Схема территориальный федерация децентрализованный. Современные формы государственного устройства. Классификация современных форм федераций

· Территориально-политическая децентрализация - развитие самоуправления в регионах и на местах; смещение принятия политических решений в сторону регионов в унитарных государств.

· Проводится как из соображений повышения эффективности управления, так и для того, чтобы снизить остроту конфликта по линии центр-периферия (особенно если периферия отличается от центра в этно-конфессиональном отношении).

· Сопровождается деволюцией - передачей части полномочий центра в регионы. Различают:

o Симметричную ТПД – все регионы получают одинаковую автономию (Испания, Шри Ланка)

o Ассиметричную ТПД - территория получает свои полномочия с помощью специального нормативного акта и тем самым обретает более высокий политический статус, чем другие регионы (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании; Корсика и Фр. Полинезия во Франции).

· Принципиальным отличием децентрализованного унитарного государства от Ф. является то, что центр в любой момент может забрать у региона делегированные ему полномочия (пример – Великобритания применительно к Северной Ирландии).

Территориальное устройство гос-ва – это с одной стороны форма территориальной организации власти, а с другой – система взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня государственной власти – федеральный и региональный. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т.д.

Признаки:

1. Федеральная власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики.

2. Субъекты федерации не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке.

3. Государственная власть разделена между федеральным правительством и правительством субъектов федерации.

4. Главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным (бикамерализм – 2-х палатный парламент, одна из палат должна обеспечивать региональное представительство), а субъекты федерации должны иметь равное представительство хотя бы в одной из палат.

Регионализм. Одной из важнейших тенденций развития форм государственного устройства являются предпринимаемые в последние годы попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Выражением этого является новое течение регионализма, который представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством и в своем развитии может привести к созданию федеративных государств на месте унитарных.

Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в развитии государственного устройства Италии и Испании. В отличие от других государств, где есть автономные образования (например, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, иракский Курдистан, автономные округа индейского населения в Никарагуа и др.), в Италии и Испании автономия предоставлена всем территориальным сообществам, на которые непосредственно разделена страна. Таким образом, устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие административно-территориальные единицы (регионы областного типа) и которые могут иметь (а в Испании уже имеют) в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями.

Регионализмобладает признаками, сближающими его, с одной стороны, с федерализмом, а с другой, – с унитарным устройством государства. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная (но не судебная) власти, они формируют законодательные собрания и областные коллегиальные исполнительные органы. В конституциях содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы (в Италии их 19). Это напоминает размежевание компетенции между федерацией и штатами. Области имеют особые акты - статуты, которыми определяется их организация. Это не конституция, но и не обычные акты, так как некоторые из них утверждаются конституционными законами. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.

Но некоторые признаки сближают регионализм с унитарным государством. Так, области не имеют конституций. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве и что не свойственно ни одной федерации. Правительство при определенных условиях вправе распустить законодательный орган области. Изменение границ регионов тоже осуществляется актами центральной власти, с органами регионов проводится только консультация.

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

Определение + признаки

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной полит, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня гос власти – фед и региональный.

Признаки

- вертикальное разделение властных полномочий

Палата регионов или представительство в парламенте

Фед власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики

Субъекты фед не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке

Модели федерализма

1. Европейские федерации возникли на мозаичной основе римской империи и развивались через объединение независимых политий. Их можно назвать постфеодальными историческими моделями федераций.

Первым историческим примером территориально-политической интеграции федеративного типа является средневековая Швейцария (автономный союз германских феодальных политий, стремившихся объединиться с друг другом). В 1291 году три кантона (Швиц, Ури и Унтервальден) приняли решение о создании Вечного союза. После этого Швейцария развивалась через расширение территории конфедерации (так она официально назвалась) за счёт присоединения новых штатов. Также конфедерация стремилась к независимости от Римской империи. К 1513 году – 13 кантонов в конфедерации, земли имели различный статус. Конфедеративные начала преобладали над федеративными. Современная тер-пол система возникла после Венского конгресса 1815 года (независимость; договор между кантонами, который позволил сформировать федерацию вместо конфедерации; одинаковый статус земель) и начитывала 22 кантона.

2. Американская постколониальная модель формирования федераций включат в себя США и страны Латинской Америки. В состав федерации входят недавно освобождённые колонии, то есть объединение создаётся снизу и колонии оказываются слабо интегрированными, но стремящимися к союзу.

Для стран латинской Америки была характерна борьба федералистов и унитаристов, но большая часть стран всё же стала федерациями.

3. Ещё одна модель формирования федераций – колониальная . Федерация начинает формироваться не после обретения независимости, а самими колонизаторами. К таким федерациям относятся Канада, Австралия, Нигерия, Малайзия.

