Почему не всем будут платить пенсии. «Левый берег»: Почему депутаты тянут с пенсионной реформой. «Подводные камни» законопроекта

Премьер-министр Владимир Гройсман столкнулся с неожиданным сопротивлением в Верховной Раде во время продвижения пенсионной реформы. Из-за позиции депутатов откладываются не только непопулярные меры, но и запланированное на 1 октября 2017 года повышение выплат тем, кто уже находится на пенсии. В чём суть спора?

Система, которая работает наполовину

Кто станет обязательным членом медицинского страхования пенсионеров?

Для обязательного членства в статутном медицинском страховании пенсионеров должны быть выполнены определенные условия: кто работал, должен был быть застрахован не менее чем на 90 процентов во второй половине рабочего периода? будь то обязательный член или добровольный член. Периоды, оставшиеся в статутном медицинском страховании за границей, зачисляются в государства Европейской экономической зоны и в государства, с которыми существует соглашение о социальном обеспечении. В качестве периода предварительной страховки для каждого ребенка заявителя на пенсию учитывается также период в три года.

Сегодня украинская пенсионная система настолько разбалансирована, что того и гляди перестанет существовать. Пенсионный фонд (ПФ) за счёт социальных отчислений наполняется всего наполовину, недостающие в этом году 141,3 млрд гривен придётся перечислять из госбюджета.

Отчасти это связано с зарплатами «в конвертах», отчасти — с демографической ситуацией в стране. К тому же за последние 26 лет система выплаты пенсий обросла дополнениями и исключениями, которые сделали её неэффективной.

Кто может избавиться от обязательства по страхованию здоровья?

Для некоторых групп людей, таких как художники или сироты, применяются специальные правила. Любой, кто действительно должен будет получить медицинскую страховку для пенсионеров для получения установленной законом пенсии, может при определенных условиях освобождаться от этого обязательства. Это относится, например, к лицам, застрахованным в частном порядке, которые имеют право на участие. Вы можете продолжить частную медицинскую страховку для получения пенсионных пособий. Однако вы должны обратиться в медицинскую страховую компанию за освобождением в течение трех месяцев.

Четверть расходов ПФ приходится на соцвыплаты, которые никак не связаны с уплатой страховых взносов. За счёт Фонда платят пенсии инвалидам войны и участникам боевых действий, пенсии за выслугу лет, компенсируют уплату соцвзносов работающим инвалидам на предприятиях УТОС и УТОГ и т.д. Логично было бы, чтобы эти выплаты шли из бюджета.

Какой пенсионер может добровольно взять страховку в фонд здоровья?

Освобождение должно быть хорошо рассмотрено. Решение об обязательном медицинском страховании обычно носит постоянный характер. Это означает, что возвращение к медицинскому страхованию пенсионеров вряд ли возможно. Те, кто не соответствует минимальному страховому периоду для обязательного медицинского страхования пенсионеров, могут застраховать себя как добровольный член медицинского страхования. В прошлом это требовало определенных периодов предварительной страховки. Например, в течение последних пяти лет действующий страховой полис действовал в течение 24 месяцев.

ПФ платит льготные пенсии за вредные условия труда вместо предприятий, которые по закону должны платить такие пенсии, но обанкротились (на самом деле или фиктивно, чтобы избежать выплат). Задолженность таких предприятий перед Фондом превысила 10 млрд гривен.

Пенсионная система несправедлива. Вы помните, у Оруэлла в «Скотном дворе» есть момент, когда правило «Все животные равны» дополняется фразой «Но некоторые равнее других». Таких дополнений к пенсионной системе было довольно много за 26 лет независимости. В результате у депутатов, госслужащих, судей, прокуроров, журналистов и многих других появились специальные пенсии. Представители некоторых профессий получили право выходить на пенсию досрочно — за выслугу лет.

Те, кто был принудительно застрахован фондом медицинского страхования в течение как минимум одного года, также отвечали критериям. Если эти условия были выполнены, отставной должен был подать заявку на добровольное страхование в кассе в течение трех месяцев после завершения обязательного членства.

Что меняется на самозанятых?

