Правила проведения инвентаризации при банкротстве. Порядок проведения инвентаризации имущества и формирования имущественной массы организации. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и иных ценностей финансовой организации

1. Комментируемая статья обязывает конкурсного управляющего произвести

инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления этой работы

конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов (например,

бухгалтеров, аудиторов и т.п.).

Право привлечения оценщиков и иных специалистов для целей проведения

инвентаризации и оценки, предусмотренное п.1 комментируемой статьи, дополняет

(применительно к конкурсному производству) общую норму ст.20 Закона о банкротстве,

предоставляющую арбитражному управляющему право привлечения иных лиц для обеспечения

его деятельности. По общему правилу, оплата услуг привлекаемых конкурсным

управляющим специалистов осуществляется за счет имущества должника. Собрание

кредиторов или комитет кредиторов могут определить иной источник оплаты труда

привлекаемых специалистов. Особый порядок оплаты услуг привлекаемых специалистов

может быть установлен кредиторами, например, в случаях, когда должник не располагает

необходимыми для этого денежными средствами.

2. Необходимость проведения инвентаризации связана прежде всего с возложением на арбитражного управляющего обязанностей по управлению делами должника при отстранении его руководителя. Свидетельством этого является то, что данная

обязанность установлена не только для конкурсного управляющего, но и для внешнего

управляющего (см. комментарий к ст.74).

учете" установлено, что в ходе инвентаризации имущества и обязательств организации

проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с данным законом порядок и сроки проведения инвентаризации,

а также методы оценки видов имущества и обязательств являются составными частями

учетной политики организации, которая утверждается приказом или распоряжением

лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета; предусмотрены

случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. По смыслу ст.101 Закона

о банкротстве за организацию и состояние бухгалтерского учета должника в период

конкурсного производства отвечает конкурсный управляющий.

При проведении инвентаризации осуществляется выявление фактического наличия

имущества, сопоставление фактического наличия имущества и его состояния с

данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств

организации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием

имущества и его состоянием и данными бухгалтерского учета подлежат соответствующему

отражению на счетах бухгалтерского учета. В настоящее время при проведении

инвентаризации применяются Методические указания по инвентаризации имущества

и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской

4. Законом о банкротстве 1992 г. также устанавливалась обязанность конкурсного

управляющего по проведению инвентаризации имущества (активов) должника и его

обязательств (пассивов). Несмотря на то, что в период внешнего управления

на арбитражного управляющего аналогичная обязанность возлагалась, практика

показала, что в случаях отстранения арбитражным управляющим руководителя должника

от выполнения обязанностей по управлению должником, а также в целях разработки

арбитражным управляющим плана проведения внешнего управления имуществом должника

инвентаризация имущества и обязательств должника проводилась и в рамках внешнего

управления имуществом должника.

5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника как правило

является первым и необходимым шагом в осуществлении оценки имущества должника,

под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику

имущества. Целью проведения оценки является установление стоимости имущества,

позволяющей с достаточной степенью достоверности оценить выручку, которую

предполагается получить в результате реализации данного имущества.

Различаются различные виды стоимости: например, первоначальная стоимость

основных средств (т. е. стоимость данных активов при постановке их должником

на учет, которая определяется на основе цен их приобретения, затрат на строительство

и т.д. и может увеличиваться после реконструкции или модернизации основных

фондов или уменьшаться при частичной ликвидации или демонтаже), восстановительная

стоимость основных средств (т. е. стоимость воспроизводства данных активов),

остаточная стоимость основных средств (т. е. первоначальная либо восстановительная

(после переоценки) стоимость основных средств за вычетом начисленного износа),

балансовая стоимость (т. е. стоимость, по которой активы отражаются в бухгалтерском

балансе), рыночная стоимость активов (определяемая на основе сложившихся на

момент проведения оценки рыночных цен на имущество, подлежащее оценке), ликвидационная

стоимость активов (определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом

расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов

в режиме ликвидации должника).

Существуют также специальные методы оценки рыночной стоимости принадлежащего

должнику предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого должником

для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемого в соответствии

со ст.132 ГК РФ недвижимостью, а также методы оценки стоимости осуществляемого

должником бизнеса. Кроме того, особо необходимо отметить такой вид стоимости

как фактическая стоимость (цена) реализации имущества (другими словами выручка

от реализации имущества), которая, очевидно, не оценивается, а устанавливается

по факту в процессе реализации этого имущества.

Перечисленные виды стоимостей одного и того же имущества могут существенно

различаться по своей величине, например, балансовая стоимость какого-либо

имущества на практике может в несколько раз превосходить рыночную стоимость

этого имущества, в то же время и рыночная стоимость имущества в общем случае

не совпадает с фактической стоимостью реализации данного имущества. Более

того, оценка стоимости существенно зависит от того, каким предполагается последующий

режим функционирования или реализации имущества должника. Так например, рыночная

стоимость предприятия должника в целом как имущественного комплекса будет

отличаться от ликвидационной стоимости принадлежащего должнику имущества,

ликвидационная стоимость одного и того же имущества существенно отличается

в зависимости от выбора режима ликвидации: ускоренного (форсированного), при

котором уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, однако существует

большая вероятность получить при реализации имущества относительно меньшую

выручку (меньшую фактическую цену), либо упорядоченного (обычного), при котором

достаточно велика вероятность получения относительно большей выручки от реализации

имущества, однако увеличиваются расходы на содержание и хранение активов.Выбор

типа стоимости, который предполагается оценить, а также методов оценки определяется,

исходя из целей проведения оценки.

Представляется, что по смыслу процедур банкротства, и в частности, конкурсного

производства, необходимо проведение оценки ликвидационной стоимости имущества

должника и иных видов оценки, базирующихся на методах оценки рыночной стоимости

(рыночная стоимость имущества, рыночная стоимость принадлежащего должнику

предприятия в целом как имущественного комплекса, рыночная стоимость бизнеса

должника), так как они, во-первых, позволяют корректно оценить наиболее вероятную

выручку (фактическую стоимость), которая будет получена при реализации имущества,

а во-вторых, позволяют обосновать выбор тех или иных способов реализации имущества

в рамках конкурсного производства (продажа предприятия должника, выбор способа

лотирования имущества и т.д.), исходя из цели конкурсного производства по

максимизации степени удовлетворения требований кредиторов на основе максимизации

доходов от управления (использования) имуществом должника и выручки от реализации

конкурсной массы.

