Во сколько заводят детей женщины в разных странах. Страны Африканского континента, Юго-Восточной Европы и Азии

В каждой стране детей воспитывают по-своему. Где-то родители помешаны на оценках, а где-то на безопасности, где-то детям можно все, а где-то им надо ложиться строго по расписанию. Все мы разные, иногда даже удивительно насколько.

Редакция сайт сделала подборку из 8 разных стран с отличными друг от друга системами воспитания. Давайте узнаем, где дети до 30 живут с родителями, а где в школах ребенка научат правильно улыбаться.

ЯПОНИЯ

До 5 лет ребенку в Японии позволяют практически все. Хочешь - рисуй на обоях, хочешь - бегай голышом по улице, хочешь - бей посуду. Но с 5−6 лет малыша загоняют в очень жесткие рамки правил и ограничений. И попытаться ослушаться - означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы. Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.

КАК ВЫРАСТИТЬ ГЕНИЯ

Также в Японии широко практикуется ранее развитие. С трех лет ребенок обычно идет в детский сад. Попасть туда не так-то просто, малыш должен пройти достаточно сложное тестирование, денег это тоже будет стоить приличных, так как родители стараются отдать детей в элитные сады, которые находятся под опекой главных университетов. В Японии обычное дело с младенчества готовить ребенка для той или иной профессии, сад при школе, школа при университете. Поэтому уже с рождения ребенка мама может сказать: «Поздравляю, у нас врач».

ИНДИЯ

Главное в воспитании детей у индусов - это стремление к доброте, терпению и гармонии. Ребенка учат уважать не только людей, но и природу, поэтому дети-индусы никогда не разоряют птичья гнезда и не обижают собак. Также большое внимание уделяют самообладанию - кричать нельзя, эмоции надо сдерживать. Вдохновляют на это родители, которые тоже никогда не повышают голос в присутствии ребенка.

КАК НЕ ЗЛИТЬСЯ НА РЕБЕНКА

В школе детей учат йоге, проводят уроки медитации, основное направление берется не на знания, а на воспитание. За оценки тут не ругают, главное, чтоб человек был хороший. Общение с детьми тут более неформальное. Учитель, да даже незнакомый человек, может погладить ребенка по голове в знак симпатии или приобнять, чтобы успокоить, и никто не смотрит на это косо. Все добры и открыты друг другу. Ну, чего еще ждать от страны, где в школах на уроках детей учат правильно улыбаться.

КИТАЙ


В Китае нет традиционного разделение на воспитания мальчиков и девочек, здесь всех воспитывают одинаково, так как и во взрослой жизни распределений обязанностей на «женские» и «мужские» в семье нет. Как папа, так и мама могут зарабатывать или, наоборот, сидеть дома с ребенком.

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У РЕБЕНКА

Главное в воспитании детей в Китае - это послушание. Еще с детского сада ребенок должен неукоснительно делать то, что ему говорят взрослые. Весь день ребенка четко расписан, распорядок меняют крайне редко. Обязанности по дому детям назначают еще в дошкольном возрасте. В это же время ребенка отдают в различные кружки и секции, по желанию родителей. Перечить им - нельзя. Они выбирают досуг ребенка, даже то, в какие игрушки ему можно играть. При этом хвалят детей в Китае крайне редко.

АНГЛИЯ


В Англии, напротив, принято с младенчества развивать в ребенке уверенность в себе. Родители постоянно хвалят свое чадо, даже за самые небольшие достижения, чтобы ребенок не имел низкой самооценки. Это касается как родителей, так и воспитателей в яслях и детских садах, замечания детям делают крайне редко. Обычно ограничиваются словами, пытаются объяснить, как делать можно, а как нельзя.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ СТРАН

В школе в детях развивают стремление к индивидуализму, ценят неординарную точку зрения, стараются к каждому ученику подбирать свой подход. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и занимается этим сколько хочет. Родители крайне уважают личное пространство детей и никогда не входят в комнату сына или дочери без спроса. Однако, при этом англичане всегда строги и предъявляют к своим детям очень много требований, многие из которых часто бывают завышены.

ШВЕЦИЯ


В Швеции ребенок - это полноценная личность, ничем не отличающаяся от взрослого. У него есть свои права и обязанности, а главное, о чем заботятся родители - это его безопасность. Еще в 70-ых в Швеции запретили телесные наказания на законодательном уровне, здесь практикуется «воспитание без стресса». «Поступай с ребенком так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили» - вот основное правило. Ребенок имеет право на диалог, объяснение и время взрослых.

ДАРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДОРОГИЕ ПОДАРКИ

Интересно, что родители часто спят в одной кровати с детьми, считается, что днем времени проявить свою любовь и провести время вместе не хватает, поэтому этот пробел они заполняют ночью.


В США детей редко отдают в детский сад, обычно с ребенком сидят родители или няня. Также часто детей берут с собой куда угодно: в кино, театр, даже на работу. Семья в США - это святое, поэтому там часто проходят семейные сборища, пикники или воскресные ужины. Детям обычно дают свободу действий и возможность выбора, наказывают американские родители не строго - лишают игрушки или сажают подумать на специальный стул.

