Советское хозяйство бессрочное пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Что такое право пользования землей

На земельные участки, включая и постоянное (бессрочное) пользование ими, с 01.03. 2015 внесены принципиальные изменения. Зачем это сделано, каковы истоки права бессрочного пользования землей – все эти вопросы рассматривает предлагаемая статья.

Когда возникло право на постоянное бессрочное пользование земельным участком

В советский период, когда господствовала исключительно госсобственность на землю, использовать ее как гражданам, так и юрлицам можно было только по праву пользования, причем бесплатного. Вспомните, кто жил в СССР, как в ее Конституции говорилось о земле, переданной колхозам в «вечное пользование».

Собственно же титул "постоянное бессрочное пользование земельным участком" впервые был введен в союзное законодательство о земле в феврале 1990 г., а затем повторен в ЗК РСФСР от 1991 г. Само его появление было следствием той сложной политической борьбы, которая велась между реформаторскими силами во главе с Б. Ельциным и приверженцами старой советской системы. Последние, понимая неизбежность грядущей приватизации госсобственности, стремились создать условия для передачи новым собственникам только объектов недвижимости без земельных участков под ними, что могло стать базой для возврата к прежним порядкам в случае реванша.

Как развивалось рассматриваемое право в РФ до принятия ЗК РФ

Российские власти изначально рассматривали его как пережиток советской системы и неоднократно предпринимали попытки исключить из российского земельного законодательства.

В ЗК РСФСР от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком давалось только юрлицам. Граждане же, получившие землю по нему еще по советскому законодательству, законом РФ о земельной реформе от 1993 г. обязывались переоформить ее в собственность или взять в аренду. Тем же законом запрещалось предоставление земельных участков на этом виде права.

Однако вновь принятый в 1994 г. ГК РФ снова ввел этот титул применительно к гражданам, который и сохраняется в нем по настоящее время. Достаточно вспомнить, что это были за годы, чтобы понять, как политическая борьба отражалась в изменениях законодательства.

Что внес в рассматриваемое право ЗК РФ в год его принятия

Во-первых, он сохранил его в главе 4, посвященной ограниченным правам земельной собственности. Во-вторых, ЗК РФ подтвердил запрет передачи на этом праве новых участков гражданам, подтвердив при этом его сохранение у граждан и юрлиц, если оно возникло до введения ЗК. При этом было специально подчеркнуто отсутствие права у граждан и юрлиц распоряжаться такими участками.

Одновременно был издан специальный закон о процедуре введения ЗК РФ в действие, которым гражданам была предоставлена возможность переоформить бесплатно земельные участки в бессрочном пользовании в полную собственность. Юрлица этим же законом обязывались переоформить такие же свои участки в арендуемые или выкупить их. Сроки на переоформление бессрочного пользования земельным участком для юрлиц несколько раз сдвигались, пока в 2013 г. в КоАП РФ не была введена ответственность за срыв этих сроков в виде админштрафа от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Эта мера наконец заставила большинство российских юрлиц переоформить свое устаревшее земельное право.

Как изменилось рассматриваемое право в 2015 году

Итак, многолетняя борьба российских властей против права граждан на постоянное бессрочное пользование земельным участком наконец завершилась. Этот титул с 01.03.2015 года исключен из наименования главы 4 ЗК РФ, а все ее пункты, в которых упоминалось о нем применительно к гражданам и юрлицам, аннулированы. Однако ЗК РФ не исключил его окончательно из системы земельных прав.

В новой его статье 39.9 перечислены органы и организации, которые по-прежнему могут получать землю исключительно на этом виде права. Среди них отсутствуют граждане и юрлица с негосударственной формой собственности.

Другие виды пользования земельными участками по ЗК РФ

Обновленный ЗК оставил в силе такой вид права пользования землей, как сервитут. Одновременно были несколько модифицированы и некоторые статьи ГК РФ, относящиеся к нему. Так, теперь заключать соглашение о сервитуте можно не только с собственником участка, но и с его землепользователем (арендатором), если срок сервитута не превышает срока аренды. В ГК введена новая глава 5.3 с порядком заключения и содержанием соглашения о сервитуте для участков, принадлежащих государству.

