Слова одинаково звучащие но разные по значению. Омонимы

Омонимы - это разные по значению, но одинаково звучащие или пишущиеся единицы языка - слова, морфемы.
Происходит от греческого homos - одинаковый и onyma - имя.
Различают несколько видов омонимов: полные и частичные, графические и грамматичекие, фонетические и омонимичные.

У полных/абсолютных омонимов совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) - ключ (родник), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).
У частичных совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа - ласок - ласк .

Графические омонимы или омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении).
От греч. homós - одинаковый и grápho - пишу.
Атлас - атлАс
вЕсти - вестИ
вИски - вискИ
дОрог - дорОг
зАмок - замОк
зАпах - запАх
здОрово - здорОво
кОзлы - козлЫ
лЕсок - лесОк
мАло - малО
мУка - мукА
пЕкло - пеклО
прИстань - пристАнь
сОрок - сорОк
Уже - ужЕ

Грамматические омонимы или омоформы - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу самолетом и лечу горло (в других формах - лететь и лечить, летел и лечил и т. п.); острая пила и пила компот (в других формах - пила и пить, пилы и пьют и т. п.).

Омонимичные морфемы или омоморфемы - морфемы, совпадающие по своему звуковому составу, но различные по значению.
Происходят от греческого homos - одинаковый и morphe - форма.
Например, суффикс -тель в существительных преподаватель (значение действующего лица) и выключатель (значение действующего предмета); суффикс -ец в словах мудрец, самец, резец и братец ; суффикс -к(а) в словах речка, тренировка, массовка и аспирантка.

И самые интересные, Фонетические омонимы или омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Происходит от греческого ὀμόφωνο - «звукоподобие» .
Примеры в русском языке:

порог - порок - парок,
луг - лук, плод - плот,
туш - тушь,
падёж - падёшь,
бал - балл,
косный - костный,
предать - придать,
эмиттировать - имитировать.

В русском языке два основных источника омофонии суть явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком и редукция гласных в безударной позиции.

К омофонии относят также случаи фонетического совпадения слова и словосочетания или двух словосочетаний. Используемые буквы могут полностью совпадать и различие в написании заключается только в расстановке пробелов:

в месте - вместе,
во все - вовсе,
из мяты - измяты,
из люка - и злюка,
не мой - немой.

В английском омофоны возникли вследствие исторически сложившегося разного обозначения на письме одного и того же согласного или гласного звука, например:

whole - hole,
knew - new.

Во французском языке наблюдаются целые ряды омофонов, состоящие из трёх-шести слов, одна из причин чего заключается в том, что во французском не читаются многие конечные буквы.

Источники: Википедия, Словари, Справочники

Цели:
Планируемые результаты:
Предметные:

· Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;

· Знать значение термина омонимы;

· Различать омонимы и многозначные слова;

· Показать роль омонимов в речи;

· Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

· Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;

· Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

· Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)


Цели: Познакомить со словами похожими по звучанию и написанию, но разные по значению «омонимами».
Планируемые результаты:
Предметные:

  • Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;
  • Знать значение термина омонимы;
  • Различать омонимы и многозначные слова;
  • Показать роль омонимов в речи;
  • Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

  • Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;
  • Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

  • Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. « Просвещение» 2-е изд. М. : Просвещение, 2012., презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Вре-мя

Деятельность Учителя

Деятельность

учеников

УУД

Орг. Момент

Слово уч-ля.

Практический:

Словарная работа

Практический:

Мин-ка чистописания

Мотивационный этап.

Практический: слушание Т.

Словесный.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

2 мин

Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Нам предстоит выполнить много интересных заданий. Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число и классная работа.

словарная работа-

Минутка чистописания

Приветствуют учителя.

Садятся.

Слушают задания уч – ля.

Выполняют задания.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Ребята, я вам сейчас расскажу одну история, а вы поможете понять, почему мама и сын не сумели договориться?

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

Почему мама и сын не понять друг друга?

(Уч-ся пытаются объяснить, что есть два разных слова; мешать-взбалтывать, и мешать – создавать препятствие для работы.)

В каком значение сын потребил слово «мешать»?

(помочь матери помешать варение)

А что мама подумала?(мешать – создавать препятствие)

Можно ли эти слова назвать многозначными?(нет)

Почему?