В настоящее время федерациями в мире являются: США, Канада, Мексика, Никарагуа, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Танзания, Эфиопия, ОАЭ, Индия, Пакистан, Грузия, Россия, Малайзия, Австралия, Микронезия, Коморские острова

ПРИМЕР Американский федерализм.

Конституции США, некоторых латиноамериканских федераций, Австралии ограничиваются установлением исключительной компетенции союза и передачей всех остальных полномочий (которые тем самым суть остаточные) субъектам федераций. Американская модель федерации строится на концепции "плавильного котла"

Большая централизация власти.

Административная деятельность центра, например, в области так называемой федеральной помощи штатам. Целевое субсидирование деятельности органов управления не только штатов, но и городов и графств является сегодня, пожалуй, одним из наиболее важных и действенных средств, позволяющих центру вмешиваться в их внутренние дела. Формально здесь никакого принуждения нет, но, учитывая, что штаты хронически испытывают дефицит в своих бюджетах, они всегда соглашаются на все условия центра и на контроль с его стороны. Иной формой усиления влияния центра в штатах является так называемое "добровольное сотрудничество" между ним и штатами. Формально оно основано на контрактах или соглашениях между сторонами, которые также сопровождаются условиями центра. Нередко оно проводится и без каких-либо формальных соглашений. Однако, лишая штаты политической самостоятельности, центр предоставляет им свободу действий в областях, не затрагивающих его интересы. Центр обычно оставляет без внимания те постановления и законы штатов, которые хотя и противоречат конституции США, как, например, препятствующие ввозу товаров из других штатов, но мало задевают его интересы. Именно подобного рода уступками штатам достигается стабилизирующая систему сбалансированность в отношениях между центром и субъектами американской федерации.

На протяжении последних десятилетий федеральное правительство Соединенных Штатов Америки неуклонно наращивает административную мощь. При этом, что показательно, штаты отнюдь не оттесняются на периферию политической жизни - они по-прежнему выступают активными игроками на федералистском поле. Иначе говоря, удивительным образом параллельно друг другу разворачиваются противоположные, разнонаправленные тенденции: с одной стороны, усиливается федеральный Центр, с другой - крепнут субъекты федерации, влияние которых на государственную политику становится все более действенным.

Сегодня федеративные отношения в США корректируются тремя различными способами: во-первых, внесением формальных поправок в Конституцию страны, во-вторых, решениями Верховного суда и, в-третьих, использованием механизма "федерального опережения". Сочетание столь непохожих друг на друга методик сделало систему предельно гибкой. Внедрение Конгрессом последнего элемента, состоявшееся совсем недавно, обеспечило практически непрерывное обновление федерации. Причудливая комбинация конфедеративных и унитарных черт, изначально заложенная в американской Конституции, допускает динамичное взаимодействие центробежных и центростремительных сил. Но благодаря тому, что корректировка системы может производиться без изменения конституционного текста, обе силы, действуя в одно и то же время, уравновешивают и гасят друг друга. Главный постулат "метаморфического" федерализма гласит, что никакого раз и навсегда данного оптимального соотношения полномочий Центра и субъектов в федерации просто не существует. С течением времени баланс сил в федеральной системе меняется и представление об идеале меняется вместе с ним.

Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.

В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства :

Унитарное;

Федерация;

Конфедерация.

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования , части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства . Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.

В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.

Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.

Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.

Федерация - это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности . В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации . Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).

При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции . При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти , другая часть - субъектов федерации , а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.

В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.

Конфедерация - это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.

В конфедерациях могут формироваться союзные органы , но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.

Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.

Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.

Исследует, на каких принципах происходит территориальное объединение людей, как единая территория поделена на отдельные части и каковы взаимоотношения частей между собой и государством в целом.

То есть это территориальная организация государственной власти. Обычно это связано с решением национального вопроса. То есть это национально-территориальная организация государственной власти. Это имеет значение, так как дислокация государственного аппарата происходит с учетом территориальной организации.

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Основные формы государственного устройства:

1. простое/унитарное.

2. сложное/федеративное/конфедеративное.

Унитарное государство – единое государство, территория которого делится на административно-территориальные единицы в виде районов, областей, губерний. Эти административно-территориальные единицы не обладают суверенитетом. Унитарное государство не исключает автономии, которые, как правило, носят культурно-национальный характер. Унитарное государство имеет одну Конституцию, законодательство, гражданство и одноканальную систему налогов, жесткая централизация. Исполнительную власть осуществляют центральные органы исполнительной власти и созданные ими территориальные (местные) административные органы. В унитарном государстве судебная система является единой.

Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Их население формирует свои парламенты и ОИВ, действующие на основе разграничения компетенции между центральными органами власти и органами власти автономии. Также в унитарном государстве существуют формируемые населением органы местного самоуправления. Государство может передавать эти органам полномочия территориальных органов государственной власти и контролировать их деятельность в пределах переданных полномочий.

Унитарные государства могут быть:

1.относительно децентрализованные (органы местного самоуправления выступают как территориальные органы власти)

2. чисто централизованные (власть на местах осуществляют чиновники, назначаемые из центра).

Автономия может быть:

1. территориальной (самостоятельность части населения в решении определенных вопросов социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Эта часть населения создает территориальное образование – оно создается населением, не имеющим особенности хозяйства и культуры, которые вызваны историческими или географическими факторами;

или этнотерриториальное автономное образование – создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания.)

2. экстерриториальной (если этническое или религиозное меньшинство проживает разрозненно, то государство может гарантировать ему право создавать представительные органы на общегосударственном уровне).

Примеры унитарных государств – Франция, Швеция, Бельгия, Украина и др.

Федеративное государство - сложное образование, союзное государство. Оно состоит из государственных образований, которые обладают самостоятельностью в той или иной степени. Существуют две Конституции, двойное законодательство, двойная система органов государственной власти, двойное гражданство и двухканальная система налогообложения.

Основанием для появления сложного характера обычно является наличие многонационального состава населения. Решение вопроса о праве каждой нации на свою государственность (СССР - национальные республики). В США - сугубо территориальный принцип. Особенность РФ - смешанный принцип - национальный и территориальный. Субъектами являются и национальные образования (республики, автономии), и территориальные единицы (края, области). Проблемы - борьба за сохранение своей территориальной целостности. Сама организация РФ способствовала ослаблению федеральных связей. Концепция федерализма не была разработана, с регионами начали заключаться договорные отношения, а это уже ближе к конфедерации. Возникновение фактического неравенства субъектов РФ. А основным принципом федерализма является равноправие субъектов. Республики объявили себя суверенными государствами. Эта тенденция способствует ослаблению федеральных отношений.

Федерация - одна из форм децентрализованной государственной власти, когда на отдельной части, в рамках субъектов образуются федеральные органы управления и органы субъектов федерации, которые действуют в рамках своей компетенции. Субъекты федерации – это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти, действующие в соответствии с разграничением компетенции между федерацией и ее субъектами. Судебная власть обычно осуществляется федеральными судами. Судебная система должна быть единой, что обеспечивает равный доступ к правосудию и равную судебную защиту на всей территории государства.

Суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее субъектами. Федерация – единое государство, а не союз суверенных государств. Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством конституции и законы имеют субъекты федерации. Каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Различают 2 вида федераций:

а) федерации по национальному принципу (население государства составляют несколько этносов, каждый из которых образует субъект федерации)

б) федерации, основанные на территориальном принципе (население живет на исторически обособившихся территориях).

4 типа компетенции при федеральных связях:

1. исключительная компетенция федерации - федеративное государство обладает широкими законодательными полномочиями, то есть презумпция федеральной компетенции. По определенным предметам ведения принимаются только федеральные законы и основанные на них другие нормативные акты.

2. конкурирующая - тип взаимоотношений субъекта с федеральными органами власти, когда субъекты федерации могут принимать акты, регулирующие те отношения, которые еще не урегулированы федеральным законодательством. Оставлен приоритет федеральной компетенции. Такой тип ведет к централизации власти и к укреплению вертикали этой власти.

3. совместная - федеральные органы издают законы в виде основ, а потом уже субъекты федерации на их основе принимают свои нормативные акты, которые не должны противоречить этим основам.

4. исключительная компетенция субъектов федерации - субъекты федерации обладают исключительными правами в решении определенных вопросов.

Существует 2 теоретические модели, объясняющие соотношение компетенции федерации и субъектов федерации:

1. презумпция компетентности федерации (федерация вправе решать все вопросы, поскольку они не отнесены к компетенции субъектов)

2.презумпция компетентности субъектов (субъекты федерации обладают исключительной компетенцией по всем вопросам, решение которых не отнесено к иной компетенции).

В зависимости от примененного типа компетенции, по-разному строятся отношения между федеральными органами власти и органами субъекта. Характер отношений зависит от характера образования самой федерации. Федерация может образоваться:

1) Ряд независимых государств объединяются (Швейцария) и федеральным органам отдают часть своих прав. Здесь презумпция компетенции субъектов федерации;

2) Ранее существовало централизованное государство и происходит децентрализация этой власти. То есть федеративное государство отдает часть своих полномочий субъектам. Здесь презумпция компетенции федерального центра.

Статья 73 Конституции РФ - презумпция компетенции субъектов РФ, но упускается из виду, что РФ образуется в процессе децентрализации власти.