А КАК НАКАЗЫВАЮТ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Родители очень много участвуют в жизни детей - помогают со школьными проектами, приходят на матчи их команд, посещают какие-то мероприятия. Свободы американским детям дают больше, например, никто не подумает проверять легла ли спать их дочка-семиклассница или лежит и читает. Это ее выбор.

ФРАНЦИЯ

Французские семьи крепкие, родители обычно не стремятся отпустить детей в свободное плаванье и могут жить вместе до 30 лет. Но это не значит, что ребенок не самостоятелен, мамы рано выходят на работу и ребенку приходится учиться делать многие вещи самому. Поэтому французские дети часто выполняют небольшие поручения по дому, ходят в магазин или присматривают за младшими.

А ВО СКОЛЬКО ЛЕТ В РОССИИ РОДИТЕЛИ ОТПУСКАЮТ РЕБЕНКА ГУЛЯТЬ ОДНОГО

Родители с детства переселяют ребенка в отдельную комнату, уже 6 месячный ребенок должен спать как минимум в отдельной кроватке. Родители часто дают ребенку самому получить отрицательный опыт, не остерегая его от небольших опасностей. Лучше пусть один раз попробует сам, чем сто раз ему это объяснит мама.

ИТАЛИЯ


В Италии также существует культ семьи, клана. Родня, какой бы дальней она не была, своего не бросит. К рождению ребенка относятся как к дару, в детстве детей балуют, задаривают подарками и закармливают сладостями. Ребенку позволяется все, но при этом за каждым их шагом родители неустанно наблюдают. Слово «нельзя» ребенок почти не слышит, поэтому вырастают итальянцы зачастую грубыми и капризными.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ СТАРШИЙ РЕБЕНОК РЕВНУЕТ МЛАДШЕГО

В Италии размыт барьер «взрослый-ребенок», поэтому дети обращаются ко взрослым на «ты» и спокойно могут нагрубить в духе: «Теть, ты мне мешаешь, подвинься». Такое поведение даже не особо карается родителями.

Социологи по всей Европе не первый год бьют тревогу — население стран стареет, женщины решают позже заводить детей и уже далеко не все супруги согласны, что идеальная семья предполагает наличие кого-то третьего. Какие именно факторы влияют на жителей разных стран в вопросе рождения детей?

Гибкие работодатели — ключ к успеху

Одна из стран-лидеров списка по желанию иметь детей, Дания, пока не может похвастаться идеальной ситуацией с рождаемостью. Средний возраст рождения первого ребенка — 29 лет. А больше половины детей в браке рождается при помощи ЭКО, так как самостоятельно забеременеть у многих датчанок не получается. Несколько лет назад социологи забили тревогу: начиная со школы, датчанам дают очень много информации о том, как защитить себя от нежелательной беременности, и совсем не рассказывают про счастье быть родителями. В результате все больше людей вырастают с осознанием того, что беременности стоит бояться и избегать.

Однако ситуация стала меняться к лучшему. По мнению обозревателя The Guardian и мамы троих детей Люси Макдональд, которая прожила несколько недель как типичная датская мама, на высокое желание иметь детей в стране сильно влияют низкий уровень преступности и безработицы — в той же Великобритании оба показателя выше, и желание иметь детей снижается соответственно. Но это не единственная причина: гибкая политика в отношении работающих родителей позволяет датчанам быстрее решиться завести детей. По сравнению с другими странами Европы, в Дании очень мало женщин, которые занимаются исключительно детьми и совсем не работают. Работа на полставки также не распространена, мамы трудятся полный рабочий день.

Совмещать семью и карьеру им удается благодаря гибкости работодателей. Например, большинство работодателей официально разрешает родителям уходить с работы пораньше несколько раз в неделю, чтобы провести время с детьми. С оплатой детского сада, где ребенок может оставаться с утра до вечера, помогает государство, и стоит он в четыре раза дешевле, чем детский сад в Лондоне, а начальники позволяют родителям не брать больничный и оставаться дома в первый день болезни детей. Минимальный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком составляет три месяца, максимальный — три года. Причем срок отпуска может увеличиться на один месяц, если его берет отец.

В каких странах детей заводят раньше

Россия, Словакия и Венгрия входят в число европейских стран с самым высоким желанием иметь детей и самыми молодыми матерями. По данным Евростата, жители восточных стран в целом больше хотят детей и заводят их раньше в силу сложившихся традиций и воспитания. В этих странах женщины не видят проблемы в том, чтобы посвятить себя семье и не работать, в то время как не все жительницы западной Европы готовы к отказу от карьеры.

В России, тем не менее, начинает прослеживается западная тенденция — женщины, особенно жительницы больших городов, откладывают рождение первенцев на потом. По данным Росстата, за последние 5 лет доля тех, кто стал матерью впервые после 30 лет, выросла до 40%. Правительство дополнительно пыталось стимулировать рождаемость в России материнским капиталом и льготами, однако в больших городах выплачиваемые суммы не способны оказать существенного влияния на благосостояние семьи, поэтому мало повлияли на рост рождаемости. Кстати, схожая ситуация сложилась в Германии, где довольно щедрая материальная помощь государства не смогла заставить женщин рожать больше детей. Почему?