Любой, кто работает полный рабочий день в качестве самозанятого лица и подает заявление на получение государственной пенсии, автоматически не должен оплачивать медицинскую страховку. Предыдущее страхование остается на месте, именно в этом случае приоритет. Это не относится к пенсионерам, которые работают или работают неполный рабочий день самостоятельно.

Часто спецпенсии бывают выше обычных пенсий по возрасту. Средний размер пенсии депутатов и топ-чиновников — свыше 15,1 тысячи гривен, прокуроров и дипломатов — свыше 9,4 тысяч, судей — без малого 22 тысячи. Средний размер обычной пенсии — 1,7 тысячи гривен (все данные по состоянию на 1 января 2017 года).

Наконец, сегодня право на пенсию имеет любой гражданин со стажем работы 15 лет. То есть достаточно отработать эти полтора десятка лет легально, и можно экономить на социальных отчислениях, работая неофициально. В итоге из 26,3 млн украинцев трудоспособного возраста отчисления в ПФ платят только 12,8 млн. И за счёт этих взносов каким-то образом нужно платить пенсии примерно 12 млн пенсионеров.

Каковы взносы на медицинское страхование?

Взнос оплачивается в соответствии с общей ставкой взноса. Это кажется несправедливым для многих пенсионеров, потому что они не имеют права на получение пособий по болезни. Из установленной законом пенсии пенсионное страхование несет половину взноса. Он будет вычитаться непосредственно из пенсии и выплачиваться в казну.

Аргументы против прогноза

Пенсионеры с пенсиями или заработанным доходом должны выплачивать взносы самостоятельно. Для добровольно застрахованных лиц учитываются дополнительные проценты, арендная плата и другие взносы. Страховые компании имеют возможность собирать индивидуальные, связанные с доходом дополнительные взносы. Затронутые члены имеют право на специальное право расторжения, если средства привлекают или привлекают дополнительные взносы.

Пенсионный фонд сегодня — это «чёрная дыра» бюджета, что вызывает беспокойство в правительстве и в офисах основных украинских кредиторов. МВФ уже назвал пенсионную реформу обязательным условием для получения следующего транша кредита под низкую ставку. Без этих денег и с такой «пробоиной» в госбюджете Украине будет тяжело перезапустить пострадавшую от революции, войны и кризиса экономику.

Если учреждение пенсионного страхования или платный агент перечисляют взносы в медицинскую страховую компанию, увеличение дополнительного взноса будет иметь только двухмесячную задержку. Справочная информация. Для смены системы фонды пенсионного страхования и платежные агентства пенсий получили переходный период в два месяца. Будущие увеличения или сокращения ставки дополнительного взноса вступят в силу для соответствующих лиц после переходного периода в два месяца.

Каковы правила для частных лиц с правом государственной помощи?

Добровольные члены и лица, застрахованные в частном порядке, выплачивают полные взносы и получают субсидию на медицинское страхование только по просьбе учреждения пенсионного страхования. Если право на пенсию меняется, ставка частного страхования может быть скорректирована в течение шести месяцев без новой проверки здоровья. Некоторые частные страхователи рассматривают вопрос о том, должны ли они измениться к стандартной ставке пенсионера или базовой ставке в пенсионном возрасте.

Болезненные перемены, но только для будущих пенсионеров

Понимая ситуацию, правительство разработало пенсионный законопроект 6614, который снимает основную часть проблем существующей системы. Законопроект этот не всем понравится, потому что предусматривает ужесточение правил начисления пенсий и сокращает количество исключений.

Внесены ли взносы в прямое страхование компании?

Изменение стандартной ставки следует тщательно рассмотреть. Целесообразно заранее прояснить альтернативы. Например, это может уменьшать индивидуальные пособия, соглашаться на вычеты или переходить на эквивалентную ставку с более низкими премиями. Капитальные пособия и выплаты по выходным пособиям, которые служат пенсиям по старости и по случаю потери кормильца, подлежат внесению взносов в обязательное страхование здоровья и долгосрочного ухода. Однако они должны иметь отношение к трудовой жизни. Пример: страхование от пожизненного страхования и аннуитета не зависит от пенсионеров, вышедших на пенсию.

