«Ростех» заплатил Сбербанку миллиард для спасения завода-банкрота. РЖД ведет к банкротству курганскую «дочку» и социальному взрыву в Петухово. Коллектив бежит с производства и надеется на Владимира Путина

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», - цитирует слова главы Ростеха Сергея Чемезова о концерне «Тракторные заводы» (КТЗ) агентство ТАСС. План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как его крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники.

Чемезов отметил, что госкорпорация Ростех будет претендовать на часть собственности концерна, так как «Курганмашзавод» (входит в КТЗ, производит боевые машины пехоты) должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей.

ОАО «Курганмашзавод» представляет собой очень серьезный актив. Как сказано на его сайте, это входящее в «Концерн “Тракторные заводы”» предприятие - один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие, как: модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Помимо Курганского машиностроительного завода», в концерн входят внушительный список производств (в форме акционерных обществ): «Алтайский моторный завод», «Владимирский моторо-тракторный завод», «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», «Зауральский кузнечно-литейный завод», «ПО «Красноярский завод комбайнов», «Красноярский завод лесного машиностроения», «Липецкий завод гусеничных тягачей», «Онежский тракторный завод», «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», «САРЭКС» (производство экскаваторов), «Тракторная компания «ВгТЗ», «Чебоксарский агрегатный завод», "Волжский комбайновый завод", группа компаний Vogel&Noot (Лейпциг, Германия).

На полутора десятках системообразующих предприятий, трудятся более 20 тысяч человек. Общий долг «Тракторных заводов» превышает 85 млрд рублей. По информации «Коммерсанта», ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерладскую «дочку» КТЗ - Machinery & Industrial Group N.V и собственников - Альберта Бакова и Михаила Болотина.

Кризис прошел, начались банкротства

Банкротство концерна «Тракторные заводы» - проявление и общего кризиса машиностроения в стране, и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство же отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам Ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортными аналогами, доля которых на рынке сейчас составляет 65-70%., полагает Марк Гойхман.

За первое полугодие 2017 года входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, говорит аналитик. Но для возвращения доли на рынке нужно производить до 1 тыс. единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн руб. за два квартала 2017 года.

Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность, констатирует Марк Гойхман. Он прогнозирует очень негативные последствия - финансовые потери кредиторов, массовое увольнение персонала и пр.

Ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков отмечает, что если промышленные предприятия, имеющие государственные заказы, прежде всего связанные с оборонным комплексом, демонстрируют признаки жизни, то гражданская промышленность, по его словам, «смирилась со своей судьбой». Однако при отсутствии четкой и понятной государственной стратегии развития промышленности текущую ситуацию скорей можно назвать плановой, говорит он.

Неудивительно в такой ситуации желание Ростеха обанкротить «Тракторные заводы» и забрать активы, связанные с оборонкой, где есть понятный и четкий заказчик, отмечает Антон Быков.

Можно сделать вывод, что в ближайшее время «Тракторные заводы» действительно ждет процедура банкротства, делает он вывод. Уровень долговой нагрузки для российского промышленного предприятия слишком высокий, более 80 млрд рублей. Такие деньги в отечественной экономике выделяют только на спасение банков. Для предприятий концерна, выполняющих оборонный заказ, в работе ничего не изменится, просто сменится владелец. Что касается гражданских производств, то судьба их незавидна и печальна, полагает Антон Быков.

Можно отметить также, что это банкротство укладывается в то, что уже начинает напоминать тенденцию. Взятие совсем недавно Центробанком, точнее «Фондом консолидации банковского сектора», крупных ФК «Открытие» и «Бинбанка» на санацию формально банкротствами не называется, банки продолжают полноценную работу. Но это только благодаря тому, что ЦБ располагает по сути неограниченными средствами для поддержки «своей» отрасли. И широко, хотя и избирательно, пользуется этими возможностями. В иных случаях банки закрываются и недавних случаев также более, чем достаточно.

И только накануне объявления о том, что будут банротиться «Тракторные заводы», разразился скандал с авиакомпанией ВИМ-Авиа, чьи самолеты перестали выпускать из аэропортов за долги. Собственник компании бежал за границу, а в четверг были задержаны гендиректор и главный бухгалтер. На «выходе из кризиса», который действительно фиксируется ростом макроэкономических показателей, хозяйствующие субъекты вдруг посыпались один за другим.

