Внешнее наблюдение это способ сбора данных о психологии человека наблюдение. Процедура наблюдения при банкротстве

  • Как начинается процедура банкротства?
  • Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?
  • Период, в течение которого ведется наблюдение
  • Мероприятия в период наблюдения
  • Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?
  • Проведение первого собрания кредиторов
  • Когда заканчивается процедура наблюдения?

Необходимость введения процедуры наблюдения вызвана требованием сохранности имущества должника по причине его несостоятельности (банкротства). Введение этой процедуры помогает сделать полноценный анализ финансового состояния банкрота, чтобы максимально расплатиться с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Как осуществляется наблюдение и в какие сроки проводится?

Как начинается процедура банкротства?

Наблюдение при банкротстве не применяется:

  • к должникам, по которым принято решение об их ликвидации;
  • если должник отсутствует;
  • предприятие ведет деятельность по привлечению финансов незаконно;
  • к физическим лицам.

Наблюдение, как подготовительная процедура, необходима перед ликвидацией или оздоровлением предприятия (организации, компании). В этот период необходимо собрать необходимую документацию, оповестить заинтересованные стороны, подготовить решения, основанием для которых служит анализ финансового состояния должника.

Наблюдение это обязательная процедура, без которой во время реализации мероприятий банкротства, обойтись нельзя.

Для того чтобы ввести наблюдение, необходимо в определении арбитражного суда установить:

  • обоснованы ли требования заявителя, и нужно ли введение наблюдения;
  • утверждение кандидатуры временного управляющего;
  • в каком размере устанавливается вознаграждение временному управляющему, и из какого источника средств оно будет выплачиваться.

В случае невозможности выдвижения кандидатуры управляющего во время определения о введении наблюдательной процедуры, суд откладывает этот вопрос на срок до 15 дней.

Наблюдение начинается подачей заявления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа после того как арбитражный суд рассмотрит обоснование требований заявителя, адресованных должнику. Основанием служит определение суда. Заявление также может подать сам должник. При этом наблюдение начинается с даты, которой арбитражный суд примет заявление о признании должника в его несостоятельности.

Органом управления в этот период является руководство предприятия-должника, контролируемое временным управляющим.

Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?

Предприятие, являющееся должником, работает под наблюдением управляющего со своим прежним руководством.

В этот период запрещается:

  • ликвидировать и проводить реорганизацию предприятия-должника;
  • создавать на его основе другие компании, филиалы, представительства;
  • выпускать ценные бумаги;
  • выходить из состава участников;
  • выплачивать дивиденты;
  • проводить имущественные сделки, превышающие 5% стоимости активов по балансу.

Временный управляющий имеет право принимать решения по проведению сделок, связанных с выдачей гарантий, кредитов, займов, поручительств и др. Формирование реестра требований кредиторов также проводит управляющий.

Период, в течение которого ведется наблюдение

Законодательно срок наблюдения не установлен. Но оно должно завершиться в период, пока рассматривается дело о банкротстве. Срок, в течение которого ведется дело и срок наблюдательного периода совокупно должны закончиться не позднее 7 месяцев от его начала.

Период, по истечению которого должно быть завершено наблюдение :

  • с момента признания должника в несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства;
  • при введении внешнего управления предприятие;
  • при утверждении мирового соглашения.

Введение наблюдения при банкротстве

Мероприятия в период наблюдения

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требует обязательного опубликования сведений о введении наблюдения на предприятии.

У временного управляющего после получения определения АС есть срок – 10 дней для отправки в специальный орган (ст.28 ФЗ №127) сведений для опубликования информации о введении наблюдательного периода на предприятии должника. Платить за опубликование сведений обязан должник. Если на его счету нет средств, расплачивается управляющий с последующим возмещением затрат должником.

Правительство Российской Федерации определило печатное издание, которое осуществляет опубликование данной информации – газету «Комерсантъ». Кроме того, данные сведения о банкротстве могут опубликовываться в электронных средствах массовой информации.

В арбитражный суд отправляется копия опубликованной информации с сопроводительным письмом.

