Кто занимается толкованием норм права. Толкование норм права: виды, значение и применение. Понятие и цели толкования норм права

Толкование норм права

§ 1. Понятие и значение толкования норм права

Толкование норм права - процесс, который имеет место, когда необходимо установить смысл нормативных установлений.

Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права.

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими законодательными положениями.

Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов.

Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т. д. Чрезвычайно важно толкование и в плоскости осуществления правотворческой деятельности. Ясное, не противоречащее существующим законам изложение нормативного акта предполагает точное уяснение смысла и содержания предшествующих, связанных с ним правовых установлений. Толкование правовых норм имеет место при научном или учебном анализе, при пропаганде права. Таким образом, толкование может предприниматься в различных юридических целях и имеет значение для всех сторон правовой деятельности.

В процессе толкования устанавливаются :

Смысл нормы права,

Ее основная цель и социальная направленность,

Возможные последствия действия толкуемого акта,

Выясняются общественно - историческая обстановка его принятия,

Условия, в которых происходит толкование, и т.д.

Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д. Тем не менее, главным объектом толкования при строгом режиме законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем находит свое выражение воля законодателя.

Возможно рассмотрение различных уровней толкования .

1) Научно-теоретическое толкование права - такой уровень толкования, когда анализируется не только конкретное содержание законодательной воли, но и ее общий смысл. Юридические понятия исследуются в свете общей характеристики права как общественного явления, его сущности, различных закономерностей развития права. Безусловно, что интерпретация правовых норм, предпринятая на этом уровне, шире и богаче правоприменительного толкования.

2) Практико-прикладное толкование действующего права включает установление смысла норм применительно к различным субъектам и жизненным ситуациям. Можно говорить о значении толкования на этом уровне в связи с осуществлением нормотворческой деятельности, правоприменения и других форм реализации права и правового воспитания. Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление. Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний.

Его можно рассматривать в двух аспектах :

1. Уяснение норм права - процесс мышления лица, изучающего правовую норму, уяснение смысла нормы и ею объяснение. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.

2. Разъяснение содержания нормы - это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Разъяснение должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.

Уяснение и разъяснение правовых норм представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса толкования.

§ 2. Способы толкования норм права

Способ толкования - это осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров закона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.

Термин "прием" означает конкретное познавательное действие, движение мысли. В зависимости от используемых приемов и средств установления смысла нормы, специфических областей знаний, понятий, правил (филологии, логики, специальных юридических знаний, истории и т.д.) в качестве познавательного инструментария для установления содержания правовой нормы используют грамматическое (текстовое), логическое, систематическое, телеологическое, историческое толкование.

Текстовое толкование . Этот прием толкования обычно называется грамматическим, поскольку объектом исследования в данном случае является текст. Интерпретатор при текстовом толковании изучает одновременно как лексическую и синтаксическую, так и смысловую структуру текста нормы, применяет правила и грамматики, и логики.

Текстовое толкование начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род, лицо и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему дается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке.

Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании.

Следующая, не менее ответственная задача, стоящая перед интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.).

Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к какому виду норм права она относится, и т.д.).

Законодательный текст - это не обычное литературное произведение. В нем употребляется целый ряд специальных терминов. в законодательстве много так называемых общеупотребительных терминов, которые заимствуются из бытового языка и используются в своем общераспространенном значении. Часто применяются также общеупотребительные термины, имеющие в нормативном акте особый смысл (например, доказательство, подозреваемый, жалоба). Они более точно обозначают необходимое понятие. Как правило, такие термины во избежание чрезмерно широкого и, следовательно, неточного толкования определяются в нормативном акте.

Специальные юридические термины (например, истец, неустойка, дознание) вырабатываются правоведением и создаются законодателем.

Широко используются в нормативных актах и так называемые технические термины, заимствованные из разных отраслей техники, науки, искусства. Без таких терминов обойтись весьма трудно, поскольку право касается множества различных сторон общественной жизни. Эти термины обычно не определяются в нормативных актах. Если возникают неясности при их толковании, то нужно использовать соответствующие справочники, словари, обратиться к помощи специалистов.