Почему деньги не всегда стимулируют

Меньше всего хотят иметь детей жители Германии — желающих стать родителями в стране почти в 2 раза меньше, чем в России. Социологи университета Висбадена подтверждают эти данные: с начала 2000-х в Германии отмечается резкий спад рождаемости, и последние десять лет страна удерживает первое место по самому низкому уровню рождаемости в Европе. В 2009 году прирост населения упал до исторического минимума — даже в послевоенный 1946 год в стране родилось больше детей. Причем упрекнуть правительство страны в невнимании к молодым родителям нельзя — в течении первого года жизни ребенка они получают от государства до 60% от собственного оклада в месяц. Также семья может решить, кто останется дома: отец или мать. Но даже существенные выплаты до сих пор не сумели убедить немцев в том, что дети — это необходимая часть жизни. Виноватым в таком положении вещей называют недостаточную помощь родителям. И речь идет не о деньгах, а о невозможности совмещать заботу о подросшем ребенке и работу.

Большинство детских садов и начальных школ в стране работает до 13 часов дня, не позволяя кому-то из родителей работать полный день. Стеффан Крёнерт, профессор социологии в берлинском Институте Народонаселения и Развития, считает, что в обществе до сих пор сильно развито негативное отношение к работающим матерям, которых называют «мамами-воронами». Такой ярлык многие немцы вешают на женщин, которые рано отдают детей в ясли, чтобы суметь продолжить работу. Профессор Крёнерт считает: единственное, что может повысить рождаемость — это достаточное количество детских учреждений, легкий доступ к ним и снижение общественного давления на работающих матерей. Причем, по его мнению, такие меры помогут повысить уровень рождаемости не только в Германии, но и во всех странах Европы, где есть эта проблема.

А что влияет на ваше желание завести ребенка?

Материал подготовлен с помощью экспертов сайта знакомств для поиска серьезных отношений eDarling.ru.

В каких странах лучше всего живется детям?

Наилучшие условия для здоровья и благосостояния детей созданы в Нидерландах. Такой вывод сделали авторы доклада "Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview", подготовленного Исследовательским центром Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) во Флоренции.

Оценка благополучия детей и молодежи в возрасте до 20 лет в данном исследовании базировалась на показателях, характеризующих ситуацию в пяти областях жизнедеятельности: 1) материальное благосостояние, 2) здоровье и безопасность, 3) образование, 4) поведение и риски, 5) жилищные условия и окружающая среда (табл. 1). Сводный индекс благополучия рассчитывался как среднее значение из пяти рейтингов. В обзор включены 29 промышленно развитых стран .

Согласно исследованию, несмотря на примерно равные возможности, одним богатым государствам удалось достичь лучших результатов, чем другим, на пути ликвидации детской бедности и создания благоприятных условий для развития детей.

Бесспорным лидером рейтинга являются Нидерланды - это единственная страна, входящая в первую пятерку ранжированного ряда стран во всех пяти областях. Причем Нидерланды лидируют не только по объективным показателям, но и по оценкам самих детей.

Также очень хорошие условия для развития детей созданы в четырех северных странах: Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции; эти страны находятся близко к Нидерландам в составленном рейтинге.

Четыре нижние позиции ранжированного ряда, с наихудшими показателями благополучия детей, занимают три беднейшие страны из списка - Латвия, Литва и Румыния, а также одна из богатейших стран - США.

Эксперты пришли к выводу, что тесной связи между уровнем ВВП на душу населения и общим благосостоянием детей нет. В очень богатой стране положение детей отнюдь не всегда лучше, чем в стране, где экономическая ситуация менее благоприятна. Так, согласно опубликованному рейтингу, детям в Словении живется лучше, чем их сверстникам в Канаде. А положение детей в Чехии более стабильно, чем в Австрии. Португалия обгоняет США по показателям достижений в сфере защиты и развития детей.

Разрыв между странами Центральной и Восточной Европы и Западными странами в обеспечении благополучия юного поколения постепенно сокращается.

Материальное благополучие

Здоровье и безопасность

Образование

Поведение и риски

Жилье и окружающая среда

Нидерланды

Норвегия

Исландия

Финляндия

Германия

Люксембург

Швейцария

Ирландия

Словения

Португалия

Великобритания

Словакия

Цветом страны разделены на три группы - по 1/3 стран в каждой; чем светлее тон, тем благополучнее ситуация.

Материальное благосостояние оценивалось на основе следующих показателей:

  • Относительный уровень детской бедности (% детей, живущих в домохозяйствах с доходом ниже 50% медианного дохода в стране)
  • Разрыв между чертой бедности в стране и медианными доходами домохозяйств, находящихся ниже черты бедности (%)
  • Индекс детской депривации (% детей, у которых отсутствуют два и более пунктов из предложенного перечня, например, трехразовое питание, ежедневное употребление овощей и фруктов, наличие книг для чтения, велосипеда, новой одежды, адекватного места для выполнения домашних заданий, интернета и др.)
  • Уровень достатка в семье (% детей, сообщивших о наличии/отсутствии в семье автомобиля, компьютера, отдельной комнаты для ребенка, о путешествиях с семьей за последние 12 месяцев).