Какие слова называются многозначными? (Одно слово имеет несколько значений)

Оказывается ребята есть в русском языке такие слова которые похожи по написанию и звучанию, но разные по значению.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(Слова похожие по звучанию и написанию, но разные по значению)

А какая цель будет нашего урока? (Узнать, как называются такие слова, научиться их использовать в речи)

Рассмотрите картинки которые показаны на экране, назовите мне что вы видите?.(Ключи (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ-родник, ключ от двери))

Ребята, но тут ведь много картинок, а вы мне назвали только одно слово. Это все одно и тоже? Можем ли мы назвать эти слова многозначными? (нет, это слова которые звучат и пишутся одинаково а значения имеют разное)

А вот наш профессор самоваров приготовил для вас новое определение таких слов.

Давайте с вами откроем учебники и прочитаем. Стр. 25

Какие слова называются омонимы?(слова которые звучат и пишутся одинаково, а значение имеют разное)

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Омонимы как близнецы похожи,

Но значат не одно и то же:

Груз подает подъемный кран,

А воду льет в квартире кран

А теперь давайте потренируемся.

Запишите Упражнение 34.

Рассмотрите 4 иллюстрации, Что изображено? (Опоры моста «быки», бык, птичка «овсянка»каша «овсянка)

Бык – животное.

«Быки»- это опоры на которых стоит мост.

Птичка «Овсянка»

Овсянка размером с воробья , живет она в полях и лесах.

Каша геркулесовая, а по другому мы ее называем овсянкой.

А что это за слова? (омонимы)

Давайте придумаем предложения с этими словами.

(предложения выведены на слайд) И запишем их в тетрадь.

Давайте разомнемся.(физминутка)

На доске две иллюстрации. (лук (растение) лук(оружие))

Посмотрите на изображения. Что вы на них видите?

(лук-растение, лук- оружие)

Произнесите эти два слова. Как они звучат (одинакого)

Давайте составим схему каждого из этих слов.

Л- согл. непарный, звонкий

У- глас. ударный

К- согл. парный, глухой.

Лук- луковый. Много лука, Много луков.

Лук- раст, лук- оруж. Звучат одинаково. Посмотрите на схемы. Что вы можете сказать про схемы (они одинаковые)

В том и другом есть парная согл. на конце. (проверяем проверочным словом, доказываем в 1-м и во 2-м случае)

Давайте запишем. Лук и лук. Значит они пишутся одинаково? (да) И звучат одинаково? (да)

Какой вывод можно сделать? Слова которые звучат и пишутся одинаково называются омонимами.

Итак, с какими словами мы сегодня знакомились на уроке?(с омонимами)
Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать какие слова называются омонимами)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?
  • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
  • Кто не смог? Как вы думаете почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Стих. Рассказать родителям.

Оценивать свои достижения.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: осуществляют итоговый контроль


Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. Термин произошёл от греческого языка: homos - «одинаковый», onyma - «имя». Допустим, лук – растение и лук – оружие для метания стрел, топить печку и топить корабли .

Рассмотрим виды омонимов .

1. Некоторые слова пишутся одинаково, а произносятся по разному: з`амок и зам`ок , п`арить (бельё, овощи) и пар`ить (в облаках), ст`оит (хлеб в магазине) и сто`ит (машина, дерево). Такие слова называютсяомографами , что в переводе с греческого языка означает «одинаково пишущиеся».

2. Существуют слова, которые одинаково произносятся, а писать их надо по-разному. Например,пруд и прут , метал и металл , пять и пядь . Это омофоны , в переводе с греческого – «одинаково звучащие».

Среди омофонов много таких пар, которые совпадают не во всех своих формах, а в некоторых или даже одной. Если начать изменять слова по падежам и числам, то сразу обнаруживается разница в их звучании. Допустим, у пруда , к пруду два прута , ударил прутом . Слово «три » может быть и числительным (три яблока , три вещи ) и глаголом (три сильней! ). Но совпадать будут не все формы этих слов: тереть , тёр трёх , тремя . Одинаковые формы разных слов называютсяомоформами .

Омонимы могут быть помехой в языковом общении, особенно большую трудность они представляют для переводчика. В этом случае помогает контекст, т.к. в естественном разговоре слова редко употребляются изолировано. По контексту достаточно легко догадаться, какой смысл имеется в виду: Это совсем простой пример.- Простой оборудования достаточно дорог.