Системное толкование. Любая норма представляет собой составную часть системы права и взаимодействует с множеством других правовых норм, поэтому после анализа содержания нормы необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи. Уяснить суть конкретной нормы можно, лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, ст. 140 УК предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании ст. 140.

Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания. в других случаях близкая норма может дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении.

Толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, особенно в правоприменении, ведь прежде, чем применить право, необходимо уяснить его смысл. В процессе толкования нужно определить историко-политические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.

Норма права - это общее правило поведения, где общест­венная жизнь представлена в типичных, а не в индивидуаль­ных проявлениях. При помощи нормы права осуществляется социальное предвидение, т. е. предрекаются возможные в буду­щем общественные связи, изменения социальной действитель­ности. Таким образом, при реализации норм права, в особенно­сти отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, возникает необходимость их толковать в применении к отдель­ному случаю.

Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин "толкование" употребляется в трех различных, хотя и связанных между собой, смыслах:

1} уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);

2) принятие актов государственными органами и высказы­вания отдельных лиц с целью разъяснить содержание право­вой нормы;

3} интерпретация, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определен­ных приемов (способов): грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического (исто-рико-целевого); специально-юридического; функционального.

Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нор­мы. Он состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (граммати­ческое толкование). При этом юристу приходится всецело опи­раться на правила языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для оп­ределения смысла юридических терминов (например, "состав правонарушения", "осужденный", "неустойка", "представитель­ство" и т. п.).

Для правильного уяснения сути правовой нормы ее текст должен быть подвергнут самому тщательному лексическому и грамматическому анализу. Так, если два слова или два предло­жения в тексте правовой нормы соединены союзом "и", то для применения этой нормы требуется одновременно наличие обо­их признаков, обозначаемых указанными словами или предло­жениями. Напротив, если они связаны союзом "или", то доста­точно наличия хотя бы одного из указанных признаков (ст. 108 УК РФ). Напомним известный пример: "Казнить (,) нельзя (,) помиловать!", где даже от положения запятой роковым образом меняется смысл решения!

Систематический способ предполагает сопоставление пра­вовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую зависимость регулируемых общественных от­ношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них.

Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут быть установлены какие-либо изъятия из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизион­ных нормах.

Например, в трудовом законодательстве установлен срок - две недели - предупреждения администрации об увольнении по собственному желанию. А распространяется ли данное поло­жение на молодых специалистов? Анализ нормы права показы­вает, что если молодой специалист по истечении двух недель оставит работу, то он должен считаться уволенным за прогул, а не по собственному желанию, так как он обязан отработать три года по месту своего распределения.

Историко-политический (историко-целевой) способ состо­ит в выяснении общественных условий, экономических, соци­альных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, кото­рые решает государство посредством введения ее в действие. Чаще всего цели правовой нормы формулирует сам закон в преамбуле или в отдельной статье (например, задачи УК РФ сформулированы в ст. 2). Отсутствие историко-политического анализа создает опасность вынесения таких решений, которые формально правильны, а по существу некорректны.

Формальное применение закона является одним из гру­бейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и чет­кой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемо­го дела. В частности, в уголовном законодательстве прямо ука­зывалось, что спекуляция, т. е. скупка и перепродажа с целью наживы, является преступлением. Переход нашей страны на рыночные отношения меняет социально-экономическое содер­жание данного деяния, поэтому формальное применение этой нормы не соответствовало бы ее назначению.

Применение нормы права - отнюдь не формально-логиче­ская операция, а политико-юридический акт, который должен выражать правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела и в рамках закона содержать политически и практически наиболее целесообразное для данного случая решение.

В текстах юридических норм часто встречаются относи­тельно определенные формулировки, требующие раскрытия и конкретизации применительно к различным индивидуальным случаям. Например, закон считает нарушением трудовой дис­циплины прогул без уважительной причины. Для правильного понимания причины прогула, признания той или иной причины уважительной или неуважительной необходимо глубоко уяс­нить общественно-политический смысл нормы трудового зако­нодательства.