С момента получения определения, выданного арбитражным судом, в срок до 5 дней уведомляется руководитель должника о том, что на его предприятие введен временный управляющий, о последствиях введения процедуры и тех ограничения, которые накладываются на все действия в рамках наблюдения.

Руководитель должника в срок до 3 дней получает запрос на предоставление документации предприятия, которая свидетельствует о финансовом состоянии предприятия:

  • уставная документация;
  • бухгалтерские балансы;
  • расчетные счета;
  • отчеты (срок – за 2 последние года);
  • дебиторская, кредиторская задолженность (с расшифровкой).

Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?

Чтобы выявить все имущество должника и предотвратить его незаконное отчуждение, необходимо в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщить следующим органам о начале проведения процедуры несостоятельности:

  • Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу судебных приставов;
  • Фонд социального страхования;
  • Банки, в которых открыты счета должника;

Также необходимо проконтролировать руководство должника в отношении уведомления работников, учредителей, акционеров. Это обязательное действие требуется законом «О несостоятельности» и должно быть выполнено в период до 10 дней со дня вынесения определения арбитражным судом.

Проведение первого собрания кредиторов

Первое собрание кредиторов является значительным этапом для банкрота, так как здесь решается его дальнейшая судьба.

Определение даты проведения первого собрания кредиторов возлагается на временного управляющего. Управляющим должны быть уведомлены все лица, имеющие права на принятие участия в собрании кредиторов, которое проводится впервые.

На этом собрании могут присутствовать:

Принятие решений, которые обсуждаются на первом собрании, осуществляется большинством голосов от общего количества голосов.

Управляющий должен сообщить на собрании результаты анализа финансового состояния банкрота и изложить перспективы восстановления его платежеспособности. Все заключения, которые делает временный управляющий, являются рекомендационными и кредиторы не обязаны их принимать безоговорочно. Их мнение может не совпадать с мнением управляющего.

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Когда заканчивается процедура наблюдения?

Арбитражный суд подводит итог в процедуре наблюдения, вынося решение по результатам первого собрания кредиторов или в соответствии с ФЗ о банкротстве. АС может признать должника банкротом или начать конкурсное производство. Есть вариант вынесения определения по введению внешнего управления или утверждения решения о принятии мирового соглашения.

Наблюдение может быть прекращено АС в случае признания должника банкротом, с началом конкурсного производства, введения мероприятий по финансовому оздоровлению или при мировом соглашении.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица — это ряд мероприятий, которые позволяют составить объективную картину финансового состояния компании (организации). Их цель сделать так, чтобы собственник не успел продать или переписать на подставных лиц свое имущество, ведь в этом случае (совершенно неожиданно) может оказаться, что у должника ни гроша за душой, и кредиторы вернуть свои средства уже не смогут.

Важность процедуры

Даже если налицо все признаки финансовой несостоятельности юридического лица, доказать факт его банкротства в короткие сроки не получится: ему придется пройти через множество процедур. Прежде всего, суд выясняет обоснованность требований истца, делает выводы о том, насколько возможно финансовое оздоровление юр. лица и что для этого нужно предпринять.

Лишь после того, как будут улажены все формальности, а долги погашены, в том числе и за счет распродажи имущества компании, юридическое лицо получает официальный статус банкрота и освобождается от обязанности и далее выплачивать долги.

Компания, прежде чем будет объявлена банкротом, обязана пройти через:

  • наблюдение ;
  • после него предпринимаются попытки финансового оздоровления;
  • затем осуществляется внешнее управление ;
  • следующий шаг — конкурсное производство ;
  • и завершается банкротство мировым соглашением .

Из всех названых «наблюдение» — тот этап, избежать которого не удастся: он позволяет понять, в каком финансовом положении находится юридическое лицо и можно ли всё исправить. Положительное решение данного вопроса выгодно обеим сторонам: и самой компании, и ее кредиторам.

Успех санации (финансового оздоровления) во многом зависит от того, была ли дана верная оценка сложившейся ситуации. Если на стадии наблюдения допустить ошибку, то восстановить бизнес уже не удастся. Владельца компании в лучшем случае ждет аукцион, в худшем — уголовное преследование.