Ст.ст. 71, 72 Конституции РФ - от презумпции субъекта ничего не осталось. Следовательно - презумпция компетенции федерального центра.

Примеры федеративных государств – РФ, Канада, Индия и др.

Другая форма государственного устройства, которая направлена на децентрализацию государственной власти, является конфедерация. При конфедеративном устройстве происходит объединение самостоятельных суверенных государств. То есть если федерация - союзное государство, то конфедерация - союз государств, в котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти и управления. Для координации своих совместных действий государства, субъекты конфедерации, создают объединенные органы. Решение конфедерацией принимается, как правило, когда все субъекты голосуют "за". Принятое решение проводится в жизнь органами субъектов конфедерации (в федерации - федеральные органы и органы субъектов). Пример - Швейцария, Европейское Сообщество. Как правило, конфедерация носит временный характер, создаются для достижения определенных целей, в последующем она или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается (Австро-Венгрия). Создание конфедерации закрепляется договором. Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

Не все однозначно считают, что конфедерация является формой государственно-территориального объединения. Многие считают, что это международно-правовое объединение.

1) Разница между федерацией и конфедерацией основана на том, что конфедерация основана на международных взаимных обязательствах объединенных государств, вытекающих из договора, а федерация основывается на объективном праве.

2) Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти федерального центра.

3) Федерация есть государство, юридическое лицо публичного права, конфедерация является субъектом права лишь в международной жизни и не обладает публичным правом власти.

4) За членами конфедерации сохраняется право выхода из состава союза, у субъектов федерации - нет (это Кистяковский говорил, Нерсесянц тоже так думает). Эта возможность подчеркивает особенность конфедерации - имеется элементы, которые характеризуют взаимоотношения субъектов как международно-правовые, а есть элементы, которые характеризуют эти отношения как отношения государственного объединения.

Как и в федерации, так и в конфедерации есть принцип совмещения воли, прямая связь с населением.

Конфедерация - форма государственно-территориального устройства, но со своей спецификой.

Суверенитет - совокупность суверенных прав.

Проблемы формы государственного устройства в РФ

1. Республики и другие субъекты РФ объявлены в КРФ равными, но они не равны, т.к. республики признаются государствами и имеют свои конституции. Почти все конституции республик противоречат КРФ, объявили себя независимыми государствами. Им дали 1 год для приведения их в соответствие КРФ.

2. Фактическое и юридическое неравноправие вытекает из ч. 3 ст. 11 КРФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти СРФ осуществляется настоящей конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Здесь внутреннее противоречие, провоцирующее неравноправие. Договоры между федеральной властью и СРФ неравнозначны, т.к. наделяют разным объемом прав и обязанностей, что определялось отношениями центра с конкретными руководителями: оставлять в своем субъекте часть федеральных налогов (Татарстан); распоряжаться нефтью, газом, добывать на своей территории.

Выход один – создание федерации, состоящей из однопорядковых и действительно равноправных субъектов, для чего необходимо:

1. всех субъектов наделить единым правовым статусом;

2. ввести единое наименование (губернии - Жириновский);

3. специфику национальностей выразить в национально-культурных образованиях;

4. всем принять уставы, а не конституции;

5. укрупнить западную и восточную Сибирь, дабы устранить большое количество субъектов, которые негативно влияют на централизацию управления. Первый шаг – создание 7-и федеральных округов на основании военных округов, которые существовали в России.

6. необходимо конституционно сформулировать отношения центра с регионами, общие и единые принципы порядка формирования и организации представительных и исполнительных органов СРФ;

7. разграничение предметов ведения органов гос. власти РФ и органов гос. власти СРФ должно осуществляться только на основании КРФ. Иначе страна превратится в договорную конфедерацию;

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации.

Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается при определении полномочий даже политической автономии (в последнем случае предоставляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам). Существует несколько способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:

  • 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации и субъектов;
  • 1) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов.

Трудно точно классифицировать способы размежевания полномочий (предметов ведения) федерации и ее субъектов из-за множества оговорок, запретительных формулировок, несовершенства содержащихся в конституциях перечней полномочий, из-за того, что в одной и той же конституции иногда используются элементы разных способов, из-за казуистичности формулировок. Но в основном такие способы могут быть сведены к пяти вариантам. Первый способ состоит в том, что конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетенция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, относящихся к ее исключительному ведению (так была установлена компетенция федерации, например, в Танзании по конституции 1977 г., перечислявшая 17 вопросов общего значения; таким же образом предусматривает 19 пунктов с подпунктами конституция Эфиопии 1994 г.). В этом случае дается перечень вопросов, по которым федеральные органы могут принимать законы. Компетенция федерации может быть определена и «негативным способом» -- путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К предметам ведения федерации обычно относятся оборона, внешняя политика, авиатранспорт, железные дороги, почта, телеграф и др. Только федерация может

регулировать эти вопросы актами, принимаемыми ее органами. При данном способе регулирования тенденция заключается обычно в том, что полномочия федерации расширяются, нередко путем толкований конституции судами.