По всем показателям материального положения детей лидируют четыре страны Северной Европы и Нидерланды, а хуже всего положение в Литве, Латвии, Румынии и США.

Финляндия - единственная страна, где относительный уровень детской бедности ниже 5% (рис. 1). В странах Южной Европы, а также в США, Литве, Латвии и Румынии этот показатель превышает 15%.

Наибольшие значения индекса детской депривации (более 25%) получены в таких странах, как Венгрия, Латвия, Португалия, Румыния. По уровню достатка в семье в нижней части рейтинга оказались страны Восточной и Центральной Европы.

Рисунок 1. Доля детей, живущих в домохозяйствах с доходом ниже 50% медианного дохода в стране, %

Здоровье и безопасность рассматривались с точки зрения таких показателей, как:

  • Младенческая смертность
  • Доля новорожденных с низкой массой тела (менее 2500 г)
  • Уровень иммунизации детей
  • Детская смертность в возрасте от 1 до 19 лет.

Наилучшие условия для здоровья детей созданы в Исландии, Швеции и Финляндии. Такие богатые страны, как США, Канада, Австрия и Дания, оказались в наихудшем положении, в частности, из-за низкого охвата детей иммунизацией.

Показатель младенческой смертности находится на низком уровне во всех развитых странах. В 26 из 35 развитых стран коэффициент младенческой смертности не превышает 5 на 1000 живорождений; выше этой отметки он только в США, Словакии, Латвии и Румынии.

Еще один важный индикатор этого блока - процент новорожденных с низкой массой тела (менее 2500 г) среди всех родившихся; вес при рождении является фактором выживаемости и здоровья ребенка. Пяти европейским странам удалось снизить этот показатель до уровня менее 5% (Эстония, Исландия, Финляндия, Ирландия, Швеция). В Венгрии, Португалии и США доля родившихся с низкой массой составляет 8%, в Греции - почти 10%.

По уровню иммунизации детей среди развитых стран нет больших различий. Лишь в трех странах - Австрии, Канаде и Дании - доля детей, которым сделаны основные прививки, не достигает 90%.

Рисунок 2. Коэффициент младенческой смертности, на 1000 живорождений

Поведение и риски. В этом блоке рейтинг составлялся на основе следующих показателей:

  • Наличие у ребенка лишнего веса
  • Ежедневный завтрак
  • Ежедневное употребление фруктов
  • Ежедневные физические упражнения
  • Уровень рождаемости среди подростков
  • Курение среди подростков
  • Употребление алкоголя
  • Употребление каннабиса
  • Участие в драках.

Четыре последних показателя приведены для подростков 11, 13 и 15 лет.

Во всех рассматриваемых странах доля подростков, имеющих лишний вес, превышает 10 процентов, за исключением Нидерландов, Швейцарии и Дании. Но только в Канаде, Греции и США эта доля превосходит 20 процентов.

Рождение ребенка в юном возрасте создает угрозу благополучию как матери, так и ребенка; юная мать имеет высокие риски не закончить школу, не найти хорошую работу, оказаться за чертой бедности. В большинстве развитых стран уровень рождаемости в возрастной группе 15-19 лет невысок. Самым низким коэффициентом рождаемости среди подростков отличаются Нидерланды, Словения и Швейцария (менее 5 на 1000). В то же время в трех странах - Румынии, Великобритании и США - коэффициент подростковой рождаемости составляет более 29 на 1000 лиц соответствующего возраста.

Рисунок 3. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-19 лет, на 1000

Авторы доклада с удовлетворением отмечают, что в развитых странах 92% подростков 11-15 лет не курят регулярно сигареты, 86% не употребляют каннабис, 85% не напивались до пьяного состояния (больше одного раза), 2/3 не участвуют в драках.

Вместе с тем, эксперты обращают внимание на низкий уровень физической активности детей из богатых стран.

Рисунок 4. Доля подростков 11, 13 и 15 лет, которые курят сигареты не реже, чем раз в неделю, %

Рисунок 5. Доля подростков 11, 13 и 15 лет, которые сообщили, что напивались до пьяного состояния не менее двух раз, %

Образование . Благополучие детей в сфере образования оценивалось на основе таких показателей, как:

  • Охват детей дошкольным образованием (от 4 лет до начала школы)
  • Охват образованием подростков в возрасте 15-19 лет
  • Доля подростков 15-19 лет, которые не учатся и не работают
  • Качество обучения (итоги тестирования по трем предметам).

С точки зрения условий для образования детей и молодежи наиболее благоприятная ситуация сложилась в Бельгии, Финляндии, Германии и Нидерландах, наименее благоприятная - в Греции, Румынии, Испании и США.

Охват дошкольным образованием колеблется от 73% в Финляндии до 100% во Франции. Охват обучением в возрасте от 15 до 19 лет колеблется от 74% в Великобритании до 93% в Бельгии.

