Случаи обработки персональных данных без согласия субъекта. Не давать согласие на обработку персональных данных

«СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» С УДАВКОЙ НА ШЕЕ.

ГАЛИНА ЦАРЁВА (Председатель Координационного Комитета против внедрения УЭК)

В Координационный Комитет против внедрения УЭК приходят сообщения, что людей стали принуждать подписывать согласие на сбор и обработку персональных данных.

Больше всего обращений по поводу оплаты за газ, когда вместе с квитанцией идет согласие на обработку персональных данных, без подписи которого не принимают оплату.

Такие же тревожные звонки идут и по поводу оплаты за свет, за коммунальные услуги и даже на квитанции по ремонту стиральной машины мелким шрифтом прописан сбор персональных данных. Сбор данных идет на детей в школах под видом получения пенсионных удостоверений, в поликлиниках, институтах, на работе грозят увольнением в случае отказа подписать договор-согласие на сбор персональных данных.

Давайте вчитаемся в этот договор: «Я даю согласие на обработку персональных данных свободно, действую в своей воле и в своем интересе… Действия с моими персональными данными включают в себя сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уничтожение, извлечение, использование, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение».

Из этого договора следует, что человек становится рабом той системы и тех людей, кто собирает эти данные и в случае проявления нелояльности к этой системе будет уничтожен как личность, т.к. удаление и уничтожение персональных данных в электронной системе означает, что человек перестанет существовать в социуме, т.к. он не сможет купить недвижимость, устроиться на работу, оформить детей в школу, получить мед помощь, пенсию, зарплату - ничего. Как сказал Иоанн Богослов «ни купить, ни продать».

Однажды можно проснуться и узнать, что ты не хозяин своей квартиры, на тебе оформлен большой кредит в банке, и твои дети уже не твои. Можно лишиться даже собственной личности, при условии блокирования карты, если вы станете неугодны электронному правительству.

Система, в которой хранятся данные граждан РФ представляет систему распределенных баз данных различных ведомств, не объединенных единым ключом. Именно поэтому осуществлять сбор персональных данных представляет значительную сложность. С введением УЭК все эти распределенные базы данных будут объединены в сеть, т.е. превратятся в единую базу данных и ключом доступа к ним будет УЭК. И если карта вставляется в соответствующее устройство, то происходит консолидация данных о человеке из всех массивов информации, которые могут быть разбросаны по разным серверам. Фактически это и есть единая база данных. А так как и компьютеры, и программное обеспечение у нас иностранное, то все сведения о гражданах плавно перетекут на Запад или за океан. О какой защите информации о гражданах и о безопасности государственной тогда может идти речь?

Наличие электронных карт с чипом у спецслужб, военных России позволит определить дислокацию наших группировок вооруженных сил.

С 1 июля все федеральные органы власти переходят на новый порядок работы - систему электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) по предоставлению государственных услуг. Для граждан страны и юридических лиц запускаются информационные банки данных. Фактически это означает, что теперь запрещено требовать от граждан всякого рода справки, которые есть в информационных банках других ведомств. В эту систему включены 61 федеральный орган власти, куда в первую очередь входят Пенсионный фонд, ФМС, Федеральная налоговая служба, Росреестр, Федеральное казначейство, которые обеспечивают основной поток информационного обмена при оказании госуслуг, с которым сталкивается каждый россиянин: уплата налогов, получение документов, удостоверяющих личность, водительских удостоверений, прописки, регистрации автомобилей, страхование, получения различных медицинских справок и т.д.

Разрешается брать из СМЭВ информацию о человеке безо всяких обращений граждан, если это «необходимо в целях реализации полномочий, возложенных нормативными правовыми актами». Кроме того, все базовые ресурсы должны содержать идентификаторы СНИЛС, ИНН, позволяющие получить сведения о человеке, а все уполномоченные органы (ПФ, ФМС и др.) обязаны обеспечить к ним непрерывный доступ в электронном виде. Если же делается запрос о человеке каким-либо заинтересованным органом, то в обязательном порядке указывать эти идентификаторы. Сбор персональных данных через присвоение человеку цифрового идентификатора СНИЛС ведет к консолидации региональных, федеральных и отраслевых сведений в одну глобальную базу данных.