Специально-юридический способ - это исследование тех­нико-юридических средств и приемов изложения воли законо­дателя, основанное на специальных знаниях юридической нау­ки, и прежде всего юридической техники. Специально-юриди­ческое толкование включает ряд приемов:

а) нормативное толкование, т. е. такое уяснение воли зако­нодателя, при котором устанавливается урегулированность дан­ного правила поведения;

б) конструктивное толкование, т, е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важно знать, какой это договор - купли-продажи или дарения);

в) определение отраслевой принадлежности правовых норм;

г) терминологическое толкование ("неустойка", "штраф", "пеня", "залог", "поручительство" и т. д.).

Логический способ толкования - это исследование логи­ческой структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа не сами слова, а совокупность слов и их соот­ношение между собой. При этом используются различные ло­гические приемы, например, доведение до абсурда.

Проанализиаруем в качестве примера понятие "источник повышенной опасности". Кто является субъектом деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасно­сти для окружающих? Владельцы автомобилей? Да! Возникает предположение, что все транспортные средства следует рас­сматривать как источник повышенной опасности, тем более что в определенных ситуациях они таковыми являются. Продол­жим мысль, доведем ее до логического конца: а как же владе­лец лошади, велосипеда, тележки, тачки, носилок и т. д.? При­дем явно к нелепому выводу - абсурду; отсюда указанный ва­риант толкования не может быть признан правильным. Значит, дело не в транспортных средствах, а в их мощности.

А. Ф. Черданцев выделяет, наряду с общепринятыми, еще один способ уяснения - функциональный. Под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "ува­жительная причина", "производственная необходимость", "ин­тересы детей" и т. д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.

От толкования-уяснения следует отличать толкование-разъяснение, которое либо дается компетентным государствен­ным органом или управомоченной на то общественной органи­зацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц. Дан­ное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.

Разъяснение юридической нормы, даваемое уполномочен­ным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо (в некото­рых случаях) общеобязательным, называется официальным легальным толкованием. Его разновидностью является аутен­тичное толкование - разъяснение, исходящее от органа, кото­рый установил данную правовую норму.

Напротив, разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, официально не наделенных подобными полномочиями, не име­ют юридической силы, и их значение может состоять только в логической убедительности. Такие разъяснения называются неофициальными. Их разновидностью является доктринальное толкование, под которым понимается разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков и юристов-практиков.

В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну рель: выявить волю законодателя. Толкование - одна из стадий процесса применения норм пра­ва, но оно может быть и самостоятельным актом, преследую­щим цель укрепления законности.

Официальные разъяснения, даваемые государственными органами, имеют общеобязательную силу в тех случаях, когда данный орган наделен специальной компетенцией издавать ин­струкции и разъяснения по применению законодательства в определенной области общественных отношений, либо когда он имеет специальное поручение Федерального Собрания или Пра­вительства издать инструкцию или иной акт по применению данного закона, указа или постановления. Так, Министерство труда России имеет право издавать обязательные постановле­ния, правила и инструкции, а также давать министерствам и ведомствам разъяснения по вопросам труда и заработной пла­ты (например, постановление Минтруда России от 4 декабря 1993 г. № 175а и разъяснение от 4 декабря 1993 г. № 15 "О порядке установления работникам науки и высшей школы доп­лат за ученые степени доктора наук и кандидата наук"). Вер­ховный суд РФ дает руководящие разъяснения судам по во­просам применения законодательства при рассмотрении судеб­ных дел. В остальных случаях официальные разъяснения обя­зательны только для тех органов или должностных лиц, кото­рые подчинены органу, дающему разъяснение.

Официальное разъяснение может быть нормативным или казуальным. В первом случае оно имеет общий характер, каса­ется определенной категории дел. Это общеобязательное тол­кование, сохраняющее свою силу для всех возможных случаев применения данной правовой нормы. Его необходимость вызы­вается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным понима­нием закона правоприменяющими органами.