Интересным представляется показатель доли подростков 15-19 лет, которые не учатся и не работают. Меньше всего таких подростков в Дании, Норвегии и Словении - менее 3%. Тогда как в Испании, Италии и Ирландии - свыше 10% подростков не охвачены обучением и не заняты. Конечно, данный показатель зависит от экономической ситуации и ситуации на рынке труда, но в то же время характеризует и эффективность системы образования в деле подготовки молодежи к труду.

Рисунок 6. Средний балл тестирования 15-летних подростков по программе PISA

Жилье и окружающая среда . В этом блоке рассматривались следующие показатели:

  • Среднее число комнат на человека
  • Доля домохозяйств с более чем одной жилищной проблемой, по ответам подростков (среди проблем, например, отсутствие душа/ванной, протекающая крыша и т.д.)
  • Уровень убийств в стране
  • Загрязнение воздуха.

В 17 из 26 стран в среднем число комнат больше числа членов домохозяйства. Из девяти стран, где ситуация обратная - людей больше, чем комнат, восемь расположены в Центральной и Восточной Европе (рис. 7). С точки зрения качества жилья самая проблемная ситуация в Румынии, где 40% подростков сообщили о многочисленных недостатках жилья. Самые комфортные жилищные условия - в Исландии, Норвегии, Дании, Нидерландах, Швеции.

Показатель убийств, по мнению авторов, характеризует уровень насилия в обществе. Только в четырех странах уровень убийств превышает 4 на 100000 чел. населения, это - Эстония, Латвия, Литва и США. В остальных странах данный показатель не превышает 2,5 на 100000.

Рисунок 7. Среднее число комнат на человека

Авторы исследования признают, что составленный рейтинг стран имеет ряд недостатков и ограничений. Не хватает, в частности, таких индикаторов детского благополучия, как распространенность домашнего насилия, качество образования на разных уровнях, психическое здоровье и многих других. Очень мало проводится исследований качества жизни детей самого раннего возраста - в первые месяцы и годы жизни.

Интересно также посмотреть, как сами дети оценивают качество своей жизни. На рис. 8 отображен рейтинг развитых стран по уровню удовлетворенности детей своей жизнью, то есть субъективный рейтинг в отличие от объективного рейтинга, представленного в таблице 1.

В целом между двумя рейтингами - объективным и субъективным - существует тесная корреляция. Тем не менее, выделяются несколько исключений - в Греции, Испании и Италии субъективная удовлетворенность жизнью намного выше, чем объективные показатели детского благосостояния. А Германия, наоборот, опускается с 6-го места в объективном рейтинге до 22-го места в субъективном.

Рисунок 8. Доля 11, 13 и 15-летних подростков, которые оценили степень удовлетворенности своей жизнью в 6 баллов и выше по 10-балльной шкале, %

Источники :

UNICEF Office of Research (2013). "Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview", Innocenti Report Card 11,
UNICEF Office of Research, Florence

Martorano, B., L. Natali, C. de Neubourg and J. Bradshaw (2013). "Child Well-being in Advanced
Economies in the Late 2000s", Working Paper 2013-01. UNICEF Office of Research, Florence.

Bradshaw, J., B. Martorano, L. Natali, and C. de Neubourg (2013). "Children"s Subjective Well-being in Rich Countries",
Working Paper 2013-03. UNICEF Office of Research, Florence.

1 - России в списке стран нет.

Идеей уравнивания мальчиков и девочек шведское общество «заразила» некая Юдит Бутлер – американская феминистка. Бутлер сделала себе звездную карьеру в социологии на придуманной ею идее о том, что пол является социальной конструкцией. На мальчиков и девочек общество «давит» в детстве, именно поэтому они верят, что принадлежат к тому или иному полу, заявила Бутлер. Не давите же на них, призывает феминистка весь мир, пусть дети свой пол… выбирают сами! Достаточно, впрочем, взглянуть на фото этой леди в интернете, чтобы понять причины ее энтузиазма. Шведское слово ««hen» весьма бы ей подошло. Партнером по жизни Бутлер выбрала некую Венди Браун – кому любопытно, могут посмотреть в интернете фотографию и этой американской феминистки. Дамы отлично подходят друг другу, а более, наверное, никому.

Шведское общество давно перенимает у Америки идеи равенства всех и вся. Но последствия увлечения Швеции идеей Бутлер – идеей гендерного равенства – произвело на шведов эффект разорвавшейся мины замедленного действия.

В Швеции еще в 1998 году был утвержден закон «О противодействии гендерным стереотипам у детей». Согласно шведскому закону «О дискриминации» педагоги детских садов обязаны ежегодно проходить курсы повышения квалификации в области равноправия. Упомянутый выше закон 1998 года был официально учтен в документации всех детских садов. Однако именно теория Бутлер подстегнула правительство Швеции к тому, чтобы в 2010 году здесь организовали первый экспериментальный детский сад «Эгалиа» (в переводе «Равенство»).

В «Эгалиа» запрещено произносить слова «мальчик» и «девочка», всех детей называют « h en» (кстати, такое же слово стали использовать шведские гомосексуалисты). Проповедники новой идеи обнародовали для населения новость: оказывается, в других детских садах в середине 1990-х годов проводили видеозаписи с помощью камер и установили: воспитатели – о, ужас! - обращаются с мальчиками и девочками по-разному.