Второй способ размежевания предметов ведения заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Это редкий способ размежевания предметов ведения, и в чистом виде он сейчас не применяется, но как частный случай наряду с другими используется конституциями США, Швейцарии и некоторых других стран. Он дает определенные гарантии субъектам от вмешательства в сферу их ведения со стороны федеральных органов. Однако к ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения. При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане» -- говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к ее субъектам. В конституции Швейцарии исчерпывающего перечня полномочий ни в одной статье не дается, полномочия федерации и штатов сформулированы казуистично и разбросаны по разным статьям конституции. При этом особое значение приобретает вопрос об остаточных полномочиях, не упомянутых ни в том, ни в другом перечне. Поэтому в конституции может содержаться специальная оговорка, согласно которой не названные в конституции полномочия могут быть отнесены к компетенции либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае это означает огромное расширение полномочий федерации, во втором даются дополнительные полномочия субъектам, укрепляется их самостоятельность.

Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов. Сфера совместной компетенции часто называется в конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетенцией. Наиболее подробный перечень такого рода содержится в конституции Индии 1949 г. В специальном приложении к ней названы 97 вопросов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов, относящихся к компетенции штатов. Многие из этих вопросов имеют комбинированный характер: под одним и тем же номером обозначаются не совсем сходные вопросы. Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации.

Этот способ размежевания компетенции является довольно сложным, использование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по разным рубрикам. Такую детализацию конституции федеративных государств, кроме Индии, не используют.

Наконец, пятый способ размежевания компетенции присущ конституциям Пакистана, Нигерии и некоторых других стран. Он заключается в том, что конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции. Перечня же исключительных полномочий субъектов не существует (в конституции Пакистана, правда, о нем упоминается, но на деле его нет). Конституция содержит общую формулировку: все вопросы, которые не вошли в указанные два перечня (остаточные полномочия), относятся к исключительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта федерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т.е. действует закон субъекта, а не федеральный закон. Такой подход имеет преимущества по сравнению с охарактеризованной выше трехчленной классификацией. Он избавляет от излишней «жесткости» списков (а при любой тщательности их составления что-то может быть упущено, забыто), способствует укреплению самостоятельности субъектов в рамках федеральной конституции. В новейших федеральных конституциях все чаще используется именно этот способ.

Наряду с рассмотренными пятью основными способами размежевания компетенции в некоторых конституциях федераций применяются i другие способы. Так, в Австрии разделены вопросы, относящиеся к ком потенции законодательной и исполнительной власти федерации и ее субъектов. Конституция этой страны содержит также понятие «основы законодательства». Их устанавливает федерация, а субъекты (земли) в соответствии с этим издают местные законы. Оригинальный способ размежевания компетенции применен конституцией Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и штатов, как это принято в других государствах, но и федерального округа и муниципий (в последнем случае -- административно-территориальных единиц внутри штатов). Эта конституция различает: исключительную компетенцию союза (федерации), совместную компетенцию союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, компетенцию союза, штатов и федерального округа по законодательству. Остаточные полномочия отнесены либо к компетенции штатов, либо к компетенции муниципий.

Формы участия субъектов федерации в решении общегосударственных вопросов. Существует множество таких способов. К их числу относятся: 1) осуществление совместной компетенции федерации и ее субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изданы и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере отношений превалирует федеральный закон, действует он, а не закон субъекта федерации; 2) создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов (установлено представительство в данную палату от субъектов в равном или неравном количестве). Федеральный закон не может быть принят без согласия этой палаты. Он принимается без ее согласия, только если нижняя палата преодолеет отказ верхней палаты (ее вето) квалифицированным большинством голосов; 3) автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы; 4) периодически созываемые совещания премьер-министра федерации и премьер-министров (главных министров, губернаторов) ее субъектов (Индия, Канада, Папуа -- Новая Гвинея и др.); результаты таких совещаний иногда оформляются федеральным законом, иногда, хотя это сделать и не удается, они используются в практической деятельности исполнительных органов; 5) совещания президента и глав исполнительной власти субъектов; 6) совещания руководителей одноименных министерств (департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют политику в данной отрасли экономики, управления. Такого рода совещания направлены также на координацию практических действий.

Федеральный контроль и федеральное принуждение. Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, существует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами федерации. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционными и иными судами (контроль за соответствием актов субъектов федеральной конституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве федераций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за правильным использованием субсидий федерации ее субъектами) и т.д.

Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные способы федерального контроля: введение чрезвычайного положения на территории субъекта (субъектов) федерации, президентское правление в субъектах, федеральное принуждение, институт федеральной интервенции (вмешательства), приостановление собственного управления субъекта федерации. О возможности федерального принуждения говорят конституции США, Германии, других стран. Крайним способом федерального принуждения являются военные действия; они использовались при сецессии некоторых субъектов в США, Швейцарии, Нигерии, Пакистане.

Возможность введения чрезвычайного положения на части территории субъекта федерации, в субъекте федерации в целом или в федерации подчиняется общим правилам, указанным выше. При введении чрезвычайного положения ограничиваются политические и личные свободы граждан, применяются «жесткие» способы управления и т.д. Чрезвычайное положение вводилось на части территории Индии в связи с действиями террористов, в Пакистане во время этнических столкновений, в Малайзии, на Коморах в связи с попытками военного переворота, в отдельных штатах Мексики в связи с партизанским движением повстанцев.

Институт президентского правления особенно часто используется в Индии, где было уже более 100 случаев его применения. Президентское правление вводится целиком в штате или в группе штатов сроком на 2 месяца, а в крайнем случае -- на 6 месяцев. Основанием для применения этой меры являются массовые беспорядки, исчезновение в штате конституционных властей, иные чрезвычайные обстоятельства (например, массовая коррупция в органах власти штата). Президент издает указ о введении президентского правления по совету кабинета (премьер-министра). Деятельность законодательного собрания штата приостанавливается или оно может быть даже распущено, правительство штата смещается или его деятельность приостанавливается, вся полнота власти по управлению штатом переходит к президенту. Он назначает для этого своего представителя (обычно им бывает назначенный ранее губернатор штата, который в нормальной ситуации не обладает существенными полномочиями, поскольку штатом управляет его правительство, сформированное партией или партиями, имеющими большинство в законодательном собрании штата). Губернатор управляет штатом до тех пор, пока не будет восстановлена нормальная ситуация. После этого деятельность прежних органов штата возобновляется, а если они были распущены и смещены, проводятся новые выборы в законодательное собрание штата, которое формирует его правительство. После этого губернатор утрачивает чрезвычайные властные полномочия.

Близкий к этому институт -- федеральное принуждение по отношению к земле (землям) в Германии. При применении этой меры парламент земли (ландтаг) распускается, для управления землей назначается федеральный комиссар. Случаев применения федерального принуждения в Германии не было.

Институт федеральной интервенции (вмешательства) вдела штатов предусмотрен конституциями латиноамериканских федераций -- Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, а также конституцией Эфиопии 1994 г. В случае чрезвычайной ситуации в штате президент, привлекая армию, вправе сместить органы власти и управления штата, назначить для управления им своего представителя. Президент действует самостоятельно, так как, например, в латиноамериканских федерациях нет совета или кабинета министров как особого органа, или по совету такого органа либо премьер-министра (Эфиопия). Перечень в конституциях условий для применения федеральной интервенции является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению. Согласно конституции Бразилии 1988 г., федеральная интервенция в дела штата возможна в точно указанных восьми случаях (обеспечение целостности страны, угроза публичному порядку, необходимость обеспечения свободного осуществления власти и др.), в том числе в случае, если штат не платит в течение двух лет налоги в федеральный бюджет. Штаты в Бразилии также имеют право вмешательства в дела муниципий (административно-территориальных единиц), но тоже в точно указанных случаях, в частности при непредставлении отчетов, предусмотренных законодательством.

В истории латиноамериканских федераций было несколько сот случаев федеральной интервенции, но в XX в. этот институт используется все реже. Действуют другие, отлаженные механизмы подчинения субъектов воле федерации, способы координации деятельности федерации и штатов.

Институт приостановления собственного (провинциального) управления субъекта федерации предусмотрен конституцией Папуа -- Новой Гвинеи 1975 г. Эта страна в отличие от рассмотренных ранее имеет квазимонархическую форму правления (монарха Великобритании представляет генерал-губернатор), поэтому указанная мера осуществляется не главой государства (он не имеет существенных полномочий), а премьер-министром, лицом, которому принадлежит реальная власть; однако акт премьер-министра требует последующего утверждения парламента. Приостановление собственного управления провинции -- субъекта федерации -- возможно в случаях коррупции в ее органах управления, развала управления, несоблюдения конституции. При этом управление провинцией, каждая из которых имеет свою конституцию, переходит непосредственно к федеральному правительству, провинциальное законодательное собрание распускается, орган исполнительной власти провинции отстраняется от выполнения своих обязанностей. В этот период руководит управлением провинции федеральный министр, ответственный за местное управление. Эта мера не может длиться более 9 месяцев, но парламент может продлить срок еще на 6 месяцев. В течение этого времени должны быть проведены выборы в провинциальное собрание и сформировано местное правительство.

