Образец письма в налоговую о сверке расчетов. Порядок с ориентацией на закон. Бланк акта сверки с налоговой инспекцией

Акт сверки расчетов налогоплательщика.

Памятка налогоплательщику для проведения сверки расчетов по заявлению налогоплательщика
(Соответствует Регламенту проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утвержденного Приказом ФНС России от 12.01.2007 № САЭ-3-25/2.)


Подача заявления.

Заявление подается в инспекцию по месту постановки налогоплательщика на учет по установленной форме, подписывается руководителем или уполномоченным представителем. В заявлении указывается виды налогов и КБК, а также способ получения результата сверки: лично или по почте. Сотрудник налоговой инспекции проставляет дату поступления заявления в инспекцию.

Получение краткого акта.

Краткий акт сверки формируется в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Два экземпляра выдается лично налогоплательщику или высылается по почте.

Подписание краткого акта сверки.

В течение пяти рабочих дней с момента получения краткого акта сверки налогоплательщик его изучает и возвращает один экземпляр в инспекцию с пометкой «Согласовано без разногласий» или «Согласовано с разногласиями». Если налогоплательщик в установленный срок не возвращает краткий акт сверки, ему высылается уведомление. По истечении 14 рабочих дней с момента отправки уведомления сверка автоматически завершается. При автоматическом завершении налогоплательщик не теряет права вновь провести сверку за тот же период и по тем же налогам. Для этого нужно подать новое заявление. Если на акте сверке стоит отметка « Согласовано без разногласий», сверка завершается.

Получение полного акта сверки.

Если на акте сверки стоит отметка «Согласовано с разногласиями», сверка продолжается — формируется полный акт в течение семи рабочих дней. Вместе с полным актом налогоплательщик получает письмо с предложением прийти на личную встречу — для устранения разногласий.

Подписание полного акта сверки.

В течение пяти дней с момента получения полного акта налогоплательщик изучает его и возвращает один экземпляр в инспекцию с отметкой «Разногласия устранены» или с заполненной графой «По данным налогоплательщика».

Если налогоплательщик в установленный срок не возвращает полный акт, ему направляется уведомление. По истечении 14 рабочих дней с момента отправки уведомления « сверка » автоматически завершается. Налогоплательщик не теряет права вновь провести « сверку » за тот же период и по тем же налогам. Для этого необходимо подать новое заявление. Если на полном акте стоит отметка «Разногласия устранены», « сверка » завершается и налогоплательщик не приходит на личную встречу в налоговый орган.

Если в полном акте сверки заполнена графа «По данным налогоплательщика», сотрудники ИФНС изучают эти данные перед личной встречей.

Личная встреча.

На встречу приходят представитель организации с « доверенностью » , оформленной должным образом, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками и должностное лицо структурного подразделения, по данным которого возникли разногласия. Компромисс должен быть найден в день обращения налогоплательщика, если устранение разногласий входит в функцию только налогового органа. Если разногласия устранены, « сверка завершается.

Если разногласия остаются, участники встречи подписывают полный акт сверки с пометкой «Разногласия не устранены» и указанием причины, сверка завершается, и далее спор может решаться в суде. При такой формулировке налогоплательщик может повторно провести сверку за тот же период и по тем же налогам.

  • Повторно сверка расчетов за период и видам налогов, по которым налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подписаны краткий акт сверки расчетов без разногласий или полный акт сверки расчетов с формулировкой "разногласия устранены", не проводится. Исключением являются случаи необходимости проведения сверки расчетов по решению суда.
  • Сверкой расчетов могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие дате проведения сверки расчетов.
Скачать : образец заявления в налоговую .

Обязательного бланка заявления о сверке расчетов с бюджетом сейчас нет, поэтому компании вправе составить его в произвольной форме. За основу удобнее взять бланк, приведенный в уже не действующем регламенте сверки (приказ ФНС России от 11.01.07 г. № САЭ-3-25-2@). И хотя этот документ официально просуществовал всего месяц, предложенная в нем форма заявления вполне подходит для применения в сегодняшней практике.

В заявлении важно назвать налоги (и привести коды), по которым необходимо произвести сверку. Если этого не сделать, то сверка будет проведена по всем видам налогов.

Можно привести суммы начисленных и уплаченных налогов за период сверки (лучше оформить приложением к заявлению). Это, по словам самих инспекторов, позволяет ускорить процедуру. Тут надо учитывать, что в карточках расчетов с бюджетом, которые ведут в налоговой инспекции, платежи отражаются по сроку уплаты в бюджет. Поэтому, к примеру, в сверяемый период 2009 года попадут начисления по декларациям за 2008 год.