Однако уже вышедшие на пенсию украинцы не постадают. Во-первых, ужесточения их не затронут. Во-вторых, реформа пенсионной системы увязана с повышением размера выплат тем, кто уже вышел на пенсию. В-третьих, пенсии работающим пенсионерам будут выплачиваться в полном объеме (сейчас 85%).

Что касается будущих пенсионеров, то им придётся приложить больше усилий, чтобы выйти на пенсию. Будут упразднены специальные пенсии, пенсии за выслугу лет (кроме военных). Обязательный для выхода на пенсию в 60 лет размер трудового стажа будет повышен сразу с 15 до 25 лет, а затем постепенно к 2028 году дойдёт и до 35 лет. Те, у кого трудового стажа недостаточно, будут выходить на пенсию в 63 или даже в 65 лет.

Распределенный капитал математически распределяется в течение десяти лет, а затем рассчитывается ежемесячный взнос. Тем не менее, несколько пенсий и любая прибыль от самостоятельной занятости должны быть добавлены вместе. Федеральный конституционный суд принял решение в пользу пенсионеров, которые в прошлом занимали частную профессиональную пенсию, что, по крайней мере, частные взносы в прямое страхование в пожилом возрасте не должны покрываться взносами на здравоохранение и долгосрочный уход. Однако пенсионеры должны быть зарегистрированы в качестве страхователей в страховом сертификате для классификации взносов как «частные» за этот период.

Правительство заявляет, что удалось избежать повышения пенсионного возраста. Но, как видим, это заявление справедливо далеко не для всех случаев. Как уже говорилось выше, более 13 миллионов человек не платят взносы в ПФ, далеко не все они успеют набрать необходимый стаж после принятия изменений. Получается «потерянное поколение» будущих пенсионеров, которые будут получать государственную соцпомощь по достижению 65 лет. В законопроекте на этот случай предусмотрена возможность «докупить» несколько лет пенсионного стажа.

Государственного займа и Резервного фонда недостаточно для покрытия ежемесячных платежей за следующий год. Гарантируется только рождественский бонус. Мера срочности правительства, чтобы гарантировать сбор пенсии 9 миллионам пенсионеров. «Кислородный бал», который позволяет Занятости противостоять всем ежемесячным платежам в следующем году и двум дополнительным платежам.

Кредит, который, по оценкам, составит около миллиарда евро, будет собран в государственных счетах для нескольких цифр, которые правительство утвердит в Совете министров завтра, в пятницу. В частности, он будет добавлен к элементу, предназначенному для «чрезвычайных взносов», который обычно включается в бюджеты. Однако они объясняют в Казначействе, что порождает «обязательства» в системе социального обеспечения.

Подсластить горькую пилюлю должно было повышение выплат уже существующим пенсионерам на сумму от 150 до 2000 гривен уже с 1 октября 2017 года. Но уже понятно, что этого не случится — парламент затянул с рассмотрением законопроекта.
Верховная Рада поддержала реформу только в первом чтении, запланированное на 21 сентября 2017 года рассмотрение сорвалось. И это несмотря на визит в Раду премьер-министра Владимира Гройсмана.

Есть только деньги на дополнительное Рождество

Благодаря этой мере, помимо обеспечения выплаты пенсий в течение следующего года, правительство избегает исчерпания Резервного фонда социального страхования. После последнего ухода, чтобы заплатить июль за дополнительную плату, Фонд имеет 602 миллиона евро. В то время правительство санкционировало выплату 986 млн. США из кредита Государственного социального страхования, утвержденного в Бюджетах для. В декабре, по оценкам, потребуется еще один миллиард.

Не используйте весь доступный фон

Кроме того, правительство предоставило 514 млн. Евро в Резервном фонде в июне для завершения летней оплаты. Это означает, что «пенсионная копилка» сократила свои средства до 602 миллионов. Но правительство не намерено использовать все эти деньги и снова прибегнет к кредиту, предоставленному государством для социального обеспечения, чтобы не пустить Резервный фонд. В любом случае суммы, оставшиеся от предыдущего кредита от государства и пенсионного фонда, будут недостаточными для покрытия всех ежемесячных платежей и дополнительных расходов на следующий год.