6. При проведении оценки указанных стоимостей должны учитываться положения

ст.87, 103, 104, 112, 137, 138, 139, 145, 155, 171 и 172 Закона о банкротстве,

так как часть имущества должника в соответствии с законодательными и иными

правовыми актами Российской Федерации может быть изъята из оборота, ограничена

в обороте или могут иметься в отношении данного имущества иные ограничения

(например, установление обязательных условий для покупателей).

7. Закон о банкротстве 1992 г. устанавливал исключительную компетенцию

собрания кредиторов по решению вопросов о начале продажи, форме продажи, а

также о начальной цене имущества должника без сопряжения решения данных вопросов

с проведением оценки имущества должника. Данная норма, перекладывая всю полноту

принятия решения по вопросу, имеющему подчас определяющее значение для максимизации

степени удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве, на

кредиторов, на практике приводила в ряде случаев к формальному исполнению

конкурсным управляющим своей обязанности по проведению оценки имущества должника.

В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., в конкурсном производстве

собранием кредиторов должны быть одобрены лишь порядок и сроки продажи имущества

должника; одобрение ими начальной цены продаваемого имущества не предусмотрено,

за исключением случая продажи предприятия должника (см. комментарий к ст.112).

8. Следует отметить, что наряду с правом привлечения специалистов для

обеспечения деятельности конкурсного управляющего, комментируемой статьей

установлена и обязанность конкурсного управляющего привлекать независимого

оценщика для оценки принадлежащей должнику и подлежащей продаже недвижимости,

если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов.

Дело в том, что любой объект недвижимости в качестве объекта продажи

обладает специфическими, присущими только ему свойствами (например, местоположением),

что исключает возможность установления начальной цены данного объекта на основе

прямой аналогии с уже проданными (что применимо для установления начальной

цены такого имущества как транспортные средства, универсальное оборудование,

сырье, материалы и т.д.). Сложившаяся мировая практика показывает, что даже

в условиях сложившихся и развитых рынков недвижимости проведение профессиональной

оценки предназначенного к продаже объекта недвижимости является обязательным

требованием. В отечественных условиях независимая предпродажная оценка объектов

недвижимости приобретает особое значение из-за неразвитости рынков недвижимости.

9. Кредиторы могут установить, что предпродажная оценка объектов недвижимости

может в некоторых случаях и не проводиться, например, если подобная оценка

уже была недавно проведена и кредиторы уверены в независимости выводов оценщика,

а также в том, что за прошедший с момента проведения такой оценки срок величина

оцененной стоимости объекта недвижимости не подверглась каким-либо значимым

изменениям, либо в случае, когда состояние предполагаемого к продаже объекта

недвижимости не оставляет сомнений в том, что понесенные расходы на проведение

оценки могут превысить выручку от реализации этого объекта.

(применяется для ликвидируемых финансовых организаций, производство дел о банкротстве по которым возбуждено после 21 декабря 2016 г. или производство по которым возбуждено до 21 декабря 2016 г., если к этому дню в отношении финансовой организации не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве).

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регламентирует процедуры проведения инвентаризации имущества, оформление результатов инвентаризации, а также особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества финансовых организаций, в отношении которых государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) (далее - финансовые организации).

Для целей настоящего Порядка под финансовой организацией понимается кредитная организация или негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ).

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее - инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

1.3. Для целей настоящего Порядка под имуществом финансовой организации (далее также - активы) понимаются ее активы, в состав которых входят объекты гражданских прав (они определены статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно: денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги, права требования, иное движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы, материальные запасы и прочие активы, а также имущество, не принадлежащее финансовой организации, но числящиеся в бухгалтерском учете и имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

1.4. Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

1.5. Инвентаризация производится с учетом специфики видов деятельности финансовой организации, установленной нормативными правовыми актами.

1.6. Представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (далее - Представитель) обязан принять в ведение имущество и провести его инвентаризацию не позднее трех месяцев с даты открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации), если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего (ликвидатора) в связи со значительным объемом имущества должника.

Датой открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации) считается день объявления резолютивной части решения арбитражного суда о признании финансовой организации несостоятельной (банкротом) или введении в отношении неё процедуры принудительной ликвидации.

Для проведения инвентаризации могут быть привлечены специализированные организации, аккредитованные при Агентстве в номинациях «Ведение бухгалтерского учета и сопровождение ведения реестра требований кредиторов в кредитных организациях» и «Ведение бухгалтерского и налогового учета в негосударственных пенсионных фондах» (далее - Привлеченная организация).

1.7. В случае завершения инвентаризации по конкретному виду актива до окончания установленного срока завершения инвентаризации, могут составляться промежуточные акты инвентаризации по отдельным видам активов с указанием даты фактического составления данных актов.

1.8. В финансовой организации, в отношении которой ранее осуществлялась процедура принудительной ликвидации после вынесения арбитражным судом решения о признании ее несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства, Представитель вправе не проводить повторную инвентаризацию в случае ее проведения в ходе процедуры принудительной ликвидации. Решение о целесообразности проведения повторной инвентаризации принимается заместителем Генерального директора Агентства, курирующим Департамент ликвидации кредитных организаций (далее - ДЛКО), по представлению ДЛКО или заместителем Генерального директора Агентства, курирующим Департамент ликвидации финансовых организаций (далее - ДЛФО), по представлению ДЛФО соответственно.

1.9. Инвентаризация проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

В случае превышения сроков при проведении инвентаризации, установленных настоящего Порядка, ходатайство конкурсного управляющего (ликвидатора) о продлении срока проведения инвентаризации с приложением мотивированного заключения, согласованного с Привлеченной организацией или ДБУиО, направляется Представителем:

на согласование ДЛКО или ДЛФО не позднее, чем за 5 дней до даты направления ходатайства в арбитражный суд;

в арбитражный суд не позднее 30 дней до даты истечения установленного распоряжением срока завершения инвентаризации.

1.10. Проверка фактического наличия имущества или прав на имущество проводится членами инвентаризационной комиссии, создаваемой в соответствии с Порядка (далее - Комиссия), с участием лиц (при наличии), с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности за ущерб, причиненный утратой (повреждением) инвентаризируемого имущества (далее - материально-ответственные лица).

1.11. В актах инвентаризации сведения об имуществе кредитной организации по данным бухгалтерского учета должны соответствовать входящим остаткам ведомости остатков по счетам кредитной организации на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

В актах инвентаризации сведения об имуществе НПФ по данным бухгалтерского учета должны соответствовать остаткам по счетам бухгалтерского учета НПФ, отраженным в электронных базах данных НПФ и (или) бухгалтерских регистрах (отчетах) на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

Положения данного пункта применяются, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

1.12. Представитель не позднее 20 календарных дней с даты введения конкурсного производства (процедуры принудительной ликвидации) направляет в уполномоченные органы и организации по месту нахождения головного офиса и (или) его обособленных структурных подразделений и (или) месту нахождения (учета, регистрации) имущества запросы о наличии у финансовой организации имущества (зарегистрированных прав на имущество) в соответствии с Приложением 4 к настоящему Порядку.