Заметим, в нашей стране этот этап является обязательной стадией банкротства. Для сравнения: в Соединенных Штатах его нет, там сразу же приступают к реорганизации или ликвидации юридического лица. В Германии так и вовсе, минуя упомянутые выше стадии, переходят непосредственно к конкурсному производству.

Этапы проведения

Решение о том, что следует начать процедуру банкротства и приступить к наблюдению, принимает Арбитражный суд. Он:

  • уведомляет заявителя о том, насколько обоснованы его требования и признается ли необходимость указанной процедуры;
  • назначает временного управляющего;
  • определяет порядок оплаты его услуг (источник и размер финансирования).

Заметим, найти подходящую кандидатуру на эту должность удается не сразу. В этом случае суд может принять решение о переносе рассмотрения дела, но на поиски отводит не более двух недель.

Срок действия наблюдения как процедуры банкротства законодательно уровне не закреплен, однако процесс должен быть завершен в рамках дела о признании финансовой несостоятельности юридического лица, то есть в течение семи месяцев.

После того как начата процедура наблюдения, компания продолжает работу под руководством своей администрации, но любые финансовые сделки заключаются лишь после одобрения временного управляющего. При этом:

  • временно приостанавливаются выплаты займодателям (это делается для того, чтобы оценить реальное финансовое положение юридического лица и понять, можно ли спасти бизнес);
  • замораживается производство по делам о взысканиях (теперь все претензии принимаются в рамках дела о несостоятельности);
  • исполнительные документы передаются лицу, назначенному судом;
  • с объектов собственности снимаются аресты;
  • акционерам отказывают в возможности выхода из состава АО, выплаты дивидендов прекращаются.

Временный управляющий на протяжении семи месяцев должен:

  • установить имена всех кредиторов и обоснованность их претензий;
  • назначить дату первого собрания займодателей (его следует провести в течение десяти дней после начала процедуры наблюдения);
  • передать заключение в Арбитражный суд.

В последнем случае временный управляющий не просто дает рекомендации специальному органу, он предоставляет отчет о проделанной работе и выносит свое заключение о переводе дела о банкротстве на другие стадии.

В последнее время часто банкротами признаются строительные компании, которые не сумели выполнить свои обязательства перед дольщиками. В этом случае обманутым гражданам необходимо обратиться в суд, который слушает дело о банкротстве, и предъявить свои претензии. Возможно два решения вопроса: передача земельного участка и недостроенного здания дольщикам (они имеют право выбрать другую стройкомпанию для завершения строительства, но для этого им придется создать жилищно-строительный кооператив или иную схожую организацию) либо возврат денежных средств.

Стоит отметить, что дольщики имеют право не только на возврат уже уплаченных денег, но и на получение компенсации (разница между уже уплаченной суммой и стоимостью квартиры на момент расторжения договора ДДУ). Важно подать заявление в течение двух месяцев после того, как была начата процедура наблюдения.

Итак, наблюдение — это первая стадия процедуры банкротства. В нашей стране она обязательна и проводится с целью установить истинное финансовое положение юридического лица. На нее отводится не более семи месяцев. За этот период временный управляющий обязан оценить всю сложность ситуации и определить, есть ли шанс спасти бизнес.

В этой статье предлагаем вам рассмотреть один из основных приемов, который включают в себя в психологии. Наблюдение предполагает целенаправленное и преднамеренное восприятие объекта исследования. В социальных науках его применение представляет наибольшую трудность, поскольку субъект и объект исследования - человек, а значит в результаты могут привноситься субъективные оценки наблюдателя, его отношение и установки.

Наблюдение - один из основных эмпирических методов, самый простой и обыкновенный в естественных условиях. Чтобы его результаты оказались точными, наблюдателю следует оставаться в стороне, быть незамеченным или же стать частью группы, в которую входит объект наблюдения, смешаться с ней, чтобы не вызвать к себе внимание. Исследователь должен фиксировать и оценивать события, связанные с целью наблюдения.

Элементы этого приема включают в себя теоретическое мышление (различные контроль результатов, осмысление) и количественный шкалирование и др.).

Изучая основные методы психологии, наблюдение следует непременно отметить и по возможности применять. Ведь это один из основных приемов, которым пользуется современная наука.