В «Эгалиа» такого не будет!

Шведское издательство «Саголикт Букфёрлагет» организовало поставку в «Эгалиа» соответствующих наглядных пособий. Серию книг о мальчике Калле, который носил розовое платье в горошек, сказки про двух жирафов мужского пола, усыновивших крокодильчика и сказочку про принцессу, которая не любила принцев, но влюбилась в бедную девушку…

В конце 2011 года персонал детского сада «Эгалиа» начал получать угрозы от неизвестных лиц по электронной почте. На адрес садика были присланы коробки с куклами-мальчиками и куклами-девочками.

В середине 2012 года в шведских СМИ развернулась «hen»-дискуссия. Основные тезисы шведских ученых, рискнувших выступить против Юдит Бутлер, таковы. Гендерные исследования в большей степени являются идеологией, нежели наукой. Слово «hen» запутывает детей. Им предстоит в будущем стать мужчинами и женщинами, а те, кто утверждает, что пол – это «выдумка тупых родителей», мягко говоря, поступают неосторожно.

В соседней Норвегии против «hen»-воспитания открыто выступила депутат парламента Сольвейг Хорне (я, кстати, посмотрела и ее фото в интернете и увидела, как и ожидала, весьма миловидную и уверенную в себе женщину). «Все это - чистый идиотизм!» - Без обиняков заявила Сольвейг Хорне. «Надеюсь никогда не увидеть ничего подобного в детских садах Норвегии!»

Набирающий обороты скандал пока привел к тому, что часть шведских депутатов выступила в парламенте Швеции с предложением запретить гендерную педагогику на всех ступенях образования. А в сентябре 2012 года редакция одной из самых уважаемых шведских газет «Дагенс Нюхетер» наложила запрет на использование слова «hen» на своих страницах, так как читатели начали выказывать по этому поводу свое недовольство. Но идея неугомонной Юдит Бутлер бродит по Европе…

Комментарии экспертов

Биологический коммунизм? Не существует!

Татьяна Борисовна Беляева, преподаватель кафедры психологии Новгородского государственного университета:

«Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума. Примерно такая мысль пришламне в голову в процессе знакомства со шведской идеей бесполого воспитания. Откуда эта идея пришла и с чем это связано?

Главной причиной могут бытьсобственные комплексы и проблемы авторов этой идеи (воистину прав господин Фрейд). Почему тогда эти частные эмоциональные личные причины должны распространяться на всех?

Во-вторых, причиной могут стать известные перекосы в гендерном воспитании, когда воспитатели хотят сформировать у ребенка идеальное поведение – мужское или женское. И эта благая идея воплощается в стереотип «сильного мужчины» и «слабой женщины», что приводит ко многим личным и семейным проблемам в будущем, если человек не соответствует этому стереотипу. При этом, возможно, более тяжелую ношу несут мужчины, которые не имеют права на слабость, слезы, что часто загоняет их в неразрешимую ситуацию, которую они решают с помощью алкоголя, наркотиков, суицидов.

Центральная проблема воспитания личности – это проблема становления своего Я, формирования Я-концепции, которая включает в себя систему представлений о самом себе (в том числе и о своей половой роли) и отношение к себе в виде самооценки. Она закладывается очень рано, еще в первый год после рождения и формируется на протяжении всей жизни человека, хотя сензитивным (т.е. наиболее чувствительным) для этого является период юности. Как говорил изучавший эту проблему психоаналитик и социолог Эрих Фромм, человек, обретший идентичность, характеризуется четкостью представлений о себе, верностью себе, что является основой для признания его людьми. В случае несформированной идентичности человек испытывает тревогу, неуверенность, враждебность, для него характерна «путаница ролей». Не это ли происходит в настоящее время, когда мы видим на телеэкранах, да и в жизни стремление отдельных лиц продемонстрировать окружающим свою так называемую нетрадиционную ориентацию. Если речь идет не о патологии, то мы имеем чисто психологическую проблему, которая связана с несформированной идентичностью или с демонстративностью поведения, которое призвано любой ценой обратить на себя внимание.

Откуда же берутся эти проблемы? Как часто бывает – из детства. Как писала Марина Цветаева, «чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь». Если детей в дошкольном возрасте воспитывать в духе «шведских идей», то когда и как осуществить переход к тому, что все-таки мы разные? Я бы оценила шведскую идею бесполого воспитания как своеобразный «биологический коммунизм», который постулирует то, чего нет. Нет биологического равенства мужчины и женщины. Так устроено природой и, наверное, не случайно. Еще древнейшая китайская философия утверждала неразрывное единство двух противоположных начал – женского (инь) имужского (янь). А что касается социального равенства, так, на мой крамольный и предвзятый взгляд, оно может быть обеспечено не абсолютным равноправием (которое приводит к тому, что женщины тягают шпалы), а как раз наоборот - разным отношением общества к мужчине и женщинес учетом того, что последняя должна исполнить свою главную роль – выносить и воспитать достойное потомство. И для того, чтобы это произошло, девочки должны играть в детстве в куклы. А выбор, за который ратуют шведские борцы за права человека, в дошкольном возрасте невозможен по причиненезрелости мозга и личности».