Газеты «Правда».

Мы, работники ОАО «Каширский литейный завод «Центролит» (КЛЗЦ), до настоящего времени не получили заработную плату за период с октября 2015 года по февраль 2016-го. 25 сентября 2015 года в отношении «Центролита» было открыто конкурсное производство, а с января 2016 года его деятельность была прекращена.

В СООТВЕТСТВИИ с Трудовым кодексом РФ работники завода были уволены с предприятия. Только не в установленный срок, а на два месяца позже фактической остановки завода. Дело в том, что конкурсный управляющий Евгений Владимирович Цуцких несвоевременно уведомил работников завода об их увольнении, нарушив тем самым Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который определяет сроки уведомления работников об увольнении в период банкротства предприятий.

Несвоевременное увольнение работников завода привело к увеличению задолженности по заработной плате, которую нам не выплатили ввиду отсутствия конкурсной массы. Конкурсный управляющий эту ситуацию знал.

Мы неоднократно обращались в правоохранительные органы, в прокуратуру, начиная от городской и кончая Генеральной, в правительство Московской области и Российской Федерации, в другие инстанции с просьбой как следует разобраться в нашей ситуации, в том числе провести проверку на преднамеренное банкротство, поскольку имелись явные его признаки. Это создание подставных фирм и скрытых счетов, вывод активов предприятия, распродажа оставшегося имущества в период наблюдения. Но мы должным образом нигде услышаны не были. Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции отделения МВД РФ по городскому округу Кашира отказывал в возбуждении уголовного дела, а Каширская городская прокуратура отвечала, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, поскольку задолженность по зарплате в отношении 309 работников учтена конкурсным управляющим, идёт процедура оценки имущества и реализация конкурсной массы не завершена. Нам предлагалось также обращаться в суд. Каширский городской и Московский областной суды вынесли решение взыскать с ОАО «КЛЗЦ» задолженность по зарплате. Решения суда имеются у конкурсного управляющего, а исполнительные листы сданы в Каширский районный отдел судебных приставов.

В начале 2017 года на сайте (карточке арбитражного управляющего Е.В. Цуцких) появилась информация о найденном имуществе ОАО «Каширский литейный завод «Центролит», которое было выставлено на торги. Первоначальная сумма определялась почти в 109 млн рублей. Имущество, однако, не было реализовано и выставлено на торги повторно с уменьшенной в два раза суммой. Однако и её хватило бы на погашение задолженности по зарплате, составляющей, по нашим подсчётам, около 30 млн рублей. Но дальнейшая судьба имущества неизвестна, поскольку никакой новой информации не было.

23 апреля 2018 года Арбитражным судом Московской области было вынесено определение о завершении в отношении ОАО «КЛЗЦ» конкурсного производства. В нём говорится, что конкурсным управляющим обнаружено имущество должника, которое было им реализовано. При этом кредиторы первой и второй очереди в определении отсутствуют. Ничего не говорится в определении суда и по требованиям кредиторов по текущим платежам, к которым относятся и долги по зарплате. Нет упоминания о задолженности по зарплате и решения суда по её выплате и в финальном отчёте арбитражного управляющего. Почему?! Куда делось имущество, первоначально выставляемое на торги?

Мы глубоко возмущены. Мы не понимаем, как такое могло произойти. Конкурсный управляющий, участвующий в судебных процессах по задолженности по зарплате, имея исполнительные листы, выручив средства от реализации обнаруженного им имущества, не выполнил решения суда. На наш телефонный звонок он ответил: «Денег не получите. Пишите, куда хотите! Банкротство закончилось, и завод уже не существует!» Мы считаем данное банкротство фиктивным.

ПЕРЕЧИСЛИМ некоторые действия собственников ОАО «Каширский литейный завод «Центролит» и арбитражного управляющего, позволяющие считать банкротство преднамеренным:

1. В 2012 году ОАО «Каширский литейный завод «Центролит» (ОАО «КЛЗЦ») учреждает фирму ООО «Каширское литьё», располагающуюся на его территории, и переводит на неё все свои активы, кроме профилактория. Собственниками новой фирмы являются те же лица, что и у завода.