Если компания сдает отчетность через интернет и в режиме on-line проверяет состояние своих расчетов с бюджетом, то все начисления и платежки можно в заявлении не приводить. При наличии расхождений в заявлении на сверку стоит назвать только их причины (предположения компании на этот счет).

Если акт сверки нужен на руки, стоит особо оговрить это желание в заявлении. Иначе документы могут отправить по почте.

Сроки направления

В этом вопросе все на усмотрение самой компании. Бывает, что в налоговых есть очереди на сверку. Поэтому, если акт по результатам сверки необходимо получить к определенной дате, например до составления годовой бухгалтерской отчетности, конечно, заявление лучше подать заблаговременно.

Чтобы пройти сверку расчетов за определенный период, его продолжительность необходимо уточнить в заявлении. Иначе сверку проведут на дату подачи заявление

Необходимость в проведении сверки данных по налогам и страховым сборам может возникать в любой организации или у предпринимателя. С этой целью в ИФНС подается письменный запрос, получив который, ИФНС в течение 5 дней должна предоставить необходимый документ. В статье рассмотрим порядок, по которому направляется запрос на акт совместной сверки по налогам и сборам, а также приведем образец данного запроса.

Куда обратиться для проведения сверки

Для того, чтобы провести сверку расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, обратиться потребуется в налоговый орган. Такую сверку вправе проводить организации и ИП.

Важно! Администрирование страховых взносов (исключение взносы на травматизм) находится в ведении налоговой с 2017 года. Поэтому сверка сведений по страховым взносам может с ИФНС может проводиться только за периоды начиная с 2017 года.

Для чего проводится сверка расчетов

В качестве основных сведений при проведении сверки расчетов можно выделить следующие:

  • подтверждение того факта, что компания уплатила излишние средства;
  • выявление излишне взысканных налоговым органом сумм;
  • выявление платежей, по которым требуется подача уточнения;
  • проверка итоговых данных по обязательствам перед ИФНС.

Когда акт сверки по налогам и сборам является обязательным

Существуют определенные ситуации, при которых проведение сверки по налогам и взносам проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

  1. Ликвидация или реорганизация компании или ИП.
  2. Ежеквартальные сверки компаний, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам.
  3. Иные случаи, установленные действующим законодательством.

Помимо указанного перечня, пройти сверку расчетов с налоговой компания или ИП может по своей инициативе.

Важно! До недавнего времени у налогоплательщиков существовала обязанность о проведении сверки расчетов, если они переходили из одной ИФНС в другую. Но данная обязанность была отменена приказом ФНС России №ММВ-7-17/93@.

Форма акта совместной сверки по налогам и сборам

По итогам проведенной сверки расчетов составляется документ – акт сверки. В настоящее время акт составляется по новой форме, утвержденной приказом №ММВ-7-17/685 от 16.12.2016. Данная форма была введена в связи с тем, что страховые взносы теперь находятся в ведении ИФНС.

Данный документ представлен следующими разделами:

Важно! Для того, чтобы у компаний и ИП не возникало разногласий с ИФНС по произведенным платежам, периодически следует запрашивать в налоговой акт сверки.

Для получения акта сверки потребуется направить в ИФНС официальный запрос. Специальной формы для данного запроса нет, но для того, чтобы налоговая предоставила необходимую информацию, в запросе указывается следующее:

  • наименование ИФНС и ее адрес;
  • данные налогоплательщика (реквизиты организации или ИП, адрес);
  • период, за который нужна сверка;
  • контактная информация налогоплательщика;
  • лицо, ответственное за проведение сверки;
  • подпись руководителя, печать (при наличии).

Способы подачи запроса о проведении сверки

Существует три способа для подачи запроса на проведение сверки с налоговой:

  1. Лично обратиться в налоговый орган, подготовив заранее запрос в двух экземплярах. Один экземпляр будет передан сотруднику налоговой, а на втором он проставит отметку о приеме документа и вернет заявителю. По истечении 5 дней с указанной даты будет готов к получению акт сверки.
  2. По почте, оформив запрос заказным письмом, составив к нему опись вложения и уведомление о вручении.
  3. Через интернет, если у компании или ИП есть электронная подпись. В этом случае используется специальная форма для запроса акта сверки. Ее можно скачать на сайте налоговой через личный кабинет.

Важно! В случае выбора последнего способа для направления запроса следует помнить, что и акт ИФНС будет также направлен в электронном виде. Такой документ используется только для информирования налогоплательщика о состоянии расчетов в налоговой. Если в документе будут выявлена информация, с которой налогоплательщик не согласен, то указать в акте расхождения и вернуть его в налоговую уже не удастся.