Привлеченная организация, осуществляющая ведение бухгалтерского учета в финансовой организации, а при ее отсутствии Департамент бухгалтерского учета и отчетности (далее - ДБУиО), обеспечивает проведение сверки задолженности с контрагентами по хозяйственным договорам, корреспондентским счетам НОСТРО, расчетным счетам НПФ, открытым в кредитных организациях, в том числе подготовку соответствующих запросов. Направление запроса осуществляется Представителем.

1.13. На основании полученной от уполномоченных органов и организаций информации сведения об имуществе финансовой организации отражаются в актах инвентаризации и в сводном отчете/акте об итогах инвентаризации как об активах, подтвержденных документами, либо как недостача.

1.14. Информация об активах, полученная в результате инвентаризации, отражается Привлеченной организацией, а в случае ее отсутствия Представителем, в программном комплексе «Автоматизированная система управления активами» (далее - СУА).

Иное лицо, ответственное за внесение соответствующей информации в СУА, может быть определено в распоряжении Представителя о проведении инвентаризации по согласованию с руководителем структурного подразделения Агентства, работником которого является ответственное лицо.

1.15. После завершения инвентаризации имущества финансовой организации Представитель направляет акты инвентаризации в электронной форме в Департамент управления активами, в Департамент реализации активов и ответственному работнику ДЛКО или ДЛФО соответственно.

В случае проведения инвентаризации отдельных видов имущества, после размещения промежуточных итогов инвентаризации данного имущества на официальном сайте Агентства в сети Интернет и включения их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - Единый реестр), Представитель направляет соответствующие акты инвентаризации отдельных видов имущества в электронной форме в Департамент управления активами, Департамент реализации активов и ответственному работнику ДЛКО или ДЛФО соответственно.

2. Создание инвентаризационной комиссии

2.1. Инвентаризация проводится на основании распоряжения Представителя о проведении инвентаризации и создании инвентаризационной комиссии (далее - распоряжение о создании Комиссии), которое составляется в кредитных организациях по форме Приложения 1 к настоящему Порядку, в НПФ по форме Приложения 1.нпф к настоящему Порядку.

В состав инвентаризационной комиссии (далее - Комиссия) могут включаться работники структурных подразделений Агентства, финансовых организаций, а также лица, привлеченные по гражданско-правовым и трудовым договорам для оказания услуг при осуществлении процедур конкурсного производства (принудительной ликвидации), в том числе работники Привлеченных организаций.

2.2. Кандидатуры работников структурных подразделений Агентства, включаемых в состав Комиссии, определяются Представителем по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений. Кандидатуры работников специализированных организаций согласовываются с руководителями специализированных организаций.

2.3. При большом объеме работ, наличии у финансовой организации обособленных структурных подразделений, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, а также в случаях, обусловленных экономической и (или) организационно-технической целесообразностью, для проведения инвентаризации в составе Комиссии могут создаваться подкомиссии. Создание подкомиссии (подкомиссий) Представителем оформляется отдельным распоряжением или в распоряжении о создании Комиссии.

3. Оформление результатов инвентаризации

3.1. По итогам инвентаризации составляются акты инвентаризации и сводные отчеты/акты об итогах инвентаризации имущества кредитной организации по формам Приложений 2.1 - 2.12 к настоящему Порядку, акты инвентаризации и сводные отчеты об итогах инвентаризации имущества НПФ - по формам Приложений 3.1 - 3.13 к настоящему Порядку.

Акты инвентаризации и сводные отчеты/акты об итогах инвентаризации формируются Привлеченной организацией.

При отсутствии Привлеченной организации акты инвентаризации заполняются работниками ДБУиО. Указанные выше документы формируются в срок не превышающий 2 календарных месяца с даты введения ликвидационной процедуры по данным бухгалтерского учета финансовых организаций, в том числе первичной документации, и направляются Представителю (Председателю комиссии) и членам инвентаризационной комиссии в соответствии с их компетенцией для дальнейшего заполнения в части фактических данных. Заполненные акты направляются в ДБУиО для подготовки сводных отчетов/актов об итогах инвентаризации не позднее чем за 7 дней до даты истечения установленного срока представления материалов по результатам инвентаризации председателю комиссии.

3.2. Комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в акты инвентаризации и сводные отчеты об итогах инвентаризации данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

3.3. Акты инвентаризации и сводные отчеты/акты об итогах инвентаризации могут быть заполнены с использованием программного комплекса для учета активов финансовых организаций (СУА). Порядок формирования актов с использованием иных технических средств может быть определен директором ДЛКО/ДЛФО по представлению Представителя.

Акты не должны содержать подчисток и исправлений.

3.4. В актах инвентаризации и сводных отчетах об итогах инвентаризации не допускается оставлять незаполненные строки. На страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На актах инвентаризации и сводных отчетах об итогах инвентаризации необходимо указывать порядковые номера, которые присваиваются актам по мере их оформления, даты фактического начала и окончания инвентаризации включенного в акт инвентаризации имущества, ссылку на основание проведения инвентаризации - распоряжение о создании Комиссии, а также дату составления акта инвентаризации.

3.5. Акты инвентаризации и сводные отчеты об итогах инвентаризации подписываются всеми членами Комиссии (в случае создания подкомиссии также ее членами) и материально-ответственными лицами (при наличии).

3.6. Акты инвентаризации и сводные отчеты об итогах инвентаризации, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью председателя Комиссии (с расшифровкой подписи) с указанием цифрами и прописью количества пронумерованных листов. Подпись председателя Комиссии должна быть скреплена печатью конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией.

3.7. Акты инвентаризации подлежат составлению по всем установленным Порядком формам без исключения, в том числе в случае если на балансовых счетах финансовой организации соответствующие активы не отражены.

3.8. Сводный отчет об итогах инвентаризации и оригиналы актов инвентаризации имущества подлежат передаче в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (ликвидации) финансовой организации, одновременно с отчетом о результатах проведения конкурсного производства (принудительной ликвидации). Копия сводного отчета об итогах инвентаризации хранится в ДЛКО (ДЛФО) в течение 5 лет с момента завершения ликвидационных процедур.

