, дисконт по оплате "живыми деньгами" составлял до 70% процентов, наличные денежные платежи были привязаны к курсу доллара. Виртуальные цены определяли виртуальные доходы, виртуальные налоги, виртуальный бюджет, виртуальную страну.

Правительство переоценивало влияние монетарной политики на формирование "правильного рыночного поведения". Предприятия, которые 7 лет назад были неотъемлемой частью "планового народного хозяйства", продолжали и дальше активно использовать бартерные схемы, не создавая, а вычитая добавленную стоимость. На микроуровне часть предприятий были вовлечены в непростой процесс перераспределения собственности на пути формирования промышленно-финансовых групп, другая часть, так называемых неликвидных активов, пытались выживать. Как тогда грустно шутили, кто-то ворует с завода, кто-то для завода, кто-то с убытков, но никто из прибыли... Больше всего от такой виртуальной экономики страдало население, часть которого получало зарплату бартером, а бюджетники и пенсионеры получали минимальную зарплату и пенсии с колоссальными задержками. В 1997 году статистика фиксировала незначительный рост производства в 2%, порождая завышенные ожидания. За семь лет реформ люди устали ждать, уже пора получать результаты. Но в реальности картина только ухудшалась.

В стране было 2 высокодоходных бизнеса - игра на рынке Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и всевозможного рода взаимозачеты. Многие региональные администрации предпочитали вместо кредитования промышленности вкладывать средства специальных внебюджетных фондов в ГКО. Аналогично поступали коммерческие банки, которые фактически перестали выдавать кредиты на производство. Рынок ГКО стянул на себя всю финансовую активность. Можно было ничего не делать, ничего не производить, а просто стричь высокодоходные купоны. Безусловно, на первом этапе развития рынка ГКО до 1996 года он способствовал стабилизации финансовой сферы: снижению инфляции, стабилизации обменного курса рубля, развитию банковской системы через привлечение сбережений населения и свободных средств предприятий. Но любое лекарство при чрезмерном употреблении рано или поздно наносит непоправимый ущерб.

1996 - год выборов, 1997 - год иллюзий, 1998 - год расплаты

Главными факторами экономической и политической стабильности тех лет были сдерживание инфляции и удержание стабильного курса рубля. В мае 1995 года инфляция в годовом исчислении составляла 200% годовых, к маю 1998 она снизилась до 7,5 %. Но в условиях хронического бюджетного дефицита долговой экономики стабильность была иллюзорной.

Дефицит бюджета можно сократить тремя способами: либо путем эмиссии, либо за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке, либо самым варварским способом не выплачивая вовремя бюджетные расходы. В середине 1995 года для сдерживания инфляции Центральный Банк России и правительство отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет эмиссионных источников и было принято решение о развитии рынка государственного внутреннего долга.

За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.

Структура вложений

К концу 1995 года внутренние ресурсы для развития рынка ГКО были исчерпаны. Минфин привлекал с рынка больше средств, чем было депозитов населения на счетах в коммерческих банках, Центральный Банк в несколько раз увеличил свой портфель ГКО. Было принято стратегическое решение о либерализации внутреннего рынка заимствований для иностранных инвесторов. Начиная с февраля 1996 года внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа - на вторичные торги по государственным ценным бумагам. До 1 января 1998 года Центральный Банк регулировал доходность по ГКО иностранных инвесторов на уровне 12 - 15% годовых в иностранной валюте, заключая обязательные форвардные контракты на поставку валюты.

Мировой финансовый кризис осени 1997 года практически не сказался на уровне вложений иностранных инвесторов в российские долговые обязательства: в октябре совокупный портфель внешних инвесторов увеличился на 1 млрд., в ноябре сократился на 2 млрд. и в декабре увеличился на 1 млрд. долларов. Но российский рынок долговых обязательств был рассчитан не на удержание, а на значительное увеличение доли внешних инвесторов при относительно низкой доходности в пересчете на иностранную валюту в 15% годовых. Международный финансовый кризис не столько сократил долю иностранных инвесторов на рынке внутреннего долга России, сколько сказался на повышении доходности по ГКО и формировании девальвационных ожиданий.

Осенью 1997 года российские коммерческие банки под воздействием Азиатского кризиса сократили на 3 млрд. долларов свой совокупный портфель ГКО, переводя эти и другие активы в валюту. Это в свою очередь привело к массированным валютным интервенциям Центрального Банка. Так, интервенции Центрального Банка на валютном рынке в ноябре 1997 года составили 6 млрд. долларов. Это сопоставимо с интервенциями в августе 1998 года, когда было направлено 5,3 млрд. долларов на удержание курса рубля.

По итогам тех событий в ноябре 1997 года ЦБ России объявил о введении плоского валютного коридора на 3 года и отмене обязательных форвардных контрактов на поставку иностранной валюты, одновременно было предоставлено право Российским коммерческим банкам хеджировать валютные риски иностранных инвесторов. Следующим принципиальным шагом был отказ Центрального Банка в январе 1998 года от увеличения доли на рынке ГКО, сведя до минимума участие в регулирование доходности по ГКО. Фактически ЦБ заявил о своих приоритетах - поддержании стабильного обменного курса рубля и снижении инфляции.

Так к началу 1998 года усугубились противоречия в финансовой политике Центрального Банка и Минфина России. Для Минфина России приоритетом являлось финансирование дефицита бюджета за счет регулирования рынка государственных долговых обязательств при минимальной доходности, а задачами Центрального Банка были минимизация собственного портфеля госбумаг и поддержания сравнительно высокой доходности ГКО для снижения спроса на иностранную валюту. Тенденции сокращения портфеля ГКО российскими коммерческими банками и увеличения валютных обязательств сохранялись до сентября 1998 года. В июле - августе 1998 года колебания средневзвешенной доходности на рынке ГКО были на уровне 50 до 90% годовых, которые усугублялись девальвационными ожиданиями.

Валютный рынок

После открытия рынка внутреннего долга для внешних инвесторов связь между рынком ГКО и валютным рынком приобрела принципиальное значение, эти рынки стали воздействовать на фундаментальные экономические показатели и финансовый сектор. Приток внешних инвесторов не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Динамика золотовалютных резервов в 1998 году была не утешительна.

Динамика золотовалютных резервов РФ в 1998 г., млрд. долл .