2. Для производственной деятельности ОАО «КЛЗЦ» арендует имущество у ООО «Каширское литьё».

3. В 2014 году было учреждено предприятие ООО «Каширский литейный завод «Центролит» (ООО «КЛЗЦ»), зарегистрированное в г. Рославль Смоленской области. Название предприятия такое же, как нашего, только вместо ОАО стоит ООО и место регистрации: Смоленская область вместо Московской.

4. После появления предприятия со схожим названием (ООО «КЛЗЦ») вся продукция нашего завода (ОАО «КЛЗЦ») по документам реализовалась от имени ООО «КЛЗЦ». Деньги поступали на счета ООО «КЛЗЦ». ОАО делало долги за сырьё, за энергоресурсы, долги по зарплате, а сверхприбыль шла на счета ООО «КЛЗЦ».

5. В ноябре 2015 года, когда уже выпущены уведомления об увольнении работников, конкурсный управляющий Цуцких Е.В. принимает на завод, на работу, новых работников, не поставив их в известность, что завод - банкрот и будет закрыт. Они работают всего месяц до закрытия завода и никакой зарплаты не получают, работают бесплатно. Конкурсный управляющий знал, что завод закрывается, что отсутствует конкурсная масса. Зачем принимал людей? Ответ прост: дармовая рабочая сила.

6. В период с 22 по 28 декабря 2015 года работникам завода вручались уведомления об увольнении в связи с банкротством, выпущенные и подписанные 21 октября 2015 года, то есть на два месяца позже. А 25 декабря 2015 года завод был остановлен и закрыт. Работники отказались подписывать уведомления задним числом, а подписывали датой получения. Тогда, чтобы не нарушать ТК РФ, нас увольняли в конце февраля 2016 года, через два месяца после уведомления, оформив период с конца декабря 2015 года до конца февраля 2016-го как вынужденный простой по вине работодателя со всеми гарантиями, увеличив тем самым задолженность по зарплате на два месяца. Уведомление работников задержали для того, чтобы дать спокойно доработать до закрытия завода, чтобы работники не разбежались или не остановили работу, требуя зарплату.

7. Большинство работников, не имея средств к существованию, не дожидаясь увольнения в связи с банкротством, перешли на эти предприятия и проработали там до июля 2016 года. В июле предприятия были остановлены и работники сокращены без выплаты долга по заработной плате, образовавшегося уже на этих предприятиях. История повторилась, только закрыты они были без банкротства.

8. Сейчас имущество ОАО «КЛЗЦ» остаётся в руках ООО «Каширское литьё», а фактически у тех же собственников, которые владели ОАО «КЛЗЦ». Часть имущества продаётся, часть сдаётся в аренду, например, одному из заводов в г. Владимире.

9. Собственники ОАО «КЛЗЦ», проведя манипуляции с имуществом, обанкротив завод, избавившись от кредиторов и работников, не выплатив им долги, продолжают успешно эксплуатировать имущество ОАО «КЛЗЦ».

ВСЁ ЭТО ПРОИСХОДИЛО при полном попустительстве властных, правоохранительных и судебных органов, куда мы обращались. Наши обращения пускались по инстанциям, а в итоге всё сходило на нет. Суды не интересовали нарушения наших законных прав. Ссылаясь на то, что за своевременную выплату зарплаты отвечает юридическое лицо (предприятие), суды посчитали конкурсного управляющего ненадлежащим ответчиком.

Суды приняли положительное решение по выплате нам задолженности по зарплате, но обязывали выплатить её предприятию, которому платить нечем ввиду отсутствия конкурсной массы. А конкурсного управляющего за его действия даже не пожурили, будто и не было никаких нарушений с его стороны.

В общем, защита конкурсного управляющего шла со всех сторон. Он неприкосновенный! Вот он, уверившись в безнаказанности, и делал, что хотел!