Необходимо сказать, что наблюдение в психологии непременно является несколько субъективным. Степень субъективности могут снизить отказ от быстрых выводов и обобщений, неоднократность наблюдения, а также использование наряду с ним других методов. Лучше, чтобы в исследовании участвовало сразу несколько наблюдателей. Чтобы повысить эффективность этого метода, часто используются различные карты наблюдений и опросники. Они позволяют сконцентрироваться на наиболее важных моментах и не отвлекаться на несущественные.

Отличительные черты наблюдения

Наблюдение в психологии всегда проводится с определенной целью, по заранее намеченному плану, оснащено различными предметами, необходимыми для фиксации результатов и осуществления самого процесса.

Этот метод позволяет собирать эмпирические данные, формировать представления об объектах исследования, а также проверять различные догадки и теории, связанные с ним.

Наблюдение осуществляет познание с помощью прямого контакта, основываясь на показаниях органов чувств, поэтому оно является первым в истории научным приемом.

Методы психологии (наблюдение, эксперимент и др.) имеют свои характерные особенности. Эти особенности позволяют выделить их как отдельный вид исследований. Наблюдение в психологии отличается типом отношения к объекту (например, в беседе или эксперименте специалист создает специальные условия, вызывающие то или иное явление), присутствием непосредственного контакта с ним (который отсутствует при изучении продуктов деятельности, а также не всегда присутствует в эксперименте).

С методологической точки зрения ему присуща универсальность, то есть возможность использования наблюдения по отношению к широкому кругу различных психических явлений, а также гибкость (наличие возможности изменять "поле охвата" объекта или гипотезу в процессе исследования) и минимальные требования к техническому, аппаратному обеспечению процедуры. В этом методы психологии наблюдение, эксперимент и другие сильно отличаются.

В научной литературе термины "наблюдение", "объективное наблюдение" и "внешнее употребление" часто используются как синонимы. Психическая жизнь - сложное явление, недоступное прямому взору извне, скрытое от посторонних глаз. Поэтому первоначально единственным методом психологии являлась интроспекция (самонаблюдение), и лишь с развитием науки внешнее наблюдение стало применяться, когда осуществлялось наблюдение за человеком (психология, социология и другие науки).

В отечественной психологии основные принципы наблюдения описываются в работах таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

Виды объектов

Наблюдение и эксперимент в психологии, так же как и другие методы, могут иметь следующие объекты исследования:

Человек (или животное);

Целая группа людей.

Предметом наблюдения может быть, как правило, только внешний компонент деятельности (движения, перемещение, соприкосновения, совместные действия, речевые акты, мимика, внешние проявления вегетативных реакций, а также различные ситуации как спонтанные, так и организованные).

Правила наблюдения

При применении этого метода существует ряд правил:

1. Следует проводить систематические, многократные исследования, в изменяющихся и повторяющихся ситуациях, чтобы выделить закономерности и случайные совпадения.

2. Не стоит делать следует непременно делать альтернативные предположения о том, что стоит за тем или иным поведением, и проверять их.

3. Частные ситуации и условия необходимо сопоставлять с общими, рассматривая их в контексте различных общностей (личности в целом, общей ситуации, стадии психического развития, например, по отношению к ребенку, и т. д.), поскольку такое рассмотрение зачастую полностью меняет психологический смысл наблюдаемого.

Для того, чтобы минимизировать неточности и ошибки исследования, обеспечить его объективность, как уже было отмечено, необходимо, чтобы исследователь не выдал своего присутствия. Нужно сделать так, чтобы наблюдатель смог видеть, сам при этом оставаясь незамеченным в качестве исследователя. Особенности наблюдения в психологии предполагают по возможности наименьшее участие в нем субъекта.

Этого можно добиться следующим:

- "примелькаться", то есть сделать так, чтобы объект исследования привык к присутствию наблюдателя - часто присутствовать в поле его зрения, как будто не обращая внимания на него;

Объяснить наличие постороннего некоторой целью, приемлемой для объекта изучения, например, учителю в школе сказать о том, что вы бы хотели присутствовать на уроке, чтобы освоить его методику;

Заменить наблюдателя техникой, регистрирующей (видекамерой, например), которая обеспечит точную фиксацию и будет меньше смущать наблюдаемого;

Осуществлять изучение из темной комнаты, смежной с той, где находятся наблюдаемые, например, отделенной от нее специальным стеклом Гезелла, с односторонней световой проводимостью;

Использовать съемку скрытой камерой.