§ 51. Омонимия и её виды

Многозначность слов – большая и многоплановая проблема, с нею связаны различные вопросы лексикологии, в частности проблема омонимии. Омонимы слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему значению. Взаимосвязь полисемии и омонимии обусловлена исторически. С развитием языка «одна и та же внутренняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов» [Виноградов В. В. 1947: 14]. Омонимы в ряде случаев возникают из полисемии, подвергшейся процессу разрушения: кулак – кисть руки со сжатыми пальцами и кулак – зажиточный крестьянин, хороший крепкий хозяин, а затем кулак – крестьянин-эксплуататор (классовое определение). Проблема разграничения полисемии и омонимии сложна, лингвисты предлагают различные критерии для разведения данных явлений. Существует несколько подходов.

    О.С. Ахманова строила разграничение полисемии и омонимии, прежде всего, на учёте характера соотношения слова с объективной действительностью. Если каждое из значений является самостоятельным названием определенного предмета окружающего мира и находится вне всякой зависимости от другого предмета, то эти значения принадлежат разным словам-омонимам. Например: град (город) и град (осадки); коса (прическа), коса (отмель) и коса (орудие труда).

    Е. М. Галкина-Федорук придерживалась мнения, что разграничение полисемии и омонимии следует проводить путём подбора синонимов. Если синонимы не имеют ничего общего, то это омонимы: бор (сверло) – бор (хвойный лес) – бор (химический элемент).

    Ряд учёных, не отвергая названные критерии, предлагал учитывать также деривационные особенности: например, реакция как термин различных наук имеет разные словообразовательные ряды: реакция (биол., хим.) реактив, реактивный, реактивность; реакция (полит.) – реакционер, реакционный, реакционность.

Омонимы нередко имеют различную синтаксическую сочетаемость, разные формы управления: уход с работы и уход за ребёнком, за цветами; изменить план, но изменить родине. Однако эти критерии разграничения не универсальны, поэтому иногда в словарях встречаются разночтения. Источники омонимии следующие:

    Омонимы – продукт распада полисемии: сушка – сушение и сушка – вид изделия (баранка).

    Словообразовательные омонимы: покупать (от глагола «купить») и (от глагола «купать»).

    Следствие исторического изменения звукового облика разных слов: ЕСТЬ (имеется) и ЂСТЬ (кушать) по звучанию совпали к середине XVIII в.: звук «ê» (закрытый) или древнерусский дифтонг «ие» (передаваемые на письме буквой Ђ «ять») стал произноситься как [е], поэтому произношение слов перестало различаться. В 1918 г. была проведена реформа орфографии, упразднены некоторые буквы, в том числе и буква Ђ, и приведённые выше слова совпали не только по звучанию, но и по написанию. Приведем еще пример. Слово рысь (животное) в древности звучало «рдысь» и было однокоренным со словами рдеть, рыжий ; затем «дс» упростилось в «с». Слово рысь как бег лошади восходит к древнерусскому «ристь» (ср. ристалище), позднее конечный «т»« отпал, а «р» отвердел.

    Богатейшим источником омонимии являются заимствованные слова, например: тур (бык – древнерусское) и тур (из французского): тур вальса, балка (овраг – из тюркских яз.) и балка (бревно – из немецкого), брак (женитьба – русское) и брак (изъян – из немецкого) и другие.

Омонимы делятся на полные, или собственно лексические омонимы, и неполные омонимы, среди которых, в свою очередь, различают несколько видов. К собственно лексическим омонимам относятся, например: англ.: flaw1 – трещина; flaw2 – порыв ветра; русск.: свет1 – энергия; свет2 – мир, вселенная. Эти слова совпадают по звучанию, написанию и относятся к одной и той же части речи. Виды неполных омонимов следующие:

1. Омофóны – разные по значению слова и формы, совпадающие по звучанию, но различающиеся по написанию:

луг (поле) – лук (орудие для стрельбы), бал (танцевальный вечер) – балл (оценка).

2. Омóграфы – слова, разные по значению и звучанию, но одинаковые по написанию:

атлáс (ткань) – áтлас (сборник географических карт), зáмок – замóк.

3. Омоформы (морфологические омонимы) – слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких грамматических формах:

рой (сущ.) пчел – рой (глаг.) яму, дорóгой (сущ.) – дорогóй (прилаг.), новая пила (сущ.) – пила (глаг.) кофе, жгут (глаг.) траву – медицинский жгут (сущ.).

К омонимам примыкают парóнимы близкие по звучанию и написанию слова, но разные по значению. Их иногда ошибочно употребляют одно вместо другого: абонемент (право пользования чем-либо) и абонент (человек, имеющий абонемент); эффективный (результативный) и эффектный (бросающийся в глаза); скрытный (замкнутый) человек и скрытый (невидимый) механизм и многие другие.