От имени коллектива ОАО «Каширский литейный завод «Центролит»: Лариса БОЛОТОВА, инженер отдела контроля качества и метрологии (ОККм); Андрей ДОЛМАТОВ, фрезеровщик ремонтно-инструментального цеха; Любовь ЗЕНИНА, крановщица цеха литейного производства; Татьяна КАДЫКОВА, контролёр ОККм; Владимир ЛИПАТОВ, контролёр ОККм; Татьяна РОСЛЯКОВА, контролёр ОККм; Татьяна ФИЛАТОВА, стерженщица цеха литейного производства.

Проведение первого собрания кредиторов ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод», входящего в машиностроительно-индустриальный концерн «Тракторные заводы», заблокировано как минимум до конца декабря 2018 года. Арбитражный суд Курганской области в рамках дела о банкротстве установил обеспечительные меры, по которым, пока не будут рассмотрены претензии дочки госкорпорации «Ростех» о процессуальном правопреемстве по многомиллиардным долгам, выставленным госкорпорацией «Внешэкономбанк», проведение собрания невозможно. Слушания назначены на 24 декабря 2018 года. Сумма вменяемых долгов ООО, которое находится под наблюдением с конца февраля 2018 года, более 70 млрд рублей, но один из кредиторов в суде отметил, что большая часть долга - это «групповая задолженность» всей группы «Тракторные заводы» перед ВЭБ, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Напомним, машиностроительно-индустриальный концерн «Тракторные заводы», в который входит курганское предприятие, насчитывает два десятка компаний и заводов в ряде регионов России: Липецкой, Владимирской, Волгоградской областях, Алтайском крае, Карелии, Чувашии и Мордовии. Широко известно о финансовых проблемах концерна стало лишь в 2017 году, когда госкорпорация «Внешэкономбанк», выкупившая многомиллиардные долги группы у банков, начала активную кампанию по их возврату. В арбитражные суды были поданы иски о взыскании долгов, банкротстве заводов группы, и по ряду предприятий на сегодня введено наблюдение. Задолженность перед ВЭБ составляет 70−90 млрд рублей, из которых почти 30 млрд рублей кредитор уже взыскал с 13 компаний в сентябре 2018 года.

Для спасения заводов концерна было принято решение передать оборонную часть «пула» госкорпорации «Ростех», а для гражданских подыскать частного инвестора. Решение об этом принято ещё в апреле 2018 года, но общественности о нём стало известно лишь в августе.

Непосредственно ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» было создано в декабре 2007 года. С декабря 2016 года единственным участником общества числится ООО «Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» (Чебоксары). С марта 2017 года управляющей организацией является АО «Курганмашзавод» (ещё одно предприятие концерна «Тракторные заводы»). Уставный капитал курганского предприятия составляет 628 324 213,37 рубля. 16 ноября 2018 года совет директоров «Курганмашзавода» одобрил приобретение 100% доли в ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» за один рубль.

«На сегодняшний момент производственные мощности металлургических подразделений обеспечивают в полном объеме выпуск спецтехники и гражданской продукции Курганмашзавода, и на 80% задействованы в выполнении заказов в рамках кооперации с предприятиями Концерна «Тракторные заводы», - отмечалось на официальном сайте департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области с уточнением, что на предприятии работают около 2 тыс. человек, а само оно состоит из трех основных производств: сталечугунолитейного, кузнечно-штамповочного и завода точных заготовок.

Банкротное дело ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» было инициировано 25 августа 2016 года малоизвестным ООО, чьи претензии составляли 3 695 845,04 рубля, и которое в феврале 2017 года отказалось от них.

Число кредиторов к тому времени увеличилось, 13 ноября 2017 года в дело вступила госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» с суммой претензий 68 511 817 686,46 рубля, в мае 2018 года их признали обоснованными и всю сумму включили в реестр кредиторов.

28 февраля 2018 года Арбитражный суд Курганской области удовлетворил заявление УФНС по области и ввёл наблюдение за заводом сроком на два месяца. Сумма претензий налоговой службы составляла 123 558 224,93 рубля. В июле 2018 года суд рассмотрел ходатайство временного управляющего Александра Никитина , который настаивал на продлении наблюдения, и пояснял, что по итогам финансового анализа завода установлено, что он «не обладает имуществом, достаточным для погашения всей кредиторской задолженности», но «вместе с тем, учитывая, что основной состав долга состоит из обязательств поручительства, не исключено погашение задолженности основными должниками». Тогда же стало известно, что решается вопрос по инвестированию деятельности должника.