4. Порядок действий при выявлении недостачи и устранения расхождений

4.1. В случае выявления в ходе инвентаризации недостачи имущества Представитель в срок не позднее двух месяцев с даты окончания инвентаризации имущества уведомляет об этом директора ДЛКО (ДЛФО), заместителя Генерального директора Агентства, курирующего ДЛКО (ДЛФО), и представляет план по работе с недостачей, включающий проведенные и планируемые действия по поиску и возврату недостающего имущества.

4.2. Представитель принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат недостающего имущества и привлечение лиц, виновных в недостаче, к ответственности.

Представитель направляет бывшим руководителям финансовой организации, материально-ответственным лицам, в кредитные организации, управляющие компании, специализированные депозитарии, арендодателям, арендаторам, векселедателям, реестродержателям, поставщикам услуг, регистрирующим органам и иным лицам, которые располагают или могут располагать информацией о недостающем имуществе, письменные запросы. Указанные в настоящем пункте запросы направляются Представителем в ходе проведения инвентаризации или в срок не позднее одного месяца с даты завершения инвентаризации. Срок направления запросов может быть продлен по согласованию с директором ДЛКО (ДЛФО).

После получения ответов на запросы, не позволяющих установить местонахождение недостающего имущества (кроме прав требования по кредитным и иным договорам), Представитель Агентства определяет наличие оснований для обращения в правоохранительные органы, проводит работу по сбору и систематизации необходимых документов, подготавливает и направляет заявления в правоохранительные органы. При отсутствии привлеченных лиц (организаций), обеспечивающих юридическое сопровождение Представителя в НПФ, Представитель совместно с Экспертно-аналитическим департаментом (далее - ЭАД) определяют наличие оснований для обращения в правоохранительные органы, проводят работу по сбору и систематизации необходимых документов, подготавливают и направляют заявление в правоохранительные органы. Согласование заявления осуществляется в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства.

При выявлении в ходе инвентаризации имущества финансовой организации недостачи по правам требования, отсутствие которых связано с заключением договоров цессии (или иным схожим по экономической сущности договорам), ценным бумагам и иным финансовым вложениям сведения об этих фактах и подтверждающие их документы передаются в ЭАД не позднее 5 рабочих дней с даты завершения инвентаризации имущества финансовой организации. При отсутствии оригинала кредитного договора и договора обеспечения, а также договора уступки прав требования по кредитным договорам (в случае уступки прав требования), при наличии сформированного кредитного досье необходимо проведение мероприятий по взысканию задолженности в ходе претензионно-исковой работы. В случае отказа суда во взыскании задолженности сведения об этих обстоятельствах и подтверждающие их документы передаются в ЭАД с целью подготовки и направления в правоохранительные органы соответствующих заявлений по фактам непередачи документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности.

4.3. Устранение выявленных в ходе инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета производится в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в финансовой организации:

1) вновь выявленное имущество (в том числе имущество и права требования, право собственности на которые возникло в результате заключения не отраженных в бухгалтерском учете финансовой организации сделок) подлежит оприходованию с отнесением на финансовый результат;

2) недостача имущества (в том числе связанная с выбытием имущества и прав требования в результате заключения не отраженных в бухгалтерском учете финансовой организации сделок), в случае неустановления лиц, виновных в её возникновении или отказа суда о взыскании с этих лиц указанной недостачи (компенсации убытков), после согласования с собранием (комитетом) кредиторов финансовой организации подлежит списанию со счетов финансовой организации с отнесением на финансовый результат.

4.4. Оприходование вновь выявленного имущества финансовой организации осуществляется в соответствии с Порядком работы с активами ликвидируемых финансовых организаций на основании распоряжения Представителя Агентства.

5. Порядок включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества

5.1. Сведения о ходе и результатах инвентаризации имущества подлежат включению в Единый реестр в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства.

Обязательному опубликованию подлежат сведения о выявленном в результате инвентаризации имуществе должника и дате окончания инвентаризации, а также сводная форма, составленная для кредитных организаций в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства, а для НПФ - приведенная в Приложении 3.13 к настоящему Порядку.

5.2. Сведения о результатах инвентаризации имущества подлежат включению в Единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты окончания инвентаризации.

Информация о ходе проведения инвентаризации отдельных видов имущества (промежуточные итоги инвентаризации имущества) также включается в Единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты завершения инвентаризации отдельных видов имущества.

Информация об имуществе ликвидируемой финансовой организации первоначально отнесенному к недостаче, но впоследствии документально подтвержденному, размещается на официальном сайте Агентства в сети Интернет и включается в Единый реестр.

Представитель направляет соответствующую информацию в Департамент управления активами, Департамент реализации активов, ЭАД (в случае направления ранее сведений о выявленной недостаче такого имущества) и ответственному работнику ДЛКО или ДЛФО соответственно.

Одновременно с сообщением о начале расчетов с кредиторами первой очереди конкурсный управляющий (ликвидатор) кредитной организацией включает в Единый реестр отчет о ходе инвентаризации, в случае если она не завершена на момент проведения расчетов и ее результаты не включены в Единый реестр. Если на день начала расчетов с кредиторами сведения о результатах инвентаризации были включены в Единый реестр, то в сообщении о начале расчетов с кредиторами приводится ссылка на соответствующее сообщение.

В случае отсутствия в кредитной организации расчетов с кредиторами первой очереди, в том числе в порядке предварительных выплат, отчет о ходе или об итогах инвентаризации подлежит включению в Единый реестр в составе информации о проведении расчетов с кредиторами последующих очередей.

5.3. В случае если на день начала расчетов с кредиторами конкурсным управляющим (ликвидатором) выявлено или принято на баланс кредитной организации имущество, в отношении которого ранее не была проведена инвентаризация, в сообщении также указываются объекты стоимостью более 1 млн руб.

6. Порядок действий в случае отсутствия документации и баз данных

6.1. Если на момент проведения инвентаризации документация и(или) электронные базы данных финансовой организации отсутствуют или не переданы ее руководством назначенной Банком России временной администрации по управлению финансовой организацией (далее - временная администрация), а впоследствии конкурсному управляющему (ликвидатору), Представитель подготавливает и направляет в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (принудительной ликвидации) финансовой организации, ходатайство об истребовании документов от руководителей финансовой организации. Кроме того, Представитель имеет право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки по факту отсутствия указанной документации и(или) электронных баз данных.

6.2. Имеющееся в наличии имущество подлежит инвентаризации независимо от наличия или отсутствия документации и(или) баз данных финансовой организации. Инвентаризация имущества проводится на основании последней отчетности и иных документов (бухгалтерских регистров, в том числе электронных баз данных) финансовой организации, переданной временной администрацией. В случае их непередачи Представителем направляется запрос в Банк России, иные уполномоченные органы и организации об их предоставлении.