Омонимы - слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. homos - одинаковый + onyma - имя.

Больше всего омонимов среди существительных и глаголов.

Пример:

1. ОТСТОЯТЬ - защитить (отстоять друга).

2. ОТСТОЯТЬ - простоять (отстоять очередь).

3. ОТСТОЯТЬ - находиться на некотором расстоянии от кого-, чего-л. (аэропорт отстоит от города на пять километров).

Причины появления в языке омонимов

    случайное совпадение слов:

Пример:

1. ЛУК - заимств. Огородное растение с острым вкусом.

2. ЛУК - иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.

    совпадение при образовании новых слов:

Пример:

ПОСЛАТЬ - отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение - 1. ПОСОЛ .

ПОСОЛИТЬ - консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов - 2. ПОСОЛ .

    потеря смысловой связи между значениями многозначного слова.

Пример:

Так произошло ещё в древности со словом СВЕТ :

СВЕТ - 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.

Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.

1. СВЕТ - лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. СВЕТ - Земля, мир, вселенная.

Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но, если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь:

Пример:

древний род , мужской род .

Виды омонимов

Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах - остроумных выражениях, шутках.

Пример:

Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ.

Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности.

Пример:

Вчера я побывал на ДНЕ поэзии. День поэзии? Или дно поэзии?

чанию. Например, град как вид осадков и град как город: Красуйся, град Петров… (Пушкин Медный всадник)

Или ключ - родник и ключ от замка, коса - вид прически и коса - орудие труда и т.д.

Наряду с неполными омонимами есть три вида неполных: омофоны, омографы, омоформы.

Омофоны - слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по значению: плод - плот, порог - порок, груздь - грусть, умолять - умалять, волы - валы, колос - голос.

"Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы "

"Ее изнеженные пальцы не знали игл;

Склонясь на пяльцы "

Омографы - наоборот, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению слова: орган - орган, мука - мука, замок - замок.

И наконец, омоформы - это слова, совпадающие по звучанию и по написанию лишь в одной или нескольких формах, и совсем различные в других.

Обычно это разные части речи: простой (сущ.) - перерыв в работе и простой (прил.) - не сложный. Они совпадают только в именительном падеже.

Все эти формы активизируют игру слов и поэтому широко применяются в поэзии, во всякого рода каламбурах. Например в эпиграфе к Евгению Онегину Пушкин использует созвучные фразы: фраза из Гарация О rus! (О деревня! и русское О Русь!)

Так он исподволь внушает читателю мысль, что истинная Русь - деревенская.

Омонимическая пара слов очень оживляет речь в поэзии. Иногда это остроумная рифма:

А что же делает супруга

Одна, в отсутствие супруга ?

(А.С. Пушкин Граф Нулин)

Или строки из Онегина:

Защитник вольности и прав

В сем месте был совсем не прав

3. Дополнительные лексические ресурсы поэтического языка

Поэтический язык кроме основного лексического фонда включает в себя особые лексические ресурсы , которые, как правило, исключены из литературного языка, но стихийно функционируют в разговорном языке.

Художественная литература, используя такие слова в поэтическом языке, расширяет круг людей, познающих их.

С другой стороны, эти слова выполняют определенные функции в поэтическом языке.

Особые лексические ресурсы классифицируются внутри себя на 4 разновидности:

1) исторические: славянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы.

2) национальные: варваризмы.

3) географические: диалектизмы.

4) социальные: просторечия и профессионализмы.

1) Славянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы

С течением времени любой национальный язык изменяется, а тексты древних литератур приходится буквально переводить на современные языки (с древнерусского га современный русский, с древнегреческого на современный греческий и т.д.)

Каждое слово имеет свою историю, конкурирует с другими словами, иной раз полностью меняет свое значение и форму. Есть, однако, в языке слова, историческая приуроченность которых не изменяется.

Таковы славянизмы - слова старославянского происхождения: уста, очи, вежды, ланиты и т.д.

Славянизмы имеют русские синонимы: враг - ворог, брег - берег, ночь - нощь и т.д.

Славянизмы имеют в поэтическом языке 3 функции:

1. Для придания повествованию архаического оттенка.

А.С. Пушкин в Онегине использовал много славянизмов:

1) Внемлите мой печальный глас

2) Младых восторгов первый сон…

3) В устах старался удержать…

4) "Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно..."