«В соответствии с принятым на правлении государственной корпорации «РОСТЕХ» (протокол заседания правления №21 от 18.04.2018 г.) решением, планируется приобретение частным инвестором у ГК «Внешэкономбанк» кредиторской задолженности концерна «Тракторные заводы» по всем кредитным сделкам и прав по обеспечивающим их исполнение сделкам (поручительства и залоги), а также приобретении и интеграции в периметр ООО «Холдинг Транспортные компоненты» активов концерна «Тракторные заводы». В настоящее время осуществляется подготовка договоров цессии по всем правам (требованиям) Внешэкономбанка к предприятиям концерна «Тракторные заводы». В планы нового инвестора не входит банкротство предприятий концерна, в том числе ООО «ЗКЛЗ», поэтому после осуществления процессуальной замены в делах о банкротстве рассматривается возможность подписания мирового соглашения. ООО «ЗКЛЗ» не является ни единственным, ни основным должником Внешэкономбанка, это групповая задолженность, активы всей группы предприятий - должников концерна позволяют говорить о возможности погашения задолженности и прекращения производства по банкротным делам путем подписания мировых соглашений», - отмечалось в материалах дела.

Тогда слушания были отложены, и до сих пор вопрос перехода к следующему этапу в банкротном деле не решён, действуют обеспечительные меры, запрещающие проведение первого собрания кредиторов, где должен решаться данный вопрос.

В последний раз запрет на проведение собрания был установлен в конце ноября 2018 года с подачи ООО «КТЗ», которое потребовало сначала рассмотреть его ходатайство о процессуальной замене кредитора ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» на ООО «КТЗ». По данным ЕГРЮЛ, компания создана 27 сентября 2018 года, единственный его участник - госкорпорация «Ростех».

Имущественные и налоговые кульбиты совладельцев предприятия-банкрота – Уфалейского завода металлургического машиностроения – ставят под сомнение возможность возрождения одного из старейших заводов, на чем настаивает губернатор Борис Дубровский. Как стало известно «УралПолит.Ru», претендующий на спорный актив свердловский предприниматель Владимир Воронов незаконно вывел имущество предприятия в компанию, подконтрольную своему сыну. При этом созданное им на базе УЗММ производство постепенно разваливается, цеха закрываются, а оборудование сдается в металлолом. Как утверждают источники информационного агентства, кредиторы завода-банкрота и вовсе могут остаться без денег. Используя процедуру замещения активов, собственник может вывести их на подставные юр. лица. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

«Литейный центр» наконец-то смог решить проблемы с поставками электроэнергии и последние четыре месяца работает с прибылью. При этом перебои были вызваны не задолженностью за ресурсы, а конфликтом с предприятием, расположенном на той же производственной площадке, что и ЛЦ – Уфалейским заводом металлоизделий (УЗМИ). Он передает электроэнергию через свои сети нескольким потребителям, в их число входит и «Литейный центр». Летом после аварии на сетях предприятие прекратило подачу энергии литейной компании , однако после устранения неполадки восстановления электроснабжения не последовало. Региональный СК возбудил дело по факту отказа в подключении к электроэнергии ООО «Литейный центр» в Верхнем Уфалее в октябре 2013 года.

«УЗМИ незаконно отключил нам электричество, пытались доказать, что мы с нарушениями построили линию. Этот спор решился в арбитражном суде, теперь мы стабильно работаем. Достигли пикового производства, получаем прибыль, есть желание развиваться, – говорит гендиректор предприятия «Литейный центр» Вячеслав Лапотышкин. – Чего нельзя сказать о наших соседях. Производство простаивает, а у действующего руководства нет планов по его возобновлению».

УЗМИ постепенно сокращает производство и, по свидетельствам местных жителей, которые говорят об увольнении персонала, оно работает только на 50 % мощности. Мартеновский цех в соседнем Нижнем Уфалее в январе остановил работу, его разбирают и сдают в металлолом. Полностью демонтирован электросталелитейный цех площадью 18 тысяч квадратных метров. Практически уничтожено оборудование термообрубного цеха площадью 11 тысяч квадратных метров. Механический и кузнечно-прессовый еле сводят концы с концами. Производство простаивает, накопились долги по заказам. К УЗМИ на сегодня уже предъявлены иски по долгам на общую сумму более 530 миллионов рублей. И похоже на то, что предприятие стремится уйти не только от выполнения обязательств перед кредиторами, но и от налогов.