Цель должна быть четко сформирована, поскольку лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к важным открытиям.

Виды наблюдения

В психологии очень разнообразны. Исчерпывающей единой классификации нет, поэтому перечислим лишь основные.

1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.

2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом - наблюдаемый тоже видит исследователя.

В качестве подвида сюда относится и включенное наблюдение, когда субъект сам является членом группы, участником событий. Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы).

Некоторые виды наблюдения являются как бы промежуточными между включенным и невключенным наблюдением. Например, когда педагог изучает поведение учеников во время урока: здесь исследователь включается в ситуацию, но иначе, чем объекты изучения, их позиции неравноправны по отношению к управлению ситуацией.

3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях, подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы со стороны исследователя. Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения. Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.

4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Данные виды выделяются по времени организации исследования. Лонгитюдное ("продольное") осуществляется в течение длительного времени, зачастую нескольких лет, а также предполагает непрерывный контакт наблюдателя с объектом. Результаты подобного исследования отмечаются в виде дневников, которые широко охватывают образ жизни, поведение, различные привычки изучаемого объекта.

Периодическое наблюдение - самый распространенный вид временной организации исследования. Оно осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена или процесса.

Единицы наблюдения, их регистрация

Единицы наблюдения - простые или сложные действия объекта исследования, доступные наблюдателю. Для их регистрации используются специальные документы:

1. Карточка наблюдения. Она необходима, чтобы регистрировать те или иные признаки в формализованном и зачастую закодированном виде. По ходу исследования может быть использовано несколько таких карточек, отдельно для каждой единицы изучения.

2. Протокол наблюдения. Предназначен для того, чтобы фиксировать комбинированные результаты в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает взаимодействие карточек наблюдения.

3. Дневник наблюдений. Психология часто использует различные журналы наблюдений. Они необходимы для того, чтобы зафиксировать полученные результаты исследования. В них указываются не только различные сведения о самом объекте, но также и совершенные в ходе изучения действия наблюдателя.

При записи результатов может применяться также различная кино- и видеоаппаратура.

Пример использования наблюдения

Хорошо раскрывают в психологии примеры. Рассмотрим конкретный пример, где используется этот прием.

Например, военному исследователю необходимо выяснить, кто из военнослужащих склонен к различным правонарушением, например, стяжательству, пьянству, насилию. Объектом наблюдения являются новоприбывшие солдаты.

Сначала исследователь собирает через офицеров подразделений, к которым относятся объекты исследования, информацию о них. Эта информация может быть получена, например, от сопровождавших новоприбывших к месту службы с призывного пункта, с помощью беседы, анализа документов. При этом необходимо особенно обратить внимание на то, в какой социальной среде рос и воспитывался солдат (благополучная или неблагополучная, полная или неполная семья, принадлежащая или непринадлежащая к группе с негативными ценностными ориентациями), на его поведение (привлекался или нет у уголовной или административной ответственности, наличие или отсутствие отрицательных характеристик с работы или учебы), на его психологические и физиологические характеристики (черты характера, уровень развития и др.).

Вместе с этим наблюдатель определяет особые признаки, позволяющие судить о склонности объектов к отклоняющемуся поведению. Считается, что к лицам с отклоняющимся (девиантным) поведением принадлежат солдаты, поведение которых не соответствует принятым в этом обществе нравственным и правовым нормам. Это может быть, например, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, неподчинение командирам, оскорбление сослуживцев, упрямство, попытки доминирования и т. д.

Исходя из этих признаков, исследователи с помощью в основном случайного наблюдения собирают уточняющую информацию обо всех солдатах, а затем составляется подробная программа исследования.

Изучающий выделяет ситуации, категории и единицы наблюдения, подготавливает инструментарий (протоколы, карточки, дневники наблюдения).