28 ноября 2011 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 977 »О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

В этом Постановлении федеральным органам власти и органам внебюджетных фондов предписывается, а органам власти субъектов Росфедерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать данную единую систему идентификации, аутентификации, авторизации и регистрации физических и юридических лиц. Система предназначена для: а) сравнения идентификатора участника информационного взаимодействия (в том числе человека) в конкретной информационной системе с идентификатором этого участника, содержащимся в так называемом «базовом государственном информационном ресурсе»; б) проверки принадлежности участнику введенного идентификатора, а также подтверждения подлинности идентификатора; в) подтверждения наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре; г) формирования перечня, в частности, прошедших идентификацию и аутентификацию участников информационного взаимодействия, а также их идентификаторов в регистрах единой системы идентификации и аутентификации. Единая система будет включать в себя разные регистры, в том числе «регистр физических лиц».

Система должна будет обеспечивать санкционированный доступ к информации, содержащейся в государственных, муниципальных и иных информационных системах, не только в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, но и для формирования «базовых государственных информационных ресурсов», для «межведомственного электронного взаимодействия» и «в иных целях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации».

Обращаем ваше внимание на то, что сбор персональных данных без вашего согласия - незаконен. Статья 23, 24 Конституции РФ гарантируют гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени. Угрозы в ограничении конституционных прав человека являются неправомерными. Подписывая же согласие на сбор персональных данных о себе - вы подписываете договор с электронным правительством, а значит, непосредственно с мировым правительством и полностью передаете себя в их руки, так что фактически вы подписываете договор с сатаной.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Когда ты услышишь: «отдавай кесарю кесарево», понимай под этим только то, что нисколько не вредит благочестию, ибо все, что противно благочестию, не является уже данью кесарю, но является данью и оброком дьяволу».

ГАЛИНА ЦАРЁВА

Председатель Координационного Комитета против внедрения УЭК

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 , части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью . Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

Персональными данными физического лица являются любая информация о нем (паспортные сведения, семейное положение и место работы, возраст и прочее). Часто такая информация разглашается со стороны работодателя в процессе осуществления его деятельности. Несмотря на то, что по закону это не является нарушением, многие люди заинтересованы в защите информации о себе, и такое предохранение работодателя обязывает производить российское законодательство.

ФЗ «О персональных данных» № 152-ФЗ был принят еще 27 июля 2006 года, последние изменения и дополнения в документ вносились 1 сентября 2015. Согласно этому документу персональные данные могут обрабатываться, храниться и передаваться третьим лицам только с согласия субъекта.

Но при этом сохранять такую информацию в тайне закон обязывает не всегда, разделяя все персональные данные на три категории:

  1. Специальные (национальность и вероисповедание, взаимоотношения с законом, сведения о состоянии здоровья и частично – информация о работе).
  2. Биометрические (данные, касающиеся внешности и физиологии).
  3. Общедоступные основные анкетные данные (Ф.И.О., дата рождения, пол и другие паспортные данные).

Для обработки информации третьей категории согласия носителя не требуется. Не требуется оно и при обработке, хранении и передаче данных первых двух категорий в таких исключительных случаях, как установление личности человека при отсутствии у него документов, а еще в ходе любых оперативно-розыскных работ.

Согласно закону в каждом предприятии имеется внутренний документ, в котором было бы оговорено, что именно относить к персональным сведениям, в каких случаях они могут передаваться и разглашаться, а поступающего на работу в организацию сотрудника необходимо с такой бумагой ознакомить и он должен дать свое согласие на обработку данных.

Сотрудникам не стоит относиться к этой информации как к материалам, которые могут как-то применяться против них, так как за суровой фразой «обработка персональных данных» фактически подразумевает лишь использование анкетных сведений (3 категория) для оформления:

  • зарплатной карты или счета сотрудника;
  • доверенности на предоставление интересов компании или на получение материальных ценностей;
  • счетов;
  • договоров;
  • исходящих писем различного характера.

Но в то же время работодатель обязан ограничивать доступ к таким данным, обеспечивая его только ответственным за хранение и обработку этих сведений лицам. В компетенции таких сотрудников еще должно быть заполнение соответствующих бланков, которые являются формальным разрешением работника на использование информации. Этот документ должен составляться при каждом использовании данных и действует на протяжении прописанного в нем срока.

Пример заполнения бланка согласия

Бланк согласия на обработку персональных данных можно составить по приведенному на нашем сайте образцу, но при необходимости в него допускается внесение небольших поправок и изменений в оформлении. В верхней правой части бланка пишется Ф.И.О. и должность человека, на имя которого составляется документ, а также указывается название организации.

Далее пишется заголовок «Согласие на обработку моих персональных данных», после которого указываются паспортные сведения сотрудника и прописываются реквизиты организации, дающей разрешение. Обязательна ссылка на федеральный закон № 152-ФЗ.

После этого перечисляются цели, в которых организация намерена использовать персональную информацию, а также сами сведения (это могут быть как анкетные данные, так и специфические факты относительно сферы деятельности сотрудника). В некоторых ситуациях личные данные могут предоставляться в несколько разных учреждений, и в таком случае не стоит перечислять их в одном документе: для каждого составляется отдельный бланк.

В конце бланка указывается срок, в течение которого документ считается действительным, а также упоминание о том, что сотрудник имеет право отозвать свое разрешение. После этого вписывает должность сотрудника, его Ф.И.О., подпись и дата составления бланка.

В отдельных случаях (например – по запросу из государственных органов) работодатель имеет право обойтись без составления такого документа. Если же сотрудник считает, что сведения о нем были переданы третьим лицам неправомерно, он имеет право подать в жалобу в Роскомнадзор. Если незаконная передача персональной информации подтвердится – работодателя может ждать наказание (штраф или лишение свободы).

Согласие на обработку персональных данных дает право на обработку паспортных данных, адреса, даты рождения и даже фамилии, имени и отчества каждого гражданина, которые особо охраняет законодательство. Все лица, которые по тем или иным причинам получают, обрабатывают, передают или хранят такие сведения, являются операторами и обязательно должны получить согласие на любые действия с полученной информацией. Образец соглашения на обработку персональных данных, а также требования к его оформлению вы сможете найти в специальном материале сайт.

Понятие персональных данных и обращение с ними регулирует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ в редакции от 22.02.2017. В соответствии с этим документом, под личными данными граждан, охраняемыми законодательством, следует понимать любую информацию, которая прямо или косвенно относится непосредственно к их субъекту (то есть физическому лицу). Такая информация позволяет однозначно определить, о каком именно человеке идет речь.

Что именно является личной информацией граждан

Конкретные указания на то, какая именно информация о человеке является его индивидуальными и охраняемыми данными, в законодательстве отсутствует. По сложившейся практике под ней обычно скрывается:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания (место регистрации);
  • семейное, социальное и имущественное положение;
  • образование, профессия;
  • доходы, имущество и обязательства.

Обычно такие сведения человек сообщает о себе сам во многих государственных органах, медицинских и образовательных учреждениях, кредитных организациях и даже в коммерческих структурах, например при трудоустройстве. Кроме вышеперечисленных сведений, которые являются общими, есть еще специальные личные данные, например национальность, вероисповедание, политические взгляды, состояние здоровья и прочая информация подобного рода.

Где можно найти персональные данные гражданина

Существует целый ряд документов, которые по своей сути являются источниками и одновременно хранилищами личной информации. К ним, в частности, относятся:

  • паспорт гражданина (внутренний и заграничный);
  • другие документы, удостоверяющие личность;
  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • документы об образовании,
  • документы о составе семьи;
  • справки о доходах;
  • анкеты, заполняемые при трудоустройстве;
  • автобиография;
  • характеристики;
  • личные карточки работников (форма Т-2);
  • другие документы.

Очевидно, что большинство этих документов в подлинниках или копиях хранят работодатели граждан. Именно они, а также все остальные лица, к которым попадает такая информация, являются операторами персональных данных.

Операторы персональных данных и действия с ними

В статье 3 закона № 152-ФЗ сказано, что оператором является лицо, которое организует и осуществляет обработку персональных данных. Все работодатели, как юрлица, так и ИП, являются такими операторами по умолчанию, круг остальных лиц, которые приобретают этот статус, практически не ограничен. Это может быть любое лицо, которому человек доверил информацию о себе.