Теперь премьер-министр озвучил новый дедлайн: 3 октября. Если Рада примет пенсионную реформу в ближайший вторник, пенсии можно будет поднять уже 7 октября, пояснил руководитель правительства. Президент Пётр Порошенко также заявил, что ожидает принятия пенсионной реформы на следующей неделе. Но этого может не произойти.

Депутаты хотят всё исправить

Следовательно, экстренный кредит, на который он должен обращаться в публичных счетах. Они показывают, что дохода от взносов было бы достаточно, чтобы выплачивать ежемесячную зарплату, но когда придет время оплачивать дополнительные услуги, сбор будет недостаточным, а затем правительство будет подвержено стрессу ликвидности.

Никакого соглашения о пенсионной реформе

Поэтому, согласно источникам консультаций, правительство было вынуждено прибегнуть к формуле государственных кредитов, поскольку, несмотря на улучшение доходов от социального страхования в прошлом году, система продолжается без быть самодостаточным. Переговоры между сторонами нарушены. Они требуют от правительства срочных мер по закрытию пакта.

Парламентское большинство сформировало правительство, и теоретически должно бы поддерживать инициативы чиновников. В реальности большинство не работает как единое целое, и даже в одной фракции могут оказаться как сторонники, так и противники пенсионной реформы в редакции Кабмина.

Профильный комитет Верховной Рады рассмотрел более 2000 правок ко второму чтению законопроекта, и некоторые одобрил. Правки вызвали мгновенную негативную реакцию Всемирного банка и МВФ. Международные организации написали письмо в Кабмин, в котором высказали замечания. «Интерфакс-Украина» перечисляет такие спорные правки:

Не оставляйте копилку социального страхования пустым

В последние годы пенсионный фонд сильно пострадал. «Серьезность» ситуации не скрывается в экономическом руководстве правительства. В настоящее время дело не только в том, что сумма упала до 602 миллионов, а цифра, которая не была зарегистрирована с года, состоит в том, что, кроме того, социальное обеспечение было единственным государственным органом, который начал кризис с избытком и сегодня единственное, что находится в дефиците.

Просто заплатите взносы пенсии

Учитывая этот сценарий, правительство было вынуждено признать, что Брюссель ожидает, что дефицит социального обеспечения в этом году закроется на 609 миллионов, что на 513 больше, чем в прошлом. Существенное различие, однако, состоит в том, что в то время Социальное обеспечение должно было принимать взносы без взносов, расходы на социальные услуги, зависимость и здоровье. С другой стороны, сегодня вам нужно платить только пенсии, учитывая, что остальные концепции передаются автономным сообществам.

  • Выплата временной помощи неработающим лицам, которые достигли 60-летнего возраста, без необходимого для получения пенсии страхового стажа;
  • Индексация пенсий в 2018-2020 годах, а потом автоматически согласно формуле;
  • Введение накопительной пенсионной системы с 2019 года;
  • Расширение перечня видов деятельности, которую можно будет учитывать в стаж (учёба в вузе, предпринимательство упрощёнцев, декретные отпуска).

То есть депутаты снова предлагают включать в стаж годы, когда человек не платит взносы в ПФ. Также парламентарии опять навешивают на ПФ дополнительные социальные выплаты. Однако самая интересная и непредсказуемая по своим последствиям правка — запуск системы обязательного накопительного пенсионного страхования с 2019 года.

Социальное обеспечение так много осталось, что оно решило инвестировать в фондовый рынок и деньги были потеряны. Это касается пенсий и всего количества людей, которые получают помощь от банка, не внеся взноса. Как вы можете видеть тряпку более четырех. Один из террористов-самоубийц, по словам надежного официального источника, 11-м. Вы отвечаете самим, система потоплена или нет?

  • Вы хотите данные людей?
  • Социальный, который платит только за его, то есть за вклад.
Около 5 миллионов человек, которые зарегистрированы в Мексиканском институте социального страхования и у которых есть, не получат пенсию, потому что они не достигнут числа недель, необходимых для выхода на пенсию, сказал Карлос Лозано, президент Национальной ассоциации актуариев.