Некогда градообразующее предприятие, УЗММ сейчас находится в стадии банкротства. Именно на его площадях располагаются «Литейный центр» и УЗМИ. В 2009 году предприятие выступило одним из учредителей ООО «Литейный центр» (51 % акций принадлежит Анатолию Чернову – ОАО АК «Корвет» из Кургана, 49 % акций принадлежат свердловчанину Владимиру Воронову).

Воронов через своего сына сегодня контролирует созданное на базе УЗММ предприятие УЗМИ. В 2011 году УЗММ зарегистрировало изменение в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса и вывода компании в другой регион – Свердловскую область. Правда, дело о регистрации в налоговую Екатеринбурга так и не поступило, «потерявшись» по пути. Кроме того, при переводе компании из одного региона в другой «пропали» не только документы, но и долги по налогам в размере порядка 114 миллионов рублей. Через три года срок взыскания задолженности по налогам и пени истек, и теперь ИФНС не имеет права ее требовать, что подтверждается документами арбитражного суда .

Как уже было сказано, Владимир Воронов через сына Антона Воронова контролирует завод металлоизделий. В 2008 году он как основной акционер УЗММ (ему принадлежало свыше 84 % акций) вывел активы предприятия в оформленное на сына УЗМИ. По данным арбитражного суда, в 2008 году УЗММ продал по заниженной цене имущество: 28 нежилых помещений, в том числе заводоуправление, а также кабельные и канализационные сети, железнодорожные пути, бетонную дорогу и ограждение за 70 миллионов рублей. Имущество было передано покупателю в декабре 2008 года, в том же месяцев собственность была зарегистрирована, в феврале 2009-го завод металлоизделий расплатился с УЗММ. В сентябре 2011 года УЗММ был признан банкротом, кредиторы обратились в суд с просьбой взыскать долги с предприятия. Заключенные сделки по продаже недвижимости были признаны частично недействительными и арбитражный суд постановил вернуть большинство активов в конкурсную массу. Так, выяснилось, что помещения действительно продавались по заниженной цене. К примеру, здание заводоуправления оценивалось при продаже в 2 миллиона, тогда как его стоимость составляла не менее 5,5 миллиона рублей. Арбитражный суд посчитал, что продажа имущества по заниженной цене в преддверии банкротства негативно сказалась на кредиторах УЗММ, которые из-за уменьшения конкурсной массы могли понести убытки. Как сообщили «УралПолит.Ru» в региональном СУ СКР, по факту вывода активов возбуждено уголовное дело (статья 196 УК РФ – преднамеренное банкротство). Сообщить подробности дела в следственном управлении отказались.

Несмотря на решения арбитражного суда, Владимир Воронов не спешит рассчитываться с кредиторами. По словам источника «УралПолит.Ru», на предприятии введена процедура замещения активов: на базе вернувшегося имущественного комплекса создано новое юрлицо, которое по цепочке будет передавать активы другим юрлицам. Акции новой компании планируется обесценить до нуля перед тем, как выставить на торги. Таким образом, кредиторы не получат деньги, а контроль над имуществом банкрота УЗММ вновь окажется у Воронова.

Отметим, что банкротство УЗММ только положило начало спорам владельцев верхнеуфалейских компаний, вынужденных делить одну производственную площадку.