Отдельное внимание нужно уделить понятию обработки личной информации. О ней везде говорят, но никто толком не знает, что это такое. Тогда как часть 3 все той же статьи 3 закона № 152-ФЗ регламентирует это понятие, как любое действие (или их совокупность), совершаемое с личной информацией. Под действиями законодатели понимают:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление или уничтожение данных.

Все операции могут проходить как в бумажном ручном режиме, так и с использованием средств автоматизации, в том числе в режиме онлайн. Именно на все эти действия оператор должен получить от владельца согласие на обработку персональных данных (образец заполнения и бланк согласия на обработку персональных данных 2019 можно увидеть в статье). При этом для работодателей это является отдельным случаем, так как цели их обработки, в том числе, регулирует .

Заявление о согласии на обработку персональных данных и требования к оформлению документов

Как уже было сказано выше, операторы обязаны получить от граждан согласие на обработку персональных данных на сайте или в бумажном варианте. Однако образец формы согласия на обработку персональных данных для организаций и учреждений немного отличается от того заявления, которое должен взять с каждого нового работника его работодатель. Для начала определимся с общими требованиями к оформлению этих документов — это поможет ответить на вопрос, как заполнять согласие на обработку персональных данных.

Нормами статьи 87 ТК РФ установлено, что все организации самостоятельно определяют порядок хранения и использования сведений, полученных от работников. Аналогичный принцип применим и ко всем остальным операторам. Главное — не нарушать требования, установленные федеральными законами и кодексами. Поэтому прежде чем приступать к обработке и думать, какой образец соглашения на обработку персональных данных лучше использовать, необходимо утвердить локальный акт по организации «Положение о персональных данных». Именно в этом документе должны содержаться все основные требования к правилам оформления документации. Положение должен утвердить руководитель с согласия профсоюзного органа (при его наличии).

Когда речь идет о работодателях, важно учесть, что по нормам п. 8 части 1 статьи 86 ТК РФ всех работников и их представителей следует ознакомить с утвержденным Положением под подпись. Для этих целей можно даже завести специальный журнал. Если Положения в организации-операторе не будет, это является грубым нарушением, за которое нормами статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрен штраф.

Образец заполнения согласия на обработку персональных данных

Теперь разберемся, как заполнить согласие на обработку персональных данных. Требования к согласию, которое должен дать владелец личной информации для ее обработки оператором, определен в части 1 статьи 9 закона № 152-ФЗ. Главное требование — такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. А также обязательно оформленным в письменной форме. Также допускается электронная форма, если взаимодействие владельца и оператора происходит через интернет. В любом случае у оператора должна быть возможность в любой момент подтвердить факт его получения.

При этом, хотя в самом законе о письменной форме этого документа речи не идет, по нормам статьи 13.11 КоАП РФ наказание последует в том случае, если оператор начал обработку:

без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено по законодательству РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Поэтому лучше всего сразу оформить заявление о согласии на все манипуляции с персональными данными и больше не переживать по этому поводу. Универсального бланка такого документа не существует. Поэтому каждый оператор может самостоятельно его разработать или использовать предложенное соглашение на обработку персональных данных.

Образец соглашения на обработку персональных данных работника с работодателем, например, может выглядеть так:

Произвольная форма согласия или заявления не исключает целого ряда требований, установленных в статье 9 закона № 152-ФЗ к его содержанию. В нем обязательно должны быть указаны:

  1. Фамилия, имя и отчество лица, его адрес, а также полные реквизиты документа, удостоверяющего его личность (аналогичные требования к представителям гражданина).
  2. Наименование или Ф.И.О. и адрес оператора.
  3. Цель получения личной информации.
  4. Перечень данных, которые подлежат обработке.
  5. Данные организации или ИП, которым оператор перепоручил любые манипуляции с данными.
  6. Перечень действий с информацией о человеке, на совершение которых он дал свое согласие, общее описание способов ее хранения и использования.
  7. Срок, в течение которого действует согласие, и способ его отзыва.
  8. Личная подпись гражданина.

В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.

Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки « о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.

Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках

1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.

2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152, «обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.

В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных , подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными .

4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?

Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.

Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.

5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.

Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».

Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.

Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.

7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.

Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.

В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.

8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.

В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».