Мама Лена и папа Катя?

Алина Владимировна Румянцева, заведующая детским садом №81 «Солнышко», Великий Новгород:

«Как бы ни влиял детский сад на ребенка, 80 процентов информации об окружающем мире дети выносят из семьи. У меня большой опыт работы с детьми дошкольного возраста. У нас в детском саду занимаются малыши с полутора лет, а в группы кратковременного пребывания мамы приходят с детьми, начиная с 8-месячного возраста. Каков бы ни был возраст ребенка, мы всегда говорим детям, что детский сад - это тоже семья. Мы все вместе дружим, мы друг другу помогаем. До четырех-пяти лет не имеет смысла объяснять малышу, кто он – мальчик или девочка – до этого возраста он ощущает себя просто ребенком. До трех-четырех лет педагоги и даже обслуживающий персонал детского сада, интуитивно это чувствующий, всех называют словом «дети». Конечно, в речи встречаются слова «мальчик» и «девочка», но мы не акцентируем на этом внимание.

Постепенно при выполнении различных простейших заданий дети начинают ощущать, что в каких-то действиях за что-то отвечает мальчик, за что-то - девочка. Но в основном в детском саду дети играют и в то же время учатся. Игра для них – главный вид деятельности. И сюжетно-ролевая игра «Семья», всем нам известная, показывает, что дети интуитивно сами расставляют роли в семье. Мы, воспитатели, им не навязываем, что в игре папой должен быть мальчик. При этом практически всегда мальчик играет папу, а девочка - маму. Может быть, неосознанный выбор детей происходит на генетическом уровне, а может быть, образец идет из семьи.

Конечно, в современном обществе меняется представление о том, что папа - это добытчик, тот, кто зарабатывает деньги на содержание семьи, а мама – та, кто о семье заботится, стирает, убирает и готовит. Более того – у нас в детских садах появились малыши, которые воспитываются в нетрадиционных семьях. Изменения в российском менталитете выражаются в том, что теперь люди открыто говорят о нетрадиционных проявлениях, которые раньше, если они и существовали, афишировать было не принято. Что тому причиной – демократические процессы или генетические изменения, сейчас рассуждать не берусь. Но как практик, давно работающий с детьми, могу утверждать – решения взрослых жить иной жизнью отражаются в первую очередь на психике детей.

В моей практике, правда, не в нашем детском саду, был случай, когда четырехлетний мальчик, пришедший в садик, сказал, что у него в семье мама Лена и папа Катя (имена изменены).

Я наблюдала за этим ребенком и должна сказать, что этому малышу очень трудно. Не потому, что его не понимают другие дети, а потому что он сам не может разобраться в ситуации, в которую попал. С одной стороны, мама, которая является первым воспитателем в жизни ребенка, показывает ему образец семейной пары «женщина-женщина» и ее поведение говорит ему о том, что это допустимо. С другой стороны, все его окружение в детском саду преподносит ему абсолютно противоположную модель семьи. Он видит, как других детей приводят утром в детский сад и забирают вечером папы-мужчины и мамы-женщины. Наблюдает, как эти родители общаются между собой и своими детьми. Ему четыре года, он еще не понимает, что такое мужчина и что такое женщина. Но данное противоречие ставит его в тупик, он не может понять, что правильно, а что нет.

Другой аспект – мы, представители детского сада не имеем на данный момент никаких полномочий, ни юридических, ни моральных, чтобы этого ребенка переучивать и говорить ему, что модель его семьи неправильна. Между тем в процессе воспитания в детском саду мы должны давать детям старше пяти лет понятие о том, какие социальные рои играют в обществе мужчина и женщина, например, о том, что мальчик должен защищать девочку, потому что он будущий мужчина. Таким образом получается, что мы невольно должны переучивать в воспитательном плане ребенка из нетрадиционной семьи.

В российском обществе, я думаю, не приживется модель воспитания детей, предложенная в Швеции. У нас все-таки другой менталитет. В то же время мы должны помнить, что нужно проявлять уважение к личности маленького человека, лояльность и доброту, независимо от того, мальчик он или девочка. В нашем современном обществе при воспитании детей уже нет строгих правил относительно того, например, что, если ты мальчик, то ты не должен плакать. В детском саду нет разделения игрушек: например, розовая посудка для девочек, а для мальчиков -машинки. Если мальчик взял в игре розовую посуду, воспитатели не будут ужасаться и корить его за это. У нас от времен Советского Союза осталось в системе детских садов воспитание коллективизма, только теперь оно носит характер семейственности. Дети вместе играют, учатся. Разделения мальчиков и девочек на занятиях в детском саду нет.

Сейчас много грамотных, образованных родителей, которые очень много читают, владеют педагогическими подходами к ребенку, чего раньше не было. Но и такие родители порой вредят ребенку. Я когда-то работала с детьми в составе комиссии медико-психолого-социального сопровождения.Мне приходилось беседовать с малышами, испытавшими психологическую травму в результате того, что «прогрессивные» родители в 3-4 года пытались просветить их в плане полового воспитания. Мое мнение - не надо этого делать. Это успеется впереди. Дети должны проживать детство, радоваться солнцу, маме, цветам, веселой игре. Их детство не должно стать полем для испытания педагогических теорий взрослых».