01/01/98 01/04/98 01/07/98 01/10/98 01/01/99
Золотовалютные резервы РФ 17.8 16.9 16.2 12.7 12.2
Золотовалютные резервы ЦБ РФ 17.2 15.9 15 12.6 12.1
в том числе:
валютные резервы 12.5 11 10.1 8.8 7.7

К августу 1998 года портфель иностранных инвесторов в пересчете по рыночной стоимости ГКО составлял 17 млрд. долларов при валютных резервах ЦБ России на уровне 10 - 11 млрд. долларов.

То, что "запас плавучести" государственной экономики был мизерным, свидетельствуют следующие факты: В 1997 году по экспертным оценкам коммерческие банки привлекли 10 млрд. долларов синдицированных кредитов, которые должны были возвращать во второй половине 1998 года. Российские предприятия получили кредитов на сумму от 25 до 35 млрд. долларов. Ежегодный спрос населения на иностранную валюту оценивался на уровне 33 млрд. долларов. Колоссальные обязательства российских коммерческих банков перед по форвардным и фьючерсным контрактам на поставку валюты также делали крайне уязвимой банковскую систему. Любое проявление нестабильности грозило многократной девальвацией и крахом банковской системы.

Страна должна жить по средствам

Эти цифры были не только у правительства Кириенко, но и у иностранных и российских инвесторов, которые с весны 1998 года предпочитали выводить активы под любым предлогом. Неутешительные макроэкономические показатели не были уникальными для развивающихся рынков. Внешние инвесторы понимали высокие риски, но не понимали, почему даже в экстренной ситуации российские власти не могут договориться и принять антикризисную программу действий. По оценкам западных инвесторов, экономическая ситуация в России была лучше, чем в Бразилии, переживавшей в те времена похожий кризис. Понимали инвесторы и то, что предложенная новым российским правительством экономическая программа лучше, чем аналогичный бразильский вариант. Hо в Бразилии, когда президент приехал с проектом экономической программы в парламент, все депутаты за пятнадцать минут проголосовали "за!", а потом дружно спели национальный гимн. В России ситуация развивалась с точностью наоборот.

В конце июля 1998 года Государственная Дума отказалась проголосовать за антикризисную программу правительства Кириенко. В частных беседах депутаты признавали, что экстренные меры необходимы, но никто не хотел голосовать за непопулярные решения накануне выборов 1999 года. Было много желающих спекулировать в предкризисной ситуации. Утром депутаты отказывались голосовать за антикризисную программу (в которой в том числе был законопроект о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках), вечером в эфире призывали досрочно забирать вклады из банков.

В конечном итоге было принято политическое решение реализовывать антикризисную программу через указы президента, что и было сделано. Правительство явно и осознанно превысило свои полномочия, беря всю полноту ответственности на себя. Но предложенные меры антикризисной программы носили среднесрочный характер. Уже в августе было очевидно, что пора принимать меры экстренного характера.

Ситуация на конце лета 1998 года была следующей:

Без реструктуризации ГКО до конца 1998 г. государству необходимо было выплатить 122.6 млрд. руб., или около 20 млрд. долл.;

Доля иностранных инвесторов на рынке ГКО составляла 17 млрд. долларов,

Обязательства по внешним кредитам коммерческих банков и предприятий составляли 35 - 45 млрд. долларов,

Рынок срочных контрактов на поставку валюты оценивался в десятки млрд. долларов,

Страна оказалась в ситуации нестабильности банковской системы. Часть так называемых системообразующих банков была банкротом к 1 августа 1998 года.

Хирургическая операция

Знаменитый меморандум 17 августа стал экстренной мерой, готовился в обстановке строжайшей секретности в выходные, когда не было торгов на валютно-фондовых биржах. Совместное заявление правительства Сергея Кириенко и Центрального Банка включало три составляющие: реструктуризацию обязательств по ГКО, расширение валютного коридора до конца 1998 года до 9,5 рублей за доллар, ограничение на валютнообменные операции нерезидентов капитального характера. Если в нормальных условиях регулирование валютного рынка и рынка внутреннего госдолга могло компенсировать нестабильность и доходность друг друга, то в кризисной ситуации атаки на валютном рынке сопровождались всплеском доходности на рынке заимствований (от 90 до 120 % годовых в августе 1998 года). Правительство Кириенко и Центральный банк приняли комплекс мер, четко понимая связь валютного рынка и рынка ГКО.

Первая реакция валютного рынка на антикризисные меры была спокойной. Курс доллара за неделю с 18 августа по 22 августа вырос всего на 60 копеек с 6 руб.43 коп. до 7 руб. 05 коп. Рынок сигнализировал: решения правительства были ожидаемы и понятны. Переговоры с инвесторами 20 августа 1998 года проходили в спокойной обстановке. Было полное взаимопонимание в части, касающейся необходимости реструктуризации рынка ГКО и внешних кредитов. Инвесторам было важно увидеть, что реструктуризация необходима, достаточна и равноправна. Последовали неожиданные предложения от западных коммерческих банков новых внешних займов для стабилизации Российской финансовой системы.

Противоположная ситуация складывалась в российской банковской среде. Российские крупные банки продолжали спекулировать на кризисе, требовали государственной поддержки и отказывались возвращать депозиты населению и предприятиям, ссылаясь на решения правительства о реструктуризации рынка ГКО. Требования были тем более странными, что доля ГКО в активах коммерческих банков к тому времени была мизерной. По данным, озвученным В.В.Геращенко осенью 98 года, доля ГКО в активах пятидесяти крупнейших российских банков (за исключением Сбербанка России) составляла всего 7% при доле валютных обязательств - больше 50%. Ни у "Российского кредита", ни у "СБС - Агро", ни у " Инкомбанка " к середине августа не было никаких ГКО. Фактически эти банки были банкротами уже к 1 августа 1998 года. ГКО были либо проданы, либо заложены по кредитам.

Вот, новый поворот ...

Конец августа - начало сентября 1998 года было самым тяжелым временем российской экономики и финансовой системы. Но такова была плата за политическую нестабильность. 23 августа 1998 года правительство Кириенко было отправлено в отставку, исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Виктор Черномырдин с официальной мотивацией "сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами".

10 сентября была внесена в Думу кандидатура на должность главы правительства Е.М.Примакова, который был утвержден 11 сентября 1998 года.

То, как рынок реагировал на политические решения, наглядно демонстрирует динамика курса доллара. До 25 августа - момента отставки правительства - доллар реагировал на новые правила игры небольшим ростом. В целом рынок сигнализировал - новые правила понятны и прогнозируемы. Резкий крен случился сразу после объявления об отставке правительства и внесения кандидатуры Черномырдина.