6.3. Основанием для проведения работы по выявлению и розыску имущества могут служить имеющиеся в наличии у Представителя документы, подтверждающие факт владения имуществом: выписки из специализированных депозитариев, отчеты управляющих компаний, документы о регистрации права собственности на имущество, и иные документы, подтверждающие факт владения имуществом.

7. Особенности инвентаризации имущества кредитной организации

7.1. Инвентаризации подлежит всё находящееся в собственности у кредитной организации имущество, включая имущество, находящееся в представительствах, филиалах, дополнительных офисах, операционных кассах вне кассового узла, в иных обособленных подразделениях кредитной организации (в случае их наличия), учтенное на активных балансовых счетах, имущество, не учтенное по каким-либо причинам в бухгалтерском учете кредитной организации, независимо от наличия или отсутствия в кредитной организации первичной учетной документации и (или) соответствующих сведений по данным бухгалтерского учета.

7.2. Инвентаризации не подлежит имущество, составляющее ипотечное покрытие, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятое и (или) приобретенное кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам брокерского обслуживания; не принадлежащее кредитной организации на праве собственности, но отраженное в бухгалтерском учете по иным основаниям, в том числе арендованное кредитной организацией (за исключением финансовой аренды).

В ходе инвентаризации не осуществляется проверка имущества, принятого кредитной организацией в обеспечение исполнения должниками обязательств.

7.3. Требования по получению процентов по предоставленным кредитам, просроченных процентов по предоставленным кредитам и по векселям подлежат отнесению к разделам «Кредиты предприятиям и организациям» (включая индивидуальных предпринимателей), «Кредиты физическим лицам» и «Учтенные векселя» сводного отчета об итогах инвентаризации в соответствии с их экономической сущностью.

7.4. Инвентаризация ссудной и прочей дебиторской задолженности включает в себя инвентаризацию прав требования по кредитам, выданным физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иных прав требования, вытекающих из договоров факторинга и форфейтинга, договоров цессии, договоров аренды (субаренды), лизинга (договоров финансовой аренды);

7.5. После завершения инвентаризации составляются сводные акты об итогах инвентаризации имущества, учитываемого на балансовых счетах (по форме Приложения 2.11 к настоящему Порядку), а также сводные акты об итогах инвентаризации имущества, учитываемого на внебалансовых счетах (по форме Приложения 2.12 к настоящему Порядку).

7.6. Все показатели разделов соответствующего сводного отчета должны совпадать с остатками балансовой стоимости имущества (активов) по разделам, в которых оно учитывается в отчетности по форме 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», составляемой и предоставляемой в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», за исключением балансовых счетов по учету расчетов с филиалами, расположенными в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации и счетов расчетов между подразделениями по переданным ресурсам.

8. Особенности инвентаризации имущества НПФ

8.1. Инвентаризации подлежит все имущество, находящееся в собственности у НПФ (включая имущество, находящееся в обособленных подразделениях НПФ), в том числе имущество, переданное в доверительное управление и учтенное на активных балансовых счетах.

8.2. Инвентаризации также подлежит имущество, которое числится на забалансовых счетах, по которым Комиссией составляется отдельный сводный акт по форме Приложения 3.13 к настоящему Порядку.

8.3. При проведении инвентаризации в актах отдельно указываются сведения об имуществе, составляющем средства пенсионных резервов, об имуществе, составляющем средства пенсионных накоплений, и об имуществе, предназначенном для обеспечения уставной деятельности НПФ / о собственных средствах (далее - конкурсная масса).

В случае если до даты завершения инвентаризации отсутствуют документы, позволяющие отнести активы к пенсионным накоплениям, пенсионным резервам и (или) конкурсной массе, то по решению Комиссии такой актив отражается обособленно в соответствующем акте; для указанных целей может быть введен новый раздел (строка, столбец) «Категория актива не определена».

В случае необходимости в отношении имущества НПФ допускается составление промежуточных актов инвентаризации не только по отдельным видам активов, но и промежуточных актов в разрезе пенсионных накоплений, пенсионных резервов и средств, формирующих конкурсную массу. Сведения о результатах промежуточных итогов инвентаризации имущества подлежат включению в Единый реестр в соответствии с правилами, определенными настоящего Порядка.

8.4. Имущество, находящееся в доверительном управлении, отражается в инвентаризационных актах и обособляется от другого имущества НПФ в составе отдельных видов имущества (Приложения 3.1 - 3.11, 3.13 к настоящему Порядку) и категорий активов (пенсионные накопления, пенсионные резервы, конкурсная масса), а также в разрезе договоров. Для указанных целей в акты добавляются соответствующие графы, по аналогии с Приложением 3.3 к настоящему Порядку.

Сальдо по субсчету «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» к счету 79 в инвентаризационные акты не включается.

8.5. В случае если НПФ (в т.ч. управляющей компанией) ранее был создан резерв под обесценение финансовых активов или другие резервы, а также начислена амортизация, то указанные сведения не фиксируются в актах инвентаризации, активы отражаются в актах по их первоначальной и(или) исторической стоимости (в случае изменения первоначальной стоимости, в том числе в связи с ранее проводимой НПФ последующей оценкой финансовых активов по правилам бухгалтерского учета). Данное правило также применяется и в отношение активов, находящихся в доверительном управлении.

8.6. При отсутствии бухгалтерских регистров (данных аналитического бухгалтерского учета НПФ) акты инвентаризации могут формироваться на основании данных, полученных от специализированного депозитария на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

В случае отсутствия вышеуказанных аналитических данных и (или) документов ДБУиО совместно с Представителем подготавливает предложения по проведению инвентаризации в особом порядке, содержащие информацию о выявленных проблемах и основные принципы и подходы к проведению инвентаризации с учетом выявленных особенностей, указанные предложения подлежат согласованию с заместителем Генерального директора Агентства, курирующим ДЛФО.

8.7. При проведении инвентаризации дебиторской задолженности обеспечивается проведение проверки фактического наличия первичных документов (выписки по брокерскому счету, перечня имущества, формируемого специализированным депозитарием, в том числе в части купонного дохода, процентов по депозитам и др.), а также оригиналов договоров, заключенных для обеспечения хозяйственной деятельности НПФ, подтверждающих наличие дебиторской задолженности.

8.8. После завершения инвентаризации составляется сводный акт и отчет (по форме Приложения 3.12 и 3.14 к настоящему к Порядку).

9. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и иных ценностей финансовой организации

9.1. Акт инвентаризации наличных денежных средств, денежных документов и иных ценностей составляется по формам Приложений 2.1 и 3.1 к настоящему Порядку для кредитной организации и НПФ соответственно.

9.2. Инвентаризация имущества, указанного в настоящего Порядка, проводится с учетом специфики ведения кассовых операций, установленных нормативными актами для кредитных организаций и для НПФ.

9.3. Инвентаризация имущества, указанного в настоящего Порядка, проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и денежных документов, а также поштучным пересчетом иных ценностей, находящихся на хранении в финансовой организации.

Реквизиты каждой единицы инвентаризируемого имущества сопоставляются с данными учетных документов (реестров, книг и пр.) финансовой организации.

9.4. Проверка фактического наличия денежных средств и денежных документов производится по каждому месту их хранения.

9.5. В целях наиболее полного отражения при инвентаризации денежных остатков, документов и ценностей, стоимость которых учтена на балансовых и на внебалансовых (забалансовых) счетах бухгалтерского учета, в акты инвентаризации и сводные отчеты об итогах инвентаризации включаются сведения о денежных средствах в пути, собственных документарных ценных бумагах, ценностях и документах, находящихся в кассе и (или) хранилище финансовой организации.

9.6. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с указанием их номера, серии и стоимости, учетом начальных и конечных номеров бланков.

10. Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них финансовой организации

10.1. Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них составляется по формам Приложений 2.2 и 3.2 к настоящему Порядку для кредитной организации и НПФ соответственно.

Акт инвентаризации драгоценных камней и изделий из них составляется по формам Приложений 2.3 и 3.21 к настоящему Порядку для кредитной организации и НПФ соответственно.

10.2. Инвентаризации подлежат драгоценные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде), драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий)), слитки, проволока, лента, фольга драгоценных металлов, порошки металлов платиновой группы, холоднокатаные полосы драгоценных металлов и аффинированное серебро в гранулах, а также изделия из них.

10.3. Фактическое наличие драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, их масса и стоимость определяются с привлечением специализированной организации или специалиста (эксперта) - физического лица, обладающего специальными знаниями. Выдаваемые специализированной организацией или специалистом (экспертом) заключения (отчеты) прилагаются к актам инвентаризации, составляемым в соответствии с настоящего Порядка.

10.4. Масса драгоценных металлов и драгоценных камней определяется финансовой организацией привлекаемой специализированной организацией, специалистом (экспертом) с учетом требований Инструкции Банка России от 30 ноября 2000 г. № 94-И «О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях».

10.5. Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях и содержащих их изделиях вносятся в соответствующий акт инвентаризации только после получения указанного в настоящего Порядка заключения (отчета).

В акте инвентаризации указываются следующие реквизиты, характеризующие учитываемые ценности:

1) по металлам - наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид (слитки, проволока, лента, фольга и т.п.), размер (ширина, толщина, диаметр, т.п.), проба или процентное содержание в растворе, сплаве и т.п., масса химически чистых металлов или лигатура, номер партии. Под массой в лигатуре следует понимать фактическую общую массу сплава или порошка, содержащего драгоценный металл;

2) по камням - наименование, качественно-цветовые и размерно-весовые характеристики, форма огранки, количество в штуках, масса в каратах, а для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) - масса в граммах;

3) по изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней или с их содержанием - наименование изделия, количество, номер изделия и размер, для драгоценных металлов - наименование, масса в лигатуре и проба, а для драгоценных камней - наименование, количество, масса, характеристика (на основании данных из документации изготовителя или комиссионно-экспертного заключения на основе аналогов).

11. Инвентаризация дебиторской задолженности финансовой организации

11.1. Акт инвентаризации ссудной и прочей дебиторской задолженности кредитных организаций составляется по форме Приложения 2.5 к настоящему Порядку.

Акт инвентаризации дебиторской задолженности НПФ составляется по форме Приложения 3.4 к настоящему Порядку.

11.2. Инвентаризация указанных в настоящего Порядка имущественных прав для финансовых организаций заключается в выявлении наличия оригиналов соответствующих документов, подтверждающих дебиторскую задолженность.

11.3. Члены Комиссии, участвующие в проведении инвентаризации дебиторской задолженности, проверяют фактическое наличие в финансовой организации договоров.

В акте отражается наличие соответствующего подтверждающего документа в виде оригинала либо копии (при отсутствии оригинала).

11.4. В случае отсутствия документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, данная задолженность учитывается как недостача имущества. При наличии в составе переданных документов копий договоров в акте инвентаризации указывается этот факт.

В случае наличия оригинала, вступившего в силу решения суда и(или) исполнительного листа, данная задолженность учитывается как фактическое наличие.

11.5. При инвентаризации остатков на корреспондентских, расчетных, валютных, брокерских, специальных счетах, открытых в кредитных организациях и в Банке России, данные бухгалтерского учета сопоставляются с данными выписок, полученных из кредитных организаций, по счетам на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

11.6. Инвентаризация расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

11.7. В случае выявления на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности, возникшей из-за неурегулированных расчетов с контрагентом и (или) не отраженной своевременно в электронной базе финансовой организации, в акте инвентаризации справочно предоставляется информация об этом факте.

12. Инвентаризация ценных бумаг и участия третьих лиц в уставных капиталах финансовой организации

12.1. Акт инвентаризации ценных бумаг, депозитов (для НПФ) и участия третьих лиц в уставных капиталах составляется по формам Приложений 2.4 и 3.3 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

12.2. При проверке фактического наличия документарных ценных бумаг устанавливается правильность оформления и подлинность ценных бумаг. Документарные ценные бумаги не могут быть отнесены к недостаче имущества по иным основаниям, кроме фактического отсутствия бумаг.

12.3. Инвентаризация документарных ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам (векселедателям) с указанием в акте инвентаризации наименования эмитента (векселедателя), серии, номера (номера государственной регистрации выпуска ценных бумаг), номинальной стоимости, сроков погашения, балансовой стоимости.

12.4. Инвентаризация документарных ценных бумаг, сданных на хранение в депозитарии, заключается в сверке количества ценных бумаг, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок из соответствующих депозитариев.

12.5. Инвентаризация бездокументарных ценных бумаг заключается в сверке остатков количества ценных бумаг, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок реестродержателей (депозитариев) на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации).

12.6. Участие в уставных капиталах юридических лиц при инвентаризации должно быть подтверждено соответствующими документами (выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, списком учредителей (участников), учредительными документами и т.д.).