В классных журналах школ США в графе «сведения о родителях» исчезли слова «мама» и «папа». Их заменили «родитель №1» и «родитель №2». Я вместе с Татьяной Беляевой и Алиной Румянцевой очень надеюсь, что такое никогда не произойдет в России. Взявшее страшную силу распространение «нетрадиционных» людей и целых семей, на мой взгляд, очень редко связано с биологическими патологиями. Гораздо легче не идти на уступки, а жить со своим партнером порознь внутри семьи, занимаясь каждый своей карьерой. С однополым партнером – таким же эгоистом – это делать легко. Мужчины и женщины созданы по-разному, в том числе и психологически – зачем? Разве не стоит задуматься? Зачем Бог или природа заставили мужчину и женщину чувствовать по-разному, любить разное, спорить и не соглашаться – а потом, с годами, не спорить и соглашаться ради мира в семье, ради детей? Это и есть гениальный, природой созданный инструмент совершенствования души человека, а не феминистские теории и не борьба за право мальчика-детсадовца носить розовое платье в горошек.

Юдит Бутлер и Венди Браун, мама Лена и папа Катя, могут жить как им угодно. До тех пор, пока они не впутывают в свои личные дела других людей. Одни изломали жизнь единственного маленького мальчика, другие пытаются собрать под розовые и голубые знамена целое « hen »-поколение. Похоже, приходит время вспомнить великого совершенствователя самого себя и мира – Льва Толстого. «В сямоя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляютсилу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто ».

Самые плаксивые дети живут в Великобритании, Италии, Канаде и Нидерландах, установили исследователи. А самые спокойные - в Дании, Германии и Японии.

Продолжительный детский плач зачастую связан с коликами и, если удастся установить причину, по которой дети в одних странах плачут меньше, чем в других, это облегчит жизнь миллионам семей.
Группа исследователей из Уорикского университета выяснила, где живут самые плаксивые и самые спокойные дети. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Journal of Pediatrics.
Частая причина длительного младенческого плача колики. Однако они свидетельствуют о каком-то заболевании лишь в редких случаях и обычно бесследно проходят после четырех месяцев. Из-за малоизученности причин их возникновения и ограниченного количества способов лечения колики остаются частой причиной беспокойства родителей.
Нынешние представления о том, как много должен плакать страдающий от колик ребенок, основаны на критериях Весселя: колики начинаются в течение первых трех недель жизни, продолжаются около трех часов в день и встречаются преимущественно у детей в первые три месяца жизни. На болезненные ощущения ребенок реагирует плачем.
Критерии Весселя были сформулированы в 1950-х годах. Поскольку в области ухода за детьми за последние полвека произошли значительные изменения, современным медикам и родителям необходимы новые стандарты для оценки чрезмерного уровня плача у младенцев.
Исследователи проанализировали данные о почти 8700 младенцах из разных стран, включая Германию, Данию, Японию, Канаду, Италию, Нидерланды, Великобританию, и подсчитали, сколько плачут младенцы в сутки в разных культурах. Россия, к сожалению, в исследование не попала.
Выяснилось, что в среднем дети плачут около двух часов в день в течение первых двух недель. К шестой неделе время плача достигает предельной отметки в два часа пятнадцать минут в сутки, а концу двенадцатой снижается до часа и десяти минут.
Однако оказалось, что, если в одних странах малыши плачут всего полчаса в день, то в других – до пяти часов в сутки. Плаксы оказались родом из Великобритании, Италии, Канады и Нидерландов, а тихони – из Дании, Германии и Японии.
Время плача соответствовало тому, как часто дети страдали от колик. В Великобритании от них страдали 28% малышей в возрасте 1−2 недель, в Канаде – 34,1% в возрасте 3-4 недель, в Италии – 20,9% в возрасте 8-9 недель. Самые низкие показатели были зарегистрированы в Дании (5,5% в 3-4 недели) и Германии (6,7% в 3-4 недели).
Исследователи не могут назвать определенных причин, вызвавших такую разницу. Они варьируются от меньшего социального неравенства до большей ответственности родителей при заботе о малыше и генетических факторов.
«Младенцы сильно различаются по тому, как много они плачут в первые недели жизни. Мы можем узнать что-то новое, наблюдая за культурами, в которых дети меньше плачут, выяснить, связано ли это с родительской заботой или другими факторами, например, генетикой, - рассказывает профессор Дитер Вольке, ведущий автор исследования. – Новые критерии норм плача помогут докторам объяснить родителям, плачет ли ребенок в пределах нормы и беспокоиться не о чем, или же ему необходимы дальнейшие обследования».
Примечательно, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, страдали от колик намного чаще, чем на искусственном или смешанном.
По мнению ученых, дальнейшие исследования помогут выявить причины, по которым в некоторых странах дети реже страдают от колик. Эта информация, возможно, облегчит жизнь множеству семей по всему миру.