Нормативное толкование может исходить только от компе­тентного органа. Законодатель дает толкования по любому во­просу государственной жизни, и они имеют высшую юридиче­скую силу. Правительство может толковать лишь акты органов исполнительной власти. Нормативное толкование закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по вопросам применения законода­тельства, возникающим при рассмотрении данной категории дел. Однако Пленум не может давать толкование норм, с которыми суды не имеют дела.

Казуальное толкование - официальное обязательное разъ­яснение нормы права применительно к конкретному казусу (слу­чаю). Оно обязательно только для решения дела, по которому дано. Поэтому его ни в коем случае нельзя механически рас­пространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них индивидуально.

Все органы, применяющие нормы права, могут давать ка­зуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием закона. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы.

Весьма полезным для правильного уяснения и применения норм права является обстоятельное знакомство с неофициаль­ным (особенно доктринальным) толкованием. Оно не является обязательным, и поэтому на него нельзя ссылаться при офици­альной мотивировке выносимого решения (приговора, распоря­жения и т. п.). Но оно призвано помочь практическим работни­кам глубже разобраться в содержании применяемых норм, пре­дотвратить возможные ошибки. Доктринальные разъяснения, содержащиеся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящие от юристов-практиков, призваны способствовать дальнейшему росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания закона.

От толкования-уяснения и толкования-разъяснения сле­дует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т. е. недостатки в юридическом оформ­лении мысли законодателя или несоответствие между содер­жанием закона и логической формой его выражения.

В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта на­зывается буквальным, или адекватным, толкованием.

Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключа­ется в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы "и то, и другое", "и да, и нет".

В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором - расширительным.

При режиме законности расширительное и ограничитель­ное толкование является исключением из общего правила, за­крепляющего соответствие буквального текста и действитель­ного смысла акта. В данном случае не происходит распростра­нения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее объем остается неиз­менным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть это содержание. Воля законодателя определяется только по отношению к бук­вальному тексту.

При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. При аналогии нормативный акт распростра­няется на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных усло­виях.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъ­ясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми норматив­ными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделя­ют их судьбу.

В теории государства и права различаются два вида актов толкования;

интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или ле­гального толкования;

интерпретационные акты правоприменения - специфиче­ские правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

Толкование норм права (закона) - мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации*.

Термин "толкование закона" на английском языке - statutory interpretation, law interpretation.

* Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976. С. 11; Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Госюриздат, 1962. С. 8 - 9; Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 6.

Разъяснение

Толкование норм права (закона) - это мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации.

Толкование норм права очень важно, так как позволяет выявить их действительный смысл и правильно применить на практике. Науку о толковании права еще называют как юридическая герменевтика (hermenutica). Термин герменевтика от древнегреческого бога Гермеса, который был покровителем красноречия и глашатаем воли богов.

О причинах необходимости толкования законов писал еще профессор К.П. Победоносцев (1827 - 1907): "Как закон, так точно и договор между частными лицами не в состоянии обнять своей буквой все подробности и последствия, вытекающие из соглашения, и определить все частности. И поэтому легко может возникнуть недоумение о настоящем смысле договора: тогда и здесь, точно так же как при сомнении в смысле закона, предстоит восстановить в мертвой букве живой смысл... нужно истолкование" (Победоносцев К.П. Курс гражданского права. М.: Статут, 2003. Ч. 3. С. 132).

То есть, толкование норм права (закона) особенно важно в ситуациях, когда норма права сформулирована в не четко, слишком обще, позволяет двойное понимание смысла.

Виды толкования норм права (закона)

Толкование норм права (закона) может осуществляться: по субъекту, приемам, объему.

Толкование по субъекту, разъясняющему закон

Выделяют: легальное, судебное и доктринальное толкование.

Легальным признается толкование , даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Так, по федеральным законам таким органом является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которая может осуществлять толкование в форме постановлений Государственной Думы.

Легальное толкование еще называют как аутентическое толкование (аутентичный с греческого: подлинный, верный, основанный на первоисточнике).