В ожидании пенсионных миллиардов

Первый уровень пенсионной системы — солидарный — предполагает, что работающие украинцы платят деньги в ПФ, откуда они тут же идут на выплаты нынешним пенсионерам. О реформе этой системы и говорит правительство.

Система обязательного накопительного страхования — это второй уровень пенсионной системы, который действует одновременно с первым во многих странах мира. В такой системе отчисления граждан аккумулируются в специальном фонде на индивидуальных счетах, а фонд ими распоряжается. Когда гражданин выходит на пенсию, то получает помимо обычных выплат из ПФ ещё и накопительную часть из другого фонда.

У Кабмина был законопроект №4608 о запуске второго уровня с 2019 года в сильно урезанном формате (для госслужащих и для работников производств с вредными условиями труда моложе 35 лет). Но в начале сентября правительство этот проект отозвало из-за того, что в проекте были обозначены уже прошедшие к тому времени сроки запуска реформы.

Вместо этого комитет Рады одобрил поправку о запуске системы накопительного страхования в основной пенсионный законопроект 6614. И не в урезанном, а в полноценном виде — для всех трудоспособных

Сама по себе идея запуска второго уровня пенсионного страхования — здравая. Теоретически она сделает систему более устойчивой. Но её нужно готовить так же тщательно, как и реформу солидарной системы. Запускать по сути ещё одну пенсионную систему поспешно «в нагрузку» к реформе первого уровня — большой риск.

Проблема №1 — коррупция.

Пример самого крупного негосударственного пенсионного фонда страны — фонда Нацбанка — показателен. В 2015 году СБУ возбудила дело о выводе из этого НПФа в «мусорные» ценные бумаги свыше 600 млн гривен. Эти деньги 10 тысяч сотрудников Нацбанка откладывали себе на старость.

Проблема №2 — нехватка инструментов для инвестиций и недостаточно строгое регулирование:

  • На Украине существуют единицы предприятий, чьи акции соответствуют высоким требованиям;
  • Корпоративные облигации себя дискредитировали после кризиса 2009 года, когда ООО «Караван» объявил себя банкротом и не вернул кредиторам 190 млн гривен. Подобным образом поступали и другие компании;
  • Гособлигации — тоже не выход. В ноябре 2016 года «Экономическая правда» писала о расследовании возможных манипуляций с гособлигациями на фондовом рынке. Причём в этой публикации среди прочих фигурируют компания ICU (финансовый советник президента Петра Порошенко) и украинская дочка венгерского ОТП-банка;
  • О надёжности банковских вкладов после историй с Дельтой, Надрой, «Финиками» и т.д. говорить не приходится.

В скорейшем запуске второго уровня заинтересованы владельцы страховых, финансовх компаний, банков. Многие из них представлены в парламенте напрямую или через лоббистов. Зачастую мы знаем о таких компаниях недостаточно. В случае успеха они будут получать миллионы за операции с деньгами украинцев, их мотивация понятно.

Но о чём в таком случае думает правительство и западные кредиторы, почему они с такой идеей не выступили сами?

Подозреваю, что они уже заранее думают, чем закрывать «дыру» в Накопительном пенсионном фонде, как это скажется на уровне госдолга, на росте цен и на курсе гривны. И как украинцы отреагируют на очередной налог с зарплаты в Накопительный пенсионный фонд, который на первых порах составит 2%, а затем постепенно вырастет до 7% и останется на этом уровне (именно такие параметры депутаты закладывали в отдельном законопроекте 6677). Добавит ли это политических баллов власти?