Курс доллара США

руб.
15.08.1998 6.29
18.08.1998 6.43 Меморандум правительства С.В.Кириенко
19.08.1998 6.885
20.08.1998 6.99 Встреча с инвесторами правительства С.В.Кириенко
21.08.1998 6.995
22.08.1998 7.005
25.08.1998 7.14 Отставка правительства Кириенко, внесение кандидатуры на должность Премьер-министра В.С.Черномырдина
26.08.1998 7.86
27.08.1998 7.86
28.08.1998 7.86
29.08.1998 7.905
01.09.1998 9.3301 Дума проголосовала против кандидатуры В.С.Черномырдина
02.09.1998 10.8833
03.09.1998 12.8198
04.09.1998 13.4608
05.09.1998 16.99
08.09.1998 18.9 Дума проголосовала повторно против кандидатуры В.С.Черномырдина
09.09.1998 20.825
10.09.1998 15.7724 Внесена кандидатура Е.М.Примакова на должность Премьер-министра
11.09.1998 12.8749 Утверждение Е.М. Примакова и назначение В.В.Геращенко на должность главы Центробанка

Новое правительство реализовало худший сценарий, решения от 17 августа были не отменены и не доведены до конца. Политическая нестабильность привела к значительной девальвации уже в сентябре 1998 года. Новый Глава Центробанка заявил об управляемой эмиссии, что немедленно привело к инфляции в сотни процентов (в сентябре 1998 года - 400%, в декабре - 256%) и многократной девальвации (почти в 4 раза в ноябре 1998 года).

Переговоры по реструктуризации внутреннего долга были отложены на несколько месяцев, и запомнились дефолтом рынка ГКО. Вместе с тем правительство Евгения Примакова существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга (на 120 млрд. руб.), что позволило финансировать другие бюджетные обязательства по зарплатам и пенсиям.

Правительственные решения от 17 августа 1998 года позволили на некоторое время отсрочить выплаты по внешним кредитам российских банков и предприятий на десятки млрд. долларов. Снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий позволили отечественным производителям получить некоторые преимущества на Российской рынке. После фактического закрытия рынка ГКО Банки стали постепенно возобновлять кредитование производства.

Вина за решения 17 августа была возложена на антикризисного управляющего Сергея Кириенко, который за 4 месяца не смог изменить ситуацию. Справедливости ради надо сказать, что 95% антикризисных мер разработанных правительством Сергея Кириенко были реализованы правительством Е.М.Примакова, С.В. Степашина и затем Владимира Владимировича Путина. Это было сделано значительно позже, когда была достигнута политическая и макроэкономическая стабильность.

После распада СССР у России существовали перманентные финансовые проблемы. Переход к рыночной экономике после плановой, внешний и внутренний долг, постоянные финансовые заимствования. Результат такой финансовой политики стал неподъемный госдолг, который привел к дефолту 17 августа 1998 года.

До 1998 года

В 1990-е годы банки зарабатывали на кредитовании других банков и на «over-night» операциях – то есть, они покупали валюту во Владивостоке до открытия биржи, а утром продавали в Москве. Прибыль составляла сотые процента, но с учетом объемов, конечный результат был очень неплох. В середине 90-х банки начали борьбу за промышленные активы, и на фоне этой борьбы хорошо зарабатывали журналисты, маркетологи и пиарщики. В столице было много денег, советских запретов не существовало, открывались клубы, рестораны, модные заведения на западный манер. Впервые за долгое время ощущалось свобода в действиях и возможность хорошо зарабатывать.

Призрак дефолта

Несмотря на более-менее стабильную ситуацию, стали ходить слухи о возможном дефолте. На это косвенно указывал Азиатский кризис 1997 года, который повлек за собой мировое снижение цен на нефть. В тот момент Россия гораздо больше зависела от цен на нефть, чем сейчас. В июне 1998 года в «Коммерсанте» появилась статья о том, что валютном рынке есть одна большая проблема – неплатежи. Сделки заключались по курсу 7 рублей 30 копеек, хотя Центробанк давал обещание, что курс доллара не превысит 7 рублей. Получается, что контакты, заключаемые по цене 7,30 , не предполагалось выполнять. Финансовые аналитики и представители банков пытались сохранить оптимизм, полагаясь на то, что правительство не допустит самого плохого развития событий. Существовала уверенность, что у государства есть деньги.

Но 17 августа, в «черный» понедельник, Сергей Кириенко объявил технический дефолт. Страна фактически признавала, что нет денег ни на выплату внешнего, ни на выплату внутреннего долга.

Но даже после этого оставались оптимисты, которые надеялись на то, что экономический кризис можно будет преодолеть в короткие сроки – до конца 1998. Георгий Мальцев, начальник управления стратегического анализа банка Инком, говорил: «ситуация с ажиотажным спросом на доллар продлиться еще неделю – десять дней, не больше. Уже сейчас мы выходим к твердому курсу 7 рублей 20 копеек за доллар». Вице-президент ЮКОСа Эдуард Грушевенко утверждал, что паника уляжется через 2 недели, но кризис 1998 года будет затяжным – до тех пор, пока не «встанет на ноги» промышленность.

Но ни через неделю, ни через две недели паника не улеглась и рубль не укрепился. Доллар стал стоить даже не 7 рублей, а 24. В один момент жизнь миллионов россиян изменилась.

Пострадавшие

Острее всего почувствовали на себе кризис обычные российские жители. Больше всего пострадали те, у кого были вклады в российских рублях и долларовые долги. Многие вспоминают кризис как катастрофическое время. Косец Ольга, президент межрегиональной общественной организации, вспоминает: «когда мы торговали на рынке, соседка заняла 20 тысяч в долларах, что бы купить товар. В пятницу она закупилась, ко вторнику рассчитывала поработать и рассчитаться, обменяв на доллары. Товара не осталось, но она потеряла в деньгах. Еле привели в чувство».

Были и те, кто оказался даже в плюсе. В основном это были сотрудники зарубежных компаний. Они получали зарплату в валюте, в конверте, поэтому для них в первое время цены показались чрезвычайно низкими, а товары доступными. Такие люди кризиса не заметили, и ощущения катастрофы не было.