Судебное, или казуальное, толкование - это толкование, даваемое судом. Такое толкование может быть двух видов. Во-первых, толкование, данное в судебном решении по конкретному делу. Иакое судебное толкование ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов. Во-вторых, толкование дается Пленумом Верховного Суда РФ или Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ. Такие документы принимаются для нижестоящих судов, но они применяются более широко, так как суды обязаны применять толкование ВС РФ.

Пример судебного толкования: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Доктринальное толкование - разъяснение законов, норм права, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками в докладах и лекциях, в газетных и журнальных статьях, в комментариях, материалах обобщения судебной практики. Такое толкование не имеет обязательной силы, но оно способствует глубокому и правильному познанию норм права.

Толкование по приемам

По приемам различаются: грамматическое (филологическое), системное, историческое и логическое толкование.

Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уяснении смысла норм права путем этимологического и синтаксического анализа его смысла.

Системное толкование заключается в сопоставлении толкуемых норм с другими нормами. Необходимость системного толкования в том, что право является системой норм, в которой место, значение и содержание каждой отдельной нормы обусловлено другими нормами. К примеру, в первой части налогового кодекса России установлены общие понятия, принципы законодательства по налогам и сборам. Во второй же части установлены правила определения налоговых обязательств по конкретным налогам. Во второй части часто применяются понятия, которые определены в первой части или же в первой части указывается из какой отрасли права нужно применять понятие. К примеру, во второй части НК РФ часто используется термин " ", но сам этот термин определен в ст. 39 первой части НК РФ.

Пример системного толкования можно посмотреть в Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О. Как правило, системное толкование начинается фразами типа: "Из взаимосвязанных положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в их последовательном изложении , следует..."

Историческое толкование состоит в выявлении воли законодателя путем анализа той социально-экономической и политической обстановки, в которой был принят законодательный акт. Иногда для исторического толкования возникает необходимость обращения к тексту ранее изданного и утратившего силу закона.

Логическое толкование заключается в логическом анализе правовых норм, их смысла и формулировок в тексте нормативного акта. Логическое толкование позволяет выявить противоречия между желанием законодателя и словесной формой его отражения, что позволяет выявить истинный смысл правовой нормы.

Толкование по объему

Толкование по объему может быть: буквальным (адекватным), ограничительным (рестриктивным) и распространительным (экстенсивным).

Буквальное (адекватное) толкование проводится в точном соответствии с текстом нормативного правового акта, когда слова и смысл закона полностью совпадают.

Ограничительное толкование состоит в придании более узкого, ограниченного смысла, чем это вытекает из буквального текста закона.

Распространительное толкование заключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.

Ограничительное и распространительное толкование используется довольно редко. Чаще всего применяется буквальное толкование. Ограничительное и распространительное толкование применяются когда буквальный смысл текста нормативного правового акта неадекватно выражает волю законодателя.

Термин "толкование" встречается в законодательстве, например:

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 3 ст. 390 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 391.12 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Литература по теме

Беляева О.М. Понятие и сущность толкования права // Российская юстиция. 2012. N 10. С. 35 - 37.

Кицул О. Проблемы толкования права: как избежать разночтений // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 39. С. 13.

Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 6.

Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976. С. 11;

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Госюриздат, 1962. С. 8 - 9;

"Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник" (под ред. А.И. Чучаева) ("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2013)

Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2003. С. 68.

Дополнительно

Это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Виды толкования норм права.

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет видах разъяснения. В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, оно может быть:

1. официальным и

2. неофициальным.

Официальное толкование – это разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Его особенности:

1. оно дается уполномоченным на то органом;

2. формулируется в определенном акте;

3. формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Виды официального толкования.

1. в зависимости от субъекта толкования оно может быть:

Аутентическим - осуществляется о органом, издавшим норму;

Официозным (легальным) - осуществляется государственными органами, на которые возложена обязанность толковать их.

2. по характеру действия:

Нормативным или

Казуальным толкованием;

3. по уровню оно может быть:

Обыденным - дается гражданами, не имеющими юридического образования;

Профессиональным - имеет место в деятельности юристов;

Доктринальным толкованием - осуществляется учёными-юристами, сотрудниками НИИ, доцентами и профессорами вузов.