Конституции предусматривают необходимость контроля парламента за применением чрезвычайных мер в отношении субъектов федерации. В Бразилии, например, при применении федеральной интервенции должен быть в течение пяти дней созван парламент для контроля за действиями исполнительных органов. В Индии парламент принимает на себя полномочия законодательного собрания штата при введении в нем президентского федерального в других странах.

В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации. Опять же такое деление обладает определенной долей условности, как замечают сами сторонники такого разделения. Степень централизации может быть различной, и в некоторых случаях четко отнести ту или иную федерацию к какому-либо виду сложно (высокоцентрализованными называют Индию и Пакистан).


§2. Причины образования федераций.

В ходе дальнейшего исторического развития человеческого общества экономические причины из мотивов, дополняющих внешнеполитические предпосылки объединения государств, превратились в равноправные с ними, а затем и в лидирующие. Так, Т.В. Коржихина подчеркивает, что “федерация предполагает стремление ее субъектов к государственно-политическому и социально-экономическому единению, при сохранении значительной доли своей самостоятельности” 5 . А Г.Т. Тавадов прямо указывает, что “в социально-экономическом отношении, принципы федерализма могут быть реализованы, только на основе развития внутреннего рынка страны, который стягивает единым обручем все материальные потенции субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства, и для международной экономической экспансии, а также протекционистской направленности внешнеэкономической политики федеративного центра, создания им условий для развития национального производственного потенциала” 6 . Не случайно, политическое объединение государств Европы выросло из их экономической интеграции.

В то же время, развитие технологий вооружения, с одной стороны, и процессы глобализации экономики, с другой, привели к концу двадцатого века к тому, что даже обеспечение безопасности государства, все более превращается из вопроса военно-политического характера в чисто экономическую проблему.

Таким образом, политическое единение различных государств вытекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества. В свое время образование почти всех классических западных федераций представляло собой процесс перехода от менее централизованных или даже независимых государств к более централизованным, что отнюдь не исключало использования принципа федерализма в их организации.

Однако данный тезис, вызывает вполне логичный вопрос. Если более централизованное государство означает его большую эффективность в реализации собственных функций, то, значит, унитарное государство еще более эффективно, чем федеративное, и федерализация в исторической перспективе, может рассматриваться как шаг, на пути к полной унитаризации государств? Иными словами, если федерация хороша своим единством, то не означает ли это, что унитарное государство отличается большей степенью политического единства, а значит еще лучше? 7

Я считаю, что на этот вопрос не может быть дан положительный ответ. Наличие единого централизованного государства не означает, что его организация обязательно должна быть ограничена унитарной формой, поскольку федеративная форма не противоречит возможности централизации государственной власти. Большинство классических федераций – США, Германия – обладают высокой степенью централизации, что едва ли можно оценивать в качестве тенденции “укрепления унитарных устоев государства” 8 .

§3. Формы государственно-территориального устройства .

Государственно-территориальное устройство можно определить, как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства, как целого со своими составными частями. Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами права. В одних случаях, географические части государства являются его административно - территориальными единицами, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью, в других- это государствоподобные образования, имеющие собственное законодательство. На основании политического статуса административных единиц, выделяют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную 9 .

Основное отличие между унитарными и федеративными государствами состоит в том, что унитарное государство-это единое, слитное государство, разделенное на административно - территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В отличие от унитарного государства, федерация состоит из внутренних государственных образований, имеющих свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они обычно имеют свои основные законы: конституции, как, например, штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, республики в РФ, или же уставы, как края и области в РФ. 10

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО . Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство, для которого характерны следующие признаки:

Единое законодательство

Единая централизованная система органов исполнительной власти

Единая судебная система

Деление территории на административно- территориальные единицы центрального подчинения

Единое гражданство, единый бюджет и.т.д.

Наряду с административно территориальными единицами существуют специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и. т.д.

С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства разделяют на централизованные и децентрализованные. 11 В децентрализованных унитарных государствах, существует правовое разграничение, по осуществлению власти между общегосударственными и территориальными властными органами.

Централизованными унитарными государствами являются такие государства, в которых нет выборных органов на уровне административно- территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.

Так же в мире встречаются сверхцентрализованные унитарные государства. 12 Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. В отличие от унитарных государств в федерациях власть распределяется по вертикали и в них составные части- их субъекты- имеют свое законодательство, автономную власть, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.

Всего федеративных государств - 22. В Европе - это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии - это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке- это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании- это Австралия и Папуа- Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. 13

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так, одни федерации построены по

национальному признаку, другие - на национально - территориальной основе, третьи - на чисто территориальном принципе.