Волшебный кризис

Несмотря на « ощущение катастрофы» и даже ступор, жизнь продолжалась. Снижали цены, проводили реорганизацию, кредиторы прощали долги. Фирмы меняли сферу деятельности, другие начинали ориентироваться на российское производство. Набирал популярность новый вид бизнеса – долговой. Предлагали помощь в закрытии валютных долгов, в работе с денежными остатками на вкладах банков. Кризис даже помогал покупать квартиру. Когда Вадим Сковородин увидел в газете интервью с Чубайсом, он понял, что скоро грядет крах рубля. Он заранее обменял рубли на валюту, и после стремительного повышения доллара смог, наконец-то, купить квартиру.

В то время, как люди паниковали, теряли проценты, деньги, лишались недвижимости, выигрывали самые терпеливые и спокойные. По словам Ольги Косец, кризис 98 года дал развитие легкой промышленности в России, потому что покупать товар за рубежом и продавать его в России стало невыгодно. Поэтому многие начали заниматься собственным производством.
Экономический кризис стал своего рода очищающим огнем для бизнеса в России. Исчезли фирмы-однодневки, стало появляться российское производство. В обществе стали терпимее к друг другу, в трудное для всех время помогали друг другу. Так что в какой-то степени, кризис 98 года был волшебным временем – трудным, но не без чудес.

18.08.2015 23:11

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, созданной в РФ после распада СССР и прихода к власти либералов, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот.

Дефолт 1998 года был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В значительной степени он стал итогом следования указаниям МВФ, которые не отвечали интересам России.

За несколько дней до обвала валюты перед страной выступил всенародно избранный президент Ельцин и поручился за то, что дефолта не будет. В результате те, кто поверил чиновникам, оказались в проигрыше.

Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Что предшествовало дефолту 1998 года

В обществе воспоминания о 1998 годе тусклы и невнятны. Постарался либеральный агитпроп, который старательно стирает это грязное пятнышко с «ослепительно белого» кителя российского либерализма.

Если внимательно просмотреть публикации того времени в СМИ, то можно обратить внимание на следующее.

Часть «источников информации» посмеивалась над «страхами сограждан» перед ужасным дефолтом, часть говорила о существующих проблемах в российской экономике и банковской сфере. Но, большинство из них как-то вяло или совсем не упоминало причины дефолта . Говорили в основном о внешних долгах, снижении цены на нефть и прочем. А ведь основные причины этого события совсем другие.

Главная причина дефолта - человеческий фактор . Расстановка ключевых фигур во власти и политике государства, не обладающих необходимыми для запуска процесса безболезненного преображения экономики страны знаниями и навыками. И чаще всего назначения происходили просто по указке западных советников.

Команда либеральных «младореформаторов», подготовленных не без участия КГБ (об этом читайте статью об Андропове () , что впоследствии пришла к власти в 90-х годах при содействии западных советников, которые работали с ней совместно в Кремле, приняла ряд противоправных решений, которые и привели в 1998 году страну к техническому дефолту. Младореформаторы совершили тягчайшее преступление против своего народа. Они цинично проигнорировали результаты референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, на котором народ сказал своё твёрдое «Да» Советскому Союзу. Они ограбили свой народ, забрав у него всё заработанное кровью и потом со сберкнижек. Они уничтожили фабрики и заводы, колхозы и совхозы. И, как позже сами признались, сделали это сознательно, дабы не допустить возврата народной власти. Они нанесли нашей стране материальный ущерб, превышающий тот, что был причинён СССР в годы Великой Отечественной войны, не говоря уже о колоссальном моральном ущербе, не поддающемся никакому учёту. Свои преступления младореформаторы совершили, злоупотребляя доверием народа.

Однако следует пояснить следующее. То, что политэкономия марксизма метрологически несостоятельна, было понятно уже в 1952 году, когда вышел труд И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», поэтому опираться на неё младореформаторы, получившие советское экономическое образование, не могли, видя как разваливается Союз, а единственной альтернативой была только западная «экономикс», притом продвигаемая через ЦРУ на известном семинаре под крышей венского Международного института прикладного системного анализа. Там развернулась захватывающая борьба советских и западных спецслужб за души и мозги двух десятков советских молодых специалистов, которых Юрий Андропов готовил на роль спасителей и преобразователей советской экономики (причём следует обратить внимание, что подготовка этих специалистов началась ещё в конце 1970-ых, до занятия Андроповым должности Генсека ЦК КПСС - примечание ИАЦ). Отбор был жесточайший, более половины группы отсеялось: некоторые из-за недостатка способностей, кто-то по этическим причинам, так как почувствовали, что ими манипулируют, но те, кто остался, действительно, вошли в историю России в таком лицеприятном свете.

Хотя конечно нравственная готовность дать умереть миллионам людей - характеризует их не с лучшей стороны:

Да, миллионов тридцать погибнет. Но эти люди сами виноваты: они не сумели вписаться в наши реформы. Ничего, русские бабы еще нарожают! (слова приписываются Анатолию Чубайсу, ответившему так на возмущение дальневосточного губернатора Владимира Полеванова, которого перевели в Госкомимущество, возглавлявшееся тогда Чубайсом).

Могли ли они, обладая такими нравами и образованием, сделать что-то иное? Ведь действительной альтернативной экономической науки у них не было: либо марксизм, либо «экономикс». Это сейчас есть проработанная теория справедливого устройства экономики, и потому можно и нужно критиковать нынешних горе-экономистов за неспособность решить проблемы, изучив её. А у «младореформаторов» фактически не было выбора, если говорить об образовании, однако, безусловно был нравственный выбор.

Как проходил захват власти?

Ключевую роль в финансовой системе страны играет Центральный Банк, поэтому команда либералов продвигала на должность председателя своего человека.

Началось всё в конце 1995 года, когда третья попытка исполняющей обязанности председателя ЦБ Парамоновой «пробиться» через голосование в «правой» Госдуме закончилась безрезультатно, и в качестве кандидата был представлен либерал Дубинин, который и был утверждён на должность на первом голосовании. Почему вместо крепкого профессионала Парамоновой был выбран не очень грамотный финансист и никакой управленец Дубинин - вопрос отдельный, ответ на который может дать только команда либералов Чубайса, Немцова, Гайдара и прочих, правящая в те годы.

Стоит напомнить, что менее чем за год до этого события по категорическому требованию «западных» советников был уволен со своего поста председатель Госкомимущества В.Полеванов - единственный человек на этой должности, который не входил в «команду» Чубайса.