Пример ситуаций наблюдения

Реализуют метод наблюдения в психологии примеры типичных ситуаций, среди которых стоит отметить:

Учебные занятия. Во время такой деятельности определяется общий уровень подготовки, умений, знаний, степень усердия солдат, выявляется уровень сплоченности коллектива в целом, степень его стремления к получению знаний.

Перерывы, часы досуга. В этих ситуациях наблюдателя могут интересовать темы разговоров, лидеры и их влияние на остальных участников диалогов, различные мнения и точки зрения солдат.

Хозяйственные работы. Здесь могут представлять интерес отношение к труду изучаемых, различные взаимоотношения между военными при выполнении хозяйственных работ, а также лидеры и подчиненные. Важно отметить, что при наличии больших объемов труда, а также в критических ситуациях (при землетрясении, пожаре, наводнении) особенно проявляются такие качества, как выдержка, целеустремленность, сплоченность, взаимовыручка членов коллектива.

Смена караула, развод и несение службы. В этих ситуациях выявляются степень воинской подготовки, уровень навыков и умений, мотивация к выполнению обязанностей, убеждения солдат.

Здесь можно обратить внимание на общую дисциплину, реакцию военных на служебные обязанности и их распределение.

Особую роль играют различные конфликтные ситуации, в которых наиболее ярко проявляются взаимоотношения между солдатами и их поведение. Важно отметить зачинщиков, а также указать причины, динамику и развязку конфликта, определить роли различных участников.

Наблюдение в педагогической психологии

Данный вид исследования используется в основном при изучении особенностей поведения учащихся и педагогов, стиля их деятельности. Здесь важно соблюдение двух основных условий: наблюдаемый не должен знать, что является объектом исследования; исследователь не должен вмешиваться в деятельность наблюдаемого.

Наблюдение в социальной психологии следует осуществлять по заранее разработанной программе. Фиксировать необходимо лишь те проявления активности объектов, которые соответствуют задачам и целям проводимого исследования. Лучше всего использовать видеосъемку, так как она позволяет изучать явления неоднократно и обеспечивает максимальную достоверность полученных выводов.

В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдение, но иногда может проводиться и включенное, позволяющее исследователю ощутить на собственном опыте, какие переживания испытывают наблюдаемые. Однако при этом особенно следует стремиться сохранять объективность.

Наблюдение в возрастной психологии

Здесь оно может быть как сплошным, так и выборочным. Если наблюдение охватывает многие стороны поведения наблюдаемого одновременно, в течение длительного времени, и осуществляется в отношении либо одного, либо нескольких детей, оно называется сплошным. При этом зачастую отмечается некоторая избирательность: критерием отбора выступает новизна. При осуществлении выборочного наблюдения указывается и оценивается лишь одна конкретная сторона поведения изучаемого ребенка или же его поведение в отдельных, определенных ситуациях, через некоторые промежутки времени (реализуют такое наблюдение в психологии примеры следующие: Ч. Дарвин наблюдал за проявлением эмоций своего сына, а отечественный лингвист А. Н. Гвоздев записывал речь своего ребенка на протяжении первых восьми лет его жизни).

Ценность данного приема в возрастной психологии состоит в том, что для применения этого метода не существует никаких возрастных ограничений для изучаемого объекта. Отслеживание жизни наблюдаемого на протяжении длительного времени позволяет найти переломные моменты, критические периоды в его развитии.

Наблюдение в психологии, примеры которого мы только что указали, здесь чаще всего используется для сбора данных на начальном этапе исследования. Но иногда его применяют и в качестве основного метода.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что фиксировать и наблюдать можно лишь внешние результаты психической деятельности человека и их проявления. Однако целый ряд важных психологических составляющих, объясняющих поведение, остается внешне не проявленным, а следовательно, не может быть зафиксирован с помощью наблюдения. Так, например, нельзя проследить мыслительную деятельность, различные скрытые эмоциональные переживания и состояния.

Поэтому даже там, где метод наблюдения является основным, ведущим, наряду с ним используется и ряд других приемов, таких как опрос, беседа, другие дополнительные методы. Наблюдение и эксперимент в психологии также часто применяются совместно.