13. Инвентаризация основных средств финансовой организации

13.1. В ходе инвентаризации основных средств проверяется:

1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

3) наличие документов на основные средства, в том числе сданные в аренду (лизинг) или на хранение. При отсутствии документов осуществляются действия для их получения или оформления (при необходимости).

13.2. Акт инвентаризации основных средств составляется по формам Приложений 2.6 и 3.5 к настоящему Порядку для кредитных организаций и для НПФ соответственно, в которые при наличии соответствующих документов заносится полное наименование основных средств, их назначение, инвентарные номера.

13.3. При проведении инвентаризации недвижимого имущества проверяется наличие документов, подтверждающих права на эти объекты.

13.4. Законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, но приемка и ввод в эксплуатацию которых документально не оформлены, в том числе при отсутствии документов, подтверждающих права требования финансовой организации как инвестора на эти объекты, учитываются в актах инвентаризации как недостача. Законченные, но по каким-либо причинам не принятые (не введенные в эксплуатацию) объекты, в случае наличия документов, подтверждающих права требования финансовой организации как инвестора, отражаются в актах инвентаризации как имеющиеся в наличии.

13.5. В ходе инвентаризации основных средств, очевидно непригодных для эксплуатации, в том числе морально устаревших, имеющих высокую степень износа, нарушение целостности, объектов, в которых отсутствуют основные функциональные элементы и т.п., такие объекты указываются в актах инвентаризации как имеющиеся в наличии.

13.6. При выявлении имущества (основных средств), не учтенного на счетах бухгалтерского учета и переданного бывшим руководством финансовой организации временной администрации по актам приема-передачи, составляется отдельный акт по формам Приложений 2.7 и 3.6 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

13.7. По основным средствам, другим видам имущества, находящимся на хранении у третьих лиц или переданным в аренду, составляется отдельный акт по формам Приложений 2.8 и 3.7 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

В этом акте указываются реквизиты (номер, дата, наименование) документов, подтверждающих передачу этого имущества на хранение или в аренду. О передаче имущества на хранение или в аренду может быть сделана отметка в соответствующем акте, при этом отдельный акт по форме Приложения 2.8 к настоящему Порядку для кредитных организаций и по форме Приложения 3.7 к настоящему Порядку для НПФ может не составляться.

13.8. Инвентаризации подлежат объекты, отнесенные к неотделимым улучшениям (улучшения арендованного имущества, произведенные арендатором за счет собственных средств и с согласия арендодателя, неотделимые без вреда для имущества), или отделимым улучшениям (улучшение может быть физически отделено от вещи без вреда для ее целостности). Объекты, отнесенные к неотделимым улучшениям, находящиеся в собственном помещении финансовой организации, по результатам инвентаризации должны быть отражены в фактическом наличии, находящиеся в арендованном помещении- как недостача.

13.9. После окончательного подведения итогов инвентаризации, при обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации, на основании соответствующих распоряжений Представителя в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

13.10. В течение 10 рабочих дней после завершения инвентаризации Представитель формирует и направляет сведения обо всех объектах недвижимости (включая земельные участки) в Департамент реализации активов по форме Приложения 7 или Приложения 7.нпф к настоящему Порядку для отражения в управленческом учете.

В течение 10 рабочих дней после завершения инвентаризации Представитель формирует и направляет сведения обо всех автотранспортных средствах в Департамент реализации активов по форме Приложения 8 или Приложения 8.нпф к настоящему Порядку для отражения в управленческом учете.

14. Инвентаризация материальных запасов финансовой организации

14.1. Материальные запасы, находящиеся на складе и непереданные в эксплуатацию, инвентаризируются по местам их хранения с осмотром каждого предмета.

14.2. Акт инвентаризации материальных запасов составляется по формам Приложений 2.9 и 3.8 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно. В данный акт заносятся сведения о материальных запасах по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете финансовой организации.

14.3. В случае выявления материальных запасов, очевидно непригодных к использованию, в Приложении 2.7 и 3.8 в столбце «Примечание» делается соответствующая отметка.

14.4. При выявлении имущества (материальных запасов), неучтенного на счетах бухгалтерского учета и переданного временной администрацией по актам приема-передачи или бывшим руководством, сведения о нем также включаются в акт инвентаризации по формам Приложений 2.7 и 3.6 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

15. Инвентаризация нематериальных активов финансовой организации

15.1. Акт инвентаризации нематериальных активов составляется по формам Приложений 2.10 и 3.9 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

15.2. При инвентаризации нематериальных активов проверяется отражение нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета и наличие документов, подтверждающих права финансовой организации на их использование:

1) документов, подтверждающих возникновение прав на соответствующие активы (служебные задания, документация разработчиков и исполнителей и т.п.);

2) документов, подтверждающих факты передачи финансовой организации прав на объект другими правообладателями (договор об уступке требования, лицензионный договор, акты приема-передачи, подтверждающие факт получения объекта в собственность, свидетельство на товарный знак, патент, решение о государственной регистрации на товарный знак (патент), лицензия и т.д.).

15.3. При выявлении нематериальных активов, неучтенных на счетах бухгалтерского учета и переданных временной администрацией по актам приема-передачи, сведения о них включаются в акт инвентаризации по формам Приложений 2.7 и 3.6 к настоящему Порядку для кредитных организаций и НПФ соответственно.

16. Заключительные положения

16.1. Представитель обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества финансовой организации.

В целях обеспечения сохранности имущества финансовой организации Представитель при необходимости заключает договор (договоры) о полной материальной ответственности с работником (работниками) финансовой организации (Приложение 6 к настоящему Порядку) в случае их привлечения финансовой организацией по трудовым договорам в соответствии с Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

При отсутствии таких работников договор о полной материальной ответственности заключается между Агентством и Представителем (Приложение 5 к настоящему Порядку).

16.2. Договор о полной материальной ответственности заключается с работником (работниками) финансовой организации или Представителем в день окончания инвентаризации.

16.3. После завершения инвентаризации проводятся мероприятия по детальному описанию имущества в соответствии с установленным регулятивными документами Агентства порядке.

Обзор документа

Урегулированы вопросы проведения инвентаризации имущества отдельных финансовых организаций в ходе конкурсного производства (ликвидации). Речь идет о кредитных организациях и НПФ.

Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, его сопоставление с данными бухгалтерского учета.

Для проведения инвентаризации могут быть привлечены специализированные организации, аккредитованные при Агентстве по страхованию вкладов.

Прописан порядок создания инвентаризационной комиссии, порядок действий при выявлении недостачи и устранения расхождений, а также в случае отсутствия документации и баз данных, правила оформления результатов инвентаризации.