Андрей Яницкий

Подпишитесь на нас


Треть трудоспособного населения в России не платит налоги и не рассчитывает на помощь в старости
Государство не имеет представлений о том, где работает 22,5 миллиона граждан, которые не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят в Пенсионный фонд. В будущем эти люди не смогут претендовать на достойную пенсию. Как пишет «Российская газета», на последнем совещании вице-премьер Ольга Голодец поставила задачу вывести из «тени» треть нелегальных трудящихся и 10% зарплат.
Разговоры о том, что люди у нас непонятно чем заняты, идут уже давно. Официальная безработица в России постоянно снижается (сейчас она на уровне около 5% от трудоспособного населения). Если люди не встают на биржу труда, то они считаются трудоустроенными, и государство может показывать красивые цифры статистики и говорить о том, что у нас всё благополучно. По крайней мере, лучше, чем в «растленной Европе», где до четверти трудоспособного населения сидит на пособии.
С другой стороны, никто не может заставить почти треть трудящихся заплатить налоги. Они не платят за медицину и не отчисляют средства на выплату пенсий. Это может быть свидетельством того, что работа у людей не такая уж хорошая.
Во многих провинциальных городках основное место работы людей – местный рынок. Там люди проводят досуг, знакомятся, влюбляются и создают семьи, а администрация рынка избирается в местные органы власти. Понятно, что мало кто из торговцев оформился как владелец ООО или как индивидуальный предприниматель.
Еще в провинции поражает огромное число вывесок «Автозапчасти» и «Всё для ремонта». Многие зарабатывают себе на жизнь тем, что чинят машины и кладут линолеум в домах земляков. Налоги они тоже не платят.
В принципе, многие люди не видят особый смысл отчислять часть заработка государству. Всякие увещевания в стиле «Россия – наш общий дом» мало на кого действуют. Поэтому граждане соглашаются работать без оформления, а многих просто вынуждают это делать. Работы на рынке хватает не всем, и люди едут на стройки или в качестве прислуги в крупные города. «Вахтовиками» забиты многие поезда дальнего следования, электрички, общежития. Предпринимателям же выгодно нанимать бесправных людей и не платить в фонды социального страхования, да и запросы у «вахтовиков» меньше, чем у местных жителей. В определенном смысле, работники без оформления похожи на «пролов» в антиутопии Оруэлла «1984», то есть на не интересных государству людей, которые живут сами по себе.
Единственно, чем государство может сагитировать людей делать всё по закону, это угрозами в будущем не платить пенсию. Но пенсионная система за последние годы менялась столько раз, что многие наши граждане уже не верят никаким посулам. Долго правительство убеждало людей, что самая лучшая система – накопительная. Мол, каждый человек будет потихоньку откладывать себе на старость, в это время денежки будут инвестироваться в перспективные проекты и расти. И люди могут выбрать между вложениями в государственный Пенсионный фонд с большей надежностью, но меньшей доходностью, или в негосударственные структуры, где риск выше, но и прибыльность обещает быть высокой. Многие поверили в эту схему, представили себе, как подобно европейским пенсионерам будут путешествовать в пожилом возрасте, и даже стали отчислять на будущее дополнительно.
Но потом с высоких трибун сказали, что система себя не оправдала, и от накоплений мы переходим к неким баллам, тут же прозванные некоторыми «трудоднями». Потом объявили о заморозке средств негосударственных фондов. Последняя новость – деньги вернут, но только при условии их вложения в банки, пострадавшие от западных санкций. Дескать, за границей им в кредитах отказали, и теперь накопления граждан будут в самый раз. Речь идет о 440 миллиардах рублей, которые должны спасти наши финансовые учреждения. Не сложно догадаться, что такие перспективы не сильно обнадеживают граждан, и о будущем многие просто предпочитают не думать.
– Неучтенные работники это острая проблема для нашей страны, – говорит директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. – Это явление называют «неустойчивой занятостью». Значительная ее часть связана с «теневой» занятостью, если говорить о налогах и страховых платежах. Оборотная сторона этого – отсутствие социальных гарантий у работников. «Неустойчивая» занятость характерна для сезонных работников, для строителей на приусадебных участках, сиделок, нянь, репетиторов. С ними не оформлены трудовые отношения, зарплату они получают непосредственно от работодателя, а так как трудовые отношения не оформлены, то и гарантий у работников нет.