Также ЗК РФ оставил в силе положения, относящиеся к такому виду права, как безвозмездное пользование земельными участками.

О терминологии в отношении пользования землей

В ЗК РФ отсутствует понятие «безвозмездное бессрочное пользование земельным участком», так как на все виды безвозмездного использования государственной или муниципальной земли ст. 39.10 установлены определенные сроки. Этот термин, не являющийся выражением какого-либо нового вида права на землю, используется в двух законах, принятых в августе 1996 года и относящихся к научной политике, а также к высшему и профобразованию. Некоторые специалисты считают его введение свидетельством низкой правовой культуры тогдашних законодателей. По мнению автора, он может применяться к тем участкам (дачным, садовым, огородам), которыми пользуются (по документально подтвержденному праву) граждане, не торопящиеся зарегистрировать свою собственность на них. Ведь физлица не ограничены в этой процедуре ни сроками, ни штрафами. Пользоваться своими участками безвозмездно они могут, а распоряжаться - нет. Законодатель, принимая во внимание нерасторопность граждан, согласен с тем, что право пользования в принципе существует, рассчитывая в дальнейшем на исключение его из сферы земельных отношений.

Бездоговорной характер пользования землей на бессрочной основе

Термин «бессрочное» в названии этого вида земельного права означает использование земли (эксплуатация ее согласно целевому назначению) без какого-либо ограничения сроков такого использования. И в этом заключается его различие с безвозмездным пользованием землей, для всех видов которого ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, хотя «безвозмездность» характеризует и бессрочное пользование также. Она отграничивает этот правовой институт от «возмездной» аренды земли; при этом осуществление бессрочного в отличие от безвозмездного пользования и от аренды происходит на недоговорной основе.

Ведь в основание пользования земельным участком в тот период, когда это право предоставлялось гражданам, ложились не договоры, а решения (акты) различных органов власти о передаче сельхозугодий садоводческим и дачным товариществам и кооперативам. Именно тогда миллионы граждан получили в свои руки заветные 6 соток. При этом на руках у большинства из них до сих пор нет никаких правоустанавливающих документов, тем более каких-либо договоров. Поэтому понятие "договор бессрочного пользования земельным участком" относится к юридически бессодержательным.

Требования ЗК РФ к гражданам, бессрочно пользующимся землей

Гражданам, осуществляющим постоянное бессрочное пользование земельным участком, предоставлена возможность регистрации права собственности на него. Она устанавливается вышеупомянутым законом 2001 года о вводе в действие ЗК РФ. При этом не имеет значения указание или отсутствие в документе (акте, свидетельстве), который устанавливает первоначально или удостоверяет действующее право гражданина на пользование участком, вида самого права, на котором он ему предоставлен.

Граждане, осуществляющие фактическое пользование земельным участком, принадлежащим государству или муниципалитету, с расположенными на нем их собственными объектами недвижимости, также могут зарегистрировать свою собственность на сам этот участок.

"Дачная амнистия"

Поскольку после прошедших с момента принятия ЗК РФ нескольких лет процесс регистрации гражданами своей собственности на земельные участки в их пользовании явно не приобрел нужного размаха, а государству нужно было расширять базу для сбора земельного налога, то было принято решение упростить процедуру такой регистрации и изложить ее в специальном законе. Он был принят в 2006 году и получил в народе емкое наименование «дачной амнистии». Он позволял оформить в собственность по упрощенной процедуре не только дачные и гаражные земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании, но и дома и гаражи на них.

Срок завершения «дачной амнистии» неоднократно продлевался. Последний раз это было сделано уже в текущем году. Окончательный срок ее проведения установлен до 1.03.2018 года.

Почему тормозится «дачная амнистия»

Дело в том, что для регистрации права собственности на дачный или гаражный участок требуется, кроме любого правоустанавливающего документа, предоставлять еще и кадастровый план участка в двух экземплярах. Стоимость и продолжительность кадастровых работ и стали тем основным фактором, который сделал граждан маловосприимчивыми к радужным возможностям «дачной амнистии».

Кроме того, хоть какой-нибудь, но все же правоустанавливающий документ на участок предоставлять нужно. Им может быть акт о предоставлении участка в постоянное пользование, любое постановление/распоряжение/решение о предоставлении участка, наконец выписка из похозяйственной книги. Однако у большинства садоводов и дачников никаких документов нет, кроме, может быть, книжек садовода.