Из существующих сейчас в мире федераций, на этнической основе, построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные 14 .

Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

Федерации также делят на централизованные и децентрализованные. Централизованной является Индийская федерация, в которой парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и т. д., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики.

В науке ТТЛ все федерации можно разделить также на симметричные и асимметричные. Симметричными федерациями являются такие, субъекты которых равноправны между собой и в отношениях с федеральным центром. Однако абсолютно симметричных федераций на практике не существует, т. к. одни субъекты всегда « более равноправны », чем другие. 15

Большинство федераций мира - асимметричные. В одних федерациях, наряду с равноправными субъектами федерации, имеются другие территориальные образования (федеральные территории, округа и т. д.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их составные части имеют разный правовой статус. В других нет иных территориальных образований, но субъекты федерации не равноправны. Примером такой федерации является Россия, субъекты

федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области. К этому виду федераций относится и Швейцария, включающая 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны. 16

Статус федерации и ее субъектов определяется конституциями федеративных государств. Все федерации - целостные государства. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в законах он иногда декларируется. Так, кантоны Швейцарии, по конституции являются суверенными, но лишь «в той мере, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти.

§4. Концепции федерализма.

Говоря о концепциях федерализма, нельзя не вспомнить историю возникновения федеративных государств.

Исторически федерации возникали двумя способами: договорными и конституционными. При договорном способе независимые государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так США и Швейцария возникли в результате объединения независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации Независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 г. они в 1777 г. образовали « вечный союз» подписав « Статьи Конфедерации». В 1787 г. была принята конституция США, которая не ликвидировала автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превратилась в федерацию. Швейцария же возникла еще в 1291 г. на основе союза трех кантонов и стала первой федерацией в истории 17 .

Конституционные федерации, создавались на основе конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так Германия стала федерацией после принятия в 1949 г. своего основного закона. Конституция была построена на началах федерализма: федерация и ее субъекты «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Каждая из земель имела свой парламент (ландтаг) и свое правительство. Таким же образом были созданыРСФСР (1918г.) и Индия (1948г.).

История развития, положение федераций и ее субъектов в каждом случае имеют свои особенности. Анализ этих особенностей дал основание ученым – государствоведам, основание выделить различные концепции федерального устройства. 18

В основе концепции координированного федерализма, лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления, рассматриваются как независимые друг от друга, обладающие одинаковым статусом и строго разграниченной компетенцией. Однако, в чистом

виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно полностью разграничить предметы ведения между федерацией и ее субъектами.

Более распространенной является концепция кооперативного федерализма. В ее основе - взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов, при осуществление ими своих полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизм вертикального и горизонтального сотрудничества. Для этого создаются региональные объединения групп субъектов федерации, особые федеральные органы, которые имеют своей задачей сглаживать возникающие между центром и регионами противоречия. 19

Концепция договорного федерализма основана, как уже отмечалось раньше, на том, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали основанному ими государству часть своих полномочий. Сторонники этой концепции утверждают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет, имеют право на изменение федеральной конституции и выход из состава федерации.

В основе концепции дуалистического федерализма, лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве. 20

Концепция особого статуса отдельных составных частей государства выдвигается в некоторых странах сепаратистскими движениями в отдельных субъектах федерации с целью выхода из нее.

Что же касается моделей федерализма, то их столько, сколько существует федеративных государств, поскольку каждая из федераций чем-то отличается от других.

Таким образом, в настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 22 из них являются федерациями. Анализ мировой истории, убедительно демонстрирует существование двух важнейших причин объединения различных государств: внешнеполитическая причина (и, прежде всего, совместная оборона) и экономическая причина. Политическое единение различных государств вытекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества. Статус федерации

и ее субъектов определяется конституциями федеративных государств. Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Федерации также делят на централизованные и децентрализованные. Все федерации - целостные государства. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в законах он иногда декларируется

Является смешанной федерацией , при которой реализуются...

  • Понятие государственного устройства . Формы государственного устройства унитарная и федеративная

    Реферат >> Государство и право

    ... федерации (государств или государственных образований), обладающих некоторыми признаками государства. Федерация как форма территориального устройства ... к образованию федерации . 3.Конфедерация не является формой государственного устройства , а представляет...

  • Конфедеративная форма государственного устройства

    Реферат >> Государство и право

    ... как форма государственного устройства , то другими – как международно-правовые объединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию с федерацией ...

  • Форма государственного устройства (4)

    Реферат >> Государство и право

    Форма государственного устройства Основные понятия: форма государственного устройства , унитарное государство, федерация . Унитарное государство Форма государственного устройства - второй элемент формы государства. Форма государственного устройства - способ...