Нормативное толкование норм права. Его особенности:

1. это официальное разъяснение;

2. оно обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг людей и на неограниченное количество случаев ("неисчерпаемость" разъяснения);

3. имеет три разновидности: а) аутентическое, б) легальное, в) правоприменительное толкование.

Нормативно толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда рф, Высшего арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ принятой путем референдума наделенный Конституционный Суд РФ.

Казуальное толкование норм права . Его особенности:

1. это толкование официальное – оно дается официальными, компетентными органами;

2. оно не имеет общеобязательного значения, распространяется только на конкретный случай;

3. содержится в специальных указаниях разъясняющего характера.

Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанцией прямо разъясняется смысл применения норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Неофициальное толкование – это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения. Особенности неофициального толкования следующие:

1. оно дается не уполномоченными на то органами;

2. по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвокатом, судьей в ходе приема граждан), так и письменно (в периодической печати, в комментарии);

3. не является юридически обязательным.

Виды неофициального толкования. Неофициальное толкование бывает:

1. обыденным (дается любым гражданином);

2. профессиональным (его дают юристы);

Результаты толкования норм права . Результат толкования-уяснения по своему объёму может быть:

1. буквальным;

2. ограничительным и

3. распространительным (расширительным)

Буквальное толкование. Оно выражается в совпадении текста нормы права и ее смысла. Например, положение п.2. с.т. семейного кодекса РФ: ""Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению"". Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порождает разногласий и споров.

Ограничительное толкование. Оно выражается в несовпадении смысла и текста нормы права. Смысл уже ее содержания. Например, в ч.1 от. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: ""Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположение уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединения не распространяется в частности на детей.

Расширительное толкование. При нем смысл нормы права шире ее текста. Например, законодатель часто использует термин "закон" (судьи независимы в подчиняются только закону). Но истинный смысл слова "закон" состоит в "том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акта высших органов власти.

Говоря об адекватном, распространительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.

1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства; сроки и т.д., четко определенные в самом нормативном акте.

2. Ограничительное или распространительное толкование возможно тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальном выражением, когда такое несоответствие можно доказать.

3. Ограничительное или распространительное толкование может вытекать из системного способа толкования, в частности, из связи общей и специальной нормы. Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму (см. например, ст158 УК РФ "Кража", в ч.1 содержится общая норма, в ч.2 и 3 - специальные нормы по отношению и предписанию, находящемуся в ч.1 они ограничивают последнее в части своего действия).

Ограничительное и распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах и соответствующем образом аргументироваться.

Значение толкования состоит в том, чтобы показать точный смысл юридических правил, правовых предписаний, имеющихся в нормативно - правовых актах.

Стратегическая задача толкования -- результативная реализация правовых предписаний в режиме законности.

Объектами толкования выступают нормативно - правовые акты, имеющие общеобязательные правила поведения (нормы права). Вместе с тем, толковать можно и акты применения права, юридически значимые действия конкретных лиц. Предмет толкования -- воля законодателя (нормодателя), показанная в законе (в нормативном правовом акте), в содержании правовых договоров и др.

Первоначальное в толковании состоит в том, чтобы принять тот смысл, то содержание, которые заключены в юридических предписаниях. Значит толкование -- одна из главнейших сторон профессиональной деятельности юриста. Способность правильно рассматривать закон, норму права, владеть различными способами, приемами толкования - показатель профессионального уровня юриста, его правовой культуры.

Толкование закона служит правильному, правильному пониманию и применению закона, открытию той его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку.

Юридическая наука изучает различные аспекты широкой и сложной проблемы толкования нормативных правовых актов.

Следует выделять два аспекта: толкование самим интерпретатором- уяснение смысла правовой нормы; толкование, которое дается для других субъектов.

1. Толкование - уяснение -- является собой внутренний мыслительный процесс познания, обращенный на постижение подлинного смысла правовых предписаний. Это заранее предварительное условие точного уяснения текста нормативного правового акта и содержащихся в нем норм права. Имеется ввиду познавательная функция толкования, раскрытие содержания юридических норм, для реального субъекта, «для себя», для конкретного правоприменителя, используя правовое решение.