Все эти обстоятельства и тормозят процесс, вынуждая власти изобретать новые стимулы для населения вроде так называемой новой дачной амнистии.

Переоформление собственности на земельные участки в пользовании юрлиц

Как уже отмечалось, законом о введении ЗК РФ юрлица обязываются выкупить или взять в аренду такие участки до 01.01.2012. За нарушение сроков переоформления предусмотрена админответственность в виде штрафа. Для товариществ садоводов, огородников или объединений дачников, а также гаражных кооперативов срок переоформления бессрочного пользования неограничен.

Если бессрочное пользование переоформляется на аренду, то плата за нее устанавливается в размере 2 %, а для участков из состава сельхозземель - 0,3 % от кадастровой стоимости арендуемых участков. При изъятии или ограничении участка в обороте плата за его аренду равна 1,5 % той же стоимости. Изменять эти величины можно только при изменении кадастровой стоимости.

Тем лицам, которые пользовались участками с различными линейными объектами, срок переоформления бессрочного пользования установлен до 01.01.2016. Если они успели переоформить право пользования участками на право их аренды до 01.01.2012, то они также могут выкупать арендуемые участки по льготной цене в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости. Для Москвы и Санкт-Петербурга эта льготная цена увеличена до 20 % от кадастровой стоимости.

Бессрочное пользование представляет собой использование земельного участка по своему усмотрению гражданином, имеющим соответствующие полномочия. Данный вид пользования оформляется в установленном порядке, с обязательным прохождением всех этапов процедуры и созданием требуемых документов.

Право бессрочного пользования обладает рядом специфических признаков, например, в этом случае гражданин не является законным собственником данного объекта недвижимости. Он не сможет продать его или осуществить иные сделки в его отношении. В понятие бессрочного пользования входит исключительное использование земельных ресурсов по их прямому назначению. При этом продолжительность данного использования не должна ограничиваться по времени.

Иными важными признаками и характеристиками бессрочного права можно назвать:

  • безвозмездность использования земельной территории, то есть гражданин пользуется землей на абсолютно бесплатной основе, без какой-либо арендной платы или иных взносов. Отсутствие платы распространяется даже в отношении земельного налога, который также не взымается с гражданина при бессрочном пользовании землей
  • отсутствие четко ограниченных сроков использования (договор о бессрочном пользовании не должен обладать каким-либо периодом действия)
  • отсутствие возможности передать такую землю по наследству (даже если умерший гражданин пользовался землей всю жизнь, она все равно не может быть включена в общую наследственную массу)

Кто может претендовать на оформление участка в данный вид пользования?

На основании всех последних изменений, произошедших в земельном законодательстве, можно сделать выводы о том, что сейчас законные пользователи земли могут быть разделены на две основные категории:

  • граждане, которые оформили право бессрочного пользования участком еще до 2001 года, когда был принят Земельный кодекс. При этом тот факт, на каком именно основании ранее был оформлен данный вид пользования, здесь не будет иметь никакого значения
  • лица, которые произвели оформление бессрочного пользования земли уже после 2001 года, когда новый Земельный кодекс уже был принят в официальном порядке

Сам вид земельного участка, оформленного в бессрочное пользование, может быть абсолютно разным. Чаще всего это садовые участки, огороды, а также территории возле возведенных построек, зданий, сооружений и т.д.

Кроме физических лиц, в роли пользователей земельного участка могут выступать и различные организации, включая местные органы власти, государственные учреждения и т.д. Все вышеуказанные юридические лица также могут бессрочно пользоваться земельным участком, без оформления права собственности на него.

Решение о выделении определенного участка в бессрочное пользование принимается только специализированными организациями, имеющими соответствующие полномочия на данные действия. Чаще всего такими организациями являются местные органы самоуправления – администрации и т.д.

Порядок и этапы оформления бессрочного пользования

Полномочия по выделению земельного участка для его последующего бессрочного использования имеются у местных органов власти. Именно туда следует обратиться гражданину, который желает получить земельную территорию.