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Ки бер нетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда.
19


когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное
20


наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристи-
21


ку изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение1. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспри-
Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.
22


нимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению инди-
23


вида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные
24


операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галан-тер, К.Прибрам1. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
1. Психологические проблемы обучения и воспитания.
2. Значение различных психологических знаний для педагогической практики.
Т е м а 2. Определение психологии как науки.
1. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.
2. Историческое преобразование определений предмета психологии.
3. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.
4. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии, знание которых необходимо для обучения и воспитания детей.
Шиллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30-60-е годы XX века. Тексты. - М., 1986.

Тема 3. Основные отрасли психологии.
1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки.
2. Общие и специальные отрасли психологии.
3. Состав и основные проблемы общей психологии.
4. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.
Т е м а 4. Методы исследования в психологии.
1. Проблема метода исследования в психологии.
2. Наблюдение и его разновидности.
3. Типы и виды опроса.
4. Экспериментальный метод в психологии.
5. Психологические тесты.
6. Моделирование в психологии.
Темы для рефератов
1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
3. Методы психологических исследований.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
3. Моделирование как метод психологического исследования.
ЛИТЕРАТУРА
I
Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. - Иркутск, 1989. (Методы психологии: 9-31.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7-19, 48-63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34-47.)
Естественнонаучные основы психологии. - М., 1978. (Место психологии в системе наук: 7-11.)
Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975. (Психология как наука, ее предмет и практическое значение: 3-32.)
Общая психология. - М., 1986. (Предмет психологии: 5-29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30-62.)
26


Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. - М., 1967. (Проблема методов психологии: 144-164.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I . - М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12-62.)
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т. II . - М., 1985. (О методах психологического исследования: 280-309.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I, И. - М., 1966. (Экспериментальный метод в психологии: 99-155.)
II
Вейн A . M ., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. (Методы изучения памяти: 73-98.)
Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. Психофизиологическое исследование. - М., 1980. (О предмете и методе психофизиологии: 5-11.)
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - Изд. 2-е, дополненное. - М., 1989. (Активность психики человека: 23- 78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111-158.)
Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. (Дифференциальная психология: 8-14.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. (Социальная психология, ее становление и предмет: 32- 41. Методы психологии: 49-56.)
Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. I. - М., 1987. (Психология, педагогика, школа: 217-228.)
Хессет Дж. Введение в психофизиологию. - М., 1981. (Что такое психофизиология: 13-18.)
III
Анастази А. Психологическое тестирование. - Кн. 1 , 2. - М, 1982. (Тесты: Кн. 1: 31-37. Кн. 2: 123-308.)
Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. - М., 1969. (Психология и математика: 28-40.)
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46-79.)
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). - М, 1979. (Психическое как процесс.)
и


ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника , определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Данная процедура позволяет, с одной стороны, определить фин. состояние должника, с другой - сохранить его имущество.

Наблюдение проводит временный управляющий, по итогам этой процедуры он должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д. Кроме того, именно анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Ведь может оказаться и так, что у должника имеется дебиторская задолженность, взыскание которой позволит погасить все требования кредиторов; следовательно, временный управляющий может предложить меры по ее взысканию. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

На стадии наблюдения, по общему правилу, управление должником - юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего.

Помимо анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный реестродержатель, т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.

Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (при подаче заявления конкурсным кредитором и уполномоченным государственным органом – по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя) (информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете»).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд).

Последствия, наступающие с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству);

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника);

4) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Определение арбитражного суда направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника (руководитель должника и иные органы управления осуществляют свои полномочия с ограничениями – могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; связанные с получением или выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника).

Органы управления должника не вправе принимать решения (о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, ФПГ).

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий (обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, уведомить кредиторов о введении наблюдения, созвать и провести первое собрание кредиторов).

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований ФЗ о банкротстве (исполнение обязанностей должника возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника).

Анализ финансового состояния должника проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника (временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность; включаются в реестр на основании определения арбитражного суда).

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в нем.

Компетенция первого собрания кредиторов (принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание его членов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить их кандидатуры).

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (с момента принятия любого из указанных решений процедура наблюдения прекращается).