"Божья Тварь" в церковнославянизме - означает "живое существо, созданное Богом.

5) "Алкало пищи роковой..." слово старославянского происхождения, означающее "страстно желать чего-либо".

2. Старославянский язык до сих пор является профессиональным языком Русской Православной церкви.

Поэтому в Борисе Годунове у Пушкина речь служителей культа пестрит славянизмами:

Прииеде грех великий на

языцы земнии…

3. Самая важная функция славянизмов связана с высоким штилем. Использование славянизмов придает речи торжественность.

Это хорошо иллюстрирует стихотворение Пушкина Пророк:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей

Сходные со славянизмами художественные функции выполняют в поэтическом языке архаизмы и историзмы.

Архаизмы (от греч. archaios - древний) - это слова, вытесненные позднее из активного словаря другими словами.

Большое число архаизмов встречается у Пушкина в Онегине:

1) Что было для него измлада

2) Дианы грудь, ланиты флоры…

3) "Финал гремит, пустеет зала ..."

4) "Как описал себя пиит ..."

5) "Съезжались недруги и други "

От архаизмов следует отличать историзмы , слова, обозначающие явления отдаленного исторического прошлого. Например: стрельцы, опричники, бояре, оброк, барщина, фрейлины.

В Онегине читаем:

1) Ярём от барщины старинной

Оброком легким заменил

2) И обновила наконец

На вате шлафор и чепец

  • Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) - ключ (родник) , горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент) .
  • Омонимы частичные - омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк ).
  • Графические омонимы. См. омографы . (Графические омонимы в проекте «Википедия» представлены в категории Многозначные термины)
  • Фонетические омонимы. См. омофоны .
  • Омонимичные морфемы. См. омоморфемы .
  • Грамматические омонимы. См. омоформы .

Примеры

Слова

  • Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса)
  • Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды.
  • Лук - растение, лук - оружие.
  • Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука.

Фразы из омонимов

  • Косил косой косой косой (известная проблемная фраза для иностранцев):

См. также

Омонимия в таксономии

Ссылки

  • Омоним - статья из Большой советской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Омонимы" в других словарях:

    - (греч.) слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Пример «лук» (оружие) «лук» (растение). Обычно появление в языке О. объясняется случайным совпадением некогда различавшихся основ в результате ряда… … Литературная энциклопедия

    - (греч. homonymos, от homos похожий, и onoma имя). Слова, имеющие одинаковое произношение, но различное значение или различно пишущиеся, но одинаково произносящаяся. Напр., труба печная и труба музыкальная, мука, как страдание, и мука молотые… … Словарь иностранных слов русского языка

    Омонимы - ОМОНИМЫ слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению. Напр., «мечи» (от слова «меч») и «мечи» (от слова «метать»); «три» (число) и «три» (от слова «тереть») и т. п. На омонимах строится каламбурная игра (см. Каламбур), и уже с … Словарь литературных терминов

    - (от греческого homos одинаковый и onyma имя), разные по значению, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.), например рысь бег и рысь животное … Современная энциклопедия

    - (от греч. homos одинаковый и onyma имя) разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.), напр. рысь бег и рысь животное … Большой Энциклопедический словарь

    ОМОНИМЫ - (от греч. homos – одинаковый + onyma – имя). Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Различают О. полные (у которых совпадает вся система форм), частичные (у которых совпадают по звучанию… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ОМОНИМЫ - (от греч. homos одинаковый + onyma, onoma имя) слова с разным значением, которые, однако, одинаково пишутся и произносятся. Напр., в англ. языке О. являются слова pupil (ученик и зрачок), а также iris (радужка глаза и радуга); в рус. языке… … Большая психологическая энциклопедия

    омонимы - Идентичные термы, обозначающие различные сущности. [ГОСТ 34.320 96] Тематики базы данных EN homonyms … Справочник технического переводчика

    Омонимы - (от греческого homos одинаковый и onyma имя), разные по значению, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.), например “рысь” бег и “рысь” животное. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    омонимы - (др. греч. ομος < homos одинаковый + onyma, ονυμά имя) Слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение: коса1 (девичья прическа), коса2 (инструмент), коса3 (речная коса, полуостров в виде узкой отмели). Межъязыковые омонимы встречаются… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Омонимы русской диалектной речи , М. Алексеенко, О. Литвинникова. Это первый опыт словаря омонимов русской диалектной речи. Включает в себя слова разных грамматических классов. Относится к частеречному толково-объяснительному типу словарей. Призван…