Уяснение смысла правовой нормы начинается с изучения текста (статьи или статей) нормативного правового акта. Выяснение подлинного содержания нормы права включает осмысление, уяснение основной ее цели и социальной направленности, всех особенностей нормы, текстуального изложения, учета времени принятия и др.

2. Толкование-разъяснение -- это устное или письменное суждение интерпретатора о смысловом содержании нормы, которое способствует пониманию правового предписания другими субъектами права. Разъяснение, отмечает С.С. Алексеев, -- это «раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм «для других». Здесь субъект в той или иной форме выражает свое понимание юридических норм.

Разъяснение может осуществляться устно, содержаться в специальных актах (они называются интерпретационными), может быть заключено в актах применения права, например, в решениях судов по юридическому делу, в специальных комментариях ученых-юристов. Назовем в этой связи толкование, содержащееся в комментированном кодексе. Здесь после каждой статьи приводится ее разъяснение. Официальные разъяснения содержатся и в постановлениях Пленумов Верховного суда РФ по отдельным категориям юридических дел на основе обобщения судебной практики.

Следовательно, толкование-разъяснение, раскрывая значение юридической нормы, доносит ее смысл до других лиц (исполнителей и др.), обеспечивает одинаковость понимания ими нормативного предписания. Цель такой деятельности состоит в том, чтобы обеспечить правильное и единообразное понимание и применение толкуемой нормы заинтересованными лицами.

Сказанное означает: разъяснению всегда предшествует уяснение. Вместе с тем, за уяснением не всегда следует разъяснение.

Уяснение и разъяснение - это две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания (уяснения и разъяснения) правовых норм.

Отметим также следующее: значение толкования в механизме правового регулирования определяется тем, что оно завершает процесс регламентации общественных отношений. В результате толкования нормативные юридические предписания становятся готовыми к реализации, к практическому осуществлению.

2. Виды толкования норм права

Толкование норм права (как результат уяснения) классифицируется по критериям его юридической силы, степени конкретизации и объема действия.

По юридической силе толкование норм права делится на официальное и неофициальное. По степени конкретизации - на нормативное и казуальное. Официальное толкование, в свою очередь, делится на аутентичное и легальное. Неофициальное толкование бывает компетентным (доктринальное и профессиональное) и обыденным.

Официальное толкование - это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические последствия. Разновидностями официального толкования являются: нормативное толкование и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование -- официальное разъяснение, обладающее общим характером, формально обязательное при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Нормативное толкование -- разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Такое толкование нормативно потому, что его результат выражен в виде интерпретационных норм, обязательных для других субъектов. По мнению профессора А.Ф. Черданцева, «это нормы о нормах. В них предписывается как следует понимать и применять другие правовые нормы».

Такое толкование неотделимо от самой нормы, не может проводиться независимо от нее. В случае отмены нормы прекращает действие и ее разъяснение. «Нормативное разъяснение, -- отмечает В.Н. Протасов, -- не имеет самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения».

Итак, интерпретационный акт с официальным нормативным толкованием содержит не нормы права, а разъяснение действующей нормы, положений нормативного правового акта. Он имеет вспомогательное значение и не является актом правотворчества.

Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным актам принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому различаются два вида нормативного толкования: аутентическое и делегированное (легальное).

Аутентическое толкование -- разъяснение исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Например. Правительство может принять интерпретационный акт, в котором будет дано разъяснение ранее принятого им постановления. Разъяснение, содержащее общие положения, не связанные с конкретным делом, обязательны для всех, ктс реализует разъясненный нормативный правовой акт.

Делегированное (легальное) толкование -- разъяснение, исходящее от компетентного органа в отношении акта, изданного другим органом. Иными словами, разъяснение нормативного правового акта, принятого другими государственными органами, называется делегированным, так как дается по поручению субъекта правотворчества. Такое толкование также называется легальным. Оно дается государственными органами лишь тогда, когда на это их специально уполномочивают вышестоящие компетентные государственные органы.