Снизить масштабы явления можно совершенствованием трудового законодательства. В нем пока не проработаны многие формы занятости. В частности, «заемный труд», когда агентства нанимают людей, а потом отправляют их работать в другое место, где могут быть ранее не обговоренные условия труда. В Европе отработан этот процесс, а у нас пошли на радикальную меру и с 2015 года «заемный труд» будет начисто отменен. Только недавно была отрегулирована дистанционная занятость. Но многие процессы никак не прописаны в законах.
Много неясностей в сфере гражданско-правовых договоров, которые отличаются от трудовых договоров. В гражданско-правовых договорах не предусмотрен отпуск и больничный лист.
У нас есть еще и проблема мигрантов, в этой сфере и вовсе царят средневековые порядки. Работники не имеют никаких прав, а эксплуатация людей носит самый ужасный характер.
Надо повышать ответственность работодателя при использовании такой рабочей силы.
«СП»: – Как сказывается «неустойчивая занятость» на уровне жизни людей?
– Надо разделять это явление на принудительное и добровольное. Добровольное – это когда человек работает по своей воле, но не платит налогов. Это характерно для квалифицированных специалистов. Обычно человек не задумывается о своем будущем. Но большая часть работников в условиях отсутствия учета трудятся принудительно. Многие работают вахтовым методом, прислуживают во всяких магазинах и кафе. Они даже ночуют на рабочем месте, а трудовых договоров с ними не заключают. Но в провинции нет нормальных рабочих мест, и люди вынуждены соглашаться на такие условия.
«СП»: – Получается, что «неустойчивая занятость» характерна для неблагополучной экономики.
– Конечно, люди вынужденно идут на работу без оформления, соглашаются на отсутствие гарантий. Это приводит и к снижению зарплат в отраслях.
К «неустойчивой занятости» приводит и быстрый рост производства, который порождает перемещения огромного числа людей. А работодатель обычно думает о большей прибыли, ему выгодно не нести никакой социальной ответственности. Вокруг него быстро меняются условия бизнеса, появляются конкуренты, новые виды товаров. Работодатели трудоустройство на время называют красиво «гибкой занятостью». Но люди вынуждены терпеть снижение зарплат и отсутствие гарантий. В целом, ситуация в той или иной мере касается 92% работоспособных граждан, которые трудятся по найму.
Но государство должно решать эту проблему.
«СП»: – Какую роль играет то, что постоянно меняются принципы пенсионных начислений?
– Нестабильность порождает недоверие к пенсионной системе. Я не считаю хорошим явлением, что у нас постоянно меняются правила игры.
Но мы должны понимать, что сейчас наша страна не готова к накопительной пенсии. Отчисления некуда инвестировать, и деньги теряются. Они не прирастают должной прибылью и не сохраняют своей стоимости. Поэтому государство свертывает программу. Через пять-семь лет, когда надо будет делать первые выплаты по накопительной системе, окажется, что отложенное крайне незначительно. Это вызовет социальный взрыв.
Чем отличается накопительная система от страховой? Страховая – это когда работодатель делает отчисления, и средства сразу идут на выплату нынешним пенсионерам. В таком случае деньги не теряют своей стоимости. А вот когда деньги идут в накопления, то единственный способ их сохранить – вложить в какие-нибудь проекты. Но вы видите, насколько нестабильна у нас экономическая ситуация. Мы переходим от одной модели экономики к другой, принимаются не самые лучшие решения по развитию страны, а сейчас еще и обострилась конфронтация на международной арене.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновациям и предпринимательству Николая Арефьева, проблема в том, что государство не создало нормальных условий для работы людей:
– Люди предпочитают работать без договора, а не вставать на учет на бирже труда. Никто не хочет числиться безработным, потому что потом на работу нигде не возьмут.
Тем более, на сегодняшний день законы такие, что пенсию, наверное, никто не получит. А если человек работает без трудовой книжки, то и стаж у него не идет. Это значит, что на пенсию он никогда не выйдет. И вот в этом самая главная беда для людей.
Для государства такое положение дел плохо тем, что люди работают, но не платят налоги, на них не идут отчисления в страховые фонды. Сама по себе экономика не страдает, так как люди что-то делают, общая статистика это учитывает. Но страдает бюджет, страдают сами трудящиеся. Расплачиваться они будут, когда будут выходить на пенсию.