Отношения между учредителями испортились. Поводом для конфликта стала убыточная деятельность «Литейного центра» на первом этапе. Мнение собственников о причинах этого разошлись. Владелец УЗММ полагал, что причина убытков – в низких ценах на реализуемое литье. По мнению Анатолия Чернова – в высокой себестоимости литья из-за дорогостоящих услуг УЗММ, срыве работ по реконструкции ЛЦ из-за отказа УЗММ профинансировать свою долю этих работ. Конфликт перешел в судебные споры, в которых суд встал на сторону АК «Корвет». С начала ноября 2010 года работа «Литейного центра» была остановлена на два месяца – руководство УЗММ перекрыло проезд транспорта к ЛЦ. Центр заработал лишь после вынесения судебных решений и вмешательства приставов, предприятие понесло серьезные убытки. «У наших соседей хорошо работает не производство, а юридический отдел. Занимаются больше казуистикой, в арбитраже находится около 25 дел. К сожалению, соседи продолжают вставлять нам палки в колеса. Теперь пытаются перекрыть канализацию и отключить воду», – сокрушается гендиректор «Литейного центра» Вячеслав Лапотышкин.

Напомним, в апреле текущего года врио губернатора Борис Дубровский пообещал лично заняться поисками инвестора для завода в Верхнем Уфалее. Дубровский провел совещание с членами правительства и силовых ведомств, посвященное проблемам УЗМИ и «Литейного центра». «Площадка УЗМИ может стать «точкой роста» для города, здесь уже есть вся инфраструктура, логистика, рядом находится железнодорожная станция, – отметил Дубровский. – Строить ничего не надо – инвестируй и начинай работать! Просто кто-то понимает производство как производство, что его нужно холить и лелеять. А кто-то готов распродать все на металлолом». На этой встрече представители конфликтующих сторон отсутствовали. В ближайшее время в правительстве должна состояться еще одна встреча, куда уже собираются пригласить собственников предприятий, расположенных на территории завода-банкрота.

«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.

© Редакция «УралПолит.Ru»

В Курганской области «Петуховский литейно-механический завод» (ПЛМЗ, 99,9% принадлежит РЖД) оказался на грани полной остановки. На предприятии полностью отключено энергоснабжение из-за крупнейшей заложенности, сотрудники, перед которыми накоплено 18 млн долгов по зарплате, вынуждены увольняться. Пока представители РЖД и региональные чиновники за закрытыми дверями пытаются найти вариант сохранения производства, муниципалы пытаются достичь с энергетиками договоренности и возобновить снабжение предприятия – в противном случае запустить при необходимости котельные завода в зимний период будет крайне проблематично, кроме того, существует высокая вероятность масштабных порывов. Однако о намерении гасить долги перед энергетиками и сотрудниками представители РЖД не сообщают, а сам план экономического спасения завода, требующий сотен миллионов рублей, застрял на согласовании в руководстве госмонополии. В профсоюзе завода считают «псевдо документ» созданным исключительно «для галочки», а доведенные до отчаяния сотрудники пишут обращения на имя президента России, прося о вмешательстве в судьбу актива госкомпании. Тем временем, актив РЖД выплачивает персоналу по 2 тысячи рублей за май, а в муниципалитете вполне допускают социальный взрыв.

Прошедшие переговоры с участием заместителя начальника по экономике, финансам и корпоративной координации ЮУЖД и председателя совета директоров ПЛМЗ Александра Сельменских, врио директора Департамента промышленности Курганской области Александра Константинова, руководства завода, по сведениям источников издания, не дали ожидаемых результатов.

Проект стабилизации экономической ситуации, от которого зависит дальнейшее существование завода, до сих пор не одобрен руководством РЖД.

«Проект есть: это большой документ на 60 страницах, где поэтапно расписаны сроки гашения долгов, инвестиционная программа. Пока он направлен в Москву и находится там на рассмотрении РЖД», – говорит знакомый с ситуацией источник издания в правительстве Зауралья.

Тем временем предприятие оказалось на грани полной остановки, после которой возобновить деятельность будет крайне проблематично – после выполнения заказа завод был отключен от энергоснабжения. Долг перед энергосбытовой компанией «Восток» составил более 20 млн рублей. Общая задолженность предприятия превысила 100 млн рублей, в том числе 8,8 млн – по налогам, в связи с неуплатой которых заведено уголовное дело.

«Мы направили обращение в энергосбытовую компанию с просьбой не отключать предприятие на период отопительного сезона. Такие действие фактически приведут к консервации завода. На предприятии две автономные котельные, в качестве топлива используются пеллеты. Есть запас до нового года, но для работы котельных нужно электричество. Если сейчас отключить и слить воду, то в зимний период при необходимости запустить производство это будет крайне сложно сделать и может привести к авариям. Завод для Петуховского района очень важен с точки зрения занятости. В случае остановки для трудоустройства людей нет нужного количества свободных рабочих мест. Такая ситуация приведет к местному социальному взрыву», – говорит заместитель главы района Андрей Воронков .