Срок предоставления акта сверки ИФНС

Что делать после получения акта от ИФНС

Получив акт сверки от налоговой, его следует тщательно проверить на наличие расхождений. Если расхождение в документе нет и компания согласна с данными ИНФС, то в конце первого раздела следует указать фразу «Согласовано без разногласий», а также поставить подпись. Один из экземпляров акта остается в компании, а второй передается в налоговую. Если с какими либо сведениями в акте компания не согласна, то ниже указывается фраза «Согласовано с разногласиями», после чего акт направляется в ИФНС.

Когда по итогам проведенной сверки выявляется переплата, то налогоплательщик вправе вернуть денежные средства, уплаченные излишне. Для этого потребуется составить в произвольном виде письмо, в котором будут указаны реквизиты для перечисления средств. К этому письму прикладывается акт сверки, в соответствии с которым и была выявлена данная переплата.

Если по акту сверки за налогоплательщиком числится задолженность по налогам и сборам, с которой он согласен, то данный долг должен быть погашен. Помимо уплаты самого налога, следует также выплатить по нему пени и штрафы, начисленные к моменту уплаты.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Может ли акт сверки с налоговой выступать одним из доказательных документов при разрешении разногласий в суде.

Ответ: Нет, дело в том, что акт сверки расчетов с налоговой является информационным документом. Он нужен для того, чтобы можно было выявить возможные расхождения в расчетах и не может использоваться для разрешения споров в суде.

Вопрос: В какой срок компания обязана вернуть акт сверки в ИФНС?

Ответ: На то, чтобы вернуть акт сверки обратно в налоговую инспекцию у компании есть 5 дней.

Вопрос: Что будет, если в налоговую не направить подписанный акт сверки?

Ответ: Налоговая в течение 12 дней ожидает возвращения акта сверки, после чего процесс считается завершенным и проставляется отметка о непредставлении акта компанией.

В рамках сверки с налоговой по расчетам налогоплательщика в части налогов, сборов и страховых взносов сведения, имеющиеся у ИФНС, сверяются с данными организации или ИП. То есть цель проведения сверки по налогам - удостовериться в том, что все налоги и другие обязательные платежи у налогоплательщика уплачены полностью либо выявить задолженность / переплату.

Сверка по налогам с налоговой проводится (п. 3 Регламента , утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, далее - Регламент):

  • если организация (ИП) переходит из одной ИФНС в другую;
  • если организация (ИП) снимается с учета в налоговой в связи с ликвидацией или реорганизацией;
  • крупнейшими налогоплательщиками - ежеквартально;
  • по инициативе налоговиков, к примеру, при обнаружении ими переплаты у организации или ИП (п. 3 ст. 78 НК РФ), а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ;
  • по инициативе налогоплательщика (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 , п. 7 ст. 45 НК РФ). В этом случае организация (ИП) должна подать в свою ИФНС заявление на сверку с налоговой (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

По итогам сверки налогоплательщику направляется акт.

Как провести сверку с налоговой инспекцией

В первую очередь нужно уведомить ИФНС о том, что вы хотите получить акт сверки с налоговой. Сделать это можно несколькими способами:

  • составить заявление на бумаге и представить его в ИФНС лично в двух экземплярах. На одном из них налоговики должны будут поставить отметку о приеме. И этот экземпляр вам надо будет оставить себе (п. 3.4.1 Регламента). Либо вы можете направить бумажное заявление по почте ценным письмом с описью вложения. Утвержденной формы его нет. Поэтому на странице приведен один из вариантов того, как может быть составлено заявление на сверку по налогам с налоговой (образец);
  • направить запрос на сверку с налоговой инспекцией в электронном виде через Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС либо по телекоммуникационным каналам связи, если у вас налажен электронный документооборот с налоговиками.

При выборе конкретного способа отправки нужно понимать, что при направлении электронного запроса налоговикам, акт вам также пришлют в электронном виде. Причем предназначен он только для информирования налогоплательщика о состоянии его расчетов (п. 2.22 Рекомендаций по организации электронного документооборота, утв. Приказом ФНС от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@). То есть при обнаружении в акте сведений, с которыми вы не согласны, вы не сможете вернуть его в ИФНС с указанием расхождений.

Если же вы направили в инспекцию бумажное заявление, то в течение 5 рабочих дней налоговики должны будут сформировать акт сверки и передать его вам или переслать по почте (п. 3.4.3 Регламента). Если в акте сверки с налоговой инспекцией никаких неверных данных, на ваш взгляд, нет, то в конце раздела 1 вы указываете: «Согласовано без разногласий». И ставите подпись. Один вариант акта должен остаться у вас, второй - у налоговиков.

Если же расхождения были обнаружены, то в разделе 1 рядом с суммами, с которыми вы не согласны, укажите свои значения. Ниже ставится отметка, что «Согласовано с разногласиями». И затем нужно будет этот акт направить налоговикам.