«СП»: – Но правила начисления пенсий постоянно меняются.
– Люди относятся к этому как к неизбежному злу. Другое дело, что какая-то надежда на получение пенсий у людей всё-таки есть. Если будет государство, если у людей будет стаж, то не всё так печально. Хотя у нас всё возможно.
Правда, нынешняя пенсионная система направлена не на то, чтобы выплатить людям деньги, а как сократить социальные выплаты и льготы. Поэтому придумывают разные схемы, говорят о накопительной, о страховой части пенсии. Раньше люди работали у государства, и государство платило пенсии. Выплаты были стабильными, и ни у кого не возникало лишних вопросов.
Сегодня наше государство не работает, и под руководством нашего правительства работать не собирается. Естественно, такое государство ничего не зарабатывает. Одних денег от продажи нефти на всё не хватает, ни на содержание государства, ни на пенсионные выплаты. Поэтому и существует такая неопределенность с пенсионным обеспечением.
Хотя люди верят и такой системе. Граждане работают «втемную» потому, что найти хорошую работу очень сложно. По-хорошему, занятые без договора должны считаться безработными. Но так как они не регистрируются таковыми, то их статистика по безработице не учитывает, считается, что они работают.
«СП»: – Люди больше предпочитают перебиваться случайными заработками, или работодатели принципиально не хотят оформлять людей?
– В городах владельцы предприятий просто не хотят платить в социальные фонды. Ведь платежи просто огромные, практически треть фонда заработной платы надо отдавать государству. Кстати, платежи хотят еще и повысить, но тогда все зарплаты уйдут «в тень».
Есть проблема и в сельской местности, где работают фермеры. Как правило, это безграмотные люди, которые ни к какой бухгалтерии не приучены. Фермер нанимает работников, или батраков, как говорили раньше. Он если бы и захотел, то не смог бы оформить людей должным образом. Поэтому он числится как индивидуальный предприниматель, а сам пользуется трудом батраков. И он не понимает, как сделать запись в трудовой книжке, как поставить печать, а заводить бухгалтера дорого.
«СП»: – Можно ли исправить ситуацию?
– У нас в России 7 миллионов 700 тысяч предприятий. На них приходится 92 тысячи работников налоговых органов. Эти 92 тысячи никак не могут проверить 7,7 миллиона предприятий. Так что стоит задуматься, зачем нам столько предприятий. Они должны быть крупными, и их должно быть меньше. Многие мелкие предприятии не могут должным образом оформить людей. Но если они даже этого сделать не могут, то их и быть не должно, по моему мнению. В государстве надо иметь меньше предприятий, но чтобы их можно было поставить под контроль.
В то же время, не должно быть таких высоких налогов, которые треть дохода отнимают у людей. Только из-за того, что государство не хочет нормально наполнять пенсионный фонд, оно облагает налогами бизнес. А из-за этого государство не получает даже тех средств, которые бы собирались при более низком налоге. Бизнес просто не может платить.
«СП»: – То есть, дело в сложном законодательстве и высоких налогах.
– Совершенно верно. В прошлом году налоговые инспекции проверили 34 тысячи предприятий. Почти 99% из них платили не все налоги, и у них истребовали сумму 360 миллиардов рублей. Это только 34 тысячи из 7,7 миллионов предприятий. Если бы проверили всех, то мы бы, наверное, получили три годовых бюджета в виде недоимок.
Так что надо сокращать число предприятий и сокращать налоги. Чтобы налоги платили с удовольствием. Но когда они отбирают половину выручки, то бизнес вести просто невозможно. Есть же еще и коррупционная составляющая.
«СП»: – Люди сами зарабатывают себе на жизнь, а государство живет само по себе.
– Государство само себя поставило в такие условия, что ему платить никто не хочет. Государство кроме репрессивного, никакого воздействия на бизнес и людей не оказывает.
Во время избирательной кампании я был в одном селе. И мне люди сказали: «Что вы нам рассказываете про губернатора, про депутатов? Вот мы сажаем картошку, выращиваем скот – тем и живем. А ваши губернаторы с депутатами хотят к нам прийти и это отобрать». Вот такое мнение у людей. Потому что государство хочет только что-то отобрать у граждан, но ничего не даст. Но тогда народ начинает прятаться от государства, скрывать свои доходы.
Читайте далее: http://svpressa.ru/economy/article/101024/