В настоящее время на предприятии трудоустроено 258 человек. Около полугода они находятся, в основном, в режиме простоя с сохранением выплаты 2/3 от оклада. При появлении заказов часть сотрудников задействуют на производстве, после чего снова отправляют в простой. Долг перед персоналом достиг 18 млн рублей. При этом добиваться выплат сотрудникам пришлось через суд. По данным профсоюза ПЛМЗ, четкого графика гашения долга не представлено, последнюю выплату персонал получил несколько дней назад – аванс за май 2018 года (в среднем по 2 тысячи рублей). При этом полностью долг за май не покрыт.

«Люди увольняются каждый день по 3-4 человека. Когда численность на предприятии была свыше 300 человек, нас предупреждали о предстоящем сокращении 90 человек. Однако судя по тому, что происходит, «добровольные» увольнения нивелируют эти намерениях. О планах восстановления деятельности говорят давно, но, на мой взгляд, прошедшие переговоры – это мероприятие для галочки. В августе к нам приезжал (вице-президент РЖД по закупочной деятельности) Чебунин. Мы надеялись тогда, что что-то изменится. Но со стороны компании идет абсолютное бездействие. Завод очень важен – он обеспечивает работой не только жителей Петухово, но и соседних сел. На территории это единственное крупное предприятие, где можно получить хорошую по меркам села зарплату (средняя зарплата на ПЛМЗ – около 20 тыс. рублей). Сотрудники доведены до отчаяния, пишут жалобы в администрацию президента», – рассказала «Правде УрФО» председатель профсоюза ПЛМЗ Марина Соседова.

По данным сотрудников, в 2010-2012 годах РЖД пытались продать завод, посчитав его непрофильным активом, однако покупателей на объект не нашлось. На положении ПЛМЗ крайне негативно сказались сокращение корпоративных заказов и «кабальные договорные условия», предложенные госмонополией – расчет за исполненный заказ осуществлялся в течение 45 дней, что не давало возможности оперативно закупать сырье для производства.

«Для полноценного восстановления деятельности завода нужна инвестпрограмма. Ее просчитывали еще два года назад. На тот момент только на модернизацию литейного производства было необходимо около 100 млн рублей, из которых 50 млн – на строительство нового блочного корпуса цеха, так как действующий построен в 1938 году и сильно изношен. Остальные средства – на приобретение оборудования. Действующие печи работают на коксующемся угле, хотя в современных производствах давно применяют сталеплавильные дуговые печи. Нужно понимать, что 100 млн – это самый минимум средств, который необходим. Модернизация потянет за собой обновление ремонтной базы, то есть дополнительные затраты», – рассказал источник издания, знакомый с производством.

Ранее представители ЮУЖД в ответе на официальный запрос издания сообщили, что «в рамках бизнес-плана рассматривается установка современного индукционного плавильного комплекса, позволяющего обеспечить выпуск продукции высокого качества и надежности», и намерение провести «незначительное сокращение численности сотрудников органа управления завода».

«Правда УрФО» обратилась в ЮУЖД с просьбой предоставить комментарий и подробно описать план, если таковой имеется, выведения предприятия из кризисной экономической ситуации. Однако в течение трех дней ответа от структуры РЖД так и не последовало, а секретарь замначальника ЮУЖД Сельменских сообщила, что руководитель давать комментарии по телефону не намерен.

Как ранее сообщала «Правда УрФО», в настоящее время на заводе введена процедура наблюдения. По мнению эксперт-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, РЖД способны вывести предприятие из кризисного состояния, лишь нарастив уставный капитал на сумму, необходимую для погашения долгов, и немного подняв цены на закуп продукции. Но госмонополия может использовать и процедуру банкротства с целью очищения актива от долгов. Пока железнодорожный гигант выбирает наиболее выгодный вариант, отчаявшиеся сотрудники увольняются и ищут места для заработка вне Курганской области.