Казуальное толкование -- разъяснение смысла правовых норм обязательных только для данного конкретного дела. Казуальное толкование адресуется персонально определенным лицам, имеет в виду конкретные обстоятельства и обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование в свою очередь подразделяется на судебное и административное.

Такое казуальное (индивидуальное) толкование дается иными судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым делам. Например, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда. Вместе с тем в определении по делу содержится соответствующее толкование разъясняющего характера.

Акты казуального толкования имеют разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона.

Казуальное толкование дается также административными органами. Оно разъясняет смысл правовой нормы применительно к конкретному делу, находящемуся в ведении органов управления.

Неофициальное толкование - это толкование норм индивидуальными применителями (гражданами, юридическими лицами) , оно носит частный характер и не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. В юридической литературе неофициальное толкование подразделяется на три разновидности: обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование - это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения. Его характерной чертой является то, что оно может быть неверным, чисто эмоциональным. Тем не менее подобное правоощущение имеет важное значение при совершении гражданами юридически значимых действий, осуществлении ими своих прав и обязанностей, соблюдении законов, правопорядка, юридических норм. Разумеется, никакого внешнего (письменного) выражения обыденное толкование не получает.

Профессиональное (или компетентное) толкование правовых норм - даётся специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Доктринальное толкование -- разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и другими квалифицированными юридическими учреждениями (работниками) на основе уяснения и анализа правовых норм. Формально оно не имеет обязательной силы. Вместе с тем, основанное на убедительности, научной обоснованности, авторитете толкующих лиц, доктринальное толкование оказывает существенное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Посредством доктринального толкования юридическая наука оказывает прямое влияние на юридическую практику, улучшает качество правосудия, вносит элементы профессионализма в правосознание должностных лиц, применяющих право, повышает правовую культуру граждан, укрепляет режим законности в стране. Известны периоды в истории государства и права, когда работы видных юристов признавались источниками права и на их основе решались конкретные дела (в отдельных странах доктрина права и ныне признается таким источником).

3. Способы толкования норм права

Специфика правового толкования предлагает применение в этом процессе специальных процедур, технологий, способов, которые выработались в результате длительного опыта.

«Способы толкования правовых норм - это совокупность приемов и средств, допускающих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя»

В юридической науке и практике разделяют следующие способы толкования: правовой акт субъект казуальное толкование

  • § грамматический (философский, языковой, текстовой);
  • § систематический;
  • § логический;
  • § историко-политический;
  • § специально-юридический;
  • § телеологический (целевой);
  • § функциональный.
  • 1. Грамматический способ толкования норм права.

Любой правовой акт предполагает собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, обладают самостоятельным значением. Однако, они находятся с другими словами в определенной логической связи, благодаря чего получают ограниченный и подчиненный общему строю смысл.

Грамматический способ состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта, его собственного содержания. Поскольку мысль законодателя облечена в слова, выражения, понятия, а они связаны логической связью, то первоначального нужно выяснить их терминологическое и грамматическое содержание, из которых складывается суть. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. Позже уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права, для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), образуются связи между словами и предложениями, определяются синтаксическая и морфологическая структура предложения. Чтобы содержание нормы было понято правильно, нужно определить значение всех знаков препинания, соединительных или разделительных союзов. Например, при соединительном союзе «и» нужно наличие двух или более каких-либо условий при разделительных «либо», «или» выполняется только одно из указанных в такой норме условий.

Юридической наукой создан ряд правил грамматического толкования:

  • 1. Словам и выражениям закона нужно предавать то значение, которое они имеют в сложном литературном языке, если нет причин для их иной интерпретации;
  • 2. Если в нормативном акте дано объяснение того или иного понятия, то именно в этом значении и нужно его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке;
  • 3. Значение термина, принятое правотворческим органом для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;
  • 4. Если в законе не определено значение термина, то следует ему предавать тот смысл, в котором он используется в юридической науке и практике;
  • 5. Идентичным формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя предавать разные значения, если из этого акта не следует иное;
  • 6. Нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение;
  • 7. Невозможно такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние. Грамматический способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один их приемов не возможен изолированно, вне связи с другими.