Обращение происходит вместе с составлением письменного заявления, в котором указывается желание обратившегося лица. После его сдачи в соответствующий отдел специалист принимает документ, проводит его регистрацию и выдает гражданину письменное подтверждение совершенного обращения.

Помимо заявления, обратившемуся лицу заранее следует позаботиться и о сборе всех необходимых документов. Как правило, в них входит полная информация о земельном участке, а также о лице, которое претендует на его получение. Точный список требуемых бумаг лучше уточнять по месту обращения, так как он может меняться в зависимости от действующих в данном регионе правил.

После того, как заявление и все необходимые документы были приняты у обратившегося лица, уполномоченный специалист начинает их проверку. В ходе этой проверки особое внимание уделяется представленным сведениям о гражданине, а также иной информации. По окончании проверки специалист должен вынести одно из двух решений: о предоставлении гражданину в бессрочное пользование указанного в документах земельного участка либо об отказе в данном требовании с обязательным указанием конкретных причин.

Основания для отказа в предоставлении участка

Как уже говорилось выше, специалист, принимающий решение о предоставлении участка в бессрочное пользование, вполне правомерно может отказать обратившемуся к нему лицу. Естественно, отказ будет признан законным только при наличии неоспоримых оснований. Чаще всего в роли таких оснований выступают следующие обстоятельства:

  • гражданин представил неполный пакет документов, которые требовались специалисту для регистрации права бессрочного пользования
  • в бумагах содержатся явные расхождения с реальным положением вещей либо имеются определенные ошибки, неточности
  • указанный в документах земельный участок, который заявитель желает оформить в бессрочное пользование, имеет определенное обременение, которое не позволяет провести законную регистрацию
  • в главном земельном документекадастровом паспорте неверно указан номер участка и т.д.

В том случае, если в пакете собранных документов не хватает определенных бумаг, уполномоченное лицо может приостановить процедуру регистрации и дать заявителю время для предоставления отсутствующей информации. Сюда же можно отнести и случаи наличия в бумагах каких-либо ошибок – в такой ситуации гражданину необходимо будет посетить орган, который ранее выдал данный документ, для исправления представленной в нем информации.

В ситуациях, когда в отведенное время гражданин так и не представил исправленные либо недостающие сведения, специалист имеет право закрыть дело. Также следует отметить, что в случае вынесения неправомерного отказа, по мнению заявителя, он всегда сможет оспорить его в судебном порядке.

Дополнительные правила при оформлении и порядок

Длительность процедуры оформления во многом будет зависеть от того факта, присутствует ли данная земельная территория в существующем кадастровом реестре. Если участок туда входи, процесс установления права бессрочного пользования пройдет значительно быстрее.

Если же сведений о конкретном участке в реестре не содержится, его обязательно придется ставить на учет, иначе дальнейшее оформление станет невозможным. Процесс оформления может быть остановлен не только отсутствием сведений в кадастровом учете, но и отсутствием сведений о ранее проведенной процедуре межевания. В таком случае предварительно необходимо определить точные границы земли, а также провести иные требуемые мероприятия. Этот процесс также может занять достаточное количество времени. Все схемы участка должны быть предварительно согласованы со специалистом из администрации. Если он будет находить определенные неточности, внесение исправлений будет осуществлять только с помощью составления нового документа.

К процедуре межевания должна быть привлечена специализированная организация, имеющая соответствующие документы на занятие данным видом деятельности. Именно она должна верно очертить границы участка и поставить его на кадастровый учет.

Только после предварительных мероприятий можно будет повторно обращаться в местные органы самоуправления с целью повторного предоставления туда всех необходимых документов.

Документы для установления законной возможности бессрочного использования территории

Заявитель при оформлении бессрочного пользования землей должен предоставить полный пакет требующихся документов. В него входят следующие бумаги:

  1. Письменное заявление от заинтересованного лица, написанное в свободной форме. Данный документ пишется на имя главы администрации либо иного лица, имеющего соответствующие полномочия
  2. Документальные основания, которые способны подтвердить правомерность требований заявителя
  3. Выписки о земельном участке из существующего реестра. Как правило, в ней должна быть представлена вся основная информация о данном объекте недвижимости: его место нахождения, точный размер, сведения о наличии четких границ, кадастровый номер и т.д.
  4. Кадастровый паспорт, который является главным документом любого земельного объекта
  5. Выписка из ЕГРЮЛ

При необходимости уполномоченное лицо может потребовать предоставления дополнительных документов, например, в цели проверки или уточнения определенных сведений.