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (10) 2. Предпринимательство и налоги (405) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (35) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (7) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (85) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

В соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности» (N 127-ФЗ) понятие банкротства означает юридический факт неспособности физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением. Банкротство, как судебная процедура, вводится арбитражным судом по заявлению должника либо его кредитора. Для этого у компании должна быть задолженность не менее 100 000 рублей и просрочка платежа (неуплата долга) более трех месяцев. Суть банкротства заключается в том, что компания-банкрот неспособна рассчитаться по своим обязательствам с контрагентом и поэтому она подвергается специальным процедурам, направленным на улучшение ее финансового состояния с целью последующего погашения задолженности или предоставляет свое имущество в распоряжение кредиторов в уплату долга.

Законом о несостоятельности компаний предусмотрено введение одного из или последовательно четырех этапов:

  1. наблюдения,
  2. финансового оздоровления,
  3. внешнего управления,
  4. конкурсного производства.
На этапе наблюдения происходит поиск мер по сохранению имущества должника, назначается временный управляющий, который собирает информацию о возможностях компании и составляет реестр требований кредиторов. Также на этапе наблюдения проводится собрание кредиторов, которое утверждает одну из трех последующих процедур и назначает арбитражного управляющего. На этапе финансового оздоровления руководитель компании управляет ей совместно с административным управляющим и под надзором комитета кредиторов. На этапе внешнего управления руководство компании отстраняется от управления и назначается внешний управляющий. На этапе конкурсного производства компания признается банкротом, назначается конкурсный управляющий, который проводит полную инвентаризацию и оценку стоимости имущества должника.

Необходимость: инвентаризация при банкротстве

После применения процедуры наблюдения арбитражный управляющий может:
  1. Использовать результаты инвентаризации должника при их наличии (ст.70 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  2. Принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником (ст. 83 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  3. Принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию (ст. 99 ФЗ «О несостоятельности») при внешнем управлении;
  4. Принять в ведение имущество компании-должника и провести его инвентаризацию (ст. 129 ФЗ «О несостоятельности») при конкурсном производстве.
Стоит отметить, что проведение инвентаризации при финансовом оздоровлении не является обязательным, но необходимо для фактического учета и контроля основных средств, имущества и товарно-материальных запасов компании для предоставления актуальной информации и разработки мер по улучшению деятельности компании с целью повышения эффективности. Инвентаризация при внешнем управлении является необходимой мерой, также как и проводимая конкурсным управляющим при ликвидации компании. Причем руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение инвентаризации при банкротстве

Инвентаризация при банкротстве предприятия проводится при соблюдении Федерального Закона «О бухгалтерском учете», Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального Закона «О несостоятельности». Особенности проведения процедуры в условиях несостоятельности компании. Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной и состоит из нескольких последовательных этапов. На первом этапе проводится передача инвентаризационной комиссии всей необходимой документации. Второй этап заключается в установлении фактического наличия имущества компании: основных средств , товарно-материальных ценностей и обязательств. Третий этап включает в себя анализ и сравнение фактических данных и данных бухгалтерского учета. На заключительном четвертом этапе оформляются документально результаты инвентаризации и отражаются расхождения.

К основным особенностям инвентаризации при ликвидации компании относятся:

  • в условиях несостоятельности инвентаризация компании является обязательной;
  • проверка должна охватывать все категории имущества независимо от его местонахождения, а также имущество, не принадлежащее компании на правах собственности, но числящееся на ее бухгалтерском балансе;
  • ликвидационная комиссия, которая назначается общим собранием учредителей и комитетом кредиторов, определяет порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса;
  • в случае больших площадей или удаленности объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий;
  • инвентаризационная комиссия, помимо работников компании-должника, обязана состоять из арбитражного управляющего и независимых аудиторских компаний, из чего следует необходимость обращения к сторонним организациям, предоставляющим услуги независимой инвентаризации.

Инвентаризации бывают добровольными и обязательными. В зависимости от вида проверки сроки проведения инвентаризации устанавливаются по-разному. В случае инициативной (добровольной) проверки порядок и сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются ею самостоятельно. В случае проверки обязательной определенные правила проведения инвентаризации предписывает законодательство. Поговорим о них подробнее.

Сроки инвентаризации перед составлением годовой отчетности

Каждая компания должна проводить инвентаризацию хотя бы раз в год до составления годовой отчетности по бухгалтерии. Такой проверкой компания устанавливает фактическое состояние своего имущества и при необходимости вносит корректировки в данные учета. Когда нужно проводить такую инвентаризацию? Обратимся к нормативным актам.

Правила, определяющие сроки инвентаризации, содержатся в приказах Минфина (от 13.06.95 № 49 и от 29.07.98 № 34н). По этим правилам:

  • инвентаризация проводится ежегодно до составления годовой отчетности по бухгалтерии;
  • инвентаризация ОС может проводиться раз в три года;
  • если в отношении какого-то имущества инвентаризация проводилась в 4-м квартале отчетного (календарного) года, то в отношении этого имущества повторную инвентаризацию проводить не требуется.

Возникает вопрос, когда именно нужно провести годовую инвентаризацию. Здесь есть некоторые нюансы, которые следует иметь в виду.

В отношении имущества компании такая инвентаризация должна состояться в 4-м квартале года, за который готовится отчетность (за исключением ОС, в отношении которых в правилах есть оговорка о проведении инвентаризации раз в три года).

Вместе с тем годовая инвентаризация должна проводиться и в части обязательств компании. И в этой части наличие обязательств компании должно устанавливаться по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность. Такой вывод был сделан Минфином России (письмо от 09.01.13 № 07-02-18/01).

Из этого следует, что и сверку расчетов с контрагентами компании целесообразно проводить по состоянию на 31 декабря. В этом случае при выявлении в результате такой сверки обязательств компании их можно будет отразить в учете и отчетности.

Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим

Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, который устанавливает законодательство, является конкурсное производство в отношении компании-банкрота. Одной из обязанностей конкурсного управляющего является обязанность провести инвентаризацию имущества компании-банкрота ().

До 21.12.2016 конкретные сроки проведения инвентаризации в конкурсном производстве не были установлены. Это создавало определенные затруднения на практике в связи с ненадлежащим выполнением конкурсными управляющими этой обязанности.

Ситуацию исправили, внеся изменения в этой части Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ . С 21 декабря конкурсному управляющему дается 3 месяца на проведение инвентаризации с момента введения конкурсного производства. Если объем имущества компании-банкрота очень велик, суд может установить более длительный срок по ходатайству конкурсного управляющего.