И как только Дубинин был назначен, к нему зачастили иностранные советники, в т. ч. представляющие иностранные банки. Суть их предложений сводилась к монетаристской догме о том, что страну «поднимут» иностранные инвестиции, но для того, чтобы их гарантировать, нужна низкая инфляция (сколько раз повторял эту чушь Гайдар, даже сложно описать). А в то время она была достаточно высокой, и опустить её не удавалось, несмотря на супержёсткую денежную политику поклонников Гайдара. Отметим, что причина этого была в том, что монетаристская команда ничего не понимала в денежном обращении и просто не удосуживалась разобраться в том, что при низком уровне кредита сокращение денежной массы инфляцию увеличивает, а не уменьшает.


Что говорят шаманы Карелии о действиях Центробанка? ()

Раз не получается снизить инфляцию, говорили добрые западные советники, нужно ввести так называемый валютный коридор, т. е. зафиксировать границы колебаний курса доллара к рублю, что позволит инвесторам планировать свои прибыли в привычной для них валюте. Теоретически этот вариант иногда даёт результат, но при трёх условиях.

Во-первых , желательно, чтобы этот «коридор» не слишком отставал от инфляции (чтобы те, кто выводит свои капиталы из страны, не получали существенного преимущества). Во-вторых , чтобы на момент ввода коридора национальная валюта была бы, условно говоря, на нижнем уровне своего рыночного баланса.

И, в-третьих , чтобы в стране не было «внеэкономического» (т.е. не встроенного в основные экономические процессы) источника высокой прибыли.

Рассмотрим, какие решения Правительства РФ привели к дефолту страны

Все вышеназванные условия в начале 1996 года были нарушены. Коридор ввели на максимальном курсе рубля, коридором пытались притормозить инфляцию, которая, росла по совершенно независимым от курсовой политики причинам, и, наконец, источник прибыли был, а именно ГКО, бюджетные облигации.

Пирамида ГКО

После распада Советского Союза Правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент во многом контролировалась Коммунистической партией.

Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств (ГКО) предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5-7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду - старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.


Вскоре почти все денежные государственные доходы уходили на обслуживание пирамиды ГКО. Либеральные идеологи объясняли, что такая монетарная политика - это единственный путь построения рыночной экономики в России. Либеральные экономисты по всем СМИ доказывали, что инфляция - это самый страшный яд для экономики. А происходит зловредная инфляция оттого, что в стране развелось слишком много денег, и вот через ГКО излишек денежной массы откачивается из экономики. Как только инфляция будет побеждена, страну неизбежно постигнет процветание, придет долгожданное Экономическое Чудо.


Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

Центральным Банком РФ был введён «валютный коридор» - ЦБ обязался поддерживать курс рубля в заданных пределах, - что позволяло гарантировать доходность ГКО в долларовом эквиваленте и соответственно увеличить привлекательность ГКО для «инвесторов». Со временем нерезидентам (иностранцам) также разрешили вкладываться в ГКО и позволили легально вывозить из страны полученную прибыль. Обложили прибыль от ГКО небольшим 15% налогом. Однако к началу 1998 года стало ясно, что выплаты по ГКО вдвое превышают все денежные государственные доходы, и с арифметической точностью осенью 1998 года просчитывался финансовый крах.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался,

Вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.

Ещё почему-то почти все забывают, что для России первой половины и середины 90-х был характерен недостаток финансирования. Это выразилось в массовом распространении таких явлений, как бартер и неплатежи . Зачем пускать деньги в производство, если можно «зарабатывать» 100% годовых на ГКО? Таким образом, система краткосрочных «государственных обязательств» приняла непосредственное участие в разрушении экономики страны.

Девальвации не будет…

Весна 1998 года - сформирован новый состав Правительства во главе с С.Кириенко.Что предлагалось сделать?


Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Весной 1998 года Ельцин неожиданно для общественности отправляет в отставку премьер-министра Черномырдина, и формирует правительство «молодых реформаторов» во главе с тогда безызвестным бывшим первым секретарем обкома комсомола С.Кириенко.

Заместителями Председателя Правительства были назначены Б.Е. Немцов, В.Б. Христенко и О.Н. Сысуев. В состав правительства вошли Е.М. Примаков (министр иностранных дел), И.Д. Сергеев (министр обороны), С.В. Степашин (министр внутренних дел), М.М. Задорнов (министр финансов). Из 26 назначенных членов Правительства 15 входили в состав кабинета В.С.Черномырдина. 29 мая 1998 на новую должность Министра РФ - руководителя Госналогслужбы РФ был назначен Б.Г. Фёдоров (с 17 августа заместитель председателя правительства). Таким образом, новое правительство стало более либеральным, чем прежнее.

Согласившись на либеральное правительство, Дума была унижена. Тем более, что Президент не скрывал, что купил депутатов. Выступая по телевидению, Ельцин заявил, что дал указание управляющему делами президента П.П. Бородину «решить после голосования проблемы депутатов». Единственной уступкой оппозиционным фракциям Думы стало назначение министром промышленности и торговли в июле 1998 члена ЦК КПРФ Ю.Д. Маслюкова. По этому поводу последовала переписка нового министра с ЦК компартии, в ходе которой Маслюков сообщил об обязательствах, которые дал председатель Правительства в обмен на согласие стать министром.

Новое правительство, этакий «либеральный агитпроп» извергает потоки слов об «ускорении и углублении» реформ, но в действительности Кириенко имеет одну задачу - спасение пирамиды ГКО. Правительство либеральной мечты выдвигает радикальную экономическую программу: сокращение государственных расходов и удвоение налогов.

Например, правительством предлагалось, что научные институты перейдут на самофинансирование за счёт продажи своего имущества (недвижимости). Авиапромышленность в России предлагалось упразднить совершенно как неперспективную. Ну и прочие прогрессивные мероприятия в «либеральном» духе, это понятно. Однако, как ни странно, отечественные «либералы» с восторгом восприняли и правительственную программу удвоения налогов как безусловно либеральную.

В то время в СМИ либеральная общественность третирует презренную «красно-коричневую» Думу, которая летом 1998 года отказывается вотировать внесенные правительством законы об ужесточение налогообложения. Ельцин грозит разогнать строптивую Думу, вставшую на пути Прогресса и Демократии. Либеральная общественность призывает Гаранта Демократии не церемониться с «красно-коричневыми» недобитками и обещает свою полную поддержку, лишь бы протащить новые налоговые законы. Однако без Думы МВФ отказывается выделять РФ кредиты. Поэтому Дума не боится разгона и спасает российское буржуинство от налогового бешенства либералов. Пирамида ГКО и государственные финансы обречены. Однако они уже не заботят правящую клику «либералов».

За неделю до понедельника 17 августа 1998 года «молодые реформаторы» получают от МВФ $4,8 млрд. стабилизационного кредита. Эти средства они используют для конвертации выведенных с рынка ГКО своих и «Семьи» капиталов в твёрдую валюту (излишне напоминать, что весь ельциновский либеральный бомонд обогащался на пирамиде ГКО). Накануне краха в пятницу Ельцин публично заявляет - его выступление транслируют по всем телеканалам, - что девальвации не будет. (Как потом рассказывал сам Ельцин, его в этом заверил Кириенко. В действительности его просто не информировали о готовящейся акции, и для сохранения тайны прямо вводили в заблуждение.

Кириенко в сопровождении Гайдара и Чубайса встречается с представителем МВФ, стороны обсуждают объявление Россией дефолта (отказа платить по обязательствам). Гайдар и Чубайс, которые для приличия формально числятся при правительстве экспертами, диктуют премьер-министру РФ С.В.Кириенко заявление о дефолте, которое он оглашает 17 августа. Государство отказывается погашать ГКО, банкам временно дозволяют отказываться от исполнения обязательств перед клиентами, ЦБ отменяет «валютный коридор» и политику поддержки курса рубля.

Почему же не остановили пирамиду ГКО, почему не опустили ставки?

Есть мнение, что так много высокопоставленных чиновников «заигрались» в игры с ГКО, что что-то менять им категорически не хотелось. А отдельные сопротивляющиеся быстро ликвидировались.

К последним относилось и Экономическое управление президента РФ, которое к осени 1997 года написало доклад на имя президента, в котором объяснялось, что продолжение политики правительства в рамках связки «валютный коридор - ГКО» неминуемо вызовет в конце лета - начале осени 1998 года дефолт.

В результате Экономическое управление было разогнано весной - в начале лета 1998 года, а в августе случился дефолт. Причём в весьма странной форме: государство отказалось выплатить деньги по рублевым облигациям и объявило сразу два дефолта - банковский и суверенный (отказавшись погасить находящиеся на руках владельцев ГКО). Зачем это было сделано, совершенно непонятно: напечатать рубли всё равно пришлось, резкая девальвация национальной валюты была неизбежна. Специалисты говорят, что сделано это было для того, чтобы можно было «в ручном режиме» поддержать «свой» бизнес и максимально ослабить «чужой» - наши либерал-реформаторы всегда понимали «свободу рынка» весьма и весьма специфическим образом.

Последствия дефолта

Объявление дефолта подогревалось и негативным внешним фоном: мировые цены на сырьевые товары значительно снизились, вместе с тем, в Юго-Восточной Азии разразился серьёзный финансовый кризис. В итоге 17 августа 1998 г. поступило уведомление о Техническом дефолте по государственным облигациям РФ, при этом политика сдерживания курса рубля в узком коридоре была отменена, а на смену ей были утверждены принципы плавающего валютного курса. Курс рубля к доллару за полгода подскочил на 367% с 6р. до 22р.

Что происходило в стране после объявления дефолта?

После того как дефолт 1998 года был официально объявлен, банки моментально перестали выдавать вклады. Ситуация объяснялась тем, что обязательства финансовых институтов выражались в долларах, а активы - в рублях. Если начать выдачу вкладов при наличии девальвации, сформируются дыры в балансе, которые могут поставить под удар всю банковскую систему государства.

Международная организация Visa Int. заблокировала приём карт крупнейшего банка страны «Империал». Всем остальным финансовым институтам было рекомендовано воздержаться от выдачи наличных средств по картам.

Высокий курс доллара в 1998 году стал основой для запрета на установление разницы между покупкой и продажей валюты более 15%. Происходил естественный отбор финансовых заведений, оставались только сильнейшие. Был дан отказ от введения временных администраций. Кредитование финансовых администраций происходило на условиях передачи ими в распоряжение правительства пакетов акций. Далее был указ о снятии полномочий с кабинета министров и об отстранении от дел главы государства.

Финансовые потери

Настоящим испытанием запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными. ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг - это не единственное, что принёс 1998 год.


Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «чёрного четверга» - это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1% от суммы долга. Основные потери понёс CSFB, контролировавший до 40% рынка. Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

Уникальность и особенность кризиса 1998 года

Государство в 1998 году имело такие возможности для выхода из кризиса:

    напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции,объявить дефолт по внешнему долгу,радикально снизить ставки по кредитам, тем самым сделав деньги «дешёвыми» для потребителей, что конечно могло вызвать инфляцию, однако, если бы эти «дешёвые» деньги пошли в реальный сектор и их расходование жёстко контролировалось, то тогда нехватка в нём денег сократилась бы,объявить дефолт по внутреннему долгу. Был выбран этот вариант.

Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для молодого Российского государства.

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть».

Однако история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции.

Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд. долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу, конечно, ведьпроценты были просто чудовищными.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых (обратите внимание - как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России). Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим - и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода - спокойный, уравновешенный, не паникующий человек (по причине «посвящённости» в нечто - примечание ИАЦ при цитировании). Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать,

Рассказывает финансовый обмудсмен Медведев () .

Можно ли было предсказать дефолт 1998 года в России

Если анализировать фондовый рынок незадолго до дефолта, можно сделать вывод, что надвигающийся финансовый шторм был весьма предсказуем. Так, ставки по облигациям с каждым днем всё увеличивались, цены на рынке падали ещё с октября 1997 (т.е. за полгода до того, как был объявлен отказ платить по обязательствам), а курс рубля к доллару повышался ещё с июля 1992.

Просматривая динамику Индекса РТС (инструмента, который отражает общее движение цен российских акций), забеспокоиться нужно было еще в точке (1), когда волна падения стала больше предыдущей волны роста. После пробоя вниз цена стала двигаться согласно классическому определению падающего тренда. Дефолт 1998 года в России был объявлен в день, когда цены уже практически достигли «дна», а сразу после это началось восстановление.


Динамика рубля также длительное время демонстрировала четко выраженную тенденцию к росту, причем данный тренд тянулся еще с 1992, когда за доллар предлагали 21 копейку.


Повышательный тренд продолжался вплоть до дефолта, причём в день его объявления цена подскочила только на 11,8%, подтвердив силу долгосрочного восходящего движения, продолжавшегося уже не один год подряд. Также полезно посмотреть курс доллара к рублю за весь период с 1792 по 2015 года - () .



Но главной причиной недостатка финансов в экономике были непомерные ставки по кредитам. Если в основе существования экономики лежит механизм кредитования под процент, то в такой экономике:

    математически неизбежна непрерывная инфляция тем бόльшая, чем выше ставка ссудного процента;скорость роста цен на товары конечного потребления всегда будет выше скорости роста доходов населения , которое занято в сфере производства, т.е. никакие «индексации» в принципе не могут скомпенсировать этот системный порок.


График построен на основе таблицы месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. По горизонтали - месяцы, по вертикали - для ставки - значение, для инфляции - проценты. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики Статья: ()

Вся российская экономика ориентирована на ставки по кредитам, и рынки «ценных бумаг» тоже ориентировались на них. Прослеживается чёткая зависимость, о которой мы говорили уже не раз. Как раз за 4 месяца до пика инфляции ставки по кредитам достигли 150 процентов, что делало нормальную работу экономики просто невозможным. Хотим обратить внимание и на то, что когда был объявлен дефолт по ГКО, доходность по ним непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых, что как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России.

Как расследовались причины дефолта 1998 года

В конце 1998 года в Совете Федерации была создана специальная временная комиссия «по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера».

В мае 1999 года был выпущен целый аналитический вестник «Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-х годов». Он и сейчас лежит в интернете на официальном сайте Совета Федерации.

Основной интерес в нём вызывает непосредственно заключение Временной комиссии «по расследованию причин, обстоятельств и последствий…». Приведём некоторые выводы:

Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С.В. Кириенко без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее коммерческом использовании.

В ходе подготовки решений от 17 августа А.Б. Чубайсом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. При этом не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.

Таким образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались руководителями Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости финансового рынка.

То есть при подготовке решений было допущено сознательное раскрытие конфиденциальной информации узкой группе заинтересованных лиц, включавшей руководителей некоторых коммерческих банков и представителей иностранных финансовых институтов, которые могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб другим участникам рынка и государственным интересам.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать грубое нарушение С.В. Кириенко и А.Б.Чубайсом установленных законодательством требований по соблюдению государственной тайны, проведению международных переговоров, обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, решения от 17 августа нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составляет сотни миллиардов рублей, дискредитировали политику реформ, вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны. По масштабу нанесенного ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства . ()

Послесловие

Дефолт 1998 года имел следующие негативные составляющие:

    Отказ государства расплачиваться по своим обязательствам - это большой минус для репутации страны, и ее финансового рейтинга .Обесценивание внутренней валюты государства.Полная или частичная остановка производства.Страдает банковская система.Политические проблемы.

Эксперты по экономике называют творцов этого кризиса - команда либералов при активном участии западных советников. Они известны. Это - 6 человек: Чубайс, идеологом был Гайдар, Задорнов, Игнатьев, Кудрин и Алексашин, не говоря о других членах команды «младореформаторов».

Несмотря на крупный масштаб как самого кризиса, так и его последствий, вся подноготная произошедшего и сегодня остаётся тайной. Куда исчезли миллиарды долларов, выделенные для предотвращения дефолта, почему искусственно нагнеталась паника, кто был «куратором» кризиса - на каждый такой вопрос есть множество версий и легенд.

Грозит ли на данном этапе экономический кризис России в связи с введенными санкциями? Можно с уверенностью сказать, что не предвидится по определению, так как, несмотря на все сложности, экономика страны продолжает развиваться, а новый экономический кризис может помочь стране наконец-то слезть с нефтяной иглы, повысить производительность труда, поднять престиж предпринимательства и диверсифицировать экономику в целом. Страна имеет самый низкий государственный долг по сравнению с другими развитыми странами. Однако ставки по процентам, которые являлись системным генератором того кризиса, всё ещё высоки, а должны бы лежать как миниум - в пределах порогов рентабельности производств, а именно ориентироваться на сельское хозяство, где рентабельность 3-4%, поскольку экономика может расти настолько, насколько мы можем прокормить людей в ней занятых, а максимум - для быстрого подъёма некоторых отраслей кредиты для них должны быть вообще с отрицательной ставкой.

Пока общественное мнение продолжает оставаться положительным. Население не боится санкций Европы, патриотизм растёт, экономика продолжает функционировать, и хотелось бы верить, что никакой дефолт стране не угрожает, но полученное образование и обсуловленная им приверженность всё той же западной «экономикс» большей части нашей «элиты» - сулит большие проблемы, если ничего не делать.

После распада СССР у России существовали перманентные финансовые проблемы. Переход к рыночной экономике после плановой, внешний и внутренний долг, постоянные финансовые заимствования. Результат такой финансовой политики стал неподъемный госдолг, который привел к дефолту 17 августа 1998 года.

До 1998 года

В 1990-е годы банки зарабатывали на кредитовании других банков и на «over-night» операциях – то есть, они покупали валюту во Владивостоке до открытия биржи, а утром продавали в Москве. Прибыль составляла сотые процента, но с учетом объемов, конечный результат был очень неплох. В середине 90-х банки начали борьбу за промышленные активы, и на фоне этой борьбы хорошо зарабатывали журналисты, маркетологи и пиарщики. В столице было много денег, советских запретов не существовало, открывались клубы, рестораны, модные заведения на западный манер. Впервые за долгое время ощущалось свобода в действиях и возможность хорошо зарабатывать.

Призрак дефолта

Несмотря на более-менее стабильную ситуацию, стали ходить слухи о возможном дефолте. На это косвенно указывал Азиатский кризис 1997 года, который повлек за собой мировое снижение цен на нефть. В тот момент Россия гораздо больше зависела от цен на нефть, чем сейчас. В июне 1998 года в «Коммерсанте» появилась статья о том, что валютном рынке есть одна большая проблема – неплатежи. Сделки заключались по курсу 7 рублей 30 копеек, хотя Центробанк давал обещание, что курс доллара не превысит 7 рублей. Получается, что контакты, заключаемые по цене 7,30 , не предполагалось выполнять. Финансовые аналитики и представители банков пытались сохранить оптимизм, полагаясь на то, что правительство не допустит самого плохого развития событий. Существовала уверенность, что у государства есть деньги.

Но 17 августа, в «черный» понедельник, Сергей Кириенко объявил технический дефолт. Страна фактически признавала, что нет денег ни на выплату внешнего, ни на выплату внутреннего долга.

Но даже после этого оставались оптимисты, которые надеялись на то, что экономический кризис можно будет преодолеть в короткие сроки – до конца 1998. Георгий Мальцев, начальник управления стратегического анализа банка Инком, говорил: «ситуация с ажиотажным спросом на доллар продлиться еще неделю – десять дней, не больше. Уже сейчас мы выходим к твердому курсу 7 рублей 20 копеек за доллар». Вице-президент ЮКОСа Эдуард Грушевенко утверждал, что паника уляжется через 2 недели, но кризис 1998 года будет затяжным – до тех пор, пока не «встанет на ноги» промышленность.

Но ни через неделю, ни через две недели паника не улеглась и рубль не укрепился. Доллар стал стоить даже не 7 рублей, а 24. В один момент жизнь миллионов россиян изменилась.

Пострадавшие

Острее всего почувствовали на себе кризис обычные российские жители. Больше всего пострадали те, у кого были вклады в российских рублях и долларовые долги. Многие вспоминают кризис как катастрофическое время. Косец Ольга, президент межрегиональной общественной организации, вспоминает: «когда мы торговали на рынке, соседка заняла 20 тысяч в долларах, что бы купить товар. В пятницу она закупилась, ко вторнику рассчитывала поработать и рассчитаться, обменяв на доллары. Товара не осталось, но она потеряла в деньгах. Еле привели в чувство».

Были и те, кто оказался даже в плюсе. В основном это были сотрудники зарубежных компаний. Они получали зарплату в валюте, в конверте, поэтому для них в первое время цены показались чрезвычайно низкими, а товары доступными. Такие люди кризиса не заметили, и ощущения катастрофы не было.

Волшебный кризис

Несмотря на « ощущение катастрофы» и даже ступор, жизнь продолжалась. Снижали цены, проводили реорганизацию, кредиторы прощали долги. Фирмы меняли сферу деятельности, другие начинали ориентироваться на российское производство. Набирал популярность новый вид бизнеса – долговой. Предлагали помощь в закрытии валютных долгов, в работе с денежными остатками на вкладах банков. Кризис даже помогал покупать квартиру. Когда Вадим Сковородин увидел в газете интервью с Чубайсом, он понял, что скоро грядет крах рубля. Он заранее обменял рубли на валюту, и после стремительного повышения доллара смог, наконец-то, купить квартиру.

В то время, как люди паниковали, теряли проценты, деньги, лишались недвижимости, выигрывали самые терпеливые и спокойные. По словам Ольги Косец, кризис 98 года дал развитие легкой промышленности в России, потому что покупать товар за рубежом и продавать его в России стало невыгодно. Поэтому многие начали заниматься собственным производством.
Экономический кризис стал своего рода очищающим огнем для бизнеса в России. Исчезли фирмы-однодневки, стало появляться российское производство. В обществе стали терпимее к друг другу, в трудное для всех время помогали друг другу. Так что в какой-то степени, кризис 98 года был волшебным временем – трудным, но не без чудес.

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, сформировавшейся в РФ после распада СССР, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот. Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Пирамида ГКО

После распада Советского союза правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент контролировалась Коммунистической партией. Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5- 7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду — старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.

Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

В девяностые Банк России ввёл т. н. «валютный коридор», с помощью которого регулятор планировал поддерживать курс национальной валюты в нужных пределах, чтобы гарантировать доходность по ГКО в долларовом эквиваленте. Вместе с тем правительство разрешило иностранцам вкладываться в казначейские облигации. Нерезиденты с радостью получали солидную прибыль и вывозили её из страны, платя при этом скромный 15-процентный налог.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

«Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался», — вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.


Первый вице-премьер правительства РФ Юрий Маслюков (слева) и глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон во время встречи в Москве. Фото: РИА Новости

Помимо внутренних проблем, были и внешние факторы, определившие наступление кризиса в России. Тогда российская экономика ещё сильнее, чем сейчас, зависела от экспорта энергоресурсов. Обвал мировых цен на сырьё также стал одной из причин дефолта 1998 года. Также немаловажную роль сыграл азиатский финансовый кризис, разразившийся в регионе в 1997 году. В конце 1997 года произошёл обвал фондового рынка и рост ставок по кредитам и гособязательствам. Всё это привело к оттоку капитала и усилению давления на рубль. Чтобы придать российским гособязательствам больше привлекательности в глазах инвесторов, власти РФ постоянно увеличивали ставки по ним.

Одновременно с этим российское правительство предпринимало попытки получить финансовую помощь у международных кредиторов — Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Но средств МВФ и ВБ было заведомо недостаточно для покрытия всех образовавшихся проблем. В августе 1998 года у Москвы закончились ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и поддержки рубля.

Последствия дефолта

17 августа премьер-министр Сергей Кириенко объявил о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Проще говоря, глава правительства анонсировал дефолт и девальвацию национальной валюты.

Власти временно приостановили выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, залоговым операциям и сделкам на срочном рынке. Вместе с этим была заблокирована купля-продажа ГКО.

Отсутствие средств, необходимых для поддержки рубля, вынудило Банк России перейти на плавающий курс национальной валюты в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Следствием этого решения стало обесценивание рубля в полтора раза.

Одновременно с этим банки перестали выдавать депозиты населению. Перед закрытыми дверями финансовых организаций образовались очереди встревоженных вкладчиков, на что Банк России выпустил следующее заявление: « Проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы — в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, несравнимые с объёмом форвардных обязательств».

Общие потери российской экономики от «чёрного августа» составили 96 млрд долларов, посчитали в 1998 году в Московском банковском союзе. Коммерческие банки потеряли 45 млрд долларов, корпоративный сектор — 33 млрд долларов, а обычные граждане — 19 млрд долларов.


Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Рост национальной экономики в 1998 году сократился в три раза — до 150 млрд долларов, сборы налогов обвалились до рекордных уровней. Дефолт вынудил отозвать лицензии у ряда финансовых организаций, в том числе Инкомбанка, на тот момент входившего в топ-5 банков России.

Вместе с тем внешний госдолг РФ вырос до 220 млрд долларов, 165 млрд из которых составили долги государства, 30 млрд — банков, 25 млрд — компаний. В три раза ускорилась инфляция.

Дефолт как стимул

Понятно, что дефолт был одним из самых сокрушительных шоков в истории России. В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

«Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим — и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода — спокойный, уравновешенный, не паникующий человек. Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать», — рассказывает Медведев.