Подача собранного пакета бумаг может осуществляться как напрямую, так и через организации-посредников, например, МФЦ. Специалист после принятия документов должен уточнить длительность периода их проверки и назначить дату следующего визита, для получения информации по данному делу.

В зависимости от различных дополнительных обстоятельств длительность периода оформления может составлять от одного до нескольких календарных месяцев. В том случае, если гражданин считает, что уполномоченный орган проявляет бездействие в отношении его дела, он имеет полное право на обращение с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком возникло с февраля 1990 года, а с принятием ЗК были сформулированы основные положения его реализации. Согласно редакции 91-го года данные полномочия предоставлялись только юридическим лицам. Лица, заключившие договор бессрочного пользования, и получившие соответствующие земли в советское время, согласно реформе 93-го года, должны были переоформить данные надели в частную собственность путем выкупа или перейти на арендные отношения. Впоследствии понятие бессрочного пользования земельным участком получило закрепление в Гражданском Кодексе и остается действительным на текущий момент. Касательно организаций требование переоформления на другие отношения был сохранен.

Понятие права бессрочного пользования

Юридически постоянное (бессрочное) пользование землей представляет собой один из видов реализации вещных прав лиц, и предполагает выделение некоторых территорий из госфонда или от муниципального образования, а также из состава владений казенных учреждений.

Согласно положениям ФЗ-137 2001 года, организации обязываются переоформить данное право двумя способами:

  1. Путем перевода в частное владение;
  2. Взяв землю в аренду, заключив соответствующее соглашение.

Кто предоставляет

К числу органов, наделенных полномочиями выделения земель, относятся следующие организации:

  • компетентными госорганами;
  • муниципалитетами, другими представителями местных властей;
  • казенными предприятиям;
  • госучреждениями.

Касательно физлиц процесс выделения наделов с правом бессрочного пользования больше не производится. Тем не менее, гражданские лица, получившиенаделы домомента утверждения ЗК РФ, данное полномочие сохранено.

  • Граждане, участки земли которым были выделены до вступления нового законодательства;
  • Государственные образования;
  • Муниципальные учреждения;
  • Областные организации.

Так как в отношении гражданских лиц выделение подобных участков прекращено, пользоваться землей по праву постоянного пользования можно при получении его от хозяйствующего субъекта, наделенного такими полномочиями соответственно от государства.

Читайте также Что собой представляет земельный пай, особенности правового статуса

Полномочия

Статьей 269 ГК определяется круг полномочий лица, владеющего наделом в праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

  • Самостоятельное использование в рамках целевого назначения выделенного надела;
  • Возводить на нем постройки, сооружения, объекты недвижимости;

Особенностью такого владения является закрепление за лицом, построившим объекты недвижимости на участке, частной собственности на возведенные постройки.

Недвижимость, построенная силами владельца участка, подлежит законной регистрации в качестве частной собственности на строительной объект при сохранении ограничений в области распоряжения самой землей.

Ограничения

Право бессрочного пользования земельным участком предполагает наличие ограничений, не позволяющих свободно распоряжаться недвижимостью:

  • Невозможность распоряжаться по личному усмотрению;
  • Запрет на передачу в аренду или безвозмездное владение;
  • Недопустимость оформления залоговым обеспечением, внесением в уставный капитал организаций, созданных на коммерческой основе.

Владельцы подобных участков могут переоформить правовые отношения путем перехода на аренду земли.

Наследование

За лицами, сохранившими право пользования землей на бессрочных условиях, сохранена возможностьпередавать его по наследству. Несмотря на факт запрета на любые действия по переоформлению участка на другое лицо, владелец земельного надела может оформить его в наследство своим преемникам. Это полномочие сохранено только за физическими лицами, так как все организации обязаны переоформить землю путем перехода на аренду. Помимо участка, физическое лицо, являющееся завещателем, может передать свои полномочия на использование всего, что находится на данной территории, включая водные ресурсы, произрастающие растения, кустарники, деревья, животные.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись